История медицины
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2023 УДК 614.2
Полунина Н. В., Стародубов В. И., Полунин В. С.
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ» (К 100-ЛЕТИЮ КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИМЕНИ АКАДЕМИКА Ю. П. ЛИСИЦЫНА). СООБЩЕНИЕ I (НАЧАЛО XX в. — 1963 г.)
ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова» Минздрава России, 117997, г. Москва
Представлен анализ становления учебной дисциплины и научной специальности «Общественное здоровье и организация здравоохранения» в период от начала XIX в. до ¡963 г. Особое внимание уделено роли в их становлении и развитии кафедры общественного здоровья и здравоохранения Российского национального медицинского университета имени Н. И. Пирогова, которая отмечает в 2023/2024 учебном году свое 100-летие, и ее ведущих ученых и руководителей.
Ключевые слова: общественное здоровье и организация здравоохранения; состояние здоровья населения; роль социальных факторов; профилактика.
Для цитирования: Полунина Н. В., Стародубов В. И., Полунин В. С. Становление и развитие учебного предмета и научной дисциплины «Общественное здоровье и организация здравоохранения» (к 100-летию кафедры общественного здоровья и здравоохранения имени академика Ю. П. Лисицына). Сообщение I (начало XX в. — 1963 г.). Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2023;31(6):1451—1456. DOI: http://dx.doi.org/ 10.32687/0869-866Х-2023-31-6-1451-1456
Для корреспонденции: Полунин Валерий Сократович, Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова, педиатрический факультет, кафедра общественного здоровья и здравоохранения, экономики здравоохранения, e-mail: [email protected]
Polunina N. V., Starodubov V. I., Polunin V. S. THE BECOMING AND DEVELOPMENT OF THE ACADEMIC SUBJECT AND SCIENTIFIC DISCIPLINE "PUBLIC HEALTH AND HEALTH CARE ORGANIZATION" (TO THE CENTENARY OF THE ACADEMICIAN Yu. P. LISITSYN CHAIR OF PUBLIC HEALTH AND HEALTH CARE). REPORT I (BEGINNING OF XX CENTURY — 1963)
The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "N. I. Pirogov Russian National Research Medical University" of Minzdrav of Russia, 117997, Moscow, Russia
The article presents analysis of becoming of academic subject and scientific discipline "Public Health and Health Care Organization" in Russia from beginning of the 20th century to ¡963. The special attention was paid to the role in their becoming and development that played the Chair of Public Health and Health Care Organization of the Pirogov Russian National Research Medical University that is celebrating its centenary in 2023-2024 academic year. The contribution into this process of its prominent scientists and heads is considered.
Keywords: Public Health; Health Care Organization; Chair; public health status; social factors; prevention.
For citation: Polunina N. V., Starodubov V. I., Polunin V. S. The becoming and development of the academic subject and scientific discipline "public health and health care organization" (to the centenary of the academician Yu. P. Lisitsyn Chair of Public Health and Health Care). Report I (beginning of XX century — 1963). Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2023;31(6):1451-1456 (In Russ.). DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2023-31-6-1451-1456
For correspondence: Polunin V. S., the Research Officer of the Federal State Budget Educational Institution of Higher Education N. I. Pirogov Russian National Research Medical University of Minzdrav of Russia, e-mail: [email protected]
Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests.
Acknowledgment. The study had no sponsor support
Received 19.03.2023 Accepted 30.05.2023
Укрепление и поддержание здоровья человека всегда находятся в центре внимания общества, поскольку основой сохранения и развития государства являются население, его численность, работоспособность и здоровье, которое зависит не только от врожденных и наследственно передаваемых характеристик, но и в значительной степени от социальных условий окружающей среды, определяемых государством и обществом. Безусловно, в каждую общественную эпоху ставились свои цели и задачи по улучшению показателей здоровья населения, которые решались в соответствии с существующими условиями.
Научной специальностью, которая изучает и анализирует здоровье отдельных возрастно-половых, социальных и профессиональных групп населения в
тесной взаимосвязи с окружающими условиями и действующей системой оказания медицинской помощи, а также разрабатывает медико-социальные и организационные мероприятия по оздоровлению различных слоев населения, является общественное здоровье и организация здравоохранения.
