Научная статья на тему 'Становление и развитие практики подбора, подготовки и деятельности преподавателей артиллерийских военно-учебных заведений России в XVIII начале ХХ вв'

Становление и развитие практики подбора, подготовки и деятельности преподавателей артиллерийских военно-учебных заведений России в XVIII начале ХХ вв Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
429
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / АРТИЛЛЕРИЙСКИЕ ВОЕННО-УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ РОССИИ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новожилов Валерий Юрьевич, Кричевский Василий Георгиевич

В статье на основе историко-педагогического анализа рассматриваются содержание и особенности процессов становления и развитие практики подбора, подготовки и деятельности преподавателей артиллерийских военно-учебных заведений России в XVIII начале ХХ вв. Определены трудности и основные направления совершенствования подбора, подготовки и деятельности преподавателей военно-учебных заведений в России XVIII начала XX вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новожилов Валерий Юрьевич, Кричевский Василий Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation and development of the practice of recruiting, training and activities of the teachers at the artillery military academies in Russia in XVIII beginning of XX centuries

The article on the basis of the historical and pedagogical analysis examines the content and features of the processes of formation and development of the practice of recruiting, training and activities of the teachers at the artillery military academies in Russia in XVIII-early XX centuries. The authors identified the challenges and key issues for improving the selection, training and performance of the teachers of the educational institutions in Russia XVIII beginning of XX centuries.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие практики подбора, подготовки и деятельности преподавателей артиллерийских военно-учебных заведений России в XVIII начале ХХ вв»

Таблица 1

Контрольные но

рмативы по СФП за 2013-2014 учебный год

Ф.И.О. Скоростная сила Статистическая сила СФП Гибкость

Бег 30 м. сек Бег 3000 м. мин Прыжок в длину с места (см) Подтя-гива- ние (раз) Отжи жи-мание (раз) Поднос ног к перекладине (раз) Число ударов по мешку за 8 сек. Число ударов по мешку за 3 мин. Наклон вперед, балл Шпагаты Дата СФП

Норма 6,0 11,50 250 10 40 15 13 120 0 0

Ч.М.Ю. 6,0 11,50 248 7 35 15 14 118 0 0 15.10.13

6,0 11,50 251 8 38 15 13 121 0 0 15.05.14

Норма 5,0 10,50 280 18 70 20 15 140 0 0

Н.И.В. 4,9 10,40 281 18 70 20 15 141 0 0 15.10.13

4,9 10,45 282 18 70 20 15 140 0 0 15.05.14

Норма 5,0 10,50 280 18 70 20 15 140 0 0

Н.В.В. 5,0 10,50 282 18 70 20 15 140 0 0 15.10.13

5,0 10,50 285 18 70 20 15 142 0 0 15.05.14

Сочетание процессов утомления и восстановления - физиологическая основа постоянной и долговременной адаптации организма спортсмена к физическим нагрузкам. В процессе разработки комплекса восстановления важно учитывать не только индивидуальные особенности каждого спортсмена, а так же генетически заложенные в организме способности к восстановлению, но и необходимость применения восстановительных средств во всех звеньях тренировочного и соревновательного дня.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 15.01.2014.

УДК 37.01

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРАКТИКИ ПОДБОРА, ПОДГОТОВКИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ АРТИЛЛЕРИЙСКИХ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РОССИИ В XVIII - НАЧАЛЕ ХХ ВВ.

Валерий Юрьевич Новожилов, доктор исторических наук, доктор педагогических наук, Заслуженный работник культуры Российской Федерации, Заместитель главнокомандующего внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации -начальник управления по работе с личным составом Главного командования внутренних

войск МВД России, Москва, Василий Георгиевич Кричевский, соискатель, Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России

Аннотация

В статье на основе историко-педагогического анализа рассматриваются содержание и особенности процессов становления и развитие практики подбора, подготовки и деятельности преподавателей артиллерийских военно-учебных заведений России в XVIII - начале ХХ вв. Определены трудности и основные направления совершенствования подбора, подготовки и деятельности преподавателей военно-учебных заведений в России XVIII - начала XX вв.

