УДК 796.011.3
Становление и развитие физической культуры в Российском университете
транспорта (МИИТ)
Алиходжин Р.Р.1*, Сычев Г.С.1, Арбузов М.Н.2
1 Российский университет транспорта (МИИТ) г. Москва, Россия ORCID: 0000-0003-0397-3118, [email protected] ORCID: 0009-0003-732 7-2752, [email protected] 2Российский технологический университет - МИРЭА Москва, Россия
ORCID: 0009-0005-8450-9246, [email protected]
Аннотация: В статье рассматривается история становления физической культуры как учебного предмета в высшей школе - ФГАОУ ВО Российский университет транспорта (МИИТ). Подготовка квалифицированных специалистов транспортной отрасли невозможна без постоянного внимания их физического совершенствования, поэтому развитие физической культуры и спорта рассматривалось вузовскими коллективами как необходимая составная часть воспитания студенческой молодежи в высшей школе. В связи с этим представляется весьма важным и актуальным проанализировать тенденции развития системы физического воспитания студентов конкретного вуза, чтобы в дальнейшем определить пути ее совершенствования. Цель работы - рассмотреть основные этапы становления физической культуры как учебного предмета в Российском университете транспорта (МИИТ). Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной литературы, ретроспективный анализ, сжатие информации, аналитическое сопоставление. Научная новизна: проведен анализ основных этапов становления и развития физического воспитания в Российском университете транспорта (МИИТ). Практическая значимость: данная работа может быть применена преподавателями физической культуры и спорта, тренерами, инструкторами-методистами для повышения образовательного процесса по предмету «Физическая культура и спорт» в университете. Результат. В статье приводятся результаты анализа становления и развития физической культуры как учебного предмета в Российском университете транспорта (МИИТ). Выделяются ключевые события, рассматриваются заметные педагогические заслуги преподавателей и тренерского коллектива. Приведены данные о спортивных достижениях студентов на городском, российском и международном уровнях. Заключение. Накопленный опыт, вклад научно-исследовательской и методической деятельности коллектива преподавателей, тренеров, инструкторов-методистов, несомненно, является бесценным для теории и практики физической культуры и спорта. Вместе с тем, привносит свою ключевую лепту в подготовку востребованных высококвалифицированных специалистов транспортной отрасли.
Ключевые слова: физическая культура, история кафедры, физическое воспитание студентов, педагогические и спортивные достижения.
Для цитирования: Алиходжин Р.Р.*, Сычев Г.С., Арбузов М.Н. Становление и развитие физической культуры в Российском университете транспорта (МИИТ). Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(3): 106-112.
Formation and development of physical culture at the Russian University of
Transport (MIIT)
Rustam R. Alikhodzhin1, Grigoriy S. Sychev1, Mikhail N. Arbuzov2
1Russian University of transport (MIIT) Moscow, Russia
ORCID: 0000-0003-0397-3118, [email protected]* ORCID: 0009-0003-732 7-2752, [email protected] 2Russian University of Technology - MIREA Moscow, Russia ORCID: 0009-0005-8450-9246, [email protected]
Abstract: The article examines the history of physical culture formation as an academic subject in higher education - Federal State Educational Institution of Higher Education of the Russian University of Transport (MIIT). The training of qualified specialists in the transport industry is impossible without constant attention to their physical improvement, therefore, the development of physical culture and sports was considered by university teams as a necessary component of the education of students. In this regard, it seems very important and relevant to analyze the trends in the development of the particular university students' physical education system in order to further identify ways to improve it. The purpose of the work is to consider the main stages of physical culture formation as an academic subject at the Russian University of Transport (MIIT). Research methods: theoretical analysis and generalization of scientific literature, retrospective analysis, information compression, analytical comparison. Scientific novelty: the analysis of the main stages of physical education formation and development at the Russian University of Transport (MIIT) is carried out. Practical significance: this work can be applied by teachers of physical culture and sports, coaches, instructors, methodologists to improve the educational process on the subj ect of "Physical culture and sports" at the university. Result. The article presents the results of physical culture formation and development analysis as an academic subject at the Russian University of Transport (MIIT). Key events are highlighted, notable pedagogical achievements of teachers and coaching staff are considered. The data on the athletic achievements of students at the city, Russian and international levels are presented. Conclusion. The accumulated experience, the contribution of the research and methodological activities of the team of teachers, coaches, instructors-methodologists is undoubtedly invaluable for the theory and practice of physical culture and sports. At the same time, it makes its key contribution to the training of highly qualified specialists in the transport industry in demand.
