Т.В. Троицкая
СТАНОВЛЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ И ГОРОДЕ СЕВАСТОПОЛЕ: КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
В статье анализируются вопросы становления избирательного законодательства в Республике Крым и г. Севастополе. Констатируется, что переходный период формирования основ конституционного строя России на территории данных субъектов сопровождается необходимостью решения определенных проблем, в частности принятия законов, предусматривающих порядок проведения референдума, формирования органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления.
Ключевые слова: выборы, Республика Крым, г. Севастополь, избирательная система, конституционно-правовая основа, избирательное законодательство, референдум, демократические основы конституционного строя, органы государственной власти субъектов РФ.
T.V. Troitskaya
FORMATION OF THE ELECTORAL LEGISLATION IN THE REPUBLIC OF CRIMEA AND SEVASTOPOL: CONSTITUTIONAL PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT
This article examines the issues of formation of election legislation in the Republic of Crimea and Sevastopol. The transition form the foundations of the constitutional system of Russia in the territory of the data subjects is accompanied by the need to solve the problems of the transition period, in particular the adoption of laws providing for the procedure of holding a referendum, formation of the bodies of state power of subjects and bodies of local self-government.
Keywords: Elections, Republic of Crimea, the city of Sevastopol, the electoral system, constitutional and legal framework, electoral law, a referendum of the Russian Federation Constitution, the democratic foundations of the constitutional system, the state authorities of the Russian Federation.
Выборы представляют собой важнейший институт народовластия, обеспечивающий формирование и функционирование органов публичной власти с учетом и в интересах граждан государства.
Избирательное законодательство государства напрямую зависит от уровня его демократического развития. Анализ сегодняшнего политического устройства России в целом показывает стремление руководства страны придерживаться основополагающих принципов демократии, что вызывает необходимость развивать и совершенствовать избирательное законодательство с учетом современных реалией, причем не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов России.
В марте 2014 г. произошло поистине всемирно-историческое событие — Республика Крым и г. Севастополь вернулись в состав Российской Федерации. «Для России Крым, древняя Корсунь, Херсонес, Севастополь имеют огромное циви-лизационное и сакральное значение»1, — отмечал Президент России В.В. Путин.
© Троицкая Татьяна Викторовна, 2017
Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного и международного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: Troiskaya@yandex.ru
Адаптация избирательного законодательства Республики Крым и г. Севастополя, приведение его в соответствие с российскими стандартами, в частности с Федеральным законом от 12 июня2002 № 92-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в ред. от 5 апреля 2016 г.)2, является составной частью процесса правовой интеграции. «После принятия Конституции Республики Крым и Устава города Севастополь наступает следующий этап конституционализации статуса субъектов Российской Федерации», — подчеркивают В.Т. Кабышев и Т.В. Заметина3.
В современных условиях с учетом высокого уровня международного противостояния проведение свободных, справедливых, равных выборов в Республике Крым и г. Севастополе — первоочередная задача как для органов публичной власти различного уровня, так и институтов гражданского общества. «Выборы в условиях демократии призваны гарантировать верховенство народной воли, ее воплощение в деятельности государственной и муниципальной власти, высокую степень ответственности государства перед гражданским обществом»4. Выборы придают власти легитимный, правовой характер.
Президент РФ всегда ставил задачи становления демократии и формирования институтов гражданского общества. Глава государства подчеркивал: «России нужна демократия, а не хаос, нужна вера в будущее и справедливость»5. Периодические, свободные выборы, результаты которых максимально отражают политические настроения граждан страны, являются высшим проявлением демократии.
А.В. Иванченко отмечает: «Современная теория демократии изначально базируется на многообразии ее форм, когда каждая страна с учетом условий ш конкретного исторического времени выбирает оптимальное для себя сочетание и избирательных механизмов» . п
Население Республики Крым и г. Севастополя стремительно интегрируется о в политико-правовое и социально-экономическое пространство нашей, уже об- К щей страны. «Задача сегодняшнего сложного периода экономического развития о
п
нашей страны, обострившихся проблем в международных отношениях — это а дальнейшее формирование сильной, единой, суверенной России с независимой в
" 7 н
международной позицией»7. о
18 сентября 2016 г. на всей территории Российской Федерации состоялись ю
Т5
выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Во |
многих субъектах прошли выборы высшего должностного лица и депутатов К
законодательного органа власти, также состоялись выборы на уровне многих а
муниципальных образований. Соответственно, выборы в Республике Крым и |
г. Севастополе состоялись согласно Федеральному закону от 22 февраля 2014 г. «О и
выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской №
Федерации» (в ред. от 28 декабря 2016 г.)8 по смешенной избирательной системе. 1
На территории Республики Крым было сформировано 3 мажоритарных одно- )
мандатных округа и один округ в г. Севастополе. В вышеназванных субъектах 7 выборы проходили только на федеральном уровне, т.е. избирали только депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ.
Центральная избирательная комиссия сообщила, что в Республике Крым зарегистрированы 1474514 избирателей, в Севастополе — 318271. В Республике Крым создано 1207 избирательных участков, в Севастополе — 191. Явка избирателей на выборах в Республике Крым составила 49,15%9. 81
Несмотря на заявления киевских властей о нелегитимности рассматриваемых выборов, попытках запретить проведение предвыборной агитации, выборы 18 сентября 2016 г., первые выборы федерального уровня в Республики Крым и г. Севастополе состоялись, причем на высоком организационном и правовом уровнях. По итогам голосования большинство голосов получила партия «Единая Россия».
