Маякин Т.К.
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЧАСТЯХ И СОЕДИНЕНИЯХ КРАСНОЙ АРМИИ И ФЛОТА в 1918-1941 гг.
Многолетний исторический опыт развития российского государства показал, что армия есть сила не только вооруженная, но и духовная. Она дала народу не только полководцев и народных героев, но и выдающихся деятелей культуры и искусства. В числе этих людей, внесших значительный вклад в развитие культуры и искусства страны в 1918-1941 гг., достойное место занимают А.В. Александров, С. А. Чернецкий, В.И. Агапкин, Л. А. Петкевич и другие руководители армейских музыкальных коллективов, чей творческий расцвет совпал с периодом зарождения основ культурного развития и строительством Красной Армии и Флота.
Вместе с тем, наряду с многогранной работой штатных военных оркестров и ансамблей Красной Армии и Флота, включающей строевую службу, обширную концертную практику и т.д., широкое распространение в рассматриваемый период получают всевозможные формы самодеятельного творчества. Обусловлено это было рядом обстоятельств.
Во-первых, доступностью жанров самодеятельного творчества широким массам, как правило, не имеющим специальной музыкальной подготовки. Во-вторых, острой нехваткой в первые годы советского военного строительства профессиональных военно-музыкальных коллективов с одной стороны, и «... стихийным стремлением широких масс, ..., к творческому самовыявлению в области искусства» [1, л. 1] - с другой. В-третьих, такие виды самодеятельного творчества как хоровое пение, пляска и многие другие, не требовали специальных материальных затрат, что в сложившейся тяжелой экономической обстановке являлось немаловажным фактором для их развития.
Рассматривая значение развития армейской художественной самодеятельности, выдающийся композитор и дирижер М.М. Ипполитов-Иванов писал: «Для дальнейших успехов музыкального дела в Красной Армии необходимо стремиться к большему развитию кружков музыкальной самодеятельности - кружков, в которых музыкальные самородки могли бы себя проявить и показать, как
богат наш Советский Союз талантами. В этих кружках я вижу залог нашей будущей высокой музыкальной культуры» [Цит. по: 2].
Различные формы художественной самодеятельности существовали и до
1917 г. Боевая и мирная жизнь русской армии тесно связана с военной песней, история возникновения которой уходит в глубь веков. Не случайно, в первые годы строительства Красной Армии в ее частях стихийно возникали различные по своему составу песенные коллективы, а в резолюции I Всероссийского Съезда Политпросветработников Красной Армии и Флота предлагалось «. обратить в первую очередь на местах внимание на организацию хоров для изучения народных и революционных песен» [3, л. 30].
Необходимо отметить, что на первоначальном этапе своего существования красноармейские хоры, зачастую не имевшие руководителей, еще не владели необходимыми навыками профессионального исполнения. Пели больше «от души», от природной потребности русского народа к пению. Основой хора, как правило, было удвоенное двухголосие [4, с. 231]. Назревшая потребность в объединении стихийно возникающих песенных коллективов в хоровые кружки и студии с целью накопления опыта и создания методических основ привела в 1920 г. к организации специальной хоровой подсекции в составе музыкального бюро художественного отделения просветительного отдела Политуправления Республики. В ее задачи входило создание инструкций, планов занятий для руководителей массовых и любительских хоров, подготовка репертуара и комплекс других мероприятий, направленных на улучшение хорового дела в частях Красной Армии [1, л. 1-2].
Уже в первый год работы хоровой подсекцией было разработано «Положение о хоровом пении в Красной Армии и Флоте» [5, л. 54], устанавливающее обязательное массовое хоровое пение при красноармейском клубе каждой воинской части. Тем же положением вводились должности хоровых инструкторов и дирижеров, а также устанавливалось их жалование. В это же время была разработана «Инструкция хоровым кружкам» [6, л. 3-4], которая стала своеобразным пособием по организации самодеятельного хора в части и составлении репертуара для него.
