Научная статья на тему 'Становление института комиссаров Временного правительства в Сибири'

Становление института комиссаров Временного правительства в Сибири Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1544
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕВРАЛЬСКАЯ БУРЖУАЗНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / СОЦИАЛЬНЫЕ КАТАКЛИЗМЫ / FEBRUARY BOURGEOIS DEMOCRATIC REVOLUTION / THE PROVISIONAL GOVERNMENT / SOCIAL CATACLYSMS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чудаков Олег Валерьевич

Рассматривается процесс смены власти губернского и областного уровня и построение к середине марта новой властной вертикали в Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Establishment of the institute of commissars in provisional government in Siberia

The process of change of authority on the province and regional level and establishment of new authority ladder by the middle of March in Siberia is described.

Текст научной работы на тему «Становление института комиссаров Временного правительства в Сибири»

УДК 940.3 О. В. ЧУДАКОВ

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА КОМИССАРОВ ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В СИБИРИ___________________________________________________

Рассматривается процесс смены власти губернского и областного уровня и построение к середине марта новой властной вертикали в Сибири.

Ключевые слова: Февральская буржуазно-демократическая революция, Временное правительство, социальные катаклизмы.

Должности губернского и уездного комиссаров были учреждены на основании декрета Временного правительства от 13 марта 1917 г. для управления местными органами власти. Однако их правовой статус, функциональные обязанности не были достаточно четко прописаны. В связи с чем многие вопросы разрешались посредством разъяснительных телеграмм, циркуляров, инструкций со стороны Министерства внутренних дел.

Созданное в марте 1917 г. при Министерстве внутренних дел Особое совещание по местным реформам ввиду сложности работы только к сентябрю подготовило Проект положения о комиссарах, согласно которому компетенция комиссаров напоминала компетенцию губернаторов и исправников. Само «Временное положение о губернских и уездных комиссарах» было обнародовано лишь 25 сентября 1917 г. Такая медлительность порождала кризис власти на местах.

После Февральской революции 1917 года в рамках первых преобразований Временное правительство пыталось провести мероприятия по обеспечению управления на местах в условиях широкого стихийного процесса ликвидации местных органов власти и должностных лиц и, тем самым, расширить полномочия местных органов власти. Наибольшему разрушению подверглись органы охраны общественного порядка и местные органы власти на низовом уровне.

Уже 4 марта 1917 г. Временное правительство признало «желательным сохранение в пределах возможности всего существующего административного механизма» и постановило «временно устранить от должности губернаторов и вице-губернаторов» [1]. Также были освобождены от занимаемых должностей градоначальники, полицеймейстеры, исправники, становые приставы, урядники, земские начальники с соответствующими канцеляриями и делопроизвод-ствами, были упразднены такие местные учреждения, как полицейские управления, комитеты по делам печати, жандармские управления и охранные отделения и т.д.

В частности, Омский Совет рабочих и военных депутатов под давлением революционных масс на первом своем заседании 3 марта принял решение об аресте генерал-губернатора, губернатора и других представителей старой власти, и на следующий день решение было исполнено. В этот же день по постановлению Красноярского Совета рабочих и солдат-

ских депутатов были произведены аресты Енисейского губернатора Я. Г. Гололобова, вице-губернатора Римского-Корсакова, полицмейстера и офицеров жандармского управления в Красноярске [2]. Этому примеру последовали и в Ачинске, Канске, Минусинске и других городах Енисейской губернии.

Иркутский КООрг под давлением революционных масс был вынужден санкционировать решения Советов об аресте представителей старой власти [3]. 21 марта Ялуторовский уездный Исполнительный комитет сообщал губернскому комиссару об устранении крестьянами всех полицейских чинов и крестьянского начальника Венгешинского [4]. 9 апреля в Кузнецке состоялось уездное народное собрание, на котором было принято решение отстранить от должности уездного исправника и крестьянских начальников [5]. Но в некоторых городах Сибири (в Томске, Бийске, Чите, Новониколаевске и др.) Комитеты порядка и городские думы предпринимали попытку сохранить в неприкосновенном виде старую царскую администрацию.

Упраздненные должности и учреждения правительственного аппарата на местах были заменены губернскими, городскими и уездными комиссарами Временного правительства и их аппаратом (канцеляриями), которым предлагалось опираться на земское и городское самоуправление.

