УДК 37
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ШРИ-ЛАНКИ В XIX - XX ВВ.
© 2009 В.Н.Шкунов
Инзенский государственный техникум, г. Инза
Статья поступила в редакцию 01.11.2008
Статья посвящена истории становления и развития национальной системы образования Шри-Ланки. Уделяя особое внимание просвещению народа, правительство острова добилось впечатляющих результатов. Сейчас в Шри-Ланке действуют образовательные учреждения всех ступеней и уровней, а государство является одним из лидеров в Азии по показателю грамотности населения. Наряду с очевидными достижениями в национальной системе образования сохраняется немало проблем, которые предстоит решить в обозримом будущем.
Ключевые слова: Шри-Ланка, система образования, история и модернизация, пиривена, пансал, государственная политика, реформа образования, язык обучения, техническое образование, качество образования, права человека и демократия, приоритеты развития.
В наши дни Социалистическая Демократическая Республика Шри-Ланка входит в тройку государств Азии, имеющих самый высокий показатель грамотности населения. Одной из важных социальных привилегий в ланкийском обществе является бесплатное образование, включая высшее. Эти впечатляющие достижения страны, экономика которой в основном базируется на сельском хозяйстве, стали результатом целенаправленной политики, проводимой ланкийскими властями на протяжении многих десятилетий.
Еще в доколониальный период на острове сложилась своя система образования, предназначенная, прежде всего, для обслуживания элиты ланкийского общества. Так, к примеру, у сингалов еще в древности возникла система пиривена: во многих сингальских деревнях при храмах действовали небольшие школы (пансал), в которых на протяжении 3 - 4 лет местные дети обучались под руководством местных монахов1. Особое внимание в таких храмовых школах уделялось изучению языков (пали, сингальский и санскрит), религиозных текстов (классические истории из жизни Будды, другие священные буддийские тексты). Примерно в IX веке у сингалов возникло свое оригинальное письмо. В школах дети писали на листьях талипотовой пальмы (эта традиция сохранялась на острове практически
Шкунов Владимир Николаевич, кандидат педагогических наук, доцент Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, директор техникума. E-mail: [email protected]
1 Народы Южной Азии / Под ред. Н.Р.Гусевой и др. -М.: Изд-во АН СССР, 1963. - С.843.
до XIX века). Большинство детей после окончания храмовой школы завершали свое обучение, получив основные навыки чтения, письма и счета. Те же из выпускников, которые намеревались стать монахами, поступали в специальные школы. Образованные монахи получали возможность обучаться в местных университетах-пиривена. Здесь особое внимание уделялось изучению священных текстов на пали. Обучением в храмовых школах были охвачены не все дети: большинство населения оставалось неграмотным.
В тамильских селениях деревенские школы также находились при храмах, а роль учителей в них выполняли образованные брахманы. Учитывая кастовое разделение общества, в тамильских школах особое внимание уделялось профессиональным навыкам. Здесь изучали искусство (например, учащимся преподавали основы архитектуры и скульптуры), геометрию, необходимую для ирригационных работ, языки, литературу, математику и т.д. Внутри каст осуществлялся процесс обучения навыкам традиционных ремесел: знания передавались от отца сыну.
Новый этап в развитии системы образования на острове начался с приходом европейцев. В 1517 г. португальцы захватили Коломбо. Стремясь к сохранению своего влияния на Цейлоне и нуждаясь в образованных помощниках из числа местного населения, португальцы начинают основывать школы. Эту миссию выполняли в основном католические монахи, которые, с одной стороны, способствовали распространению христианства среди местного населения, а, с другой стороны, сво-
ей миссионерской деятельностью содействовали дальнейшему продвижению португальцев вглубь острова и подчинению мелких княжеств. За относительно короткий промежуток времени католические миссионеры открыли около 100 школ, которые действовали по европейскому типу.
