Научная статья на тему 'Становление и развитие женских журналов в России: этимологический аспект'

Становление и развитие женских журналов в России: этимологический аспект Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1891
282
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЖЕНСКАЯ ПРЕССА / ЖУРНАЛЫ МОД / ИСТОРИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ / ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Азизбекова Нелли Сарадбековна, Антонова Вера Ивановна

В статье рассматриваются функции отечественных женских журналов. Изучение функциональных особенностей данного типа прессы в процессе исторической трансформации общества показывает изменение роли, значения женских изданий в социальной общественной структуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the functions of Russian women magazines. The authors study the functional characteristics of this type of media in the process of society historical transformation. As a result, the study shows the change of the role and importance of women periodicals in the society structure.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие женских журналов в России: этимологический аспект»

АЗИЗБЕКОВА Н. С., АНТОНОВА В. И.

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖЕНСКИХ ЖУРНАЛОВ В РОССИИ: ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Аннотация. В статье рассматриваются функции отечественных женских журналов. Изучение функциональных особенностей данного типа прессы в процессе исторической трансформации общества показывает изменение роли, значения женских изданий в социальной общественной структуре.

Ключевые слова: гендерная идентичность, женская пресса, журналы мод, история журналистики, типологические особенности.

AZIZBEKOVA N. S., ANTONOVA V. I.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF WOMEN MAGAZINES IN RUSSIA:

ETYMOLOGICAL ASPECT Abstract. The article considers the functions of Russian women magazines. The authors study the functional characteristics of this type of media in the process of society historical transformation. As a result, the study shows the change of the role and importance of women periodicals in the society structure.

Keywords: gender identity, women press, fashion magazines, history of journalism, typological features.

История отечественной журналистики исследована довольно неравномерно: некоторые явления изучены глубоко и разносторонне, другие, как, например, издания для женщин - недостаточно. Можно по-разному относиться к таким понятиям как «женские журналы», «женская пресса», но нельзя отрицать, что на современном информационном рынке это один из наиболее широко представленных, активно развивающихся и перспективных сегментов, имеющий давнюю традицию.

Интерес к созданию специальной прессы для женщин возник еще в XVIII веке, но тогда это были либо единичные издания, либо «прибавления» к другой периодике. Активную же форму процесс развития журналистики для женщин приобретает во второй половине XIX века, когда начинает выходить целая группа подобных изданий. А уже в начале ХХ века появляются первые попытки теоретического осмысления нового типа периодики - журналов для женщин: небольшая статья С. Л-вой «Женские журналы», описательные работы В. И. Покровского и Е. Щепкиной о дамских и модных журналах «былых времен». В начале ХХ века женские журналы переживают период расцвета, который продолжается два десятилетия, однако предметом специального глубокого и всестороннего

1

изучения еще долго не становятся. Невыразительно представлена эта тема и в вузовских учебниках - и прошлого века, и современных. В их подавляющем большинстве женские журналы либо просто упоминаются, либо не рассматриваются вообще. На современном этапе впервые к проблемам функционирования отечественной женской прессы исследователи обратились в 1990-е годы: это, прежде всего, серия работ Р. М. Ямпольской, посвященных типологическим особенностям женской прессы, тенденциям развития, основным проблемно-тематическим направлениям. Тема исторической эволюции изданий исследователем не затрагивается. Еще одним существенным вопросом для историко-типологического изучения печатных изданий является проблема периодизации. Женские журналы в России развивались вместе со всей системой журналистики, подчиняясь ее общим закономерностям, поэтому нам представляется обоснованным использование периодизации отечественных женских журналов, предложенной в исследовании В. В. Боннер-Смеюхи, по мнению которой «исторические границы периодов становления отечественной периодики для женщин были определены с учетом существующей периодизации русской литературы, журналистики, женского движения» [2, с. 9]: XVIII - первая половина XIX века; вторая половина XIX века; начало XX века до 1917 года; советский период; современный этап, начинающийся с 1991 года.

