Научная статья на тему 'Становление и развитие конституционных основ финансового права Туниса'

Становление и развитие конституционных основ финансового права Туниса Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
723
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТУНИС / КОНСТИТУЦИЯ ТУНИСА 1861 Г / КОНСТИТУЦИЯ ТУНИСА 2014 Г / "АРАБСКАЯ ВЕСНА" / ПРОТЕКТОРАТ / ДУСТУР / ПРИНЦИП СПРАВЕДЛИВОСТИ / МЕДЖБА / ЗАКЯТ / МОШЕННИЧЕСТВО / БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ / TUNISIA / CONSTITUTION OF TUNISIA 1861 / THE CONSTITUTION OF TUNISIA 2014 / ARAB SPRING / PROTECTORATE / DUSTOUR / THE PRINCIPLE OF FAIRNESS / MEDJBA / ZAKYAT / FRAUD / CORRUPTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рыжкова Екатерина Александровна

Переворот 14 января 2011 г. приводит к серьёзным изменениям в тунисском обществе, результатом которых стало принятие «Малой конституции». Данный акт был призван урегулировать политические отношения в стране, непосредственно же финансовые вопросы он практически не затрагивал. Поэтому в октябре 2011 г. созывается Учредительное собрание, работа которого завершилась принятием 26 января 2014 г. новой Конституции Туниса и закреплением в ней основных идей «арабской весны». Главным достижением данного Основного закона следует считать существенное расширение прав и свобод тунисских граждан. Кроме того, конституция уделила достаточно много внимания финансово-правовым вопросам, умело сочетая в их разработке новации зарубежной правовой мысли и фундаментальные основы мусульманского права, в частности принципа справедливости. Отдельные положения этого документа стали новаторскими и в мировом масштабе. В данном случае речь идёт о положениях, трактовавших борьбу с налоговым мошенничеством и коррупцией, что было одним из требований Второй жасминовой революции. Особо следует отметить, что положения конституции носят отнюдь не декларативный характер. Её статьи следует воспринимать как констатацию реальных достижений продолженного курса на гармоничное развитие человека и эффективную финансовую политику в Тунисе. Начиная с Пакта 1857 г. и вплоть до Конституции 2014 г. государство считало основной своей задачей расширение статуса человека, признание за ним полного объёма прав и свобод, искоренение всех форм дискриминации и создание прочных финансовых основ для благополучного развития тунисского общества. Анализ преобразований конституционных основ общества, в том числе финансового права в Тунисе начала ХХI в., даёт ключ к пониманию векторов будущей эволюции и других мусульманских стран, пока что отстающих от этого государства в законотворческой деятельности и в интеграции в мировое сообщество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие конституционных основ финансового права Туниса»

ПРАВО

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОСНОВ ФИНАНСОВОГО ПРАВА ТУНИСА

Е.А. Рыжкова

Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России. Россия, 119454, Москва, пр. Вернадского, 76.

Переворот 14 января 2011 г. приводит к серьёзным изменениям в тунисском обществе, результатом которых стало принятие «Малой конституции». Данный акт был призван урегулировать политические отношения в стране, непосредственно же финансовые вопросы он практически не затрагивал. Поэтому в октябре 2011 г. созывается Учредительное собрание, работа которого завершилась принятием 26 января 2014 г. новой Конституции Туниса и закреплением в ней основных идей «арабской весны». Главным достижением данного Основного закона следует считать существенное расширение прав и свобод тунисских граждан. Кроме того, конституция уделила достаточно много внимания финансово-правовым вопросам, умело сочетая в их разработке новации зарубежной правовой мысли и фундаментальные основы мусульманского права, в частности принципа справедливости. Отдельные положения этого документа стали новаторскими и в мировом масштабе. В данном случае речь идёт о положениях, трактовавших борьбу с налоговым мошенничеством и коррупцией, что было одним из требований Второй жасминовой революции.