Дискуссионным явился вопрос об участии международных наблюдателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ седьмого созыва на территории Республики Крым и г. Севастополе. Председатель Избирательной комиссии Республики Крым М.Г. Малышев выразил сожаление, что на выборах не присутствовали международные наблюдатели от ОБСЕ. Он отметил: «Очень жаль, что двойные стандарты не позволят им присутствовать на выборах в Республике Крым. Они бы увидели ту разительную разницу в подготовке и проведении избирательного процесса и самих выборов, которые будут осуществляться 18 сентября, по сравнению с тем, что было в Крыму в украинский период»10.
Проанализировав проблемы становления избирательного законодательства в Республике Крым и г. Севастополе, необходимо отметить, что на территории данных субъектов приняты законы, регламентирующие порядок формирования законодательных (представительных) органов государственной власти, выборов депутатов представительных органов местного самоуправления, к примеру, в Республике Крым действует Закон Республики Крым от 15 мая 2014 г. № З-ЗРК «О выборах депутатов Государственного Совета Республики Крым»11, предусма-й тривающий смешанную избирательную систему на указанных выборах. Так, ? из 75 депутатов Государственного Совета Республики Крым, 50 избираются по 3 пропорциональной избирательной системе
» Вместе с тем в Республике Крым и г. Севастополе выявлена проблема от-
I сутствия некоторых законов, регламентирующих избирательные отношения, в | частности отсутствуют законы о порядке проведения референдума, в результате ! чего невозможно провести данную процедуру по решению вопроса о порядке § наделения полномочий высшего должностного лица, в частности в городе феде-| рального значения Севастополе.
| Вопрос о порядке наделения полномочий главы Севастополя является одним
'I из наиболее сложных и тяжело воспринимаемых его гражданами. В течение | продолжительного времени «горожане» были лишены возможности избирать | своего градоначальника. Только сейчас у них появилась возможность говорить о нарушении избирательных прав. 21 июня 2016 г. инициативная группа «Служу Севастополю» выступила с предложением вынести на голосование вопрос: ё «Поддерживаете ли вы внесение изменения в Устав города Севастополя о вы-§ борах губернатора города Севастополя жителями города Севастополя на основе | всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании»12? | Отсутствие закона о порядке проведения референдума на уровне г. Севастополя и альтернативный порядок замещения должности высшего должностного лица, предусмотренный действующим законодательством России (Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (в ред. от 28 марта 2017 г.))13 позволяют отложить решение этого 82 вопроса на некоторый срок.
В числе первоочередных вопросов, которые могли быть вынесены на референдум в г. Севастополе, это вопросы о символах города и лишении экс-президента Украины Л. Кучмы звания почетного жителя Севастополя. В настоящее время подготовлен и находится на рассмотрении законопроект «О референдуме в городе Севастополе». Соответственно в перспективе население обновленного г. Севастополя сможет принять участие в решении судьбоносных вопросов.
Создание в России нормативно-правовой базы реального обеспечения демократических основ Конституции страны, функционирование органов государственной власти в рамках права, расширение реализации форм прямой демократии, в т.ч. проведение референдума и принятие основополагающих решений по вопросам реформирования, в т.ч. в области избирательного права, будут содействовать планомерному развитию демократии в Российской Федерации.
Избирательное законодательство как индикатор реальных политических процессов в стране оказывает воздействие на все институты политической системы. Прогрессивное развитие институтов избирательного права в Республике Крым и г. Севастополе будет способствовать становлению и развитию демократии в данных субъектах и укреплению российской государственности.
1 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. 04.12.2014 // kremlin.ru.
2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 24, ст. 2253; 2016. № 15, ст. 2054.
3 Кабышев В.Т., Заметина Т.В. Воссоединение Республики Крым и города Севастополя с Россией — восстановление исторической справедливости // Конституционное развитие России: межвузовский сборник научных статей / [ред. кол.: В.Т. Кабышев (отв. ред.) и др.]; Саратов, 2014. Вып. 14. С. 3; Их же. Россия — Крым — Севастополь: конституционно-правовое исследование. М., 2016. С. 9.
4 Макаревич К.К. Избирательные комиссии как институт политических выборов: состояние и оптимизация функционирования в современной России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Орел, 2004. С. 2.
5 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. 22.12.2011 // kremlin.ru.
6 Иванченко А.В., Кынев А.В., Любарев А.Е. Пропорциональная избирательная система в России: история, современное состояние, перспективы. М., 2005. С. 89.
7 Троицкая Т.В. Становление институтов гражданского общества в Республике Крым и городе Севастополе // Вестник Саратовской государственной юридической академии. Саратов, 2015. № 5(106). С. 69.
8 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 8, ст. 740; 2017. № 1, ч. I, ст. 15.
9 См.: Центральная Избирательная комиссия РФ // cikrf.ru.
10 Избирком Крыма ждет наблюдателей из стран СНГ на выборах 18 сентября //crimea.ria.ru.
11 См.: Крымские известия. 2014. 20 мая.
12 ЦИК РФ зарегистрировал жалобу по проведению референдума о выборах губернатора Севастополя // primechaniya.ru.
13 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 42, ст. 5005; 2017. № 14, ст. 2001.