Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 24 (379). История. Вып. 66. С. 64-77.
УДК 93(470.57)
ББК 63.3(2Рос.Баш)61
Г. Ш. Исмагилова
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ В КАНТОНАХ БАШКИРСКОГО ЗАУРАЛЬЯ В 1920-Е ГОДЫ
Рассматриваются особенности становления и развития советской модели образования в кантонах Башкирского Зауралья в 1920-е гг. Особое внимание уделяется созданию фундамента для введения начального всеобуча и ликвидации неграмотности в регионе.
Ключевые слова: введение начального всеобуча; ликвидация неграмотности; религиозные учебные заведения; школы I и II ступени; Малая Башкирия; БАССР; Башнаркомпрос.
9 ноября 1917 г. был принят декрет ВЦИК и СНК РСФСР «Об учреждении Государственной комиссии по просвещению» - центрального органа наркомпроса РСФСР, положивший начало формированию советской системы образования.
Первыми крупными советскими правовыми актами об образовании стали декрет ВЦИК «Положение о единой трудовой школе РСФСР» от 30 сентября 1918 г. и «Основные принципы единой трудовой школы» от 16 октября 1918 г.1, направленные на замену ранее существовавших общеобразовательных учреждений и создание основ советской школы.
Задачи советского просвещения четко были сформулированы в 1919 г. в программе РКП(б), принятой на VIII съезде партии2.
Составной частью идеологии большевистских трансформаций в целом и в части воспитания нового, коммунистического, типа человека, а также создания советской системы образования была антирелигиозная политика новых властей. Она была изложена в знаменитом декрете СНК РСФСР от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви»3. Данный акт не только отделял церковь от государства, провозглашал свободу совести и вероисповеданий, но и лишил церковь юридических прав, национализировал ее имущество, запретил преподавание религиозных вероучений в общеобразовательных учебных заведениях4.
На территории Башкирии процесс реорганизации прежней и создания новой, советской, сис-
1 Народное образование в СССР... С. 133-145.
2 Восьмой съезд РКП(б). Март 1919 года. Протоколы... С. 400.
3 Собрание узаконений и распоряжений. С. 263.
4 Декрет СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства
и школы от церкви». С. 263; Декреты Советской власти. С. 373-374.
темы образования имел свои особенности. На наш взгляд, это объяснялось тем, что мектебе и медресе - мусульманские учебные заведения, программы которых включали в начале ХХ в. уже и светские предметы, а наиболее передовые из них носили «полусветский» характер, что сыграло большую роль в развитии образования башкир и татар.
Как известно, накануне революции в России не существовало единой системы образования. Общеобразовательные учебные заведения в Башкирии до Октябрьской революции, по словам наркома просвещения республики в 1930-1935 гг. Р.В. Абубакирова, были двух основных типов: 1) школы министерства народного просвещения и земства (губернского и уездного), 2) национально-религиозные школы5. К государственной начальной школе относились также церковно-при-ходские школы и школы различных ведомств. К списку наркома следует прибавить также общественные и частные школы, созданные и содержавшиеся на средства соответственно сельских и городских общин и частных лиц (филантропов).
Для российской системы образования в имперский и постфевральский (1917 г.) периоды было характерно наличие фундаментальных проблем, тормозивших ее развитие: бедная материально-техническая база, дефицит финансовых средств, острая нехватка педагогических кадров, низкий уровень их квалификации и т. д. Так, накануне Февральской революции - в 1916/1917 учебном году - из всего состава учителей начальных земских школ Уфимской губернии лишь незначительная часть (18,1 %) имела законченное среднее педагогическое образование, среднее образование - 35,7 % учителей, и начальное образо-
5 Абубакиров Р. Культурное строительство Башкирии... С. 159.
вание - лишь 46,2 Еще хуже обстояло дело с качеством учительских кадров в системе религиозных образовательных заведений, где зачастую функции учителей (мугаллимов) одновременно выполняли релиогиозные священнослужители - муллы и муэдзины. Несмотря на их энтузиазм и подвижничество по распространению грамотности среди детей своих прихожан, они не были профессиональными учителями, не обладали необходимой квалификацией, крайне слаба была также материально-техническая база медресе при мусульманских приходах. Вот на такой скудной основе начали процесс создания и развития системы образования новые органы власти Башкирии - Губревком на территории Уфимской губернии и Башкирское правительство - в Малой Башкирии.
Первым советским учреждением по управлению школьным делом на территории Уфимской губернии была Коллегия по народному образованию при Губревкоме во главе с левыми эсерами Е. Семеновской и В. Е. Егошиным. Она была образована 4 декабря 1917 г. на первом губернском объединительном съезде Советов рабочих и крестьянских депутатов и мусульманского военного Шуро. После ее создания непосредственное руководство революционными процессами, происходившими в системе образования, все более сосредотачивалось в новом, советском, органе управления2. В его недрах, благодаря приходу туда специалистов из прежней системы образования, ставших первыми советскими чиновниками в данной отрасли, стали предприниматься меры по выполнению директив центральной власти, направленных на организацию советских школ, составление учебных программ, подбор учителей, практическое осуществление политики отделения церкви от государства и школы от церкви и т. д.3 Коллегии по народному образованию Губревкома Уфимской губернии были подчинены созданные в уездах комиссариаты народного просвещения и волостях отделы народного образования, которые занимались также и проблемами национальных школ.
На территории Малой Башкирии 3-й Всебаш-кирский съезд (курултай), состоявшийся 8-20 декабря 1917 г. в Оренбурге, единогласно утвердил объявленную Областным шуро территориально-национальную автономию Башкурдиста-на и образовал малый парламент в количестве
1 История Башкортостана в ХХ веке... С. 43.
2 Центральный государственный исторический архив российской федерации (ЦГИА РФ). Ф. 95. Оп. 1. Д. 28. Л. 2.
3 Кузыев Р. У. Из истории культурного строительства...
С. 129.
22 членов и правительство (Областное шуро) с 7 отделами, включая отдел народного образования. Положение в системе народного образования Малой Башкирии во время попыток самостоятельного, автономного, развития было критическим. Острое военно-политическое противостояние различных социальных слоев общества в условиях Гражданской войны отразилось и на сфере просвещения, выразившись в неприятии значительной частью учительства новой власти, в противоборстве старых и новых управленческих структур образования.
Во время Гражданской войны и до того слабая материальная база системы образования пришла в крайнее запустение: школьные здания требовали срочного ремонта, не хватало элементарной мебели и школьных принадлежностей, учебных пособий и учебников, не было даже дров и освещения. Катастрофическое положение сложилось с финансированием школьного образования -учителя и педагоги месяцами не получали жалованья. Уже после перехода на сторону Советской власти Ахмет-Заки Валидов в письме Оренбургскому губернскому исполкому, подписанном 28 февраля 1919 г., обращался с просьбой о помощи: «Башкирское Правительство взяло бы в свои руки дело народного образования и медицинскую часть, надо эти учреждения содержать. Учителя уже третий месяц жалованья не получают, необходимо выдать хотя бы за последний месяц»4.
