Научная статья на тему 'Становление и развитие государственно-церковных отношений в России'

Становление и развитие государственно-церковных отношений в России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
255
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА / ПРАВОСЛАВИЕ / ФОРМА ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / БЕЗДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННЫЙ КРИЗИС / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кайгородцев Андрей Николаевич

В статье раскрываются актуальные вопросы государственно-церковных отношений в России, даётся пояснение причинам враждебного отношения большевиков к религии и церкви, и предлагаются выводы, которые необходимо сделать для дальнейшего развития взаимоотношений между Российским государством и Русской православной церковью из более чем полувековой истории социалистической государственности. Показаны причины роста народного интереса к религии и роста религиозности в силовых структурах страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие государственно-церковных отношений в России»

Ст

и

А.Н.

В статье раскрываются актуальные

в РРо^^с^л^^, п^г^^я^^^^&н^и^^ пх^^^^^ч^и^^^^^м. в^р^^^^^^дб^б^^^^г^) оо^^^нноо^^^е^н^^^я. б^о^^ь^^хев^^^сов

к религии и церкви, и предлагаются выводы, которые необходимо сделать <

религионости в силоаых структурах страны.

Ключевые слова: коммунистическая идеологическая доктрина, православие, ма общественного сознания, Русская православная церковь, бездуховность, ственный кризис, патриотическое воспитание, патриотизм.

«унистическая идеологическая выполнявшая в XX веке функцию °фициальног° ценностного морально-нравственного ориен<шра в обществе и обеспечивавшая легитимность политическому режиму СССР, потерпела в России серьезное поражение. И совершенно очевидно, что в условиях образовавшегося духовного вакуума значительная часть людей находит источники нравственности и эталоны деятельности в религиозной вере, особенно в христианстве1, символом и оплотом

которого тысячу лет назад стала Русская православная церковь (рпц) - одна из

крупнейших религиозных организаций в

РПЦ

социальный

институт, самая многочисленная среди православных автокефальных церквей религиозная организаци

прошедшая эволюции в и Совет-

длительный и сложный процессе развития ского государства.

Православная церковь оказала ное влияние на становление и

ние государственной власти, особенно в первые века христианства на Руси3. Так, известный русский историк, В.О. чевский, писал, что церковь того да «... являлась сотрудницей и нередко даже руководительницей мирской дарственной власти в устроении ства и поддержании государственного порядка»[1].

Само принятие христианства было актом, прежде всего, политическим. Князем киевским Владимиром была избрана восточная модель христианства - православие, дающая, в конечном счете, пре-имущ»ество светскому правителю перед

духовным. Возможно, на результат^1 этого выбора оказало влияние геополитическое положение Руси, которое требовало мощного государства с необходимой военной силой для отпора нашествий со всех сторон.

Главная черта, отличающая : вие от других разновидностей : ства4, - это отождествление государств и церкви, гражданской и церковной жизни. В России это отождествление

1Хлистиеуство - одна из трех основных мировых религий, наряду с Буддизмом и

. в 1054 году, с выделением Католической (западной) и,

. (восточной) ветвей (авт.)

христианства на Руси в греко-православной форме, как государственной . . к 988 - 989 гг. (авт.)

. и Протестантизм, в 16 в. от Католицизма откололся Протестантизм (авт)

Кайгородцев Андрей Николаевич - соискатель кафедры истории Хабаровского пограничного института ФСБ России (г. Хабаровск). Тел.: (4212) 22 28 87

было осуществлено путем ния церкви в орудие государств стРУмент

тенденция стала проявляться в начале XVIII века, когда отношения ства и церкви окончательно лись по воле императора Петра I не-

в

государственную номенклатуру в

незначительными изменениями определена в исторической литературе

в

сти, церковных и религиозных ствах (20 января 1918 г. [2]. коренным образом изменил сущность

серьезно осложнил положение церк-

и права владеть церкви пунктов.

