Найденов И. И.
СТАНОВЛЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ МОСКВЫ
в 1918-1945 гг.
Одним из решающих факторов, непосредственно влиявших на строительство вооруженных сил любого государства, являлось наличие и качество людских ресурсов. Они оказывали прямое воздействие на военные возможности государства, на ход и исход вооруженной борьбы. В XIX в. создание массовых армий вызвало принятие всеобщей воинской обязанности и становление местных органов военного управления, от четкости работы которых зависела численность кадровых войск и военнообученных резервов, возможности пополнения вооруженных сил в ходе войны и формирования новых соединений и частей как в мирное, так и в военное время. В России с 1918 г. решение этих задач было возложено на военные комиссариаты.
Через военкоматы проходит множество незримых нитей, связывающих армию с народом. Для большинства, россиян история военных комиссариатов, созданных в 1918 г. - это наглядный урок того, что могущество армии проистекает из усилий всего народа.
Военный комиссариат г. Москвы является одним из самых крупных военных комиссариатов в Российской Федерации. Он неоднократно реорганизовывался и переименовывался, включался в состав других органов и выделялся вновь, но возлагаемые на него функции всегда играли заметную роль в обеспечении обороноспособности Отечества. Военный комиссариат г. Москвы и подчиненные ему местные органы военного управления стали достойными преемниками дореволюционных Управлений уездных воинских начальников и Присутствий по воинской повинности, выполняя их основные функции.
Главным недостатком системы дореволюционных мобилизационных и призывных органов было то, что ими руководили два министерства: военное и внутренних дел. Связь между ними была бюрократической, порой архаичной, плохо согласованной. Связь с войсками практически полностью отсутствовала.
Недостатки существовавшей в то время системы органов местного военного управления проявились с особой силой с началом первой мировой войны. Ог-
раниченное количество запасных продолжало покрываться призывом значительной части ратников ополчения. Кроме того, издержки комплектования армии офицерским и унтер-офицерским составом были усугублены в начале войны непродуманным порядком отмобилизования.
Экономическое и духовное истощение, громадные потери в людях, агитация большевиков за поражение русского правительства в войне привели страну к социальному взрыву: сначала к Февральской буржуазно-демократической, а затем к Октябрьской социалистической революциям. Произошедшая в 1917 г. смена государственного строя не только разрушила старый государственный аппарат, но и ликвидировала прежнюю систему местных органов военного управления.
Инструкцией, выработанной Всероссийской коллегией по формированию Красной армии в конце января 1918 г., создание и управление армией на местах возлагалось на волостные, уездные и губернские Советы. Для этого каждый Совет должен был создать у себя военный отдел, в состав которого входили представители местного Совета, штаба Красной армии, штаба воинской части или гарнизона. Однако часто малочисленные, без профессионально подготовленных кадров военных специалистов, военные отделы имели разнообразную структуру, слабую связь между собой; их действия не были централизованы.
Развернувшееся строительство Красной армии потребовало сильного местного военного аппарата. Московский городской военный комиссариат и районные комиссариаты был одним из тех, кто являлся авангардом формирования по всей стране новой системы местных органов военного управления. Опыт работы этих первых военных комиссариатов позволил разработать проект декрета о создании по всей республике нового аппарата местных органов военного управления.
В ходе их создания в первой половине 1918 г. был учтен дореволюционный опыт работы Управлений уездных воинских начальников и Присутствий по воинской повинности, при этом удалось избежать их основных недостатков. Однако уже первые шаги в создании военных комиссариатов выявили ряд пробелов, особенно в намеченной структуре. Особое значение в связи с этим имело издание документов, которые дополняли и уточняли отдельные положения декрета о создании военкоматов. В соответствии с регламентирующими документами происходило совершенствование структуры Московского городского военного ко-
миссариата.
