Научная статья на тему 'Становление и развитие сатирической журналистики в Надднепрянской Украине х1х начала ХХ в'

Становление и развитие сатирической журналистики в Надднепрянской Украине х1х начала ХХ в Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1129
329
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САТИРИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / ПРЕССА НАДДНЕПРЯНСКОЙ УКРАИНЫ / САТИРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ / SATIRICAL JOURNALISM / PRESS OF THE DNIEPER UKRAINE / SATIRICAL MAGAZINE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Зыкун Наталия Ивановна

В статье рассмотрены исторические предпосылки и обстоятельства формирования украинской сатирической публицистики в XIX начале ХХ в. Эти процессы в изданиях Надднепрянской Украины помещены в общий контекст развития журналистики в Российской империи. Прослежена национальная специфика использования приемов сатиры на страницах как общеполитической, так и специальной, сатирической, периодики. Описаны типологические особенности сатирического журнала на Украине, формирование которого связывают с журналами «Шершень», «Гедз», «Будяк» и «Реп 'яхи».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation and development of satirical journalism in the Dnieper Ukraine in the 19th early 20th centuries

The purpose of this article is to review the prerequisites and conditions of Ukrainian satirical journalism, features of using satirical techniques of reality reflection on the pages of the general political and specialized satirical periodicals in the 19th early 20th centuries in the Dnieper Ukraine. Formation of satirical journalism was preceded by the use of satirical techniques, images and elements in oral folklore and literature which can be considered its "forerunners". Ukrainian satirical journalism is born almost simultaneously with the periodical press as an important part of it. Its history can be counted from 1816 the time the magazine Kharkovsky Demokrit (1816) was established. It remained the only humorous satire publication in the Dnieper Ukraine for nearly a century. In the context of the prohibition of the Ukrainian language and any printed materials in it the information vacuum in the Ukrainian land was overcome by the journals published in Russian. Satirical journalism was not limited to specific types of publications, especially in the initial stages, and increasingly permeated the pages of general political, literary and other magazines, and newspapers. It was publications of general content (Khliborob, Ridnyi kray, Gromadska Dumka, Rada, etc.) that formed the tradition of Ukrainian satirical journalism. It was developed and concentrated in the satirical press. The result of the transformation processes in the information space during the first Russian revolution was the emergence of satirical cartoon magazines. Magazines Shershen', Gedz, Budyak, Rep'yakhy and the satirical leaflet Hrin witnessed the formation of such features of the satirical magazine as: 1) volume (8-16 pages); 2) periodicity (mostly weeklies or biweeklies); 3) design, or graphic signs (independent value of different types of illustrations); 4) combination of satire and "civil lyric", non-fiction; 5) prevalence of short genre forms; 6) professional artists as part of the Authors (often playing the major role in developing the concept of the edition). The peak of Ukrainian satirical journalism is in 1906-1907. The period of the reaction that followed the defeat of the first Russian revolution promoted transformation of the satirical magazine into humorous entertainment publications deprived not only of acuteness and criticism, but also of aesthetic taste.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие сатирической журналистики в Надднепрянской Украине х1х начала ХХ в»

ЖУРНАЛИСТИКА

УДК 82-7-92 (477)" 1900/1950" (045)

Н.И. Зыкун

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ САТИРИЧЕСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ В НАДДНЕПРЯНСКОЙ УКРАИНЕ Х1Х - НАЧАЛА ХХ в.

В статье рассмотрены исторические предпосылки и обстоятельства формирования украинской сатирической публицистики в XIX - начале ХХ в. Эти процессы в изданиях Надднепрянской Украины помещены в общий контекст развития журналистики в Российской империи. Прослежена национальная специфика использования приемов сатиры на страницах как общеполитической, так и специальной, сатирической, периодики. Описаны типологические особенности сатирического журнала на Украине, формирование которого связывают с журналами «Шершень», «Гедз», «Будяк» и «Реп 'яхи».

Ключевые слова: сатирическая журналистика, пресса Надднепрянской Украины, сатирический журнал.

Сатирическая публицистика, играя заметную роль в общественной жизни, формируется в ответ на потребности общества, является свидетельством определенного уровня развития его гражданского сознания. Богатый материал для осмысления социального значения, творческих возможностей сатиры в печати, влияния на нее культурных и исторических условий дает изучение национальных традиций сатирической публицистики. Целью данной статьи является рассмотрение предпосылок и условий возникновения сатирической публицистики в Надднепрянской Украине Х1Х - начала ХХ в., выявление ее национально-культурного своеобразия.

Надднепрянская Украина (Надднепрянщина) - историко-географическая часть Украины, в которую сначала входили лишь центральные и северные ее области с центром в Киеве. Распределение украинских земель между Российской и Австрийской (а с 1867 г. — Австро-Венгерской) империями в конце XVIII в. обусловило разделение Украины на Западную и Надднепрянскую (около 80 процентов всех украинских территорий). С этого времени название «Надднепрянская Украина» (или «Надднепрянщина») стало употребляться для обозначения всех украинских земель в составе Российской империи (кроме Крыма и Кубани). В состав Надднепрянской Украины входили Юго-Западный край (Правобережье), объединяющий Киевскую, Волынскую, Подольскую губернии; Малороссия (Левобережье), Слобожанщина, представленная Черниговской, Полтавской, Харьковской губерниями, и Новороссия (Юг) — Катеринославская, Таврийская и Херсонская губернии. Во владении Австро-Венгерской империи находились западноукраинские земли (Закарпатье, Галичина и Буковина) [1]. Общественно-политические условия, в которых пребывали разные регионы Украины, относившиеся в то время к разным

странам, способствовали формированию различий в развитии системы периодических изданий, а также литературно-публицистических и культурных традиций. Фактически мы можем говорить о двух разных информационных системах, которые тем не менее время от времени чувствовали взаимное влияние.

