Научная статья на тему 'Становление и развитие основных научных направлений военной психиатрии и неврологии'

Становление и развитие основных научных направлений военной психиатрии и неврологии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
770
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экология человека
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ВОЕННАЯ ПСИХИАТРИЯ / ВОЕННАЯ НЕВРОЛОГИЯ / РОССИЯ / MILITARY PSYCHIATRY / MILITARY NEUROLOGY / RUSSIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чудиновских Анатолий Геннадьевич

В статье рассмотрены аспекты становления военной психоневрологии в России. Выделены основные этапы и периоды ее развития. Проанализированы уровень научной активности, представленность военной тематики и ее структура в научных исследованиях и учебнометодических разработках на различных этапах и периодах. Проведен сравнительный анализ фундаментальных, военных и прикладных исследований. Показано значение деятельности ученых Военно-медицинской (Медико-хирургической) академии в становлении и развитии психоневрологии в России и в зарубежных странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Чудиновских Анатолий Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF MAIN SCIENTIFIC DIRECTIONS IN MILITARY PSYCHIATRY AND NEUROLOGY

In the article, formation of military psychoneurology in Russia has been considered. The main stages and periods of its development have been identified. The level of scientific activity, representation of military subject and its structure in scientific studies and training developments at different stages and in different periods have been analyzed. A comparative analysis of fundamental, military and applied studies has been done. Significance of activity of researchers of the Military-Medical (Medical-Surgical) Academy in formation and development of psychoneurology in Russia and foreign countries has been shown.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие основных научных направлений военной психиатрии и неврологии»

УДК [616.89:616.8]:355

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ НАУЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОЕННОЙ ПСИХИАТРИИ И НЕВРОЛОГИИ

© 2010 г. А. Г. Чудиновских

Военно-медицинская академия им. С. М. Кирова, г. Санкт-Петербург

Оценить перспективы научных направлений в области военной психиатрии и неврологии не представляется возможным без анализа их нынешнего состояния, этапов становления и дальнейшего развития. Вместе с тем данный анализ зачастую довольно субъективен, весьма противоречив и представляет известные сложности. Отмечается, что история как военной, так и всей отечественной психоневрологии «изобилует массой неточностей, недомолвок, передержек, лукавых суждений, преднамеренных или неосознанных извращений» [22]. Решение данной проблемы невозможно без объективного определения истоков становления отечественной неврологии и психиатрии, роли конкретных ученых и научных коллективов, внесших основной вклад в их развитие, а также определивших стратегию научных исследований в будущем [33]. В ряде работ указывается, что становление и развитие психиатрии и неврологии в России нельзя рассматривать без учета целого ряда субъективных и объективных факторов, характерных для соответствующего исторического периода [18]. Однако научного их анализа, особенно для военной психоневрологии, не приводится.

Исследования в области военной психоневрологии оказали существенное влияние на развитие как отечественной, так и зарубежной неврологии, психиатрии и смежных с ними научных направлений [26], тем не менее обобщающих и систематизированных исследований по этой тематике не публиковалось.

Анализ работ, посвященных развитию военной психоневрологии [24, 30], свидетельствует о значительном изменении интенсивности и направленности научных исследований в различные периоды, противоречивости взглядов психоневрологов на боевую патологию. Кроме того, ряд авторов [13, 19] подчеркивают, что результаты этих исследований, анализирующие опыт предыдущих войн, при организации психоневрологической помощи в условиях последующих военных конфликтов нередко не учитывались. В большей степени это касалось военной психиатрии и приводило к существенным недостаткам при оказании психиатрической помощи как в мирное, так и в военное время [3, 15].

Из работ, обобщающих развитие военной неврологии и психиатрии на определенных этапах [16, 27], следует, что соотношение фундаментальных, военных и прикладных научных исследований существенно менялось. Тем не менее закономерности этих процессов не изучались.