Кроме общих обязанностей по учету, формированию вооруженных сил, проведению в жизнь всеобщего обучения, по управлению местными войсками, по материальному благоустройству расположенных в губернии войск, их размещению по квартирам на месте и при передвижениях и содействия их обеспечению всем необходимым, и, в том числе, получаемым по натуральным повинностям от населения, на комиссариаты по военным делам возлагались: объединение и направление деятельности подчиненных военных комиссариатов; вербовочно-агитационная деятельность среди населения и удовлетворение культурнопросветительных потребностей войск; проверка разверстки принимаемых на службу по уездам, организация и руководство конскими повозочными переписями; организация в губернии воинского обучения населения, инструкторских школ, спортивных и стрелковых обществ; организация учебных сборов и всякого рода военных упражнений в поле и маневров; наблюдение за препровождением и довольствием следующих по делам службы солдат, за движением военных транспортов, за отправлением команд пополнения, за выполнением подчиненными военными комиссариатами всех распоряжений по призыву для обучения и в военное время, за отправлением призываемых по назначению, за приемом от населения и препровождению по назначению лошадей, за размещением и содержанием эвакуированных с театра войны, в частности, раненых и военнопленных.
Сложности государственного и военного строительства потребовали от военных комиссариатов решения задач, на первый взгляд, не имеющих прямого отношения к их обязанностям, определённым декретом Совнаркома. Анализ приказов, распоряжений, отчётов, донесений и других документов московских комиссариатов убедительно подтверждает, что они были ещё и гарнизонной военной властью, а также решали, когда этого требовала обстановка, вопросы оперативного руководства подчинёнными войсками, расположенными на их территории. Ими осуществлялась охрана важных государственных объектов, гарнизонная и караульная служба в Москве и даже поиск беглецов.
В годы гражданской войны и иностранной интервенции Военный комиссариат г. Москвы проделал большую работу по набору в Красную Армию добровольцев, изысканию призывных ресурсов, организации учета годных к военной службе контингентов, подготовке военно-обученных резервов. Московскими комиссариатами был проведен целый ряд мобилизаций граждан для службы в ар-
мии, формировались и отправлялись на фронт части и соединения.
Местные органы военного управления ведали почти всеми вопросами строительства армии. Однако на них был возложен слишком широкий круг обязанностей. В связи с этим штаты военкоматов были громоздкими, хотя зачастую не могли быть полностью укомплектованы из-за общего дефицита необходимых кадров. Кроме того, структура военкоматов не всегда отвечала требованиям обстановки. В частности, в условиях создания вооруженных сил на принципе обязательной воинской повинности в городских и районных комиссариатах предусматривался слабый мобилизационно призывной аппарат, а в агитационнопросветительной деятельности центр тяжести ложился на вербовочную работу.
Все это в 1918 г. делало военные комиссариаты недостаточно гибкими для работы в сложной, быстро меняющейся военно-политической обстановке, а их работа нередко подвергалась острой критике со стороны отдельных высших государственных и партийных деятелей, зачастую несправедливой, необоснованной и неконструктивной. В тоже время необходимо согласиться, что в силу объективных причин недостатки имели место как в организации, так и в деятельности военных комиссариатов города Москвы. В силу этого они часто переформировывались, меняли штаты, упраздняли одни отделы и вводили другие, дополняли или упраздняли обязанности отдельных подразделений и должностных лиц.
В результате изменения и существенного сокращения обязанностей районных военных комиссариатов города Москвы они были упразднены, а их обязанности переданы Московскому городскому военкомату. При горвоенкомате было создано учреждение по учету и мобилизации населения и проведению призывов на военную службу. К концу июня 1919 г. был учрежден новый штат Московского горвоенкомата, основа которого, ввиду его достаточной оптимальности, сохранилась до конца Гражданской войны. В целом совершенствование организационно-штатной структуры Московского горвоенкомата в годы Гражданской войны шло в правильном направлении, что подтвердилось достаточно успешным решением его работниками всех стоявших перед ними задач.
Окончание гражданской войны и проводившаяся в связи с этим демобилизация армии обусловили изменение функций и реорганизацию местных органов военного управления. Уточнялась структура Военного комиссариата г. Москвы и Московской губернии. В ходе демобилизации армии московские военкоматы проводили большую работу по постановке на военный учет демобилизованных
красноармейцев и оказании им помощи, вплоть до обеспечения их определенными видами продуктов и предметов широкого потребления.