Сатирическая публицистика имеет богатые традиции, которые уходят своими корнями в историческое прошлое и, как журналистика в целом, «стоит на плечах» своих предтеч - прежде всего, устного народного творчества и литературы, на что указывали в своих исследованиях ученые. Добавим, что проводником и катализатором сатирической струи в украинской культуре можно считать и народный театр.

Потребности общества в сатире длительное время удовлетворялись за счет фольклора [2. С. 67]. В конце XVI - начале XVII в. на украинских землях в условиях антиклерикальных и антифеодальных движений сатирические тенденции народной культуры, проявившиеся в творчестве отдельных авторов (в частности, И. Вышенского), предшествовали возникновению сатирической публицистики. Б. Минчин подчеркивал, что на рассвете политической сатиры, в XVI-XVIII вв., когда зарождалась полемическая форма литературы, украинской литературе не приходилось быть исключительно художественным искусством, она была сразу всем: политической трибуной, публицистикой, философией, криком, плачем, стоном подневольной народной массы [3. С. 138].

В конце XIX в. общественная борьба перемещается на страницы периодических изданий, которые, по сравнению с книжными источниками, сокращают путь массовой информации к читателю, обеспечивают широту читательской аудитории, используют все возможности оперативной коммуникации, которыми располагают.

Ученые традиционно выделяют три периода в более чем двухсотлетней истории развития русской сатирической публицистики до начала ХХ в.: 1769-1774, 1857-1864, 1905-1907 гг. [4. С. 5-6]. Хотя украинская журналистика и территориально, и хронологически являлась в это время частью общероссийской системы журналистики, ситуация с выходом печатных изданий в Надднепрянской Украине, существовавшей на условиях внутренней колонии Российской империи, безнадежно (почти на сто лет) отставала от аналогичных процессов на других ее территориях, что можно объяснить тотальным противодействием властей общественно-культурному и национальному развитию стратегического региона с более чем 20-миллионным населением.

Украинская сатирическая публицистика зарождается практически одновременно с периодической прессой, являясь ее важной частью, влияющей на формирование тенденций и особенностей прессы в целом. А. Животко указывал, что на этапе рождения украинской журналистики четко обозначились два основных течения: научно-литературное (представленное историей, этнографией, художественной литературой) и сатирически-литературное. Оба своим основным содержанием служили пробуджению в украинском обществе национальной мысли и чувства, что способствовало организации нацио-

нально-общественных сил и формированию предпосылок для их развития [5. С. 40].

Историю украинской сатирической публицистики можно отсчитывать с 1816 г. - времени выхода журнала «Харьковский Демокрит», цензурное разрешение на издание которого было получено 7 января 1816 г. Название журнала, выходившего раз в месяц, засвидетельствовало ориентацию авторов, местных литераторов-сатириков Г. Квиткы, А. Нахимова, В. Масловича, Д. Ярославского, О. Сомова, на сатирический журнал, издаваемый А.Ф. Кро-потовым в 1815 г. в Санкт-Петербурге, - «Демокрит». Программные принципы издателей обоих изданий отражались уже в названии, поскольку древнегреческий философ Демокрит, по свидетельству биографических источников, был наделен глубоким сатирическим восприятием действительности [6. С. 34]. «Харьковский Демокрит» был похож на журнал А.Ф. Кропотова лишь внешне, по оформлению (имел такой же формат и объем), по идейной направленности он продолжал традиции российской сатирической прессы конца XVIII в. - журналов Н.И. Новикова «Трутень», «Живописец», «Кошелек» [7. С. 84].

Хотя «Харьковский Демокрит» не выходил за рамки моральной проблематики, в его эволюции отчетливо прослеживалась тенденция к усилению социальной остроты материалов. Несмотря на то, что вышло лишь шесть номеров, он стал первой попыткой разбудить общество, привлечь внимание к отрицательным общественным явлениям. В течение почти целого столетия журнал оставался единственным сатирически-юмористическим изданием Восточной Украины. Потом длительное время она оставалась не только без сатирических изданий, но и вообще без периодики - с 1825 г. перестали выходить почти все украинские газеты и журналы. Такое положение сохранялось вплоть до 1861 г., когда в Санкт-Петербурге начали издавать журнал «Основа» на украинском и русском языках. Причем, как указывают исследователи, в нем веско зазвучали сатирические произведения [8. С. 5].

В целом же период 1848-1904 гг. на Надднепрянщине обозначен жестокими цензурными запретами украинской национальной периодики, как, собственно, и других национальных газет и журналов. Однако украинская журналистика искала путь к читателю - через альманахи, сборники и рукописные нелегальные журналы, в том числе и сатирического направления. Оригинальным образцом рукописной журналистики сатирически-юмористического характера, одним из первых сатирических изданий на восточно-украинских землях был журнал «Помийниця» («Помойница»), издававшийся благодаря деятельности членов полулегальной организации украинской интеллигенции «Громада» в 1863-1864 гг. при участии студентов и выпускников Киевского университета [5. С. 96-97].