Циркулярным распоряжением Временного правительства от 5 марта 1917 г. временно обязанности этих комиссаров до выборов новых органов самоуправления возлагались на председателей губернских и уездных земских управ и городских голов, которые были избраны еще при старом режиме [6]. Однако и это не улучшило положение, т.к. на местах занимали выжидательную позицию или действовали, как сами считали правильным.

В Сибири формирование корпуса губернских и уездных комиссаров шло менее энергично, чем в центральной России. Одной из основных причин этого являлось отсутствие земств и, как следствие, нехватка профессиональных управленческих кадров, необходимой материальной базы. В конечном счете сеть правительственных комиссаров в губерниях Сибири оказалась более слабой в экономическом и организационном отношениях, особенно на уровне уездов.

Комиссия по разработке положения о комиссарах Временного правительства в губерниях и уездах, которую возглавлял С. М. Леонтьев, на заседании

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (115) 2013 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (115) 2013

26 марта 1917 г. приняла решение о том, «что по условиям переживаемого времени намеченные преобразования отнюдь не могут вылиться в форму органических законов, но, отвечая лишь неотложным запросам действительности, имеют своей задачей необходимое урегулирование хода жизни на местах, впредь до окончательного устроения местных учреждений в порядке законодательном...» [7, 8]. Поэтому основной задачей комиссии было установить координацию деятельности комиссаров с правительством и местным самоуправлением. В ходе работы были установлены общие принципы статуса комиссаров, которые, без всякой конкретизации, Временное правительство сообщило губернским комиссарам в виде инструкции в циркулярах Министерства внутренних дел от 1 апреля (о функциях комиссаров) и 15 апреля (о системе управления):

1. Губернский комиссар должен был назначаться Временным правительством и являться официальным и главным «носителем власти Временного правительства в губернии»; он не подчинялся какому-либо конкретному ведомству. Циркуляры предоставляли ему все права губернаторов «за исключением отпавших вследствие происшедших в государственном строе изменений».

2. Комиссар должен был объединить все гражданское управление, имел право надзора за всеми отраслями гражданского управления и информировал уездных комиссаров о правительственных распоряжениях. Совещание существенно ограничило полномочия губернского комиссара: административных функций он не имел, мог только издавать постановления и надзирать за «законностью и целесообразностью» действий органов местного самоуправления через информирование правительства и опротестование их в местном суде. В его ведении также было землеустройство, «общий надзор за милицией» и право вызова войск.

3. Все губернское управление заменялось советом при комиссаре, в составе которого были общее, административное, сельское и хозяйственное присутствия. В совет входили назначаемые по представлению помощники комиссара, а также инспектора милиции, строительные и врачебные инспектора, председатель окружного суда и прокурор.

4. Кандидатура уездного комиссара должна была рекомендоваться губернскому комиссару уездным исполкомом и по представлению назначаться правительством. Уездные комиссары могли осуществлять не управление, а надзор и общую координацию; они не имели при себе совета. Комиссары должны были надзирать не за уездными органами (полностью самоуправляемыми), а за волостными и поселковыми правлениями. Увольнение также происходило по представлению и при наличии замены [8, л. 50 — 57; 9; 10].

21 апреля 1917 г. окончательно подготовленный проект положения о комиссарах был представлен совещанию и в целом одобрен, а затем вынесен на открывшийся съезд губернских комиссаров. На съезде (22 — 24 апреля) присутствовало 36 губернских комиссаров и их помощников, два уездных комиссара, два городских (от губернского и уездного центров) , а также представители почти всех министерств и особо приглашенные лица из числа членов совещаний. Председатель съезда князь Г. Е. Львов во вступительной речи отметил «величавость» происшедшего «переворота», выразил радость по поводу освобождения от «бюрократических оков» и опасения, вызванные ростом анархии («внутренний враг»,

который «хуже внешнего) [11]. Затем съезд начал рассмотрение правительственного проекта, по которому делегаты отмечали невозможность в сложившихся условиях унифицировать систему местного управления. Поэтому единственными реальными органами власти на местах назывались временные волостные исполкомы, а также Советы, от которых зависела и власть губернатора. «Не следует забывать, что без активной поддержки указанных организаций [ Советов. — О. Ч.] власть комиссара сводится к нулю», — говорилось на съезде [11, л. 15].

В этой связи, под давлением провинции Временное правительство было вынуждено пойти на некоторые уступки мелкобуржуазной демократии. Было признано необходимым дополнить проект положения о комиссарах двумя пунктами: 1) во всех мероприятиях, касающихся местной жизни губернии, комиссар действует в единении с губернским Комитетом общественных организаций; 2) губернский комиссар назначается Временным правительством по соглашению с губернским Комитетом общественных организаций [12].

