3.8. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА СТУДЕНТА (1917-1941 ГГ.)
Перейти на Гпавное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Перова Анна Сергеевна, соискатель. Должность: ассистент. Место работы: кафедра теории государства и права и международного права, Самарский Государственный Университет. Е-mail: pe-rova777@list.ru
Аннотация: В статье исследуется вопрос влияния изменений политико-правовых представлений о государстве и праве на образовательную сферу и правовой статус студентов после октября 1917 года. Анализируются взгляды правоведов и партийных деятелей о высшем образовании в период 1917-1941 гг. Дается оценка правового регулирования статуса студентов и студенческой жизнедеятельности в условиях формирования новых методов учебновоспитательного процесса с 1917 г. и до начала Великой Отечественной войны.
Ключевые слова: правовая политика, правовой статус студента, Декрет о правилах приема в высшее учебное заведение РСФСР 1918г, классовый состав студентов, советская система высшего образования, типовой устав ВУЗА.
ESTABLISHING AND DEVELOPING OF THE SOVIET LEGAL POLICY IN PROTECTION OF THE STUDENT LEGAL STATUS (1917- 1941)
Perova Anna Sergeevna, competitor. Position: assistant. Place of employment: Department of theory of state and law and international law, Samara State University. E-mail: pero-va777@list.ru
Annotation: The influence of changes of politico-legal ideas of state and law upon educational sphere and legal status of the students after October, 1917 is being researched in the article. Different views of jurists and party members about higher education in years 1917-1941 are also being analyzed. Legal regulation of students' status and their life activity in conditions of creation of new methods of educational processes since 1917 till the beginning of the World War II are evaluated there.
Keywords: legal policy, student’s legal status, Decree on admission regulation of Institution of higher education in RSFSR in a year 1918, students’ classification, soviet system of higher education, typical organization charter of institution of higher education.
События октября 1917 г. надолго изменили политикоправовые представления о государстве и праве, их развитии и влиянии на различные сферы общественной жизни. Образовательную сферу это коснулось едва ли не в первую очередь, поскольку идеологическая подоплека новой власти требовала воспитания новых членов общества в том духе, в котором осуществлялась новая государственная правовая политика. В свою очередь, это не могло не отразиться и на правовом статусе студентов.
Сразу же после того, как власть в стране была окончательно взята в руки большевиков, разразилась дис-
куссия о дальнейшем существовании в стране высшей школы. Радикальное крыло партии предполагало вовсе отказаться от университетской среды, заменив высшую школу новым, пролетарским образованием. В 1918 г., например, даже был открыт Московский Пролетарский Университет, который, как указывал А.А. Богданов, должен был «работать в тесной связи с Соцакадемией и партийными организациями. Университет ставил своей задачей апробировать новые формы обучения, основанные на равноправии преподавателей и слушателей, и подготовить кадры «рабочих вождей» из рабочей среды»1. Впрочем, просуществовал этот университет недолго.
Более либерально настроенные партийные деятели полагали, что высшее образование должно быть сохранено, но его необходимо перевести на преподавание наук с марксистской точки зрения. Кроме того, социальный состав студенчества должен претерпеть изменения в сторону сближения с пролетариатом, а сама высшая школа должна быть поставлена под жесткий контроль государства.
Вторая точка зрения в итоге оказалась более конструктивной, в связи с чем, Советская Россия в период 1918 г. пережила всплеск активности в создании университетов по всей территории страны. Без достаточных к тому оснований повсеместно открывались университеты, большинство из которых «прибавляло к своему названию социально-классовый признак: народный, пролетарский, рабоче-крестьянский, солдатский и т.п.»2. Так, например, 10 августа 1918 г. Комитет членов Учредительного Собрания издал Приказ №216 о преобразовании педагогического института «в Самарский университет, со всеми правами и преимуществами, Российским университетам присвоенными, ... и с представлением новому университету права открывать, по мере возможности, такие факультеты и отделения, какие будут вызываться необходимостями местной жиз-ни»3.