Особо следует отметить, что положения конституции носят отнюдь не декларативный характер. Её статьи следует воспринимать как констатацию реальных достижений продолженного курса на гармоничное развитие человека и эффективную финансовую политику в Тунисе. Начиная с Пакта 1857 г. и вплоть до Конституции 2014 г. государство считало основной своей задачей расширение статуса человека, признание за ним полного объёма прав и свобод, искоренение всех форм дискриминации и создание прочных финансовых основ для благополучного развития тунисского общества.

Анализ преобразований конституционных основ общества, в том числе финансового права в Тунисе начала ХХI в., даёт ключ к пониманию векторов будущей эволюции и других мусульманских стран, пока что отстающих от этого государства в законотворческой деятельности и в интеграции в мировое сообщество.

Ключевые слова: Тунис, Конституция Туниса 1861 г., Конституция Туниса 2014 г., «арабская весна», протекторат, Дустур, принцип справедливости, меджба, закят, мошенничество, борьба с коррупцией.

Начало 2014 г. для Северо-Африканского региона оказалось богатым на конституционные реформы. Египет и Тунис, две ведущие страны региона, приняли новые конституции, призванные закрепить достижения «арабской весны». Помимо изменений политического характера, ознаменовавших новый этап в развитии общества, конституции закрепили и экономические основы. Конец ХХ -начало XXI в. ознаменовались серьёзными экономическими переменами, повлёкшими за собой изменение политической и идеологической расстановки сил в странах Магриба. Экономическая зависимость от западной экономики и социальные потрясения внутри мусульманских стран привели к необходимости изменения основ хозяйствования в исламском регионе.

За всю свою многовековую историю Тунис, находясь на одном из перекрёстков мировой истории и межкультурных контактов, оставался и остаётся важным звеном мусульманского сообщества с сохранением собственных религиозных и культурно-исторических традиций. Но, будучи в эпицентре межрелигиозных войн ещё со времён Карфагена, а также под влиянием торгового и культурного обменов со средиземноморскими государствами, Тунис был вынужден приспосабливаться, в том числе и в юридическом плане, к процессу средиземноморской интеграции. В этой связи он шаг за шагом корректировал своё национальное законодательство и отыскивал приемлемые для традиционного мусульманского общества и современных общеевропейских реалий формы сочетания международно-правовой практики и мусульманского права.

В этой связи детальное рассмотрение эволюции конституционных основ финансового права Туниса весьма интересно не только в познавательном плане. Необходимо отметить, что Тунис был первым государством арабского мира, подарившим своим подданным Конституцию еще в 1861 г. Анализ произошедших в Тунисе в начале XXI в. Новых преобразований даёт ключ к пониманию будущей эволюции других мусульманских стран. Ибо они отстают от этого мусульманского государства не только в законотворческой деятельности, но и в интеграции в современный мир.

Тунис всегда считался передовой страной региона с точки зрения права. Так, 23 апреля 1861 г. бей Мухаммед ас-Садык октроировал конституцию страны, в которой нашли своё закрепление положения Основного Пакта Туниса от 10 сентября 1857 г., провозгласившего гарантии неприкосновенности чести, личности и имущества, равенство перед законом, свободу предпринимательства и торговли [4]. Она стала первой конституцией арабского мира. Идеологической основой Конституция 1861 г. послужили достижения Великой французской революции 1789 г. и Декларация прав человека и гражданина от 26 августа 1789 г. В первую очередь консти-

туция защищала интересы монарха. Вступив на путь ограничения своей власти и регламентирования наиболее существенных сторон жизни тунисского общества, бей позаботился о своём содержании из средств государственного бюджета. Так, глава 4 Конституции устанавливала годовое содержание бея и членов его семьи: цивильный лист, согласно ст. 29, составлял 1,2 млн пиастров.