собственностью,

с

своего существования поставила чу - полное (с самой беспощадной

церкви и других религиозных конфессий. Эта установка лидеров большевиков ярко выражена в известном ле-

Строго секретно») от 19 г.: «...изъятие ценностей,

с беспощадной решительностью, условно ни перед чем не ясь и в

большее число представителей онной буржуазии и реакционного

1922

данного указания привела к ской дискриминации прав верующих, принудительному насаждению ного атеизма, изъятию церковных ностей и предметов культа,

РПЦ. В этот исторический период в мени в России царь воспринимался

политическая система, в целом, имела

После победы в России социалистической революции отношения молодого Советского государства и церк-

дух°венства.

к религии и церкви не случайно, а имеет глубокие корни в коммунистическом мировоззрении большевистских лидеров и теоретиков марксизма. По этому

Бердяев, писал: «Коммунистическое государство ... есть диктатура миросозерцания. Коммунистический строй ... требует принудительного единства мысли.

церкви и более всего на церковь славную, ввиду ее исторической роли. Коммунисты исповедуют щий атеизм, и они обязаны вести

не как социальная система, а как

религии и более всего христианской. Он сам хочет быть религией... Поэтому его столкновение с другими верованиями неизбежно».

Об этом замечательно сказали в своем послании 17 заточенных на Соловках архиереев РПЦ: «Церковь признает

отрицает. Церковь верит в живого Бога,

Его существования. Церковь дует любовь и милосердие - товарищество и беспощадность бы. Церковь внушает верующим

его гордостью. Церковь видит в гии животворящую си^ основу

го благополучия, счастья и здоровья на-

как на опиум, опьяняющий народы и расслабляющий их энергию, как источник бедствий и нищеты. Церковь хочет

уничтожения . При таком глубоком расхождении в самих основах

тоже самое, что категорически

Руководители РПЦ реально

в январе 1918 года, после разгона Учредительного собрания, православная церковь предала большевиков анафеме; в октябре 1918 г. патриарх Тихон обнародовал послание, в котором преобладали общегражданские мотивы, в нем прямо были на-

должны нести ответственность за повсеместный грабеж и насилие, за подавление гражданских свобод в той же мере, что и свободы духовной; в феврале 1922 г. патриарх Тихон назвал голод «бедствием, обрушившимся на землю нашу за наши беззакония».

Проводимые большевиками приятия по разгрому РПЦ были нены реализации главной цели - создать духовную основу для удержания власти и реализации своих политических уста-

гиозных институтов и невмешательства в дела последних; религиозные инсти-

но ыерковь от общества - нельзя!; саам принцип отделения церкви от ства не должен трактоваться но. Во всем цивилизованном мире, где он провозглашен, этот принцип ет не только разграничение ции, но и взаимодействие между ними, и тесное сотрудничество.

В Законе РФ «О свободе даний» эти уроки теперь в ной степени учтены.

С ростом религиозности в ной России многие связывают

нравственного кризиса, охвативших общество. Внутренняя потребность лю-

общественного бытия нередко ствует тому, что они обращаются к ре-

ценностей.

Религия в наши дни все больше вы-

Церкви был практически

структуры

реализован К

1939 г. в СССР оставались ми около 100 храмов из 60000

на них р НКВД были сфабрикованы «показания» для ареста, который мог изойти в

позитивные изменения ной церковной политики и ление церковной жизни начались ко во время Великой Отечественной войны 19Р1 - 19Р5 гг. Практически до 90-х годов прошлого века религиозные конфессии и верующие, в той или иной степени, подвергались притеснениям и

государства.

Какие выводы должны извлечь Российское государство и РПЦ из более чем полувековой истории социалистической государственности? Церковь не долж-

палптических задач, а государство, в

принципам разделения светских и

и фанатизма, а больше в качестве своеобразного морально-нравственного регулятора, поборника социальной спра-

в

обустройства на этих началах земного бытия людей. Заметна явная тяга людей к жизни, основанной на правилах, выработанных человечеством несколько тысячелетий тому назад и дошедших

Талмуд источники.

