УДК. 37.018.1
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭЛИТИВИСТСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ДОМАШНЕГО ОБУЧЕНИЯ В РОССИИ В XVIII ВЕКЕ
© 2012 М.А.Мазалова
Балашовский институт (филиал) Саратовского государственного университета
Статья поступила в редакцию 01.02.2012
В данной статье рассматриваются процессы формирования и развития элитивистских тенденций в практике семейного воспитания и домашнего обучения в России в XVIII веке, раскрываются их сущность и содержание.
Ключевые слова: элита, элитивистские тенденции, семейное воспитание, домашнее обучение.
В современной социокультурной ситуации особую актуальность приобретает поиск новых приоритетов и ценностных установок в становлении и воспитании растущего человека, который должен стать активной, эрудированной, широко образованной, творческой, способной к преобразованиям личностью. Проблематика подготовки интеллектуальной, творческой элиты общества, способной определять направление духовно-нравственного развития социума и его культурный прогресс, исследуется в элито-педагогике и смежных отраслях психологической науки (Г.К.Ашин, Л.Н.Бережнова, М.В.Богуславский, П.Л.Карабущенко, Н.Б.Ка-рабущенко, С.П.Клементович, А.В.Кошелева, В.В.Кумарин, Е.Ю.Ольховская, Р.Г.Резаков). В аспекте раскрытия творческих способностей ребенка, создания оптимальных условий для развития его индивидуальности большим потенциалом обладает семья и сфера семейного воспитания, поскольку оно ориентируется на формирование и активное проявление личностной позиции, создание уникальных возможностей для проявления и развития лучших качеств личности. Обращение к наследию отечественной педагогической науки и практики, в котором рассматривались различные стороны подготовки элиты русского общества, позволяет выявить наиболее оптимальные пути и средства элитного образования и воспитания.
В этой связи важное значение приобретает изучение концепции и практики воспитания элиты и элитизации личности, разработанной в русской общественной мысли и педагогике XVIII века, поскольку именно в этот период в отечественной науке о воспитании и образовании зарождаются идеи элитизма; формируется
Мазалова Марина Алексеевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогики, начальник учебно-методической службы. E-mail: marina-mazalova@yandex. ru
понимание приоритетности духовно-нравственного и интеллектуального развития перед социальным статусом в определении сущностных характеристик элиты, которые могут служить ориентиром в формировании черт высокоспособной личности у современного подрастающего поколения.
Становление традиций формирования и воспитания элитной высокоспособной личности в условиях семейного воспитания и домашнего обучения в изучаемый период необходимо рассматривать с позиций анализа различных аспектов домашнего образования, сложившихся в семье и нашедших свое отражение педагогическом наследии XVIII века. Так, мысли о формировании духовно-нравственной доминанты общества в условиях семейного воспитания представлены в работах А.Ф.Бестужева, И.И.Бецкого, Е.Р.Дашковой, Н.И.Новикова, И.П.Пнина, А.А.Прокопович-Антонского, А.Н.Радищева, В.Н.Татищева, Г.Н.Теплова, Д.И.Фонвизина и многих других. Общим для них было понимание исключительной важности и значимости семейного воспитания, которое должно быть нацелено на «приготовление детей в пользу Отечества»1 и формировать основы нравственности посредством личного примера родителей.
Следует отметить, что на сегодняшний момент в историко-педагогической науке имеется не так много исследований данного периода развития теории и практики образования в целом, и лишь их небольшая часть посвящена рассмотрению состояния и отдельных тенденций в семейном воспитании. Фундаментальные работы (Т.К.Ахаян, А.Н.Джуринского, С.Ф.Егорова, Г.Б.Корнетова, Е.Н.Медынского, А.И.Пискунова, З.И.Равкина, М.В.Савина, Л.А.Степашко, М.Ф.Шабаевой и других уче-
1 Ключевский В. О. Русская история: Полный курс
лекций. - М.: Олма-пресс, 2005. - С. 781.
Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 14, №№2(3), 2012
ных) раскрывают основополагающие аспекты организации образования и воспитания в России XVIII века. В исследованиях Т.В.Артемьевой, В.К.Бровниковой, П.Н.Беркова, И.А.Деревцова, Е.Ю.Ипатовой, А.С.Лаппо-Данилевского, Л.И.Майкова, К.А.Писарева, Н.Л.Пушкарёвой, О.Г.Чайковской, В.И.Чернышёва, И.В.Чувашёва, П.П.Эйхман и других, в основном, рассмотрены педагогические концепции выдающихся общественных деятелей и педагогов XVIII века, история возникновения и деятельности образовательных учреждений определенного типа. Рад работ посвящен изучению состояния семейного воспитания в семьях различных сословий русского общества: в крестьянских семьях (Е.В.Борисова, Е.Б.Мар-ковичева, Н.А.Миненко, С.С.Щекина); в дворянских семьях (О.В.Кириченко, И.Н.Ку-рочкина, С.С.Минц). Существуют немногочисленные комплексные исследования теории и практики семейного воспитания детей в разных социальных слоях общества второй половины XVIII в. (Э.В.Гилязова, И.И.Троян). В этой связи целесообразно использовать данные исторических и культурологических исследований, изучающих быт и нравы, особенности повседневной жизни различных слоев русского общества рассматриваемого периода, в которых отражены некоторые аспекты состояния домашнего обучения и воспитания, выделив в них наиболее эффективные, лучшие, элитные образцы (Ю.А.Беляева, М.В.Брянцев, Е.А.Зуева, С.С.Комисаренко, В.М.Короткова, Е.Н.Мара-синова, Н.В.Маслова, Н.С.Фуражева, К.А.Фи-латкина и мн.др.). Еще менее разработанной темой в историко-педагогических исследованиях является изучение зарождения и эволюции эли-тивистских тенденций, которые раскрыты применительно к анализу элитности и элитарности в образовательных учреждениях в различные периоды развития отечественной системы образования (С.В.Акулов, В.М.Лобзаров, Е.Ю. Ольховская).
В рамках нашего исследования под элити-вистскими тенденциями мы будем понимать такое направление в семейном воспитании и домашнем обучении, которое означает целостную организацию системы воспитания и образования личности, нацеленную на подготовку «разносторонне развитых, креативных личностей»2. Элитность в обучении и воспитании предполагает, с одной стороны, выявление наиболее талантливых, одаренных, с лидерскими качествами индивидов, поддержку и развитие лучших представителей молодежи не по социальному статусу, а по выдающимся
2 Ашин Г.К. Мировое элитное образование. - М.: 2008. - С. 27.
способностям (Х.Ортега-и-Гассет); с другой -«персонализацию образования, позволяющую каждому ребенку в полной мере проявить себя в процессе учебы»3 и воспитания.
Опираясь на исследования С.В.Акулова, Э.В.Гилязовой, И.И.Троян4, можно выделить следующие элитивисткие основания педагогических процессов, протекающих в условиях семьи, в рассматриваемый период, и позволяющие представить краткую характеристику компонентов элитного воспитания: целевой предполагает воспитание высокообразованного, высоконравственного, трудолюбивого, физически здорового человека, который имеет активную гражданскую позицию, основанную на безусловной любви к Отечеству; содержательный раскрывается через воспитание чувств, патриотизма нравственных добродетелей, образование разума; развитие тела; приобщение к искусству, привитие художественного вкуса; трудовое воспитание; организационный выражается в использовании гуманных методов и средств: наставление в нравственном поведении, беседа на нравственные темы, положительный пример родителей, упражнения в нравственных поступках, целостная система стимулирования нравственного поведения, нацеленная на предупреждение безнравственных поступков и исправление отклонений в нравственном развитии ребенка. В качестве необходимых условий духовно-нравственного воспитания ребенка в семье в XVIII веке, которые способствуют развитию лучших его качеств и черт характера, Э.В.Гилязова называет: авторитет родителей, их добродетельное и благонравное поведение; внутренний распорядок дня в семье; педагогическую образованность и культуру отца и матери, старших членов семьи; единообразие требований родителей и домашних воспитателей к ребенку; правильно выстроенные взаимоотношения родителей и детей, основанные на взаимном уважении; подготовку будущей женщины-матери «как образца совершенной духовной природы»5.
Положительное влияние на процесс и результат воспитания элиты в сфере семьи в это время оказали произведения зарубежной педагогической мысли (Д.Локка, Ж.-Ж.Руссо и
3 Там же. - С. 28 - 29.
4 Акулов С.В. Элитарное образование в России во второй половине XVIII - первой половине XIX в.: Дисс... канд. пед. наук. - Курск: 2004; Троян И.И. Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье: Дисс... канд. пед. наук. - Уссурийск: 1999; Гилязова Э.В. Развитие педагогической мысли о семейном воспитании в России: Вторая половина XVIII века: Дисс... канд. пед. наук. - Казань: 2007.
5 Гилязова Э.В. Развитие педагогической.... - С. 189.
др.), привнося в практику отечественного воспитания и обучения детей в семье передовые достижения психолого-педагогической науки. О сущности этого влияния на процесс и результат семейного воспитания и роли идей элитизма В.О.Ключевский писал: «Локк -высший авторитет, «Эмиль» Руссо был тогда привилегированным учебником такой педагогики; оба требовали, чтобы воспитание давало человеку крепкий закал против физических и житейских невзгод»6.