Король без свиты - не король. Поэтому следующая статья (ст. 31) устанавливала, что все оставшиеся доходы государства, за вычетом затрат на содержание королевской семьи, используются на содержание служащих, а также для удовлетворения нужд государства в безопасности и на другие цели. Полномочиями по формированию, распределению и использованию публичных финансов наделялся Верховный совет, созданный с целью защиты прав главы государства и его подданных (ст. 21). Ст. 63 определяла, что вопросы увеличения или уменьшения налогов, увеличения или уменьшения баланса, а также управление всеми расходами требуют обязательного рассмотрения и одобрения Верховного совета. Согласно ст. 64 Верховный совет был наделён правом осуществлять финансовый контроль a posteriori за расходованием средств министрами и контроль a priori за запрашиваемыми министрами средствами на будущий год, с тем чтобы ни один департамент не мог потратить денег более того, что было предусмотрено, и за пределами определённых целей. Перераспределение средств в течение финансового года возможно декретом главы государства с одобрения Верховного совета (ст. 65).

Помимо вопросов общего финансового контроля, в Конституции Туниса 1861 г. была предусмотрена глава 9, посвященная основам бюджетного процесса и контроля. Примечательно, что министры отчитываются перед премьер-министром о расходовании средств прошедшего года одновременно с подачей заявки на средства следующего финансового года (ст. 75). Ответственным за подготовку проекта отчёта о бюджете и проекта бюджета является министр финансов, который представляет названные проекты премьер-министру (ст. 74). В свою очередь премьер-министр представляет упомянутые проекты с объяснениями Верховному совету (ст.76).

В Конституции 1861 г. также нашла своё юридическое закрепление обязанность каждого имеющего недвижимость в Тунисе гражданина, вне зависимости от вероисповедания, платить установленные налоги, а также те налоги, что могут быть установлены в будущем (ст. 95). Таким образом, налогоплательщик определялся со своей национальной принадлежностью и собственностью на недвижимость. Иностранные лица имели возможность приобрести недвижимость в собственность лишь в строго отведённых для иностранцев районах, и в этом случае они подпадали под налогообложение на равных

основаниях с тунисцами. Необходимо отметить, что в Основном Пакте 1857 г. впервые был установлен принцип равенства мусульман и немусульман, в том числе в отношении налогов. Ст. 2 Пакта определяла, что все подданные Туниса обязаны платить установленные налоги и те, что будут установлены в будущем, пропорционально их материальному положению таким образом, чтобы богатые не избегали этой обязанности благодаря их высокому положению в обществе, а бедные - благодаря своей слабости. А ст. 3 устанавливает принцип равенства мусульман и «других жителей страны» перед законом, так как это право является естественным правом человека, вне зависимости от его положения. Тем самым впервые в исламском государстве отошли от традиционной исламской системы налогообложения, когда мусульмане уплачивали налоги в соответствии с нормами шариата, а на немусульман возлагалась обязанность платить джизью - подушную подать с иноверцев (она рассматривалась мусульманскими правоведами как выкуп за сохранение жизни при завоевании). Это правило перевернуло традиции тунисского общества.

Первая конституция на Арабском Востоке достаточно подробно регулировала финансовые отношения в тунисском государстве, устанавливая необходимые для проведения эффективной финансовой политики основы. Однако необходимо отметить, что данные преобразования были отрицательно восприняты тунисским народом. Дело в том, что бей Мухаммед ас-Садык был сторонником танзимата1, но реформы, начатые ещё его предшественником Ахмед-беем (1837—1855 гг.), уже легли тяжким финансовым бременем на население Туниса, и перестройка финансов на европейский лад вызвала недовольство тунисцев. Кроме того, принятие конституции усилило власть мамлюков в стране. Подушный налог меджба, который называли налогом на бедняков из-за того, что он взимался вне зависимости от финансового положения, был увеличен практически втрое и взыскивался отныне со всех лиц, проживавших на территории Туниса.

