Научная статья на тему 'Становление и развитие оперно-хорового жанра в творчестве татарских композиторов'

Становление и развитие оперно-хорового жанра в творчестве татарских композиторов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
629
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИИ / ЖАНРЫ / ФУНКЦИИ ХОРА / ПЕСЕННЫЙ ФОЛЬКЛОР / ХОРОВАЯ ДРАМАТУРГИЯ / TRADITIONS / GENRES / FUNCTIONS OF THE CHOIR / SONG FOLKLORE / CHORAL DRAMA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Булгаков В. Д.

В центре статьи вопросы жанрового разнообразия оперного творчества композиторов, функциональной роли хора в операх, влияние традиций русской и советской оперной классики на хоровую драматургию татарских опер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The becoming and development of opera and choral genre in the creation of the tatar composers

The central questions of the article are genre diversity of opera creation of composers, functional role of choir at the opera, the influence of russian and soviet classical traditions on the choral drama of the tatar operas

Текст научной работы на тему «Становление и развитие оперно-хорового жанра в творчестве татарских композиторов»

УДК 18.41.45

В.Д.Булгаков

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОПЕРНО-ХОРОВОГО ЖАНРА В ТВОРЧЕСТВЕ

ТАТАРСКИХ КОМПОЗИТОРОВ

В центре статьи - вопросы жанрового разнообразия оперного творчества композиторов, функциональной роли хора в операх, влияние традиций русской и советской оперной классики на хоровую драматургию татарских опер.

Ключевые слова: традиции, жанры, функции хора, песенный фольклор, хоровая драматургия.

V.D. Bulgakov The becoming and development of opera and choral genre in the creation of the tatar composers.

The central questions of the article are genre diversity of opera creation of composers, functional role of choir at the opera, the influence of russian and soviet classical traditions on the choral drama of the tatar operas

Key words: traditions, genres, functions of the choir, song folklore, choral drama.

Рождение оперно-хорового жанра в Татарии связано с созданием татарской оперы в 20-х годах прошлого столетия. При создании оперы композиторы столкнулись с объективными трудностями: отсутствие в прошлом у татарского народа оперных и хоровых традиций, большого опыта и зрелого мастерства у композиторов, неопытностью либреттистов.

Первый коллективный опыт татарских композиторов (Г.Альмухамедов, С.Габяши, В.Виноградов) привел к созданию лирико-бытовой оперы «Сания» (1925) и героико-исторической «Эшче» (1930). В народных сценах, где широко использовалось хоровое начало, звучал музыкальный фольклор татарского и башкирского народа. Однако, погрешности драматургического порядка, не сочетающиеся с национально-песенной мелодикой, позволили отнести оперы к первым попыткам создания оперного жанра.

Основоположником татарской музыки С.Сайдашевым были заложены компоненты оперного жанра, в том числе и хорового, но в драматическом театре. Музыка, написанная композитором для татарских спектаклей была как бы мостом от драматического к музыкальному жанру-опере. В пьесе Т.Гизата «Наемщик» (1928) хор активно участвовала в драматургии спектакля: хор крестьян «Иж сулары» («Воды реки Иж»); песня Батыржана с хором «Без торабыз иртем» («Мы встаем с зарею»). Эта тема станет основной в характеристике народа и прозвучит вновь в финале драмы. Здесь можно заметить влияние оперно-хоровых традиций русской классики (хор дорисовывает образы главных действующих лиц, дает реалистическую картину народной жизни и быта, характеризует народ песенными темами).

