Научная статья на тему 'Становление и развитие кафедры «Организация производства и управления» в Омском политехническом институте в 1989-1992 годах: зарождение системы образования в сфере менеджмента в ОмПИ'

Становление и развитие кафедры «Организация производства и управления» в Омском политехническом институте в 1989-1992 годах: зарождение системы образования в сфере менеджмента в ОмПИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕНЕДЖМЕНТ / ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ МЕНЕДЖМЕНТА / UNIVERSITY DEGREE / MANAGEMENT / EDUCATION IN THE FIELD OF MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернявский Дмитрий Иванович, Двойнев Андрей Валерьевич

На основании анализа комплекса использованных источников сделан вывод о наличии системного подхода в становлении и развитии системы управленческого образования в условиях нестабильности окружающей политической и социально-экономической обстановки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The establishment and development of the department «Production and Management» in Omsk Polytechnic Institute in 1989-1992: initiation of education system in the field of management in OmPI

Based on the analysis of the different sources it is concluded that there is a systematic approach in the development of management education in unstable political environment and the socioeconomic environment.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие кафедры «Организация производства и управления» в Омском политехническом институте в 1989-1992 годах: зарождение системы образования в сфере менеджмента в ОмПИ»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

уДК 378.096 [09) (571.13) д. и. ЧЕРНЯВСКИЙ

А. В. ДВОЙНЕВ

Омский государственный технический университет

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КАФЕДРЫ «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА И УПРАВЛЕНИЯ» В ОМСКОМ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ В 1989-1992 ГОДАХ: ЗАРОЖДЕНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ МЕНЕДЖМЕНТА В ОмПИ

На основании анализа комплекса использованных источников сделан вывод о наличии системного подхода в становлении и развитии системы управленческого образования в условиях нестабильности окружающей политической и социально-экономической обстановки.

Ключевые слова: высшее образование, менеджмент, образование в сфере менеджмента.

К настоящему времени назрела необходимость ходом к двухуровневой системе образования, вне-выявить общие тенденции развития экономическо- дрением ЕГЭ и т.д.), подогревают неослабевающий го и управленческого образования в нашей стране. интерес к истории становления и развития отече-Череда реформ, почти непрерывно осуществляе- ственной системы образования для подтверждения мых в Российской Федерации с 1991 года (в том преемственности и системности в развитии образо-числе и продолжающаяся реформа отечественной вательного процесса, который представляет собой системы образования, сопровождающаяся пере- крайней сложное и многомерное явление [1—4].

В рамках данной статьи представляется необходимым дать общую характеристику истории становления кафедры «Организация производства и управления», на базе которой осуществлялось дальнейшее развитие образования управленческого профиля в первой половине 1990-х годов в Омском государственном техническом университете. Представляется необходимым рассмотреть историю развития этой кафедры в период с 1989 года по 1992 год, для того чтобы определить, как приспосабливался коллектив кафедры к постоянно изменяющимся условиям внешней среды, ведь именно в эти годы в нашей стране начались печально известные глобальные социально-экономические и политические реформы. В качестве предмета исследования рассматриваются особенности деятельности кафедры «Организация производства и управления».

Выпускающая кафедра «Организация производства и управления» Омского политехнического института, образованная в Омском политехническом институте в декабре 1989 года при вечернем специальном факультете переподготовки кадров (СПФК), имеет длительную историю становления. В монографии В. Д. Полканова «ОмГТУ: войной рожденный» упоминается, что СПФК, при котором была образована кафедра, был открыт в ОмПИ в 1988 году [2, с. 449]. У истоков образования кафедры стояли А. Я. Барышников, Н. В. Свинтицкий, Ф. М. Зе-меров. Заведующим новой кафедрой ОмПИ был назначен А. Я. Барышников. С августа 1955 года по декабрь 1968 года А. Я. Барышников работал на машиностроительном заводе, на котором прошёл путь от помощника мастера до заместителя главного специалиста. После окончания аспирантуры на кафедре «Экономика и организация производства» Московского станкостроительного института в 1971 году он начал свою трудовую деятельность в Омском политехническом институте на должностях ассистента, старшего преподавателя, доцента, а затем в течение десяти лет заведовал кафедрой «Экономика и организация производства». В период с 1971 года по 1991 год А. Я. Барышниковым было опубликовано 117 научных и учебно-методических работ. А. Я. Барышников принимал самое активное участие в экономическом воспитании студентов в процессе учебной работы, работников промышленных предприятий — через участие в деятельности научных технических и экономического обществ, он являлся председателем секции экономики ОП ВНЭО машиностроителей и ОП ВНЭО им. А. С. Попова, председателем секции ОП ВНЭО «Экономика научно-технического прогресса».