Помимо обширной методической работы, которая проводилась хоровой подсекцией музыкального бюро, ею осуществлялись и практические меры по созданию хоровых кружков и студий. Важным шагом в деле пропаганды хорового пения в частях Красной Армии явилось создание в 1920 г. образцового хора
при музыкальном бюро. Помимо постоянных концертов в частях Московского гарнизона, составленных из народных и революционных песен, а также произведений хоровой классики, в его задачу входили и периодические поездки на фронт «... для устройства показательных концертов» [7, л. 352].
Активная концертная деятельность этого коллектива создала предпосылки для организации подобных хоров при просветительных отделах различных гарнизонов. Так, при политотделе Ярославского губвоенкомата был сформирован однородный мужской хор в количестве 45 человек под руководством А. Штылова. Интенсивную концертную деятельность в этот период осуществлял и хор, созданный при просветительном отделе Новгубвоенкома, возглавляемый М. Слуцким. Наряду с еженедельным обслуживанием лазаретов и совместными выступлениями с духовым оркестром, концертная практика этого коллектива включала также и «... пение на детских и других празднествах» [8, л. 57].
В армию вливались и уже сформировавшиеся самодеятельные хоровые коллективы. Ярчайшим тому примером может служить история хора под руководством И.М. Перегудова. Еще в конце 1917 г. им был организован в Царицыне рабочий хор, который после создания Красной Армии в полном составе добровольно вступил в ее ряды. Приказ Военно-революционного совета 10-й армии
1918 г. №113, подписанный К.Е. Ворошиловым, гласил: «Хор товарища Перегу-дова переименовывается в Пролетарский Красный хор при Военревсовете 10-й армии с 15 сентября сего, 1918 года» [Цит. по: 9, с. 46].
В связи с отсутствием оригинального, соответствующего реалиям времени, репертуара, в первые годы в Красной Армии наряду с песнями революционного подполья («Варшавянка», «Смело, товарищи, в ногу.» и т.п.), широкое распространение получают старинные солдатские и городские песни. Но красноармейцы не просто подхватывали старые военные песни, а большей частью видоизменяли их, сочиняли к ним современные тексты. Десятки раз перефразировались такие популярные старинные солдатские песни, как «Было дело под Полтавой», «Все пушки, пушки грохотали», «Варяг» и многие другие [10, с. 238].
Если старинный солдатский фольклор в подавляющем своем большинстве не менял своего музыкального содержания, то многие городские песни, бытовавшие в красноармейской среде, претерпевали существенные ритмомелодические изменения. Характерным, в связи с этим, является классический пример с песней «Смело мы в бой пойдем», возникшей в результате коренной модификации бытового романса «Белая акация». По существу, возникла совершенно новая
песня, ставшая одной из любимых в период гражданской войны. Недаром, по свидетельству Д.А. Фурманова, бойцы пели эту песню, особенно ее припев, «... с величайшим подъемом и воодушевлением» [11, с. 206].
Для пополнения хорового репертуара в округах проводились конкурсы по созданию новых песен, тематика которых должна была охватывать «. любую из сторон жизни Красной Армии» [12, л. 418]. По итогам прослушивания, происходило награждение авторов лучших произведений, а сами песни направлялись для публикации в сборниках. Так, в 1923 г. только из частей Уральского и СевероКавказского военных округов поступило около 200 произведений, которые были «... переданы в Госмузиздат для отзыва и дальнейшего использования» [13, л. 133].
Стоит особо отметить, что одновременно с обновлением старых мелодий и созданием самодеятельных песен, в частях Красной Армии начинают появляться первые произведения, созданные профессиональными композиторами и литераторами. Заслуга возникновения одной из первых таких песен, завоевавшей впоследствии огромную популярность не только в армейской среде, но и по всей стране, принадлежит Д.Я. Покрассу, написавшему на слова поэта А.А. Френкеля «Марш Буденного».