Новая система правосудия явно не оправдала чаяний народа, поэтому его недовольство вылилось в революционные выступления 1864 г., участники которого требовали отмены конституции, снижения налогов, восстановления традиционного исламского шариатского суда. Тогда финансовая помощь Франции помогла предотвратить свержение власти, но привела Тунис к банкротству и сильно ограничила суверенитет страны. Действие Конституции 1861 г. было приостановлено. А в 1881 г. был провозглашен протекторат Франции, и с этого момента Конституция 1861 г. стала для тунисского на-

рода символом независимости в борьбе с протекторатом. В 1920 г. в честь Конституции 1861 г. образуется партия Дустур (в переводе с араб. «Конституция»,), переименованная в 1934 г. в Социалистическую дустуровскую партию, которая до октября 1964 г. называлась «Неодустур» («Новый Дустур»).

Протекторат Франции над Тунисом продержался вплоть до 1956 г. Освободившееся от колониальной зависимости государство, упразднившее к тому же в 1957 г. монархию, приступило к формированию новой конституции, которая и была принята 1 июня 1959 г [1]. Во многом положения Конституции 1959 г. повторяли Конституцию Франции 1958 г. Поэтому в тунисской конституции можно найти не так много статей финансово-правового характера. Это была прежде всего ст. 16, закреплявшая долг каждого гражданина платить налоги и общественные сборы, устанавливаемые на справедливой основе. Ст. 28 определяла, что Палата депутатов принимает финансовые законопроекты и проект бюджета в соответствии с условиями, предусмотренными органическим законом о бюджете. Сам бюджет принимается не позднее 31 декабря каждого года.

В случае непринятия в срок бюджета конституция закрепляла почерпнутую опять же из Конституции Франции 1958 г. (см. ст. 47 Конституции Франции) [3] норму введения в действие статей финансового законопроекта путём принятия декрета, издаваемого каждые последующие три месяца. Далее определялось, что в форме закона должны обязательно регулироваться: суммы, облагаемые налогом в пользу государства, кроме предоставленных президенту республики в соответствии с финансовыми и фискальными законами; порядок осуществления денежной эмиссии; займы и финансовые обязательства государства (ст.34). Правовое положение Счётной палаты определялось ст. 69 как органа, входящего в структуру Государственного совета наравне с Административным судом. Для решения вопросов экономического и социального характера ст. 70 предусматривает создание совещательного органа - Экономического и социального совета. Таким образом, Конституция 1959 г. уделяла ещё меньше внимания финансовым вопросам, чем Конституции 1861 г.

Высокий уровень безработицы среди молодёжи (и это при том, что Тунис демонстрирует один из самых лучших показателей в мире по наличию высшего образования у молодых людей - 95 %), а также консервативность власти и её сращивание с бизнесом послужили толчком к перевороту 14 января 2011 г. Любая революция требует изменения конституционных основ. Поэтому действие Конституции 1959 г. было приостановлено и принята так называе-

1 Танзимат (Осман. — «упорядочение», «уложение»—принятое в литературе название модерниза-

ционных реформ и самого периода их проведения в Османской империи с 1839 до 1876 г. Главное место в Танзимате занимали не военные, а социально-экономические преобразования.

мая «Малая конституция» - Конституционный закон № 6-2011 от 16 декабря 2011г. [9]. Данный акт был призван урегулировать в первую очередь политические отношения в стране, непосредственно финансовые вопросы он практически не затрагивал. Лишь в ст. 6 повторяются положения ст. 34 Конституции 1959 г., в ст. 23 подтверждался статус Счётной палаты, которая функционирует в соответствии с действующим законодательством (принятым на основании Конституции 1959 г.), а в ст. 26 определялся статус Центрального банка, порядок назначения председателя Банка, его заместителя и членов Совета управляющих.