В это время на Западной Украине издавались юмористические листки «Клепайло», «Гомш», «^¡рман», «Жельман», некоторые рукописные сатирические издания - «Ввдьма», «Бовван». На Буковине выходит сатирический листок «Лопата», в Закарпатье - сатирическая газета «Сова» [9. С. 33].

В условиях запрета украинского языка и любой печатной продукции на нем информационный вакуум на восточно-украинских землях в определенной степени преодолевался благодаря журналам, выходившим на русском

языке. Не стоит приуменьшать и роль «Губернских ведомостей», издававшихся с 1838 г. во всех губернских центрах Украины. Они были органом губернской власти, отражали официальную точку зрения на текущие события. Их преимущество перед другими изданиями заключалось, в частности, в том, что они не подлежали цензуре (за исключением 1863-1881 гг.) [10. С. 44]. Хотя «Губернские ведомости» печатались на русском языке, однако раньше других, с середины 50-х гг. Х1Х в., в своей «неофициальной части» они начали отводить место и для украинских произведений [11. С. 8].

Ученые признают, что конец XIX — начало ХХ в. ознаменовали собой начало нового интенсивного периода развития украинской литературы, усиление ее роли в общественной жизни. Вместе с назреванием революционной ситуации, ходом Первой русской революции 1905—1907 гг. это обусловило выделение идейно-художественных направлений и стилевых течений, активизировало поиски новых путей развития, глубокие изменения в словесно-образном искусстве [12].

Годы Первой русской революции стали определяющими для украинской журналистики. Именно тогда украинское общество получило надежду на создание национальной прессы. Царский манифест 17 октября 1905 г. вместе с другими свободами провозглашал и свободу печати. Путь для украинских изданий открывали и «Временные правила относительно печати» от 24 ноября 1905 г., отменявшие предварительную цензуру для периодических изданий, и от 20 апреля 1906 г. - для непериодических изданий. Среди особенностей этого информационного периода в Российской империи, частью которой, напомним, была и Украина, можно выделить такие: 1) послабление цензурных условий; 2) массовое привлечение образованных прослоек общества к информационному взаимодействию; 3) изменение информационных вкусов аудитории под воздействием общественных событий и процессов, предопределявших потребность в оперативном доведении информации о быстрых общественных преобразованиях; 4) экстенсивное распространение прессы в регионах; 5) новационные процессы типообразования периодических зданий; 5) рост значения текстовой и визуальной сатиры на врага [13. С. 30—32].

Осень 1905 г. дала Украине одно за другим три печатных издания на украинском языке: газету «Хтбороб» (г. Лубны), еженедельник «Рвдний Край» (Полтава), ежедневную газету «Громадська думка» (Киев). Украинские газеты появились в Харькове, Одессе, Екатеринославе, Полтаве и других городах. К началу 1906 г. на территории Надднепрянской Украины их насчитывалось 18.

На основе анализа содержания украинских периодических изданий конца Х1Х - начала ХХ в. и особенностей их бытования И. Михайлин делает вывод о том, что украинская журналистика возникает не из информационных потребностей интеллигенции, которая удовлетворяла их при помощи газет и журналов на других языках (французском, польском, немецком, русском), а из-за необходимости удовлетворения «инстинктового шара сознания», что было возможным лишь за счет эмоционального художественного слова [14. С. 684]. Мы же хотим уточнить, что необходимость в удовлетворении информационных потребностей в это время возникла у так называемого «сред-

него класса читателей», которому иноязычная информация была недоступной. То есть расширялась потенциальная читательская аудитория, постепенно формировался информационный и публицистический дискурс. На общественную арену вышло новое поколение украинцев, которое, как указывает И. Крупский, уже не ограничивалось лишь культурной деятельностью, оно созрело к созданию политических партий [11. С. 17]. Нужна была украинская журналистика, способная удовлетворять не только литературные и научные, но и информационные, публицистические, политические потребности украинского общества [14. С. 684].

Однако на пути к ней пришлось преодолеть много препятствий — накануне 1905 г. были отклонены 22 ходатайства о разрешении украиноязычных изданий [15. С. 6], не были реализованы проекты даже двуязычных журналов и специальных изданий. Поэтому опять актуализировалась потребность прибегнуть к нелегальным журналам, возобновляются традиции рукописной, так называемой «малой» прессы, над которой по большей части работала ученическая и студенческая молодежь. Среди таких изданий следует назвать следующие: «Плахта» (Полтава, 1895), «Вюник украшсько! кшвсько! студентсько! громади» (Киев, 1903), «Мысль» (Житомир, 1904), «Бонза» и «Проба сил» (Каменец-Подольский, 1901—1902) [11. С. 20—21; 16. С. 4].

В этих изданиях много места отводилось острым критическим материалам, характерным в целом для рукописной журналистики, что объясняется меньшей регламентированностью и подконтрольностью деятельности их организаторов и творчества авторов. Научные источники указывают на существование среди них и собственно сатирических рукописных журналов - например, «Бонза» в Каменце-Подольском. Вышел лишь один его номер, который, однако, засвидетельствовал стремление к развитию сатирической публицистической традиции. Ее укреплению способствовали сатирические материалы в изданиях общего содержания. А. Бабышкин назвал существовавшие в некоторых газетах юмористические уголки, воскресные дополнения, преимущественно в виде фельетонов, предысторией сатирической прессы [17. С. 82].