Некоторые песни гражданской войны А.В. Александров, в то время руководитель Краснознамённого ансамбля песни и пляски СССР, записал от
С.М. Буденного, Е.А. Щаденко и других выдающихся деятелей Красной Армии. Многие из этих и подобных произведений самодеятельного творчества послужили основой для музыкальных монтажей и концертных программ этого легендарного коллектива. Так в репертуар ансамбля вошли песни: «Из-за лесу», «Гей, по дороге», «Черный ворон» и ряд других [14, с. 155-156].
Задача ликвидации музыкальной безграмотности в Красной Армии и на Флоте была поставлена в один ряд с ликвидацией общей безграмотности и предполагала, что каждый красноармеец по прохождении военной службы, должен «... иметь известное грамотное понятие о музыке, как одного из. факторов нашей культуры» [6, л. 90].
В соответствии с изданной музыкальным бюро «Инструкцией по ликвидации музыкальной безграмотности в Красной Армии» [15, л. 91-92], важнейшее значение в этом деле отводилось самодеятельным коллективам, как наиболее близким красноармейской массе. Для достижения намеченных задач при клубах частей и соединений создавались музыкальные кружки, школы и студии. Так, к
лету 1920 г. в Петрограде, Кронштадте, Шлиссельбурге и на других базах Балт-флота насчитывалось 38 музыкальных школ и студий, в которых обучалось свыше 2500 военных моряков [15, л. 196].
Для руководства клубной работой на местах, в частях и учреждениях Красной Армии и Флота были созданы культурно-просветительные комиссии, в задачу которых входило привлечение рядового и командного состава к самому активному и непосредственному участию в культурно-просветительной работе, а подготовка хоровых инструкторов осуществлялась с 1 января 1920 г. на краткосрочных курсах при просветительном отделе Политуправления РВСР.
Активная роль в совершенствовании направлений развития и оказании методической помощи самодеятельным коллективам Красной Армии и Флота принадлежала капельмейстерам и музыкантам штатных военных оркестров. Интересна в связи с этим история появления нового типа самодеятельного творчества - ротного (батальонного, дивизионного) самодеятельного оркестра, получившего широкое распространение в 30-х годах.
Причина его возникновения связана с тем, что штатный военный оркестр во время походов не был слышен всем подразделениям полка, колонна которого растягивалась на большое расстояние. Для заполнения пробелов в пространственной досягаемости полкового духового оркестра использовались ротные гармонисты. В последствии к ритмическим наигрышам гармошек стали присоединяться хоровое пение, а затем и коллективная игра на различных народных музыкальных инструментах.
В целях упорядочения процесса развития ротных самодеятельных оркестров, инспекцией военных оркестров РККА в середине 30-х годов было разработано три типовых состава, в соответствии с которыми, число исполнителей могло варьироваться от 6-8 до 67 и более человек, в зависимости от условий применения и возможностей конкретной воинской части. Благодаря такой гибкости состава ротный самодеятельный оркестр становился незаменимым во время длительных походов, а доступность обучения игре на используемых в нем инструментах способствовала включению в самодеятельный оркестр не только широких масс рядовых красноармейцев и начсостава, но и членов их семей.
Ротные оркестры обладали достаточно широкими исполнительскими возможностями. В их репертуар, наряду с обработками песенной, маршевой и танцевальной музыки, входили и переложения классических произведений. Так, во время концерта, посвященного 15-летию Военной академии имени М.В.Фрунзе,
самодеятельный оркестр жен начсостава в количестве 200 человек исполнил «Половецкие пляски» из оперы А.П.Бородина «Князь Игорь». А в изданном Политуправлением РККА сборнике партитур для самодеятельных оркестров, наряду с «Украинским казачком», «Яблочком», «Кабардинской лезгинкой» и «Рязанскими частушками», были опубликованы переложения Антракта из оперы Ж. Бизе «Кармен» и марша из балета Р. Щедрина «Конек-горбунок».
Весьма распространенным явлением стало появление на базе штатных оркестров самодеятельных джазовых и эстрадных коллективов. Так, самодеятельный тихоокеанский джаз-оркестр под управлением капельмейстера Т. Гребенешникова во время поездки в августе 1938 г. в район озера Хасан дал более 35 концертов для участников боевых действий [16, л. 156-158].