В первой половине XVII века с приходом на остров голландцев новая администрация также уделяла серьезное внимание расширению сети европейских школ. С 1656 г. голландская Ост-Индская компания при активной поддержке Римско-католической церкви создала хорошо организованную систему начальной школы. К 1760 г. на Цейлоне насчитывалось уже около 130 европейских школ, в которых обучалось примерно 65 тыс. учащихся. Дети из сингальских и тамильских семей обучались в этих школах совместно. Особое внимание уделялось изучению основ христианской веры. Кроме этого дети получали знания в области географии, истории, математики, изучали чтение, письмо, рисование и т.д. Таким образом, во второй половине XVII -XVIII веках на Цейлоне появилась прослойка общества, получившая европейское образование. Многие из островитян хорошо знали латынь и голландский язык.
Новая страница в истории национальной системы образования острова была открыта с захватом Цейлона англичанами. К концу XVIII века британская Ост-Индская компания практически вытеснила с острова голландцев. Приход англичан привел к закрытию многих голландских школ. Европейская школа на острове приходит в упадок. И такое положение сохранялось практически до середины XIX века. Однако потребность в низших чиновниках из местного населения, знающих английский язык, дала новый импульс в развитии европейского образования на острове. Уже в 1831 г. английские колониальные власти стали финансировать миссионерские школы, в которых изучался английский язык. К 1870 г. сеть таких школ значительно расширилась, и в них обучалось уже около 20 тыс. учащихся. Все выпускники хорошо владели английским языком, поэтому многие в последующем поступали на службу в аппарат колониальной администрации. Кроме европейских школ на Цейлоне параллельно действовали и традиционные сингальские и тамильские школы.
В 1870 г. на острове были проведены важные мероприятия по совершенствованию системы образования, которые можно охарактеризовать как первую реформу образования. С этого времени колониальное правительство
расширяет сеть финансируемых им школ. Поощряется открытие частных учебных заведений, в которых обучение строилось на основе официальных стандартов. В 1884 г. вновь открытые школы были переданы миссионерским организациям. Некоторые школы стали находиться в юрисдикции созданных на острове национальных организаций по народному образованию (свои организации имели как сингалы, так и тамилы). В Коломбо были учреждены Медицинский и Юридический колледжи. К 1900 г. количество учащихся и студентов возросло до 200 тыс. Большинство миссионерских школ было сконцентрировано в юго-западной части острова: именно отсюда в основном выходили будущие чиновники колониальной администрации. Традиционные национальные сингальские и тамильские школы давали, как правило, лишь начальное образование. Вместе с тем, буддийские учебные заведения (пиривены) способствовали не только изучению канонических произведений, но и уделяли серьезное внимание преподаванию сингальского языка и литературы. Поэтому не случайно будущие известные сингальские писатели и поэты в свое время окончили именно эти школы.
В конце XIX - начале ХХ вв. большое влияние на развитие просвещения на Цейлоне оказал выдающийся буддийский теософ, просветитель и общественный деятель Анага-рика Дхармапала (1864 - 1933 гг.). Проповедуя идеи религиозной терпимости, свободолюбия и патриотизма, он, вместе с тем, прилагал большие усилия к созданию многочисленных благотворительных организаций, открытию новых школ. Его публикации в газетах и журналах Цейлона, а также за рубежом способствовали росту национального самосознания ланкийского народа2. Широко популярными на острове стали идеи гуманизма, веротерпимости и воспитания «гармонично развитой личности», которые проповедовал Свами Вивекананда (1863 - 1902 гг.). Он полагал, что именно образование может стать универсальным лекарством от социальных болезней. Его миссионерская деятельность во многих странах мира, призыв к уважению женщины-матери, заботе о подрастающем поколении нашли широкий отклик и на Цейлоне. Здесь нашлось немало последователей великого санньясина (монаха), которые на
2 Fields, Rick. How the Swans Came to the Lake: A Narr-
ative History of Buddhism in America. Third Edition. -Boston: Shambala, 1992.