Хотя сатирическое направление было представлено уже на этапе зарождения украинской прессы, мы существенно обеднили бы сатирическую журналистику, если бы, исследуя ее достижения, особенности выразительных средств и тенденции развития, ориентировались лишь на собственно сатирические издания, обходя вниманием сатирические и комические элементы, мотивы и темы, представленные на страницах общеполитических СМИ. Сатирическая публицистика, особенно на начальных этапах, не ограничивалась специальными типами изданий, а все активнее «проникала на страницы общеполитических, литературных и других журналов, отвоевывала место в газетах» [18. С. 11]. Именно такая «активность» и «открытость», по нашему мнению, и определила незаурядное значение сатирической публицистики в истории прессы. Несмотря на то, что сатирические материалы, задевавшие важные вопросы жизни украинского общества, появлялись и на страницах западноукраинской периодики, «основной вес в деле развития сатиры имеют издания, которые выходили в Надднепрянской Украине» [19. С. 16]. Как отмечают ученые, для сатирических материалов выделялось особое место, газе-

тные площади, занятые сатирическими материалами, со временем становились все больше. Иногда публикации в неспециализированных изданиях представляли собой перепечатки из сатирических журналов. Однако во многих газетных редакциях были и свои авторы, которые работали в сатирических жанрах. Со временем юмор уступал место сатире [18. С. 20].

Нарастание недовольства политикой правительства предопределяло усиление критических настроений на страницах периодических изданий, в сатирических и юмористических публикациях. Заметное место в молодой украинской многоязычной журналистике, соответственно, отводится в это время критическим публикациям, которые основываются на сатирическом отражении действительности, а со временем и формированию особенного типа печатного издания — сатирического. Несмотря на то, что Временные правила о печати от 24 ноября 1905 г. снимали запрет на украинскую прессу, последняя оставалась в очень неуверенном состоянии. Поэтому редакционные коллективы почти каждой газеты осознавали очевидную роль меткого сатирического слова в деле формирования национального сознания, большие надежды возлагали именно на сатирическую публицистику, использовали сатирические методы отражения действительности в виде разных сатирических жанров [20. С. 428].

А. Животко о «небольшой, на две карточки, газетке «Хтбороб» говорил, что с ее страниц «пылало смелым и острым словом, выразительной национально-революционной мыслью». Это предопределяло популярность — она расходилась в количестве пяти тысяч экземпляров, а на улицах каждый номер просто вырывался из рук продавцов [5. С. 192].

Еженедельник «Рвдний край» стал первым украинским легальным печатным органом — пришел к украинскому читателю месяц спустя после принятия «Временных правил». За острые и бескомпромиссные публикации, основным лейтмотивом которых было освобождение и объединение украинского народа, развитие его культуры, языка, по подсчетам И.В. Крупского, против газеты было открыто больше десяти судебных дел, наложены десятки штрафов [21]. Журнал давал полную картину украинской действительности, вовсе не ограничиваясь лишь местными событиями, благодаря хорошо выписанной системе разделов и рубрик. Среди других выделялась рубрика «Рассказы, стихи, фельетоны». Уже по ее существованию можно судить, что издание подтверждало общую тенденцию к сатирическому отражению действительности, которая давала богатейший материал для критического высмеивания. А поскольку прямая критика была невозможной в условиях жесткой цензуры, авторы прибегали к художественно-публицистическому, в своей основе — сатирическому изображению того, что нуждалось в изменении. Ряд мастерски выписанных, острых сатирических фельетонов, объединенных общим названием «Болтовня», в которых поднимался и комментировался целый комплекс острых вопросов общественной и национально-культурной жизни украинского народа, принадлежит Ольге Косач, матери Леси Украинки, которая здесь творила под псевдонимом «Кто-то» [16. С. 378].

Особая роль издания «Громадська думка» заключалась в том, что это была первая ежедневная газета Надднепрянщины. Благодаря мощному авторскому коллективу ей удалось стать выразителем интересов широких слоев

читателей, коснуться самых актуальных общественно-политических проблем. Публицистика ежедневника отмечается полемичностью, остротой и критичностью, что и неудивительно, учитывая авторский состав, представленный 68 десятками корреспондентов, среди которых были М. Грушевский, В. Вин-ниченко, М. Коцюбинский, Д. Дорошенко, И. Огиенко, Е. Чикаленко, Б. Гринченко, В. Самийленко, А. Тесленко, А. Крымский, В. Доманицкий,

B. Антонович, В. Перетц и др. Уровень газеты определялся писательским мастерством, опытом авторов, владеющих всеми жанрами, — от информационных до художественно-публицистических, в том числе и юмористически-сатирических. Издание было площадкой для формирования отдельных сатирических жанров и становления сатирического направления как такового в украинской публицистике.