Также широкое распространение в рассматриваемый период получили и самодеятельные симфонические оркестры. Например, в Харькове симфонический оркестр Школы червоных старшин под управлением военных капельмейстеров М.П. Пиджаренко и Б.Т. Кожевникова на концертах художественной самодеятельности исполнил марш-балладу «Чапаев» А.М. Дзегеленка и сюиту из балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро» [17, с. 142]. В заключение концерта силами симфонического и духового оркестров при участии хора была исполнена 5 часть III симфонии Л.К. Книппера.
В рассматриваемый период становятся повсеместными объединённые выступления профессиональных и самодеятельных коллективов на концертах в дни революционных и государственных праздников. 5 марта 1933 г. в клубе Московско-Курской железной дороги выступали сводный оркестр Московского гарнизона в количестве 350 человек и оркестр красноармейской художественной самодеятельности «... с участием жен командиров РККА» [18, с. 15] в составе 450 исполнителей. Дирижировали оркестрами инспектор военных оркестров РККА С.А. Чернецкий и капельмейстеры Н.С. Николаевский и В.Я. Гурфинкель.
Придавая важное значение искусству в решении вопросов политической агитации и пропаганды в широких массах, Политуправление РККА проводило большую работу по созданию и внедрению новых, синтетических жанров, направленных на многотысячную аудиторию. В результате, в 20-е годы широкое распространение получают массовые инсценировки и литературно-музыкальные композиции, соединившие в себе литературу, театр, танец и музыку. Наряду с профессиональными артистами и коллективами, к участию в них привлекались и
многочисленные представители художественной самодеятельности рабочих и красноармейских кружков.
Огромные масштабы художественного воздействия массовых постановок, в сочетании с убедительной и доступной формой, легко воспринимались многочисленной зрительской аудиторией. Именно по этой причине для своих первых выступлений ансамбль красноармейской песни Центрального Дома Красной Армии заимствовал многие черты, присущие массовым постановкам, творчески трансформировав их в жанр литературно-музыкального монтажа.
В свою очередь, успешная концертная деятельность ансамбля, аккумулировавшая и поднявшая на профессиональный уровень многие виды красноармейского самодеятельного творчества, создавала предпосылки для возникновения в 30-е годы аналогичных коллективов в различных частях и учреждениях РККА: ансамбли краснофлотской песни, летчиков, автомобилистов и т.п. [19, с. 42-43].
Огромное значение в развитии художественной самодеятельности Красной Армии и Флота имели олимпиады и смотры-соревнования, получившие широкое распространение в 30-е годы. Основными задачами их проведения являлись: проверка состояния художественной самодеятельности, организация различных ее форм в каждом военно-учебном заведении, части и подразделении РККА, а также вовлечение в работу широких масс военнослужащих и членов их семей [20, л. 107-108].
Проведение конкурсных мероприятий способствовало совершенствованию методов работы самодеятельности и обогащению ее новым репертуаром, а также создавало предпосылки для образования новых коллективов с наибольшим охватом участников. Так, в 1933 г., во время проведения смотра-соревнования художественной самодеятельности частей Ленинградского военного округа, в 11-й дивизии было организовано 8 агитбригад, 13 струнных оркестров и 12 хоровых кружков с общим охватом более 1 тыс. человек [20, л. 97].
Таким образом, в период 1918-1941 годов в частях и соединениях Красной Армии и Флота, чётко прослеживается развитие традиционных и становление новых форм музыкальной художественной самодеятельности. Основными факторами, обуславливающими данное явление, явились: доступность жанров самодеятельного творчества широким массам, стремление военнослужащих к творческому самовыражению, острая нехватка профессиональных военно-музыкальных коллективов, незначительность материальных затрат.