Как и предполагалось, студенческая среда в стране была существенно пополнена выходцами из пролетариата и крестьянства, в результате чего численность студенчества резко увеличилась. Способствовал тому и Декрет о правилах приема в высшие учебные заведения РСФСР, подписанный В.И. Лениным 2 августа 1918 г., согласно которому каждое лицо, "независимо от гражданства и пола, достигшее 16 лет, могло вступить в число слушателей любого высшего учебного заведения без представления диплома, аттестата или свидетельства об окончании средней или какой-либо школы" (п. 1)4. Отменялась плата «за учение в высших учебных заведениях РСФСР. Внесенная уже за первое полугодие 1918/1919 учебного года плата подлежит возвращению» (п. 5).
Советские авторы указывали, что один из главных аспектов перестройки высшей школы состоял в изменении классового состава студентов. «Проведение в жизнь этих актов, а также развертывание деятельности рабфаков привело к тому, что за несколько лет состав
1 Автобиография А.А. Богданова (Малиновского) // Неизвестный Богданов. Кн. 1. М.: ИЦ «АИРО-ХХ», 1995. С. 21.
2 См.: Аврус А.И. История российских университетов. Очерки. М., 2001. С. 45.
3 Цит. по: Храмков Л.В. Рождение Самарского государственного
университета //
Ийр:/Лмм\л/.ип1уег811е.ги/1пЬех.рИр?ор11оп=сот_соп1еп1&1азк=у1е\м&1Ь =295&Кет1а=71.
4 См.: Декрет о правилах приема в высшие учебные заведения РСФСР от 2 августа 1918 г. // Известия ВЦИК. 1918. 6 августа. №166.
студентов коренным образом изменился в сторону преобладания выходцев из среды рабочего класса и кре-стьянства»5. В связи с этим необходимо отметить, что в Постановлении от 2 августа 1918 г., написанном В.И. Лениным и утвержденным СНК РСФСР было указано, что «на первое место безусловно должны быть приняты лица из среды пролетариата и беднейшего крестьянства, которым будут предоставлены в широком размере стипендии»6. Таким образом, был провозглашен классовый принцип отбора будущих студентов, что, несмотря на явную архаичность, являлось естественным для власти большевиков. Как указывает Е.И. Демидова, революционно настроенная часть студенчества однозначно рассматривала грядущую реформу как демократическую, так как она должна была открыть доступ всем трудящимся в вузы страны. То есть под демократизацией высшей школы советская власть подразумевала изменение социального состава студентов, расширение приема в вузы, реформирование старых принципов управления и организации учебного процесса7.
«Были введены специальные меры по «орабочива-нию» и «большевизации» студенческого состава, а именно - командирование (фактически принудительное, по разнарядке) рабоче-крестьянской молодежи на учебу командованием Красной Армии, партийными и комсомольскими организациями», - указывает Л.А. Коз-лова8.
Нетрудно догадаться, что такие нововведения, а также резкое увеличение числа получающих высшее образование неизбежно сказалось на качестве поступающих в вузы. Очень быстро правящей верхушке стало понятно, что многим из абитуриентов требовалось не столько высшее, сколько начальное школьное образование. Как отмечают социологи, «сложнейшей была проблема слабой подготовки едва ли не большинства студентов из рабочих и крестьян, поступивших на учебу с учетом декретированных льгот»9.
В.В. Королева пишет: «В вузовские аудитории России вошла молодежь с папиросками в зубах, шапками на головах, подсолнухами в карманах. Обычно шум, стихавший в начале лекции, постепенно нарастал по мере того, как "студентам" надоедало слушать профессора. Нередко лекции прерывались замечаниями и хохотом аудитории»10.
В связи с этим в феврале 1919 г. при институте народного хозяйства им. Плеханова была применена практика создания рабочих факультетов (рабфаков), которая впоследствии была распространена на все университеты страны.
В Постановлении Наркомпроса от 11 сентября 1919 г. «Об организации рабочих факультетов при университетах» указывалось: «Открыть при университетах республики подготовительные курсы, как автономные учебновспомогательные учреждения, имеющие целью подго-
5 Алексеев Н.С., Шилов Л.А. 50 лет советского высшего юридического образования // Правоведение. 1967. №5. С. 12.
6 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 37. С. 34.
7 См.: Демидова Е.И. Становление и развитие советской высшей школы в 1920-1930 гг. Автореф. дисс. докт. ист. наук. Саратов, 2007. С. 26.