После перехода Башкирского правительства на сторону Советской власти в селе Темясово Верхнеуральского уезда на заседании Башвоен-ревкома 23 февраля 1919 г. было создано Правительство Малой Башкирии в составе 15 народных комиссариатов, включая комиссариат просвещения. Комиссаром народного просвещения нового Башкирского правительства был утвержден Аллабирде Ягафаров - один из активных деятелей башкирского национального движения, член первого состава правительства, образованного в декабре 1917 г.5
Однако новое Башкирское правительство в то время не смогло развернуть свою деятельность ввиду сложной военно-политической обстановки и вскоре Башревком и правительство были вынуждены эвакуироваться в г. Саранск, располагавшийся тогда на территории Пензенской губернии. После очищения территории Башкирии от колчаковских войск Башкирское прави-
4 Центральный государственный архив общественных объединений Республики Башкортостан (ЦГАОО РБ). Ф. 1. Оп. 1. Д. 47. Л. 3.
5 См. об этом: Кульшарипов М. Аллабирде Ягафаров. С. 50-54; Ергин Ю. В. Аллабирде Ягафаров. С. 175-189.
тельство в августе 1919 г. было реэвакуировано в г. Стерлитамак, избранный столицей Малой Башкирии. С этого времени наркомпрос Малой Башкирии можно считать фактически организованным и начавшим свою практическую деятельность на территории республики1.
Наркомпрос Малой Башкирии приступил к непосредственному руководству системой образования в условиях катастрофического состояния экономики региона, вызванного Гражданской войной, народными восстаниями против Советской власти и подавлением их карательными отрядами Красной армии. Трудности, вызванные войной и разрухой, породили весьма серьезные проблемы школьного образования в зауральских кантонах, прежде всего, в финансировании учебных заведений, оплате труда учителей, отоплении и содержании зданий школ.
Тем не менее, после возвращения в Стерлита-мак Башкирское правительство в период второй половины 1919 - 1920 г. предпринимало меры по организации новой системы образования. Основные тенденции ее становления и развития в Башкирском Зауралье неотделимы от тех глубоких социально-экономических и общественно-политических преобразований, которые происходили в республике и по всей стране. Объективные трудности культурного строительства в первые годы революции, связанные с трансформацией институтов образования и культуры царского времени и периода Временного правительства, определялись, прежде всего, тем, что вплоть до лета 1919 г. на большей части этого региона шла ожесточенная Гражданская война. Слабая структурированность этих институтов, отсутствие финансов, бедная материальная база и частая смена властей еще более усугубляли кризисное состояние региональной системы народного образования и культуры.
27 декабря 1919 - 4 января 1920 г. состоялся I Всебашкирский съезд деятелей народного просвещения, в центре внимания которого находились вопросы создания новой системы народного образования, подготовки педагогических кадров, решения материально-финансовых проблем отрасли. Учитывая острую нехватку учительских кадров, съезд принял решение немедленно приступить к организации широкой сети краткосрочных педагогических курсов «для ускоренной подготовки работников по просвещению»2. Данная проблема была одной из самых серьезных
в системе образования Малой Башкирии, в том числе в Башкирском Зауралье. В такой ситуации власти республики даже рассматривали возможность привлечения к учительской работе представителей мусульманского духовенства, «имеющих достаточную культурную подготовку и практику в деле воспитания и обучения детей, и искренне стоящих на платформе советской власти <...> при непременном, конечно, условии оставления ими своих "духовных" служебных обязанностей»3.
Материалы съезда показывают, что нарком-прос Малой Башкирии имел слабое представление о положении дел в народном образовании, особенно в отдаленных кантонах. Накануне съезда были составлены и разосланы по школам специальные анкетные листы и инструкции с целью сбора необходимой информации, однако поступали они крайне медленно и фрагментарно. В некоторых кантонах даже к концу 1919 г. еще не были организованы отделы народного образования4.
Как видно из доклада Бондарева, представлявшего Тамьян-Катайский кантон, на его территории к концу насчитывалось 250 школ: 68 русских школ и 182 мусульманских, из которых 243 школы I ступени, II ступени - 6 и 2 профессиональных (ремесленных) класса. Численность всех учащихся кантона составляла 18000 человек, школьных работников - 492. В крайне скудном положении находилась материальная база школ кантона: лишь 50 из общего их числа имели собственные здания, не хватало учебников, учебно-наглядных пособий, письменных принадлежностей. В таком же плачевном состоянии находились и система культуры кантона. Вся культурно-просветительная работа в кантоне выражалась только в постановке спектаклей любительских кружков5.
Как видно из табл. 1, на начало 1920 г. по уровню развития системы образования (количество школ и численность учащихся) на первом месте находился Тамьян-Катайский кантон, затем шли Бурзян-Тангаурский и Усерганский кантоны. В Тамьян-Катайском кантоне насчитывалось 164 мусульманских школ I ступени, в которых обучалось 10800 учащихся. 4570 учащихся посещали 44 русские школы I ступени, 4 - школы II ступени. В Бурзян-Тангаурском кантоне в 69 мусульманских школах I ступени и 1 школе II ступени обучалось 4020 учащихся. В 28 русских школах I ступени и 2 школах II ступени численность учащихся составляла 2120 человек. Региональный
1 ЦГИА РБ. Ф. 798. Оп. 1. Д. 1576. Л. 7.
2 ЦГИА РБ. Ф. 798. Оп. 1. Д. 49. Л. 1.; Ф. 933. Оп. 1. Д. 35. Л. 1; Языки и народы Республики Башкортостан... С. 30-43.
3 Языки и народы Республики Башкортостан. Ч. 2. С. 17.
4 ЦГИА РБ. Ф. 933. Оп. 1. Д. 58. Л. 6.
5 ЦГИА РБ. Ф. 798. Оп. 1. Д. 6. Л. 11.
Таблица 1
Состояние школьной сети БАССР на 1 января 1920 г.1
Мусульманские школы Русские школы
I ступени II ступени I ступени II ступени
№ Кантоны Учите -лей Учащихся Учи- Уча- Учи- Уча- Учи- Уча-
Школ Школ те -лей щих-ся Школ те -лей щих-ся Школ те-лей щих-ся
1 Аргаяшский 59 75 10080 - - - 2 2 0 - - -
2 Белорецкий (завод) - - - - - - 3 2 500 2 0 00
3 Бурзян-Тангаурский 9 9 3960 1 3 0 8 8 900 2 8 20
4 Дуван-Кущинский 9 84 5360 1 4 20 6 8 920 1 4 20
5 г. Каргала 3 0 1400 2 6 180 - - - - - -
6 Кипчак-Джитиров-ский 57 181 8560 1 2 0 5 21 840 1 3 0
7 Табынский 44 251 10920 - - - 0 20 800 2 0 25
8 Тамьян-Катайский 64 270 10800 - - - 4 03 120 4 5 50
9 Ток-Чуранский 4 164 6560 2 6 80 2 4 160 2 6 80
Усерганский 17 222 6830 - - - 6 4 960 - - -
Юрматинский 14 157 6280 - - - 5 3 920 2 5 0
Яланский 9 49 1960 - - - 2 5 0 - - -
Кудейский 0 7 3480 - - - 5 5 0 - - -
Всего 1287 7 428 16
1 ЦГИА РБ. Ф. 629. Оп. 1. Д. 17. Л. 193.
список замыкал Усерганский кантон, в котором не было ни одной школы II ступени. В 117 мусульманских и 56 русских школах I ступени обучалось всего 9790 учащихся1.