Keywords: physical culture, history of the department, physical education of students, pedagogical and sports achievements.
For citation: Rustam R. Alikhodzhin*, Grigoriy S. Sychev, Mikhail N. Arbuzov. Formation and development of physical culture at the Russian University of Transport (MIIT). Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(3): 106-112.
Введение
Подготовка квалифицированных специалистов транспортной отрасли невозможна без постоянного внимания их физического совершенствования, поэтому развитие физической культуры и спорта рассматривалось вузовскими коллективами как необходимая составная часть воспитания студенческой молодежи в высшей школе. В связи с этим представляется весьма важным и актуальным проанализировать тенденции развития системы физического воспитания студентов конкретного вуза, чтобы в дальнейшем определить пути ее совершенствования. Цель работы - рассмотреть основные этапы становления физической культуры как учебного предмета в Российском университете транспорта (МИИТ).
Методы исследования
В работе использовались такие методы, как теоретический анализ и обобщение научной литературы, ретроспективный анализ, сжатие информации, аналитическое сопоставление.
Результаты и обсуждение
В 1923 году в СССР создан Высший совет физической культуры (ВСФК) при Всероссийском центральном исполнительном комитете РСФСР, который позднее был переименован во Всесоюзный совет физической культуры при Правительстве СССР [3]. До 1925 года прослеживалось несколько направлений развития физической культуры. Например, А.В. Луначарский и Н.И. Подвойский выдвинули идею физической культуры для всех, которая поддерживалась Народным комиссариатом просвещения. В это непростое для страны время развиваются такие направления физического воспитания, как пролеткульт, теафизкульт и ряд других [4].
Потребность военно-физической подготовки населения для обороны советской республики заставляла обращать внимание руководство страны на физическое состояние студенческой молодежи.
Истоки организации занятий по физической культуре идут от военной кафедры нашего учебного заведения, которая, начиная с 1926 года, выделила из числа своих преподавателей спортивный сектор, который сформировал занятия по прикладным видам спорта и проводил соревнования по упрощённым правилам. Первым руководителем данного сектора являлся Макс Григорьев, на долю которого выпала задача создать физкультурный коллектив и организовать не только учебу, но и спортивно-массовую работу.
Определенным ускорителем к формированию кафедр в высших учебных заведениях России было решение Совнаркома от 19 июня 1929 года, на основании которого в учебную программу впервые вводился как обязательный предмет «Физическое воспитание». С этого периода начался процесс разделения с военной кафедрой, который завершился в 1931 году. Именно этот год по праву является годом организации кафедры «Физическое воспитание и спорт».
В тот период времени в г. Москве существовало 3 железнодорожных высших учебных заведений: МИИТ, МЭМИИТ, МТЭИ. Образование аналогичных кафедр в данных вузах происходило почти одновременно.
Направленность занятий по физическому воспитанию в вузах, в значительной степени, предопределялась введением комплексов Готов к труду и обороне - I ступени в марте с 1931 года и II ступени в 1933 году, что, во многом, предопределило содержание учебных программ по программе «Физическая культура». В дальнейшем нормативная база комплекса пересматривалась и усложнялась. Менялась содержательная часть комплекса, но
неизменными оставались его принципы - прикладность, всесторонность и оздоровительная направленность. В связи с массовым увлечением комплексом населением страны, на повестку дня ставится принцип соревновательности, который получил свое развитие в создание Единой Всесоюзной спортивной классификации в 1935-1937 годы [2].
Первые спортивные сооружения находились на первом этаже первого корпуса МИИТа, которые представляли собой трех-секционное строение в середине зала с колоннами и два симметричных зала по бокам. В тот период занятия со студентами проводились по лёгкой атлетике, гимнастике, боксу, баскетболу, рукопашному бою и общей физической подготовке.
В 1934 году был введен в строй Дом культуры транспортных вузов, где на пятом этаже был оборудован игровой зал для занятий сборных команд по волейболу, баскетболу, гимнастике и борьбе.
