4. Черняева Т.И. Пространство личности и досуговая активность // Жизненное пространство России. Саратов, 1999.
5. Ярская В.Н., Яковлев Л. С., Печенкин В.В., Ежов О.Н. Пространство и время социальных изменений. Саратов, 2004.
6. иКЬ: http://www.prime-tass.ru/news/0/{E58A12DE-166E-44B1-A13A-F5551AB83915}.uif (дата обращения: 15.10.2010).
7. Вуколова Т.С. Модернизация российского общества и современная экономическая ментальность // Материалы Интернет-конференции «Поиск эффективных институтов для России XXI века». ийЬ: http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/125683.html (дата обращения: 02.06.2010).
M.F. Glukhova
Formation of the Youth Sphere Infrastructure in the Context of the State Youth Policy Institutionalization
Features of normative-legal and organizational maintenance of the youth sector infrastructure are considered as a systematically important factors of the modern state youth policy institutionalization. Special attention is given to the formation of establishments and bodies for youth affairs as key components of the youth sphere infrastructure.
Key words and word-combinations: institutionalization of the state youth policy, youth sphere infrastructure, youth affairs bodies, establishments working with youth.
Особенности нормативно-правового и организационного обеспечения инфраструктуры молодежной сферы рассматриваются в качестве системообразующих факторов институционализации современной государственной молодежной политики. Особое внимание уделяется становлению учреждений и органов по делам молодежи как ключевых компонентов инфраструктуры молодежной сферы.
Ключевые слова и словосочетания: институционализация государственной молодежной политики, инфраструктура молодежной сферы, органы по делам молодежи, учреждения по работе с молодежью.
УДК 316.334.4 ББК 60.56
М.Ф. Гпухова
СТАНОВЛЕНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ МОЛОДЕЖНОЙ СФЕРЫ В КОНТЕКСТЕ
ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
I I роцессы трансформации и модернизации сегодня охватили все области экономической, политической и социокультурной жизни России. Особая роль в их осуществлении отведена государственной молодежной политике, которая выстраивается исходя из актуального понимания социальной сущности молодого поколения, специфики молодежного социума, особенностей социальной адаптации и интеграции современной молодежи.
Молодое поколение как особая возрастная и социальная группа обладает определенным уровнем интеллектуальной активности, мобильности, здоровья, энтузиазма, который выгодно отличает ее от других групп населения [1, с. 120]. Реализуя свои основные функции - воспроизводственную и ин-
новационную, молодежь становится субъектом общественного производства и общественной жизни, обеспечивая тем самым и собственное развитие, и развитие общества [2, с. 197]. Субъектная позиция молодежи влечет необходимость выбора целей, содержания и средств, обеспечивающих активное включение юношей и девушек в социальную практику, ориентирование их на самообеспечение и самостоятельное, инициативное решение проблем в области образования и здоровьесбережения, трудовой занятости, семейной и общественной жизни, спорта и досуга. Это коррелирует с идеей, выраженной в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [3], согласно которой государственная молодежная политика функционирует как сложный институт социализации современной молодежи.
Реализуя функции социально ориентированной государственной структуры, молодежная политика формируется как сложно организованная иерархичная система, включающая нормативно-правовой, концептуально-содержательный, организационно-управленческий, материально-ресурсный и профессиональнокадровый компоненты. Каждый из них имеет сущностные особенности и выполняет свое ролевое назначение, обеспечивая процесс институционализации современной государственной молодежной политики.
Организационно-управленческий компонент государственной молодежной политики относится к числу системообразующих составляющих и реализуется в деятельности уполномоченных по делам молодежи органов. Соответствующие федеральный, субъектов Российской Федерации и муниципальные (местные) органы по делам молодежи организуют работу по формированию и реализации молодежной политики, в рамках своих полномочий принимают непосредственное участие в формировании инфраструктуры молодежной сферы. Последняя представляет собой систему учреждений органов по делам молодежи, осуществляющих социальный, правозащитный, психологический, педагогический, культурно-досуговый, физкультурно-оздоровительный виды деятельности. Целью их деятельности заявлено обеспечение «социально-правовой защищенности подростков и молодежи, интеграции их в социально-экономическую, общественно-политическую и культурную жизнь страны, региона, поселения, а также целенаправленной социально-досуговой работы с подростками и молодежью по месту жительства, профилактике безнадзорности, правонарушений, наркомании среди подростков и молодежи» [4, с. 96].