Долгие годы было принято считать, что начало организации учебной дисциплины и научной специальности «Общественное здоровье, организация и социология здравоохранения» было положено в первые десятилетия XX в., когда в Германии молодой врач Альфред Гротьян (Alfred Grotjahn, 1869— 1931) в 1903 г. стал издавать журнал «Социальная гигиена», в 1905 г. основал в Берлине научное общество по социальной гигиене и медицинской статистике, а в 1912 г. добился доцентуры по этой специ-
альности, что послужило основой для учреждения в 1920 г. кафедры «социальной гигиены» (одно из первых названий) при Берлинском университете [1]. Вслед за кафедрой А. Гротьяна аналогичные кафедры стали создавать не только в Германии, но и в других странах, в том числе в нашей стране.
Анализ доступной литературы показал, что на медицинских факультетах университетов до появления самостоятельной дисциплины «Социальная гигиена» благодаря инициативе передовых ученых, преподававших гигиену, микробиологию, физиологию, педиатрию, акушерство и гинекологию и осознавших значение и роль социальных факторов в формировании здоровья, были созданы курсы «Общественной гигиены с медицинской статистикой и превентивной медициной», в рамках которых рассматривались вопросы здоровья населения, его факторная обусловленность, осуществление профилактических мер, направленных на снижение заболеваемости и смертности.
Первые публикации, касающиеся анализа демографических показателей в России, появились в 1712 г. при Петре I: «учет рождения и смерти лиц мужского пола». Позднее, в 1761 г., Михайло Васильевич Ломоносов (1711—1765) в письме «О сохранении и размножении российского народа», направленном видному государственному деятелю России, действительному камергеру и кавалеру Ивану Ивановичу Шувалову (1727—1797), изложил свои взгляды относительно недостаточного числа лекарей и аптек на Руси, о плохой помощи при родах и необходимости подготовки достаточного числа образованных повивальных бабок, об организации медицинского дела в России и народном здравии (ответственность общества, рациональное питание) [2]. В 1795 г. профессор Московского университета Ф. Керестури подготовил издание «Речь о медицинской помощи в России», в котором рассматривался вопрос об обеспечении здоровья силами государства [3].
В этом отношении особого внимания заслуживает деятельность Йогана Петера Франка (Johann Peter Frank, 1745—1821), который в августе 1805 г. был приглашен в Санкт-Петербург в качестве ректора Медико-хирургической академии. Несмотря на кратковременное пребывание в России, Й. П. Франк оставил заметный след в истории ее высшего медицинского образования. Именно он предложил увеличить сроки обучения на медицинском факультете до 6 лет и придерживаться строгой логичной последовательности в изучении медицинских дисциплин; а также расширять программы преподавания за счет создания новых кафедр, благодаря ему в учебный план была введена дисциплина «Общественная медицина с медицинской полицией» и организована соответствующая самостоятельная кафедра, на которой будущих врачей обучали теоретическим основам оценки здоровья населения, роли социальных условий в его формировании и методам его сохранения [4—6].
History of Medicine Основные показатели здоровья населения России [10]
Показатель
1913 г.
1922 г.
Рождаемость, на 1 тыс. населения 44,1 Смертность, на 1 тыс. населения 27,2 Естественный прирост, на 1 тыс. населения 16,9 Детская (младенческая) смертность, на 1 тыс. детей, родившихся живыми 269 Материнская смертность, на 100 тыс. детей, родившихся живыми 420
Ожидаемая продолжительность жизни
В целом, лет 30,5
Среди мужчин, лет 29,4
Среди женщин, лет 31,7
37,9 27,8 10,1
255
387
29.8
28.9 31,4
В дальнейшем первые профессора (или руководители кафедр) медицинских факультетов Московского, Казанского, Петербургского, Киевского, Харьковского университетов — С. Г. Забелин, Ф. Ф. Керестури, А. П. Песков, А. И. Шингарев, А. В. Корчак-Чепурковский, С. Н. Игумнов,
3. 3. Френкель и другие профессора читали студентам лекции по вопросам общественного здоровья и общественной гигиены, медицинской географии и медицинской статистики [7].