В итоге, комиссары получили право надзора над местным самоуправлением с правом ознакомления с деятельностью, требования сведений и объяснений, но без права ревизии. Комиссар имел право общего руководства милицией, но в целом она оставалась в подчинении органов самоуправления. Однако делегаты выступили против создания совета при комиссаре, так как посчитали это простой «перекраской» прежних органов и заявили о необходимости срочной более общей реформы местного управления и самоуправления. До ее проведения прежние органы сохранялись, многие их функции упразднялись или должны были перейти земству и административной юстиции. Необходимо было также восстановить институт выборных мировых посредников. Комиссары также предлагали начать отпуск средств по сметам Комитетов общественных организаций, в связи с чем Министерство внутренних дел еще 21 апреля направило соответствующий циркуляр в губернии [9, л. 25; 11, л. 23-33].

Таким образом, полномочия правительственных комиссаров оказались довольно значительными и вместе с тем крайне размытыми. Эта правовая неопределенность неизбежно обусловила неэффективность правового регулирования отношений в сфере организации и деятельности местных органов власти, которые были лишены четкой юридической основы.

Постановление о комиссарах, которое вышло только 26 апреля, создало основу новой административной системы. В целом, это был проект совещания с поправками съезда. Механизм нормальной работы положения не был отрегулирован даже к осени (хотя ни один из кабинетов правительства не менял взятого курса), о чем и говорилось на последующем съезде в августе [13].

На местах же сложилась далеко не такая картина, какой ее хотело видеть правительство. Как и говорилось на съезде, губернские и уездные комиссары не имели реальной власти (даже такой ограниченной, какая им предназначалась) и целиком зависели от низовых органов самоуправления, Советов и Комитетов общественных организаций. Так, например, факт ареста в марте 1917 г. по постановлению Томского и Иркутского общественных комитетов и Совета бывших губернатора и вице-губернатора, несмотря на возражение самого губернского комиссара, свидетельствует о том, что в первые дни мартовской революции именно КОБы (при поддержке

Советов), а не комиссар Временного правительства был реальной политической властью в регионе [14].

Часто комиссары действовали без назначения правительства, уездные комиссары — без назначения губернскими. Иногда они избирались раньше назначения, и правительству приходилось признавать их. При этом, они далеко не всегда являлись председателями земских управ, среди них нередко встречались судебные следователи, присяжные поверенные, преподаватели гимназий, лица свободных профессий или даже студенты [15]. «Создание института губернских комиссаров шло как-то помимо правительства», отмечает Т. М. Баженова [16]. Никакой четкой системы управления не было, а о существующей комиссары не всегда сообщали правительству. С апреля оно предприняло анкетирование губернских и уездных комиссаров, которое не завершилось и в августе. Материалы анкет были крайне скудны и свидетельствовали не столько о малой осведомленности правительства, сколько о чрезвычайно слабой и неоформленной власти комиссаров1. Последние, в свою очередь, мало что знали о деятельности Временного правительства на местах. Они были загружены массой работы, нередко вынуждены были выполнять земские, судебные и полицейские обязанности. Финансы распределялись без должного контроля, подчас они тратились на содержание партий и Советов. Часто различные органы власти (Советы, Комитеты общественных организаций) принимали на себя полномочия и функции государственной власти [13, л. 19-20; 15, л. 50-70; 17]. Не были также разграничены полномочия губернских комиссаров и особых комиссаров правительства на местах3.

В частности, в марте 1917 г. Временное правительство дважды предпринимало попытку взять под свой контроль (через комиссаров) создание и деятельность губернских и уездных комитетов [18; 19]. Для этого 8 марта 1917 г. Временное правительство приняло решение: «командировать комиссарами в Сибирь... членов Государственной думы И. П. Лаптева (Степной край), А. С. Суханова (Тобольская губерния), Е. П. Зубашева (Томская губерния) и товарища председателя Земгора П. И. Преображенского (Иркутская губерния и Забайкалье)» [20].

В дальнейшем правительственные комиссары, выполняя волю Временного правительства, постепенно отстраняли комитеты порядка от руководства местными правительственными учреждениями и все вопросы стали решать единолично. В Омске это вызвало острый конфликт между эсеро-меньшевист-ской частью Коалиционного комитета и областным комиссаром Н. И. Лепко. В большинстве же мест комиссары Временного правительства превратили комитеты в собственные канцелярии, а в Тобольской, Алтайской и Енисейской губерниях фактически перестали с ними считаться. К моменту проведения в Сибири реформы местного управления и самоуправления большинство комитетов порядка выродилось в безвластные учреждения [21].