В мирных условиях военкоматы приступили к выполнению задач по учету и подготовке мобилизационных ресурсов, составлению мобилизационных планов и организации призыва ресурсов и поставки транспортных средств по мобилизации.
С каждым годом возрастали обязанности и ответственность военкомата г. Москвы и Московской губернии за организацию и проведение работы с допризывной молодежью. В 1921 г. создается отдел допризывной подготовки и спорта. По каждому роду войск Главным управлением Всеобуча разрабатывалась своя программа обучения. Призывникам, прошедший специальную подготовку предоставлялось право проходить военную службу в том роде войск, к которому они готовились.
Переход на кадрово-милиционную систему устройства вооруженных сил страны в 1923 г. позволил охватить боевой подготовкой большую часть населения, поддерживать на необходимом уровне боеспособность войск при минимальных экономических затратах на их содержание в обстановке, когда народное хозяйство страны только что начало восстанавливаться. С переходом армии на новые принципы организационного строительства перед военными комиссариатами возникли задачи большой сложности: осуществление территориальномилиционной системы, организация допризывной и вневойсковой подготовки, осуществление призывов военнообязанных на службу в территориальные части, проведение с ними сборов, налаживание воинского учета на местах и др.
Территориальная система комплектования войск расширила функции окружного военкомата. Из аппарата, ведавшего прежде всего лишь учетномобилизационными делами, он превратился в организатора всей военной работы на территории округа, а губернские военкоматы оказались лишь промежуточной инстанцией. В ходе этой реорганизации Военный комиссариат г. Москвы и Московской губернии был преобразован в Управление территориального округа г. Москвы и Московской губернии. Однако возрастание роли мобилизационнопризывных органов обусловило восстановление сначала районных военных комиссариатов г. Москвы, а затем и Московского городского военного комиссариата.
Значительные трудности в работе органов местного военного управления в
период перехода армии к территориально-милиционному строительству были вызваны отсутствием необходимых регламентирующих документов, которые определяли бы порядок призыва граждан для службы в армии, предоставления отсрочек и льгот, сроки прохождения службы, порядок увольнения выслуживших установленные сроки службы и т. д. Поэтому большое значение в деле упорядочения деятельности по укомплектованию войск личным составом имел Закон об обязательной военной службе, принятый 18 сентября 1925 г., который позволил перейти к комплектованию вооруженных сил личным составом на основе твердых законоположений, регламентировавших отбывание гражданами воинской повинности.
Комплектование войск проводилось двумя методами: индивидуальной приписки военнообязанных к частям из районов их комплектования; приписки к военкоматам с последующим формированием команд на сборных пунктах райвоенкоматов и направлении их в части. Планировалось маневрирование ресурсами, для чего создавались резервы на сборных пунктах.
Исключительно важную роль в деятельности военных комиссариатов приобрела допризывная подготовка молодежи. Возрастал охват молодежи допризывной подготовкой, совершенствовались формы и методы работы. В частности, стали широко практиковаться обследования допризывной подготовки в районах Москвы специальными комиссиями. Осуществлялись мероприятия по улучшению работы медкомисий по медосвидетельствованию призывников, выявлению всех неграмотных и малограмотных среди призывников и организации с ними занятий в специальных пунктах, более широкому привлечению общественных организаций (ОСО-Авиахим, МОПР, ОДР и др.) и культшефов (союзы РАБИС и РАБПРОС), повышению эффективности справочной работы и другие.
В этот период местные органы военного управления Москвы усиленно занимались работой по комплектованию военно-учебных заведений страны. Разрабатывались рекомендации по вербовке добровольцев в военные школы, список учебных заведений и необходимые документы при оформлении личных дел.
Лица командного состава запаса привлекались на учебные сборы, военные игры, полевые поездки и маневры. Их общий срок составлял около года за время нахождения в запасе. По окончании переподготовки проводилась проверка усвоения программы и аттестование в целях определения пригодности обучавшихся к исполнению определенных должностных обязанностей в военное время.