В Москве на медицинском факультете Высших женских курсов (МВЖК), открытых в 1906 г. (в настоящее время — ФГАОУ ВО РНИМУ имени
H. И. Пирогова) в рамках кафедры гигиены в 1910 г. был организован курс «Общественная медицина» [8], который читали известные профессора Лев Александрович Тарасевич (1868—1927), руководивший кафедрой, и Петр Николаевич Диатроптов (1859—1934), профессор кафедры, которые разрабатывали учебные программы и учебные пособия по новому предмету, проводили научные исследования в этом направлении [9]. Спустя 2 года, в 1912 г., была открыта самостоятельная кафедра «Общественная медицина с медицинской полицией и эпизоотией» [10], ее первым руководителем стал профессор П. Н. Диатроптов. Поскольку в задачи кафедры входило изучение здоровья различных групп населения и его охраны, она одной из первых в истории отечественного и мирового высшего медицинского образования стала разрабатывать вопросы общественной медицины и медицинской полиции, так как в 1913 г., в канун Первой мировой войны, в нашей стране были отмечены широкое распространение массовых инфекционных заболеваний, высокие уровни общей смертности, материнской смертности и детской (младенческой) смертности, что способствовало низкой ожидаемой продолжительности жизни и неблагоприятно отразилось на медико-де-мографических показателях (см. таблицу).
В то же время в других странах показатели здоровья населения и демографических процессов были несравненно лучше: показатели смертности были в 1,6 раза ниже во Франции, в Германии и США — в
I,8 раза, в Англии — в 2,1 раза; ожидаемая продолжительность жизни в этих странах была в 1,5 раза выше.
В структуре причин смерти в России в этот период первые места занимали туберкулез, пневмонии,
История медицины
инфекционные заболевания, тогда как в развитых странах Европы и в США первые места занимали сердечно-сосу-дистые, онкологические и другие хронически протекающие болезни. Большая часть населения России проживала в сельской местности, промышленное производство находилось в стадии становления, и численность городского населения составляла 15,4% [11, 12].
Интерес к изучению социальных условий, факторов и процессов, влияющих на здоровье человека и его воспроизводство, создали предпосылки для формирования в начале XX столетия учебной дисциплины и научной специальности «Социальная гигиена» — науки об общественном здоровье и здравоохранении, которая по сути явилась преемницей «Общественной медицины», включенной в учебный план подготовки студентов-медиков в начале XIX в. и нацеленной на изучение и анализ здоровья населения в связи с социальными условиями жизни.
В 1921 г. на базе Научно-исследовательского института социальной гигиены был создан Центр по формированию учебной дисциплины «Социальная гигиена», которая на основании решения Государственного ученого совета (ГУС; протокол № 27 от 27 сентября 1922 г.) была утверждена приказом Нар-комздрава РСФСР 03 октября 1922 г. и включена в учебный план для всех медицинских факультетов страны в качестве самостоятельного предмета подготовки будущих врачей. В соответствии с приказом Наркомздрава РСФСР преподавание «Социальной гигиены» должно было осуществляться на V курсе и по завершении обучения студенты должны были сдавать государственный экзамен (рис. 1).
Первым заведующим кафедрой «Социальной гигиены» стал Николай Александрович Семашко, являвшийся первым руководителем Наркомздрава РСФСР. 20 февраля 1923 г. в стенах 1-го МГУ (ныне — Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова) он прочитал первую лекцию «Социальная гигиена, ее сущность, методы и значение». Эта дата считается днем рождения первой профильной кафедры, преподаватели которой в 1922/1923 учебном году проводили занятия и читали лекции всем студентами-ме-дикам города Москвы (1-го МГУ, 2-го МГУ, Высшей медицинской школы Лефортово).