Интересным представляется тот факт, что конституционная обязанность платить налоги (впрочем, как и любая иная обязанность) не нашла своего отражения в «Малой конституции» 2011 г. В октябре 2011 г. созывается Учредительное собрание, призванное разработать текст новой конституции страны, закрепляющей достижения тунисской демократии. Его итогом стало принятие 26 января 2014 г. новой Конституции Туниса [10]. Основным её достижением конечно же стоит назвать существенное расширение прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем, в отличие от Конституции 1959, г., Конституция 2014 г., как и большинство новых основных законов зарубежных стран, уделяла достаточно много внимания финансово-правовым вопросам. Уплата налогов и взносов признается обязательной (ст.10). Здесь необходимо отметить, что, являясь мусульманским государством, Тунис закрепил в конституции и шариатские принципы хозяйствования. В частности, принцип справедливой налоговой системы является неотъемлемым условием всех мусульманских государств.

Современные мусульманские страны, провозглашая ислам государственной религией, придают исключительное значение понятиям «социальная справедливость», «благотворительность», «сбор денег в пользу бедных», «пожертвование» и «материальная поддержка неимущих». На протяжении всей истории ислама считалось, что выполнение предписаний относительно закята (благотворительного налога в пользу неимущих) и риба (незаконного ссудного процента) способно отвратить мусульманское общество от основных пороков и зол, в том числе от жадности, воровства, бедности, вражды неимущих и имущих. Корень всех социальных и хозяйственных недугов выводится из несправедливого распределения, а в качестве единственного средства спасения от них называется шариатская налоговая система и запрет риба: «Уничтожает Аллах рост и выращивает милостыню»2. Поэтому принцип справедливого налогообложения закрепляется в странах арабского мира на конституционном уровне.

В частности, Основной низам правления Саудовской Аравии от 27 шаабан 1412 г. закрепляет в ст. 20, что все налоги и сборы должны

быть установлены только на основе принципа справедливости и лишь тогда, когда это необходимо [7]. Конституция Королевства Бахрейн от 14 февраля 2002 г. с поправками 2012 г. [8] в ст.15 устанавливает принцип справедливости в качестве основополагающего принципа налогообложения. Аналогичные положения содержит и ст.28 Конституции Ирака от 15 октября 2005 г., согласно которой лица с низкими доходами освобождаются от уплаты налогов, с тем чтобы гарантировать им поддержание необходимого минимального прожиточного уровня, что регулируется законом [5]. Принцип справедливости является одним из основополагающих и в Кувейте, ему посвящены ст.7, 20, 22, 24, 25, 48 Конституции от 11 ноября 1962 г., в вопросах налогообложения, национальной экономики и взаимоотношений в обществе и государстве [6]. Так и в Тунисе современная налоговая система, предусмотренная ст. 10 Конституции 2014 г., должна быть справедливой и равной.

Однако не зря за Тунисом закрепляется статус самого прогрессивного государства Арабского Востока. Отдельные положения тунисской конституции являются новаторскими, в том числе и в мировом масштабе. Так, всё та же ст. 10 обязует государство создать эффективный механизм, обеспечивающий сбор налогов и борьбу с уклонением от уплаты налогов и налоговым мошенничеством. Государство призвано обеспечить надлежащее управление публичными финансами, принимать необходимые меры, чтобы эти средства были потрачены в соответствии с приоритетами национальной экономики, запретить коррупцию.

Право законодательной инициативы в отношении финансовых законов закреплено за главой правительства. Дело в том, что согласно ст. 65 в форме обычного закона принимаются законопроекты в сфере налогообложения, налоговых ставок и порядка взимания налогов, денежной эмиссии, кредитов и иных финансовых обязательств государства; финансовые законы, законы о закрытии бюджета и ратификации планов развития. Бюджетные отношения регулируются органическим законом о бюджете. Ст. 66 устанавливает основы бюджетного процесса, определяя сроки и полномочия Национальной ассамблеи и президента в отношении принятия бюджета и закона о его исполнении. Так, устанавливаются жёсткие сроки внесения проекта бюджета в парламент - до 15 октября, и его принятия Национальной ассамблеей - до 10 декабря. В течение двух дней после одобрения проекта бюджета парламентом президент может отправить на повторное рассмотрение законопроект в Национальную ассамблею, которая должна рассмотреть закон в течение трёх следующих дней.

