Т.В. Троицкая
СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ И ГОРОДЕ СЕВАСТОПОЛЕ
В статье анализируются вопросы становления гражданского общества и его институтов в Республики Крым и городе Севастополе. Автор подчеркивает значение присоединения данных территорий к Российской Федерации. В условиях периода интеграции новых субъектов в правовое поле России неоценимое значение приобретает процесс функционирования общественных институтов и отдельных граждан и их взаимодействие с органами государственной власти.
Ключевые слова: гражданское общество, институты гражданского общества, граждане, общественные объединения, политические партии, Общественная палата, общественные советы, общественный контроль.
T.V. Troitskaya
FORMATION OF CIVIL SOCIETY IN THE REPUBLIC OF CRIMEA AND THE CITY OF SEVASTOPOL
The article analyzes the question of civil society and its institutions in the Republic of Crimea and Sevastopol. The author emphasizes the importance of accession of these territories to the Russian Federation. In the context of the period of the integration of new actors in the legal field of Russia becomes invaluable process of functioning of public institutions and individuals and their interaction with the state authorities.
Keywords: Crimea, the city of Sevastopol, civil society, civil society, citizens, public associations, political parties, the Public Chamber, Public councils, public control.
На протяжении многовековой истории российский народ отстаивал свое право на Крым, понимая важнейшее военно-стратегическое и геополитическое значение полуострова в судьбе нашей страны.
В марте 2014 г. произошло поистине всемирно-историческое событие — Республика Крым и г. Севастополь вернулись в состав Российской Федерации. Данное обстоятельство свидетельствует о нескольких важнейших для России и мировой истории фактах. Во-первых — это восстановление исторической справедливости и исправление ошибок политического руководства СССР, с чем сложно не согласиться, анализируя документы. В.Т. Кабышев и Т.В. Заметина подчеркивают: «В марте 2014 года в истории постсоветской России и Республики Крым произошли события, имеющие огромное историческое значение как для народов Российской Федерации, народа Крыма, так и для мировой цивилизации. Принятие Республики Крым и г. Севастополя в состав Российской Федерации есть факт восстановления исторической справедливости. Суть этой долгожданной справедливости очень емко, исключительно точно правосознание крымчан выразило тремя словами — Возвращение Крыма в Россию»1. Во-вторых, это сохранение стратегически важной для России военно-морской базы, преемника Черноморского флота СССР и Российской империи и являющейся основой
© Троицкая Татьяна Викторовна, 2015
Кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права (Саратовская государственная юридическая академия)
обеспечения безопасности и контроля в Черном и Азовском морях и в целом южных границ России.
Россия пользовалась данным объектом в соответствии с Харьковским соглашением от 12 апреля 2010 г.2, судьба которого могла оказаться под угрозой в связи с усилившимся давлением на Украину западных стран. В-третьих, это помощь нашим соотечественникам (59% жителей Крыма — русские), оказавшимся в связи с произошедшими политическими процессами в Украине в катастрофическом положении, создающими угрозу их жизни и здоровью. В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию РФ 4 декабря 2014 г. отметил: «Для нашей страны, для нашего народа это событие имеет особое значение. Потому что в Крыму живут наши люди, и сама территория стратегически важна, потому что именно здесь находится духовный исток формирования многоликой, но монолитной русской нации и централизованного Российского государства. Ведь именно здесь, в Крыму, в древнем Херсонесе, или, как называли его русские летописцы, Корсуни, принял крещение князь Владимир, а затем и крестил всю Русь»3.
Более того, события 2014 г. свидетельствуют о возвращении России в большую мировую политику, возвращении страны, с позицией которой уже нельзя не считаться, от действий которой в будущем будет зависеть международная безопасность.
Процесс присоединения Крыма к России был стремительным, для многих неожиданным и это в первую очередь заслуга населения Крыма и Президента нашей страны, «сыгравших» одну из красивейших шахматных партий мировой истории. Жители Крыма в переломный момент своей истории смогли проявить а должную гражданскую активность, пришли на избирательные участки и сде-? лали свой правильный выбор. За год отношение крымчан к этому вопросу не | изменилось. В феврале 2015 г. результаты опросов общественного мнения, про-g веденных немецкой организацией GfK, показали, что на вопрос «Одобряете ли i вы присоединение Крыма к России?» 82% крымчан дали утвердительный от-| вет, еще 11% сказали «в целом да»4. Издание Forbes отмечает «Рано или поздно i Западу придется смириться и перестать «предпринимать огромные усилия по
о 5
§ спасению» крымчан, признав за ними право на самоуправление»5. | Сложные события 2014 г. уже позади, и сегодня необходимо сконцентрировать
| усилия для обеспечения нормальных условий функционирования всех государ-'I ственных институтов единого с Россией правового пространства и, что немало-| важно, способствовать развитию гражданского общества, без опоры на которое | невозможно обеспечение общественного согласия, необходимого в условиях переходного периода в Республике, ставшей домом для более 100 национальностей (полуостров всегда был населен большим количеством народностей, во многом | это предопределено ходом истории)6.