Понимание элиты не как правящей верхушки, властного меньшинства, а как передовой прогрессивной части общества, направляющей его социальный и культурный прогресс, выделяющейся не по преимуществу рождения, денег или связей, а по заслугам перед Отечеством, образованности, гражданской активности было заложено Петром I. В этой связи в обществе актуализируются идеи служения родине, как критерия социальной активности личности, образование становится важным способом ее самореализации. «В тогдашнее время жаловали чинами по наукам...»7, - так описывает возросшую значимость и ценность образованности М.В.Данилов.
Идеологом элитизации высшего сословия и становления системы элитарного образования в России стала Екатерина II, которая, рассматривая проблему воспитания «государственного человека», высоконравственного гражданина, обратилась к передовым теориям европейских педагогов. Императрице были близки мысли о высоком назначении «просвещенного монарха», который является социальным и духовным лидером страны, ею были восприняты идеи Руссо о «воспитании новой породы людей» как элитной прослойки каждого сословия и, в первую очередь, дворянства. Пожалуй, впервые в истории дома Романовых императрица Екатерина II собственноручно составила инструкцию по воспитанию своих внуков -наследников престола, которую предварила словами, отразившими весь смысл их воспитания и развития как выдающихся высокоспособных личностей: «Одно дело - воспитывать сына простого гражданина, и совершенно иное - того, кто предназначен управлять государст-вами»8, - понимая под властью, прежде всего, ответственность за огромное государство и его
6 Ключевский В. О. Русская история: Полный курс лекций. - М.: 2005. - С. 782.
7 Данилов М.В. Записки Михаила Васильевича Данилова, артиллерии майора, написанные им в 1771 году. Типография С.Селивановского. - М.: 1842.
8 Екатерина II Великая. Наставление князю Н.И.Салтыкову по поводу воспитания великих князей
Александра и Константина. 1784 г. // Сочинения Екатерины II. - М.: 1990. - С. 86.
народ, которая требует от Великих Князей особых, выдающихся личностных качеств. В наставлениях, составленных Екатериной II, главное внимание было обращено на нравственное воспитание детей, формирование у них гуманистической системы ценностей, на физическое развитие внуков. Определяя направления воспитания и обучения цесаревичей, императрица формулирует требования и рекомендации к их осуществлению: «Не оставлять Их Высочеств никогда в праздности»; «Всякое приобретение знания им приятно тогда, когда оное получают без принуждения... не принуждая наставить можно, а принужденно их учить не должно и нездорово»; «Никакое наказание обыкновенно детям полезно быть не может, буде не соединено со стыдом, что учинили дурно...»; «Кто с младенчества не поважен повиноваться приказанию и совету родителей и приставников, тот, созрев, не в состоянии будет слушать совета здравого рассудка и справедливости»; «Дав детям в игре совершенную свободу, скорее узнать можно нравы и склонности их...»9. Под влиянием идей Екатерины II со второй половины XVIII века наметилось весьма важное направление воспитания в императорской семье, которое было направлено на развитие индивидуальности ребенка и соответствие высокому образцу правителя огромной державы, в этой связи к наследникам престола предъявлялись жесткие требования в обучении и воспитании.
Такой подход, связанный с ориентацией на энциклопедическую образованность, всестороннее развитие физических, интеллектуальных и творческих качеств, лидерских способностей подрастающего поколения, сложившейся в императорской семье, был воспринят в дворянской среде и обусловил нацеленность на элити-зацию личности ребенка в семейном воспитании. Таким образом, формировались традиции элитной образованности, основанной на духовно-нравственном совершенствовании личности, как примера для всего русского общества.
В семьях дворянской элиты складывалась система домашнего образования, подкрепленная гуманистически ориентированными традициями воспитания, обеспечивавшая самые благоприятные условия для роста и развития ребенка. Результативность дворянского воспитания определялась пристальным вниманием родителей ко всем его аспектам, ориентацией на всестороннее развитие и подготовку к будущей карьере, которая конкретизировалась в воспитании гражданских чувств, чести и долга по отношении к семье и Отечеству, достоинства, храбрости, сдержанности, этикетным нормам поведе-
9 Там же.
Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 14, №2(3), 2012
ния, основывающимся на моральных императивах, физическом развитии. Элитивистские тенденции в дворянской среде опирались на высокие идеи Просвещения, подразумевавшие гармоническое развитие личности и широкую образованность во всех сферах общественной деятельности: научной, финансовой, практической и т.д.10
К домашнему обучению и воспитанию всегда (и без исключения) привлекались специалисты, поиск гувернеров и учителей начинался задолго до рождения ребенка. Выбрав по рекомендации знакомых наставников, родители полностью доверяли им воспитание и вмешивались лишь в крайнем случае. Если гувернеры устраивали родителей и детей, они могли жить в семье долгие годы, воспитывая и организуя обучение нескольких поколений детей, таким образом, складывалась традиции элитного высокоэффективного воспитания, сохранения культурной самобытности лучшей части сословия, неизменно высокой результативности домашне-семейного образования.