Практически отсутствуют работы, анализирующие интенсивность научных исследований в области военной психоневрологии на различных этапах (в том числе в периоды крупных войн и локальных вооруженных конфликтов последнего времени) и подготовку военных врачей по этим вопросам. Поэтому целью работы явилось изучение

В статье рассмотрены аспекты становления военной психоневрологии в России. Выделены основные этапы и периоды ее развития. Проанализированы уровень научной активности, представленность военной тематики и ее структура в научных исследованиях и учебнометодических разработках на различных этапах и периодах. Проведен сравнительный анализ фундаментальных, военных и прикладных исследований. Показано значение деятельности ученых Военно-медицинской (Медико-хирургической) академии в становлении и развитии психоневрологии в России и в зарубежных странах.

Ключевые слова: военная психиатрия, военная неврология, Россия.

процесса становления и дальнейшего развития основных научных направлений военной психиатрии и неврологии.

Материалами исследования были документы архивов, периодические издания по неврологии и психиатрии XIX и ХХ веков, материалы съездов и конференций невропатологов и психиатров, сборники научных работ и коллективных трудов, медицинские и литературные труды отечественных и зарубежных авторов, законодательные и нормативные акты второй половины XIX и ХХ века, приказы по военному ведомству, наркомату и министерству обороны, диссертационные исследования, протоколы кафедральных совещаний и партийных собраний, документы личных архивов профессоров, работавших на кафедрах, их воспоминания, биографические данные ученых, сведения об их научной и общественной деятельности, выполненные ими научные работы, монографии, учебники, руководства, учебные пособия и методические рекомендации. Основным методом исследования был историко-аналитический. Использовались также клинико-архивный, патографический и математикостатистический методы.

Анализ становления военной психиатрии в России свидетельствует о том, что этот процесс был непростым и длительным. От первого упоминания в 1803 году руководителями военной медицины необходимости преподавания военным врачам в Медико-хирургической академии душевных болезней до начала систематического изложения психиатрии студентам в 1857 году и создания в 1860-м кафедры прошло более полувека [29]. Преподавание психиатрии и первые научные исследования проводились на кафедрах судебной медицины [12] и факультетской терапии [28]. Основание в 1860 году кафедры учения о нервных болезнях и болезнях, сопряженных с расстройством умственных способностей, позволило систематизировать преподавание и активизировать научные исследования, военная направленность которых на начальном этапе в основном касалась принципов организации психоневрологической помощи в условиях мирного времени [5]. Становление военной неврологии проходило на терапевтических кафедрах Медико-хирургической академии [24]. Окончательное оформление нервных болезней как отдельного раздела медицины произошло в Медико-хирургической академии в конце 1870-х годов, когда они стали преподаваться как самостоятельный предмет [23].

Анализ состояния научных исследований в области военной психиатрии и неврологии позволяет выделить три этапа их развития (начальный, период становления и современный), разделенные 1-й и 2-й мировыми войнами. Наряду с этим целесообразно выделять отдельные (самостоятельные) периоды развития военной психиатрии и неврологии, существенно повлиявшие на интенсивность научных исследований в области военной психоневрологии. Важнейшие из них обусловлены: а) разделением единой кафедры

(1913); б) образованием Военно-морской медицинской академии (1940); в) последующим ее объединением (1956) с Военно-медицинской академией;

г) деятельностью отдельных руководителей кафедр;

д) локальными войнами и вооруженными конфликтами; е) чрезвычайными ситуациями и катастрофами мирного времени.

На первом (1860—1913) этапе развития основных научных направлений военной психиатрии и неврологии была организована первая в стране кафедра и клиника, создана научная школа психоневрологов, разработаны основные принципы оказания психоневрологической помощи военнослужащим в мирное и военное время [31]. На втором (1914—1945) этапе кафедра и клиника была разделена, утратила роль ведущего в стране психоневрологического учреждения, произошло свертывание организационно-штатной структуры военной психоневрологии и системы подготовки соответствующих специалистов, что негативно отразилось на качестве оказания медицинской помощи военнослужащим в первые годы Великой Отечественной войны [13]. На третьем (с 1946 г. по настоящее время) этапе был проанализирован опыт оказания психоневрологической помощи военнослужащим в военное время, с появлением новых родов войск и видов вооружения активно изучались психические и неврологические расстройства при их применении, развивалась организационно-штатная структура и система подготовки военных психоневрологов, совершенствовались принципы профотбора и оказания психоневрологической помощи военнослужащим в условиях локальных военных конфликтов.