практике воплощали его идеи о единении Востока и Запада3.
Рост национального самосознания способствовал не только бережному отношению к родному языку, истории и культуре, но и приобщению к достижениям европейской цивилизации. Среди ланкийцев все больше крепнет стремление к внедрению на родине новых технологий, развитию передовых отраслей экономики. Потребность в специалистах приводит к расширению направлений подготовки в колледжах и университетах, повышению значимости профессионализации средней школы.
В первые десятилетия ХХ века на Цейлоне уже было несколько элитных частных школ, дававших приличный уровень европейского образования. По-прежнему острым оставался вопрос о состоянии женского образования. К 1921 г. показатель грамотности среди цейлонских женщин был следующим: среди христианок - 50 %, буддисток - 17 %, индуисток - 10 %, мусульманок - 6 %. Практически полностью неграмотными были женщины из родовых групп веддов и цыган.
К 30-м годам ХХ века на острове прошли первые законодательные реформы в сфере образования. Созданное Министерство просвещения взяло под свой контроль около половины всех школ (к 1947 г. - ок. 60 %), а также педагогические колледжи. В сельских районах страны были основаны технические школы. Народное образование получило государственную поддержку. В 1942 г. с учреждением Университета Цейлона свободное образование стало доступным на всех уровнях: от дошкольного до университетского. Довоенные десятилетия стали для Цейлона временем дальнейшего развития национальной системы образования на всех его уровнях. Расширилась сеть образовательных учреждений, проводилась определенная работа по укреплению их материально-технической базы.
Со времени обретения независимости (1948 г.) система образования стала одной из приоритетных сфер развития молодого суверенного государства. Несмотря на экономические трудности, правительство Шри-Ланки значительно увеличило количество школ по всем районам страны. Внушительным оказался и рост числа обучающихся и учителей. Особенно быстрыми количественные перемены были в средних школах: число учащихся в них к 1985 г. выросло до 1,2 млн. человек
3 Николаева М. Свами Вивекананда: путешествие духовного странника. (Серия «Странники Духа»). -СПб.: ИК «Невский проспект», 2005. - С.6.
(треть всех обучающихся на Шри-Ланке). Несмотря на наличие в системе образования Шри-Ланки частных учебных заведений, их количество остается незначительным. Подавляющее число обучающихся посещают государственные школы. Среди негосударственных учебных заведений, действовавших на острове в первые десятилетия независимости, можно выделить буддийские пансала и пири-вена, мусульманские школы и школы, находящиеся по патронажем Римско-католической церкви (последняя имела несколько сот различных образовательных учреждений: от детских садов до средних школ; в 1960 г. правительство установило контроль за этими школами). Кроме этого, в стране действовали воскресные буддийские школы (дахам пася-ла) при монастырях4.
Одной из острых проблем ланкийской школы в первые десятилетия независимости был вопрос языка обучения. Еще в 1956 г. правительство законодательно провозгласило сингальский язык в качестве единственного государственного языка в стране. Данный закон распространялся и на школы. Однако, подобное решение вызвало движение протеста со стороны тамилов. Ситуация резко обострилась в начале 60-х годов, когда были приняты дополнительные меры по обеспечению приоритетности сингальского языка. В стране вспыхнул вооруженный гражданский конфликт. Также в начале 60-х годов была предпринята попытка перевода учебного плана начальных и средних школ с английского языка на национальные языки. Вместе с тем, а Шри-Ланке уже сформировалась англоговорящая элита, поэтому вытеснить язык не удалось. Он остался основным языком обучения в старшей школе, колледжах и университетах, а также школах, расположенных в городской местности. В 80-е годы ХХ века английским языком владело 80% бюргеров. А среди сингалов этот показатель не превышал 12 %. В начальной и младшей средней школе преподавание ведется на родном языке.
