Научная статья на тему 'Становление и развитие правового регулирования государственного управления в России'

Становление и развитие правового регулирования государственного управления в России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1013
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ДЕКЛАРАЦИЯ / ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / РЕГИОН / ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО / КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АКТ / ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ахметшин А. Ф., Юсупов Р. Г.

В рамках данной статьи рассматриваются процессы становления и развития правового регулирования государственного управления в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие правового регулирования государственного управления в России»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-4/2017 ISSN 2410-6070_

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК34

Ахметшин А. Ф.

магистрант Юсупов Р.Г.

Д.и.н., профессор Институт права БашГУ, г.Уфа, Россия

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО

УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ

Аннотация

В рамках данной статьи рассматриваются процессы становления и развития правового регулирования государственного управления в России.

Ключевые слова

Государственное управление, декларация, исполнительная власть, регион, федеративное устройство, конституционно-правовой акт, государственность.

Государственное управление - это форма деятельности государства, реализующая свои функции в различных сферах (политических, экономических, социально-культурных) путем исполнения всей совокупности нормативно-правовых актов специально уполномоченными на то субъектами (государственными органами, должностными лицами), в целях обеспечения единства возлагаемых государством задач и принципов.

Правовое регулирование государственного управления - это воздействие норм права, закрепленных в федеральном и региональном законодательстве на упорядочивание, развитие и совершенствование общественных отношений, возникающих в процессе осуществления специально уполномоченными субъектами (государственными органами, должностными лицами) своих полномочий и реализации своих функций. Для более глубокого изучения сущности государственного управления и изучения его как динамичной категории обратимся к истории его становления.

Россия в ее современных границах образовалась на основе одной из республик СССР - Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР), потеряв при этом 50% населения, 50% экономического потенциала, 25% территории в наиболее благоприятных южных широтах, которыми владела Российская империя, а затем и СССР до 1991 г. Государственность новой России формировалась в недрах СССР как орудие и следствие борьбы за власть в высших ее эшелонах.

Никаких объективных причин для распада СССР не было, более того, он противоречит мировой тенденции экономической и политической интеграции. В июне 1990 г. Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР, а 31 октября 1990 г. Верховным Советом принят закон «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР». Расположенные на территории РСФСР объекты союзного подчинения и управлявшиеся общесоюзными органами объявлялись ее собственностью; золотой запас, алмазный и валютный фонды - собственностью союзных республик с выделением долей каждой из них. РСФСР заявила о праве на конкретные объекты собственности, расположенные на территории других союзных республик. Запрещалось исполнение любых актов органов государственной власти и управления СССР, связанных с изъятием материальных и других ценностей. Правительству РСФСР поручалось сформировать комитет по управлению государственным имуществом.

Фактически закон разрушал союзный центр, в результате под юрисдикцию России перешло все, что находилось на ее территории. Был объявлен раздел собственности СССР между союзными республиками. Следующими шагами российского руководства в этом направлении стали постановления Правительства РСФСР от 15 ноября 1991 года, согласно которым 20 ноября 1991 года прекращалось финансирование

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-4/2017 ISSN 2410-6070_

министерств и ведомств СССР, кроме тех, которым была передана часть функций управления. Основанием для таких мер стало неисполнение органами СССР обязательств, предусмотренных договором об экономическом сообществе. По мере ликвидации министерств и других органов государственного управления СССР имущество, находившееся в их пользовании, зачислялось в резерв Правительства РСФСР. Поскольку акции руководителей РСФСР по разрушению СССР осуществлялись до прекращения функционирования Союза, они являются антиконституционными и должны расцениваться в соответствии с действовавшими тогда правовыми нормами.

Представительный орган РСФСР решения о выходе из СССР не принимал, хотя и имел на это право согласно Конституции СССР. В 1991 году был подготовлен к подписанию новый Союзный договор, при этом его подписание объявлялось добровольным актом. Верховный Совет СССР постановлением от 29 августа 1991 года предложил республикам, как изъявившим желание подписать Союзный договор, так и не выразившим готовности к его подписанию, заключить договоры (соглашения) об экономическом, валютно-финансовом сотрудничестве, обороне, экологической безопасности, защите прав и свобод граждан независимо от их национальности.

