ЛИТЕРАТУРА
1. Абсалямов, Т.М. Исследование динамики ранних признаков утомления при спортивном плавании : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Абсалямов Т.М. ; Гос. центр. ин-т физ. культуры. -Москва, 1968. - 15 с.
2. Мосунов, Д.Ф. Формирование пространства воды вокруг спортсмена-пловца / Д.Ф. Мо-сунов, М.Д. Мосунова, Ю.А. Назаренко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2010. - № 5 (63). - С. 57-61.
3. Мосунов, Д.Ф. Дидактические основы совершенствования двигательных действий спортсмена (на примере плавания) / Д.Ф. Мосунов. - Санкт-Петербург : Плавин, 1996. - 176 с.
4. Мосунов, Д.Ф. Методика прикладного анализа внутрицикловой скорости пловца / Д.Ф. Мосунов // Адаптивная физическая культура. - 2013. - № 4 (56). - С. 49-51.
5. Технология реализации резерва совершенствования спортивно-технической подготовки паралимпийского пловца / Д.Ф. Мосунов, М.Д. Мосунова, Ю.А. Назаренко, И.В. Клешнев, К.Н. Пав-люкевич, А.С. Макеев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 8 (150). -С. 75-80.
REFERENCES
1. Absalyamov, Т.М. (1968), Investigation of the dynamics of early signs offatigue in sport swimming, Abstract of the dissertation, State. Centre. Institute of Physical Education, Moscow.
2. Mosunov, D.F., Nazarenko, Yu.A. and Mosunova, M.D. (2010), "Formation of space of water around athlete-swimmer", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 63, No. 5, pp. 57-61.
3. Mosunov, D.F. (1996), Didactic bases of improvement ofphysical actions of the athlete (on the example of swimming), Plavin, St. Petersburg.
4. Mosunov, D.F. (2013), "Technique of the application-oriented analysis of intra cyclic speed of swimmer", Adaptive physical culture, No. 4 (56), pp. 49-53.
5. Mosunov, D.F., Mosunova, M.D., Nazarenko, Yu.A., Kleshnev, I.V., Pavlyukevich, K.N. and Makeev, A.S. (2017) "Technology of realization the reserve of sports and technical perfection in the training of Paralympic swimmer", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 150, No. 8, pp. 75-80.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.04.2018
УДК 796.062
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЮСШ В СИСТЕМЕ ВНЕШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В 50-Х - 80-Х ГОДАХ XX ВЕКА В ОРЕНБУРЖЬЕ
Михаил Константинович Мусафиров, преподаватель, ГАПОУ «Орский индустриальный колледж», г. Орск
Аннотация
В статье рассмотрен процесс развития и расширения сети детско-юношеских спортивных школ в 50-х - 80-х годах XX века в Оренбуржье. Исследованы и существовавшие актуальные проблемы данных внешкольных учреждений.
Ключевые слова: СССР, Оренбуржье, внешкольное воспитание, ДЮСШ, расширение сети внешкольных учреждений.
FORMATION AND DEVELOPMENT OF YOUTH SPORTS SCHOOLS IN THE SYSTEM OF EXTRACURRICULAR EDUCATION IN THE 50'S - 80-IES OF XX CENTURY IN ORENBURG REGION
Mikhail Konstantinovich Musafirov, the lecturer, Orsk Industrial College, Orsk
Annotation
The article considers the process of development and expansion of the network of youth sports schools in the 50's - 80-ies of XX century in Orenburg region. Researched existing and current problems of
these institutions.
Keywords: USSR, Orenburg région, extracurricular éducation, youth sports schools, the expansion of the network of extracurricular institutions.
Период с пятидесятых по восьмидесятые годы XX века стал для Оренбуржья периодом интенсивного развития системы внешкольного воспитания и расширения сети детско-юношеских спортивных школ в регионе. Данный процесс был связан с политикой советских партийных и государственных органов власти в реализации воспитания подрастающего поколения, способного как психологически, так и физически к трудовому подвигу и защите Родины [2]. При этом важно отметись, что своего пика данная государственная политика достигла в 70-х - 80-х годах XX века.
К пятидесятым годам прошлого столетия происходят изменения в составе рабочей силы в промышленности, которой были необходимы новые кадры в связи с увеличением промышленных мощностей [5, с. 93]. В этом отношении в данный исторический период ДЮСШ стали важнейшим институтом в системе внешкольного воспитания, способным воспитать и подготовить здоровых и выносливых молодых людей, способных осуществлять профессиональные обязанности, связанные с высокими физическими нагрузками. Геополитическая ситуация, связанная с ходом « холодной войны», также приводила к необходимости в подготовке молодых людей для несения воинской службы, в том числе и для подготовки наиболее сильных, выносливых и физически развитых юношей к поступлению в военные училища, где существовали высокие требования к физической подготовке абитуриентов.