К началу XXI века на Шри-Ланке сложилась стройная система школьного образования. По всей стране имеются учреждения дошкольного образования (детские сады). В школу дети поступают, как правило, в возрасте 5-6 лет и до 10 лет обучаются в начальных классах. В возрасте с 11 до 15 лет они посещают младшую среднюю школу, по окончании которой школьники впервые сдают выпу-
4 Краснодембская Н.Г. Будда, боги, люди и демоны. -СПб.: «Азбука-классика» («Мир Востока»). «Петербургское Востоковедение». 2003. - С.84.
скные экзамены. 16 - 17-летние подростки могут продолжить обучение в старшей средней школе. Обучение на этой ступени также заканчивается сдачей выпускных экзаменов. Выпускники старшей школы при наличии положительных результатов, полученных на экзаменах, могут поступать в университеты страны. Обучение на всех ступенях образования в Шри-Ланке бесплатное.
Одной из серьезных проблем современной ланкийской школы остается отсев учащихся в сельской местности, особенно в начальной школе. Главная причина отсева - позиция родителей, занятых сельскохозяйственным трудом. После обретения детьми навыков письма и счета многие родители считают, что на этом образование можно завершить. Из-за распространенного в стране детского труда в сельской местности дети из крестьянских семей оказываются вне школы: они помогают своим родителям в полевых работах. По некоторым оценкам, на второй ступени ланкий-ской школы (5-9 классы) в 80-90-е годы почти 40 % детей старше 9 лет бросали школу. Несколько ниже процент отсева в городских школах. Но здесь речь идет о детях из семей с низким доходом. Часто выходцы из этих семей с раннего возраста вынуждены заниматься трудом. В последние годы правительство предпринимало немало усилий к тому, чтобы снизить процент отсева учащихся. Достигнуты определенные успехи, но полностью снять проблему до сих пор не удалось. В стране еще сказываются отголоски кастовой системы. Например, потомки одной из наиболее приниженной в прошлом касты родийя, не смотря на усилия правительства, имеют низкую грамотность. Представители этой социальной группы считают, что дети должны вносить свой посильный вклад в материальный достаток семьи. Поэтому не случайно, многие дети из таких семей часто бросают школу.
Второй немаловажной проблемой современной ланкийской школы остается слабая материально-техническая база школ, расположенных в сельской местности. В учебных заведениях, расположенных в ланкийской «глубинке», зачастую отсутствует необходимое оборудование, мало технических средств обучения, недостаточно учебной литературы. В такие школы не желают ехать на работу педагоги. Поэтому решить вопрос об открытии в таких районах 12-летних школах не представляется возможным. В рамках целевых программ Министерство образования предпринимает шаги по укреплению учебной и материально-технической базы сельских школ острова. Немало положительно сделано в по-
следние годы. Некоторые крупные школы Шри-Ланки, расположенные в провинции, обеспечены необходимыми инженерными коммуникациями. Выделены дополнительные средства для приобретения школьной мебели, учебной литературы, учебно-наглядных пособий и т.д. Решаются социально-бытовые проблемы школьных учителей, работающих на селе.
Не стихающий тамило-сингальский конфликт вовлекает в длящееся десятилетиями национальное противостояние тысячи детей. Радикальные группировки тамилов призывают местное население «во имя освобождения родины» отдавать в армию одного из своих детей. Тех же, кто не выполняет это требование, называют предателями. По некоторым оценкам экспертов, в первые годы XXI века в отрядах тамильских сепаратистов находились десятки тысяч молодых людей в возрасте 10 -16 лет. Вполне естественно, что практически все они не посещали школу. Положением детей, проживающих в районах действия сепаратистских сил, обеспокоена мировая общественность. Мирные переговоры и перемирия часто не дают должного эффекта. По-прежнему не снята острота проблемы получения высшего образования выпускниками тамильских школ. В 1974 г. правительство установило систему квот для поступления в вузы. Но, поскольку, сингалы доминируют во многих районах страны, поступление тамильской молодежи в вузы было ограничено. В 80-е годы система квот была пересмотрена: 60 % абитуриентов поступало по квотам районов, а 40 % на основании результатов выпускных экзаменов в школах. Действия правительства были крайне негативно восприняты в тамильском сообществе: решение властей было расценено как явная дискриминация. Ответной реакцией стало расширение рядов вооруженных сепаратистов за счет притока молодых людей. Таким образом, очередная попытка реформ в сфере образования привела лишь к конфронтации и углублению межэтнического конфликта.
