Международные отношения, глобальные и региональные исследования
International Relations, Global and Régional Studies
DOI: 10.33693/2223-0092-2023-13-1-155-162
Становление дипломатии Китая и его особенности
Лю Сяоа ©, Лю Чжэоиь ©
Санкт-Петербургский государственный Университет, Санкт-Петербург, Российская Федерация
a E-mail: [email protected] b E-mail: [email protected]
Аннотация. Авторы данного исследования ставят цель выделить особенности становления дипломатии Китая и формирование в современной внешней политики Китая. Авторы анализирует три периода становления дипломатии Китайской народной республики - «дипломатию мирного освобождения» (1921-1949), «дипломатию мирного сосуществования» (1949-1979) и «дипломатию мирного развития» (с 1979 по наше время). Выводы, к которым приходят авторы, свидетельствуют о том, что дипломатия Китая складывалась уникальным образом и несомненно отражала исторические изменения, которые происходили с государством. Все три этапа оказали важное влияние на формирование китайской дипломатии, внося свои нюансы в современное многообразие. Таким образом, среди важнейших направлений можно выделить - экономическую дипломатию, многостороннюю дипломатию, культурную дипломатию, сотрудничество и защита главных национальных интересов, то есть те основы, которые появились благодаря исторической трансформации государства. По мнению авторов, решение проблем и улучшение имиджа страны останутся важной характеристикой китайской дипломатии, особенно в ее связях с другими крупными державами. В сотрудничестве с другими крупными державами Китай, по-видимому, будет более активен в решении фундаментальных глобальных проблем на стратегическом уровне. Китай не стремится изменить международную систему, скорее, он намерен быть ответственным участником мировых дел. Поскольку идентичность Китая становится все более глобальной и региональной, нынешняя концепция многосторонности в общей дипломатической стратегии Китая может быть пересмотрена для реализации национальных интересов, решения сложных вопросов и обеспечения управления в эпоху нестабильности и турбулентности.
Ключевые слова: Китай, культурная политика, дипломатия Китая, концепции дипломатии Китая, внешняя политика Китая, особенности развития дипломатии, дипломатия мирного освобождения, дипломатия мирного сосуществования, дипломатию мирного развития
5.5.4
DOI: 10.33693/2223-0092-2023-13-1-155-162
The Formation of China's Diplomacy and its Features
Liu Xiaoa ©, Liu Zhaoyib ©
St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russian Federation
a E-mail: [email protected] b E-mail: [email protected]
Abstract. The authors of this study aim to highlight the features of the formation of Chinese diplomacy and the formation of China's foreign policy in modern times. The authors analyze three periods of the formation of the diplomacy of the People's Republic of China - "diplomacy of peaceful liberation" (1921-1949), "diplomacy of peaceful coexistence" (1949-1979) and "diplomacy of peaceful development" (from 1979 to our time). The conclusions reached by the authors indicate that China's diplomacy developed in a unique way and undoubtedly reflected the historical changes that took place with the state. All three stages have had an important impact on the formation of Chinese diplomacy, bringing their own nuances to the modern diversity. Thus, among the most important areas can be distinguished - economic diplomacy, multilateral diplomacy, cultural diplomacy, cooperation and protection of the main national interests, that is, the foundations that emerged due to the historical transformation of the state. According to the authors, solving problems and improving the country's image will remain an important characteristic of Chinese diplomacy, especially in its relations with other major powers. In cooperation with other major powers, China is likely to be more active in solving fundamental global problems at the strategic level. China does not seek to change the international system, rather, it intends to be a responsible participant in world affairs. As China's identity becomes more global and regional, the current concept of multilateralism in China's overall diplomatic strategy may be revised to realize national interests, resolve complex issues and ensure governance in an era of instability and turbulence.