Наиболее благоприятным для научной деятельности в области военной психиатрии и неврологии был период конца XIX — начала XX века, характеризующийся значительным количеством научных работ и диссертационных исследований. В это время кафедра и клиника нервных и душевных болезней была ведущим в стране научно-исследовательским учреждением, учебной, научной и клинической базой не только Военно-медицинской академии, но и Психоневрологического, а также Женского медицинского институтов [2]. Вместе с тем работы сугубо военной направленности составляли лишь 0,8 % от их общего числа. Наиболее неблагоприятными в научном отношении следует считать 1920-е годы, особенно для военной психиатрии, которая была фактически ликвидирована вследствие доминирующих представлений военно-политического руководства того времени о несовместимости военной службы с душевными заболеваниями [3].

Научная активность в области военной психиатрии и неврологии последние годы заметно возросла. За последние 18 лет (с 1991 г.) среднее количество защищенных диссертаций в году в 4,2 раза превышает этот показатель за весь предшествующий период. С 1997 года существенно увеличилось количество изданий учебно-методической литературы (в среднем

6,8 издания в год), что в 8,5 раза превышает этот показатель за весь предшествующий период.

Анализ интенсивности научных исследований на различных этапах развития военной психиатрии и неврологии выявил неравномерный, волнообразный и циклический характер данного процесса. Так, в течение каждого из выделенных этапов уровень активности научных исследований вначале постепенно нарастает, а затем (на завершающей стадии) довольно резко падает. Наименьшая активность отмечалась на втором этапе развития военной психоневрологии. Максимальные количественные показатели научной активности отмечались в конце Х1Х — начале ХХ века, а также в последние годы ХХ века. Вместе с тем характер и соотношение фундаментальных, военных и прикладных исследований на различных этапах имело существенные различия.

Диссертационные научные исследования, имеющие военную направленность, до начала 1960-х годов были единичными и составляли 5,8 % всех диссертационных исследований. С начала 1960-х годов эти исследования стали проводиться систематически и составляли 56,8 % всех диссертационных исследований. В начале 1990-х годов среднегодовое количество исследований по военной тематике увеличилось в 2,8 раза и в последние годы достигает

46,6 %. Учебно-методические разработки по военной психоневрологии стали издаваться регулярно только с началом 2-й Мировой войны, в среднем 0,9 издания в год. С 1997 года количество изданий по военной тематике увеличилось в среднем до 2,75 издания в год. Военная тематика стала основной и составляет 44,9 % учебно-методических разработок кафедр.

В структуре научных направлений военной психиатрии и неврологии в 1960 — 1970-е годы (в условиях «холодной войны») преобладали исследования психических и неврологических расстройств при применении оружия массового поражения. Изучение психических расстройств при применении ядерного оружия составляло 20,9 %, химического — 4,8 % всех исследований по военной психиатрии. Изучение неврологических расстройств при применении ядерного оружия составляло 29,2 %, химического — 8,3 % всех исследований по военной неврологии. В послевоенное время также изучались вопросы психических расстройств при черепно-мозговой травме (6,7 %), и послераневые психозы (1,9 %).

С начала 1990-х годов основными научными направлениями в области военной психиатрии стали организационные аспекты оказания психиатрической помощи военнослужащим в мирное и военное время (7,6 %), изучение влияния специфических условий военной службы на течение психических заболеваний (27,6 %) и поведение военнослужащих (18,1 %), вопросы военно-врачебной экспертизы (8,6 %), профотбора (3,8 %), а также экспресс-диагностики, психогигиены, психопрофилактики и психокоррекции.

В структуре научных направлений военной неврологии основными являлись изучение неврологических расстройств при травмах нервной системы (31,9 %), влияния специфических условий военной службы на нервную систему (16,7 %), вопросы военно-врачебной экспертизы (9,7 %)и организации неврологической помощи (4,2 %).