Вместе с тем, это позволило кафедре в стенах вуза не только обеспечить оздоровительную направленность учебных занятий по предмету, готовить квалифицированных спортсменов-разрядников, но и способствовало появлению и подготовке высококлассных спортсменов. Это студенты и первые чемпионы СССР тех лет: Капчинский А. (конькобежный спорт), Степанов В. (бокс), Версина Т. (прыжки в воду). В 1935 году, в числе первых четверых спортсменов, звание «Заслуженный мастер спорта» по беговым конькам было присвоено профессору МИИТа С. Герольскому.
Значимым событием, как для учебных заведений железнодорожного транспорта, так и для всей отрасли, стало создание в 1935 году добровольного спортивного общества (ДСО) «Локомотив». Это позволило всем причастным к работе и учёбе в железнодорожной сфере получить свою развитую спортивную базу. Спортивные сооружения общества Локомотив работали как на оздоровление широких масс трудящихся, так и на вовлечение и дальнейшую специализацию талантливой спортивной молодёжи [1,6].
Это стало дополнительным стимулом развития спортивно-массовой и оздоровительной работы в вузе, которое объединило под своим знаменем и обеспечивало поддержку перспективных студентов-спортсменов МИИТа.
В 1934-1936 годы по инициативе ректора МИИТа Лизарева Ф. С. и руководства Ленинградского Института Железнодорожного Транспорта имени Образцова (сейчас ПГУПС), также совместно с вузовской инспекцией Военной и физической подготовки НКПС, была проведена I Спартакиада транспортных вузов страны (сейчас Международная Спартакиада студентов транспортных вузов). По примеру транспортных вузов, стали проводиться отраслевые Спартакиады в других учебных заведениях страны [2].
Расширение объёмов работы спортивной направленности в институте стало основанием к структурным изменениям, именно, в 1935 году был создан Спортивный клуб МИИТа, первым председателем которого был С. Курбатов.
В предвоенные годы дисциплина «Физическая подготовка» входила в объеме 214 часов в состав учебной программы студентов. Изучением стрелкового спорта было охвачено 1397 человек, 348 девушек сдали нормы ГТО II ступени. Школу парашютистов окончило 12 человек.
В числе МИИТовцев, ушедших на фронт Великой Отечественной войны, было много выдающихся спортсменов. Среди них был заведующий кафедрой «Физическое воспитание и спорт» предвоенных лет Н. Филиппов — первый МИИТовец, чемпион СССР в метании мяча; А.Капчинский — неоднократный чемпион и рекордсмен СССР по конькобежному спорту, которому посмертно присвоено звание Героя Советского Союза и др.
Послевоенный период развития физической культуры и спорта в стране совпадает с задачей «победив в Великой Отечественной войне — победим и на Олимпийских играх 1952 года в г. Хельсинки (Финляндия)», где впервые планировалось участие сборной команды СССР. Первым участником международных соревнований во Франции в 50-е годы стала студентка нашего института, впоследствии чемпионка СССР и Европы, заслуженный мастер спорта СССР, член сборной команды страны - Воропаева Н. Е.
Первым послевоенным председателем Спортклуба МИИТа становится преподаватель, заслуженный мастер спорта СССР по легкой атлетике Н. Петров (1947 год), а заведующим кафедрой — А. И. Усков.
С целью развития спорта ректором института принимается решение и арендуются лыжные базы в Сокольниках, СДСО «Труд», в Петровско-Разумовском парке; плавательный бассейн в Центральном комплексе, на стадионе «Метрострой»; в ЦСКА и МГУ площадки для большого тенниса и другие сооружения в различных местах города.
С 1948 по 1953 годы заведующим кафедрой назначается И.М. Белецкий, депутат Московского совета, ранее работавший в отделе физической культуры и спорта ВЦСПС. Пользуясь авторитетом, для спортивно-ориентированной организации работы на кафедре, им были приглашены выдающиеся тренеры -педагоги: Заслуженные мастера спорта по легкой атлетике А.А. Якушенко, Н. Петров, по боксу В.С. Щербаков, по спортивной гимнастике Б.Н. Астафьев (двукратный чемпион СССР) и М.Е. Гениза, мастер спорта по баскетболу - В.М. Костин (судья международной категории). Работу со сборной командой института по плаванию вёл К.А. Инясевский, который в течение достаточно продолжительного времени совмещает работу на кафедре и возглавляет сборную команду СССР [2].
