УДК 342.718
Жуковская П.Н.
магистрант 1 курса Юридического факультета им. М.М. Сперанского Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте РФ (г. Москва, Россия)
СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА ДВОЙНОГО ГРАЖДАНСТВА В КОНТЕКСТЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация: статья отражает новый подход к понятию двойного гражданства в условиях реформирования законодательства. Так, после принятия в 2023 году нового Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» в конституционном праве появился новый институт - множественное гражданство. В данной работе представлен сравнительный анализ двойного и множественного гражданства через их сущность.
Ключевые слова: двойное гражданство, множественное гражданство, конституционное право, институт гражданства.
Институт двойного гражданства является одним из ярких показателей высокого уровня демократии в государстве. Действительно, появление самого понятие двойного гражданства в российском законодательстве связывают с вступлением в силу Закона «О гражданстве РСФСР» 1991 года [4]. Не стоит забывать, что данный закон принимался в крайне тяжёлых политических условиях. Официальное закрепление двойного гражданства стало показателем намерений государства в построении правового и демократического государства. Это значило, что с исключением из понятия гражданства связки «политико-правовой связи» и оставлением только правовой институт гражданства ждут перемены. Это стало первым шагом к образованию
института двойного гражданства в Российской Федерации, а также закреплению его в Конституции 1993 года [1].
Кардинальные перемены в дефиниции двойного гражданства наступили с принятием Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» от 28.04.2023 № 138-ФЗ [2]. Так, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 4 данного акта двойное гражданство - это наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства, с которым Российской Федерацией был заключён международный договор о двойном гражданстве. Термин «двойное гражданство» нашло своё закрепление и в Конституции Российской Федерации (ст. 62), однако дефиниция его уточняется через федеральный закон [1]. Но почему новый подход к двойному гражданству по смыслу не похож на ту модель, которую изначально закладывал законодатель при разработке Конституции 1993 года?
А теперь проведём ретроспективный анализ сущности понятия «двойное гражданство», окунувшись в исторические этапы его становления. В советском законодательстве возможность наличия у гражданина двойного гражданства не признавалась, так как само гражданство рассматривалось как принадлежность лица к государству. Однако, после Второй мировой войны, когда появилась глобальная проблема с перемещением людей, подход к двойному гражданству изменился, так, СССР были заключены двусторонние договоры по вопросам двойного гражданства с другими государствами (Югославия, Чехословакия, Болгария). Но уже в 1978 году двойное гражданство приобрело старые окрасы [5]. В последующем Российская Федерация заключала двусторонние договоры по вопросам двойного гражданства со следующими государствами: Таджикистан (1995 год, действует), Туркменистан (1993 год, не действует), Южная Осетия (2021 год, но ещё не вступило в силу), Абхазия (2022 год, но ещё не вступило в силу).
С. А. Авакьян отмечал, что сохранение в России двойного гражданства, а также возведение его на конституционный уровень было вызвано проблемами
внешней политики России, так как многие россияне оказались за её пределами по различным обстоятельствам [8, ст. 611].
Подход к двойному гражданству исходит из дефиниции самого понятия гражданства. Так, в Законе «О гражданстве СССР» 1990 года [3] гражданство раскрывалось как политико-правовая связь, соответственно, о наличии двойного гражданства ещё не говорилось, а вот уже после исторических событий (формирование суверенных государств после распада некогда союзного государства СССР) подход к гражданству изменился, оно стало определяться как правовая связь, поэтому и появился институт двойного гражданства. Таким образом, можно увидеть взаимосвязь самого понятия гражданства и наличия двойного гражданства. Пока существует между лицом и государством политическая связь, невозможно приобретение гражданства другого государства, так как эта связь будет разорвана. Тем более, если условием приобретения гражданства в ином государстве будет приношение присяги.