К 1992 году в Омском регионе только в Омском политехническом институте готовили инженеров-организаторов производства. Дело в том, что по многочисленным заявкам предприятий г. Омска уже в 1986 году в ОмПИ была открыта вечерняя (ускоренная) форма обучения по специальности 07.16 «Организация производства», а в 1991 году был утвержден первый план набора 25 студентов на дневную форму обучения1. Согласно заключению Государственной инспекции по аттестации учебных заведений, составленному после проверки состояния инженерно-экономической подготовки в ОмПИ (проверка проводилась с 26 марта 1992 г. по 4 апреля 1992 г.), было признано, что специальность «Организация производства» готова к переходу на многоуровневую систему подготовки специалистов. Также в этом заключении отмечалось, что основой системы формирования контингента

студентов являются договора с предприятиями (по вечерней форме обучения эта система охватывала 100% студентов), а для студентов дневной формы обучения активно внедрялась индивидуальная целевая (конт-рактная) подготовка. При этом уровень усвоения студентами учебного материала был оценен как положительный: в ходе тестирования, которым было охвачено 98% студентов, обучавшихся по специальности «Организация производства» (группы ВСП-418, ВСП-428, ВСП-438), по таким дисциплинам, как «Организация производства», «Заработная плата», «Планирование и внутрипроизводственный хозрасчет», — положительные результаты получили 100% студентов.

В то же время в развитии кафедры были и определенные трудности, наличие которых руководство осознавало и предпринимало шаги по их решению. Так, по состоянию на 1992 год кафедра еще не была полностью укомплектована кадрами ППС. Именно поэтому осуществлялся постоянный поиск и отбор преподавателей, при этом предпочтение отдавалось тем претендентам, которые имели практический опыт организационно-управленческой деятельности или же владели методикой преподавания социально-гуманитарных дисциплин, необходимых управленцам. В мае 1991 года переводом с кафедры философии был принят на кафедру «Организация производства и управления» в качестве старшего преподавателя О. М. Рой. При обсуждении кандидатуры О. М. Роя на заседании кафедры доцент Н. В. Свинтицкий отдельно отметил, что О. М. Рой «владеет курсами политологии, социологии, риторики, которые нужны управленцам, особенно для перепод-готовки»2. В апреле 1992 года был принят на кафедру в качестве старшего преподавателя В. В. Проскурин. При этом отдельно было отмечено, что В. В. Проскурин имеет стаж практической работы на предприятии «Омскшина» в качестве экономиста и старшего экономиста 10 лет3.

Другой важной проблемой в условиях фактического развала системы высшего образования в нашей стране была организация повышения квалификации сотрудников кафедры. Здесь также можно увидеть попытки коллектива кафедры на системной основе решить и эту проблему. В 1990 году преподаватель кафедры Н. В. Свинтицкий прошёл трехмесячную стажировку в Германии, в Штутгартском университете. В период с 1.11.1991 по 19.11.1991 гг. на стажировку на завод «Омский автобусный завод» были отправлены А. Я. Барышников и И. Н. Квасов, а на пивной завод «Омский» — А. П. Ракитин.

К 1991 году преподавательский штат кафедры «Организация производства и управления» насчитывал 7 человек (2 доцента, 2 и.о. доцента, 2 старших преподавателя, 1 ассистент) и 3 совместителя. В организации и проведении учебно-практических занятий участвовали специалисты промышленных предприятий, НИИ, КБ (генеральный директор НПО МКТ, к.т.н., А. К. Грезин, директор ОЗПМ, А. К. Мартынов и др.). Так, в разработке квалификационной характеристики инженера-организатора производства специальности «Организация производства» помимо профессорско-преподавательского состава кафедры, возглавляемого заведующим кафедрой, к.т.н., доцентом А. Я. Барышниковым, также приняли участие А. К. Мартынов, директор Омского завода подъемных машин; А. В. Молтени-нов, главный экономист ПО «Омский агрегатный завод»; Ю. В. Олюнин, заместитель генерального директора ПО им. А. С. Попова4. В характеристике,

в частности, указывалось, что инженер-организатор готовится для производственной и организационно-управленческой деятельности в производственных подразделениях, лабораториях, отделах на предприятиях, в научных и проектных организациях машиностроительного комплекса. Кроме того, добавлялось, что будущий специалист помимо общенаучных, общественных и специальных дисциплин должен в совершенстве знать содержание таких общеинженерных и специальных инженерных дисциплин, как материаловедение и технология конструкционных материалов, автоматизация и механизация производственных процессов, охрана труда и основы экологии, оборудование машиностроительных предприятий и технология машиностроения. При этом выпускник по специальности «Организация производства» должен уметь: 1) проектировать производственные системы, процессы, производственные и организационные структуры предприятий и подразделений; 2) выполнять технико-экономический анализ, обобщать результаты анализа и обосновывать принимаемые варианты решений; 3) производить оценку социально-экономической эффективности организационно-технических и других видов мероприятий; 4) ориентироваться в новых условиях действия рыночных отношений, в выборе новых форм хозяйствования, и т.д.5.