В качестве предположений следует выделить общие причины низкой эффективности управленческой деятельности комиссаров, которые заключались в следующем: 1) преходящий, временный характер; 2) отсутствие четкого правового и организационного механизма реализации функций комиссаров; 3) возможность совмещения должности комиссара с другими постами, что позволяло расширить сферу компетенции комиссаров и комиссариатов; 4) конкуренция со стороны общественных организаций.

Тем более что в силу неопределенности полномочий комиссаров некоторые их действия невольно противоречили или расходились с политикой центральной власти [14, с. 18].

К тому же Министерство внутренних дел запретило практику совмещения должности комиссара с другими постами, в частности с постом председателя общественного комитета, в чрезвычайных ситуациях правительство возлагало ответственность за состояние дел в равной степени, как на комиссара, так и на местные общественные комитеты.

Поиск форм отношений комиссаров с общественными комитетами также был связан с определенными трудностями, которые заключались в отсутствии четкого общественно-политического и правового статуса последних. Как впоследствии констатировало МВД, в ряде мест различные комитеты «выражают неодобрение комиссарами и избирают других лиц из-за несогласия комитетов с теми или иными распоряжениями комиссаров» [1, с. 219].

Следует отметить, что отношение правительства к общественным организациям (общественным комитетам, Советам и т.д.) было зачастую противоречивым. С одной стороны, общественные комитеты не были признаны законными органами власти, с другой — правительство не исключало возможности в некоторых случаях передавать им выполнение функций органов представительной власти на местах. При этом принадлежность общественных комитетов к системе органов Временного правительства определялась и источником их финансирования. В ответ на многочисленные запросы с мест МВД дало разъяснение: «Средства государственного казначейства могут отпускаться по сметам губернского и уездного управлений для содержания лишь тех органов или отделов исполнительных комитетов общественных организаций, которые по поручению Временного правительства или его представителей — комиссаров выполняют функции органов правительственной власти на местах. Содержание же иных — партийных, классовых и профессиональных организаций не может быть отнесено на счет государственного казначейства»2.

Бедственное положение власти сочеталось с нарастанием анархии, когда, по словам Милюкова, ведущей силой в России стала «сила дезорганизации» [22]. Временное правительство продемонстрировало свою полную неспособность удержать ситуацию под контролем. Причина крылась не только в слабости власти, но и в ее нерешительности и неуверенности в своем курсе. Да и избранный политический курс не мог способствовать усилению власти правительства. По мнению некоторых лидеров социалистических партий, «буржуазный» характер правительственного курса проявлялся исключительно в «непредрешен-честве», нежелании и неспособности решать важнейшие общественные проблемы [23]. Таким образом, коалиция стала неизбежным итогом деятельности первого Временного правительства, слабой попыткой найти реальную политическую опору и свидетельством полного краха его политического курса. Но создание коалиционного правительства могло только отсрочить окончательное падение всего государственного порядка, но не решало основных проблем власти.

Таким образом, Временному правительству пришлось существовать в условиях все более и более усиливающегося революционного движения. Созданное на основе определенного компромисса, это правительство неизбежно вынуждено было учитывать

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (115) 2013 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (115) 2013

интересы разных политических сил, участвовавших в революции. Но отсутствие реальной политической опоры и действенного аппарата, неспособность создать их оставляли новую власть наедине с революционной стихией, не позволяли на данном этапе оформить новый государственный и политический строй. Растущее безвластие открывало дорогу для государственного строительства на принципиально иных основаниях.

Примечания

1 ГАРФ. Ф. 1788. Оп. 2. Д. 64 (Всего существуют анкеты 19 губерний (в основном Европейской части России; материалы по некоторым уездам отсутствуют) и трех областей).

2 ГАРФ. Оп. 1. Д. 64. Л. 3 — 4 (Временное правительство унаследовало их от Государственной думы. Обычно этот внештатный пост и занимали депутаты Думы. К лету число особых комиссаров равнялось восемнадцати, подавляющее большинство их находилось на окраинах (Сибирь, Прибалтика, Белоруссия)).

3 Цит. по: Андреев А. М. Местные Советы и органы буржуазной власти (1917 г.). — М. : Изд-во «Наука», 1983. — С. 32.