В сложившихся условиях система внешкольного воспитания стала важным инструментом подготовки хорошо физически подготовленной молодёжи, стержнем которой в данном направлении выступали ДЮСШ. Не последнее место занимала и общественная потребность в работе этих образовательных институтов в контексте снижения негативного влияния улицы индустриальных городов СССР.
На основе существовавших государственных и общественных потребностей, государственного заказа областными партийными и советскими органами государственной власти ставилась задача расширения сети учреждений внешкольного воспитания, в том числе и ДЮСШ.
До пятидесятых годов в Оренбуржье работала только одна ДЮСШ - Бугуруслан-ская ДЮСШ, она начала свою работу в 1945 году. В 1953 году открывается Новотроицкая ДЮСШ-1, а в 1954 году Медногорская ДЮСШ. В шестидесятых годах XX века открываются еще четыре ДЮСШ, две в областном центре - Оренбурге, это открытая в 1961 году Оренбургская (городская) ДЮСШ-3, и Оренбургская (городская) ДЮСШ-2, открытая в 1964 году, а также в городах Бузулуке - Бузулукская ДЮСШ (городская) - 1968 г. и в Орске - ДЮСШ-2 - 1969 г. В 70-х - 80-х годах прошлого столетия в Оренбуржье открыли свои двери для юных поклонников спорта 21 детско-юношеская спортивная школа министерства образования Оренбургской области. При этом открывались они не только в индустриальных городах области, но и в районных центрах. Так, в 1980 году начинает работу Оренбургская ДЮСШ олимпийского резерва № 1 [4, С. 389-395].
В шестидесятые годы прошлого века органами власти выделялась работа детской спортивной школы гороно Новотроицка. Как и другие ДЮСШ, она стала центром спортивной жизни детей и молодёжи. В 1966 году в детской спортивной школе Новотроицка занималось 215 юношей и девушек. Структурно она состояла из трех отделений - волейбола, легкой атлетики и художественной гимнастики. При этом в каждом отделении ДЮСШ функционировало четыре класса. Учебные занятия и тренировки проводились как в залах детско-юношеской спортивной школы, так и в спортзале Орско-Халиловского металлургического комбината, крупнейшего предприятия города. Причинной тому стал небольшой спортивный зал внешкольного учреждения, который имел площадь 5 на 10 метров. Комплектование проводилось в начале учебного года. Количество заявлений
поданных от обучающихся на протяжении всего обозначенного периода превышало возможности для занятий в секциях. В среднем на одно место было около четырёх заявлений школьников. В результате, по итогам конкурсного отбора, выбирались наиболее подготовленные и имеющие наилучшие по отношению к другим физические данные [1].
Значительное внимание педагоги уделяли подготовке спортсменов-разрядников, со многими из них велась индивидуальная работа. На педсоветах обсуждались индивидуальные планы тренерско-преподавательского состава. Первостепенное внимание педагогов спортивной школы уделялось общей физической подготовке, осуществлялся контроль за учебными достижениями обучающихся, систематически велась и работа с родителями, проводилась культмассовая работа. Во главу угла ставилась и задача по пропаганде здорового образа жизни и занятий спортом. Для достижения данной цели в Новотроицке проводились показательные выступления. Обучающиеся гимнастической секции неоднократно выступали на пионерских праздниках и важных городских мероприятиях [1].
В изученных нами неопубликованных архивных документах, несмотря на высокие результаты, надзорными органами советской государственной власти в сфере народного просвещения, на основании проведённых проверок, директору ДЮСШ Э. М. Корсунскому были сделаны замечания, которые касались как нормативно-административного характера, так и осуществления образовательного процесса. Так отмечалось необходимость увеличения сохранности контингента обучающихся, в особенности среди обучающихся, занимающихся в секциях не один год. Тренерско-преподавательскому составу предписывалось сохранять высокий уровень сохранности контингента вплоть до их выпуска из внешкольного учреждения [1].
К слову сказать, подобные замечания надзорными органами нередко предъявлялись и к другим детско-юношеским спортивным школам Оренбургской области в данный исторический период.
Отдельно необходимо выделить и эффективную работу ДЮСШ-4 города Орска, которая была открыта в 1985 году. Основу тренерско-преподавательского состава составили хоккеисты Орского СК «Южный Урал». Всего за несколько лет она смогла стать кузницей профессиональных спортсменов, резервом для ХК «Южный Урал». До 2007 года бессменным директором ДЮСШ-4 являлся В. В. Бакштанин, которому удалось создать традиции и сохранить преемственность поколений. Так многие выпускники, как и во многих других ДЮСШ области, затем становились её тренерами [3, с. 37-8].