В феврале 1924 г. ректор 2-го МГУ С. С. Намёткин (1919—1924) направил в Наркомздрав РСФСР просьбу о создании самостоятельной кафедры «Социальной гигиены» во 2-м МГУ, и 11 марта 1924 г. Нарком здравоохранения Н. А. Семашко подписал приказ об организации во 2-м МГУ профильной кафедры, которую возглавил Зиновий Петрович Соловьев (1876—1928), первый заместитель наркома здравоохранения. Таким образом, днем рождения
Заседание Государственного ученого совета (ГУС) Наркомздрава РСФСР 27.09.1922
Утверждение учебного плана для всех медицинских факультетов трапы
4
Включение в учебный план дисциплины «Социальная гигиена»
Преподавание «Социальной гигиены» должно быть на 5 курсе
Государственный экзамен завершает освоение «Социальной гигиены»
Рис. 1. Этапы возникновения в России учебной дисциплины и научной специальности «Социальная гигиена».
кафедры социальной гигиены во 2-м МГУ стал день 11 марта 1924 г.
Важно отметить, что на протяжении предшествующих 100 лет название данной учебной дисциплины и научной специальности неоднократно менялось в связи с изменяющимися условиями жизни. Так, 7 марта 1941 г. по приказу ВКВШ 1 эта учебная дисциплина и научная специальность получили название «Организация здравоохранения». В 1966 г. по инициативе Юрия Павловича Лисицына (1928—2013) учебный предмет и научная специальность стали называться «Социальная гигиена и организация здравоохранения», а с 1 января 2000 г. в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации научная дисциплина и предмет преподавания получили новое название — «Общественное здоровье и здравоохранение». Справедливости ради следует признать, что и это название несовершенно: только за период с 2021 по 2023 г. эта научная специальность несколько раз меняла свое наименование. Последнее — «3.2.3. Общественное здоровье, организация и социология здравоохранения, медико-социальная экспертиза» (Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 30.03.2023 № 349 «О внесении изменений в номенклатуру научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, утвержденную приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 24 февраля 2021 г. № 118, и в соответствие направлений подготовки научно-педагогиче-ских кадров в аспирантуре (адъюнктуре) научным специальностям, предусмотренным номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, утвержденной приказом Мини-
1 Всесоюзный комитет по делам высшей школы (ВКВШ) при Совете Народных Комиссаров СССР. Образован постановлением ЦИК и СНК СССР от 02.05.1936. Упразднен Указом Президиума Верховного Совета СССР 10.04.1946.
Общественное здоровье к организация здравоохранения
-i
Характеристика ¡до] ювья ллселеш м
Определение обусловленное™ здоровья
ИсПОЛЬЗОВЙКПе статнмпескнм методов
Показатели чаооясваемосш смертности
Показатели (¡nrirriecKoro {МГОППЦ
Социально-ГППКШ рнм-кне факторы
ирганнзацня мс д| и и mi: Kort помощи
Рис. 2. Основные разделы учебного предмета и научной специальности «Общественное здоровье и организация здравоохранения».
стерства науки и высшего образования Российской Федерации от 24 февраля 2021 г. № 118, установленное приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 24 августа 2021 г. № 786»), с одной стороны, наиболее полно отражает их содержание, а с другой — несколько громоздко. Таким образом, споры об уточнении наименования этой научной специальности и учебной дисциплины, которое более адекватно соответствовало бы поставленным задачам, не утихают и по сей день.
Необходимо отметить, что задачи этих наук отличаются друг от друга. Так, основная задача Социальной гигиены, общественного здоровья состояла в изучении закономерностей состояния здоровья однородных групп населения в связи с социально-гигиеническими факторами и в разработке научно обоснованных рекомендаций по оздоровлению населения. Основная задача Организации здравоохранения заключается в реализации и совершенствовании медико-организационных мероприятий по оказанию медицинской помощи отдельным группам населения (рис. 2).