Библиографический список

1. Революционное движение в России после свержения самодержавия: Документы и материалы. — М. : Изд-во Акад. наук СССР, 1957. - С. 422.

2. Красноярский Совет (протоколы и постановления). — Красноярск : Красноярское кн. изд-во, 1960. — С. 10, 11, 58.

3. Сидоренко, С. А. Февральская буржуазно-демократическая революция и начало перехода к революции социальной в Сибири (март —апрель 1917 г.) / С. А. Сидоренко. — Челябинск : Южно-Уральское кн. изд-во, 1970. — С. 113.

4. ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. И-722. Оп. 1. Д. 88. Л. 28.

5. ГАТО. Ф. Р-166. Оп. 1. Д. 23. Л. 1-4, 7.

6. Собрание указов и распоряжений Временного правительства. — Вып. 1. — М., 1917. — С. 41.

7. ГАРФ. Ф. 1788. Оп. 2. Д. 1. Л. 1—2.

8. ГАРФ. Ф. 1788. Оп. 6. Д. 5. Л. 1—44.

9. ГАРФ. Ф. 1788. Оп. 2. Д. 6. Л. 12—15.

10. Революционное движение в России в апреле 1917 года.

Апрельский кризис. Документы и материалы. Вып. 2 / Под ред. Л. С. Гапоненко. — М. : Наука, 1958. — С. 311—312.

11. ГАРФ. Ф. 1788. Оп. 2. Д. 5. Л. 6.

12. Вестник Временного правительства. — 1917. — 20 июня. —

С. 20.

13. ГАРФ. Ф. 1788. Оп. 1. Д. 2. Л. 1—3.

14. Кучак, Л. Л. Местное управление на Урале и в Западной Сибири в марте— октябре 1917 г. : автореф. дис. ... канд. ист. наук / Л. Л. Кучак. — Екатеринбург, 2002. — С. 16.

15. ГАРФ. Ф. 1788. Оп. 2. Д. 64. 93, 356.

16. Баженова, Т. М. Институт губернских и уездных комиссаров Временного правительства / Т. М. Баженова // Сб. науч. трудов Свердл. юрид. ин-та. Вып. 44. — Свердловск : Изд-во Свердл. юрид. ин-та, 1975. — С.75.

17. ГАРФ. Ф. 5881. Оп. 2. Д. 335. Л. 128 — 135.

18. ГАРФ. Ф. 398. Оп. 1. Д. 41. Л. 4 — 5.

19. ГАРФ. Ф. 398. Оп. 1. Д. 36. Л. 47.

20. ГАРФ. Ф. 4. Оп. 1. Д. 38. Л. 74.

21. Победа Великого Октября в Сибири. В 2 ч. Ч. 1. Февральская революция и двоевластие / Под ред. И. М. Разгона. — Томск : Изд-во Том. ун-та, 1987. — С. 231.

22. ГАРФ. Ф. 5856. Оп. 1. Д. 145. Л. 16.

23. ГАРФ. Ф. 5881. Оп. 1. Д. 725. Л. 20 — 21, 68 — 69.

ЧУДАКОВ Олег Валерьевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры дореволюционной отечественной истории и документоведения.

Адрес для переписки: chudakov55@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 29.02.2012 г.

© О. В. Чудаков

УДК 94(571.1):364.272 Д. В. ДОРОШЕНКО

Омский государственный технический университет

БОРЬБА С ПЬЯНСТВОМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И МОЛОДЁЖИ

В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1980-х гг.

(ПО МАТЕРИАЛАМ ОМСКА И НОВОСИБИРСКА)

Статья отражает борьбу с алкоголизацией несовершеннолетних и молодежи в Омске и Новосибирске в первой половине 1980-х гг. Особое внимание обращено на выявление основных тенденций этой борьбы применительно к конкретным социальным группам. Ключевые слова: пьянство, Западная Сибирь, Омск, Новосибирск, молодежь.

Борьба с молодёжным алкоголизмом и её успехи или неудачи являются одним из наиболее важных индикаторов результативности антиалкогольной политики в целом. Во многом именно закладываемые в этот период в массовое сознание установки относительно злоупотребления спиртными напитками и отношение, формируемое к мерам по его ограниче-

нию, становятся установками, характерными для целого поколения. С другой стороны, алкоголизм несовершеннолетних несёт наибольшую угрозу формированию личности и её положительной социальной адаптации, способствует подъёму криминальных тенденций. Изучение данной проблемы с привлечением материалов Омска и Новосибирска

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.