В 1991 г. Парламент Шри-Ланки учредил Национальную комиссию по образованию. В 90-е годы эта Комиссия сыграла важную роль в организации и проведении реформы начального образования. В качестве приоритетных были поставлены следующие задачи: о модернизация учебного плана и совершенствование системы оценок в начальной школе;
о повышение квалификации учителей начальных классов;
о разработка новых архитектурных проектов зданий начальных школ, а также определение требований к учебному оборудованию;
о совершенствование системы управления начальным образованием на уровне школы и провинции; о обеспечение начальных школ новыми учебниками, словарями, справочниками, хрестоматиями и другой дополнительной учебной литературой; о комплектование школ новой мебелью и оборудованием, укрепление материальной базы школьных библиотек. В целях реализации этой крупномасштабной реформы Правительство Шри-Ланки приняло рекомендации Национальной комиссии по образованию. Ведущие ученые и педагоги страны, члены Национальной комиссии предлагали осуществить следующие мероприятия: 1) принять все необходимые меры для 100%-ного охвата детей в возрасте 5 - 14 лет обязательным школьным образованием; 2) в целях раннего развития детей улучшить условия для дошкольного образования; 3) способствовать улучшению качества преподавания сингальского языка тамильским детям и, напротив, тамильского языка детям из сингальских семей; 4) укрепить связь школы и семьи; 5) увеличить финансирование системы образования с 2,9 % ВНП до 4,5 % и т.д.
По мнению членов Национальной комиссии, названные мероприятия должны были привести к качественным изменениям в начальной школе и решить наиболее острые проблемы. В конце 90-х годов ХХ века были реализованы основные мероприятия по реформированию начальной школы Шри-Ланки. В частности, была внедрена новая структура начальной школы, учитывающая требования модернизированного учебного плана. Теперь начальное 5-летнее образование в стране включает 3 ключевые стадии: 1 -2 классы, 3 - 4 классы и 5 класс. Каждая из названных стадий призвана обеспечить определенный уровень знаний и умений учащихся. Значительные изменения внесены и в учебные планы. Теперь их основу составляют 4 ведущие школьные дисциплины: языки, математика, религия и ознакомление с окружающим миром. Английский язык введен в учебный план с 1-го класса (как устный), со второго класса начинается изучение и письменного английского языка. В третьем классе учащиеся приступают к изучению второго национального языка (тамильского или сингальского). Учитывая психологические аспек-
ты воспитания детей младшего школьного возраста, в 1 - 2 классах (на первой ключевой стадии) преподавание ведет один учитель. Смена педагога на этой стадии не допускается5. Вместе с тем, проблема комплектования начальных школ квалифицированными кадрами педагогов для Шри-Ланки остается весьма актуальной. Несмотря на проводимую реформу начального образования, достичь кардинальных перемен в этой области не удалось. В приведенной ниже таблице видно, что лишь около половины педагогов, работавших в начальных школах Шри-Ланки по состоянию на 1997 г., имели специальное педагогическое образование (это в основном лица, окончившие Учительский колледж и Национальный колледж образования).