Особенно возросла роль военных комиссариатов в предвоенные годы, когда отказались от системы смешанного комплектования армии и приступили к развертыванию большого количества новых кадровых формирований. Перевод системы комплектования войск на кадровую основу обусловил необходимость коренной реорганизации местных органов военного управления для резкого повышения эффективности их работы. Это было реализовано в ходе выполнения Постановления Совета Народных Комиссаров СССР от 7 июня 1938 г., которым было утверждено новое положение «О местных органах военного управления»
В связи с этим происходят изменения в структуре и характере деятельности военных комиссариатов. Вся система военных комиссариатов, приспособленная к специфике комплектования личным составом территориально-милиционных частей и соединений, была перестроена заново. Для лучшей координации работы с местными органами власти по военно-оборонным вопросам военные комиссариаты одновременно стали являться военными отделами исполкомов Советов, т.е. был востребован опыт 1918 г. Однако слабости материально-технического обеспечения сильно осложняли работу военкоматов Москвы. Не обошли стороной Московский городской военный комиссариат и массовые репрессии этих лет, что не способствовало улучшению его работы.
Закон «О всеобщей воинской обязанности» принятый 1 сентября 1939 г., снимал имевшиеся ранее классовые ограничения в воинской службе и закреплял кадровый принцип строительства армии. В связи с этим, в деятельности военных комиссариатов по укомплектованию войск личным составом получил развитие новый принцип, называемый экстерриториальным. В условиях развертываемой кадровой многомиллионной армии военные комиссариаты умело организовывали на местах сложные мероприятия по налаживанию учета призывных контингентов, подготовке их к службе в армии, приписке к призывным участкам, предназначению по родам войск, призыву на действительную военную службу и отправке в войска. Для комплектования военных училищ и различных курсов младших лейтенантов курсантами военные комиссариаты отбирали и направляли достойных кандидатов.
В соответствии с Законом о всеобщей воинской обязанности 1939 г. военные комиссариаты оказывали большую помощь в проведении начальной военной подготовки учеников с 5-го до 7-го класса, а также допризывной военной подготовки учащихся старших классов средней общеобразовательной школы, других
средних учебных заведений и студентов вузов, не прошедших действительную военную службу.
В 1940 г. Московскому городскому военному комиссариату за лучшие показатели в подготовке и проведении призыва было присуждено переходящее Красное Знамя Народного комиссариата обороны СССР. Вместе с тем, руководство не допускало благодушия и не снижало требовательности к своим подчиненным, особенно в вопросах отношения к людям и соблюдения бдительности.
В годы, непосредственно предшествовавшие Великой Отечественной войне, московские военкоматы проделали большую работу по переучёту военнообязанных, провели бронирование военнообязанных за народным хозяйством и осуществили ряд других мероприятий, направленных на повышение мобилизационной готовности войск. В процессе разработки новых мобилизационных планов была достигнута тесная связь войсковых частей с комплектующими их военными комиссариатами.
В этот период Мосгорвоенкомат занимался разработкой расчёта комплектования частей. При укомплектовании боевых частей создавалась 15 процентная надбавка сверх мобилизационной потребности с явкой приписанных непосредственно в части. Эта надбавка служила своеобразным «оргядром» при развёртывании части.
Таким образом, в период мирного строительства, после окончания гражданской войны, военные комиссариаты г. Москвы направляли свою деятельность на проведение военной реформы по переходу на систему смешанного комплектования, а в период усилившейся угрозы военной опасности - на перевод армии на кадровую систему комплектования.
Важным этапом в истории Военного комиссариата г. Москвы была Великая Отечественная война. Вместе со всем народом, вооруженными силами страны московские комиссариаты успешно решали задачу борьбы с немецко-фашистскими захватчиками, непосредственно участвовали в обороне столицы. Они внесли достойный вклад в обучение военному делу трудящихся, обеспечивали фронты подготовленными людскими резервами, формировали воинские части и соединения, осуществляли эвакуацию личного состава предприятий и учреждений, пенсионное обеспечение семей военнослужащих, оказание им различной материальной помощи, трудоустройство инвалидов войны и раненых и решали многие другие задачи.