Ключевые слова: история педагогики и военного образования, артиллерийские военно-учебные заведения России, преподаватели военно-учебных заведений.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.01.119.p126-134

FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE PRACTICE OF RECRUITING, TRAINING AND ACTIVITIES OF THE TEACHERS AT THE ARTILLERY MILITARY ACADEMIES IN RUSSIA IN XVIII - BEGINNING OF XX CENTURIES

Valery Yuryevich Novozhilov, the doctor of historical sciences, doctor of pedagogical sciences, Honored worker of culture of the Russian Federation, the Deputy commander-in-chief of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation - the head of department on work with staff of the Main command of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of

Russia, Moscow, Vasily Georgiyevich Krichevsky, the competitor, The St. Petersburg military Institute of internal troops The Ministry of internal Affairs of Russia

Annotation

The article on the basis of the historical and pedagogical analysis examines the content and features of the processes of formation and development of the practice of recruiting, training and activities of the teachers at the artillery military academies in Russia in XVIII-early XX centuries. The authors identified the challenges and key issues for improving the selection, training and performance of the teachers of the educational institutions in Russia XVIII - beginning of XX centuries.

Keywords: history of education and military education, military educational institutions of Russia, improving the selection, training and performance of teachers of educational institutions.

Развитие образования и военного дела, наличие угроз национальной и военной безопасности России, обусловливают необходимость совершенствования педагогической теории и практики применительно к профессиональной подготовке выпускников военно-учебных заведений [1].

Решение данной проблемы в практическом плане в значительной степени зависит от преподавателей, командиров и воспитателей военно-учебных заведений, уровня их педагогического мастерства, способности и готовности к решению учебных и воспитательных задач. При этом, важную роль призвано сыграть историко-педагогическое исследование, обобщение и применение опыта подбора, подготовки и деятельности преподавателей и офицеров-воспитателей отечественных военно-учебных заведений.

Как показывает анализ, особый научный интерес в этом отношении вызывает опыт подготовки и деятельности преподавателей артиллерийских военно-учебных заведений. Такой интерес вполне объясним тем, что в ходе развития военного дела и становления подготовки военных кадров именно при подготовке артиллеристов возникла необходимость дать учащимся - будущим офицерам более высокую техническую подготовку, а в процессе их обучения установить тесную связь между теорией и практикой [2]. Всё это обусловливало необходимость подбора, подготовки и деятельности в артиллерийских военно-учебных заведениях наиболее квалифицированных педагогических кадров.

Следует заметить, что в Европе первые военно-учебные заведения готовили кадры именно для артиллерии. В России зарождение подготовки офицеров-артиллеристов явилось закономерным следствием тенденций становления военного образования, развития отечественной артиллерии и русской армии. Как и во многих других сферах жизни российского государства и общества, в этом свою выдающуюся роль сыграл Пётр Первый [3].

В эпоху Петра I в Москве впервые была налажена систематическая, регулярная подготовка специалистов артиллерии, которая первоначально проводилась в специальных школах. На роль родоначальника артиллерийского образования претендуют несколько учебных заведений, «школ». Первая из них была учреждена в 1698 г. при бомбардирской роте Преображенского полка. Её воспитанники составили ядро ведущих профессионалов артиллерии русской армии. Одной из первых школ, положивших начало

артиллерийскому образованию, явилась Московская школа «цифири и землемерия», созданная в 1698 г. при Пушкарском приказе. Хронологически она начала функционировать даже раньше, чем школа при бомбардирской роте. Лучшие воспитанники школы «цифири и землемерия» затем поступали в бомбардирскую школу, а другие - в артиллерийский полк. От Пушкарской школы эстафету подготовки артиллеристов приняла организованная в 1701 г. в Москве на Новом Пушечном дворе артиллерийская школа. В том же году была учреждена Московская школа математико-навигацких наук, в которой готовили и артиллеристов [4].