8 Козлова Л.А. Комплектование института красной профессуры, 1920-е годы // Социологический журнал. 1997. №4. С. 24.
9 Петрова Т.Э. Студенчество начала XX века как объект со-циолого-библиографического анализа // Социологические исследования. 1999. №3. С. 123.
10 См.: Королева В.В. Состав, быт и социально-экономическое положение студенчества Европейской части РСФСР 1921-1932 гг. Дисс. канд. ист. наук. Орел, 2005. С. 9.
товку в кратчайший срок рабочих и крестьян в высшую школу, присвоив им название рабочих факультетов»11.
В условиях того времени рабфаки доказали свою эффективность: к концу гражданской войны насчитывалось 74 дневных рабфака и 14 вечерних, на них обучалось несколько десятков тысяч человек. Значительное число студентов рабфаков состояло в компартии и комсомоле. Все студенты рабфаков получали стипендии, им выдавались красноармейские пайки12. В рассматриваемый период подавляющее большинство взрослых рабочих и крестьян, а также основная масса их детей могла поступить в вузы только через рабфаки13.
Несмотря на попытки поставить высшую школу под жесткий контроль, В.И. Ленин допускал возможность сохранения традиционных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, которые могли помочь решению основных задач советской власти в высшей школе14. Так, например, большая роль в перестройке высшей школы отводилась совету студенческих старост, являвшийся органом студенческого самоуправления и создававшийся во всех вузах с целью формирования новой внутренней системы управле-ния15.
Впрочем, такие послабления были временны. Уже в начале 20-х годов советы студенческих старосты были фактические уничтожены. Как писали непосредственные участники событий тех лет, «правительство считает весьма вредным существование независимого и организованного студенчества, мыслящего и действующего самостоятельно. Власти необходимо безоговорочное подчинение - и оно его добьется»16.
Как свидетельствуют различные источники, студенческое сопротивление новому порядку, полному подчинению Наркомпросу было достаточно эффективным в течение нескольких лет после взятия власти большевиками: так, например, долгое время управление
университетами осуществлялось на основе старых положений и уставов в связи с тем, что академическая среда не допускала принятия нового положения об университетах. Осенью и зимой 1921-1922 гг. профессора ведущих вузов страны, нередко при поддержке своих студентов, громко протестовали против введения нового устава, реформирующего высшее образование. Кульминация событий произошла в феврале 1922 г., когда были проведены так называемые забастовки. Политбюро РКП(б) быстро отреагировало на кризис: его первыми действиями были широкие уступки профессорам и выговор чиновникам, чья неуступчивость спровоцировала их, однако уступки были минимальными, а через несколько месяцев против тех, кого сочли виновными в забастовках, были предприняты репрессивные меры17.
Шаг за шагом государство уничтожало последние остатки студенческой автономии, подчиняя высшую школу новому строю. И здесь необходимо отметить такой
11 См.: Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1973 гг. / Сост. А.А. Абакумов, Н.П. Кузин, Ф.И. Пузырев, Л.Ф. Литвинов. М.: Педагогика, 1974. С. 404-405.
12 См.: Аврус А.И. Указ. соч. С. 47.
13 См.: Петрова Т.Э. Указ. соч. С. 123.
14 См.: Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 41. С. 303.
15 См.: Демидова Е.И. Указ. соч. С. 26.
16 Жаба С. Петроградское студенчество в борьбе за свободную высшую школу. Париж 1922.
17 См.: Финкепь С. Организованная профессура и университетская реформа в Советской России (1918-1922) // Власть и наука, ученье и власть. 1880-е - начало 1920-х годов. Материалы Международного научного коллоквиума. СПб., 2003. С. 174.
крайне важный для студенчества момент как социальное обеспечение. Советские авторы указывали, что «неудовлетворительное материальное обеспечение студенчества и профессуры могло создать неблагоприятную политическую атмосферу в вузах, породить пессимизм и неверие в успех всей программы строительства новой высшей школы»18. Однако именно Нар-компрос в первую очередь пытался лишить студентов их прав именно в деле социального обеспечения. В студенчестве власти стали видеть наиболее стойкий и непримиримый "элемент", который в первую очередь необходимо было дезорганизовать и ослабить. Для власти было ясно, что самой уязвимой стороной студенческой жизни была именно экономическая сторо-на19. Не зря в секретной докладной записке, направленной 1 июня 1922 г. руководителю ГПУ Ф.Э. Дзержинскому, особоуполномоченный Я.С. Агранов выделял два направления «контрреволюционной работы» в высших учебных заведениях: а) борьба за «автономию» высшей школы; б) улучшение материального положения профессуры и студенчества20.