Архивные материалы показывают, что в 1920 г. в Бурзян-Тангауровском, Тамьян-Катайском и Усерганском кантонах было 485 школ, включая 351 мусульманскую2. Материально-техническая база школ была слабой. Особенно в тяжелом состоянии находились мусульманские школы, ни одна из них не имела собственных зданий, и все размещались в маленьких крестьянских домах. Повсюду в регионе ощущалась острая нехватка учителей, инструкторов, школ, материальных и финансовых средств. В последнем кантоне, как показывает доклад Габитова, из-за таких проблем из 30000 детей школьного возраста занятия могут посещать только 5000 детей3.
В отчете наркомпроса республики за 1920 г. состояние материальной базы школ характеризовалось так: «Обстановку, мебель имеют только старые школы, и эти остатки расхищаются и безжалостно уничтожаются всеми теми учреждениями и лицами, кои почему-либо занимают школьные помещения. Новые же школы, откры-
1 ЦГИА РБ. Ф. 629. Оп. 1. Д. 17. Л. 193.
2 ЦГИА РБ. Ф. 629. Оп. 1. Д. 17. Л. 193.
3 Языки и народы Республики... Ч. 2. С. 30-33.
тые в период первой революции, совершенно не имеют никакой обстановки и мебели, и дети этих школ часто пишут, растянувшись на полу <...> Освещения школы за редкими исключениями не получают»4. Еще одной острой проблемой в деятельности школ были хронические перебои со снабжением топливом в зимнее время.
Материалы источников показывают реальное состояние системы образования в первые годы Советской власти. Различные типы школ, существовавшие ранее, были упразднены, и вскоре все учебные заведения исследуемого региона приняли «одну общую форму». Однако у Башкирского правительства для введения всеобщего бесплатного и доступного, единого и трудового образования не было реальных возможностей. К реализации принципа трудового воспитания предпринимались только первые шаги.
В декабре 1920 г. - январе 1921 г. при ЦК РКП(б) состоялось совещание, посвященное развитию в стране системы народного образования. Основным типом школы РСФСР становилась семилетняя трудовая общеобразовательная школа и политехническая с двумя концентрами (первый - четыре, второй - 3 года). На ее базе строились профессиональная школа-техникум с трех-четырехлетним сроком обучения и высшая
4 ЦГИА РБ. Ф. 394. Оп. 4. Д. 11. Л. 24.
школа. Старшие классы существовавших к тому времени школ II ступени подлежали преобразованию в техникумы1.
В тех регионах, где условия работы не позволяли развернуть целиком семилетние школы, было рекомендовано открывать школы с трех- и четырехгодичным курсом обучения. В крупных волостных и фабрично-заводских селениях предполагалось открыть общеобразовательные учебные заведения с «повышенными курсами, рассчитанными на 4-5 лет»2.
После Гражданской войны Башкирия находилась в условиях тяжелого социально-экономического кризиса, усугубленного чередой крестьянских выступлений против Советской власти и их революционного подавления3, а также разрушительным действием массового голода 1921-1922 гг. На территории Башкирии голодало до двух миллионов человек, т. е. большая часть населения края4. В этих условиях закрывались действовавшие школы - в Бурзян-Тангауровском и Тамьян-Катайском кантонах, например, продолжали функционировать всего 94 школы5.
Политика НЭП на начальном этапе ее реализации также способствовала общему ухудшению экономического положения республики. Реорганизация хозяйственного механизма сопровождалось постоянным ростом безработицы, ростом цен, сокращением средств, идущих на социальную сферу, включая образование6.
В таких условиях начался неизбежный процесс существенного сокращения количества школ и увольнения учителей. Так, если на 1 июля 1920 г. в Уфимской губернии насчитывалось 2669 школ I ступени7, то к 1 апреля 1921 г. их осталось всего 1812, к тому же 301 школа из этого числа не функционировала в основном из-за недостатка учителей8.
В Башкирском Зауралье на государственном обеспечении сохранилось максимум по две школы на волость. Остальные школы в селах могли функционировать только при условии содержания их населением в рамках договорной системы. Подлежали закрытию все образовательные учреждения, «влачащие жалкое существование»9.
1 ЦГИА РБ. Ф. 394. Оп. 4. Д. 11. Л. 17.
2 ЦГИА РБ. Ф. 801. Оп. 1. Д. 64. Л. 20.
3 См. об этом: Кульшарипов М. М. Башкирское национальное движение... С. 302-322.
4 Очерки по истории Башкирской АССР. С. 193.
5 ЦГИА РБ. Ф. 798. Оп. 1. Д. 134. Л. 23.
6 История России. XX век. С. 126.
7 ЦГИА РБ. Ф. 801. Оп. 1. Д. 39. Л. 231.
8 Там же. Ф. 798. Оп. 1. Д. 490. Л. 44.
9 ЦГИА РБ. Ф. 798. Оп. 1. Д. 42. Л. 240.
Бедственное положение системы образования республики получило отражение и в документах III Всебашкирского съезда Советов, состоявшегося в декабре 1922 г. На съезде выступил нарком просвещения БАССР А. К. Адигамов, который нарисовал тягостную картину в своем ведомстве и в условиях «крайней незначительности» налоговых поступлений фактически поддержал идею перевода системы образования «на местные средства» - «передачу школ волисполкомам на договорных началах»10. Съезд принял обращение к населению, призвав его помочь «школе и вообще делу просвещения»11.
На основании статистических данных переписи 1920 г. наркомпрос БАССР разработал производственный план развития системы образования на 1922/1923 учебный год. Наркомпрос республики на этот период ставил задачу только сохранения существующих школ. Открытия новых школ и культурно-просветительных учреждений не предполагалось12.
В условиях финансовой недееспособности властей республики инициативу по развитию системы образования брали на себя общественно активно настроенные граждане. Революция необычайно усилила всеобщее стремление к учебе, поощряемое официальными лозунгами13.
Так, в декабре 1923 г. жители села Кучуково Ку-баляк-Телевской волости Тамьян-Катайского кантона на общем собрании вынесли решение о превращении мечети в школу. Житель села Гайса Мур-тазин, взяв на себя ответственность за перестройку здания под школу, нанял мастеров за 30 пудов пшеницы и 25 р. деньгами. В результате реконструкции школьное здание стало состоять из четырех классов, а еще одна комната была предоставлена комсомольцам под помещение сельского клуба14.
Тем не менее, определяющей тенденцией в состоянии системы образования в первые годы НЭП в регионе Башкирского Зауралья продолжало оставаться сокращение количества школ. Об этом свидетельствуют данные табл. 2.
В такой обстановке Советская власть проводила политику создания новой системы школьного образования. Башкирский народный комиссариат просвещения в 1923 г. разработал устав единой трудовой школы применительно к условиям республики. Были приняты определенные меры по улучшению материально-финансовой базы школ и положения учителей.
10 Языки и народы Республики Башкортостан... Ч. 2. С. 47.
11 ЦГИА РБ. Ф. 798. Оп. 1. Д. 491. Л. 41 об.
12 ЦГИА РБ. Ф. 798. Оп. 1. Д. 491. Л. 41 об.
13 История России. XX век. С. 130.
14 ЦГИА РБ. Ф. 394. Оп. 1. Д. 297. Л. 44.
Таблица 2
Количество школ в кантонах Малой Башкирии, 1922 г.1
№ Кантоны Количество школ, шт. Число учителей, чел. Число учащихся, чел.