Предусмотрена также возможность оспорить положения закона о бюджете в Конституци-

2 Ссылки даются на Коран в переводе И.Ю. Крачковского.

онном суде, который в течение пяти дней должен дать своё заключение. В случае несоответствия закона о бюджете конституции, он передаётся на доработку в Управление президента, а затем в Национальную ассамблею в течение двух дней. Парламент рассматривает закон о бюджете в течение трёх дней с момента получения заключения Конституционного суда. В случае если Конституционный суд не выявит нарушений в конституционности закона о бюджете или если сроки обращения в суд были нарушены, президент обнародует закон о бюджете в течение двух дней. В любом случае конституция предусматривает крайний срок обнародования закона о бюджете - 31 декабря. Если же этот срок не будет соблюден, конституция допускает исполнение расходной части бюджета квартальными траншами на основании декретов президента.

Законодательные полномочия Национальной ассамблеи распространяются и на ратификацию международных договоров финансового характера (ст.67). Существенное внимание Конституция 2014 г. уделяет вопросам финансового контроля. Так, ст. 117 устанавливает системы финансовой юстиции, состоящей из Счётной палаты и её органов. За Счётной палатой закрепляются полномочия по проверке надлежащего управления публичными финансами в соответствии с принципами законности, эффективности и прозрачности. Контроль осуществляется за бухгалтерами государственных организаций. Необходимо отметить, что Счётная палата Туниса обладает юрисдикционными полномочиями, которые выражаются в возможности налагать санкции на нарушителей норм бюджетного законодательства. Кроме того, Счётная палата является вспомогательным органом законодательной и исполнительной власти в вопросах контроля за исполнением бюджета и закрытием бюджетных счетов. Годовой отчёт Счётной палаты направляется президенту республики, Национальной ассамблее, главе правительства и президенту Высшего совета магистратуры. Годовой отчёт подлежит опубликованию.

Одним из требований Второй жасминовой революции было усиление борьбы с коррупцией. Как отмечено выше, ст. 10 санкционировала запрет коррупции. Но одного запрета, пусть и закреплённого в конституции, мало для эффективной борьбы с этим явлением. Поэтому ст. 130 Конституции 2014 г. предусмотрено создание специального органа по надлежащему управлению и борьбе с коррупцией. В его задачи входит осуществление надлежащего управления, запрет и борьба с коррупцией, гарантия выполнения этих задач, всестороннее содействие в реализации политики надлежащего управления и борьбы с коррупцией и обеспечение принципов прозрачности, полноты и подотчётности публичных счетов.

Этот орган призван выявлять факты коррупции в государственном и частном секторе.

В круг его полномочий входит проведение расследований и проверок по фактам коррупции и передача их результатов соответствующим органам. Любой проект закона в сфере борьбы с коррупцией подлежит обязательному предварительному рассмотрению данным органом, также ему предоставляется право давать свои заключения на нормативные акты в сфере борьбы с коррупцией. Конституция устанавливает основные принципы формирования данного органа: состоит из независимых, нейтральных, честных и компетентных членов, срок полномочий которых составляет шесть лет, с обновлением на треть каждые два года.

Не обошла конституция своим вниманием и статус местных финансов. Так, местные органы власти обладают финансовой автономией согласно ст. 132, имеют собственные средства, а также трансферты из государственного бюджета (ст. 135). Назначение данных средств - финансирование задач и функций органов местного самоуправления. Любая передача полномочий государства местным органам должна сопровождаться трансфертом соответствующих ресурсов. Закрепляется принцип самостоятельности местных органов в вопросах бюджетных прав в рамках принципов добропорядочного управления и справедливости (ст. 137).