Оповещение о мобилизации вооружённых сил было проведено в течение трех часов, после получения указаний Военного Совета Московского военного округа о мобилизационном призыве. Сразу были развернуты все рабочие органы военкоматов, предусмотренные мобилизационным планом. В первый же день начали действовать сборный пункт Московского городского военного комиссариата для централизованной отправки рядового и сержантского состава, 4 сборных пункта для отправки по мобилизации офицерского состава, городской сдаточный пункт. Развернули свои пункты и райвоенкоматы.
В трёхдневный срок в каждом районе столицы были созданы призывные комиссии. На плечи работников военных комиссариатов легла огромная работа по развертыванию сети призывных и сборных пунктов, пунктов формирования воинских подразделений и отправки мобилизованных. Проводилась работа по поддержанию высокого морального духа среди мобилизованных. Не оставляли без внимания и провожающих.
В Москве мобилизация людских и материальных ресурсов для войны проводилась, в основном, организованно. С 23 июня по 15 ноября 1941 г. московскими военкоматами было мобилизовано и отправлено на фронт 242 тыс. человек рядового и младшего начальствующего состава. Однако, в связи с оставлением нашими войсками ряда городов и потерей территории западных областей, военкоматам города пришлось испытать ряд осложнений. Прежде всего, это было массовое возвращение в адрес горвоенкомата эшелонов и команд, которые направлялись из Москвы в приграничные области, уже захваченные врагом.
Поскольку уже в начале войны имеющийся состав военных комиссариатов не справлялся с возросшими задачами, были значительно увеличены их штаты, усилен финансовый аппарат. Большую роль в деле правильного использования людских ресурсов и организованной отправки пополнения в войска и промышленность сыграли созданные при военкоматах пересыльные пункты.
Одновременно с призывом военнообязанных, военкоматами была развёрнута работа по изъятию из народного хозяйства и поставке для армии техники и лошадей. Пропускная способность сдаточного пункта каждого райвоенкомата была установлена 400 автомашин в сутки. Для выполнения заданий по поставке автомашин, при содействии местных организаций, были организованы ремонтные базы, через которые пропускались все машины, предназначенные к поставке.
На период самой сложной обстановки под Москвой с 20 октября по 1 декабря 1941 г. при Московском городском военном комиссариате действовал контрольно-пропускной пункт. Он предназначался для сбора и отправки на фронт военнослужащих, отставших от своих частой и иногородних лиц, по каким либо причинам оказавшихся в Москве. Явно уклоняющихся от мобилизации передавали суду военного трибунала и после осуждения отправляли на фронт. За период существования контрольно-пропускного пункта было принято и отправлено на фронт 8501 человек.
От московских военкоматов требовалось найти всех, кого можно было призвать в армию, путем пересмотра и проверки правильности бронирования военнообязанных за народным хозяйством, переосвидетельствованных, негодных, выявления всех уклоняющихся от призыва. Положительную роль в этом деле сыграли даваемые каждому военкомату конкретные задания в количественном выражении, в виде так называемого «перспективного плана по изысканию ресурсов» Как правило, военкоматы столицы эти планы выполняли полностью. В целях решения задачи по проведению количественного и качественного учёта военнообязанных, оставшихся в Москве, регулярно проводились перерегистрации военнообязанных запаса.
Всего за годы войны военкоматы столицы мобилизовали более 713 тыс. военнообязанных. Ими было сформировано 235 войсковых частей и учреждений, общей численностью 63826 человек, с положенным им табельным имуществом, отправлено более 25 тыс. единиц автомобильной и другой техники.
Составной частью работы военных комиссариатов г. Москвы в начальный период войны было непосредственное участие в формировании дивизий народного ополчения и истребительных батальонов. Московский городской военный комиссариат принимал участие в формировании и вооружении партизанских отрядов. В самые трудные для Москвы месяцы войны военные комиссариаты на случай ведения уличных боев формировали из добровольцев боевые дружины и отряды истребителей танков.
Мобилизация рабочих, служащих и учащихся Москвы в народное ополчение и формирование дивизий проводилась по районному принципу. Для пополнения убыли отмобилизованных дивизий каждый район должен был дополнительно создавать запасной полк. Вместе с тем, комплектование ополченческих дивизий проводилось в добровольном порядке через парторганизации предпри-
ятий и учреждений без учета состояния здоровья, возраста, образования, гражданской специальности и категории воинского учета каждого вступавшего в ополчение. Призыв оформлялся, минуя районные военные комиссариаты.