С 1954 по 1958 годы по причине объединения 3 железнодорожных высших учебных заведений, которые были подчеркнуты выше, заведующими кафедрой становились А. И. Усков, Г. А. Меньшикова и Я. П. Парфильев. Слияние институтов позволило не только усилиться воссоединением студентов-спортсменов, но ключевое приобретение - это пришедшие на работу в МИИТ превосходные педагогические кадры.
Вместе с тем, справедливо отметить квалифицированных преподавателей по спортивной гимнастике К.В. Лактионова, А. Лаврова, Н.Н. Ефремова. По лыжному спорту в состав кафедры влилась известная в студенческом спорте Заслуженная мастер спорта, чемпионка СССР М.Н. Маркова, а также главный тренер сборной команды страны по лыжным гонкам В.А. Иванов, заслугой которого являются победы наших лыжников и лыжниц на чемпионатах Мира, Европы, Олимпийских играх.
Данный период времени ознаменован с приходом для работы на кафедре «Физическое воспитание и спорт» Заслуженного тренера РФ Ю.Н. Парунцева. Под его руководством сборная команда по классической борьбе в 1958 году принимала участие во Всесоюзных студенческих Играх в г. Киев и заняла 3-е командное место. Студенты Е. Максимов и А. Банквицер стали победителями игр, 3-е место занял Е. Каплан, В. Мирор - 5 место. За полвека в группах спортивного совершенствования подготовлено 68 мастеров спорта, более 4,5 тысяч спортсменов-разрядников, лучшие из которых становились победителями и призерами Первенств ЦС «Локомотив», Чемпионат г. Москвы и Советского союза.
В 1955 году вышла директива Министерства высшего образования № 11-135, где предписывалось организация кафедрами физического воспитания спортивных отделений. В начале 50-х годов стартует первенство вузов г. Москвы, проводимое Буревестником (ныне -Московские студенческие спортивные игры, проводимые МРО РССС) [2].
В 1958 году кафедру возглавил Н. Сопин, который организовал деятельность кафедры во всех направлениях работы (учебная, спортивно-массовая, научно-методическая).
Были окончательно сформированы методические комиссии по видам спорта: «Водные виды спорта», «Единоборства», «Легкая атлетика», «Гимнастика», «Спортивные игры», «Зимние виды», «Общая физическая подготовка», «Специальное медицинское отделение». Во главе этих комиссий стали ведущие педагоги кафедры.
Согласно Приказу министерства высшего и среднего специального образования СССР, за № 451 от 24.12.1960 г., главной задачей физического воспитания в вузах должно было стать укрепление здоровья, разностороннее физическое развитие, совершенствование спортивного мастерства. Для этого необходимо было принять меры к улучшению учебной, оздоровительной и спортивно-массовой работы со студентами, обеспечить регулярное проведение врачебно-медицинского контроля, повысить интерес студентов к физической
культуре. Однако на деле основное внимание вузовских кафедр физического воспитания было направлено на подготовку спортсменов высших разрядов, потому что уровень финансирования кафедр,, во многом зависел от числа студентов - членов сборных команд РСФСР и СССР и призеров мировых первенств [7].
Начиная с 1960 года студенты-спортсмены МИИТа были участниками Олимпийских игр по различным видам спорта, которые завоевали 6 наград золотой пробы, 3 серебряные и 5 бронзовых медалей, вместе с тем принесли «очки» в командном зачете соревнований (С. Лемешев, Н. Кушнир, Т. Сарычева, Г. Пресс, А. Малухина).
В начале 1960-х годов был открыт шахматный клуб МИИТа. В эти годы за команду МИИТа играл будущий международный гроссмейстер И.А. Зайцев, тренер и секундант чемпиона мира А. Карпова.
С 1965 по 1985 годы зав. кафедрой становится В.М. Костин — мастер спорта по баскетболу, известнейший спортивный арбитр, судья международной категории, привлекался к судейству 4-х Олимпийских игр, чемпионатов мира, Европы и СССР. Благодаря ректору МИИТа Ф. П. Кочневу и зав. кафедрой В. М. Костину было принято решение о строительстве спортивного комплекса «Дом физической культуры».