Функционируя в виде системы государственных и муниципальных учреждений, инфраструктура молодежной сферы включается в реализацию одного из важнейших приоритетов современной государственной молодежной политики - вовлечение молодых людей в социальную практику, в самостоятельное решение социальных проблем, интеграцию в жизнь общества. Однако, несмотря на то что в последнее время работе с молодежью и молодежными проблемами уделяется большое внимание со стороны государства, недостаточная правовая и организационная обеспеченность инфраструктуры молодежной сферы не может обеспечить ожидаемого социально значимого эффекта.
Анализ нормативного и правового обеспечения показывает, что в постсоветский период вопросам формирования инфраструктуры молодежной сферы, а
также организации и регулирования работы с молодежью как объектом и субъектом государственной политики отводилось место в указах Президента и постановлениях Правительства РФ.
Указом Президента РФ «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» предусматривалось признание целостной государственной молодежной политики в России одним из приоритетных направлений социально-экономической политики государства, а предоставление молодым гражданам гарантированного минимума социальных услуг было определено в качестве неотъемлемой составляющей данного вида государственной деятельности [5]. В целях уточнения позиции государства по отношению к молодежи и молодежной политике в постановлении Верховного Совета РФ «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» заложены первоочередные основы, необходимые для становления молодежной инфраструктуры. «Гарантированное предоставление социальных услуг» было приоритетно обозначено одним из направлений реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации, а «социальные службы для молодежи» впервые определены как учреждения, специально предназначенные для работы с несовершеннолетними и молодежью.
Организационные основы функционирования молодежной инфраструктуры получили дальнейшее развитие на уровне субъектов Федерации. Была определена специфика социальных служб для молодежи, которые могут иметь различный профиль и направления деятельности. Уточнялось, что направлениями деятельности социальных служб могут быть: информационное, оказания помощи, реабилитационное, патронажного обслуживания. В состав социальных услуг, оказываемых соответствующими службами, включены следующие виды профессиональной деятельности: психологическая, педагогическая, юридическая, наркологическая. Названы категории молодых людей «с особым статусом», которым оказываются услуги в учреждениях для молодежи (молодые инвалиды; демобилизованные военнослужащие; лица, освобожденные из учреждений исполнения наказаний; лица, прошедшие лечение от наркомании, токсикомании, алкоголизма; молодые семьи). Указывалась необходимость выделять ассигнования в федеральном и местном бюджетах отдельной строкой на финансирование мероприятий в области молодежной политики, в частности на поддержку программ социальной помощи отдельным категориям молодежи, социальных служб для молодежи. Ставился вопрос об обязательности создания государственных органов по делам молодежи в структуре исполнительной власти всех уровней [6].
Укрепление инфраструктуры молодежной сферы получило дальнейшее развитие в постановлении Правительства РФ «О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации» [7]. Органам исполнительной власти субъектов Федерации было рекомендовано в целях социально-экономической поддержки российской молодежи принять меры по укреплению органов и учреждений по делам молодежи, развитию материальной базы для работы с детьми, подростками и молодежью по месту жительства, а также не допускать
нецелевого использования помещений, зданий и сооружений, предназначенных для работы с детьми и молодежью.
Определяющее значение для становления инфраструктуры молодежной сферы в Российской Федерации имело принятие Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [8], который и в настоящее время является основным правовым актом в рассматриваемой области. В нем указаны виды учреждений для молодежи (социально-реабилитационные центры для подростков и молодежи, центры социально-психологической помощи молодежи, центры профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи, молодежные клубы); определены направления работы с молодежью (организация досуга и занятости, информационнопросветительская работа, социальная реабилитация); обозначены некоторые виды услуг, реализуемых в названных учреждениях (социальные, правовые и иные). Впрочем, вопрос об установлении правового статуса учреждений для молодежи так и не был решен.