Возникновение женских журналов в России началось с выпуска «Модного ежемесячного издания или библиотеки для дамского туалета» в 1779 году. Создателем периодического печатного органа стал писатель и просветитель Н. И. Новиков. В журнале, состоящем в основном из литературных текстов, преобладала характерная для Европы интонация мужского преклонения перед слабым полом. Это было развлекательное издание для женщин с обилием стихов, поэм, переводов модных авторов, анекдотов. Кроме того, в журнале присутствовали страницы мод и подборки любопытных фактов. Авторы давали женским нарядам завлекательные названия: например, шляпкам - «Рог изобилия», «Чепец победы»; платьям - «Расцветающая приятность», «Прелестная простота» и пр. Целью данного издания было «доставить прекрасному полу в свободные часы приятное чтение». Светская публика XVIII века не смогла по достоинству оценить данное издание. Ежемесячник «Библиотеки для дамского туалета» выходил лишь в течение одного года. Следующее подобное издание - «Магазин английских, французских и немецких новых мод, описанных ясно и подробно и представленных гравированными на меди и иллюстрированными рисунками» появилось лишь через 12 лет, в 1791 году.

В 1804 году М. Н. Макаров - русский писатель и журналист издает «Журнал для милых» - первый в России женский журнал, в котором печатаются псевдоисторические повести в духе сентиментализма, мемуары и литературные произведения. Находят в нем

2

место и размышления на тему женской моды. В 1808 году князь П. И. Шаликов выпускает журнала «Аглая», в котором печатаются стихи, басни, эпиграммы, проза, музыкальные ноты, зарисовки о моде. Затем, в 1823 году, возникает «Дамский журнал» с публикациями новинок парижской моды. Возникновение первых цветных иллюстраций привлекает к данному изданию женщин из многих аристократических семейств.

Следует отметить, что на рубеже столетий в России появляется немалое количество женских журналов: «Московский Меркурий» (1805), «Ваза» (1832) - «Литературно-художественный журнал светских новостей, мод, домашнего хозяйства и рукоделий», «Магазин Мод и Рукоделья» (1851 г.), «Ласточка» (1859 г.), «Модный магазин» (1861), «Новый русский базар» (1866), «Модный свет» (1868), «Дамский мир» (1907), «Моды для всех» (1910) и многие другие, причем, издателями являются преимущественно мужчины.

Интерес к моде в России во все времена был большим. В первые годы XX столетия данная тематика была настолько популярной, что постепенно способствовала вовлечению в мир моды профессиональных художников, а затем и появлению новой профессии художника-модельера. Женские журналы были выгодным коммерческим предприятием. Они носили универсальный характер, в них публиковались тексты на различные темы: от новинок литературы, до советов по домоводству, печатались парижские модные гравюры. Со второй половины XIX века многие именитые российские художники иллюстрировали журналы мод. А уже в начале ХХ века искусство модной иллюстрации переживает подлинный расцвет. С наступлением нового века и развитием полиграфии издатели многочисленных женских журналов стараются сделать издания наиболее привлекательными и конкурентоспособными; одни из них делают ставку на только что появившуюся модную фотографию, другие - на графическое искусство, имена популярных художников и т.д. В 1908 году в Москве выходит «художественный журнал мод, рукоделий, хозяйства» «Парижанка», а затем журнал мужских мод «Денди», рисунки моделей в них писали известные русские художники.

В Петербурге с 1907 по 1917 гг. издается журнал «Женщина». Изначально он выходил еженедельно, позднее - один раз в две недели. С самого начала авторы выбрали двенадцать наиболее важных тем и в соответствии с ними сделали две модели издания из шести мини-журналов объемом от двух до восьми страниц с собственными названиями и обложками. Тексты сопровождались рисунками и фотографиями.

Кроме того, с 1907 по 1917 гг. в Петербурге выпускался «ежемесячный журнал мод, литературы и жизни женщины в домашнем кругу и обществе» - «Дамский мир». Его главным направлением была тема женской красоты. В издании публиковались поэзия, беллетристика, критика, светская хроника, материалы о воспитании, театре, музыке,

3

выдающихся женщинах и женском движении. Журнал также содержал разделы: «кулинария», «рукоделие», «мода», «почтовый ящик», «оккультный почтовый ящик» и др. «Дамский мир» имел англофильскую направленность, вследствие чего «многие темы заимствовались из английских изданий для женщин. В нем печаталось множество новостей моды с иллюстрациями и выкройками» [4, с. 27]. Информация доставлялась корреспондентами и художниками из Парижа, Нью-Йорка, Лондона, Вены и других мировых столиц мод.