Сатирическая публицистика ежедневника получила высокую оценку как современников, так и исследователей: на ее страницах фактически происходило становление базового для тогдашней украинской прессы жанра с мощным разоблачительным потенциалом - фельетона. Газета засвидетельствовала (или обеспечила? — благодаря блестящему составу авторов) его большое влияние на общество, которое способствовало росту авторитета издания в народе. Сатирические элементы прослеживались и в материалах других рубрик. Целый ряд опытных фельетонистов среди авторов (С. Ефремов, М. Гех-тер, М. Левицкий, В. Самийленко, С. Черкасенко и др.) зафиксировал, во-первых, жизненность и своевременность жанра фельетона, его соответствие эпохе и, во-вторых, оправданность и уместность его именно на газетных страницах - он их оживлял, добавлял свежую струю, способствовал расширению аудитории, поскольку сочетал серьезность материала, глубину анализа с легкостью и доступностью языковой формы.

После того как выпуск газеты «Громадська думка» был приостановлен, в Киеве целый месяц не было украинской газеты, и лишь 15 сентября в 1906 г. начала выходить ежедневная газета «Рада» при участии тех же сотрудников. Она просуществовала дольше всех украинских газет — до июля 1914 г. [22.

C. 58]. Общую картину публицистической сатиры издания дополняли публикации С. Ефремова. Его произведения, названные маленькими фельетонами, были по своим жанровым особенностям наиболее близки к памфлету [11. С. 42].

Журнал «Нова громада», имеющий литературно-научный характер, также реагировал на общеукраинские тенденции развития прессы, давая возможность на своих страницах печататься авторам, имеющим яркий сатирический талант: В. Самийленко, П. Капельгородскому, М. Чернявскому, С. Черкасен-ко, С. Ефремову [22. С. 61].

В конце же 1906 г. в Надднепрянской Украине остались только «Рада» в Киеве, «Рвдний Край» в Полтаве и «Свггова Зiрниця» в Могилеве-Подольском. На страницах именно этих изданий часто печатались художественные произведения с острым социальным звучанием, в том числе и сатирические [19. С. 11].

Сформированные перечисленными изданиями традиции сатирической публицистики нашли развитие и концентрированное проявление в сатирической прессе. Украинский исследователь сатиры периода революции

1905-1907 гг. Е. Демченко под сатирической прессой понимает периодические издания трех видов: собственно сатирические журналы, в которых явно господствовали различные жанры литературной и графической сатиры; журналы и сборники, включавшие только обличительную поэзию и публицистику; издания, которые совмещали в себе документальные, публицистические, литературно-художественные материалы с изобразительной и литературной сатирой (иллюстрированные приложения к газетам) [23. С. 7].

Результатом трансформационных процессов во всех сферах общественной жизни в период Первой русской революции стало возникновение нового элемента в типологической структуре прессы - тонкого сатирического журнала с карикатурами [13. С. 11]. Исследователи признают непреходящее значение сатирических журналов - именно благодаря появлению специального типа изданий сатира достигла не только наивысшего идейно-художественного подъема, но и определенной легализации в период революции 1905-1907 гг. [24. С. 142-143].

Следует отметить, что типологические особенности украинского сатирического издания закладывались русскоязычными сатирическими журналами на территории Надднепрянщины, которые в анализируемый период отличались массовостью и разнообразием. Так, в Киеве, Одессе, Харькове, Николаеве и других городах Украины вышло более 40 журналов и иллюстрированных приложений к газетам [25. С. 245]. Оформленные оригинальными карикатурами и рисунками чрезвычайно широкого тематического диапазона, они были особенно интересным явлением начала ХХ в. и в Надднепрянской Украине. С 1902 до 1917 г. в Киеве выходило 28 сатирически-юмористических изданий [26. С. 686-690]. Лишь четыре из них были украиноязычными - «Шершень» (1906); «Хрш» (1908); «Гедз» (1917); «Будяк» (1917). С 1918 г. начал выходить журнал «Реп'яхи».

Юмористически-сатирические издания как особый тип, который удовлетворял ожидания аудитории, стали промежуточным звеном тогдашней украинской журналистской публицистики на пути от русскоязычной к украиноязычной, в частности, благодаря удачному и органическому сочетанию на их страницах двух типов текста - вербального и невербального (в виде рисунка и карикатуры). При низком уровне грамотности населения в России вплоть до начала XX в. визуальные образы не могли не занимать доминирующего положения в прессе, как и вообще в культурной коммуникации. На украинских же территориях ситуация осложнялась и тем, что украинский язык из-за длительного гонения и запретов не был готов к обслуживанию публицистического дискурса. Он находился на этапе выработки не только стилистических, но и орфографических норм. Именно иллюстрации, сопровождавшиеся емкими лаконичными подписями, а также короткие сатирические тексты (миниатюры, пародии, анекдоты, шутки) в условиях несформированности речевых и стилистических средств сатирической публицистики, как, собственно, и украинской публицистики вообще, неготовности читателей к восприятию сложных текстов на украинском языке, становились важным средством передачи информации.

В сатирических журналах периода революции 1905 г. все заметнее оформляются собственно журналистские особенности: ориентированность на кон-

кретный факт; привязка к конкретной дате и месту события; использование статистических данных, заимствованных из других газет; ссылки на программы политических партий; обличение конкретных государственных и политических деятелей, хорошо известных читателям, усиление аналитического начала.