Не менее важным и необходимым условием для создания и функционирования инфраструктуры молодежной сферы, чем правовое, является ее организационное обеспечение.
Исследование организационных особенностей инфраструктуры молодежной сферы выявило, что на региональном уровне до недавнего времени существовала неоднозначная трактовка понятия «учреждение для молодежи». Учреждения для молодежи именовались не как «учреждения для молодежи органов по делам молодежи», а как «учреждения социального обслуживания молодежи органов по делам молодежи». По нашему мнению, необходимо провести четкую грань между определениями данных типов учреждений.
Работа с молодежью (с различными группами молодых людей, категориями юношей и девушек) осуществляется в учреждениях, которые функционируют, во-первых, в сфере молодежной политики, во-вторых, в сфере социальной защиты населения. Их необходимо различать. Инфраструктура учреждений молодежи органов по делам молодежи относится к сфере молодежной политики (включает виды учреждений, определенные в Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»). Инфраструктура учреждений социального обслуживания населения (молодого в том числе) относится к системе социальной защиты населения (включает комплекс учреждений, определенный в Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»).
Учреждения для молодежи инфраструктуры сферы государственной молодежной политики стали именоваться «учреждениями социального обслуживания органов по делам молодежи» на основании инструктивного письма Департамента по молодежной политике Министерства образования Российской Федерации «О создании (функционировании) учреждений социального обслуживания молодежи органов по делам молодежи» [9]. В общих положениях (I раздел) рассматриваемого документа было определено, что «государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания молодежи органов по делам молодежи» создаются в соответствии с Федеральным законом (№ 195-ФЗ),
а их целевая направленность состоит в осуществлении мер по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психоло-го-педагогических, оздоровительных, образовательных, социально-правовых услуг и материальной помощи [9, с 241].
Главная задача учреждений социального обслуживания молодежи состоит в реализации мер социальной защиты в отношении данной категории населения Российской Федерации. В основных направлениях деятельности учреждений социального обслуживания молодежи (II раздел) указано, что деятельность учреждений социального обслуживания молодежи «направлена на обеспечение реализации государственной молодежной политики посредством решения острых социальных проблем молодежи». Следуя указанному, учреждения социального обслуживания принимают участие в реализации актуальных направлений государственной молодежной политики, к которым отнесены «создание условий для решения социальных, материальных и жилищных проблем молодежи, обеспечение их занятости и отдыха, формирования здорового образа жизни, поддержки молодой семьи и молодежных общественных организаций».
На основании изложенного считаем, что в данном документе произошла подмена понятий. Социальное обслуживание населения представляет собой комплекс разнообразных услуг и выдач в натуральной форме, предоставляемых престарелым, инвалидам, нетрудоспособным, семьям с детьми. Организация социального обслуживания является относительно новой областью в части реализации государственных мер по социальной защите граждан и входит в общую систему социального обеспечения населения. Отдельные категории и группы молодых людей (уязвимых в социальном плане) являются потребителями социальных услуг в учреждениях социальной защиты наряду с населением, проживающим на данной территории. К ним относятся молодые семьи, неполные молодые семьи, молодые люди с инвалидностью, выпускники интернатных учреждений и другие категории молодежи, определенные федеральным и (или) региональных законодательством. Важно подчеркнуть, что подобная социоза-щитная трактовка сущности и целевой направленности учреждений для молодежи противоречит Федеральному закону (ФЗ № 120).
По своей сути учреждения для молодежи органов по делам молодежи призваны опираться на законодательные акты в сфере государственной молодежной политики как федерального, так и регионального уровня, но не в области социального обслуживания как направления системы социальной защиты населения. Они должны функционировать в соответствии с положением об учреждении сферы молодежной политики, но не социальной защиты. Соответствующие органы предназначены осуществлять направления работы, обеспечивающие реализацию социальных услуг, следуя примерным стандартам оказания услуг, специфичных для работы с молодежью и в молодежной среде, но не по стандартам, касающимся социального обслуживания населения.