1 Кипчак- I ступени 97 165 7500
Джитировский II ступени 1 2 15
2 Кудейский I ступени 38 85 2937
II ступени - - -
3 Ток-Чуранский I ступени 82 108 -
II ступени 2 7 99
4 Дувано- I ступени 80 263 10385
Кущинский II ступени 1 4 34
5 Аргаяшский I ступени 124 202 9907
II ступени - - -
6 Табынский I ступени 175 194 6772
II ступени - - -
7 Тамьяно- I ступени 160 202 9078
Катайский II ступени 1 2 35
8 Каргала I ступени 8 32 1038
II ступени 1 4 55
9 Бурзяно- I ступени 66 94 2626
Тангауровский II ступени 1 - -
10 Усерганский I ступени - - -
II ступени - - -
11 Стерлитамакский I ступени 130 204 8000
II ступени - - -
12 Яланский I ступени 41 67 2069
II ступени - - -
13 Юрматынский I ступени 101 164 15003
II ступени - - -
14 Всего I ступени 1102 1780 75315
II ступени 7 19 238
1 Таблица составлена по: ЦГИА РБ. Ф. Р. 798. Оп. 1. Д. 562. Л. 179.
Основными задачами являлись охват детей обучением, организация обучения детей на родном языке и ликвидация неграмотности. Был составлен план размещения сети начальных школ в республике, в т. ч. в Башкирском Зауралье. Однако становление системы образования шло крайне медленно - к декабрю 1923 г. в республике только 24,4 % детей были охвачены школьным обучени-ем1. В Тамьян-Катайском кантоне было всего 160 школ I ступени с охватом 9078 учащихся. В Бур-зян-Тангауровском кантоне - 66 школ I ступени с охватом 2626 учащихся. В обоих кантонах было по 1 школе II ступени. К сожалению, пока не обнаружено таких данных по Усерганскому кантону.
Источники свидетельствуют о кардинальном сокращении в кантонах Башкирского Зауралья прежде всего количества мусульманских школ.
1 ЦГИА РБ. Ф. 394. Оп. 1. Д. 304. Л. 84.
Как показывают данные табл. 3, количество мусульманских школ за 2 года (1920-1922 гг.) сократилось в 4 раза, русских - чуть более 2 раз.
Взамен закрывавшихся мусульманских учебных заведений создавались, хотя и в ограниченном количестве, государственные и договорные школыИнициаторами в их открытии выступали как кантональные органы власти, так и сами местные жители. Так, докладная записка заведующего отделом народного образования Тамьян-Ка-тайского кантона Ш. Ваисова в Башнаркомпрос об открытии в кантоне двух башкирских школ II ступени от 24 июня 1922 г. свидетельствует как раз о такой инициативе. В своем обращении советский чиновник обрисовывает удручающую картину о состоянии системы образования на территории кантона, сложившуюся ко времени составления документа. Он сообщает, что в кан-
Таблица 3
Динамика сокращения школ в кантонах Башкирского Зауралья, начало 1920-х гг.1
Кантоны Школы в 1920 г., ед. Школы в 1922 г., ед.
Мусульманские Русские Мусульманские Русские
Бурзян-Тангауровский 70 30 41 9
Кипчак-Джитировский 159 86 33 26
Тамьян-Катайский 164 48 53 42
Всего 393 164 97 77
1 Культурное строительство в Башкирской АССР. С. 75; ЦГИА РБ. Ф. 798. Оп. 1. Д. 436. Л. 1-2.
тоне до 15 мая 1921 г. функционировало 87 школ
I ступени и одна единственная башкирская школа
II ступени, располагавшаяся в д. Учалы. Однако она в 1921 г. полностью сгорела, закрыв доступ к образованию для детей старших возрастов. Между тем в детдомах и коммунах находилось большое количество детей-сирот, стремившихся попасть в I класс школы II ступени. Кантонный отдел народного образования обратился в канти-сполком об открытии в 1922/1923 учебном году в кантоне двух школ II ступени с интернатами1.
В 1922 г. председателем исполкома Тамьян-Катайского кантона был избран Исмагил Султанов, который внес большую лепту в развитие образования в кантоне2. Чуть позже по результатам данного ходатайства было принято решение об открытии двух башкирских школ II ступени: одной в деревне Казаккулово Кубеляк-Телевской волости, другой - при Серменевской детской коммуне.
Однако у Малой Башкирии не было возможностей для быстрого решения проблем образования - отделы народного образования в 1922 г. продолжали влачить жалкое существование: сами были плохо укомплектованы специалистами, не хватало инструкторов, учителей, не имели реальной возможности для оказания помощи школам и учителям. Управление системой образования преимущественно сводилось к учету и регистрации школ, учащихся и педагогических кадров и т. д.
Партийно-государственные органы Малой Башкирии стремились к преодолению тяжелого кризиса системы образования, начавшегося после введения нэпа. Однако вся роль руководства республики в этом направлении первоначально сводилась к критике и перетасовке кадров в системе Башнаркомпроса. Так, на заседании Башкирского обкома РКП (б) 6 февраля 1922 г. был заслушан доклад о работе Башнаркомпроса, на основе чего его работа, деятельность отделов народного образования и образовательных учреждений была признана «совершенно неудовлетво-
1 ЦГИА РБ. Ф. 798. Оп. 1. Д. 480. Л. 32, 35.
2 Шагеев Р. В. По ступеням... С. 20, 21.
рительной». В постановлении обкома было принято решение сменить весь состав коллегии наркомата, а также сократить штат этого учреждения до минимума3. Частая сменяемость руководящих работников также негативно влияла на управление системой образования. Лишь только в период с февраля 1919 г. по июнь 1922 г. во главе наркомпроса Малой Башкирии находились пять наркомов (А. Н. Ягафаров, Ф. А. Ахмадуллин, М. Д. Халиков, А. И. Можаев, Г. С. Сагадеев), а также вперемежку с ними были лица, временно исполнявшие обязанности наркомов просвеще-ния4. В целом, руководство Малой Башкирии обладало скромными возможностями для реализации популистских партийно-государственных планов по развитию всеобуча и ликвидации неграмотности.
Как уже упоминалось выше, 14 июня 1922 г. Уфимская губерния как административная единица была упразднена и включена в состав БАССР, столица республики из Стерлитамака перенесена в Уфу5. Постановлением Совнаркома республики от 29 июля 1922 г. Народным комиссаром просвещения «Большой Башкирии» - БАССР - был назначен Г. С. Сагадеев, возглавлявший ранее наркомат просвещения Малой Башкирии.
Политика по созданию советской системы образования усложнялась неграмотностью значительной части населения республики6. Данная проблема стала серьезной проблемой для большевиков, стремившихся к распространению в массах политической культуры коммунистического образца, к созданию условий для быстрого и поступательного экономического и культурного роста страны.
3 ЦГАОО РБ. Ф. 22. Оп. 6. Д. 4. Л. 17.
4 ЦГИА РБ. Ф. 798. Оп. 1. Д. 1576. Л. 7; Образование Башкирской Автономной Советской Социалистической Республики. С. 920, 928, 931, 934-935.
5 Очерки по истории Башкирской АССР. С. 203.