В связи с изменением названия учебной дисциплины и научной специальности менялись не только наименование кафедр, но и направление научных исследований, подготовка учебных материалов и методика преподавания. В то же время, несмотря на изменяющееся наименование учебной дисциплины и научной специальности, на кафедре всегда работали и возглавляли ее ведущие ученые, компетентные организаторы здравоохранения, эрудированные преподаватели и замечательные люди: П. И. Кур-кин (с 1906 по 1924 г.), Н. А. Семашко (с 1922 по 1924 г.), 3. П. Соловьев (с 1924 по 1928 г.), Г. А. Бат-кис (с 1931 по 1959 г.), Г. Б. Гецов (с 1931 по 1980 г.), О. В. Гринина (с 1949 по 1963 г.), Ю. П. Лисицын (с 1963 по 2013 г.).
Большую роль в анализе заболеваемости и причин смерти населения в конце XIX — начале XX в. сыграл П. И. Куркин, который в связи с отсутствием необходимой методики четкой регистрации всех случаев заболеваний и смерти разработал «Первую отечественную номенклатуру болезней», известную как «Пироговская номенклатура болезней», послу-
History of Medicine
жившую в дальнейшем основой для разработки «Первой советской номенклатуры и классификации болезней» (1924). Кроме того, П. И. Куркин при анализе показателей здоровья уделял большое внимание использованию статистических методов и наглядности в представлении полученных результатов. Созданный им «Атлас диаграмм», включающий 100 санитарно-статисти-ческих таблиц-графиков, имел исключительный успех не только в нашей стране, но и за рубежом. Ему принадлежит также первенство в разработке «Схемы санитарно-ста-тистических исследований» для изучения здоровья населения, которая широко применяется и в настоящее время в научных исследованиях при изучении и оценке здоровья различных групп населения. По его убеждению, при обучении студентов и молодых врачей необходимо уделять особое внимание овладению ими статистическими методами при анализе показателей здоровья населения. Лекции, прочитанные П. И. Куркиным на кафедре общественной медицины с медицинской полицией и эпизоотией (зав. кафедрой — профессор П. Н. Диатроптов) при МВЖК (с 1918 г. — 2-й МГУ), пользовались у студентов и врачей большим успехом.
В дальнейшем эту эстафету подхватил руководитель кафедры Григорий Абрамович Баткис. На протяжении 24 лет, с 1929 по 1952 г., он являлся одним из руководителей Комиссии по пересмотру отечественной Номенклатуры и классификации болезней и широко использовал результаты кандидатской диссертации своей ученицы Т. И. Добровольской, изучавшей историю развития и применения классификации и номенклатуры болезней. Г. А. Баткис широко применял статистические методы при изучении здоровья и его обусловленности, им было обосновано использование метода стандартизации при анализе демографических показателей и деятельности медицинских учреждений. Были выработаны методы сводного анализа деятельности медицинских учреждений органами здравоохранения — сводно-аналитические обзоры. По результатам выполненных исследований были предложены усовершенствованные новые формы учета и отчетности, а также качественные показатели для оценки деятельности медицинских учреждений.
К значимым работам, выполненным под руководством П. И. Куркина,3. П. Соловьева, Г. А. Батки-са, следует отнести исследования Р. О. Лунца, В. И. Бинштока, Т. А. Онуфриева, Е. А. Осипова, И. В. Попова, С. И. Богословского, Л. А. Брушлин-ской, А. А. Чертова, М. С. Меллера, Р. Б. Коган и Е. А. Васича,А. М. Меркова,Е. И. Тукера,И. И. Левитина и др., изучавших особенности физического развития, заболеваемости и смертности в связи с факторами окружающей среды [12].
История медицины
Интересные данные нашли отражение в исследовании Б. Я. Смулевича, который показал, что уровень заболеваемости детей в крупных городах выше практически в 2,6 раза по сравнению с поселками городского типа. В то же время показатели смертности детей в поселках городского типа были выше практически на 11%, что свидетельствует о наличии скрытой, не выявленной заболеваемости детей в связи с низкой обращаемостью за медицинской помощью по причине нехватки медицинских кадров, отсутствия специалистов по оказанию медицинской помощи детям и детских лечебно-профилактиче-ских учреждений. Это позволило Б. Я. Смулевичу сделать вполне обоснованный вывод о необходимости подготовки врачебных кадров, знающих особенности детского организма и специализирующихся в области медицинской помощи детям [7]. Как показала история, в 1930 г. именно во 2-м МГМИ (в настоящее время — РНИМУ имени Н. И. Пирогова) был открыт первый в нашей стране педиатрический факультет, в последующем подобные факультеты были открыты и в других вузах страны.