ДЮСШ-4 города Орска, как и другие ДЮСШ Оренбуржья, не только готовили спортивную смену, но и уводили детей от губительного влияния улицы, становясь социальным лифтом для детей из неблагополучных и многодетных семей. Многие из них, находясь в неблагоприятной социальной среде, добивались высокого социального статуса и значительного улучшения уровня жизни, построив профессиональную спортивную карьеру. Многие выпускники ДЮСШ Оренбуржья успешно проявили себя не только в спорте, но и в других сферах - от науки до предпринимательства, от построения успешной карьеры в силовых структурах и до работы в финансовой сфере. Занятия в спортивных секциях дало им и не только крепкое здоровье, но и сформировало их как личность, нацеливало на достижение жизненных поставленных задач.
Можно констатировать, что 50-ые - 80-ые годы XX века стали периодом интенсивного развития и расширения сети ДЮСШ, причём как в городах, так и районных центрах Оренбургской области, что было связано с политикой региональных и местных органов советской власти, реализующих политику ЦК КПСС. Немалую роль в этом процессе имели потребности общества, связанные с вопросом организации досуга детей и молодёжи и их отвлечения от пагубного влияния улицы. ДЮСШ с этого периода начали формировать собственные традиции, при этом решая кадровые вопросы комплектования тренер-ско-преподавательского состава за счёт своих выпускников, в том числе завершивших свою профессиональную спортивную карьеру.
ЛИТЕРАТУРА
1. АМОГН (Архив Муниципального образования города Новотроицка). - Ф. р-3. Оп. 1. Д. 79. Л. 1-8.
2. ГАОО (Государственный архив Оренбургской области). - Ф. р. - 1893. Оп. 3. Д. 3549. Л. 1.
3. Мусафиров, М.К. История системы внешкольного воспитания в Оренбуржье в 80-x годах XX века / М.К. Мусафиров // Научно-технический прогресс: актуальные и перспективные направления будущего. Том I. - Кемерово, 2016. - С. 36 -40. - ^N 978-5-9908668-8-1.
4. Образование Оренбургской области на рубеже XX - XXI веков. Часть II / под редакцией В. В. Попова. - Оренбург : Изд-во Оренбургского ин-та повышения квалификации работников образования, 2004. - 515 с. - ISBN 5-7752-0092-6.
5. Пихоя, Р. Г. Москва. Кремль. Власть. Сорок лет после войны, 1945 - 1985 / Р. Г. Пихоя. - М. : Русь-Олимп, 2007. - 715 с. - ISBN 5-17-040859-5.
REFERENCES
1. AMOGN (Archive of the municipality of the city of Novotroitsk). F. p-3, Op. 1, D. 79. L. 1-8.
2. GAOO (State archive of Orenburg region). F. p. - 1893. Op. 3, D. 3549. L. 1
3. Musafirov, M.K. (2016), "The history of the system of extracurricular education in the Orenburg region in 60-80 years of XX century", Scientific-technical progress: current and future directions of the future, Volume I, Zapsib, Kemerovo, pp. 36-40, ^N 978-5-9908668-8-1.
4. Ed. Popov, V.V. (2004), Education in Orenburg region at the turn of XX-XXI centuries. Part II, OOIPKRO, Orenburg, ISBN 5-7752-0092-6.
5. Pikhoya, R.G. (2007), Moscow. The Kremlin. Power. Forty years after the war, 1945 - 1985, Rus-Olimp, Moscow, ISBN 5-17-040859-5.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.04.2018
УДК 796.85
ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНОШЕЙ К КУМИТЕ В
КЕКУСИНКАЙ КАРАТЭ-ДО
Александр Александрович Небураковский, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточная государственная академия физической культуры (ДВГАФК), Хабаровск; Болислав Максимович Щетина, кандидат педагогических наук, профессор, Заслуженный тренер РФ, Дальневосточный государственный университет путей сообщения (ДВГУПС), Хабаровск; Александр Владимирович Четвертаков, доцент, Дальневосточная государственная академия физической культуры (ДВГАФК),
Хабаровск
Аннотация
В статье обосновывается эффективность использования упражнений с отягощениями в учебно-тренировочном процессе юных спортсменов, занимающихся кекусинкай карате-до на этапе начальной спортивной специализации. С помощью метода регистрации соревновательной деятельности определены компоненты технико-тактических действий в кумите. Установлены взаимосвязи показателей соревновательной и тренировочной деятельности спортсменов с помощью корреляционного анализа. Определены наиболее эффективные упражнения с отягощением для улучшения физической подготовленности юных каратистов.
Ключевые слова: кекусинкай каратэ-до, кумите, физическая подготовленность.