Журналы «Шершень», «Гедз», «Будяк», «Репяхи», сатирический листок «Хрш» практически засвидетельствовали формирование на территории Над-днепрянской Украины сатирического журнала с рядом таких признаков, как: 1) объем (украинские сатирические и юмористически-сатирические журналы тонкие - 8-16 страниц, что отображает ориентирование на европейскую традицию, а не на практику так называемых «толстых журналов»); 2) периодичность (преимущественно еженедельники или двухнедельники); 3) оформление, или графические признаки (анализируемые издания иллюстрированные, причем с самостоятельным значением разных видов иллюстраций); 4) сочетание сатиры и «гражданской лирики», публицистических произведений, особенно с использованием аллегории; 5) преобладание небольших по объему жанровых форм; 6) наличие в составе авторского коллектива профессиональных художников (нередко играющих основную роль в разработке концепции издания).

Хотя большинство украинских журналов, независимо от их тематики и целей, существовали недолго, они внесли ощутимый вклад в национально-культурное возрождение украинского общества, способствовали его консолидации.

Таким образом, украинская сатирическая публицистика, возникая вместе с зарождением украинской журналистики как таковой, засвидетельствовала потребность общества в определенном виде информации и способе ее подачи. Активному развитию публицистической сатиры в конце Х1Х - начале ХХ вв. предшествовало использование сатирических образов, приемов в фольклоре и художественной литературе. Хотя украинская журналистика, в том числе и сатирическая, ощутимо отставала от аналогичных процессов в других регионах Российской империи, в сжатые сроки на украинских землях сформировались предпосылки для создания информационного дискурса, требовательный читатель, система украинского языка, готового удовлетворять информационные запросы аудитории. В информационном пространстве одновременно происходило множество определяющих процессов: и формирование цеха профессиональных журналистов, и становление типологического разнообразия печатных изданий, и оформление жанровых характеристик текстов.

Сатирическая публицистика развивается волнообразно. Ее подъемы всегда совпадают с периодами общественных трансформаций и общественной активности. Для каждой волны сатирической журналистики характерны определенные черты, предопределенные новым жизненным материалом, уровнем развития самой сатирической журналистики, запросами и ожиданиями читательской аудитории. Пик украинской сатирической журналистики приходится на 1906/07 г. Период реакции, который последовал за поражением Первой русской революции, характеризовался тем, что время нуждалось в гневной сатире, жизнь давала богатый материал для сатирического обыгры-

вания и высмеивания, однако на пути к этому становились проявления реакционного режима, в первую очередь преследование свободного слова и отпор любой критике существующих порядков. Когда-то зубастые сатирические журналы перерождались в юмористические развлекательные издания, лишенные не только остроты и критики, но и эстетического вкуса. Интересными для исследователя в будущем будут пути развития сатирической публицистики и формирование ее жанровой системы в новых общественно-политических условиях.

Литература

1. Адмiнiстративно-територiальний подш Наддшпрянсько! Укра!ни. [Электронный ресурс]. Режим доступа: izno.com.ua/istoriya-ukrayini-tema-21-ukrayinski-zemli-u-s (дата обращения: 10.01.2014).

2. ЛихачевД.С. Исследования по древнерусской литературе. Л., 1986. 406 с.

3. Мтчин Б. Сатира в естетищ сощалютичного реалiзму. Ки!в, 1967. 288 с.

4. Нинов А. Русская сатирическая поэзия 1905-1907 гг. // Стихотворная сатира первой русской революции (1905-1907 гг.). Л., 1969. С. 1-75.

5. Животко А. Iсторiя укра!нсько! преси. Ки!в, 1999. 368 с.

6. Iсторiя укра!нсько! дожовтнево! журналютики. Л^в, 1983. 512 с.

7. Лещенко П.Я. Харьковский Демокрит // Радянське л^ературознавство. 1957. № 4. С. 8496.

8. ЯрмишЮ.Ф. Жанри сатирично! публщистики. Кшв, 2003. 155 с.

9. Стадник В. Сатиричний дискурс газетно-журнально! публщистики Наддшпрянсько! Украши 1905-1920 рр. у викритп теорп i практики антиукрашства i становленш Укра1нсько1 держави: дис. ... канд. наук iз соц. комунiкацiй. Львiв, 2008. 210 с.

10. Клименко I. Перюдичш видання першо! половини Х1Х - початку ХХ ст. в Укршш. За-гальний огляд // Бiблiотечний вiсник. 2009. № 4. С. 44-48.

11. Крупський 1.В. Нацюнально-патрютична журналютика Укра!ни (друга половина Х1Х - перша чверть ХХ ст.). Л^в, 1995. 184 с.

12. История всемирной литературы: в 9 т. Т. 8. М., 1994 [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.alexandria.org.ua/component/optionjCom_docman/taskjdoc

13. Лепилкина О.И. Структурно-типологическая трансформация системы русской провинциальной прессы в ХУШ - начале ХХ вв.: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Ростов-н/Д., 2011. 42 с.

14. Михайлин I. 1ст^я укра!нсько! журналютики Х1Х столтя. Кшв, 2003. 720 с.

15. Сидоренко О., Шудря Н.М. Нездшснеш проекти украшських перюдичних видань II пол. Х1Х - початку ХХ ст. // Вюник Кшв. держ. ун-ту. 1991. Вип. 23. С. 4-12.

16. Укратська преса в Укршш та свт: Iсторико-бiблiографiчне дослщження. Т. 2: 1891—1905 рр. Львiв, 2009. 480 с.