Развитие научных направлений зависело от сложного комплекса факторов. В некоторые периоды они развивались наиболее интенсивно, а в некоторые научных исследований вообще не проводилось.

На первом этапе развития военной психоневрологии преобладали фундаментальные исследования, а исследования, посвященные военной тематике, носили единичный характер — 0,8 %. На втором этапе на фоне снижения общего количества научных разработок фундаментальные исследования составляли — 73,3 % всех научных разработок, прикладные

— 10,0 %, а исследования по военной тематике —

16,7 % всех научных разработок. На третьем этапе в военной психоневрологии произошло значительное увеличение удельного веса военных (48,3 %) и прикладных (37,6 %) научных исследований. Удельный вес фундаментальных исследований снизился до 14,1 % всех научных разработок. Научные разработки по военной психиатрии составляют 59,3 %, а по военной неврологии 39,5 % всех научных исследований по военной психоневрологии, 1,2 % исследований находились на стыке специальностей и отражали как психиатрические, так и неврологические военные проблемы.

Немаловажное значение для развития военной психоневрологии имела подготовка высококвалифицированных научных кадров. Установлено, что за время существования кафедр психиатрии и нервных болезней Военно-медицинской академии, кроме 23 руководителей кафедр, в период работы на кафедрах профессорское звание получили еще 35 ее сотрудников. После ухода с кафедры на другое место работы звание «профессор» получили еще 54 ее питомца. Все вместе они подготовили более 140 учеников, которые, в свою очередь, стали профессорами. Их научная и организаторская деятельность не ограничивалась стенами Военно-медицинской академии. Установлено, что в России и за ее пределами военные психоневрологи и их ученики основали 25 научных журналов, отражавших вопросы развития психоневрологических направлений, 89 кафедр, 36 клиник, 38 учебных и научно-исследовательских институтов, 7 крупных психиатрических больниц. Это происходило как в период их службы в Военно-медицинской академии, так после перехода на другое место работы. Интенсивная деятельность по организации новых учреждений и журналов началась в начале ХХ века, а максимальная активность приходится на 20—30-е годы, которые были периодом реформ в образовании и здравоохранении. В последующем некоторые из них были закрыты или расформированы, но большин-

ство в настоящее время успешно функционируют.

Научная деятельность военных психоневрологов не ограничивалась вопросами военной психоневрологии, а имела, особенно в период 1860—1913 годов, самое непосредственное отношение к формированию практически всех современных научных направлений в области как психиатрии и неврологии, так и смежных с ними научных дисциплин. Профессора кафедры нервных и душевных болезней и их ученики являются основателями отечественной психиатрии [5], невропатологии [23], нейрохирургии [17], нейротравматологии, психохирургии [34], медицинской психологии [7], наркологии [1], рефлексологии [8], психофизиологии [4], детской и подростковой психиатрии, дефектологии, медицинской педагогики (педологии), логопедии, сурдологии [4], организации психиатрической помощи [5], психогигиены и психопрофилактики, психотерапии [11], судебной и криминальной психиатрии [25], физиотерапии, курортологии [14], нейрогенетики и эпилептологии [9]. Они внесли существенный, а зачастую выдающийся вклад в такие разделы медицины, как нормальная, патологическая анатомия и гистология нервной системы [6], физиология высшей нервной деятельности [10], биохимия психических расстройств, нейроэндокринология, нейроиммунологическое (аутоиммунное) направление в изучении патогенеза психических и неврологических расстройств [32], геронтопсихиатрия, история психоневрологии, патография и художественная психопатология [20], психосоматика, психотоксикология, психофармакология, сексопатология, сомнология, суицидология, экстремальная неврология и психиатрия катастроф [19], эпидемиология сосудистых и психических заболеваний, этническая психиатрия и этнопсихология [21].

