А.А.Маринич
Становление и развитие в России частного коллекционирования
Частное и государственное коллекционирование справедливо связывают с эпохой Петра I, с его реформами в области культуры. Однако некоторые его формы были известны гораздо раньше. Во 2-ой половине XVI! веке в Москве существовали частные собрания знатоков и любителей рукописей, книг, литых образков, крестов, различной утвари, парсун и гравюр или "фряжских листов". Одним из крупнейших было собрание Оруженичьего боярина Б.М.Хитрово (1615-1680). Большой известностью пользовалась библиотека боярина Артамона Сергеевича Матвеева (1605-1682). Европейской известностью пользовался дворец князя В.В.Голицина (1643-1714), украшенный произведениями искусства стран Востока и Запада.
В 1-ой четверти XVIII в. петровские реформы в области культуры придали новое направление этой давно известной традиции. Для XVIII в. ещё не характерно собирание коллекций современного изобразительного искусства, однако в культурно-просвети-тельской политике Петра I уже заложены все условия для их появления в будущем. Это забота о воспитании кадров отечественных художников, возведение собирательства в ранг государственной политики, создание первых общедоступных музеев, и, наконец, серия указов, направленных на учёт и сохранение памятников воинской доблести и славы, истории и материальной культуры.
В 1-ой трети XVIII в. основным предметом собирательства были естественнонаучные коллекции и произведения западноевропейской живописи, скульптуры и графики. Помощь в этом деле Перу оказывали русские дипломаты: князь Б.И.Куракин, граф С,И. Рагузинский, граф А/Шатвеев и другие. Не меньше их в этом отношении сделали специальные агенты Петра - женевский уроженец художник-маринист А.Сило (1674-1754), основатель первого русского частного банка в Амстердаме барон ОАСоловьёв (1676-1747). Коллекционирование было ярким показателем интереса просвещённой части общества к истории.
В конце XVIII - начале XIX вв. появление капитальных исторических трудов князей М.М. Щербатова, А.Л. Шлётцера и И.Н, Болтина пробудило внимание коллекционеров к древним рукописям. В значительной мере этому способствовали указы 1791-1795 гг. Увлечение древностями было причиной появления ряда весьма значительных частных коллекций древних рукописей. Одним из видных знатоков и собирателей этого вида материалов был сам обер-прокурор Св. Синода граф А.И.Мусин-Пушкин (1744-1718). В те же годы идёт процесс формирования многих собраний дониконианских икон. Центром их собирательства стала старообрядче-
ская Москва - храмы на Преображенском и Рогожском кладбищах. Более 100 частных коллекционеров были старообрядцами. Чаще других упоминались имена купцов НАПапулина, ИАКовылина, А.Е.Сорокина, братьев Ф.А. и А.А.Рахмановых. До 40-х гг. XIX в. древние иконы ценились как предметы культа.
Как и все собрания XVII! - начала XIX в., коллекции русских древностей носили универсальный характер. Особенно отчётливо это прослеживается на весьма отличных друг от друга коллекциях графа Н.П. Румянцева, купца П.Ф. Карабанова, профессора М.П. Погодина.
В коллекционировании 2-ой пол. XIX в. отчётливо проявились общественные приоритеты в отношении к памятникам старины. В этот период появился термин "ггалеологи" -так стали называть людей, изучавших и коллекционировавших русскую старину. Среди них П.Ф.Карабанов, который собирал старинную русскую утварь, ювелирные изделия, древние рукописи, кресты, иконы.
Конец XIX в. ознаменовался созданием крупнейших музеев национального искусства в обеих столицах Российской империи. Почва для их появления была подготовлена развитием общественно-политической мысли предшествующих столетий, расцветом русской живописной школы и новых акцентов в области художественного коллекционирования, которые появились ещё в 1-ой половине столетия. Основателем одного из музеев стал купец и меценат П.М.Третъяков (1832-1898). Поставив перед собой цель создать национальную картинную галерею, он подходил к составлению своего собрания с позиций историка искусства, а не комекционера-любителя. В коллекционерской деятельности П.М.Третьякову помогали такие известные художники, как И.Н.Крамской и И.П.Трутнев, а также критик В.В.Стасов,
Сегодня количество коллекционеров на порядок больше, чем число музеев. Среди заурядных коллекций встречаются собрания, которые можно отнести к национальному достоянию субъектов РФ, Особенно это проявляется в частных коллекциях малых форм - филателии, бонистики, фалеристики. Такие коллекции формируются десятилетиями, иногда несколькими поколениями собирателей. Фрагменты некоторых из них можно увидеть на выставках. Если коллекционеру повезёт, коллекции становятся основой для монографий. В 1996 г., например, выпущена книга "Иркутск в почтовых открытках", основанная на коллекции С.Медведева.
86
ВЕСТНИК ИрГТУ №2 (26) 2006