В результате получилось, что военно-учетные органы не знали, кто призван в ополчение и этим самым была внесена путаница в учет военнообязанных запаса. Отметок в учетных документах в райвоенкоматах и военно-учетных столах отделений милиции о призыве ополченцев сделано не было. А все это привело к тому, что родственники граждан, призванных в ополчение, не могли получить необходимые справки о призыве последних в армию, много людей из частей пришлось возвращать из-за непригодности к несению военной службы по здоровью, возрасту или как высококвалифицированных, людей науки, техники и пр. Всего этого можно было бы не допустить при более продуманной системе комплектования.
Созданные при непосредственном участии Московского городского военного комиссариата дивизии народного ополчения прошли славный боевой путь до полного разгрома германского фашизма. Ратные подвиги этих дивизий были отмечены почетными наименованиями, двадцатью боевыми орденами на их знаменах.
В годы Великой Отечественной войны в сложнейших условиях московские военные комиссариаты успешно осуществляли обучение военному делу трудящихся. В штат Московского городского военного комиссариата был введён отдел Всеобуча, а в районных военкоматах - инструкторы по Всеобучу. Военное обучение было налажено так, чтобы жители районов без отрыва от работы на заводах, фабриках, в учреждениях в установленный срок прошли утвержденную программу обучения, составив резерв вполне подготовленных для Красной Армии бойцов. Ответственность и сложность задачи усугублялась тем, что в период подготовки, организации и начала всеобщего военного обучения фашистские войска уже подошли к ближайшим подступам к Москве.
Организуя широкую сеть вневойсковой подготовки, Московский городской военный комиссариат опирался на опыт гражданской войны, стремясь к полному охвату трудящихся обучением военному делу. При подготовке обучения от предприятий и организаций района были затребованы списки необученных и малообученных. На основании поступивших от предприятий списков производилась разбивка по ротам граждан, привлекаемых к обучению, составлялись списки
бойцов и командного состава, готовились и рассылались личные предписания бойцам с указанием времени и места, где они будут проходить обучение. Во многих районах Москвы были созданы штурмовые полосы с проволочными заграждениями, окопами, ходами сообщения, дзотами, где будущие воины могли обучаться военному делу в обстановке, приближенной к боевой.
По данным учета был выявлен младший начальствующий состав для использования на всевобуче, а также средний и старший командный состав из командиров запаса. Все командиры, которые по учетным признакам могли быть использованы на всевобуче, были вызваны в райвоенкоматы для проверки их пригодности к делу. Путем беседы с каждым приглашенным комиссией устанавливалась его военная квалификация, в соответствии с которой принималось решение о характере его использования. Кадры инструкторов подбирались в своём большинстве из лиц, уже имеющих боевой опыт, а также из офицеров военкоматов. Для повышения их квалификации проводились семинарские занятия без отрыва командиров от производства, по окончании их рабочего дня на предприятиях.
Подготовка боевых резервов Красной Армии началась и проходила с максимальным использованием опыта Великой Отечественной войны. Близость фронта, нависшая угроза над Москвой еще больше роднила подразделения всевобуча с участниками боев. На беседах и на практических занятиях фронтовики передавали жителям Москвы, проходившим военное обучение, свой боевой опыт. Учебные пункты поддерживали связь с фронтовиками и бывшими бойцами всевобуча.
В Москве на учебных пунктах Всевобуча для армии было подготовлено свыше 200 тыс. человек. Московский городской военный комиссариат добился высоких показателей по подготовки специалистов. С 1 июля 1941 г. по 1 июля 1945 г. в Москве было подготовлено 11233 снайпера, 6332 связиста, 23005 станковых пулеметчиков, 42671 ручной пулеметчик, 33101 автоматчик, 15283 минометчика, 12906 истребителей танков, 668 бронебойщиков, Кроме того, обучено 6116 младших командиров, 1030 бойцов партизанских отрядов, 27526 медсестер сандружин. Кроме мероприятия по всеобучу, военными комиссариатами осуществлялось военное обучение учащихся в средних школах и техникумах.