6 По данным переписи 1897 г., в России было только 24 % грамотных. Аналогичной была ситуация в Башкирии - по переписи населения 1897 г., уровень грамотности среди башкир составлял 18 %, татар - 20 %, русских - 16 %, чувашей - 5,7 %, марийцев - 3,3 %, удмуртов - 1,9 %: История Башкортостана (1917-1990 гг.). С. 104.
Борьба с неграмотностью населения стала одним из стратегических направлений политики Советского государства после принятия декрета Совнаркома от 26 декабря 1919 г. «О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР». Декрет вводил обязательность обучения грамоте всех граждан в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющих читать и писать. Декрет предусматривал полную ликвидацию неграмотности. С принятием декрета в стране начиналась титаническая кампания по ликвидации неграмотности, в основном завершившаяся к концу 1930 гг., а в ряде регионов страны - в послевоенное время1. Особое значение для власти имело развитие системы образования в национальных регионах, на которую большевики возлагали надежды по подготовке кадров для советской системы.
Вслед за Всероссийской Комиссией по ликвидации безграмотности, возникшей в июле, 16 ноября 1920 г. была создана Всебашкирская Чрезвычайная Комиссия (ВЧК) по ликвидации неграмотности. Чуть позже президиум Башкирского обкома РКП (б) в постановлении от 18 января 1921 г. поставил задачу принятия самых энергичных мер по ликвидации неграмотности2.
Партийно-государственное руководство страны стремилось преодолеть кризис системы образования - 3 марта 1923 г. вышло Обращение ВЦИК об оказании помощи школе. Всем органам власти в центре и на местах, а также профсоюзам, кооперативным и общественным организациям вменялось в обязанность «использовать свой авторитет, весь свой опыт и максимум материальных средств, чтобы спасти школу от разрухи, чтобы заложить прочное основание для ее дальнейшего роста и процветания»3.
В октябре 1923 г. в недрах Башнаркомпроса был разработан устав единой трудовой школы, адаптированный к реальным условиям республи-ки4. Постепенно принимались меры по улучшению материального положения учителей, повышения их квалификации на различных курсах и вовлечения в общественную, преимущественно политико-воспитательную, работу. Период 19231924 гг. мы считаем началом перелома в развитии образования по следующим объективным и субъективным основаниям.
Во-первых, «в результате объединения двух территорий, Башкирской республики, обладавшей богатыми месторождениями полезных иско-
1 История России. XX век. С. 131.
2 История Башкортостана (1917-1990 гг.). С. 105.
3 Культурное строительство в РСФСР. 1917-1927 гг. Т. 1, ч. 2. С. 37.
4 ЦГИА РБ. Ф. 798. Оп. 1. Д. 791. Л. 3.
паемых, обширной площадью лесных массивов, и Уфимской губернии с более высоким уровнем развития промышленности и сельского хозяйства, наличием железнодорожного и судоходного сообщения, образовался регион с мощным экономическим потенциалом»5. Такое объединение привело к значительному увеличению объема региональной экономики и ее возможностей для осуществления социальной политики. Во-вторых, окрепла центральная власть, упрочились местные структуры партийно-государственного управления, руководство системой народного образования стало более эффективным. В-третьих, усилилось внимание партийно-государственных органов к вопросам образования и культуры, определилась политика, направленная на решение национально-языковых проблем в общеобразовательных школах Башкирского Зауралья.
Однако кризис в системе образования в целом продолжал оставаться хроническим. Школы по-прежнему находились на «полуголодном пайке» финансово-материального обеспечения, катастрофически не хватало квалифицированных педагогических кадров, не была преодолена тенденция сокращения количества школ. Если в целом по РСФСР медленный, но систематический рост сети начальных школ начался с 1922/1923 учебного года, то в Башкирии школьная сеть сокращалась вплоть до 1924/1925 учебного года6.
В системе народного образования тех лет мы выделяем два основных направления государственной политики. Первое направление вошло в литературу и повседневный язык как политика «всеобуча». В 1923 г. правительство страны потребовало немедленной разработки и принятия плана по введению всеобщего обязательного начального обучения (всеобуч) детей 8-11 лет. Другое направление - последовательная и целенаправленная работа по ликвидации неграмотности среди лиц старших возрастов.
В августе 1923 г. правительство РСФСР издало закон, предусматривавший немедленную разработку планов введения всеобщего начального об-учения7. Вскоре после этого вышло постановление БашЦИК и Башсовнаркома о сети учреждений нар-компроса, поручавшее кантонным отделам народного образования начать работу «по установлению плана о сети всеобщего обучения по БАССР»8.
На IV Всебашкирском съезде Советов, состоявшемся в начале декабря 1923 г., проблема
5 История Башкортостана в ХХ веке. С. 112.
6 ЦГИА РБ. Ф. 798. Оп. 1. Д. 739. Л. 10.
7 Савельева А. Ш. Культурная революция в Башкирии. С. 48.
8 ЦГИА РБ. Ф. 798. Оп. 1. Д. 726. Л. 102.
введения всеобуча стала предметом специального анализа руководством республики. В докладе заместителя наркома просвещения Третьякова приводились, в частности, следующие практически удручающие сведения: в республике были охвачены обучением всего 24,4 % детей школьного возраста. По тогдашним подсчетам, чтобы обучить остающихся 75,6 % детей, нужно было открыть 3701 школу и подготовить 8539 учителей, т. е. школ требовалось вдвое больше, а учителей - примерно вчетверо больше имеющегося количества1.
С 1923 г. в БАССР стала активно проводиться политика по введению башкирского языка в государственных учреждениях. Эту работу возглавила Центральная комиссия по реализации башкирского языка, созданная при СНК БАССР его постановлением от 8 февраля 1923 г. в порядке выполнения решения III Всебашкирского съезда Советов. В постановлении говорилось: «В селениях и волостях БАССР все делопроизводство, судопроизводство и судоговорение в учреждениях и судах осуществляется на том государственном (башкирском или русском) языке, на котором говорит большинство населения данного селения или волости с обеспечением интересов и прав меньшинства»2.
На VI съезде работников просвещения БАССР, состоявшемся 24-27 ноября 1927 г., отмечалось «огромное культурное значение перехода на новый латинский алфавит». Съезд поручил Башнар-компросу «.на основании 5-летнего плана Башкирского Центрального комитета конкретизировать методы преподавания на новом алфавите, ставя на первом плане обеспечение необходимыми учебными пособиями не только школы, но и кружки по изучению нового алфавита в учебных заведениях, государственных и общественных учреждениях; необходимо в дальнейшем обеспечить последние руководителями, поставив на высоту учет преподавательского персонала по новому латинскому алфавиту»3.
В зимние каникулы 1927/1928 учебного года во всех кантонах Башкирского Зауралья были проведены краткосрочные (пятидневные) курсы для учителей из числа башкир и татар по изучению яналифа. Эти курсы охватили более 700 учителей4.
В 1926/1927 учебном году Педагогическая студия Башнаркомпроса разработала местный вариант комплексных программ для сельских школ
1 ЦГИА РБ. Ф. 394. Оп. 1. Д. 304. Л. 84.
2 ЦГАОО РБ. Ф. 122. Оп. 2. Д. 7. Л. 18-19; Культурное строительство в Башкирской АССР. С. 326.
3 ЦГИА РБ. Ф. 1185. Оп. 1. Д. 25. Л. 12.
4 Красная Башкирия. 1928. 21 февр.