Значительная роль в становлении и развитии психоневрологии в России принадлежит Санкт-Петербургской школе психоневрологов, в основном представленной профессорами кафедры нервных и душевных болезней Военно-медицинской академии и их учениками. Они основали систему психоневрологической помощи, создали кафедры, клиники и региональные школы невропатологов и психиатров в Астрахани, Волгограде, Воронеже, Вятке, Екатеринбурге, Иваново, Ижевске, Иркутске, Казани, Кемерово, Краснодаре, Махачкале, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Перми, Ростове-на-Дону, Рязани, Самаре, Саратове, Смоленске, Твери, Томске, Уфе и Хабаровске. Профессора Санкт-Петербургской школы оказали значительное влияние на становление и развитие психоневрологии в Архангельске, Благовещенске, Красноярске, Курске, Москве, Оренбурге, Ставрополе и Ярославле. Помимо этого профессора кафедры нервных и душевных болезней Военно-медицинской академии и их ученики сыграли значительную роль в становлении психоневрологии за рубежом. Они основали систему психоневрологической помощи и создали национальные школы

невропатологов и психиатров в Албании, Белоруссии, Болгарии, Грузии, Казахстане, Киргизии, Латвии, Литве, Молдавии, Монголии, Польше, Туркменистане, Узбекистане, Украине, Хорватии, Чехословакии и Эстонии. Они оказали значительное влияние на становление и развитие психоневрологии в Азербайджане и Армении.

Оценка эффективности научных исследований является непростой задачей и должна определяться не столько количественными, сколько качественными критериями. Количественные критерии (число научных работ, монографий и учебно-методической литературы, защищенных диссертаций, подготовленных научных кадров, основанных научных журналов, научно-исследовательских, учебных, клинических и лечебных учреждений), позволяя выявить основные статистические закономерности, не в состоянии отразить значимость отдельных научных работ. Качественные критерии (определение наиболее ценных научных исследований) позволяют выделить работы, заложившие основу для формирования и развития научной дисциплины (направления). Вместе с тем данные критерии не лишены субъективизма, особенно при оценке представителями различных школ, поэтому нередко наиболее объективно они могут быть оценены лишь спустя годы и десятилетия, на основе анализа их востребованности, степени и эффективности внедрения в практической и научной деятельности.

Становление, состояние и перспективы развития научных исследований в области военной психоневрологии определяются сложным комплексом факторов. Среди этих факторов условно можно выделить: «основные» (уровень экономического развития государства, науки в целом на соответствующих временных этапах, военно-политические, социальные, культуральные, религиозные, экологические, демографические и т. д.), «дополнительные» (состояние материально-технической базы, кадрового потенциала, финансирования научных исследований и т. д.) и «специальные» (личность руководителя научного коллектива и доминирующие научные интересы, научный потенциал и особенности личности научных сотрудников, наличие собственной клинической базы и т. д.).

К основным факторам, влияющим на состояние научных направлений в области военной неврологии, относятся военные и экономические, а в военной психиатрии наряду с ними — политические и социальные. Существенное значение для научных исследований имеют также дополнительные факторы: материально-техническая база, научный кадровый потенциал, финансирование исследований, наличие госзаказа. Из специальных факторов наибольшее значение имеют личность руководителя и научные интересы коллектива.

Таким образом, процесс становления военной психиатрии и неврологии был непростым и длительным. Дальнейшее развитие основных научных направлений

в области военной психоневрологии, на основании количественных критериев, имеет положительные тенденции при условиях отсутствия неблагоприятных внешних факторов.

Список литературы

1. Акименко М. А. Вклад Института им. В. М. Бехтерева в развитие наркологии в XX веке / М. А. Акименко, О. Ф. Ерышев // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. — 2004. — № 3. — С. 19—22.

2. Акимов Г. А. К истории деятельности Ленинградского научного общества невропатологов и психиатров / Г. А. Акимов, А. Е. Архангельский // Журнал невропатологии и психиатрии. — 1983. — Т. 83, вып. 7. — С. 1067-1069.

3. Аляпкин С. Ф. Очерк по истории психиатрических отделений 442 окружного военного клинического ордена Трудового Красного Знамени госпиталя им. З. П. Соловьева / С. Ф. Аляпкин. — СПб., 1995. — 33 с.