§ 11 апреля 2014 г. Государственный Совет Республики Крым, «признавая
| приоритет общечеловеческих ценностей и норм международного права, выражая J приверженность идеалам социальной справедливости, демократии и правового государства ...» принял Конституцию Республики Крым7, закрепившую основополагающие демократические постулаты, создающие основы для развития институтов гражданского общества. Главными из них являются: провозглашение народа источником власти в стране (ст. 2), приоритет основных прав и свобод (ст. 3), социальный характер государства (ст. 4), защита частной собственности 70 (ст. 5) и др.
С точки зрения анализа общественно-политического пласта гражданского общества, служащего необходимой основой для участия граждан в управлении делами государства, следует констатировать, что в Республике Крым по состоянию на 1 апреля 2015 г. зарегистрированы региональные отделения 23 политических партий, что имеет немаловажное значение для политической конкуренции в будущих выборах. С целью налаживания диалога между различными политическими партиями и общественными организациями, органами государственной власти 5 февраля 2015 г. в Севастополе состоялось совещание с представителями разных общественных объединений, организаторами которого выступили Севастопольская городская избирательная комиссия и Избирательная комиссия Республики Крым. Это был один из первых форумов, консолидирующий членов избирательных комиссий, политических партий, представителей органов государственной власти и местного самоуправления, журналистов.
30 апреля 2014 г. в Республике Крым принят Закон «Об Общественной палате Республики Крым»8, предусматривающий необходимость формирования данного института. Создана Общественная палата и в Севастополе, включающая 24 представителя общественных объединений и некоммерческих организаций. Уже 24 ноября 2014 г. состоялась встреча членов Совета Общественной палаты Республики Крым с членами Общественной палаты РФ с целью налаживания взаимодействия с представителями общественности и религиозных организаций Республики.
Особого внимания заслуживает Доклад Общественной палаты Республики Крым «О состоянии гражданского общества в 2014 году»9, в котором подчеркивается в первую очередь значение Декларации о независимости Автономной е Республики Крым и г. Севастополя, принятой 11 марта 2014 г. депутатами и Верховного Совета Крыма и Севастопольского городского совета и факта после- ¡?
Т5
дующего присоединения Крыма к России, а также роль населения в этом про- о
в
цессе. Республика Крым впервые была наделена правом принятия собственных о
й
законов, что ранее было невыполнимой задачей. а
Председатель комиссии Общественной палаты Республики Крым по вопросам | развития институтов гражданского общества и правам человека М. Гуренко- е
Вайцман отметила: «События, произошедшие в Крыму, показали нам, что на °
й
первое место в социальной, политической, экономической, этнической, рели- р
гиозной сферах жизни нужно ставить развитие гражданского общества. После Ч
референдума на полуострове сформировалось такое понятие, как народ Крыма. о
Мы начали жить с ноля, значит, нужно учиться жить по-новому. Все это произо- К
шло благодаря развитию и становлению гражданского общества»10. м
Необходимо констатировать, что за один год в Республике Крым и г. Севасто- I
поле проделана огромная работа не только по формированию правовых основ ¡§
становления, в частности, гражданского общества, но и практики их реализа- 00
ции. В республике зарегистрировано свыше 300 общественных организаций, 22
30 благотворительных фондов, 39 культурно-национальных автономий, на март 5 2015 г. количество некоммерческих организаций составило 482. При органах государственной исполнительной власти Республики Крым и г. Севастополя сформированы Общественные советы, в состав которых входят представители общественных объединений, продолжается процесс создания Общественных советов в муниципальных образованиях. Уже на конец 2014 г. в Республики Крым
зарегистрировано 117 средств массовой информации. К началу 2015 г. количество 71
зарегистрированных СМИ (печатные, телевизионные СМИ и радио) составило уже 167, из них 107 — крымские, остальные — филиалы федеральных средств массовой информации. Прошли перерегистрацию около половины печатных изданий крымских муниципалитетов. Кроме того, в Республике развивается правозащитный сектор гражданского общества. С 2014 г. в соответствии с законодательством Республики Крым в регионе действуют институты Уполномоченного по правам человека, Уполномоченного по правам ребенка, Уполномоченного по защите прав предпринимателей11.
Безусловно, остаются и нерешенные проблемы, связанные в большей степени с решением социально-экономических задач, созданием многоуровневой горизонтальной системы институтов гражданского общества в данной сфере, призванной обеспечить обратную связь между органами власти и обществом. Необходимо совершенствовать механизм привлечения институтов гражданского общества к участию в решении государственных и общественных задач и вопросов, затрагивающих права и законные интересы населения рассматриваемых субъектов РФ, в частности, принятия Закона Республики Крым «Об общественном контроле».
