УДК: 141.3
ПОГОРЕЛЬСКАЯ С В.* СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФА. РЕЦЕНЗИЯ НА КН. : ЙОС Р. МОЛОДОЙ ХАБЕРМАС. YOS R. Der junge Habermas. Eine ideengeschichtliche Untersuchung seines frühen Denkens 1952-1962. - Berlin : Surkamp, 2019. - 521 S.
Аннотация. В рецензии рассматривается получившая известность в Германии работа Романа Йоса о раннем периоде творчества Юргена Хабермаса.
Ключевые слова: современная философия ФРГ; Ю. Хабермас.
Для цитирования: Погорельская С.В. Становление философа [Рецензия] // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 3: Философия. - 2022. - № 1. - С. 222-224. Рец. на кн. : YOS R. Der junge Habermas. Eine ideengeschichtliche Untersuchung seines frühen Denkens 1952-1962. - Berlin : Surkamp, 2019. - 521 S.
DOI: 10.31249/rphil/2022.01.15
Юрген Хабермас - немецкий философ с репутацией живого классика. К его недавнему 90-летнему юбилею была приурочена публикация целого ряда исследований, некоторые из которых, по своей основательности и добротности, сами претендуют на статус классических.
К ним относится труд Романа Йоса, научного сотрудника кафедры философской антропологии Института философии при Потсдамском университете. Его работа получила не только университетскую премию за лучшее исследование среди молодых ученых, но и широкий и положительный резонанс как у экспертов,
* Погорельская Светлана Вадимовна - кандидат политических наук, доктор философии Боннского университета, старший научный сотрудник отдела философии Института научной информации по общественным наукам РАН. E-mail: [email protected]
Становление философа. Рецензия на кн. Йос Р. Молодой Хабермас
так и в прессе. Причина - на редкость систематическое, основательное исследование самого, вероятно, важного для всех мыслителей жизненного отрезка - их становления. Как строился внутренний мир молодого свободного журналиста начала 50-х годов на его пути к философии? Какими были его первые шаги?
Ограничение периода исследования десятью годами - с 1952 по 1962 г. - дало автору возможность досконально отследить, как жизненная позиция молодого человека, его философские и политические приоритеты, постепенно укладываются в рамки самостоятельной философской системы. Формирование мышления Ха-бермаса (за эти 10 лет он опубликовал около 80 текстов) реконструируется в ходе изучения его ранних работ, архивных материалов, бесед с самим Хабермасом и, разумеется, в контексте тех времен и господствовавших в них идей.
По мнению автора, началом научной карьеры молодого философа послужила не столько его первая, 424-страничная диссертация о Шеллинге в 1954 г., сколько его, опубликованная в том же году 24-страничная статья «Диалектика рационализации» в журнале «Меркур»1, принесшая ему положительные отзывы как слева (от Теодора Адорно), так и справа (от Гельмута Шельски).
В архивах у Шельски Иос обнаружил размышления об успехе этой статьи, обусловленном, по мнению Шельски, тем, что молодой философ смог связать марксистскую теорию отчуждения с буржуазно-идеалистической «критикой цивилизации». Так, по мнению Иоса, уже в ранние годы проявился стиль Хабермаса «поляризовать» при выборе методологии (с. 244). Далее, в контексте переписки Хабермаса с издателями Меркура и начавшейся в то же время работы для Франкфуртской общей газеты2 и других изданий, он отслеживает постепенный поворот Хабермаса к Адорно, вплоть до того, как в 1956 г. Адорно, желая поручить Хабермасу разработку теоретических рамок для штудии «Работа и досуг», спрашивает его о том, как он относится к «Диалектике просвещения». Хабермас относился к ней плохо (признался он в этом лишь в 1982), тем не менее начинает работу во Франкфурте. Задаваясь вопросом о том, как мог жизнерадостный молодой ученый выдер-
1 Меркур (Merkur), так называемый немецкий журнал европейского мышления, основан в 1947 г. во французской окуппационной зоне, старейший интеллектуальный журнал ФРГ: https://www.merkur-zeitschrift.de/
2 Франкфуртская общая газета (Frankfurter Allgemeine Zeitung).
Погорельская С.В.
жать атмосферу франкфуртской школы тех лет, автор находит ответ в словах Хабермаса: «Волшебным словом для меня было "демократия", а не англосаксонский либерализм» (с. 380).
Работа состоит из двух частей «Мотивы мысли (1952-1956)» и «Пути мысли (1956-1962)». Поясняя, почему он решил построить работу таким образом, автор указывает на различие источников, позволяющее отделить мысли, завязанные на сиюминутный научный и общественный процесс, от размышлений, ставших рамками последующих теорий (с. 19).
В первой части - четыре главы: «Учёба - между новым началом и реставрацией», «Сумрачная гениальность: Бенн -Хайдеггер - Гелен», «Поиски места - между фельетоном и наукой» и «Моральные ипотеки - проверка традиции». Вторая часть содержит две главы: «Всемирные рамки: человек и история» и «Идея демократии - политика и общественность». Это добротное научное исследование, заслуживающее прочтения.
Положительная, на мой взгляд, черта работы Йоса - его собственная мировоззренческая нейтральность к трудам Хабермаса. Исследуя процесс становления философа в молодости, он характеризует его как «процесс внутренней необходимости» (с. 18), предоставляя читателю более чем достаточно информации к размышлению, свободной от мировоззренческих авторских оценок. Работа может быть рекомендована всем, кто интересуется как творчеством самого Хабермаса, так и тем, как интерпретируют его в современных немецких философских исследованиях.