Несмотря на недостаточность нормативно-правового обеспечения и имеющиеся просчеты в организационной обеспеченности, инфраструктура молодежной сферы получила особый импульс развития в ходе реализации федеральных целевых программ «Молодежь России».
Программно-целевой подход явился ведущим механизмом для поддержки инфраструктуры на федеральном и региональном уровнях. Реализовывались меры по материально-техническому оснащению учреждений молодежной сферы. Отрабатывались вариативные модели деятельности учреждений по работе с разными группами и категориями юношей и девушек в соответствии со специализацией в рамках региональной молодежной проблематики. В субъектах Российской Федерации создавались экспериментальные центры по работе с молодежью, развивалась сеть ресурсных центров по социальной работе с молодежью. Проводились мониторинги социального обслуживания и социальных услуг для молодежи. Широкое распространение получили конкурсы проектов и программ в целях апробации инновационных методик и технологий работы в молодежной среде.
Программный метод был приостановлен с 2006 г. на федеральном уровне, но продолжал рассматриваться в качестве приоритетного на уровне субъектов РФ. По данным мониторинга, проведенного Минспорттуризма России в 2008 г., мерами республиканских, городских и муниципальных, комплексных и тематических, долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных социальных программ решается ряд значимых для молодых россиян проблем. Среди них: пропаганда здорового образа жизни (17%), жилье для молодой семьи (15%), поддержка молодых семей (2%), поддержка талантливой молодежи (3%), работа с молодежью, оказавшейся в трудной жизненной ситуации (9%), трудоустройство молодежи (4%), духовно-нравственное воспитание (14%), поддержка общественных организаций (2%), комплексные вопросы (34%).
Региональные учреждения, являясь частью инфраструктуры молодежной сферы, принимают непосредственное участие в реализации социальных программ. Они приобрели значительный опыт по оказанию помощи и поддержки молодежи, созданию условий для социализации молодого населения и решению молодежных проблем. Благодаря продуктивной работе с молодежью в государственных и муниципальных учреждениях в рамках региональных целевых программ инфраструктура молодежной сферы приобретала новые качественные характеристики. Из года в год увеличивались количественные показатели развития (количество учреждений и направлений работы с молодежью, внедрение инновационных форм и технологий социальной работы, разнообразие видов оказанных услуг и охват ими молодежи разных категорий и групп). По данным мониторинга Минспорттуризма России, на конец 2009 г. в субъектах РФ функционировало 213 региональных государственных учреждений и 2891 муниципальное учреждение по работе с молодежью. За 2009 г. было открыто 70 новых учреждений (17 региональных и 53 муниципальных). По экспертным оценкам, в среднем в год учреждениями молодежной сферы оказываются услуги 5 млн молодых граждан и 30 тыс. молодых семей.
В то же время необходимо констатировать, что несмотря на увеличивающиеся качественные и количественные показатели функционирования учреждений инфраструктуры молодежной сферы, потребности молодых людей в клубах, центрах, службах не обеспечены в полном объеме по причине материальной и финансовой недостаточности государственной молодежной политики.
Изменение сложившейся ситуации в области функционирования учреждений для молодежи органов по делам молодежи стало возможным благодаря кардинальным изменениям, происходящим в сфере молодежной политики в Российской Федерации.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (раздел 9 «Молодежная политика») модернизация материально-технической базы учреждений по работе с молодежью, расширение их сети рассматривается в качестве важнейшего средства решения задачи по вовлечению молодежи в социальную практику. В материалах заседания Государственного совета от 17 июля 2009 г. «О молодежной политике в Российской Федерации» модернизация и развертывание отраслевой инфраструктуры учреждений для работы с молодежью названы в числе важнейших приоритетов деятельности Российского государства на современном этапе.