Также нельзя не отметить, что новая тунисская конституция уделяет особое внимание социальным правам граждан, провозглашая и гарантируя право на обязательное бесплатное образование до 16 лет, на бесплатное здравоохранение, на научные исследования. Кроме того, государство защищает инвалидов от дискриминации, предоставляя право на пособие по инвалидности в зависимости от характера инвалидности, и обеспечивает полную интеграцию в общество (ст. 48). Таким образом, бюджет Туниса носит социальную направленность, и здесь следует особо подчеркнуть, что положения главы 2 Конституции носят отнюдь не декларационный характер. Уже на протяжении многих десятилетий в Тунисе сформировался эффективный механизм реализации данных положений конституции, в связи с чем эти статьи следует воспринимать уже как констатацию реальности и подтверждение продолжения курса на гармоничное развитие человека и эффективную финансовую политику.

В заключение хотелось бы отметить, что развитие конституционных основ финансового права в Тунисе всегда носило явно социальный характер. Начиная с Основного Пакта 1857 г. и вплоть до Конституции 2014 г. государство считало основной своей задачей расширение правовой сферы человека, признание за ним полного объёма прав и свобод, искоренение всех форм дискриминации и создание прочных финансовых основ для благополучного развития тунисского общества.

Список литературы

1. La Constitution de la République Tunisienne Loi n° 59-57 du 1er juin 1959 http://www.iort.gov.tn.

2. La Constitution du 26 avril 1861. http://mjp.univ-perp.fr/constit/tn1861.htm.

3. La Constitution française du 4 octobre 1958: http://www.legifrance.gouv.fr.

4. Pacte fondamental tunisien (10 septembre 1857) http://mjp.univ-perp.fr/constit/tn1857.htm.

5. IJ^ùjj ijji^? J^jj^'i IJ£ jIj IJ^JjIJ^ http://perleman.org, ijj^^jj IJ^j^^^.: http://www.pm.gov.kw.

6. IJo^-If IJ'o-Io^ JJ^?: http://www.shura.gov.sa.

7. J^^jj ??J^s IJ^j^j http://www.legalaffairs.gov.bh.

8. jIùjù ¿JJ 6 J^O'i 2011 IJ?jjè ^^ 16 J^^?^j 2011 ^¿Jj ^IJ^ù^? IJ?jj^ JJ^J^ . http://www.iort.gov.tn.

9. J^jjj IJ^jù^^'i 26/01/2014 http://www.anc.tn г.

Об авторе

Рыжкова Екатерина Александровна - к.ю.н., доцент кафедры административного и финансового права МГИМО(У) МИД России. Член Научно-консультативного совета по правовым вопросам Федеральной службы финансового-бюджетного надзора www.rosfinnadzor.ru. Автор ряда статей по финансовому праву зарубежных стран, мусульманскому семейному праву, истории государства и права. E-mail: [email protected].

FORMATION AND DEVELOPMENTOF CONSTITUTIONALBASISFINANCIAL LAWOF

TUNISIA

E.A. Ryzhkova

Moscow State Institute of International Relations (University), 76 Prospect Vernadskogo, Moscow, 119454, Russia

Abstract: In January 2014 Tunisia adopted a new constitution that was designed to consolidate the achievements of the "Arab Spring". A thorough analysis of the constitutional changes Tunisia has undergone in the early twenty-first century, including the changes in the financial law, provides a key to the better understanding of to the future evolution of other Muslim countries, that are yet to catch up in terms of the state legislature and integration patterns with the international community. The historic development of the constitutional law in Tunisia begun with the passing of the Fundamental Pact of Tunisia in 1857 and the Tunisian Constitution in 1861, which also was the first constitution in the Arab world that regulated the political foundations of the Tunisian society, the legal status of the Bey, the ground rules of formation of the authoritative bodies, their relationships, as well as the most important issues of financial rights: civil list, the funding of the state apparatus, the fundamental principals of the budgetary law and the budget processes, the principles of taxation.