Прогрессирующему росту художественной самодеятельности в частях и соединениях Красной Армии и Флота способствовала активная служебная деятельность органов управления РККА. Наряду с разработкой и внедрением нормативно-правовых актов, регламентирующих и стимулирующих работу художественной самодеятельности, создавались музыкальные бюро, хоровые подсекции, культурно-просветительские комиссии, организовывались конкурсы военной песни, смотры и олимпиады, осуществлялось централизованное издание учебно-методического материала.
Развитие художественной самодеятельности происходило в тесной взаимосвязи с деятельностью профессиональных творческих коллективов, при участии преподавателей военно-капельмейстерских классов и штатных военных дирижеров, с привлечением видных отечественных композиторов.
В развитии военной песни этого периода выделяется чёткая ритмическая основа музыкального материала, имеющего, как правило, импульсивный, маршевый характер, а также использование новых текстов, направленных на раскрытие революционных, геройских и патриотических образов.
Среди традиционных форм самодеятельного творчества дальнейшее развитие получили пение, игра на народных музыкальных инструментах, пляски. Они во многом послужили отправной точкой для кристаллизации ряда новых творческих направлений, связанных с жанрами массового искусства - хорового, ансамблевого и оркестрового исполнительства, характеризующимися использованием масштабных театральных постановок.
В этот период повсеместно создавались разнообразные музыкальные коллективы, которые можно условно разделить: малые вокальные и инструментальные составы, хоровые коллективы (массовый красноармейский хор строевой песни, женский хор, мужской хор, смешанный хор), оркестры (ротный самодеятельный, оркестр баянистов, оркестр народных инструментов, симфонический, джазовый), комбинированные составы (ансамбль песни и пляски, смешанный хор с сопровождением оркестра).
В заключении следует отметить, что сложившиеся формы художественной самодеятельности в частях и соединениях Красной Армии и Флота в период 1918-1941 гг., во многом явились фундаментальной основой для последующего развития творческой составляющей повседневной деятельности Вооруженных Сил не только во время Великой Отечественной войны, но и в послевоенный период.
* * *
1. Российский государственный военный архив (РГВА), ф. 9, оп. 12, д. 11.
2. Ипполитов-Иванов М.М. Школа музыкальной культуры // Советское искусство. 1933. № 39.
3. РГВА, ф. 9, оп. 11, д. 57.
4. Музалевский В.И. Формирование и развитие музыкальной самодеятельности // В первые годы советского музыкального строительства. Л., 1959. 388 с.
5. РГВА, ф. 9, оп. 12, д. 54.
6. РГВА, ф. 9, оп. 13, д. 18.
7. РГВА, ф. 9, оп. 11, д. 188.
8. РГВА, ф. 9, оп. 11, д. 17.
9. Музыкальная жизнь. 1958. № 3.
10. Нестьев И.В. Массовая песня //Очерки советского музыкального творчества. М., 1947. 320 с.
11. Фурманов Д.А. Чапаев. М., 1961. 288 с.
12. РГВА, ф. 9, оп. 13, д. 652.
13. РГВА, ф. 9, оп. 13, д. 103.
14. Волкова Е.Л. Песенное творчество А.В. Александрова //70 лет советской музыки. Основные тенденции развития музыкальных жанров. М., 1988. 198 с.
15. Малютина Е.Ф. Концертная жизнь Петрограда в первые годы Октябрьской революции. // В первые годы Советского музыкального строительства. Л., 1959. 286 с.
16. Российский государственный архив Военно-Морского Флота (РГА ВМФ), ф. 1012, оп. 1, д. 63.
17. Гольдфарб Я.И., Диев Б.А. и др. Концертная деятельность военных оркестров Советской Армии и Военно-Морского Флота // Советская военная музыка. М., 1977. 428 с.
18. Левинсон Э.Я. Встреча военных оркестров и железнодорожников //Советское искусство. М., 1933. № 39.
19. Пожидаев Г.А. Краснознаменный ансамбль: путь песни и славы. М., 1988. 240 С.
20. РГВА, ф. 9, оп. 32, д. 57.