К 1 сентября 1969 года был построен 25-метровый бассейн с 6 дорожками, зал сухого плавания, игровой зал, методический кабинет, кабинет врачебного контроля, раздевалки и душевые, т.е. все то, что предусматривалось первым этапом строительства.
Второй этап строительства завершен 1 сентября 1972 года. Был построен легкоатлетический манеж с двумя беговыми дорожками, ямы для прыжков в длину и высоту, с сектором для метания и прыжков с шестом, площадка для игры в бадминтон. На втором этаже размещались залы гимнастики, бокса и лечебной физической культуры.
В 1985 году заведующим кафедрой становится заслуженный тренер СССР, заслуженный мастер спорта СССР, к.п.н. Оленик В.Г., работавший ранее начальником Управления физического воспитания населения Госкомспорта СССР.
С 1987 по 2003 годы кафедру возглавляет доцент Артемов А.Б. Трудности этого периода связаны с распадом СССР. Благодаря поддержке ректората, объем часов, выделяемых на кафедру, возрос до 468 часов в год (4 часа в неделю для студентов 1-3 курсов и 2 часа для студентов 4 курса), а также был решен вопрос о выставлении студентам дифференцированной оценки по предмету в четных семестрах.
В 1991 году вновь образуется секция настольного тенниса, которую возглавил Ройтман И.И. С его именем связаны самые громкие победы: 8-кратные чемпионы и 4-кратные серебряные призеры Международной Спартакиады студентов транспортных вузов, бронзовые призеры чемпионата Европы среди вузов, многократные чемпионы России среди вузов,
призеры всероссийских универсиад, а также чемпионы и призеры МССИ. В 1998 году образовалась секция армрестлинга. Возглавил её мастер спорта СССР, доцент Рахматов А.И. Среди его учеников чемпионы мира, Европы, России.
В последующие годы наиболее высоких спортивных успехов в это время добились студенты:
- А. Глушков, Заслуженный мастер спорта по греко-римской борьбе, бронзовый призер на Олимпийских играх в Сиднее - 2000 г., призер Международных и Всероссийских соревнований;
- Д. Коморников, Заслуженный мастер спорта по плаванию, серебряный призер Чемпионата Мира - 2005 г., победитель этапов Кубка Мира, неоднократный чемпион России;
- А. Шевцов, мастер спорта международного класса по греко-римской борьбе, 4 место на Олимпийских играх в Афинах - 2004 г., победитель Кубка Мира в том же году, победитель Кубка Европейских чемпионов - 2005 г., бронзовый призер Чемпионата Европы - 2005 г., бронзовый призер Чемпионата России - 2006 г.;
- В. Амбако, мастер спорта международного класса по греко-римской борьбе, победитель Первенства России - 2005 г., бронзовый призер Первенства России - 2006 г., победитель Кубка Европейских чемпионов - 2005 г.;
- Е. Строганова, мастер спорта международного класса по фехтованию, серебряный призер Универсиады - 2005 г., победительница Кубка Мира;
- Д. Жарова, мастер спорта по фехтованию, чемпионка Мира среди юниоров по шпаге;
- К. Гафурзянова, мастер спорта по фехтованию, серебряный призёр Чемпионата Европы 2009 г., серебряный призёр Чемпионата Мира 2009 г., неоднократная чемпионка Первенства Вузов России и г. Москвы, серебряный призёр Чемпионата России среди молодежи 2011 г.;
- А. Сергей, мастер спорта международного класса по прыжкам в воду, победитель Кубка Мира, победитель первенства России, призер первенства Европы, серебряный призёр Чемпионата Европы 2006 г.;
- М. Черский, мастер спорта международного класса по армрестлингу, трехкратный чемпион Мира, чемпион Европы, чемпион России;
- Т. Бычкова, мастер спорта по армрестлингу, серебряный призёр Чемпионата Европы;
- В. Псарева, мастер спорта международного класса по баскетболу, двукратная чемпионка Европы, бронзовый призер Чемпионата России в суперлиге;
- О. Владыкина, мастер спорта по плаванию,,-чемпионка Параолимпийских игр в Пекине 2008 г.;
- О. Романченко, мастер спота международного класса по художественной гимнастике, Чемпион Кубка Москвы 2009 г., бронзовый призер чемпиона Москвы 2011 г.;
- Е. Романченко - Заслуженный мастер спорта, член сборной команды России по художественной гимнастике, трехкратная победительница Универсиады в Казани 2019 г., Чемпион мира, призер Международных и Всероссийских соревнованиях в личном первенстве;