Key words: China, cultural policy, Chinese diplomacy, concepts of Chinese diplomacy, Chinese foreign policy, peculiarities of the development of diplomacy, diplomacy of peaceful liberation, diplomacy of peaceful coexistence, diplomacy of peaceful development
FOR CITATION: Liu Xiao, Liu Zhaoyi. The Formation of China's Diplomacy and its Features. Sociopolitical Sciences. 2023. Vol. 13. No. 1. Pp. 155-162. (In Rus.) DOI: 10.33693/2223-0092-2023-13-1-155-162
В рамках развития и становления многополярного мира одним из важнейших полюсов сегодня, несомненно, является Китайская Народная республика. В настоящее время, благодаря растущему влиянию и участию на международной политической и экономической арене заметно выросла необходимость в понимании внешнеполитической деятельности Китая. Очевидно, что от этого зависит успех в построении сотрудничества с государством. В этом контексте необходимо выявить основные моменты эволюции концептуальных подходов в дипломатии страны для анализа особенностей современного развития внешнеполитической линии Китая.
Значимая роль Китая в мировой политике уже признанный фактор. Поэтому налаживание сотрудничества государства с другими странами, а также заинтересованность самих партнеров Китая в создании прочных связей несомненно вызывает необходимость в изучении инструментов современной дипломатии. По мнению исследователя Цземянь Ян: «международная система, зародившаяся на Западе, превратилась в систему, охватывающую весь мир. Страны, волей-неволей, в конце концов, оказываются вовлеченными в эту тенденцию. Таким образом, отношения Китая
с остальным миром в современной истории - это также его отношения с международной системой» [Yang, 2014]. Также автор выделяет пять основных изменений, которые коснулись Китая в процессе развития дипломатии: «от центральной страны в древней международной системе до полу-маргинальной страны в начале Нового времени, от страны, стремящейся к равенству в международном сообществе во время Первой и Второй мировых войн, до важного члена разделяющего интернационала» [Там же].
Важно отметить, что эволюция дипломатии и ее особенности на современном этапе во многом была сформирована историей Китая, а также в некоторой степени попытками преодолеть трагедии прошлых лет. Можно говорить, что Китаю удавалось сохранять свою закрытость для западных государств примерно до времени «опиумных войн». Открытие государства для мира привело только к его зависимому положению. Пожалуй, мы можем связывать становление дипломатии Китая как самостоятельного актора именно с XX в. Поскольку среда, в которой формировалась дипломатия Китая, менялась в разные исторические периоды, вполне естественно, что китайская «мирная дипломатия» демонстрировала разные черты в разные периоды.
Китайские исследователи выделяют три периода: «дипломатию мирного освобождения» (1921-1949), «дипломатию мирного сосуществования» (1949-1979) и «дипломатию мирного развития» (с 1979 до настоящего времени). За это время дипломатия Китая перешла от пассивной позиции к более позитивной и активной. Государство разработало свой особый подход для роста международного влияния путем изменения своих дипломатических установок. С одной стороны, это означало, что Китай понимал необходимость адаптировать свою политику к происходящему в мире и внести свою лепту в создание здоровой и благоприятной международной политики. С другой стороны, мы можем говорить о неприятии действий Китая западными государствами, рост подозрительности к действиям государства на мировой арене, разработка теории «китайской угрозы» (особенно это характерно для США и Великобритании). Все это обозначило необходимости продолжать сохранять свои особенности и использовать этот опыт в дипломатии, поскольку достаточно велика опасность международных проблем, которые могут встать перед Китаем в обозримом будущем.
Поэтому и необходимо проанализировать дипломатические наработки, а также изменение представлений о дипломатии в Китае, и то, как они формировались. Исследователь Ингрид д'Хуг отмечает, что «Мао Цзэ-дун однажды сказал: "политическая власть вырастает из дула пистолета"» [d'Hooghe, 2015]. Тем не менее, нынешние лидеры Китая научились думать по-новому, и считают, что она в равной степени проистекает из мягких источников власти: древней культуры и ценностей страны, ослепительного шоу во время Олимпийских игр 2008 г. в Пекине, экономического успеха страны, или даже хорошо сшитого китайского платья [Тамже].
ДИПЛОМАТИЯ МИРНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ
Посмотрим становление главных особенностей китайской дипломатии. Согласно исследователю Ван Цзюньтао: «в конце XIX - начале XX века ситуация осложнилась тем, что Китай не мог сопротивляться экономическому и военному давлению европейских государств, США и Японии и был вынужден подписать ряд неравноправных торговых договоров с Западными странами. Тогда начался развал Цинской Империи, и это повлекло за собой распространение негативного образа Китая за рубежом» [Цзюньтао, 2021: 71]. Китайские исследователи связывают изменения в дипломатии и начало ее первого этапа «дипломатии мирного освобождения» с созданием Коммунистической партии Китая. В этот период был установлен принцип национального самоопределения и возросла народная поддержка.