В 1991 году в Омском политехническом институте был образован факультет экономики и управления. В состав факультета помимо таких кафедр, как «Политическая экономия» (заведующий кафедрой д.э.н. профессор П. Я. Стрелец), «Экономика и организация производства» (заведующий кафедрой к.э.н. доцент А. И. Ковалев), вошла и кафедра «Организация производства и управления» (заведующий кафедрой к.т.н. доцент А. Я. Барышников), ранее находившаяся в составе спецфакультета переподготовки кадров6. Кроме того, в рамках специальности «Организация производства» было решено образовать специализацию «Организация предпринимательской деятельности», а для обеспечения учебного процесса по этой специализации в составе кафедры «Организация и управление производством» было решено организовать секцию «Управление персоналом и предпринимательством».

В то время основная материально-техническая база кафедры (помещения, оборудование), так же как и деканат ФЭУ, располагалась в восьмом корпусе ОмПИ. Уже в то время сотрудники кафедры из числа профессорско-преподавательского состава активно вели научно-исследовательскую деятельность: работали над диссертациями, разрабатывали учебно-методические пособия, повышали профессиональную квалификацию, корректировали рабочие программы, осуществляли научное руководство дипломным проектированием студентов7.

В условиях начавшихся глобальных социально-экономических реформ, затронувших и сферу высшего профессионального образования, коллективу кафедры удалось наладить учебный процесс, сделав систему подготовки инженеров-организаторов многоуровневой и более разветвленной, более со-

держательной. Можно выделить следующие причины успешной деятельности коллектива кафедры. Во-первых, изначально был выбран правильный приоритет — опора при формировании коллектива на инженеров-практиков и экономистов, имевших за плечами опыт работы на реальном производстве. Во-вторых, коллектив кафедры на системной основе осуществлял взаимодействие с предприятиями Омского региона (например, при разработке квалификационной характеристики инженера-организатора производства). В-третьих, на систематической основе осуществлялась переподготовка профессорско-преподавательского состава кафедры, что в условиях глобальных изменений в социально-экономической жизни страны было очень актуальным.

Примечания

1 Выписка из протокола № 12 от 26 апреля 1991 г. заседания ученого совета Омского политехнического института.

2 Протокол заседания кафедры «Организация производства и управления» ОмПИ от 27.05.1991 г.

3 Протокол заседания кафедры «Организация производства и управления» ОмПИ от 03.03.1992 г.

4 Протокол заседания кафедры «Организация производства и управления» ОмПИ от 15 апреля 1991 г.

5 Квалификационная характеристика инженера-организатора производства. Специальность 07.16. Протокол заседания кафедры «Организация производства и управления» Омского политехнического института от 15.04.1991 г.

6 Приказ по ОмПИ № 124 от 01.10.1991 г.

7 Протокол заседания кафедры «Организация производства и управления» ОмПИ от 31.11.1992 г.

Библиографический список

1. Корицкий, Э. Б. Научный менеджмент: российская история / Э. Б.Корицкий, Г. В. Нинциева, В. Х. Шетов. — СПб., 1999. - 384 с.

2. Полканов, В. Д. Омский государственный технический университет: войной рожденный (1942-2009 гг.) : моногр. / В. Д. Полканов ; под ред. В. В. Шалая, 2010. - 578 с.

3. Шетов, В. Х. Основные направления российской экономической мысли в области научной организации труда и управления производством : дис. ... д-ра экон. наук / В. Х. Шетов. - СПб., 1999. - 349 с.

4. Полканов, В. Д. История высшего образования в России : курс лекций для студентов очной и заочной форм обучения / В. Д. Полканов. - Омск, 2008. - 117 с.

ЧЕРНЯВСКИЙ Дмитрий Иванович, доктор технических наук, профессор (Россия); заведующий кафедрой «Менеджмент».

ДВОЙНЕВ Андрей Валерьевич, кандидат исторических наук, доцент (Россия), доцент кафедры «Менеджмент».

Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 22.11.2013 г. © Д. И. Чернявский, А. В. Двойнев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.