4. Ананьев Б. Г. О жизни и научной деятельности профессора доктора В. Н. Осиповой / Б. Г Ананьев // Вопросы экспериментальных исследований психофизиологии и клиники чувствительности : сб. тр. Ин-та по изучению мозга им. В. М. Бехтерева, посвящ. 70-летию со дня рождения и 45-летию науч. деятельности профессора Веры Николаевны Осиповой. — Л., 1947. — Т. 15. — С. 5—8.

5. Балинский И. М. — организатор психиатрического отделения Николаевского госпиталя (по сообщению И. П. Лебедева) // Протокол заседаний общества психиатров в С.-Петербурге 1902—1903 г. Заседание 23 ноября 1902 г. — СПб., 1904. — С. 30—31.

6. Белобородов А. М. Научное наследие В. М. Бехтерева и современные проблемы анатомии мозга / А. М. Белобородов // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Бехтеревские чтения на Вятской земле», Киров, 2005. — С. 49—53.

7. Белозерцева В. Я. Значение школы В.М. Бехтерева в становлении патопсихологии / В. Я. Белозерцева // Журнал невропатологии и психиатрии. — 1973. — Т. 73, вып. 12. — С. 1879—1883.

8. Бехтерев В. М. Коллективная рефлексология /

B. М. Бехтерев. — Пг., 1921. — С. 33.

9. Бехтерев В. М. О так называемом судорожном центре и о центре передвижения тела на уровне Варолиева моста / В. М. Бехтерев // Неврол. вестник. — 1896. — Т. 4, вып. 4. — С. 97—106.

10. Бехтерев В. М. Основы учения о функциях мозга / В. М. Бехтерев. — СПб., 1903. — 954 с.

11. Васильева А. В. Становление отечественной психотерапии в качестве самостоятельной медицинской дисциплины во второй половине ХХ века : автореф. дис. ... канд. мед. наук / Васильева А. В. — СПб., 2004. — 25 с.

12. Громов С. А. Краткое изложение судебной медицины для академического и практического употребления /

C. А. Громов. — СПб., 1832. — 556 с.

13. Иванов Ф. И. Реактивные психозы в военное время / Ф. И. Иванов. — Л. : Медицина, 1970. — 168 с.

14. Киричинский А. Р. А. Е. Щербак и его роль в развитии советской физиотерапии / А. Р. Киричинский // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физкультуры. — 1959. — № 5. — С. 385.

15. Колупаев Г. П. Военная психиатрия в России. Истоки, пути исторического развития / Г. П. Колупаев, Г. П. Журавлев // Материалы научно-практической кон-

ференции «Актуальные вопросы военной психиатрии», Москва, 1998. — С. 9—14.

16. Колупаев Г. П. Очерки истории отечественной общей и военной психиатрии / Г. П. Колупаев. — М. : ГВКГ им. Н. Н. Бурденко, 2005. — 453 с.

17. Кондаков Е. Н. К столетию отечественной нейрохирургии: (часть IV): Период хирургической невропатологии (организационного становления нейрохирургии) / Е. Н. Кондаков // Нейрохирургия. — 2005. — № 2. — С. 52 — 58.

18. Кочорова Л. В. Психиатрия Санкт-Петербурга: прошлое, настоящее, будущее / Л. В. Кочорова, Н. И. Вишняков, Н. Г. Незнанов, А. М. Шерешевский. — СПб., 2000. — 126 с.

19. Литвинцев С. В. Страницы истории военной психиатрии (К 200-летнему юбилею Военно-медицинской академии) / С. В. Литвинцев, Ю. М. Кузнецов. — СПб. : Иван Федоров, 1998. — 56 с.

20. Менжулин В. И. Другой Сикорский: неудобные страницы истории психиатрии / В. И. Менжулин. — Киев : Сфера, 2004. — 490 с.

21. Михеев В. Р. Сикорский / В. Р Михеев, Г. И Катышев. — СПб. : Политехника, 2003. — 618 с.