Таб. 1. Учителя, получившие педагогическое образование
Провинция Мужчины-учителя Женщины-учителя Всего
Западная 34.7 47.2 46.2
Центральная 41.0 Б9.9 Б7.2
Южная Б0.Б ББ.Б ББ.0
Северная 41.Б 4Б.2 44.4
Восточная 51.7 Б7.7 ББ.7
СевероЗападная Б6.0 Б9.8 Б9.3
Северная Центральная 49.Б 63.3 Б9.6
Ува Б0.3 Б8.9 Б7.3
Сабарагамува 51.2 66.Б 47.7
Всего по стране: 46.6 Б6.Б ББ.2
Source: Encyclopaedia of Education in South Asia (in 9 Volumes). Sri Lanka: Volume 5. Ramesh Chandra. -Delhi: Kalpaz Pub., 2003. - P.37.
Из приведенной выше таблицы наглядно видно, что в конце 90-х годов ХХ века приблизительно 45 % учителей, работавших в начальных школах Шри-Ланки, не имели соответствующей профессиональной квалификации. Эту проблему предполагалось решить в ближайшие 2 - 3 года. Но и по сей день в начальных классах ланкийских школ (особенно в сельской глубинке) еще немало работает учителей, не имеющих необходимого педагогического образования.
Как никогда ранее, в конце 90-х гг. остро встал вопрос о повышении качества дошкольного образования и воспитания. Правительство страны обратило внимание органов власти провинций, а также местных органов власти на необходимость всемерного развития сети
5 Roy Singh, Raja. Notes for reflections on primary education curriculum for the 21st century. - Colombo: National Institute of Education, 1996. - 14 p.
дошкольных учреждений. Проведенный в эти годы анализ показал, что во многих сельских районах острова дети лишены возможности посещать детские сады, поскольку дошкольных учреждений в них нет, либо они значительно удалены от места жительства семей. В ланкийской прессе появилось немало актуальных статей по этой проблеме. Поэтому не случайно в последние годы во многих провинциях Шри-Ланки открыты новые дошкольные учреждения. Динамика количества детей в возрасте от 3 до 5 лет, посещавших дошкольные учреждения Шри-Ланки (данные по провинциям) с 1994 по 1999 годы, приведена в следующей таблице:
Таб. 2. Количество детей по провинциям
Название провинции 1994 1999
Западная 52 64
Центральная 39 59
Южная 47 64
Северная - -
Восточная - -
Северо-Западная 41 68
Северная Центральная 47 65
Ува 38 68
Сабарагамува 38 55
В целом по стране: 43 63
Source: Encyclopaedia of Education in South Asia (in 9 Volumes). Sri Lanka: Volume 5. Ramesh Chandra . -Delhi: Kalpaz Pub., 2003. - P.26.
В июне 1999 г. стартовал новый проект модернизации среднего образования, рассчитанный на период до октября 2000 г. Данный проект стоимостью в 76 млн. долларов США осуществлялся при поддержке Азиатского Банка развития (ADB), который взял на себя значительную долю расходов (50 млн. долларов). В рамках проводимых преобразований была осуществлена модернизация 2 300 средних школ, в т.ч. их компьютеризация, внедрение в учебный процесс новых программ по экономике, математике, английскому языку, усовершенствование системы экзаменов. По мнению авторов проекта, реализация данного проекта даст импульс социально-экономическому развитию Шри-Ланки на ближайшие годы и поможет достичь повышению эффективности управления системой образованием, её децентрализации. Активное участие в выполнении задач проекта приняли Национальный институт образования (NIE), Общество школьного развития (SDSs) и др.
Особое внимание Правительство Шри-Ланки и органы власти в провинциях уделя-
ют педагогическому образованию. В стране расширяется подготовка учителей, модернизируются учебные планы педагогических колледжей. При поддержке Всемирного Банка Министерство просвещения и высшего образования Шри-Ланки приступило к осуществлению проекта усовершенствования педагогического образования. В частности, предполагалось достичь оптимального соотношения количества учащихся (в начальных классах) на одного учителя: 26 : 1. Однако данная задача не была решена. Напротив, как видно из таблицы, этот показатель к концу 90-х годов возрос.