На первом этапе после своего основания Коммунистическая Партия Китая (КПР) стремилась к идеалу национального самоопределения. Для этого она прилагала целенаправленные усилия для создания благоприятной внешней среды и стремления к максимальной международной поддержке Китая, несмотря на в целом неблагоприятную международную обстановку в эпоху «войны и революции» [Yang, 2014]. Согласно мнению президента Китайского института междуна-
родных исследований (China Institute of International Studies, CIIS) Су Гэ - начало дипломатической работы Китая стартовало «в момент национального кризиса, который Китай пережил из-за японского вторжения. Заседание Центрального комитета Коммунистической партии Китая (КПК) в Ваяобао, состоявшееся в конце 1935 г., сформулировало политику создания национального единого фронта сопротивления японской агрессии. После начала войны в Тихом океане в 1941 г. Соединенные Штаты и Китай стали союзниками в военное время. В то время как правительство Гоминьдана (КМТ) придерживалось политики «стабилизации внутренней ситуации, прежде чем оказывать всестороннее сопротивление внешней агрессии», Центральный комитет КПК выступал за широкий «Тихоокеанский объединенный фронт против японского и фашистского вторжения»» [Ge, 2017].
ДИПЛОМАТИЯ МИРНОГО СОСУЩЕСТВОВАНИЯ
Второй период несколько трансформировал ситуацию. Тем не менее, «дипломатия мирного сосуществования» началась с того, что согласно Цземянь Яну: «новый Китай в первые годы после обретения независимости оказался в затруднительной международной и внутренней обстановке. С конфигурацией биполярной конфронтации времен холодной войны в полную силу у Китая было мало возможностей для маневра. Да и внутри страны годы войны привели к повсеместному разрушению Китая и превратили строительство нового государства в трудноразрешимую задачу» [Yang, 2014].
Конечно, мы можем говорить, что в этот период на формирование дипломатии огромное влияние оказывают вопросы политики блоков, а также в целом и менталитет холодной войны. Так, российские исследователи H.A. Богданова, Е.Г. Солнцева считают, что «появившаяся стратегия "держаться одной стороны" способствовала тому, что в 1949 году СССР стал первым государством, признавшим новый Китай и установившим с ним официальные дипломатические отношения» [Богданова, Солнцева, 2018а: 161]. Мао Дзедун писал в работе «О демократической диктатуре народа к 28-й годовщине основания Коммунистической партии Китая»: «Вне страны - объединиться с теми нациями мира, которые относятся к нам как к равным, и со всеми народами и вести совместную борьбу. Это значит: объединившись с Советским Союзом, со странами народной демократии, а также с пролетариатом и широкими народными массами других стран, образовать международный единый фронт» [Цзэдун, 1949].
Но достаточно быстро (хотя в этот период большинство государств имели ограничения в своих дипломатических стратегиях), Коммунистическая партия Китая смогла увидеть перспективы развития именно мирной дипломатии и неизбежный исход холодной войны.
Согласно китайскому исследователю Ван Цзюньтао: «В период правления Мао Цзэдуна появился новый способ распространения китайского влияния - это оказание помощи странам третьего мира. В 60-е гг. XX в. правительственная делегация во главе с премьер-министром Китая Чжоу Эньлаем посетила ряд
государств Африки. Целью данного визита была пропаганда «восьми принципов», согласно которым предоставлялась поддержка без выдвижения каких-либо условий и на основе равенства» [Цзюньтао, 2021: 72]. В документе от 15 января 1964 г. «Восемь принципов китайского правительства в отношении экономической и технической помощи другим странам» хочется особо выделить четвертый пункт: "При оказании помощи другим странам цель китайского правительства состоит не в том, чтобы сделать страны-получатели помощи зависимыми от Китая, а в том, чтобы помочь им шаг за шагом встать на путь самообеспечения и независимого экономического развития"» [13].
Вскоре именно Коммунистическая Партия Китая положила начало дипломатической философии «мирного сосуществования», выходящей за рамки менталитета холодной войны, или «Пяти принципов мирного сосуществования». Китай последовательно их придерживался, хотя и столкнулся с некоторыми трудностями на более позднем этапе.