Однако подписание нового Союзного договора не состоялось, а руководители трех республик (РСФСР, Украина, Белоруссия), собравшись тайно, обнародовали 8 декабря 1991 года соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Эйфория у народных депутатов этих республик была так высока, что они почти единогласно, невзирая на разную партийную принадлежность, проголосовали за денонсацию Договора об образовании СССР от 1922 года, ратифицировали соглашение о создании СНГ и обратились ко всем союзным республикам с просьбой присоединиться к содружеству для взаимовыгодного сотрудничества в интересах всех народов.

Главы Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, Украины, опираясь на решения своих парламентов, 21 декабря 1991 году подписали в Алма-Ате соглашение о создании СНГ, констатировав, что с образованием СНГ СССР прекращает свое существование. Перед новой, хотя и уменьшившейся в размерах, Россией встал извечный вопрос: как управлять огромной территорией.

В царской России была выстроена жесткая вертикаль исполнительной власти сверху вниз. СССР построил унитарное государство де-факто, но не де-юре. Унитарность придавала единая государственная идеология и руководящая и направляющая роль одной политической партии. Согласно же Конституции СССР союзные республики обладали широкими полномочиями и правами, вплоть до выхода из Союза. Предпринимались попытки найти оптимальный вариант отношений между Центром и регионами по вертикали и горизонтали - от жесткого централизма до совнархозов.

В обстановке, когда на постсоветском пространстве начался процесс отделения всех от всех, Россия могла пойти по непредсказуемому пути, вплоть до конфедерации, так как суверенитеты и предметы ведения раздавались по субъективным критериям. Тува, Татарстан, Краснодарский край, Дагестан самостоятельно подписывали международные договоры и создавали свои силы безопасности. Якутия ввела английский язык в качестве официального. Бурятия, Карелия, Северная Осетия приняли законы, дающие право вводить чрезвычайное положение. Ингушетия отстаивала многоженство. Башкортостан признал суверенитет обособившейся грузинской территории - Абхазии. Многие главы регионов создали полностью подвластные им общественные структуры, получили контроль над природными ресурсами, никому ни в какой форме не подчинялись, тратили бюджетные средства по собственному усмотрению, на денежные посты ставили родственников и доверенных лиц.

Вопреки мировой тенденции усиления государственного регулирования органы власти оставляли одну сферу за другой. Это не только подпитывало сепаратизм, но и создавало на местах благоприятные условия для растаскивания бюджетных средств, уклонения от налогов и других форм незаконного присвоения. Конфедерация неприемлема для России, так как огромная территория, множество административных образований являются благоприятными факторам и для распада.

С другой стороны, для унитарного управления уже нет базы, условий. Поэтому оптимальной формой государственности, условием сохранения единства страны и стабильности является федерация. Федерализм исключает какие-либо государственные границы внутри страны, искусственные преграды для передвижения

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-4/2017 ISSN 2410-6070_

людей, товаров, капиталов, способствует поддержанию разумного паритета в полномочиях центральных и региональных властей. При балансе между центральными и региональными властями общество функционирует нормально, возможные разногласия устраняются через согласительные процедуры или суд.

Рыхлый федерализм порождает сепаратизм, при этом субъекты становятся настолько «суверенны», что добровольно не признают над собой власти центра. Их руководители держат под контролем представительные органы власти, средства массовой информации, сводят на нет демократические процедуры. Сильная федерация пресекает сепаратистские тенденции, так как, будучи сплоченной прежде всего патриотической идеологией, отвергает индивидуалистическую идеологию, размывающую ответственность субъектов федерации и граждан перед государством. Повсюду в федерациях центральная власть воздействует на субъекты, обеспечивает лояльность и подчинение региональных властей, не возлагая на себя ответственность за дела на местах.

Чем сильнее палата представителей регионов, тем реальнее федерация, и наоборот, если палата представителей безвольна, аполитична, то федерация становится формальной, т.е. на бумаге субъекты федерации самостоятельны, а на деле живут по указаниям сверху. Основой формирования федеративных отношений в России послужили Федеративный договор и Конституция Российской Федерации.

Федеративный договор подписан 31 марта 1992 года представителями сначала республик, а затем краев, областей, автономий (не подписали Чеченская Республика и Республика Татарстан), что ознаменовало переход к федеративному устройству России. Были приняты фундаментальные системообразующие правовые акты, законы о собственности, бюджете, денежном обращении, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти различных уровней.