В этих условиях Постановлением СНК РСФСР от 3 июля 1922 г. принимается Положение о высших учебных заведениях21, которым завершилось установление полного государственного контроля за высшей школой страны и были уничтожены университетская автономия и студенческое самоуправление. В соответствии с Положением, представители от студенчества имели право входить в так называемые предметные комиссии, которые разбирали дела, касающиеся одной или нескольких родственных дисциплин (п. 11); Совет факультета (п. 20) и Президиум факультета (п. 24), однако полномочия данных органов университетского самоуправления были жестко ограничены контролем за выполнением учебных планов и успеваемостью студентов, реальная же степень управления вузами оставалась за Наркомпро-сом.
Студентами могли быть любые граждане обоего пола, достигшие 16 лет и удовлетворяющие правилам приема, устанавливаемым Наркомпросом. За обучение в вузе, а также за пользование библиотеками, лабораториями, музеями, клиниками и т. п. взимание платы запрещалось. Доступ в аудитории вузов был открыт для всех граждан, достигших 16 лет.
В Совет факультета входили: президиум факультета, состоящий из декана и двух членов, назначаемых правлением вуза; все председатели предметных комиссий; представители от научных работников и представители студентов. Кроме того, в Совет факультета и ели право посылать по одному представителю с решающим голосом профсоюз работников просвещения и межсоюзные профобъединения, заинтересованные в работе факультета и посылавшие своих кандидатов по согласованию с Наркомпросом и ВЦСПС; местный отдел народного образования и Главный комитет профессиональнотехнического образования.
18 Шилов Л.А. Юридический факультет Ленинградского университета в первые годы советской власти // Правоведение. 1969. №1. С. 21.
19 См.: Чернов М.П. Петроградское студенчество в борьбе за свободную высшую школу в 1918-1922 годах // Вопросы истории. 2000. №11. С. 138.
20 См.: Купайгородская А.П. Объединение научных и высших учебных заведений Петрограда (1917-1922) // Власть и наука, ученье и власть. 1880-е - начало 1920-х годов. Материалы Международного научного коллоквиума. СПб., 2003. С. 200.
21 См.: Положение о высших учебных заведениях // Профессионально-техническое образование в России за 1917-1921 гг.: Юбилейный сборник. М.: Госиздат, 1922. С. 66-72.
Руководящими органами вуза являлись Совет высшего учебного заведения и Правление высшего учебного заведения. Совет вуза формировался из членов Правления вуза, представителей межсоюзный профобъединений (не более пяти), представителей местного гу-бисполкома и заинтересованных наркоматов, представителя от местного комитета служащих, пяти представителей от профессоров, пяти - от преподавателей и научных сотрудников и пяти - от студентов.
Очевиден тотальный контроль государства за студентами и преподавательским составом. Однако и этого действующей власти было мало. В первой половине 20х годов продолжалась борьба со студентами, враждебно относящимися к советской власти. В Петроградском университете непрерывно шел процесс борьбы со старой профессурой, классово чуждым студенчеством. В конце 1923-начале 1924 г. было исключено около тысячи студентов, весной 1924 г. еще 3 тысячи. В результате изменился социальный состав студенчества, партийно-комсомольское ядро стало играть решающую роль в жизни университета, комсомольцы возглавляли все студенческие организации22.
Постепенно государство вторгается и в преподавательский план лекций. Постановлением СНК РСФСР "Об установлении общего научного минимума, обязательного для преподавания во всех высших школах РСФСР"23 введено обязательное преподавание следующих общественных предметов: развитие общественных форм, исторический материализм, история пролетарской революции, политический строй РСФСР, организация производства и распределения в РСФСР.