Дипломатической целью КНР всегда было установление международных отношений, в которых все страны, независимо от размера и положения на мировой арене, обладают равными возможностями и равными позициями. Согласно исследованиям Су Ге: «В декабре 1953 года на встрече с посетившей Индию делегацией премьер-министр Чжоу Эньлай впервые выдвинул "Пять принципов мирного сосуществования", а именно: взаимное уважение территориальной целостности и суверенитета друг друга, взаимное ненападение, невмешательство во внутренние дела друг друга, равенство и взаимная выгода, и мирное сосуществование» [ве, 2017]. А уже в следующем году, в апреле, правительства Китая и Индии договорились включить «Пять принципов» в коммюнике и Китайско-индийское соглашение о торговле и сношениях между Тибетским регионом Китая и Индией и приняли его в качестве руководства для отношений между двумя странами. В июне того же года, когда премьер Чжоу посетил Индию и Бирму, вышеуказанные принципы были изложены в совместном заявлении с премьер-министром Индии Джавахарлалом Неру и Буром [Там же].
По мнению китайского дипломата Цуй Цимина: «Придерживаться пяти принципов мирного сосуществования - это замечательная традиция китайской культуры, которую наследовали китайские правительство и народ, это стратегический выбор, сделанный Китаем в соответствии с веяниями эпохи и коренными китайскими интересами» [Цимин, 2014]. Он полагает, что: «Китайская культура издревле представляет мир как гармоничное единство. Такие представления глубоко повлияли на мышление и поступки китайцев и стали важными ценностными представлениями, на основе которых они регулируют отношения между людьми, между человеком и природой, а также между странами» [Цимин, 2014]. Цуй Цимин подчеркивает, что «китайский народ издавна поддерживает такие идеи, как «поддержание гармонии при сохранении различий», «единство неба и человека» и «гармония - это наибольшая ценность», стремясь на основе гармонии сплотить семьи и соседей, а также по-доброму относиться к другим» [Там же].
ДИПЛОМАТИЯ МИРНОГО РАЗВИТИЯ
Третьему периоду «дипломатии мирного развития» предшествовали реформы, которые изменили не только внутреннюю политику и экономику Китая, но и его внешнюю стратегию. Одиннадцатый Центральный комитет Коммунистической партии Китая (КПК) провел свой третий пленум с 18 по 22 декабря 1978 г. Исследователи Австралийского национального Университета полагают, что именно «эта встреча восстановила старую идеологическую линию КПК «поиск истины на основе фактов». Она решила сместить акцент с политического движения на экономическое развитие. Это заложило основу для реформ и открытости» [9].
С именем Дэн Сяопина связана крупнейшая перестройка в сознании и направлении деятельности партии. Именно он в течение двух десятилетий защитником политики реформ и открытости Китая. В июле 1979 г. под влиянием Дэна центральное правительство решило создать «специальные экспортные зоны», позже названные особыми экономическими зонами (ОЭЗ), в Шэньчжэне, Чжухае и Шаньтоу в провинции Гуандун и Сямыне в провинции Фуцзянь. Это ознаменовало начало открытия Китая внешнему миру [Там же].
С момента введения политики реформ и открытости в 1978 г. китайское правительство упорно работало над поиском пути социалистической модернизации, который соответствовал бы условиям Китая и тенденциям времени и повлиял на становление новой дипломатии. Конечно, это был не простой путь, на пути которого было достаточно много трудностей. Тем не менее, это возможно и позволило стране разработать свое собственное направление во внешней политике.
Опираясь как на свой исторический опыт, так и на уроки современного развития государства, а также анализируя действия других стран, Китай углублял понимание законов, управляющих развитием человеческого общества, и способствовал самосовершенствованию и росту социалистической системы. В результате упорной борьбы китайскому народу удалось найти путь развития, соответствующий действительности Китая, путь социализма с китайскими особенностями [йе, 2017].
После окончания холодной войны следующему поколению китайского руководства пришлось говорить о совершенно новой позиции Китая.