Как показал проведенный анализ, новые учебные заведения - первые артиллерийские школы - столкнулись с целым рядом проблем. Они нуждались практически во всём: в специальной литературе, в учебно-материальной базе и, особенно, в хороших педагогах. Особой проблемой было то, что первоначально, на стадии становления, основной состав педагогов отечественных военно-учебных заведений был представлен иностранцами. Своих педагогов было явно не достаточно (либо не было вовсе). Военное образование периода его становления в России нуждалось в российских педагогических кадрах.

В обучении будущих артиллеристов основное внимание уделялось преподаванию предметов математического цикла. Однако при этом учебный процесс строился примитивно. Учителя требовали от воспитанников не доказательств и рассуждений, а зазубривания определений, формулировок, ответов на заранее известные вопросы. Кроме того, трудности в становлении отечественной военно-педагогической школы были связаны и с тем, что в процессе обучения артиллеристов в военно-учебных заведениях России начала XVIII в основном использовалась иностранная специальная научная и техническая терминология, а своя терминология ещё не была сформирована.

Необходимо заметить, что указанные проблемы были известны императору и их преодоление он рассматривал как задачу государственной важности. Так, в частности, отсеивали негодных, не любящих своё дело учителей военно-учебных заведений. Необходимые для подготовки будущих офицеров-артиллеристов учебные пособия приобретались за границей, переводились и переиздавались на русском языке (книги Т. Бринка «Описание артиллерии», Э Брауна «Новейшее основание практики артиллерии...», первый учебник И. А. Вельяшева по артиллерии на русском языке) [5].

Важное значение для становления подготовки и деятельности преподавателей артиллерийских военно-учебных заведений имело перенесение в 1712 г. столицы государства в Петербург. Строительство Петербурга сопровождалось учреждением в нём учебных заведений. Так, в 1717 г. была основана объединённая артиллерийская и инженерная школа, а в 1721 г. была учреждена первая самостоятельная артиллерийская школа.

К сожалению, после смерти Петра I созданные им военно-учебные заведения были закрыты. Тем не менее, эти школы сыграли важную роль в становлении военного образования. Однако ввиду ограниченного срока обучения и недостатка педагогических кадров, особенно с опытом офицерской службы, обучавшиеся в школах не могли получить полного и разностороннего образования, чтобы подготовиться к воинской службе на офицерских должностях. Поэтому длительное время военные школы выпускали в войска лишь унтер-офицеров, которые затем пополняли и совершенствовали профессиональные знания по месту службы. Указанные недостатки не позволяли в полной мере дать будущим офицерам военную подготовку, целенаправленно воспитать их в духе воинских традиций. Один из самых главных недостатков системы образования заключался в том, что она не удовлетворяла растущие потребности войск в офицерских кадрах.

Дальнейшее развитие военного образования в России осуществлялось по примеру созданного в 1731 г. Сухопутного шляхетского кадетского корпуса - закрытого учебного заведения с более длительным, чем в военных школах, сроком обучения и предназначенного на подготовку юношей из дворянского сословия одновременно к военной и государственной службе. В программе обучения акцент был сделан на фундаментальность зна-

ний, энциклопедичность образования. В связи с этим, для преподавания в корпусе широко привлекались профессора Академии наук и преподаватели с педагогическим и даже с университетским образованием. Преподаватели непосредственно участвовали в определении специализация воспитанников, которая осуществлялась в старшем классе и перед выпуском. Особо внимание уделялось воспитанию учеников, для чего использовались музей и библиотека, а также выпускавшиеся в корпусе журналы, в которых публиковались статьи кадет.