Дальнейшие научные исследования сотрудников кафедры послужили отправной точкой для последующего сравнительного анализа изменений в состоянии здоровья детского населения России: были определены стандарты физического развития для детей всех возрастов, количественные показатели заболеваемости и смертности, установлены причины формирования неблагоприятных показателей здоровья. Полученные результаты установили, что уже к 1940 г. показатели здоровья детей и подростков, женщин-матерей, городского и сельского населения достигли значений, сопоставимых с зарубежными странами.
В работах, выполненных в послевоенное время, выявлено, что наиболее неблагоприятные показатели здоровья, особенно у детей и подростков, отмечаются в период социальных потрясений (революция, Гражданская война, Первая мировая война) и обусловлены связанными с ними голодом, низким уровнем жизни, плохими жилищными условиями, особенностями работы матерей, связанной с профессиональными вредностями и другими факторами риска.
При этом улучшение условий жизни способствовало улучшению показателей здоровья населения, особенно у детей, что нашло подтверждение в исследованиях Г. А. Баткиса и его учеников (М. С. Мел-лер, В. Н. Плонская), проследивших изменения показателей заболеваемости детского населения на протяжении длительного времени, с 1937 по 1952 г. На основании результатов их исследований были предложены новые критерии, характеризующие заболеваемость детей (неболеющие, эпизодически и часто болеющие) и деятельность детских поликлиник в отношении детей первого года жизни («индекс здоровья» и показатель непрерывности). В настоящее время указанные критерии используются при распределении детей и подростков на группы здоровья при проведении диспансеризации.
Для снижения заболеваемости детей на кафедре была разработана система активного патронажа грудных детей, которая успешно внедрена в работу детских поликлиник страны. В процессе исследования было установлено, что часто болеющие дети в большинстве случаев имели низкий уровень физического развития, нарушения в питании, низкую физическую активность, находились на искусственном вскармливании, проживали в плохих материально-бытовых условиях, что требовало особого диспансерного наблюдения данной группы детей.
Большое внимание на кафедре уделялось подготовке профессиональных кадров. В 1925 г. во 2-м МГУ была открыта аспирантура. 3. П. Соловьев приложил немало сил при подборе кадров для обучения в аспирантуре, организовав на кафедре учеб-но-научный кружок, насчитывавший более 140 человек. Большинство членов учебно-научного кружка продолжили обучение в аспирантуре. Архивные документы штатного расписания 2-го МГУ сохранили для нас имена первых преподавателей и аспирантов кафедры социальной гигиены: Ф. Ю. Берман, Р. М. Бравая, Е. А. Брагин, С. А. Гуревич, Д. В. Гар-фин, Л. О. Каневский, Р. Б. Коган, А. А. Летавет, М. 3. Меллер, М. Я. Мирский, А. А. Мустафин, О. А. Рикман, И. Д. Страшун, Л. А. Сухинин, Л. А. Сыркин, Н. И. Шангин, А. Б. Шевелев, Е. Е. Штейнбах, А. Ю. Явнель и др.
Повседневная деятельность кафедры связана с большой организационной и учебно-методической работой по созданию учебных программ, переводу учебников зарубежных ученых и составлению первых отечественных учебников, руководств и практикумов по предмету, разработке лекционного курса и подготовке практических занятий. Безусловно, в основе подготовки учебного процесса существенную роль играли результаты научных исследований по изучению в динамике физического развития, заболеваемости и смертности населения, по определению роли социально-гигиенических факторов в формировании здоровья, по разработке наиболее оптимальных форм и методов организации медицинской помощи различным группам населения. Под редакцией Г. А. Баткиса и при участии преподавателей кафедры были подготовлены и изданы учебники [13—16]: «Социальная гигиена» (1936, 1940), «Организация здравоохранения» (1948).