повышенного типа. К концу 1920-х гг. средние школы в сельской местности перешли на относительно стабильные и устойчивые программы школ коммунистической молодежи5. Особое внимание при составлении новых программ уделялось общественным наукам, предлагалось «обеспечить коммунистическим влиянием руководство учебной частью школ»6.
К тому времени коллегия Башнаркомпроса утвердила инструкцию по введению русского языка в школах башкирских, татарских и других нерусских национальностей. Со второй половины первого года обучения предусматривалось введение разговорных уроков русского языка. Со второго года обучения русский язык в национальных школах вводился как предмет7. 20 февраля 1924 г. вышло постановление коллегии республиканского наркомпроса «О литературном языке башкир»8. Введение языка коренной национальности республики в образовательные программы учебных заведений поставило перед необходимостью решения ряда сложных проблем, указанных в отчете Управления социального воспитания Башнаркомпроса за 1924/1925 учебный год9.
Проблему дефицита учебников на башкирском языке власти республики стали решать вскоре после завершения Гражданской войны, начав работу по созданию учебников и учебных пособий на башкирском языке. Впервые на арабской графике они были изданы в 1922/1923 учебном году10. С 1923/1924 учебного года нарком-прос республики приступил к обеспечению школ «соответствующими учебниками национальных школ»11. Учитывая недостатки реализации постановлений о языке преподавания в школах, III сессия ЦИК БАССР V Созыва (25-31 мая 1926 г.) приняла следующее решение:
- обеспечить за каждой национальностью преподавание на родном языке учащихся;
- обязать учителей-татар, находящихся в башкирских школах, перейти на преподавание всех предметов на разговорном языке данной местности, установив для этого определенные сроки;
- ввести преподавание государственных языков как предмета: 1) башкирского во всех русских школах с пятого года обучения, 2) русского
5 ЦГИА РБ. Ф. 798. Оп. 1. Д. 1982. Л. 112-113.
6 Резолюции областных конференций. С. 225.
7 ЦГИА РБ. Ф. 798. Оп. 1. Д. 738. Л. 2; Языки и народы Республики Башкортостан. С. 77-78.
8 Культурное строительство в Башкирской АССР. С. 119.
9 ЦГИА РБ. Ф. 798. Оп. 1. Д. 1046. Л. 36-37.
10 Алибаев С. Р. Школы Башкирской АССР. С. 42.
11 ЦГИА РБ. Ф. 798. Оп. 1. Д. 1046. Л. 37.
во всех национальных школах со второго года обучения»1.
К середине 1920-х гг. продолжала сохраняться диспропорция в распределении общеобразовательных учебных заведений республики в кантонах и среди различных национальностей. Данная проблема, по инерции перешедшая из периода раздельного существования Малой Башкирии и Уфимской губернии, становилась серьезным препятствием в реализации программы всеобуча.
На XI Башкирской областной партконференции, состоявшейся в период 30 января - 4 февраля 1925 г., приводились, например, такие сведения: на 100 жителей Уфимского кантона приходилось в среднем 5,3 ученика, на такое же число жителей Тамьян-Катайского - 4,4, Зила-ирского - 2,8 ученика. Среди отдельных национальностей республики показатели обучения детей также существенно различались: на 100 башкир приходилось 3,2 ученика, татарского населения - 6,5, русского - 4,3, чувашского - 4,1, марийского - 3,7 и т. д.2 Учитывая эти данные, областная партконференция поставила задачу через оптимизацию школьной сети ликвидировать диспропорции в обучении детей. В 1925/1926 учебном году намечалось довести показатели обучения детей до 50 % от их общего числа школьного возраста.
К концу 1920-х гг. усилия партийно-государственных органов республики были направлены на такое распределение школьной сети в кантонах и среди отдельных этнических групп, чтобы и в дальнейшем обеспечить «одинаковый темп культурного подъема всех населяющих БАССР национальностей»3. Власти продолжали поддерживать инициативное строительство и открытие договорных школ на средства населения. В селениях «преимущественно с бедняцкой частью населения» допускалось включение этих школ в государственную сеть4.
1 ЦГИА РБ. Ф. 798. Оп. 1. Д. 1576. Л. 53.
2 Резолюции областных конференций... С. 236.
3 ЦГИА РБ. Ф. 394. Оп. 2. Д. 508. Л. 106.
4 ЦГИА РБ. Ф. 394. Оп. 2. Д. 508. Л. 107.
Внешкольной воспитательной работе уделялось также немало внимания. Особая роль возлагалась на ученическое самоуправление в школах II ступени. В средних школах оно распространялось значительно шире и раньше, чем в начальных. В отчетах Башнаркомпроса сообщалось, что уже в 1923/1924 учебном году самоуправление охватило все школы II ступени республики5. Но в Башкирском Зауралье школ II ступени было крайне мало, о чем свидетельствуют данные табл. 4.
По данным С. Р. Алибаева, до 1927 г. на всей территории современных Баймакского и Хай-буллинского районов имелась одна Темясовская башкирская школа II ступени. Поскольку средний радиус охвата данной школой населения прилегающих территорий составлял 90-100 км, автор поднимает важную проблему обеспеченности зауральских школ интернатами и общежитиями как существенного фактора в развитии системы образования региона6. Общежития отсутствовали также при школах крестьянской молодежи и национальных школах II ступени (напр., Тептяро-Учалинская школа Тамьян-Катайского кантона)7.
В Башкирии медленно увеличивалось количество школ повышенного типа - в 1925/1926 учебном году насчитывалось 2169 школ I и всего 64 школы II ступени. Они по-прежнему были крайне неравномерно распределены в территориальном отношении. В этих условиях правительство БАССР пошло по пути «максимального вовлечения детей коренной национальности в школы II ступени путем предоставления им материальных льгот»8.
Завершение восстановительного периода со всей остротой выдвинуло проблему максимального развертывания культурной революции, в первую очередь, развития системы образования и ликвидации взрослой неграмотности с целью подготовки квалифицированных кадров для экономики, систем управления и социально-культур-
5 ЦГИА РБ. Ф. 798. Оп. 1. Д. 732. Л. 29.
6 Алибаев С. Р. Школы Башкирской АССР. С. 34.
7 Там же. С. 41.
8 ЦГИА РБ. Ф. 394. Оп. 2. Д. 508. Л. 19.
Таблица 4
Школы II ступени Башкирского Зауралья, 1923-1927-е гг.
Кантоны Школы с языком обучения в 1923/1924 уч. Школы с языком обучения в 1926/1927 уч.
году, ед. году, ед.
Башкиры Татары Русские Смешанные Башкиры Русские Татары Смешанные
Зилаир
(Бурзян-Тангаур-ский) Усерганский - 1 1 - 3 2 - 3
Тамьян-Катайский 6 - 4 2 3 4 1 -
ной сферы. В 1925 г. ВЦИК и СНК РСФСР приняли постановление о введении с 1933/34 учебного года всеобщего обязательного начального обучения1. В соответствии с директивами партии и правительства руководство республики приступило к реализации программы по введению всеобщего обязательного начального обучения.