В результате появления новых концептуальных установок в сфере институционализации государственной молодежной политики стал возможен пересмотр сущности, содержания, организационных основ функционирования ее инфраструктуры, которая является важнейшим инструментом обеспечения социализации юношей и девушек, решения социальных проблем молодежи.
Восстановление и развитие на новом уровне функционирования сети региональных и муниципальных учреждений по работе с молодежью органов по делам молодежи предполагает разработку в субъектах РФ и принятие нормативов по минимальному обеспечению молодежи региональными и муниципальными учреждениями по месту жительства. Определяются размеры выделяемых площадей требуемых помещений и штатная численность работников органов по делам молодежи. Признается необходимость практической апробации положений методических рекомендаций по вопросам развития сети учреждений органов по делам молодежи в субъектах РФ, их наполнение региональным содержанием государственной молодежной политики.
Организация деятельности и внедрение форм и методов управления учреждением будут выстраиваться в соответствии с проектом Типового положения об учреждениях для молодежи органов по делам молодежи. Происходит внедрение механизмов оценки эффективности работы с молодежью в качестве обязательного компонента деятельности учреждения на основе критериев, включающих в определенные показатели и несущие информацию о степени соответствия полученных результатов поставленным целям и задачам. В целом производится концептуализация региональной инфраструктуры органов по делам молодежи для обоснования условий, источников, механизмов их функционирования в режиме саморазвития в целях интеграции в единое социально организованное пространство субъекта Федерации.
Новый этап в развитии инфраструктуры молодежной сферы должен внести ощутимый вклад в институционализацию государственной молодежной политики, обеспечить ее эффективность в решении широкого спектра вопросов, касающихся особенностей и трудностей социальной адаптации и интеграции российской молодежи.
Библиографический список
1. Букин В.П., Григорьева Е.Н. Особенности социализации учащейся молодежи в условиях межкультурной коммуникации // Вестник ПАГС. 2010. № 22 (1). С. 118-124.
2. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Социальная регуляция в условиях неопределенности: теоретические и прикладные проблемы в исследовании молодежи. М., 2008.
3. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17 нояб. 2008 г. № 1662-р // СЗ РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.
4. Методические рекомендации по развитию сети учреждений органов по делам молодежи в субъектах Российской Федерации: сб. метод. мат-лов в сфере гос. молодежной политики. М., 2009.
5. О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики: Указ Президента РФ от 16 сент. 1992 г. № 1075 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. № 12. Ст. 924.
6. Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации: постановление Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 г. № 5090-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 25. Ст. 903.
7. О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 3 апр. 1996 г. № 387 // СЗ РФ. 1996. № 15. Ст. 1627.
8. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федер. закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3177; Рос. газ. 2009. 16 окт.
9. О создании (функционировании) учреждений социального обслуживания молодежи органов по делам молодежи: инструкт. письмо Министерства образования России от 30 сент. 2002 г. № 3 // Социальная работа с молодежью: сб. норм. прав. док. М., 2007.
Ya.K. Nelyubova
The System of Protection
of Orphaned Children:
Five Years
of the Deinstitutionalization Course
Regional aspects of
deinstitutionalization of the system of orphan children life arrangement are analyzed. The appearance of new institutions in the childhood protection sphere is marked.
Key words and word-combinations: system of orphan children protection, orphan children, deinstitutionalization.
Анализируются региональные аспекты деинституциализации системы жизнеустройства детей-сирот. В сфере защиты детства отмечено появление новых институтов.
Ключевые слова и словосочетания: система защиты детства, дети-сироты, деинституциализация.
УДК 316.334.3 ББК 60.56
Я.К. Нелюбова
СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ-СИРОТ:
ПЯТИЛЕТИЕ КУРСА НА ДЕИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЮ
^Эффективность защиты детей-сирот во многом определяется выбором средств, с помощью которых государство и (или) общество выполняют эту функцию. Особый интерес у исследователей вызывают периоды «смены курса», затрагивающие функционирование долговременно существующих профильных структур.