Дальнейшие решительные шаги по созданию татарской оперы, а вместе с ней и оперно-хоровой музыки, были связаны с открытием в 30-х годах татарской оперной студии при Московской консерватории. В результате коллективных усилий татарских композиторов, писателей, певцов, в 1939 году создается опера «Качкын» Н.Жиганова и «Галиябану» М.Музафарова. В опере «Качкын» «народная песня, - писала М. Файзулаева, - становится основой хоров» (Деревенский напев «0нсэ», старинная лирическая песня «Толга басып», игровой такмак «Янгыр») [6, с.43]. «Эти три типа народных песен понадобились композитору для создания жанровых хоровых и плясовых эпизодов» [6, с.43] -уточняет музыковед. Таким образом, Н.Жиганов придавал большое значение в опере народным хоровым сценам, используя жанровое раз-нообразие песенного фольклора татарского народа. Форма связи с народным музыкальным искусством была песня (цитируемая и стилизованная автором).

В лирико-бытовой опере М.Музафарова «Галиябану» массовые хоровые сцены передавали атмосферу татарского быта. Как писала К.С.Тазиева: «Песня в данном произведении становится драматургическим компонентом, выполняя (...) различные функции» [5, с.41]. Драма «Галиябану» разыгрывалась на фоне картин народного быта, и хор в опере способствовал созданию бытового и эмоционального фона, давал косвенную характеристику героини драмы.

Приоритет жигановских опер (8), при становлении жанра в Татарии, был очевиден. В его операх получили отражение важные события истории татарского народа: участие татар в Крестьянской войне 1773-1775 гг. («Качкын» - «Беглец»), предреволюционные события в Казанской губернии в 1917 («Ирек» - «Свобода»). Тема борьбы за свободу народа воплощена в символических образах легендарногероических опер «Алтынчеч», «Туляк и Су-Слу». События Великой отечественной войны посвящены оперы «Ильдар», «Джалиль», «Поэт», трудовой жизни села «Намус» («Честь»).

В традициях русской классики (М.Глинка «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», А.Бородин «Князь Игорь») хор в опере «Альтынчеч» (1941) звучал в Прологе (Allegro congrazia) и в заключительной сцене (Moderato), торжественно, радостно, тем самым композитор подчеркивал народный характер своей

оперы, где хор по словам В.Стасова «Всему начало, конец и венец». Опера «Алтынчеч» Н.Жиганова где показана борьба булгар с золотоардынскими ханами, стала одним из самых крупных достижений татарского оперного искусства. В заключительной сцене оперы «Качкын», звучал Финальный хор (Moderato) маршеобразного, призывного характера, что подтверждает тезис о том, что, как и в русской классической опере, хор в исторических операх Н.Жиганова активный участника драмы, где прослеживалась связь судьбы отдельных лиц с судьбой народной. В трактовке образа народа композитор подчеркивал его мужественность, героизм, готовый на подвиг и на смерть, ради свободы родной земли.

Хоровые традиции советской классики нашли продолжение в опере Н.Жиганова «Ирек» (1940). Музыковед Г.Касаткина (3) относила ее к характерным образцам «песенной» оперы. Ориентация на песню открывала перед Н.Жигановым новые возможности. Композитор впитывал, усваивал и перерабатывал через песню интонационный фонд национальной музыкальной культуры. Песня отвечала запросам и требова-ниям того времени и являлась следствием демократизации советского и национального оперного искусства. «Драматический рост образа народа, - писала М.Файзулаева, -показан через жанровые переломы от крестьянских напевов к революционным (...) песням» [6, с.43]. Для передачи чувства любви народа к своей родине композитор обратился к цитированию протяжной татарской народной песне «Кара урман» («Дремучий лес»), для характеристики народа активного, к цитированию плясовой, энергичной «Апипа». Так, композитор добивался ярко-красочной, жанровотанцевальной хоровой сцены в опере. Г.Касаткина дополнила: «Развитие образов, и прежде всего центрального образа народа, композитор пытается осуществить преимущественно посредством смены разного типа песенных мелодий (переход от скорбно-лирических и лирико-эпических песенных мелодий народного склада к активно-маршевым интонациям революционной и советской массовой песни). Принцип этот близок «Тихому Дону» Дзержинского и вообще русской советской песенной опере» [3, с.98-99].