Таб.3. Количество учащихся на одного учителя
Провинция 1990 1992 1996 1997 1998
Западная 29.3 31.3 29.7 31.5 33.3
Центральная 27.6 28.2 28.8 27.5 31.7
Южная 26.1 25.9 25.4 26.9 27.6
Северная 41.9 44.0 - - 43.9
Восточная 38.4 33.2 - - 38.3
СевероЗападная 26.8 28.1 26.2 25.8 30.5
Северная Центральная 28.6 28.5 27.1 29.4 30.8
Ува 28.2 28.7 27.3 27.1 32.9
Сабарагамува 26.4 26.5 25.5 27.8 30.3
В целом по стране: 29.1 29.5 28.5 29.7 32.3
Source: Encyclopaedia of Education in South Asia (in 9 Volumes). Sri Lanka: Volume 5. Ramesh Chandra. -Delhi: Kalpaz Pub., 2003. - P.39.
В 1997 г. Правительством страны вновь была поставлена задача уменьшения количества учащихся в начальных классах. Предполагалось, что к 2001 г. в сингальских школах будет достигнуто соотношение числа обучающихся, приходящих на одного учителя 1: 27. Этого же показателя в тамильских школах предполагалось достичь к 2003 г.
Не менее остро обстоит дело и с детьми из мусульманских семей. В 70- середине 80-х гг. ХХ века обострились отношения между мусульманской и тамильской общинами. Тамилы обвиняли мусульман в предательстве, поскольку выходцы из мусульманской общины часто поступали на службу в качестве охранников и полицейских. Во второй половине 80-х гг. началось открытое насилие против мусульман на востоке страны. Дестабилизация ситуации отрицательно отразилась на положении детей. Многие из них оказались вне школы. В районах проживания мусульман появились беженцы.
Наиболее динамично в 70 - 80-е годы развивалось техническое образование. Практически по всей стране была укреплена материально-техническая база колледжей и присоединенных институтов, расширилась подготовка специалистов в сфере сельского хозяйства, экономики, торговли, туризма, бухгалтерского учета, отраслевых технологий и т.д. Этот процесс коснулся и ведомственных учебных заведений, где готовят кадры для сферы железнодорожного транспорта, ирригации и т.д. Расширились направления подготовки специалистов в области ремесел, другим специальностям профессионально-технической подготовки. В настоящее время практически в каждой провинции Шри-
Ланки действуют профессионально-технические учебные заведения, на базе которых выпускники школ могут получить рабочую специальность. Существует также система стажировки и обучения специалистов непосредственно на предприятиях. Многие выпускники школ, которые по тем или иным причинам не смогли продолжить обучение в университетах страны, поступив на работу, продолжают обучение по дистанционной форме в Открытом университете Шри-Ланки. Современная экономика страны требует значительного числа специалистов в области компьютерных технологий, автосервиса, туризма, банковского дела.
FORMATION AND DEVELOPMENT OF NATIONAL SCHOOL OF SRI LANKA IN XIX - XX CENTURIES
© 2009 V.N.Shkunov° Inza state technical school, Inza
The article is devoted to the history of formation and development of a national education system of Sri Lanka. Paying special attention to people education, the government of the island has achieved impressing results. Now in Sri Lanka educational institutions of all steps and levels operate, and the state is one of leaders in Asia on an indicator of literacy of the population. Along with obvious achievements in a national education system there are many problems which should be solved in the nearest future.
Key words: Sri Lanka, a system of education, history and modernization, pirivenas, pansal, state policy, reform of education, language of education, technical education, quality of education, human rights and democracy, development priorities.
o
Shkunov Vladimir Nikolaevich, PhD pedagogical sciences, the senior lecturer of Volga region state social-humanitarian academy, director of technical school.