В дальнейшем, а именно начиная с 1922 года университетское сообщество претерпело период массовых преподавательских и студенческих чисток, что открыто признавалось советскими авторами24. Масштабы этих чисток не известны до сих пор, однако, как указывается некоторыми исследователями, так называемой «перерегистрации» подверглось 97 вузов, после чего 7 из них вообще перестали существовать. Косвенно о масштабах «чистки» можно судить по тому, что количество вузов в стране резко снизилось с 159 в 1921 г. до 99 в 1922 г.; численность студентов в них соответственно сократилась с 197 тыс. до 130 тыс. чел.25
В 1923 г. В.Н. Яковлева, глава Главпрофобра, сказала «мы перестроили управление высшей школой так, что мы можем уже диктовать ей ее задачи, наблюдать за их выполнением и принимать меры против их искаже-ния»26.
В то же время некоторыми авторами отмечается, что, несмотря на крайне жесткие меры в отношении вузов, к середине 20-х годов «вопрос о том, какой все-таки должна быть советская высшая школа, каковы основные принципы ее деятельности, цель и задачи в деле подготовки специалистов, оставался открытым»27.
19 сентября 1932 г. ЦИК СССР принимается Постановление «Об учебных программах и режиме в высшей
22 См.: Аврус А.И. Указ. соч. С. 51.
23 См.: Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства РСФСР. М.: Изд-во народного комиссариата юстиции. 1921. №19.
24 См.: Шилов Л.А. Указ. соч. С. 20.
25 См.: Рожков А.Ю. В кругу сверстников: жизненный мир молодого человека в Советской России 1920-х годов. В 2-х т. Краснодар: Перспективы образования, 2002. Т. 1. С. 78.
26 Яковлева В.Н. Организация высшей школы // Высшая школа в РСФСР и новое студенчество: Альбом. М., 1923. С. 22.
27 Демидова Е.И. Указ. соч. С. 29.
школе и техникумах»28. В документе указывалось на необходимость проведения обязательных вступительных экзаменов в вузы, защиты дипломных работ, проведение зимней и весенней экзаменационных сессий. Вместо дифференцированного перечня вступительных экзаменов в зависимости от профиля вуза устанавливался одинаковый для всех вузов перечень вступительных экзаменов (математика, физика, химия, родной язык, обществоведение). Ведомства и вузы обязывались устранить вмешательство студенческих организаций в учебный процесс.
Именно в это время происходит становление советской системы высшего образования, характеризующейся отменой классового принципа отбора29, свертыванием системы рабфаков, приемом в вузы только с документом об окончании средней школы или среднего специального учебного заведения, обязательными вступительными экзаменами. В Постановлении от 19 сентября 1932 г. были определены те общие принципы структуры вуза и методики преподавания в нем, которые в своей основе сохранились до настоящего времени. Постановление предусматривало также введение единоначалия в руководство высшей школой. В то же время Постановление от 19 сентября 1932 г. прямо запретило студенческим организациям вмешательство в административно-учебные распоряжения дирекции.
В дальнейшем политика государства в отношении студенчества характеризуется все большим ужесточением их статуса и ограничением свобод. Показательны в этом плане такие нормативные акты как Инструкция НКТ СССР № 804 от 4 октября 1930 г. «Об обязанности отработки и условиях труда молодых специалистов», Постановление ЦИК и сНК СССР от 15 сентября 1933 г. «Об улучшении использования молодых специали-стов»30, Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 4 марта 1938 г. «О распределении окончивших высшие учебные заведения в IV квартале 1937 года» и т.д. Так, например, в Постановлении от 15 сентября 1933 г. указывалось, что «все оканчивающие высшие учебные заведения и техникумы молодые специалисты обязаны, как обучавшиеся за счет государства, проработать в течение пяти лет в определенных пунктах на производстве по указанию народных комиссариатов, в ведении которых находятся соответствующие учебные заведения» (п. 1).
21 мая 1936 г. был создан Всесоюзный комитет по делам высшей школы при СНК СССР, Положение о котором было принято гораздо позже31. В том же году была
28 См.: Директивы ВКП(б) и постановления Советского правительства о народном образовании за 1917-1947гг. М. Л., 1947. Ч. 2. С. 77.