Наличие гражданства иностранного государства, с которым Российская Федерация не заключала международный договор по вопросам двойного гражданства, это и есть двойное гражданство. Гражданин Российской Федерации признаётся исключительно российским гражданин, поэтому продолжает нести обязанности в соответствии с Конституцией Российской Федерации [1], например, прохождение военной службы. Однако, 26 апреля 2023 года был опубликован новый Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» [2], который внёс некоторые изменения в вопросы двойного гражданства. Так, появилось понятие множественности гражданства. Правовая природа понятий «двойное гражданство» и «множественность гражданства» различна. Сущность понятия множественности гражданства состоит в одном из его признаков, а именно отсутствие заключенного международного договора о двойном гражданстве с государством, гражданином которого является российский гражданин. Законодатель таким
образом внёс изменения в понятие двойного гражданстве, без реформирования конституционной нормы.
В связи с проблемами регулирования двойного гражданства в условиях повышенного уровня возникновения угроз национальной безопасности Российской Федерации право на двойное гражданство было ограничено. Так, при проведении конституционно-правовой реформы в 2020 году был закреплён запрет на наличие двойного гражданства в отношении государственных и муниципальных служащих. Тем не менее, судейский корпус также столкнулся с проблемами двойного гражданства. Однако, вопросы регулирования самого запрета разрешаются в правопринимительной практике, так как в Указе Президента Российской Федерации [6] нет перечня обстоятельств, которые признаются уважительными при сохранении гражданства иностранного государства у должностных лиц. Например, в решении Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2023 года было указано, что уважительной причиной не могут быть признаны такие обстоятельства:
1) наличие болезни, в связи с которой не было возможности аннулировать гражданства иностранного государства,
2) незнание о изменившимся законодательстве,
3) ограничение движения между государствами. Суд также обратил внимание на то, что данный запрет имеет ретроактивность, так как будет применяться не только к кандидатам там на должность судьи, но и к уже действующим [7].
Таким образом, институт гражданства в Российской Федерации получил своё развитие только в 1991 года, поэтому можно сделать вывод, что тенденция преемственности в контексте данного института с советским законодательством отсутствует.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020);
2. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 28.04.2023 № 138-ФЗ (последняя редакция) // «Парламентская газета» от 05.05.2023 г.;
3. Закон СССР от 23 мая 1990 г. № 1518-I «О гражданстве СССР» // Ведомости съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, сборник № 23 от 06.06.1990, статья № 435;
4. Закон Российской Федерации «О гражданстве РСФСР» от 28.11.1991 № 1948-1 // Ведомости съезда Народных Депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, сборник № 6 от 06.02.1992, статья № 243;
5. Закон СССР от 01.12.1978 г. № 8497-IX «О гражданстве СССР» // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР от 6 июня 1990 г. N 23, ст. 435;
6. Указ Президента РФ от 25 августа 2021 г. № 493 «О порядке замещения должностей государственной и муниципальной службы гражданами Российской Федерации, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, которое не прекращено по не зависящим от них причинам» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2021. - № 35, ст. 6274;
7. Решение Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2023 года по делу № АКПИ23-411 [Электронный ресурс] URL: https://w.vsrf.ru/lk/practice/cases/13-34417844#13-34417844 (дата обращения 08.04.2024);
8. Авакьян, С. А. Конституционное право России. Учебный курс : учебное пособие : в 2 т. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2020. - 864 с
Zhukovskaya P.N.
Russian Academy of National Economy and Public Administration
(Moscow, Russia)
THE FORMATION OF THE INSTITUTE OF DUAL CITIZENSHIP IN THE CONTEXT OF REFORM LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract: the article reflects a new approach to the concept of dual citizenship in the context of legislative reform. Thus, after the adoption of the new Federal Law "On Citizenship of the Russian Federation" in 2023, a new institution appeared in constitutional law - multiple citizenship. This paper presents a comparative analysis of dual and multiple citizenship through their essence.
Keywords: dual citizenship, multiple citizenship, constitutional law, institute of citizenship.