- В. Дубинин мастер спорта по плаванию, является трехкратным чемпионом Спартакиады студентов транспортных вузов в личном и командном зачете по плаванию, неоднократным призером Чемпионата России и участником Всемирной Универсиады 2019 г. в г. Неаполе (Италия);
- А. Быков, Мастер спорта по лыжным гонкам, член сборной России в сезоне 2020/2021, трёхкратный чемпион первенства России и23 и призёр Финала Кубка России;
- К. Халили, заслуженный мастер спорта по биатлону, бронзовый призёр Олимпийских игр в Пекине 2022 г., бронзовый призёр чемпионата мира 2021 г. в эстафете, Чемпион России 2024 г. в спринте, масс-старте и марафоне (40 км). Многократный призёр чемпионатов Европы и молодёжных чемпионатов мира и Европы. Призёр Юношеских Олимпийских игр 2016 г.;
- И. Елецкий, мастер ФИДЕ по шахматам, чемпион Всероссийского турнира по шахматам среди студентов 2022 г., чемпион командного чемпионата Москвы, серебряный призер РАПИД Гран-При России 2024 г.
Физическая культура двадцать первого века - это по-новому осмысленная в материалах стандарта, жизнеобеспечивающая государственная система, связанная с подготовкой специалистов для народного хозяйства, с укреплением обороноспособности и формированием здоровья нации [5]. Перед кафедрой была поставлена задача развития физической культуры и спорта, направленная на укрепление здоровья и физического развития обучающихся в университете, популяризация массовых видов спорта, спорта высших достижений.
В 2003 году зав. кафедрой становится к.п.н., профессор, заслуженный тренер СССР, мастер спорта международного класса по греко-римской борьбе Миронов В.Д., ранее работавший в Госкомспорте СССР государственным тренером по классической борьбе и начальником Главного научно-технического управления Госкомспорта СССР. Готовил сборные команды страны к Олимпийским играм 1976, 1980,1988 и 1992 годов.
Разрабатывается и получает одобрение Концепция развития физической культуры и спорта в МИИТе, реализовано программное обеспечение «Мониторинг физической подготовленности студентов», открыто новое учебное направление - Стрельба из пневматического оружия.
В 2006 году вновь создается Спортивный клуб, являющийся структурным подразделением университета, основным направлением которого является ведение спортивно-массовой работы по формированию сборных команд университета по различным
видам спорта, организация тренировочного процесса по подготовке к соревнованиям различного ранга, а также подготовка и проведение соревнований, спартакиад.
В 2011 г. вузы перешли на 2-х уровневую систему обучения по стандартам третьего поколения, ориентированного на прагматический заказ рынка труда к физической подготовленности выпускников вузов. Сверхзадачей обновления стало творческое преображение учебного процесса, формирующее резервы здоровья студентов, обеспечивающее достижение общекультурных компетенций [8].
В 2019 году в результате оптимизации учебного процесса из отдельных физкультурных кафедр институтов кафедра была вновь объединена в одну и получила название «Физическая культура и спорт». Зав. кафедрой стала к.п.н., профессор, заслуженный работник физической культуры РФ, отличник физической культуры и спорта, почетный работник высшего профессионального образования РФ, почетный железнодорожник, мастер спорта СССР по художественной гимнастике Сибгатулина Ф.Р.
В настоящее время учебно-спортивная база университета представлена 9 спортивными, современно оборудованными залами: игровой, легкоатлетический манеж, 25 -метровый бассейн, зал бокса, зал ОФП, фехтования, спортивной гимнастики, арм-спорта, тяжелой атлетики, 2 тренажёрных зала, спортивная площадка для игры в мини-футбол и волейбол. Это позволяет совершенствовать систему физического воспитания студентов, находить новые формы занятий, учитывая их интерес, специализацию по какому-либо виду спорта, что, в большей мере, способствует решению задач дисциплины «Физическая культура и спорт» в университете.
Заключение
Накопленный опыт, вклад научно-исследовательской и методической деятельности коллектива преподавателей, тренеров, инструкторов-методистов несомненно является бесценным для теории и практики физической культуры и спорта. Вместе с тем, привносит свою ключевую лепту в подготовку востребованных высококвалифицированных специалистов транспортной отрасли.