17. Бабишкн О. Сатиричний журнал «Шершень» // Радянське л^ературознавство. 1959. № 4. С. 82-90.

18. БережнойА.Ф. Сатирическая журналистика. СПб., 2004. 39 с.

19. ГончарукМ.Л. Украшська сатира перюду революцп 1905-1907 рр. Кшв, 1966. 156 с.

20. Почапская О. Особенности восприятия человека и его роли в обществе украинской сатирической публицистикой 1917—1921 гг. С. 428—434 [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.leidykla.eu/fileadmin/Zmogus_kalbos_erdveje/.../428-434.pdf

21. Крупський 1.В. Росшська револющя 1905 р.: передумови виникнення, !! вплив на ста-новлення укра!нсько! преси [Электронный ресурс]. Режим доступа: journlib.univ.kiev.ua/ ш-dex.php?act=article&article...

22. Погребенник Ф.П. Критика i журналютика // Iсторiя укра!нсько! л^ератури: у 8 т. Т. 5: Л^ература початку ХХ ст. Кшв, 1968. С. 33-73.

23. ДемченкоЕ.П. Сатирическая пресса Украины 1905-1907 гг. Кшв, 1980. 148 с.

24. Козловська I. Спектр жанрiв сатири та !х шдивщуальне наповнення в творчосп Модеста Левицького // Сатира i гумор в украшсьюй л^ературнш традицп: Матерiали Всеукра!нсько! науково! конференцп 11-12 травня 1994 р., Чершвщ, 1994. С. 142-145.

25. Демченко С.П. Революцшна боротьба трудящих Украши в 1905-1907 рр. Кшв, 1980. 285 с.

26. Волобуева А. Жанрова i тематична спрямовашсть сатирично-гумористично! преси Киева початку ХХ столтя // Украшська перiодика: iсторiя i сучаснiсть. Львiв, 2003. С. 686690.

Tomsk State University Journal of Philology, 2014, 6 (32), pp. 161-172.

Zykun Natalia I., Kiev International University (Kiev, Ukraine). E-mail: nzykun@ukr.net

THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF SATIRICAL JOURNALISM IN THE

DNIEPER UKRAINE IN THE 19TH - EARLY 20TH CENTURIES.

Keywords: satirical journalism, press of the Dnieper Ukraine, satirical magazine.

The purpose of this article is to review the prerequisites and conditions of Ukrainian satirical journalism, features of using satirical techniques of reality reflection on the pages of the general political and specialized satirical periodicals in the 19th - early 20th centuries in the Dnieper Ukraine. Formation of satirical journalism was preceded by the use of satirical techniques, images and elements in oral folklore and literature which can be considered its "forerunners".

Ukrainian satirical journalism is born almost simultaneously with the periodical press as an important part of it. Its history can be counted from 1816 - the time the magazine Kharkovsky Demokrit (1816) was established. It remained the only humorous satire publication in the Dnieper Ukraine for nearly a century.

In the context of the prohibition of the Ukrainian language and any printed materials in it the information vacuum in the Ukrainian land was overcome by the journals published in Russian. Satirical journalism was not limited to specific types of publications, especially in the initial stages, and increasingly permeated the pages of general political, literary and other magazines, and newspapers. It was publications of general content (Khliborob, Ridnyi kray, Gromadska Dumka, Rada, etc.) that formed the tradition of Ukrainian satirical journalism. It was developed and concentrated in the satirical press.

The result of the transformation processes in the information space during the first Russian revolution was the emergence of satirical cartoon magazines.

Magazines Shershen', Gedz, Budyak, Rep'yakhy and the satirical leaflet Hrin witnessed the formation of such features of the satirical magazine as: 1) volume (8-16 pages); 2) periodicity (mostly weeklies or biweeklies); 3) design, or graphic signs (independent value of different types of illustrations); 4) combination of satire and "civil lyric", non-fiction; 5) prevalence of short genre forms; 6) professional artists as part of the Authors (often playing the major role in developing the concept of the edition).

The peak of Ukrainian satirical journalism is in 1906-1907. The period of the reaction that followed the defeat of the first Russian revolution promoted transformation of the satirical magazine into humorous entertainment publications deprived not only of acuteness and criticism, but also of aesthetic taste.

References

1. Administratyvno-terytorial'nyj podil Naddniprjans'koi' Ukrai'ny. Available at: izno.com.ua/ istoriya-ukrayini-tema-21-ukrayinski-zemli-u-s. (Accessed: 10th January 2014). (In Ukrainian).

2. Likhachev D.S. Issledovaniya po drevnerusskoy literature [Research in Ancient Russian literature]. Leningrad: Nauka Publ., 1986. 406 p.

3. Minchyn B. Satyra v estetyci socialistychnogo realizmu. Kyiv: Rad. Shkola Publ., 1967. 288 p. (In Ukrainian).

4. Ninov A. Russkaya satiricheskayapoeziya 1905 -1907 gg. [Russian satirical poetry of 1905 -1907]. In: Stikhotvornaya satira pervoy russkoy revolutsii (1905-1907 gg.) [Poetic satire of the first Russian revolution]. Leningrad: Sovetskiy pisatel' Publ., 1969, pp. 1-75.