В тот же период в Москве с 1910 по 1918 гг. издавался журнал «Женское дело». Издание под редакцией Л. М. Родионова имело следующие разделы: «беллетристика», «публицистика», «хроника женского дела», «известия из-за границы», «театр», «музыка», «мода», «рукоделие» и др.

С 1912 по 1926 гг. в столице России выпускалось успешное издание - «Журнал для хозяек». Он выходил два раза в месяц тиражом более 150 000 экземпляров. Журнал состоял из 28 полос формата А3, в праздничных выпусках количество полос увеличивалось. Статьи сопровождались черно-белыми иллюстрациями и фотографиями. Помимо основного издания в Москве выпускались приложения-премии: выкройки в натуральную величину, журнал «Для наших детей», «Кулинарный сборник», «Лист гармонии цветов», «Годовая приходо-расходная тетрадь» и пр. Аудиторию составляли женщины, занимавшиеся домашним хозяйством, воспитанием детей, интересовавшиеся возможностью проведения полезного досуга, светскими новостями, здоровым образом жизни, модой, косметикой и гигиеной.

С 1914 по 1918 год выпускался еще один московский «Журнал для женщин». Издание было посвящено «женщине и тому, что интересует женщину». К тому же планировалось найти читателей и среди мужчин, привлечь их к обсуждению проблем женщин. Журнал имел разделы «Хроника женской жизни», «Моды», «Домашнее хозяйство», «Кулинария», «Косметика», «Интимные беседы», «публицистический» и «беллетристический».

В Советской России 8 марта 1914 года по инициативе В. И. Ленина начинает издаваться первый советский журнала для женщин «Работница». Этот общественно-политический и литературно-художественный ежемесячник впервые выходит в Петербурге тиражом 12 тысяч экземпляров. «Работница» - первый большевистский массовый легальный журнал, ставивший своей целью защиту интересов женского рабочего движения. Издание на некоторое время прекращало работу из-за полицейских преследований, но вновь появляется в 1917 году как еженедельный журнал ЦК РСДРП (б). В период Гражданской войны журнал вновь перестает выходить и возобновляется в январе 1923 года [3].

В 1922 году появляется еще один знаменитый советский журнал - «Крестьянка». Он основан Отделом по работе среди женщин ЦК РКП (б). Функционировали и другие издания,

4

век которых был достаточно коротким, например, «Работница и крестьянка» (1932-1941), «Женский журнал» (1926-1930) и некоторые другие. В этих изданиях печатались материалы на традиционно «женские темы», работники журналов старались научить советскую женщину ухаживать за своей внешностью, давали советы о красоте тела и здоровье. В конце 30-х годов появляются публикации на темы гигиены и косметики, а также быта и снабжения, здесь же даются рецепты, советы хозяйкам, реклама, мода, выкройки женской и детской одежды - вкладыши с одной выкройкой, к которой прилагалась ее подробное описание.

Таким образом, мы видим, что «основные функции и особенности женской прессы изменялись со временем в связи с изменением роли женщины в обществе, с переменами, произошедшими в самом обществе и СМИ. Можно сказать, что в советское время тематический круг изданий был достаточно узок и сосредоточивался лишь на помощи в выполнении семейных ролей и овладении полезными навыками, просвещении и сохранении здоровья» [5, с. 211].

ЛИТЕРАТУРА

1. Введение в гендерные исследования: учеб. пособие / под ред. И. Жеребкиной. -Харьков: ХЦГИ, 2001. - 708 с.

2. Боннер-Смеюха В. Типологическая характеристика современных российских журналов для женщин // Филологический вестник РГУ. - Ростов-н/Д., 2000. 2000. - № 2. -С. 9-34.

3. Ланскина Е. Женские журналы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.casual-info.ru

4. Каминская Н. М. История костюма. - М.: Легкая индустрия, 1977. - 130 с.

5. Овсепян Р. П. В лабиринтах истории отечественной журналистики (практическая журналистика). - М.: РИП - холдинг, 2001. - 316 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.