Федерация строилась с самого начала во многом непоследовательно, больше подчинялась политической целесообразности, чем стратегическим интересам. Поэтому современный федерализм имеет переходную, еще окончательно не сформировавшуюся, а значит, и неустойчивую форму. Он находится под воздействием факторов как укрепляющих единство страны, так и подтачивающих его. Не преодолены еще последствия первых лет реформирования, ослаблявшего центральную и усиливавшего региональную власть. Продолжают действовать факторы, угрожающие целостности России:

- диспропорция между населением и территорией за Уралом;

- наличие анклавных территорий;

- сложность внутреннего и внешнего политического, экономического и геополитического положения страны;

- демонстрация государствами превосходства по уровню жизни, военной мощи и другим параметрам;

- срастание международного и российского крупных капиталов;

- бессистемность и бессодержательность государственной региональной политики, особенно в отношении Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока;

- политические амбиции лидеров.

После распада СССР появились идеи об образовании Русской, Уральской, Дальневосточной республик. В средствах массовой информации открыто обсуждался вопрос о приобретении сибирских и дальневосточных территорий за долги России зарубежными кредиторами. Закон «О соглашениях о разделе продукции» уже ограничивает суверенитет: иностранцам предоставлены полномочия по извлечению полезных ископаемых с распространением на их хозяйственную деятельность норм международного права.

В последние годы приведены в действие факторы, укрепляющие централизованное начало, сама жизнь подвела к необходимости корректировки федеративного устройства, чтобы не потерять окончательно ориентиры будущего. Централизованную власть удалось упрочить в результате следующих мероприятий:

- устранения несоответствий между федеральным и региональным законодательством;

- введения института полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах с надзорными функциями;

- лишения глав региональной исполнительной власти статуса законодателей;

- назначения глав субъектов Российской Федерации Президентом РФ;

- принятия правового механизма федерального вмешательства в деятельность глав региональной

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-4/2017 ISSN 2410-6070_

исполнительной и представительной власти;

- повышения доли средств, направляемых в федеральный бюджет.

Центр расширяет властное пространство, сводит к минимуму автономную активность региональных лидеров на федеральном уровне. Государственный совет, хотя и состоит из руководителей исполнительной власти регионов, является совещательным и рекомендательным органом президентской власти, он -проводник решений Президента, а также инициирует проекты законов и указов Президента, выступает связующим звеном между Президентом РФ и Советом Федерации. Правительство отдает предпочтение полномочным представителям Президента РФ.

Для завершения процесса формирования российской государственности необходимо усиливать и федеральную, и региональные власти, у каждого уровня есть своя компетенция, своя ответственность перед народом.

Кроме того, согласно теории территориальной интеграции, главным центростремительным фактором является государственная идея. СССР развивался, пока у общества была единая идеологическая цель, ясная перспектива. Первые же шаги в период перестройки по их развенчанию ослабили государство, пробили бреши, казавшиеся абсолютно невозможными. России нужна национальная идея, определяющая стратегию и пути развития страны и цементирующая устои государства.

Приходим к выводу, что в России нельзя строить систему управления умозрительно, в соответствии с представлениями об идеальной демократии, полагаясь на стихийное пробуждение инициативы предпринимательства. Две трети территории страны - Север и зоны рискованного земледелия, требующие громоздких затратных инфраструктур, транспортной сети. Надежное функционирование и воспроизводство хозяйства страны, даже только того, что есть, требует эффективной системы государственного управления по вертикали и горизонтали, жесткой централизации бюджетных средств, консолидации общества на основе решения конкретных задач. Методы государственного управления в совокупности должны обеспечить функционирование хозяйственного механизма; развитие социальной, экологической и других сфер, где рыночные отношения нецелесообразны и неэффективны; укрепление российской государственности и позиций страны в мире.

Список использованной литературы

1. Канунникова Н.Г. О понятии принципов государственного управления // Административное право и процесс, 2012. - № 2. - с.31-36.

2. Осуществления государственными органами и должностными лицами своих полномочий. [Электронный ресурс] - режим доступа - URL: http://sdamzavas.net/2-20972.html_ (дата обращения: 09.04.2017 г.).

3. Мухаев Р.Т. История государственного управления в России : учебник. - М. : Юнити-Дана, 2015. - С. 214. №29 (114). Право. Вып. 29. С.100-101.