29 См., например: Постановление ЦИК и СНК СССР от 29 декабря 1935 г. «О приёме в высшие учебные заведения и техникумы» // Директивы ВКП (б) и постановления Советского правительства о народном образовании (1917-1947). Вып. 2. 1947. С. 77. В данном Постановлении было указано: «1. Отменить установленные при допущении к испытаниям и при приеме в высшие учебные заведения и техникумы ограничения, связанные с социальным происхождением лиц, поступающих в эти учебные заведения, или с ограничением в правах их родителей. 2. В высшие учебные заведения и техникумы, состоящие в ведении народных комиссариатов СССР, народных комиссариатов союзных республик или иных учреждений и организаций, принимать всех граждан обоего пола, выдержавших установленные для поступления в эти учебные заведения испытания».
30 См.: СЗ СССР. 1933. №59. Ст. 356.
31 См.: Постановление Совнаркома СССР от 21 января 1939 г. №91 "Об утверждении Положения о Всесоюзном Комитете по делам высшей школы при СНК СССР" // СП СССР. 1939. №9. Ст. 67.
утверждена единая форма студенческого билета и зачетной книжки32.
23 июня 1936 г. было принято Постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) №1112 "О работе высших учебных заведений и о руководстве высшей школой"33. Согласно этому нормативному акту, обязательными условиями поступления были наличие аттестата об окончании средней школы и сдача вступительных конкурсных экзаменов. В вузах вводился четкий распорядок обучения, повышалась роль профессорско-
преподавательского состава, обращалось внимание на научно-исследовательскую работу. Большое внимание обращалось на улучшение качества лекций и консультаций, усиление самостоятельной работы студентов.
В 1938 был утверждён типовой устав вуза34, определивший цели и задачи вуза, права и обязанности студента, организацию учебной работы, права и обязанности кафедр, порядок назначения и обязанности научнопедагогически кадров и учебно-вспомогательного персонала, аспирантов, структуру вуза и организацию руководства (директорат, деканат, совет), общественные организации, внутренний распорядок. Типовой устав вуза просуществовал до 1961 г
Как полагают некоторые авторы, типовой устав вуза 1938 г. стал, по сути, продолжением Устава 1884 г., высшая школа вернулась на проторенный со времен Петра 1 путь, который позже обустраивали М. Ломоносов с И. Шуваловым, олицетворявшие единство академической науки и всесилия государства, как гаранта образования, и многие поколения подвижников35.
В целом, с данным мнением стоит согласиться - новая система управления вузами страны не допускала хотя бы относительной автономии и самоуправления, исключала права студентов на участие в жизни вуза. Созданные к тому времени в каждом вузе комсомольско-партийные ячейки не могут быть восприняты как элемент самоуправления, поскольку решали иные задачи -воспитания молодежи в «идеологически правильном» направлении.
Таким образом, период с 1917 по 1941 гг. в плане оценки правового регулирования статуса студентов и студенческой жизнедеятельности можно охарактеризовать как процесс постепенного уничтожения и без того относительной студенческой автономии, существовавшей до 1917 г. в России, искоренение элементов самоуправления в студенческом общежитии, подчинение жизни студентов идеологическим догматам.
Условно рассматриваемый период можно подразделить на две части: первый будет охватывать 1917-1922 гг. В эти пять лет государство пыталось «договориться» со «старой» профессурой и студенчеством, еще принимало во внимание мнение студентов при рассмотрении проектов основополагающих нормативных актов, регулирующих деятельность вузов. В дальнейшем, а именно с 1922 г. и до начала Великой Отечественной войны правовой статус обучающихся в вузах был всецело в
32 См.: Постановление СНК СССР от 25 октября 1936 г. №1914 "Об утверждении единой формы студенческого билета, зачетной книжки и Инструкции Всесоюзного комитета по делам высшей школы о введении единого студенческого билета и единой зачетной книжки для студентов высших учебных заведений". М.: Советская наука, 1957. С. 361.
33 См.: СЗ СССР. 1936. №34. Ст. 308.
34 См.: Типовой Устав высшего учебного заведения (утв. СНК СССР 5.1Х-1938) // Учительская газета. 1938. №124 (2429). 13 сентября. С. 2.
35 См.: Олесеюк Е.В. Высшая школа России в годы великой отечественной войны // Социально-гуманитарные знания. 2001. №3. С. 202.
руках власть предержащих, студенческое самоуправление провозглашалось лишь на бумаге, а обучение в вузах было подчинено коммунистической идеологии.