Педагогический опыт деятельности преподавателей и командования Сухопутного шляхетского кадетского корпуса был учтен при создании в 1762 году Артиллерийского и инженерного шляхетский кадетского корпуса. В этом учебном заведении так же, как и в Сухопутном шляхетском кадетском корпусе значительное место отводилось воспитанию учащихся на основе гуманных методов. При этом особый акцент был сделан на формировании культа знаний и понятия чести. Программа воспитания будущих артиллеристов исходила из того, что корпус за долг почтёт возбудить в кадетах чувства чести. В русле этих педагогических взглядов, в 1785 г. 12 лучших кадетов впервые были награждены медалью «За прилежность и благонравие». Примечательно, что учащиеся, награждённые медалью, приобретали и ряд привилегий: право беспрепятственного увольнения в отпуск по праздникам, свободного входа в кабинеты к своим командирам, принятия обеда за отдельным столом. Остальные кадеты были обязаны приветствовать награждённых при встрече, снимая головной убор. Со временем Артиллерийский и инженерный шляхетский кадетский корпус превратился в крупнейший в России центр подготовки артиллерийских кадров. Однако уже в конце XIX века учебный процесс в кадетском корпусе утратил свою самобытность. По организации обучения он сблизился с Сухопутным шляхетским кадетским корпусом, и 10 марта 1800 г. был переименован во 2-й кадетский корпус. Выпуск в артиллерию теперь производился из всех кадетских корпусов [6].

В начале XIX века опасность отставания русской артиллерии требовала срочных преобразований в подготовке офицеров. Особо остро встал вопрос о кадрах педагогов военно-учебных заведений, способных квалифицированно обучать и воспитывать достойную смену героям сражений Отечественной войны 1812 г.

Необходимость подготовки артиллерийских кадров высшей квалификации стала очевидной для генерал-фельдцейхмейстера великого князя Михаила Павловича, вступившего в должность в 1819 г. Весной 1820 г. он представил императору Александру I развёрнутый доклад «Об образовании артиллерийского училища», как учебного заведения нового типа. Ознакомившись с его содержанием, 9 мая 1820 г. император одобрил этот документ. В открытом 25 ноября (7 декабря) 1820 г. Артиллерийском училище планировалось готовить искусных артиллерийских офицеров [6]. В административном отношении училище находилось в прямом подчинении командиру учебной артиллерийской бригады. Непосредственным начальником училища являлся его командир. Комплектование учебного заведения офицерами и преподавателями (учителями) осуществлялось по представлению командира учебной бригады. Кандидатуры офицеров и учителей генерал-фельдцейхмейстер представлял на высочайшее утверждение. Примечательно, что лекции, которые читали преподаватели училища, были открыты для посещения всем артиллерийским офицерам, проходившим службу в Петербурге и его окрестностях.

Необходимо отметить, что с момента основания училища его руководство уделяло много внимания тщательному подбору кадров педагогов и совершенствованию их подготовки и деятельности. Так, великий князь Михаил Павлович установил доплаты из личных средств к казённым окладам педагогов, чтобы привлечь к преподаванию в вузе некоторых лучших преподавателей Петербурга. В частности, среди первых 32 педагогов училища был приглашен и долгое время трудился профессор Санкт-Петербургского университета В. А. Анкудович, внесший существенный вклад в основательную математическую подготовку учащихся. Физику и химию преподавал профессор Н.П. Щеглов, историю -

профессор К.И. Арсентьев, французский язык - профессор И.А. Тиле, русский язык -профессор Срезневский и бывший профессор Дерптского университета, известный в своё время литератор А.Ф. Воейков. Среди офицеров - преподавателей военных дисциплин глубиной знаний выделялся специалист в области стратегии и тактики штабс-капитан Н.В. Медем. Следует заметить, что важную роль в процессе обучения играли работающие в военно-учебном заведении репетиторы, которые занимались подготовкой юнкеров и слушателей офицерских классов к занятиям, повторением пройденного материала, а также контролировали знания подопечных.

Артиллерийское училище было размещено на правом берегу Невы на Выборгской стороне. В 1821 - 1829 годах по проекту известного архитектора А.Е. Штауберта специально под военно-учебное заведение было возведено здание, ставшее главным корпусом Михайловской военной артиллерийской академии (ныне - улица Комсомола, 22) [6]. Благоприятным фактором для обучения и воспитания будущих офицеров артиллерии явилось влияние на жизнь военно-учебного заведения просвещённой, интеллектуально насыщенной духовной и нравственной атмосферы столицы России. Всё это создавало хорошую обстановку для общения на служебном и личном уровне артиллеристов разных поколений, военных педагогов и практиков, облегчала достижение единства обучения и воспитания. Значительным объемом прав и обязанностей по управлению военно-учебным заведением был наделён инспектор классов, который руководил учебной работой и играл важнейшую роль в подборе и руководстве деятельностью преподавателей. Именно в подчинении у инспектора классов находились штатные и нештатные преподаватели и репетиторы. Обучение в училище строилось согласно учебным планам и программам, утверждённым великим князем Михаилом Павловичем. Содержание учебных программ, как правило, ежегодно уточнялось, исходя из потребностей войск и прогресса науки. Предметы подразделялись на следующие группы: 1) Гуманитарные; 2) Физико-математические; 3) Общевоенные; 4) Артиллерия.