4. Винников А.Ю. К вопросу о месте и роли Декларации о государственном суверенитете РСФСР в становлении Российского государства. - Вестник Челябинского государственного университета. - 2011. №29 (114). - С.100-101

5. Захарова Л.Л. История государственного управления в России : учебное пособие. - Томск : Эль Контент, 2012.- С. 134.

6. Байнова М.С. История государственного управления в России : учебное пособие. - М. : Директ-Медиа, 2016. - С. 129.

7. Маркова А.Н., Федулов Ю.К. История государственного управления в России : учебник. - М. : Юнити-Дана, 2015. - С. 215.

8. Моисеев В.В. История государственного управления России : учебное пособие. - М. : Директ-Медиа, 2014.- С. 164.

9. Мулукаев Р.С. История отечественного государства и права : учебник. - М. : Юнити-Дана, 2015. - С. 215.

10.Главные политические документы 20 века. - М. : Директ-Медиа, 2016. - С. 413.

11.Ситников Ю.Д. История развития Конституции Российской Федерации. - М. : Лаборатория книги, 2010. - С. 54.

12.Федеральный закон от 30.12.1995 № 225-ФЗ (ред. от 05.04.2016) «О соглашениях о разделе продукции»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-4/2017 ISSN 2410-6070

[Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

13.Поляк Г.Б. История России : учебник. - М. : Юнити-Дана, 2015. - С. 187.

14.Васильев Ф.П. Николаев А.Г., Новиков Д.Н. Административно-правовое регулирование участия граждан в охране общественного порядка в россии и необходимость их совершенствования//Международный научный журнал «инновационная наука» №02-2/2017 ISSN 2410-6070 С. 87- 100.

15.Васильев Ф.П. Изучение предмета «Правоведение» и необходимость ее совершенствования //Инновационная наука. 2016. № 9 (21). С. 268-274.

16.Васильев Ф.П., Дрондин А.Л. Совершенствование научно- образовательной и патриотической воспитательной деятельности как способ пресечения коррупционных факторов во власти //Противодействие преступлениям коррупционной направленности: материалы Международной научно-практ. конф., посвященной выдающемуся российскому учёному НиколаюСергеевичу Алексееву(Москва, 27октября 2016 года) / под общ. ред. А.И. Бастрыкина. - М.: Академия Следственного комитета Российской Федерации, 2016. С. 47-53.

17.Васильев Ф.П., Миронов А.Н. Административно-правовая технология государственной дактилоскопической регистрации (учета) в россиии значимость ее совершенствованияна современном этапе Пенитенциарное право: юридическая теория и правоприменительная практика. 2016. № 3 (9). С. 52-58.

18.Васильев Ф.П. Изучение предмета «Правоведение» и необходимость ее совершенствования // Журнал Издательство: «Аэтерна» (Уфа) Инновационная наука 9 (21) Год: 2016 Страницы: 268-274.

©Ахметшин А. Ф., Юсупов Р.Г., 2017

УДК 343.434

Н.Б. Бобров

Студент 3 курса юридического факультета Башкирский государственный университет

Гареева Э.Р.

Ст. преподаватель Башкирский государственный университет г. Стерлитамак, Российская Федерация

ДОПРОС, ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРАВА ДОПРАШИВАЕМОГО

Современное развитое, правовое государство, характеризуется высоким уровнем правовой культуры, и исполнением закона со стороны граждан. Ведь именно оно показывает на сколько государство является безопасным, жизнь в нем развивающейся, на сколько эффективно работает его правительство и правоохранительная система. Следовательно, высокая степень исполнения законна означает развитие международных отношений, приток капитала, желание сотрудничать и вкладываться в развитие промышленности данной страны зарубежных партнеров, а также привлекает внимание туристов и дает приоритет на проведение различных культурных, и спортивных мероприятий мирового уровня.

Всем известно, что жизнь событиями полна, поэтому каждый может попасть в историю с допросом, причем побывать в роли допрашиваемого. Приятного в этом мало, но и страшного ничего нет. Но возникает вопрос как правильно себя вести, какими правами обладает допрашиваемый, а также как правильно себя защитить в случае неправомерного поведения сотрудников следственных органов.

Дабы не влипнуть в неприятности, которые могут появиться у вас после допроса. На допросе не стоит что-то придумывать, сочинять и импровизировать, поверьте, допрашивающая сторона - ас своего дела.

Важно знать следующее:

А) Допросы подразделяют на четыре вида: допрос пострадавшего лица, свидетеля, подозреваемого и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.