Итак, сразу же после завершения организационного становления советской системы образования в республике начался активный этап ее реформирования. Процессы централизации партийно-государственного управления и установления тотального контроля бюрократического аппарата над советским обществом обусловили, во-первых, укрепление вертикальной системы управления сферой образования, во-вторых, переход к стандартизированной системе образования и ликвидацию ее организационного и методологического разнообразия, в-третьих, усиление политико-идеологического воздействия на систему, в-четвертых, строгую подчиненность отдельных регионов (включая и Башкирию) политике центральных властей по всем вопросам ее развития. Все названные производные политики советского политико-государственного строительства в данной сфере были направлены на ускоренное осуществление базового элемента культурной революции - введение всеобщего обязательного начального обучения и ликвидацию неграмотности.
Постепенный рост школьной сети в республике, укрепление материально-технической и финансовой базы образования, рост доли детей, охваченных обучением, происходившие с середины 1920-х гг., позволяют сделать вывод об относительно быстрой реализации политики всеобуча в регионе Башкирского Зауралья. В первые годы после Октябрьской революции кризис школьного образования в Башкирском Зауралье был настолько острым, что республиканские и кантонально-волостные органы власти стремились лишь к сохранению школьной сети, перекладывая часть расходов в этой сфере на предприятия, профсоюзы и население. Созидательной политика руководства республики, включая территорию Башкирского Зауралья, стала примерно с 1923-1924 гг. К этому времени стали сказываться первые позитивные плоды нэпа и объединения экономического потенциала двух территорий
- Башкирской автономии и Уфимской губернии
- в результате создания «большой» Башкирской АССР. Результатом такой «оптимизации» стало создание условий для более быстрого восстановления экономики и социальной инфраструктуры
1 Постановление ВЦИК и СНК РСФСР.
республики после разрушительной Гражданской войны и жесточайшего голода 1921-1922 гг.
Основными результативными направлениями партийно-государственной политики в первое десятилетие Советской власти в сфере образования были: создание ее двухуровневой системы (школы I и II ступеней), формирование инфраструктуры отрасли (материально-технической базы) и консолидация интеллектуальных сил (подготовка учителей и укомплектование кадрами центрального и районных аппаратов Башнаркомпроса), создание фундамента для введения начального всеобуча и ликвидации неграмотности (в 1927 г. уровень грамотности населения составил 43,3 % против 28,7 в 1920 г.2).
Важными направлениями культурной революции, оказывавшими большое влияние на развитие социально-культурной сферы республики и региона в начальный период Советской власти и существенно усложнявшими ее проведение, являлись политика коренизации (ускоренная подготовка управленческих кадров и интеллигенции из представителей нерусских национальностей в качестве политической опоры власти в национальных республиках) и развитие башкирского языка как государственного языка республики. В кратчайший период - в 1924-1929-е гг. - башкирский язык и графика письма были переведены на латиницу - яналиф.
Эти результаты были достигнуты не только, как сказали бы современным языком, «эффективным государственным менеджментом» в сфере образования партийно-советского аппарата (его роль ни в коем случае нельзя преуменьшать), но и революционной мобилизацией сил, активности и творческого потенциала всего общества - профсоюзов, комсомола, кооперативных организаций, предприятий и учреждений, педагогического сообщества, инициативных гражданских активистов и др. Начальный период Советской власти преимущественно был романтическим временем, навеянным ожиданиями лучшей жизни, - временем пробуждения массовой активности и энтузиазма, стремления к учебе и культуре. Эксплуатация революционного романтизма масс и их творческого порыва стала для Советской власти типичным явлением на долгие годы.
Однако в целом государственную политику в области образования в республике в период 1920-х гг. можно определить как преимущественно спонтанную, бессистемную и ситуативную. Формировавшаяся после революции правящая пар-
2 Культурное строительство Башкирии за 15 лет (1919-1934). С. 41.
тийно-государственная элита в первую очередь занималась укреплением самой власти и положения номенклатуры, а затем уже развитием социально-культурной сферы. В условиях ограниченности ресурсов (финансовых, материальных, интеллектуальных и др.) осуществление культур-
ной революции в сфере образования происходило более медленными темпами, не позволившими в 1920-е гг. добиться того гигантского скачка в этом направлении, который был осуществлен в ходе сталинского форсированного строительства социализма в период конца 1920-х - 1930-е гг.
Список литературы
1. Алибаев, С. Р. Школы Башкирской АССР (Прошлое, настоящее и пути дальнейшего развития) / С. Р. Алибаев. - Уфа: Башкнигоиздат, 1966. - 166 с.
2. Декрет СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23 января 1918 г. // Собрание узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства. - 1918. - № 18. - С. 263.
3. Декреты Советской власти. - М., 1957. - Т. 1.
4. Абубакиров, Р. Культурное строительство Башкирии к XV годовщине Октября / Р. Абубакиров // Социалистич. хозяйство Башкирии. - 1932. - № 7-9. - С. 159.
5. История Башкортостана. 1917-1990 гг.: в 2 т. / отв. ред. Р. Н. Сулейманова. - Уфа: Гилем, 2004.- Т. 2: 1945-1990. - 311 с.
6. История Башкортостана в ХХ веке: учеб. для студентов вузов / под ред. М. Б. Ямалова, Р. З. Ал-маева. - уфа: Изд-во БГПУ, 2007. - 380 с.
7. История России. XX век / А. Н. Боханов, М. М. Горинов, В. П. Дмитренко и др. - М.: ACT, 2001. - 608 с.
8. Кузыев, Р. У. Из истории культурного строительства в Башкирии в первый период Советской власти (октябрь 1917 г. - июль 1918 г.) / Р. У. Кузыев // Октябрьская революция и рождение советской Башкирии. - Уфа: Башк. книж. изд-во, 1959.
9. Кульшарипов, М. Аллабирде Ягафаров - видный деятель башкирского национального движения / М. Кульшарипов // Ватандаш. - 2010. - № 1. - С. 50-54.
10.Ергин, Ю. В. Аллабирде Ягафаров - первый Нарком Просвещения малой Башкирии / Ю. В. Ер-гин // Пед. журн. Башкортостана. - 2011. - № 6.
11.Кульшарипов, М. М. Башкирское национальное движение (1917-1921 гг.) / М. Кульшарипов. -Уфа: Китап, 2000.
12.Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сб. док. 1917-1973 гг. - М.: Педагогика, 1974. - 560 с.
13.Образование Башкирской Автономной Советской Социалистической Республики: сб. док. и материалов / под ред. Б. Х. Юлдашбаева. - Уфа: Башкнигоиздат, 1959. - 990 с.
14.Очерки по истории Башкирской АССР. Т. 2 (Советский период) / под ред. В. П. Иванкова, Р. Г. Кузеева, Х. С. Сайранова. - Уфа: Башк. книж. изд-во, 1966. - 645 с.
15.Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О введении всеобщего обязательного обучения и построении школьной сети» от 31 августа 1925 г. - URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_2624.htm.
16.Савельева, А. Ш. Культурная революция в Башкирии / А.Ш. Савельева // Совет. Башкирия - Совет Башкортостаны: исторические очерки. - Уфа: Башк. книж. изд-во, 1957. - С. 254-281.
17.Шагеев, Р. В. По ступеням образования. Краткий обзор системы образования города Учалы и Учалинского района / Р. В. Шагеев. - Уфа, 2006.