Конечно, в тот момент дипломатия Китая строилась не только на изучении истории. В 1990-х гг. Китай начал разрабатывать и формулировать «новую концепцию безопасности». Распад Советского Союза и окончание холодной войны изменили контекст китайского мышления в области безопасности [Саг1у1е, 2003]. По словам заместителя директора исследовательского департамента Китайского фонда международных и стратегических исследований Ву Байи: «начиная с 1993 года специалисты по планированию политики и ученые начали незаметно вносить изменения в стратегию безопасности страны. После многих лет работы появилась обновленная концепция безопасности» [Ва1у1, 2010]. Эта концепция расширила определение безопасности, включив в него политические, оборонные, дипломатические и, прежде всего, экономические направления [Саг1у1е, 2003].
Ву Байи полагал, что «то, к чему сейчас стремится Китай, - «это обеспечение устойчивого развития. Это изменение является знаковым. Поэтому характер его политики безопасности является адаптивным, а не конфронтационным. По сравнению с прошлой политикой нынешняя концепция означает два основных изменения. Впервые экономическая безопасность рассматривается как не менее важная, чем безопасность «высокой политики». Во-вторых, Китай фокусирует на взаимосвязи между внешними и внутренними вызовами безопасности» [Baiyi, 2010].
Драматические изменения в международной системе и иной взгляд на целый ряд вопросов, в том числе и экономический успех приводят государство к «идее возвышения Китая» на мировой арене. Хотя именно вовремя Дэн Сяопина, «согласно точке зрения китайских аналитиков, в основе национальной политики и стратегии КНР лежит принцип «никогда не стремиться к лидерству, никогда не конкурировать за господство и не стремиться к гегемонии» [Богданова, Солнцева, 20186].
Тем не менее, Китай в XXI в. сталкивается со смесью старых и новых вызовов, включая терроризм, мировые кризисы и предубеждения против политики государства. В этом контексте происходит появление самобытных черт в дипломатии Китая. Так, Дэн Сяопин сумел объединить даосизм, древнюю китайскую философию, в «даосскую дипломатию». Некоторые эксперты связывают появление этого направления в дипломатии как ответ на враждебную международную позицию после событий на площади Тяньаньмэнь, то есть «Инцидента 4 июня», когда в 1989 г. произошло жесткое подавление протестного движения. Согласно аналитику М. Шанину: «с точки зрения своих традиционных устоев Китай сделал очевидный выбор, сохранив гармонию в Срединном государстве. Цена этого может ужасать западное общество, но вряд ли впечатлит жителей страны, где защита отдельной жизни человека никогда прежде не рассматривалась как приоритетная задача. В конце концов, если продолжать размышлять в конфуцианской парадигме, то партия и лично Дэн не потеряли мандат Неба - а, наоборот, продолжили вести страну к экономическому процветанию, достигнув к 2014 г. первого места в мире по объему ВВП по ППС» [Шанин, 2019].
Все это говорило, что внешняя политика Китая будет продолжать меняться, а появление многомерной дипломатии, принятую страной, можно рассматривать как постоянную тему китайской внешней политики в XXI в. Многомерная дипломатия современного Китая пытается изучить истоки, руководящие принципы и последовательные результаты китайской дипломатии и философии. Так, «наряду с конфуцианством, доктрины даосизма и мохизма также подчеркивали «всеобщую любовь» и достоинства обсуждения и убеждения для решения проблем. Лао Цзы, древнекитайский философ, написавший основные тексты даосизма вместе с Чжуан Цзы, не принимал во внимание войны, а последний подчеркивал образованность и смирение» [Pâlit, 2013].
Говоря более подробно о религиозной составляющей этой многомерности, следует отметить, что в 2001 г. президент Китая Цзян Цзэминь впервые при-
знал, что «религия может выступать в качестве стабилизирующей силы в обществе и, как таковая, может быть мобилизована в качестве позитивной силы для национального развития» [Zhang, 2011]. По словам Цзюянь Чжан: «в настоящее время считается, что религии играют позитивную роль в социальном развитии, представляя позитивные ценности и способствуя развитию гармоничного общества. Как религиозные элиты, так и государственные эшелоны заинтересованы в институционализации религии и религиозной деятельности. Китайское правительство за последние несколько лет инициировало целый ряд мероприятий в области религиозной дипломатии, и этот импульс сохраняется и сегодня». 10 января 2011 г. Ван Цзоань, директор Государственного бюро Китая по делам религий, сообщил СМИ, что «в этом году Китай будет активно участвовать в религиозных обменах со всем миром, чтобы продвигать китайское видение «религиозной гармонии» в мире. Гармония является основной концепцией конфуцианства, но заявление Вана указывает на то, что Китай без колебаний использовал бы другие религии для продвижения конфуцианского идеала» [Тамже].