22. Михайленко А. А. История отечественной неврологии. Петербургская неврологическая школа / А. А. Михайленко. — СПб. : ООО «Издательство фолиант», 2007. — 480 с.

23. Михайленко А. А. И. П. Мержеевский — основоположник петербургской неврологии / А. А. Михайленко, М. М. Одинак, С. В. Лобзин // Вестник Российской Военно-медицинской академии. — 2003. — № 2(10). — С. 34—36.

24. Михайленко А. А. Становление и развитие клинической неврологии в Императорской медико-хирургической (военномедицинской) академии. К 200-летию Военно-медицинской академии и 100-летию клиники нервных болезней / А. А. Михайленко, М. М. Одинак // Журнал неврологии и психиатрии. — 1998. — Т. 98, вып. 12. — С. 53—55.

25. Морозов Г. В. Основные этапы развития отечественной судебной психиатрии / Г. В. Морозов, Д. Р. Лунц, Н. И. Фелинская. — М. : Медицина, 1976. — 336 с.

26. Незнанов Н. Г. Школа В. М. Бехтерева: от психоневрологии к биосоциальной парадигме / Н. Г. Незнанов, М. А. Акименко, А. П. Коцюбинский. — СПб. : ВВМ, 2007. — 248 с.

27. Руководство по военной невропатологии / под ред. М. И. Аствацатурова. — Л. : Биомедгиз, 1935. — 295 с.

28. Спивак Л. И. Краткий очерк истории кафедры психиатрии: (к 100-летнему юбилею) / Л. И. Спивак. — Л. : ВМА, 1958. — 44 с.

29. Текутьев Ф. С. Исторический очерк кафедры и клиники душевных и нервных болезней при Императорской Военно-Медицинской (бывшей Медико-Хирургической) Академии / Ф. С. Текутьев. — СПб. : Военная Типография, 1898. — 303 с.

30. Тимофеев Н. Н. Очерки военной психиатрии / Н. Н. Тимофеев. — Л. : ВМА, 1962. — 280 с.

31. Чистович А. С. К столетию кафедры психиатрии Военно-медицинской ордена Ленина академии имени

С. М. Кирова / А. С. Чистович // Журнал невропатологии и психиатрии. — 1957. — Т. 57, вып. 9. — С. 1057—1059.

32. Чистович Андрей Сергеевич: (к 60-летию со дня рождения и 35-летию врачебной и научно-педагогической деятельности) // Журнал невропатологии и психиатрии.

— 1957. — Т. 57, вып. 4. — С. 543.

33. Шерешевский A. M. Психиатрия в Петербурге ХYШ—ХIХ столетия : дис. ... д-ра мед. наук / Шерешевский Август Моисеевич. — Л., 1983. — 540 с.

34. Шустин В. А. Хирургическая коррекция некоторых психопатологических расстройств / В. А. Шустин, Р. Я. Вовин, А. В. Корзенев. — СПб., 1997. — 123 с.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF MAIN SCIENTIFIC DIRECTIONS IN MILITARY PSYCHIATRY AND NEUROLOGY

А. G. Chudinovskikh

Military-Medical Academy named after S.M. Kirov, Saint-Petersburg

In the article, formation of military psychoneurology in Russia has been considered. The main stages and periods of its development have been identified. The level of scientific activity, representation of military subject and its structure in

scientific studies and training developments at different stages and in different periods have been analyzed. A comparative analysis of fundamental, military and applied studies has been done. Significance of activity of researchers of the Military-Medical (Medical-Surgical) Academy in formation and development of psychoneurology in Russia and foreign countries has been shown.

Key words: military psychiatry, military neurology, Russia.

Контактная информация:

Чудиновских Анатолий Геннадьевич - кандидат медицинских наук, доцент кафедры психиатрии Военномедицинской академии

Адрес: 194044 г. Санкт-Петербург, ул. Боткинская, д. 17

Тел. (812) 593-45-48, 8-91 1-955-88-85

E-mail: [email protected]

Статья поступила 04.05.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.