Нельзя обойти вниманием и некоторые «изъяны» в порядке формирования Общественной палаты Республики Крым, который можно назвать удовлетворительным только с учетом переходного периода. В настоящее время важнейший орган общественного контроля формируется фактически из кандидатур, представленных Государственным советом и Советом министров Республики, что не отражает тенденций организации данного органа в других субъектах РФ. В результате, по мнению членов антикоррупционного бюро Республики Крым, Общественная палата Республики Крым состоит либо из представителей, ранее входивших в состав Общественного совета при Совете министров Крыма, либо малоизвестных граждан, не отражающих общественного мнения жителей Крыма.
В череде задач Крыма и Севастополя, требующих неотложного решения, сегодня нельзя недооценивать проблему становления институтов гражданского общества, которые в сложный период призваны способствовать объединению усилий наиболее активных, ответственных слоев населения. Формирование гражданского общества — это цель общественного развития любого демократического государства. Будучи выразителями общественных интересов, институты гражданского общества способны отражать интересы граждан своей страны, различных групп населения, содействовать их организации с целью решения стоящих проблем и, как следствие, обеспечивать установление диалога с органами государственной власти и местного самоуправления. Как отмечает В.И. Гавриленко, «гражданское общество вырабатывает свои специфические механизмы самоуправления и самоорганизации, собственные регуляторы своего развития»12.
Население Республики Крым и г. Севастополя стремительно интегрируется в политико-правовое и социально-экономическое пространство нашей, уже общей страны. Задача нестоящего сложного периода экономического развития нашей страны, характеризующегося обострением проблем в международных отношениях — это дальнейшее формирование сильной, единой, суверенной России с независимой международной позицией.
1 Кабышев В.Т., Заметина Т.В. Воссоединение Республики Крым и города Севастополя с Россией — восстановление исторической справедливости // Конституционное развитие России: межвузовский сборник научных статей. Саратов, 2014. Вып. 14. С. 3.
М.А. Дубровина • Приоритетные направления развития Республики Крым
2 См.: Соглашение между Украиной и Российской Федерацией по вопросам пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины от 12 апреля 2010 г. URL: http://special.kremlin.ru/ catalog/countries/UA/events/7514 (дата обращения: 03.05.2015).
3 Парламентская газета. 2014. 5-11 дек.
4 Forbes: Не надо спасать крымчан — им и в России хорошо. URL: http://russian.rt.com/inotv/2015-03-21/ Forbes-Ne-nado-spasat-krimchan (дата обращения: 03.05.2015).
5 Там же.
6 См.: Стариков Н.А., Беляев Д.О. Россия. Крым. История. СПб., 2015. С. 19.
7 См.: Конституция Республики Крым (принята Государственным Советом Республики Крым 11 апреля 2014 г.) // Крымские известия. 2014. 12 апр.
8 См.: Крымские известия. 2014. 5 мая.
9 URL: http://www.opcrimea.ru/assets/files/EjegodniyDoclad0PRK_2015.pdf (дата обращения: 30.04.2015).
10 Новости Комиссии по вопросам развития институтов гражданского общества и правам человека. URL: http://www.opcrimea.ru (дата обращения: 25.08.2015).
11 См.: Доклад Общественной палаты Республики Крым «О состоянии гражданского общества в 2014 году. URL: http://www.opcrimea.ru/assets/files/EjegodniyDoclad0PRK_2015.pdf (дата обращения: 30.04.2015).
12 Гавриленко В.И. Власть и общество (конституционные принципы взаимодействия) // Конституционное развитие России: межвузовский сборник научных статей. Саратов, 2009. Вып. 10. С. 47.
М.А. Дубровина
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
В статье рассматриваются промежуточные итоги и приоритетные направления развития Республики Крым и г. Севастополя. Исследуются проблемы, возникающие в социальной сфере, туристической отрасли экономики Крыма. Затронуты вопросы гражданской активности, межнационального мира и согласия в Республике. Обращается внимание на программное развитие региона.
Ключевые слова: программное развитие Крыма и Севастополя, приоритетные направления развития Крыма.
M.A. Dubrovina
PRIORITY DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF CRIMEA
The article deals with the interim results and the development priorities of the Republic of Crimea and Sevastopol. The problems arising in the social sector, the tourism sector of the economy of the Crimea. The issues of civic activism, interethnic peace in the republic. Attention is drawn to the program development of the region.
Keywords: program development of Crimea and Sevastopol, priority directions of development of the Crimea.
С момента вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации достигнуты определенные положительные результаты в вопросах системного реформирования конституционного строя. Однако социальные ожидания населения Крыма на данный момент в полной мере не оправдались. Остаются неразрешенными большое количество вопросов экономического, социального, культурного развития. Первоочередного разрешения требует вопрос устранения противоречий российского и крымского законодательства. Крым должен жить
© Дубровина Марина Анатольевна, 2015
Кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права (Саратовская государственная юридическая академия)