В 1950-е годы профессор Г. А. Баткис совместно с А. А. Альтовским и Л. Б. Шенфельдом издал практическое руководство «Статистика здравоохранения», а К. В. Майстрах и Я. О. Родов — «Руководство к практическим занятиям по организации здравоохранения». Выполненные на кафедре исследования по истории отечественной санитарной статистики (С. Н. Белгородская, Е. И. Арсентьева, О. В. Гринина) имели большое методическое значение. В 1955 г. коллектив кафедры подготовил методическое письмо об улучшении санитарно-просве-тительной работы на клинических кафедрах, для внедрения санитарно-просветительной работы среди населения были проведены учебно-методиче-
ские конференции с руководством клинических кафедр и клинических баз вуза. В 1961 г. на кафедре был подготовлен новый учебник «Теория и организация советского здравоохранения» (Г. А. Баткис, Л. Г. Лекарев), который в 1963 г. был отмечен премией имени Н. А. Семашко как лучшая работа по теоретическим основам советского здравоохранения [16].
Особого внимания заслуживает деятельность ведущего специалиста в области общественного здоровья и здравоохранения Юрия Павловича Лисицына, доктора медицинских наук, профессора, академика РАМН, заслуженного деятеля науки РФ, всемирно известного ученого, внесшего существенный вклад в совершенствование и развитие системы здравоохранения, блестящего лектора и эрудированного профессионала. Юрий Павлович возглавлял кафедру в течение 50 лет (1963—2013). За этот период он не только продолжил, но и приумножил традиции, заложенные основателями нашего учебного предмета и научной специальности.
Деятельность кафедры в период руководства Ю. П. Лисицыным и до настоящего времени будет представлена в статье, планируемой к публикации в следующем номере.
Исследование не имело спонсорской поддержки.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
ЛИТЕРАТУРА
1.ВенгроваИ. В., Шилинис Ю. А. Социальная гигиена в СССР (Очерки истории). М.; 1976. 19 с.
2. Сорокина Т. С. История медицины: в 2 т. 15-е изд. Т. 2. М.: Об-разовательно-издательский центр «Академия»; 2023. 188 с.
3. Каспрук Л. И., Вяльцын С. В Общественное здоровье и здравоохранение: ключевые историко-медицинские детерминанты становления как самостоятельной области научной медицины. Общественное здоровье и здравоохранение. 2023;77(2):27—31.
4. Мицельмахерис В. Г. Очерки по истории медицины в Литве. Л.: 1967. С. 102.
5. Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ), под редакцией Петровского Б. В. 3-е изд. Т. 26. М.; 1985. 560 с.
6. Doll К. Dr Johann Peter Frank. Karlsruhe; 1909.
7. Полунина H. В. Актовая речь «Исторические аспекты становления и перспективы развития научной специальности «Общественное здоровье и здравоохранение» (к 100-летию кафедры им. академика Ю. П. Лисицына)». М.: ФГАОУ ВО РНИМУ им. И. И. Пирогова; 2023. 52 с.
8. Устав Московских высших женских курсов. Проект, выработанный совещанием профессоров под председательством министра народного просвещения графа И. И. Толстого в 1906 году. СПб.; 1906. 12 с.
9. Обозрение преподавания на Медицинском отделении Московских Высших Женских Курсах в 1914—1915 году. М.; 1914. 17 с.
10. Народное хозяйство Союза ССР в цифрах (краткий справочник). М.; 1924. 350 с.
11. Лисицын Ю. П. Страницы и уроки здравоохранения в России. М. — СПб.; 2003. 40 с.
12. Major R. H. A. A history of medicine. Vol. 2. Springfield; 1954.
History of Medicine
13. Социальная гигиена. Санитарное состояние населения и санитарная статистика. Пособие для студентов и врачей. Под ред. проф. 2-го ММИ Г. А. Баткиса. М. — Л.; 1936. 289 с.
14. Социальная гигиена. Учебник для медицинских ин-тов. Под ред. Г. А. Баткиса. М. — Л.; 1940. 328 с.
15. Организация здравоохранения. Учебник для мед. ин-тов. Под ред. Г. А. Баткиса. М.; 1948. 567 с.