Учебный год начинался в январе. Занятия проводили каждый день, кроме воскресенья. Четыре раза в неделю юнкера слушали по четыре двухчасовые лекции: с 8.00 до 12.00 и после обеда - с 14.00 до 18. 00. В среду и субботу вместо лекций они занимались строевой подготовкой. По субботам, кроме того, юнкера изучали уставы. С 1827 г. в программу их обучения включили верховую езду, а также танцы, фехтование и гимнастику. Лекторы освещали основные теоретические положения по тому или иному разделу программы и определяли направления самостоятельной работы офицеров [6].

Анализируя историю и значимость вопроса подбора, подготовки и деятельности преподавателей военно-учебных заведений, в частности, на примере артиллерийского училища, необходимо заметить, что в первые годы в училище довольно слабо преподавали артиллерию, хотя она и являлась главной учебной дисциплиной. При этом, примечательно, что главной причиной низкого уровня преподавания являлось то, что среди офицеров-артиллеристов не оказалось педагогов, способных работать на уровне высшего учебного заведения. И занятия эти офицеры строили следующим образом: по указанию преподавателя один из учеников просто вслух читал курс артиллерии генерала Маркеви-ча, а педагог периодически прерывал это чтение своими комментариями. Так продолжалось до конца 1820-х годов, когда очередной управляющий училищем и учебной бригады генерал К. И. Опперман пришел к выводу, что в преподавании артиллерии нужны перемены. К.И. Опперману удалось найти преподавателей, таких как штабс-капитан Е.Х. Вессель, которым было по силам творчески реализовать программные новации в учебном процессе и совместить свой служебный и профессиональный опыт с научными знаниями и методикой преподавания.

Е.Х. Вессель (1799 - 1853) работал на протяжении многих лет в училище и артиллерийской академии. Он стал первым в России профессором по артиллерии. Обладая литературным талантам, образованностью и педагогическим даром, Е.Х. Вессель оказался

подлинной находкой для училища, поставив преподавание артиллерии на качественно новый уровень. В его книгах и учебниках подробно описаны все аспекты артиллерийского дела и обучения ему. С 1865 г. Е.Х. Весселю было доверено редактирование официального органа Главного управления военно-учебных заведений журнала «Педагогический сборник». В качестве редактора он внес значительный вклад в формирование и распространение военно-педагогических знаний, демократических педагогических принципов, в совершенствование подготовки и деятельности преподавателей военно-учебных заведений.

Во второй половине 1830-х годов в артиллерийском училище был принят ряд мер по совершенствованию подбора, подготовки и деятельности преподавателей, в результате чего в училище заметно повысился уровень преподавания как военных, специальных дисциплин, так и наук, считавшихся вспомогательными, как теоретическая механика, высшая математика, физика, химия. Отметим, что преподавание этих предметов велось на уровне программ Московского и Санкт-Петербургского университетов, в соответствии с самыми последними научными исследованиями и достижениями. Такой результат стал возможен благодаря тому, что руководство артиллерийского училища наряду с привлечением к преподаванию в училище учёных с мировыми именами: М. В. Остроградского, Г.И. Гесса, Э.Х. Ленца, способствовало подготовке и профессиональному росту талантливых выпускников училища, склонных к научно-педагогической деятельности и зачисленных на должности педагогов.

