Ст
и
А.Н.
В статье раскрываются актуальные
в РРо^^с^л^^, п^г^^я^^^^&н^и^^ пх^^^^^ч^и^^^^^м. в^р^^^^^^дб^б^^^^г^) оо^^^нноо^^^е^н^^^я. б^о^^ь^^хев^^^сов
к религии и церкви, и предлагаются выводы, которые необходимо сделать <
религионости в силоаых структурах страны.
Ключевые слова: коммунистическая идеологическая доктрина, православие, ма общественного сознания, Русская православная церковь, бездуховность, ственный кризис, патриотическое воспитание, патриотизм.
«унистическая идеологическая выполнявшая в XX веке функцию °фициальног° ценностного морально-нравственного ориен<шра в обществе и обеспечивавшая легитимность политическому режиму СССР, потерпела в России серьезное поражение. И совершенно очевидно, что в условиях образовавшегося духовного вакуума значительная часть людей находит источники нравственности и эталоны деятельности в религиозной вере, особенно в христианстве1, символом и оплотом
которого тысячу лет назад стала Русская православная церковь (рпц) - одна из
крупнейших религиозных организаций в
РПЦ
социальный
институт, самая многочисленная среди православных автокефальных церквей религиозная организаци
прошедшая эволюции в и Совет-
длительный и сложный процессе развития ского государства.
Православная церковь оказала ное влияние на становление и
ние государственной власти, особенно в первые века христианства на Руси3. Так, известный русский историк, В.О. чевский, писал, что церковь того да «... являлась сотрудницей и нередко даже руководительницей мирской дарственной власти в устроении ства и поддержании государственного порядка»[1].
Само принятие христианства было актом, прежде всего, политическим. Князем киевским Владимиром была избрана восточная модель христианства - православие, дающая, в конечном счете, пре-имущ»ество светскому правителю перед
духовным. Возможно, на результат^1 этого выбора оказало влияние геополитическое положение Руси, которое требовало мощного государства с необходимой военной силой для отпора нашествий со всех сторон.
Главная черта, отличающая : вие от других разновидностей : ства4, - это отождествление государств и церкви, гражданской и церковной жизни. В России это отождествление
1Хлистиеуство - одна из трех основных мировых религий, наряду с Буддизмом и
. в 1054 году, с выделением Католической (западной) и,
. (восточной) ветвей (авт.)
христианства на Руси в греко-православной форме, как государственной . . к 988 - 989 гг. (авт.)
. и Протестантизм, в 16 в. от Католицизма откололся Протестантизм (авт)
Кайгородцев Андрей Николаевич - соискатель кафедры истории Хабаровского пограничного института ФСБ России (г. Хабаровск). Тел.: (4212) 22 28 87
было осуществлено путем ния церкви в орудие государств стРУмент
тенденция стала проявляться в начале XVIII века, когда отношения ства и церкви окончательно лись по воле императора Петра I не-
в
государственную номенклатуру в
незначительными изменениями определена в исторической литературе
в
сти, церковных и религиозных ствах (20 января 1918 г. [2]. коренным образом изменил сущность
серьезно осложнил положение церк-
и права владеть церкви пунктов.
собственностью,
с
своего существования поставила чу - полное (с самой беспощадной
церкви и других религиозных конфессий. Эта установка лидеров большевиков ярко выражена в известном ле-
Строго секретно») от 19 г.: «...изъятие ценностей,
с беспощадной решительностью, условно ни перед чем не ясь и в
большее число представителей онной буржуазии и реакционного
1922
данного указания привела к ской дискриминации прав верующих, принудительному насаждению ного атеизма, изъятию церковных ностей и предметов культа,
РПЦ. В этот исторический период в мени в России царь воспринимался
политическая система, в целом, имела
После победы в России социалистической революции отношения молодого Советского государства и церк-
дух°венства.
к религии и церкви не случайно, а имеет глубокие корни в коммунистическом мировоззрении большевистских лидеров и теоретиков марксизма. По этому
Бердяев, писал: «Коммунистическое государство ... есть диктатура миросозерцания. Коммунистический строй ... требует принудительного единства мысли.
церкви и более всего на церковь славную, ввиду ее исторической роли. Коммунисты исповедуют щий атеизм, и они обязаны вести
не как социальная система, а как
религии и более всего христианской. Он сам хочет быть религией... Поэтому его столкновение с другими верованиями неизбежно».
Об этом замечательно сказали в своем послании 17 заточенных на Соловках архиереев РПЦ: «Церковь признает
отрицает. Церковь верит в живого Бога,
Его существования. Церковь дует любовь и милосердие - товарищество и беспощадность бы. Церковь внушает верующим
его гордостью. Церковь видит в гии животворящую си^ основу
го благополучия, счастья и здоровья на-
как на опиум, опьяняющий народы и расслабляющий их энергию, как источник бедствий и нищеты. Церковь хочет
уничтожения . При таком глубоком расхождении в самих основах
тоже самое, что категорически
Руководители РПЦ реально
в январе 1918 года, после разгона Учредительного собрания, православная церковь предала большевиков анафеме; в октябре 1918 г. патриарх Тихон обнародовал послание, в котором преобладали общегражданские мотивы, в нем прямо были на-
должны нести ответственность за повсеместный грабеж и насилие, за подавление гражданских свобод в той же мере, что и свободы духовной; в феврале 1922 г. патриарх Тихон назвал голод «бедствием, обрушившимся на землю нашу за наши беззакония».