5. Zhyvotko A. Istorija ukrai'ns'koi'presy. Kyiv: Nasha kul'tura i nauka Publ., 1999. 368 p. (In Ukrainian).

6. Dey O.I. et al. Istorija ukrai'ns'koi' dozhovtnevoi' zhurnalistyky. Lviv: Vyshcha shkola Publ., 1983. 512 p. (In Ukrainian).

7. Leshhenko P.Ja. "Har'kovskyj Demokryt". Radjans'ke literaturoznavstvo, 1957, no. 4, pp. 8496. (In Ukrainian).

H.M. 3biKyH

8. Jarmysh Ju.F. Zhanry satyrychnoi'publicystyky. Kyiv: Kyiv National University Publ., 2003. 155 p. (In Ukrainian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Stadnyk V. Satyrychnyj dyskurs gazetno-zhurnal'noi'publicystyky Naddniprjans'koi' Ukrai'ny 1905-1920 rr. u vykrytti teorii' i praktyky antyukrai'nstva i stanovlenni Ukrai'ns'koi' derzhavy: Dys. kand. nauk iz soc. komunikacij. Lviv, 2008. 210 p. (In Ukrainian).

10. Klymenko I. Periodychni vydannja pershoi' polovyny HIH - pochatku HH st. v Ukrai'ni. Zagal'nyj ogljad. Bibliotechnyj visnyk, 2009, no. 4, pp. 44-48. (In Ukrainian).

11. Krups'kyj I.V. Nacional'no-patriotychna zhurnalistyka Ukrai'ny (druga polovyna HIH -persha chvert'XXst.). Lviv: Svit Publ., 1995. 184 p. (In Ukrainian).

12. Istoriya vsemirnoy literatury. V 9 t. [History of the world literature]. Moscow: Nauka Publ., 1994. Vol. 8, 848 p. Available at: www.alexandria.org.ua/component/option,com_docman/task,doc.

13. Lepilkina O.I. Strukturno-tipologicheskaya transformatsiya sistemy russkoy provintsial'noy pressy v XVIII - nachale XX vv. Avtoref. dis. d-ra filol. nauk [Structural and typological transformation of the Ryussian provincial press in the 18th - early 20th centuries. Abstract of Philology Dr. Diss.]. Rostov-on-Don, 2011. 42 p.

14. Myhajlyn I. Istorija ukrai'ns'koi' zhurnalistyky XIX stolittja. Kyiv: CNU Publ., 2003. 720 p. (In Ukrainian).

15. Sydorenko O., Shudrja N.M. Nezdijsneni proekty ukrai'ns'kyh periodychnyh vydan' II pol. XIX - pochatku XX st. Visnyk Kyiv. derzh. un-tu, 1991, issue 23, pp. 4-12. (In Ukrainian).

16. Ukrai'ns'kapresa v Ukrai'ni ta sviti: Istoryko-bibliografichne doslidzhennja. Lviv, 2009. Vol. 2, 480 p. (In Ukrainian).

17. Babyshkin O. Satyrychnyj zhurnal "Shershen'". Radjans'ke literaturoznavstvo, 1959, no. 4, pp. 82-90. (In Ukrainian).

18. Berezhnoy A.F. Satiricheskaya zhurnalistika [Satirical journalism]. St. Petersburg: St. Petersburg State University Publ., 2004. 39 p.

19. Goncharuk M.L. Ukrai'ns'ka satyraperiodu revoljucii' 1905 - 1907 rr. Kyiv, 1966. 156 p. (In Ukrainian).

20. Pochapskaya O. Osobennosti vospriyatiya cheloveka i ego roli v obshchestve ukrainskoy satiricheskoy publitsistikoy 1917-1921 gg. [Perception of man and their role in the society in Ukrainian satirical journalism of 1917-1921] Available at:www.leidykla.eu/ fileadmin/ Zmogus_ kalbos_erdveje/. ../428-434.pdf.

21. Krups'kyj I.V. Rosijs'ka revoljucija 1905 r.: peredumovy vynyknennja, i'i' vplyv na stanovlennja ukrai'ns'koi' presy. Available at: http://journlib.univ.kiev.ua/ index.php?act= article& article = 1620. (In Ukrainian).

22. Pogrebennyk F.P. Krytyka i zhurnalistyka. In: Istorija ukrai'ns'koi' literatury: U 8 t. Kyiv, 1968. Vol. 5, pp. 33-73. (In Ukrainian).

23. Demchenko E.P. Satyrycheskaja pressa Ukrayny 1905-1907 gg. Kyiv, 1980. 148 p. (In Ukrainian).

24. Kozlovs'ka I. Spektr zhanriv satyry ta i'h indyvidual'ne napovnennja v tvorchosti Modesta Levyc'kogo. Satyra i gumor v ukrai'ns'kij literaturnij tradycii': Materialy Vseukrai'ns'koi' naukovoi' konferencii' (11-12 travnja 1994 r.). Chernivci, 1994, pp. 142-145. (In Ukrainian).

25. Demchenko Je.P. Revoljucijna borot'ba trudjashhyh Ukrai'ny v 1905-1907 rr. Kyiv, 1980. 285 p. (In Ukrainian).

26. Volobujeva A. Zhanrova i tematychna sprjamovanist' satyrychno-gumorystychnoi' presy KyjevapochatkuXX.stolittja. In: Ukrai'ns'kaperiodyka: istorija i suchasnist'. Lviv, 2003, pp. 686-690. (In Ukrainian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.