На современном этапе физическое воспитание студентов продолжает славные традиции, заложенные советскими педагогами для улучшения образовательного процесса по предмету, делая упор на воспитание у студенческой молодежи интереса к занятию спортом и физической активности.
Список литературы
1. Алиходжин Р.Р., Сычев Г.С. Становление и развитие борьбы в российском университете транспорта. Научный потенциал. 2024; 2-3(45): 8-10.
2. Белкин А.А., Алиев Н.М., Артемов А.Б. 80 лет Физической культуре в МИИТе. Москва: МИИТ. 2011: 8-23.
3. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта. Москва: Академия. 2008: 45-47.
4. Кулинко Н.Ф. История физической культуры и спорта. Оренбург: Оренбургское книжное издательство. 1997: 77-79.
5. Оплетин А.А. Физическая культура для саморазвития студента. Педагогика-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2014; 9(3). 104-110.
6. Романов А.А., Л.К. Галина, Нигай Р.М., А.П. Чехов. Физическая культура и спорт, перспективы и пути развития в московском колледже транспорта. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2022; 12(214): 472.
7. Хомичев Я.Ю., Левина И.Л., Хомичева В.Е. Физическое воспитание в Сибгиу: история и современность. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2016; 11(4): 185-194.
8. Чистяков В.А., Давиденко Д.Н., Григорьев В.И. Государственный образовательный стандарт - стабилизационный инструмент развития физической культуры в вузах. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2011; 4 (74): 39-45.
References
1. Alikhodzhin RR., Sychev G.S. Formation and development of the struggle at the Russian university of transport. Nauchnyjpotencial. 2024; 2-3(45): 8-10 [In Russ.].
2. Belkin A.A., Aliyev N.M., Artyomov A.B. 80 let Fizicheskoj kul'ture vMIITe [80 years of Physical culture in MIIT]. Moscow: MIIT. 2011: 8-23 [In Russ.].
3. Goloshchapov B.R. Istoriya fizicheskoj kul'tury I sporta [History of physical culture and sports]. Academy, Moscow. 2008: 45-47 [In Russ.].
4. Kulinko N.F. Istoriya fizicheskoj kul'tury I sporta [The history of physical culture and sports]. Orenburg Book Publishing House, Orenburg. 1997: 77-79 [In Russ.].
5. Romanov A.A., Galina L.K., Nigai R.M., Chekhov A.P. Physical culture and sport, prospects and ways of development at the Moscow College of Transport. Uchenye zapiski universitieta imeni P.F. Lesgafta. 2022; 12(214): 472 [In Russ.].
6. Opletin A.A. Physical culture for student's self-development. Pedagogiko- psihologicheskie I mediko- biologicheskie problem fizicheskoj kul'tury I sporta = Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports. 2014; 9(3). 104-110 [In Russ., In Engl.].
7. Khimichev Ya.Yu., Levina I.L., Fomicheva V.E. Physical education at Sibgiu: history and modernity. Pedagogiko- psihologicheskie I mediko- biologicheskie problem fizicheskoj kul'tury I sporta = Pedagogico-psychological and medico-biological problems ofphysical culture and sports. 2016; 11(4): 185-194 [In Russ., In Engl.].
8. Chistyakov V.A., Davidenko D.N., Grigoriev V.I. The state educational standard is a stabilizing tool for the development of physical culture in universities. Uchenye zapiski universitieta imeni P.F. Lesgafta. 2011; 4 (74): 39-45 [In Russ.].
Статья поступила в редакцию: 20.08.2024
Алиходжин Рустам Рашитович - кандидат педагогических наук, доцент, Российский университет транспорта (МИИТ), 127018, Россия, г. Москва, ул. Образцова, дом 9 строение 9, e-mail: [email protected]
Сычев Григорий Сергеевич - преподаватель, Российский университет транспорта (МИИТ), 127018, Россия, г. Москва, ул. Образцова, дом 9 строение 9, e-mail: sambokrot@,bk.ru Арбузов Михаил Николаевич - Российский технологический университет - МИРЭА, 119454, Россий, г. Москва, проспект Вернадского, дом 78, e-mail: [email protected]