Государственное бюро по делам религий Китая спонсировало Международный форум по Даодэцзин (или Дао Течин, даосский канон) в Гонконге в 2007 г. Большинство участников было из материковой части Китая, Гонконга, Макао и Тайваня [Там же]. В январе 2011 г. Ван Цзоань, директор Государственного бюро Китая по делам религий, сообщил СМИ, что Китай поддержит Второй международный форум по Даодэцзину и проведет международный семинар по даосизму и сохранению своей Святой земли, «чтобы продемонстрировать миру даосский идеализм в отношении мира и природы» [Там же]. Чтобы лучше адаптировать религию к культурной дипломатии, Ван еще в 2010 г. дал рекомендации о том, как улучшить и сам институт религии в государстве и его управление, для дальнейшей адаптации его к дипломатии. Он заявил: «усиление международного влияния китайской культуры первостепенная тема для китайских даосов» [Там же]. По заявлению китайского правительства: «Цели китайской религиозной дипломатии включают содействие международному пониманию и принятию религиозной политики Китая, улучшение имиджа Китая, "построению гармоничного мира", и "построению гармоничного общества"» [Там же].
В качестве еще одного из направлений современного подхода к дипломатии Китая на современном этапе, можно выделить и вопросы, связанные с укреплением «мягкой силой» государства. В 2007 г. на 17-м Национальном съезде Коммунистической партии Китая (КПК) Ху Цзиньтао (2007) официально выдвинул необходимость развивать эту идею для укрепления его основной конкурентной мощи в глобальном масштабе.
Также, все вышеперечисленное можно объединить в одно целое, которое Китай называет культурной дипломатией. Английский исследователь доктор Парама Синха Палит полагает, что: «понять поведение национальных государств никогда не было легко. Понять Китай особенно трудно, учитывая огромную пропасть с точки зрения языка (юй янь) и культуры (вэнь хуа). Пекин осознает эту трудность в общении с остальным
миром. Чтобы бороться с «гегемонией дискурса», воспринимаемой в Пекине как настойчивое усилие Запада спроецировать негативный образ страны и продвигать свои «западные ценности» для максимизации собственных интересов, Китай должен приступить к активной культурной дипломатии, используемой с древних времен для общения с остальным миром» [Pâlit, 2013].
Таким образом, культура Китая является необходимым элементом для трансформации негативных последствий стремительного развития Китая, которые вызывают недоверие к государству и его политики. Доктор Палита называет культуру «третьим столпом китайской дипломатии после экономики и политики, и 18-й Всекитайский съезд КПК в 2012 г. подтвердил ее актуальность, а в следующем году на Третьем пленарном заседании году была подтверждена ее важность. Культурная дипломатия и мягкая сила являются важными стратегиями китайского руководства в формировании благоприятного впечатления о Китае и обеспечении стратегических дивидендов посредством «добродетельной» политики взаимодействия» [Там же].
Согласно Палита: «использование культуры в качестве инструмента внешней политики в современной политике Китая представляет собой сочетание как академических усилий, так и подлинного стремления руководства открыть каналы коммуникации с международным сообществом» [Там же]. Китай стремиться использовать знания и опыт различных культур и цивилизаций. Си Цзиньпин сказал, что «цивилизации станут только богаче и красочнее благодаря обменам и взаимному обучению» [Ge, 2017]. По мнению исследователя Сю Ге: «богатая и глубокая китайская культура наложила уникальный отпечаток на дипломатию Китая. Китайская дипломатия стремится поощрять всесторонние культурные обмены и контакты между людьми, а также укреплять межличностные связи, чтобы китайская мечта и мечты других народов могли подкреплять друг друга. Китайская культура придает большое значение самосовершенствованию внутри страны и инклюзивному подходу извне. Поступая таким образом, влияние мягкой силы Китая можно ощутить шаг за шагом» [Там же].