Московский городской военный комиссариат сделал очень многое по эвакуации из города в тыл страны населения, промышленного оборудования и т. д.
Кроме того, у столичных военкоматов увеличилась работа по вопросам учёта и бронирования военнообязанных за народным хозяйством, поскольку промышленность Москвы, перестраиваемая на военный лад, требовала закрепления определенного количества мужской рабочей силы и специалистов за предприятиями и тыловыми учреждениями. Предпринимались меры по производству оружия и боеприпасов, обеспечению порядка в городе, организовывалось строительство оборонительных сооружений на подступах к городу и в городе. Личный состав военкоматов Москвы непосредственно участвовал в обороне города.
На протяжении всей Великой Отечественной войны московские военные комиссариаты удовлетворяли самые разнообразные заявки войсковых частей и учреждений: отводили помещения для личного состава, организовывали ремонтно-восстановительные работы в помещениях, приспосабливаемых для госпиталей, развертывали буфеты, ларьки, занимались ремонтом обуви и одежды, обеспечением топливом, электроэнергией, хлебом, горячей пищей, периодической печатью, кинофильмами, предметами штабного инвентаря и временным автотранспортом, обслуживанием зрелищных мероприятий и т. д.
В годы Великой Отечественной войны важным участком работы военкоматов столицы стало оформление пенсий и пособий семьям погибших и инвалидам войны. Об объеме этой работы можно судить по тому факту, что к концу войны в Москве было назначено свыше 40 тыс. пенсий офицерам инвалидам и семьям погибших. Также очень ответственной была деятельность военкоматов по вручению правительственных наград демобилизованным из армии и флота военнослужащим, а также обмену временных удостоверений на постоянные орденские документы. Она была начата в 1943 г. и осуществляется военкоматами до настоящего времени.
В трудных условиях военного времени необходимо было решать и такую проблему, как материальное обеспечение семей офицеров и военнослужащих сверхсрочной службы, которые в силу военных обстоятельств утратили связь с главой семьи. В военкоматы столицы поступало большое количество различных заявлений и просьб от военнослужащих, инвалидов, членов их семей. Работники военкоматов чутко и внимательно относились к заявлениям и просьбам граждан, стремились к удовлетворению их нужд и запросов.
В годы Великой Отечественной войны московские военные комиссариаты вели большую общественно-массовую работу среди населения. Военные комис-
сары и другие работники военкоматов разъясняли вопросы внутренней и внешней политики, обстановку на фронтах и т. д., проводили большую работу с семьями призванных в армию и семьями погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Хорошими помощниками военкоматов столицы в этой работе оказались матери и жены фронтовиков. Их ряды постоянно росли. Вскоре патриотическое движение жен и матерей фронтовиков нашло организационное оформление. При Московском городском военном комиссариате и райвоенкоматах были организованы советы жен фронтовиков. Так, в Советском райвоенкомате г. Москвы совет возглавляла жена генерала армии Рокоссовского - Ю.П. Рокоссовская. Начиная с участия во вручении семьям извещений о гибели воинов на фронте, вплоть до самых разнообразных вопросов бытовой помощи семьям фронтовиков, женсоветы и их актив помогали военным комиссариатам в решении многочисленных вопросов их сложной военной деятельности.
В целом, создание, становление и развитие Военного комиссариата г. Москвы происходило в трудных исторических условиях. Практически на каждом этапе своего развития он переименовывался, осуществлялось изменение состава и организационной структуры, объемов форм и методов работы, но главным полем деятельности всегда оставалось решение мобилизационных вопросов, учет и распределение призывников, обеспечение их призыва на действительную военную службу, подготовка и патриотическое воспитание допризывной молодежи, учет военнослужащих запаса, обеспечение их социальной защиты, забота о ветеранах, инвалидах и семьях погибших воинов и решение многих других вопросов. Непредвзятый показ процесса становления и развития Военного комиссариата г. Москвы может послужить хорошей методологической базой, помочь предотвратить серьезные ошибки в будущем развитии органов местного военного управления.