Немаловажное значение имеет рическая традиция. Патриотическая деятельность РПЦ в кризисные и

общества (в первую очередь вание Российского госудзрствз., о бождение от татаро-монгольского

ига,

ему выстоять. Историческая память народа запечатлела эту прогрессивную деятельность церкви, и сегодня, в кризисное время, многие вновь обращаются к

на полезные и добрые - духовные и циальные - деяния для народа.

Происходящие в стране ] ния, несомненно, находят свое ние и в силовых структурах.

и к

структур и церкви. О крахе в силовых

сдавшего свои позиции в умах

в 2009 г. верующими в Сухопутных йсках РФ назвали себя 63%

Среди причин роста интереса нослужащих к религии можно выд следующие:

во-первых, чрезвычайность ной ситуации, способствующей возникновению и распространению во всех слоях российского общества и в силовых структурах богоискательских тенденций, восприятию людьми и военнос-

и ценностей;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

во-вторых, возможность и ность церкви брать на себя

людей к сплочению, единению и, мируя в их глазах представления о себе как о субъекте самых высоких принципов патриотизма, нравственности, ду-

критика и преуменьшение значимости атеистических идей, в результате чего ослабло, а затем вооб-

воспитание. В настоящее время в : существует;

в-четвертых, полученные ством возможности использовать ства массовой информации

в пропаганде религиозных взглядов

иозрождении Ро ссии;

в-пятых, совершенствование госу-

обеспечивающей реализацию па свободы совести и дающей простор для активизации деятельности озных организаций и усиления их ния на социально-политические туты, включая и силовые структуры; в-шестых, призывы церковных ]

рархов к милосердию

и

и культуре, к решению всех социальных проблем только мирными средствами и на основе взаимопонимания, что способствует популяризации религии в условиях роста напряженности и противостояния в

в отношениях между церковью и выми структурами дает возможность утверждать следующее:

во-первых, представители духовенства придают этой связи настолько исключительно важное значение, что вы-

и

видится через соединение боевой мощи силовых струкгур страны с силой церкви;

церкви и силовых структур наметилась

практические шаги. Вместе с тем, ко-

права военнослужащих на свободу совести и вероисповедания, в интересах боеготовности и боеспособности мится четко разграничить сферы модействия с церковью и ми организациями.

В свою очередь, священнослужители в вопросе контактов с силовыми структурами ^тепгаруютс^ в основном, на удовлетворение инд лигиозных потребностей щих, но нацелены на значительное рас-в будущем своего влияния в силовых структурах.

В-третьих, процесс смены в обществе и в силовых структурах ценност-

проблему неукоснительного соблюдения

Не взирая на мировоззренческие личия, общим для них может быть

жение достоинства и духовного выбора личности, развитие у нее благородных помыслов и устремлений, любви к I нему, патриотизма и готовности щать Отечество.

Политическое руководство страны и руководство РПЦ проявляют серьезную обеспокоенность массированной

общество со стороны западных

и

оккультизма. В этих условиях решение проблемы спасения страны,

крепким духовным

Лит.ера.тура и источники:

1. Ключевский, В. О. Устав

9-ти т.. - М, 1989. - Т. 1. - С. 256.

2. Алексеев, В. Л. Иллюзия и догмы / В. А. Алексеев. - М, 1991. - С. 26 - 27.

3. Архивы Кремля.. В 2-х кн.. - Кн. 1. Политбюро и Церковь. 1922 - М. - Новосибирск, «Сибирский

1997 г. - Стр. 143.

ЪЯЛПО ЛХ.11Л тту*\арр!■ 1 црттттт ту ттрттттллтртт

ти^лдьии нравийсиныл

и

- С. 152. в 5. П. Брянцев. с Интерфакс--

2009, 10 июня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.