По данным исследований М.В.Коротковой, в семьях дворянской элиты, где родители ответственно относились к качеству и результативности воспитания, как правило, приглашались два гувернера: один следил организацией воспитания и развитием детей, второй осуществлял контроль за обучением и самообразованием воспитанников; кроме этого в дом приглашались учителя различных предметов11. Подобная дифференциация домашнего воспитания и образования позволяла создать благоприятные условия для раскрытия разнообразных способностей личности, ее творческого потенциала, индивидуализации, максимально оптимизировать учение, основанное, с одной стороны, на энциклопедизме, с другой - ориентированное на реалии дальнейшей деятельности высокоспособной личности.
Постепенно в дворянском семейном воспитании были сформированы специальные приёмы, методы, формы организации домашнего обучения, среди которых наиболее популярными и распространенными считались специально ориентированные на домашнее обучение «образовательные беседы» и «образовательные прогулки», позволяющие сочетать словесные, наглядные и практические методы усвоения знаний, демонстрировать достаточно сложные научные и природные явления. Огромное влияние на развитие мировоззрения и внутреннего мира ребенка оказывала книга: условия для чтения и приобщения
10 Короткова М.В. Эволюция повседневной культуры московского дворянства в XVIII - первой половине XIX вв.: Автореф. дисс.... докт. ист. наук. - М.: 2009.
11 Там же.
к мировой литературе в дворянских семьях были самые благоприятные, поскольку там были представлены разнообразные книги, собираемые ни одним поколением семьи, в том числе произведения для детского чтения и самые новейшие учебники. В традициях семейного воспитания дворянской элиты важно не только разнообразие их содержания, но организация совместной деятельности взрослых и детей, инициирование личностной активности и детского творчества.
Основным направлением организации жизни и обучения детей в семье в этот период было становление, укрепление и развитие традиций гувернерства в дворянской среде как основы домашнего образования. Современные исследователи отмечают, с одной стороны, неоднозначность влияния иностранного гувернерства на качество семейного воспитания, с другой - возможность обогащения процесса развития личности в контексте нескольких культур (Э.В.Гилязова, Н.А.Зелевская, М.М.Ларионцев, О.Ю.Солодянкина, Т.В.Тимохина, С.В.Троши-на). Именно в семьях дворянской и купеческой элиты, в императорской семье влияние высокообразованных иностранных гувернеров обуславливало всесторонне развитие личности ребенка, развитие его самобытности, креативности, позволяло интенсифицировать умственное воспитание, обогатить обучение новейшими сведениями современной науки. Анализу сущности и специфики социально-педагогического феномена иностранного гувернерства в России, посвящены работы А.Ф.Афонасьева, А.А.Василь-чикова, А.Воронова, Г.Бланка, Е.О.Гугеля, Н.В.Давыдова, Н.А.Добролюбова, В.О.Ключевского, С.В.Рождественского, П.Юдина. В этих исследованиях отмечается, что деятельность иностранных гувернеров и воспитателей в исследуемый период имела двоякое значение: с одной стороны, она стала символом западной модернизации отечественного образования, способствовала развитию межкультурной коммуникации в дворянской среде; с другой - внесла значительные коррективы в национальные традиции русского воспитания, чем вызывала общественный протест, связанный еще и с низким качеством и педагогическим браком в работе иностранных воспитателей в семьях мелкопоместных дворян, купцов и мещан. Высокий идеал, реализуемый в элитивистских тенденциях семейного воспитания, воспринимался в массовой практике в сниженном усеченном варианте, противопоставлялся ему.
В целом, в XVIII веке в России сложились самобытные элитивистские тенденции семейного воспитания и домашнего обучения, которые позволяли в условиях семьи создавать потенциал для развития и элитизации личности.
THE FORMATION AND THE DEVELOPMENT OF THE ELITIVIST TENDENCIES IN THE THEORY AND PRACTICE OF FAMILY UPBRINGING AND HOME EDUCATION IN RUSSIA IN THE 18th CENTURY
© 2012 M.A.Mazalova
Balashov Institute (Branch) of Saratov State University
The article considers the processes of the formation and the development of the elitivist tendencies in the practice of family upbringing and home education in Russia in the 18th century. Their essence and contents are disclosed.
Keywords: elite, elitivist tendencies, family upbringing, home education.
Marina Alekseyevna Mazalova, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor of the chair of Pedagogy, Head of the Academic and Methodological Department. E-mail: marina-mazalova@yandex. ru