Также отметим еще одно направление совершенствование подготовки и деятельности преподавателей, реализованное в артиллерийском училище, - с 1837 г., для расширения кругозора педагогов училища, ежегодно двух офицеров-преподавателей военно-учебного заведения направляли за границу для ознакомления с состоянием артиллерийского дела за рубежом [7]. Кроме того, чтобы педагоги училища не отрывались от практики войск, военные преподаватели так же, как и весь личный состав училища, с 1826 г. вместе с другими учебными заведениями в полном составе выезжали в лагеря. Там преподавателей и слушателей офицерских классов распределяли между строевыми частями, где они несли обычную службу. По окончании лагерных сборов начальники частей, к которым были прикомандированы офицеры училища, писали на них отзывы. Николай I лично контролировал занятия. По окончании стажировки на военных предприятиях офицеры были обязаны составить отчёты с описанием заводов и промышленных технологий, с которыми они ознакомились. Лучшие из этих отчётов играли роль учебных пособий для очередного набора обучаемых.

Еще одной мерой по совершенствованию деятельности преподавателей явилось введение среди учёных и педагогов училища градация по степени профессионализма. В июле 1853 г., как и в других высших учебных заведениях, в училище были введены правила, определявшие статус преподавателей военных дисциплин. Преподавателям специальных наук: артиллерии, баллистики, прикладной механики, начертательной геометрии, по одному на каждый предмет, присваивалось звание профессора, а двум преподавателям, по баллистике и прикладной механике, - звание адъюнкт-профессора. Решение о присвоении научно-педагогических званий принимала конференция училища. Кандидаты в адъюнкт-профессоры должны были удовлетворять следующим требованиям: наличие опыта преподавания, глубокое знание предмета специализации и вспомогательных наук. Претенденты на звание профессора должны были защитить диссертацию на конференции или написать фундаментальный трактат по преподаваемой дисциплине.

Первоначально вариант с публикацией научного труда оказался единственно возможным способом принятия решения о присвоении достойным учёным и педагогам звания профессора. В приказе по военно-учебному заведению от 19 октября 1853 г. эта ситуация разъяснялась следующим образом: «Принимая в соображение, что все они (старшие преподаватели) составили учебные руководства для училища и многолетним успеш-

ным преподаванием доказали свои отличные познания, как в специальных, так и во вспомогательных предметах, утверждаю их профессорами по вышеуказанным наукам, не требую от них защиты диссертации, тем более, что в училище нет ещё профессоров, которые могли бы держать с ними диспут» [2]. На основании этого приказа профессорами были утверждены полковник А. С. Платов (артиллерия), статский советник А.В. Анкудо-вич (баллистика), полковник Р.Б. Шиц (прикладная механика). Профессора Михайловского артиллерийского училища автоматически становились членами артиллерийского отделения военно-ученого комитета при штабе Главного начальника военно-учебных заведений [2].

Введение в 1853 году научно-педагогических званий позволило официально подтвердить неформальное лидерство крупных ученых и педагогов в научном и учебном процессе, формировании научных школ и направлений и в целом способствовало повышению уровня научно-педагогической деятельности преподавателей военно-учебных заведений. Так, например, в крупного военного теоретика и педагога середины ХХХ века вырос один из первых преподавателей артиллерийского училища Н. В. Медем (1796 -1870). Он не только поставил курсы тактики и стратегии, но и разработал первые учебные пособия по тактике, которыми пользовались во всех военно-учебных заведениях. Отметим, что высокий уровень педагогического мастерства и методической подготовки Н. В. Медема способствовал тому, что он длительное время исполнял должность инспектора классов училища, а в дальнейшем был назначен профессором военной истории и стратегии Военной академии (впоследствии Академия Генерального штаба).