16. Баткис Г. А., Лекарев Л. Г. Теория и организация советского здравоохранения. М.; 1961. 351 с.
Поступила 19.03.2023 Принята в печать 30.05.2023
REFERENCES
1. Vengrova I. V., Shilinis Yu. A. Social hygiene in the USSR (Essays on History) [Sotsial'naya gigieniya v SSSR (Ocherki istorii)]. Moscow; 1976. 19 p. (in Russian).
2. SorokinaT. S. History of Medicine [Istoriya meditsiny]. Vol. 2. 15th ed. Moscow: Academia; 2023. 188 p. (in Russian).
3. Kaspruk L. I., Vyaltsin S. V. Public Health and Health Care: Key Historical and Medical Determinants of Formation as an Independent Field of Scientific Medicine. Obshchestvennoe zdorov'e i zdra-vookhranenie = Public Health and Health Care. 2023;77(2):27-31 (in Russian).
4. Mitselmahefig V. G. Essays on the history of medicine in Lithuania [Ocherki po istorii meditsiny v Litve], Leningrad; 1967. 102 p. (in Russian).
5. Big Medical Encyclopedia (BME) [Bol'shaya Meditsinskaya Entsik-lopediya (BME)]. В. V. Petrovsky (ed.). 3rd ed. Vol. 26. Moscow; 1985. 560 p. (in Russian).
6. Doll K. Dr Johann Peter Fran. Karlsruhe; 1909.
7. Polunina N. V. Speech "Historical Aspects of the Formation and Prospects for the Development of the Scientific Specialty "Public Health and Health Care" (to the 100th Anniversary of the Department named after Academician Y. P. Lisitsyn)" [Aktovaya rech' "Is-toricheskie aspekty stanovleniya i perspektivy razvitiya nauchnoy spetsial'nosti "Obshchestvennoe zdorov'e i zdravookhranenie" (k 100-letiyu kafedry im. akademika Yu. P. Lisitsyna)"]. Moscow: Pirogov Russian National Research Medical University; 2023. 52 p. (in Russian).
8. Charter of the Moscow Higher Women's Courses. A project developed by a meeting of professors chaired by the Minister of Public Education, Count I. I. Tolstoy in 1906. St. Petersburg; 1906. 12 p. (in Russian).
9. Review of teaching at the Medical Department of the Moscow Higher Women's Courses in 1914-1915 [Obozrenie prepodavaniya na Meditsinskom otdelenii Moskovskikh Vysshikh Zhenskikh Kursakh v 1914-1915godu], Moscow; 1914. 17 p. (in Russian).
10. The national economy of the S. S. R. Union in figures (quick reference) [Narodnoe khozyaystvo Soyuza SSR v tsifrakh. (kratkiy sprav-ochnik)]. Moscow; 1924. 350 p. (in Russian).
11. Lisitsyn Yu. P. Pages and lessons of health care in Russia [Stranitsy i uroki zdravookhraneniya v Rossii], Moscow-St. Petersburg; 2003. 40 p. (in Russian).
12. Major R. H. A. A history of medicine. Vol. 2. Springfield; 1954.
13. Social hygiene. Sanitary condition of the population and sanitary statistics. Manual for students and doctors [Sotsial'naya gigiena. Sanitarnoe sostoyanie naseleniya i sanitarnaya statistika. Posobie dlya studentov i vrachey], Ed. prof, of 2nd MMI G. A. Batkis. Moscow-Leningrad; 1936. 289 p. (in Russian).
14. Social hygiene. Textbook for medical institutes [Sotsial'naya gigiena. Uchebnik dlya meditsinskikh in-tov], Ed. G. A. Batkis. Moscow-Leningrad; 1940. 328 p. (in Russian).
15. Organization of health care. Textbook for medical institutes [Or-ganizatsiya zdravookhraneniya. Uchebnik dlya med. in-tov], Ed. G. A. Batkis. Moscow; 1948. 567 p. (in Russian).
16. Batkis G. A., Lekarev L. G. Theory and organization of Soviet health care [Teoriya i organizatsiya sovetskogo zdravookhraneniya]. Moscow; 1961. 351 p. (in Russian).