After the liberation from the French protectorate in 1959, Tunisia adopted the new Constitution of Tunisia, however, its provisions largely replicated the French Constitution of 1958. The coup of January 14 2011 led to major changes in Tunisian society, which resulted in the adoption of the "Small Constitution", however, this document was designed to settle political relations in the country, as for the financial issues, the "Small Constitution" barely touched upon them. Therefore, in October 2011Tunisian authorities convened the Constituent Assembly that drafted a new Constitution of Tunisia that was adopted on 26 January 2014. The principal achievement of this constitutions is the significant expansion of the rights and freedoms of Tunisian citizens. In addition, the new Constitution provides a set of regulations to the financial matters, delivering a mixture of the best practices of the Western legal school with the fundamental principles of Islamic law, primarily the principle of equity. Certain aspects of this Constitution are know-hows even in terms of international law standards, especially if we are talking about combating tax fraud and corruption, which was one the principal requirements of the second Jasmine Revolution. It should be noted that the provisions of the Constitution do not bear declarative character. An effective mechanism for the implementation of the provisions of the Constitution has been forming for decades in Tunisia, and therefore, the new norms should be taken as real measure that pursuit the harmonious development of men and effective fiscal policy in Tunisia.

Thus, since the Fundamental Pact in 1857and until the Constitution of2014 the Tunisian state pursuits the recognition and expansion of men's rights and freedoms, the elimination of all forms of discrimination and the creation of a sound financial foundation for the successful development of Tunisian society.

Key words: Tunisia, Constitution of Tunisia 1861, the Constitution of Tunisia 2014, the Arab

Spring, protectorate, Dustour, the principle of fairness, medjba, zakyat, fraud, corruption.

References

1. La Constitution de la République Tunisienne Loi n° 59-57 du 1er juin 1959. Available at: http://www.iort. gov.tn (accessed 13 March 2014). (In French)

2. La Constitutiondu 26 avril 1861. Available at: http://mjp.univ-perp.fr/constit/tn1861.htm (accessed 13 March 2014). (In French)

3. La Constitution française du 4 octobre 1958. Available at http://www.legifrance.gouv.fr (accessed 13March 2014). (In French)

4. Pactef ondamental tunisien (10 septembre 1857). Available at: http://mjp.univ-perp.fr/constit/tn1857.htm (accessed 13 March 2014). (In French)

5. IJ^^jjIJjI^J^jj^siJ^jljlJUi^jlJ^ The Iraqi Federal Constitution 2005. Available at: http://perleman. org (accessed 13 March 2014). (In Arabic)

6. IJj^Cjjj IJdij^Cj^ Constitution of Kuwait 1962. Available at: http://www.pm.gov.kw (accessed 13 March 2014). (In Arabic)

7. IJo^IJioIo^JJc^ The Basic Law of Saudi Arabia 1992. Available at: http://www.shura.gov.sa (accessed 13 March 2014). (In Arabic)

8. ^¿jjj jYjM'i IJm^j^O Constitution of Bahrain 2002. Available at: http://www.legalaffairs.gov.bh (accessed 13 March 2014). (In Arabic)

9. jIojO^io^o1^^ 6 JoO 2011 IJfjjc^1^ 16 2011 ^^¿Jj^IJ^o^fIJfjj^JJ^J^Utfj^. Loi constituante n° 2011-6 du 16 décembre 2011, relative à l'organisation provisoire des pouvoirs publics. Available at: http://www.iort.gov.tn (accessed 13 March 2014). (In Arabic)

10. Jo^jjIJ^jj^'àIJ^joo^'à 26/01/2014 Constitution of the Republic of Tunisia 2014. Available at: http:// www.anc.tn (accessed 13 March 2014). (In Arabic)

About the author

Ekaterina A. Ryzhkova - Ph.D., Associate Professor of Administrative and Financial Law Department of Moscow

State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of Russia. Specializes on

Russian and International Financial Law, Finance Law in Africa, Muslim Law (Mohammedan Law), fluent in French

and Swedish. Member of the Scientific Advisory Board on legal matters in the Federal Service for Financial and

Budgetary Oversight. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.