Еще одним ярким историческим примером значимости для военно-учебных заведений вопросов совершенствования подбора, подготовки и деятельности преподавателей является двадцатилетняя работа (начиная с 1841 г.) в артиллерийском училище известного математика академика М.В. Остроградского (1801 - 1861), являющегося основателем петербургской математической школы. Он преподавал в артиллерийском училище, а затем и в артиллерийской академии курс математики и теоретической механики. М. В. Остроградский был выдающимся лектором, удачно сочетая чувство юмора с даром мастерского изложения математики. В то же время, его занятия строились, исходя из педагогического принципа преподавания на высоком уровне трудности. Благодаря своему непререкаемому авторитету М.В. Остроградский в 1847 г. получил предложение занять пост главного наблюдателя за преподаванием математических наук при Штабе Главного начальника Пажеского, всех сухопутных кадетских корпусов и Дворянского полка [3]. В этой ипостаси он руководил составлением программ и написанием учебников, проводил совещания преподавателей математики, присутствовал на выпускных экзаменах. Первостепенное значение академик Остроградский придавал подбору преподавательских кадров. Без его согласия никто из преподавателей математики не мог быть зачислен в военно-учебные заведения.

С 1848 г. в офицерских классах училища, а затем и в академии курс физики преподавал крупный учёный профессор Э.Х. Ленц (1804 - 1865). Он первым в стране читал эту учебную дисциплину с применением методов высшей математики. Написанная им книга «Руководство к физике для военно-учебных заведений» выдержала шесть изданий. Широкую известность принесли Э. Х. Ленцу его исследования электромагнитной индукции («правило Ленца»), работы в области электромагнетизма. Его важной заслугой перед училищем явился удачный выбор репетитора, будущего крупного учёного А. В. Гадоли-на, оставленного при артиллерийском училище в 1849 г. Также Э.Х. Ленц являлся наблюдателем за преподаванием физических наук в военно-учебных заведениях при штабе Главного начальника кадетских корпусов [4].

Исходя из уроков Крымской войны, были приняты решения о совершенствовании системы военного образования. Указом императора Александра II, данным Сенату 30 августа 1855 г., на базе офицерских классов Михайловского артиллерийского училища

была учреждена Михайловская артиллерийская академия [5]. Училище сохранило организационную связь с академией, подчиняясь ее начальнику. В указе объявлялось о необходимости взаимопомощи и единства образовательного процесса и научных исследований в артиллерийской и инженерной академиях и академии Генерального штаба. Тесные связи артиллерийской академии с военно-учебными заведениями Санкт-Петербурга плодотворно проявлялись в обмене преподавателями для чтения специальных курсов. Примером этого служила преподавательская работа профессора Ц.А. Кюи, работавшего в трех военных академиях.

Учебный процесс в академии и училище органически сливался с научной работой педагогов вуза, основными задачами которой являлись: изучение и обобщение передового опыта военной мысли с целью использования его при обучении слушателей и для совершенствования артиллерийской науки. [5]

На повышение уровня подготовки офицеров артиллерии на рубеже 1860-1870-х годов академия влияла популяризацией специальных знаний, используя для этого публичные лекции по актуальным вопросам развития артиллерийского дела. Педагоги и ученые академии читали их несколько раз в год. Лекции, которые звучали в залах академии, нередко вызывали такой интерес, что на них стремились попасть офицеры даже других родов войск. Большинство педагогов артиллерийской академии отличала высокая культура, разносторонние интересы. Умудренные жизненным опытом преподаватели всегда находили в ходе занятий необходимые слова, чтобы наставить своих питомцев «на путь истинный» [6].

В результате реорганизации военно-учебных заведений в конце XIX - начале ХХ вв. наряду с Михайловским артиллерийским училищем появились и другие артиллерийские училища: Константиновское (Санкт-Петербург, 1894 г.), Сергиевское (Одесса, 1913 г.), Николаевское (Киев, 1914 г.) [2]. Таким образом, проведенный историко-педагогический анализ показывают, что вопросы совершенствования подбора, подготовки и деятельности преподавателей военно-учебных заведений играли значимую роль уже в период становления системы военного образования в России, в том числе и в ходе подготовки будущих офицеров-артиллеристов.

В ходе исследования установлено, что проблемы и недостатки в подборе и подготовке преподавателей существенно снижали качество подготовки офицерских кадров. Среди таких недостатков в период становления военного образования в России XVIII-XIX вв. особо выделяются: значительное количество иностранных преподавателей и недостаток отечественных педагогических кадров в военно-учебных заведениях; низкий уровень военно-профессиональной, специальной подготовки преподавателей; отсутствие системы подготовки офицеров-преподавателей для военных вузов.