В опере «Ильдар» (1942) действие происходит в татарской деревне, на берегу Волги и на финском фронте, привлекают внимание бытовые и героико-патриотические сцены (хор девушек и хор красноармейцев из 1 действия). Как и оперу «Ирек» ее можно отнести к «песенным» операм советской оперной классики, где жанр массовой песни, в том числе и хоровой являлся определяющим при драматургическом развитии действия. Тем не менее, Г.Касаткина отмечала: «В «Ильдаре» отчетливо представлена характерная для оперного творчества Н.Жиганова тенденция: воплощение героикопатриотических идей не только и не столько через массовые сцены, сколько через образы одного или нескольких действующих лиц» [3, с.103].

Опера «Намус» (1950) продолжала линию «песенных» опер Н.Жиганова. Послевоенный созидательный труд народа показан в опере через жизнь и быт татарского села. Фольклорные мелодии служили образной характеристикой народа. «Здесь нет привычного деления на сольные и массовые сцены, - писала Г.Касаткина, - по существу, почти все сцены оперы массовые» [3, с.108]. Диалог солиста и хора - Песня Наташи с хором «Сандугачкай» из III картины Andante moderato; развернутые ансамблево-хоровые сцены - Хор девушек из II картины Moderato con moto; хоровые эпизоды, в которых участвовали солисты как корифеи хора - Чувашская песня Нарспи с хором Allegro.

Лирико-психологическая опера «Джалиль» (1957) Н.Жиганова посвящена героической теме. В связи с жанровой особенностью оперы хоры в ней способствуют созданию бытового и эмоционального фона, а также дают косвенную характеристику поэту-герою.

В опере значительно возрастает роль ритма. На это указывала Г.Касаткина: «Ритмическое остинато -одно из наиболее широко применяемых и эффективных средств нагнетания напряжения» [3, с.126]. Как пример ритмического остинато служит Хор узников из четвертой картины, «где наряду с мужественной скорбной темой хора пленных, в оркестре звучит суровый хоровой вариант темы поэта» [3, с.116]. Так, скорбный хор - вокализ усиливал в опере трагическое положение военнопленных и главного действующего лица.

Таким образом, становление и развитие оперно-хорового жанра в творчестве татарских композиторов приходится на 30-50-е годы ХХ столетия и характеризуется следующими чертами: динамическим развитием национальной оперы, большим вкладом Н.Жиганова в оперно-хоровой жанр, влиянием на функции хора традиций русской и советской оперной классики (создание бытового фона, участие в прологе, эпилоге, интермедии, косвенная характеристика действующих лиц, использование народно-песенного материала).

Литература

1. Исанбет Ю. «Алтынчеч» / Исанбет Ю. Муса Джалиль и татарская музыка. - Казань: Тат.кн.изд-во, 1977. - С.85-109.

2. Кантор ГМ. Основные тенденции развития театрального организма в национальном регионе (на примере ТАТОБ) // Проблемы развития национальных культур народов Поволжья и Приуралья: Тезисы докладов региональной научной конференции. - Казань: КГИИК, 1994. - С.17-19.

3. Касаткина Г. Современная тема в оперном творчестве Н.Жиганова // Музыка и современность: Сб.статей. Вып.9 / Сост. и общ. ред. Д.В.Фришмана. - М.: Музыка, 1975. - С.95-130.

4. Раимова С. Оперное творчество татарских композиторов. Оперы Н.Жиганова // История татарской музыки: Учебное пособие / Казан.гос.пед.ин-т. - Казань, 1986. - С.32-44.

5. Тазиева К. С. Опера М.Музафарова «Галиябану» // Тезисы докладов III науч.конф.молодых ученых / АН СССР. Казан.филиал ИЯЛИ им.Г.Ибрагимова. - Казань, 1974. - С.40-42.

6. ФайзулаеваМ.П. Песенный фольклор в операх Назиба Жиганова // Тезисы докладов III науч. конф. молодых ученых / АН СССР. Казан.филиал ИЯЛИ им.Г.Ибрагимова. - Казань, 1974. - С.42-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.