18.Языки и народы Республики Башкортостан. Государственные языки: история и современность: сб. документов и материалов. - Ч. 2. Реализация государственных языков в письменности и системе народного образования / сост. А. А. Абузаров, Р. А. Валишин, А. Г. Каримов, Ю. Х. Юлдашбаев. -Уфа: ГУП РБ УПК, 2008. - 312 с.; Ч. 3. Реализация государственных языков в области культуры и искусства.- Уфа: ГУП РБ УПК, 2001. - 320 с.
19.Восьмой съезд РКП (б). Март 1919 года. Протоколы. - М.: Госполитиздат, 1959. - 602 с.
Сведения об авторе
Исмагилова Гульнара Шавкатовна - кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Башкирской академии государственной службы Республики Башкортостан (Уфа).
ismagulnara@mail.ru
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. № 24 (379). History. Issue 66. P. 64-77.
FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE SOVIET MODEL OF EDUCATION IN BASHKIR TRANSURALS' CANTONS IN THE 1920s
G. Sh. Ismagilova
Bashkir Academy of Public Service and Management of the Republic of Bashkortostan (Ufa).
ismagulnara@mail.ru
The article deals with special features of the formation and development of the Soviet model of education in Bashkir Transurals' cantons in the 1920s. The main attention has been paid to the formation of the basis for the establishment of general education and wiping off illiteracy in the region.
Keywords: establishment of primary education; wiping off illiteracy; religious educational institutions; schools of I and II levels; small Bashkiriya; BASSR; Bashkir National Commissariat of Education.
References
1. Alibayev S.R. Shkoly Bashkirskoy ASSR (Proshloye, nastoyascheye i puty dalneyshego razvitiya) [Schools of Baskirskaya ASSR (the past, the present and ways of future development)]. Ufa, Bashknigoizdat Publ., 1966. 166 p. (In Russ.).
2. Decret SNK RSFSR «Ob otdelenii tserckvi ot gosudarstva i shkoly ot tserckvi» ot 23 janvarya 1918 g. [«About separation of church from state and school from church» 23.01.1918]. Sobraniye uzakoneniy i rasporyazheniy raboche-krestyanskogo pravitelstva [Collection of legislations and orders of workers and peasants' government], 1918, no. 18, p. 263. (In Russ.).
3. Decrety sovetskoy vlasty [Soviet government's decrees]. Moscow, 1957. (In Russ.).
4. Abubakirov R. Kulturnoye stroitelstvo Bashkirii k XV godovshine Oktyabrya [Cultural development of Bashkiriya by the XVth anniversary of October]. Socialisticheskoe hozjajstvo Bashkirii [Socialist economy of Bashkiria], 1932, no. 7-9, p. 159. (In Russ.).
5. Istoriya Bashkortostana. 1917-1990 gg.: v 2 t. [History of Bashkortostan. 1917-1990 in 2 books], vol. 2. Ufa, Gilem Publ., 2004. 311 p. (In Russ.).
6. Istoriya Bashkortostana v XX veke: uchebnik dlya studentov vuzov [History of Bashkortostan in XX century: textbook for students of high schools], ed. by M. B. Yamalov, R. Z. Almayev. Ufa, Publishing House of BSPU, 2007. 380 p. (In Russ.).
7. Istoriya Rossii. XXvek. [History of Russia. XX century], A.N. Bokhanov, M.M. Gorinov, V.P. Dmi-triyenko and others. Moscow, AST Publ., 2001. 608 p. (In Russ.).
8. Kuziyev R.U. Iz istorii culturnogo stroitelstva v bashkirii v perviy period Sovetskoy vlasti (oktyabr 1917 g. - iyul 1918 g.) [From the history of cultural development in Bashkirya during the first period of Soviet power (October 1917 - July 1918]. October Revolution and the birth of Soviet Bashkiriya. Ufa, Bashkir Book Publishing House, 1959. (In Russ.).
9. Kulsharipov M. Allabirde Yagapharov - vidniy deyatel bashkirskogo natsionalnogo dvizheniya [Al-labirde Yagapharov - outstanding figure of Bashkir national movement]. Vatandash [Fellow countryman], 2010, no. 1, pp. 50-54. (In Russ.).
10.Yergin Y.V. Allabirde Yagapharov - perviy narkom Prosvecheniya maloy Bashkirii [Allabirde Yagapharov - the first People's Commissar of Education of Small Bashkiriya. Pedagogical magazine of Bashkortostan, 2011, no. 6. (In Russ.).
11.Kulsharipov M.M. Bashkirskoye natsionalnoye dvizheniye (1917-1921 gg.)[Bashkir national movement (1917-1921)]. Ufa, Kitap Publ., 2000. (In Russ.).
12.Narodnoye obrazovaniye v SSSR. Obcheobrazovatelnaya shkola. Sbornik documentov. 1917-1973 gg.) [National education in USSR. Secondary school. Collection of documents. 1917-1973]. Moscow, Peda-gogika Publ., 1974. 560 p. (In Russ.).
13. Obrazovaniye Bashkirskoy Avtonomnoy Sovetskoy Socialisticheskoy Respubliki: sb. Dokumentov I materialov [Education in Bashkir Autonomous Soviet Socialistic Republic: collection of documents and materials] / ed. by B. H. Yuldashbayev, Ufa, Bashknigoizdat Publ., 1959. 990 p. (In Russ.).
14. Ocherki po istorii Bashkirskoy ASSR T. 2 (Sovetsky period) [Essays on the history of Bashkirskaya ASSR], ed. by V. P. Ivankov, R. G. Kuzeev, H.S. Sayranov. Ufa, Bashkir Book Publishing House, 1966. 645 p. (In Russ.).
15. Postanovleniye VTSIKISNK RSFSR «O vnedrenii vseobchego obyazatelnogo obucheniya Ipostroy-eniya shkolnoy seti» [Regulation of All Union Central Electoral Comission and People's comissars' Council of RSFSR «About the introduction of universal obligatory education and school nets' building]. Available at: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_2624.htm. (In Russ.).
16.Savelyeva A. Sh. Kulturnaya revolutsiya v Bashkirii [Cultural revolution in Bashkiriya]. Sovetskaya Bashkiriya - SovetBashkortostany: Istoricheskiye ocherky [Soviet Bashkiriya: Historical essays]. Ufa, Bashkir Book Publishing House, 1957. Pp. 254-281. (In Russ.).
17.Shageev R. V. Po stupenyam obrazovaniya. Kratky obzor systemy obrazovaniya goroda Uchaly i Uchalinskogo rayona [Along stages of education. Brief review of educational system of Uchaly and Uchal-insky region]. Ufa, 2006. (In Russ.).
18.Yasyki i narodi Respubliki Bashkortostan. Gosudarstvennye yasyki: istorya I sovremennost. Sbornik dokumentov I materialov. Ch. 2. Realizatsiya gosudarstvennych yazykov v pismennosti i sisteme narodnogo obrazovaniy [Languages and peoples of the Republic of Bashkortostan. State languages: history and the present. Collection of documents and materials. Ch. 2. Implementation of state languages in writing and the system of national education], Compilers: A.A. Abuzarov, R.A. Valishin, A.G. Karimov, Y.H. Yuldashbayev. Ufa, GUP RB UPK Publ., 2001. 320 p. (In Russ.).
19. Vosmoy cyezd RKP (b). Mart 1919 goda. Protokoly [The eighth congress of RCP (b). March 1919. Protocols]. Moscow, Gospolitizdat Publ., 1959. 602 p. (In Russ.).