Основными направлениями совершенствования подбора, подготовки и деятельности преподавателей военно-учебных заведений России XVIII - начала XX вв. являлись:

1) привлечение к преподаванию в военно-учебных заведениях отечественных учёных с мировыми именами;

2) забота о подготовке и профессиональном росте талантливых выпускников училища, склонных к научно-педагогической деятельности и зачисленных на должности педагогов;

3) привлечение преподавателей к несению служебных обязанностей в строевых частях для изучения и освоения опыт войск;

4) дифференциация статуса преподавателей военно-учебных заведений и введение системы научно-педагогических званий и их присвоения;

5) особые требования к подбору педагогических кадров для военно-учебных заведений;

6) открытие специальных военно-учебных заведений (гимназий, курсов) для подготовки офицеров-преподавателей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Военная педагогика : учебник для вузов / под ред. О.Ю. Ефремова. - СПб. : Питер, 2014. - 640 с.

2. Гродский, Г. Д. Михайловское артиллерийское училище и академия в Х1Х столетии. Ч. 1-я (1820-1881 г.) / Г.Д. Гродский. - СПб. : Типография В. Мильштейна, 1905. - 404 с.

3. Лалаев, М.С. Исторический очерк военно-учебных заведений 1700-1800 гг. Ч. 2/ М.С. Лалаев. - СПб. : Типография М.М. Стасюлевича, 1880. - 465 с.

4. Мельницкий, Н.А. Сборник сведений о военно-учебных заведениях в России. Т. 1 / Н.А. Мельницкий. - СПб. : Типография Главного Штаба Его Императорского Величества по Военно-Учебным Заведениям, 1857. - 147 с.

5. Михайловская артиллерийская академия и училище в годовщину 500-летия русской артиллерии. - СПб. : [б. и.], 1889. - 88 с.

6. Платов, А.С. Исторический очерк образования и развития артиллерийского училища / А.С. Платов, Л.Л. Кирпичев. - СПб. : Типография Второго Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1870. - 405 с.

7. Подробный конспект артиллерии по программе Михайловского артиллерийского училища с приложением сведений об артиллериях главнейших европейских государств. - СПб. : Изд-во картографического заведения А. Ильина, 1885. - 215 с.

REFERENCES

1. Ed. Efremov O.Yu (2014), Military pedagogics: The textbook for higher education institutions, publishing house "Piter", St. Petersburg.

2. Grodsky, G.D. (1905), Mikhaylovskoye artillery school and academy in the XIX century, Vol. 1 (1820-1881), V. Milstein's printing house, St. Petersburg.

3. Lalayev, M.S. (1880), Historical sketch of military schools of 1700-1800, M. Stasyulevich's printing house, St. Petersburg.

4. Melnitsky, N.A. (1857), The collection of data on military schools in Russia, Printing house of the General Staff of its Imperial Majesty on Military schools, St. Petersburg.

5. Mikhaylovsky artillery academy and school in anniversary of the 500 anniversary of the Russian artillery (1889), St. Petersburg.

6. Platov, A.S. and Kirpichev, L.L. (1870), Historical sketch of education and development of artillery school, Printing house of the Second Office Own its Imperial Majesty of Office, St. Petersburg.

7. The detailed abstract of artillery according to the program of Mikhaylovsky artillery school with the appendix of data on artilleries of the major European states (1885), publishing house cartographical institution of A. Ilyin, St. Petersburg.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 17.01.2015.

УДК 378

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ, ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ К ПРОВЕДЕНИЮ КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ

Анатолий Васильевич Петренко, соискатель, Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России

Аннотация

В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию психолого-педагогических условий, необходимых для повышения эффективности профессиональной подготовки подразделений специального назначения, внутренних войск МВД России к проведению контртеррористических операций. Результаты ранжирования этих условий свидетельствуют, что основными из них являются: разработка педагогической модели и специальных программ по тактической, физической и огневой подготовке для подразделений специального назначения, а также

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.