Проводимые большевиками приятия по разгрому РПЦ были нены реализации главной цели - создать духовную основу для удержания власти и реализации своих политических уста-
гиозных институтов и невмешательства в дела последних; религиозные инсти-
но ыерковь от общества - нельзя!; саам принцип отделения церкви от ства не должен трактоваться но. Во всем цивилизованном мире, где он провозглашен, этот принцип ет не только разграничение ции, но и взаимодействие между ними, и тесное сотрудничество.
В Законе РФ «О свободе даний» эти уроки теперь в ной степени учтены.
С ростом религиозности в ной России многие связывают
нравственного кризиса, охвативших общество. Внутренняя потребность лю-
общественного бытия нередко ствует тому, что они обращаются к ре-
ценностей.
Религия в наши дни все больше вы-
Церкви был практически
структуры
реализован К
1939 г. в СССР оставались ми около 100 храмов из 60000
на них р НКВД были сфабрикованы «показания» для ареста, который мог изойти в
позитивные изменения ной церковной политики и ление церковной жизни начались ко во время Великой Отечественной войны 19Р1 - 19Р5 гг. Практически до 90-х годов прошлого века религиозные конфессии и верующие, в той или иной степени, подвергались притеснениям и
государства.
Какие выводы должны извлечь Российское государство и РПЦ из более чем полувековой истории социалистической государственности? Церковь не долж-
палптических задач, а государство, в
принципам разделения светских и
и фанатизма, а больше в качестве своеобразного морально-нравственного регулятора, поборника социальной спра-
в
обустройства на этих началах земного бытия людей. Заметна явная тяга людей к жизни, основанной на правилах, выработанных человечеством несколько тысячелетий тому назад и дошедших
Талмуд источники.
Немаловажное значение имеет рическая традиция. Патриотическая деятельность РПЦ в кризисные и
общества (в первую очередь вание Российского госудзрствз., о бождение от татаро-монгольского
ига,
ему выстоять. Историческая память народа запечатлела эту прогрессивную деятельность церкви, и сегодня, в кризисное время, многие вновь обращаются к
на полезные и добрые - духовные и циальные - деяния для народа.
Происходящие в стране ] ния, несомненно, находят свое ние и в силовых структурах.
и к
структур и церкви. О крахе в силовых
сдавшего свои позиции в умах
в 2009 г. верующими в Сухопутных йсках РФ назвали себя 63%
Среди причин роста интереса нослужащих к религии можно выд следующие:
во-первых, чрезвычайность ной ситуации, способствующей возникновению и распространению во всех слоях российского общества и в силовых структурах богоискательских тенденций, восприятию людьми и военнос-
и ценностей;
во-вторых, возможность и ность церкви брать на себя
людей к сплочению, единению и, мируя в их глазах представления о себе как о субъекте самых высоких принципов патриотизма, нравственности, ду-
критика и преуменьшение значимости атеистических идей, в результате чего ослабло, а затем вооб-
воспитание. В настоящее время в : существует;
в-четвертых, полученные ством возможности использовать ства массовой информации
в пропаганде религиозных взглядов
иозрождении Ро ссии;
в-пятых, совершенствование госу-
обеспечивающей реализацию па свободы совести и дающей простор для активизации деятельности озных организаций и усиления их ния на социально-политические туты, включая и силовые структуры; в-шестых, призывы церковных ]
рархов к милосердию
и
и культуре, к решению всех социальных проблем только мирными средствами и на основе взаимопонимания, что способствует популяризации религии в условиях роста напряженности и противостояния в
в отношениях между церковью и выми структурами дает возможность утверждать следующее:
во-первых, представители духовенства придают этой связи настолько исключительно важное значение, что вы-
и
видится через соединение боевой мощи силовых струкгур страны с силой церкви;
церкви и силовых структур наметилась
практические шаги. Вместе с тем, ко-
права военнослужащих на свободу совести и вероисповедания, в интересах боеготовности и боеспособности мится четко разграничить сферы модействия с церковью и ми организациями.
В свою очередь, священнослужители в вопросе контактов с силовыми структурами ^тепгаруютс^ в основном, на удовлетворение инд лигиозных потребностей щих, но нацелены на значительное рас-в будущем своего влияния в силовых структурах.
В-третьих, процесс смены в обществе и в силовых структурах ценност-
проблему неукоснительного соблюдения
Не взирая на мировоззренческие личия, общим для них может быть
жение достоинства и духовного выбора личности, развитие у нее благородных помыслов и устремлений, любви к I нему, патриотизма и готовности щать Отечество.
Политическое руководство страны и руководство РПЦ проявляют серьезную обеспокоенность массированной
общество со стороны западных
и
оккультизма. В этих условиях решение проблемы спасения страны,
крепким духовным
Лит.ера.тура и источники:
1. Ключевский, В. О. Устав
9-ти т.. - М, 1989. - Т. 1. - С. 256.
2. Алексеев, В. Л. Иллюзия и догмы / В. А. Алексеев. - М, 1991. - С. 26 - 27.
3. Архивы Кремля.. В 2-х кн.. - Кн. 1. Политбюро и Церковь. 1922 - М. - Новосибирск, «Сибирский
1997 г. - Стр. 143.
ЪЯЛПО ЛХ.11Л тту*\арр!■ 1 црттттт ту ттрттттллтртт
ти^лдьии нравийсиныл
и
- С. 152. в 5. П. Брянцев. с Интерфакс--
2009, 10 июня.