Все это говорит, что Китая является сегодня обладает достаточно стратегически амбициозной политикой, чем простой экспорт его богатого культурного наследия. Эволюция дипломатии Китая не могла не закрепить ее несколько особенностей, которые мы сейчас считаем отличительным трендом Китая. Исследователь Умезинва Перпетуал Пис выделяет четыре новые концепции для внешнеполитической ориентации Китая:
1) «новая безопасность», подчеркивающая общую безопасность и сотрудничество;
2) «мирное развитие», означающее приверженность ненасилию;
3) «беспроигрышное» сотрудничество, отрицающее понимание с нулевой суммой международные дела;
4) построение «гармоничного мира», который способствует гармонии с разнообразием, разрешению конфликтов посредством диалога и демократизации мировых правительственных вопросов [Umezinwa, 2019].
Согласно мнению исследователя, также останется несколько важных традиций в дипломатии. Так, «директива Дэн Сяопина «не стремиться к лидерству» остается действенной в новой дипломатии Китая, поэтому будущая дипломатия Китая будет продолжать делать упор на управление кризисом, экономическую дипломатию, многостороннюю дипломатию, культурную дипломатию, сотрудничество и приспособление при защите главных национальных интересов. Решение проблем и управление кризисами останутся важной характеристикой китайской дипломатии. Между тем, в сотрудничестве с другими крупными державами Китай, по-видимому, будет более активен в решении фундаментальных глобальных проблем на стратегическом уровне» [Итегтша, 2019].
Можно также обратить внимание, что китайское правительство неоднократно заявляло, что у Китая нет плана бросить вызов международной системе, и акцентировало внимание на важности того, чтобы быть «ответственным членом» всемирного общества [Тамже].
Говоря о современном этапе развития китайской дипломатии, стоит отметить, что Китай не стремится изменить международную систему, скорее, он намерен быть ответственным участником мировых дел. Волне очевидно, что Китай по-прежнему будет уделять особое внимание экономической дипломатии. Хотя можно сказать уже более точно, что многосторонняя дипломатия возьмет на себя еще большую роль в будущей дипломатии Китая. Поскольку идентичность Китая становится все более глобальной и региональной, нынешняя концепция многосторонности в общей дипломатической стратегии Китая может быть пересмотрена для реализации национальных интересов, решения сложных вопросов и обеспечения управления в сложном мире [Там же].
ВЫВОДЫ
На сегодняшний день Китай укрепил свои позиции в мире и во многом это заслуга тех последовательных реформ, которые проводило государство. Нашли они отражения и в китайской дипломатии. Мы можем выделить несколько очень важных черт, которые и создают специфику современного Китая.
Во-первых, Китай очень четко понимает свое место в мире и свои амбиций. Это с одной стороны подчеркнутое не стремление к лидерству, с другой стороны уверенность в собственных силах и огромных возможностях.
Во-вторых, это акцент на многообразии используемых инструментов в дипломатии, который приносят свой несомненный дивиденд. К традиционной экономике и политике добавляется разнообразие культурных форм и «мягкой силы». То есть, уже имея определенный вес в мире, Китай хочет и вызывать к себе интерес по средствам своей истории, философии, спортивных достижений. В частности, например, конфуцианство, основанное на гармонии и мире в человеческих отношениях, станет частью политики мягкой силы Китая.
В-третьих, Китай уже не связан грузом политики холодной войны и государство является приверженцем мирных многосторонних отношений.
Лю Сяо, Лю Чжаои ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В XXI в. мы можем говорить, что основные инструменты китайской дипломатии сформированы. Китай использует огромный диапазон воздействия от экономики и политики до культуры и спорта. Все это диктуется в первую очередь неспокойной международной обстановкой и неоднозначным отношением к Китаю. Поэтому необходимо признать, все эти дипломатические попытки и разработки нуждаются в дальнейшем усилении, особенно в рамках распространяемой США и Великобританией теорией
ЛИТЕРАТУРА
1. Богданова Н.А., Солнцева Е.Г. Мао Цзэдун и формирование дипломатической стратегии «держаться одной стороны»// Современная научная мысль. 2018. № 6. С. 158-162.
2. Богданова Н.А., Солнцева Е.Г. Особенности дипломатического курса Дэн Сяопина // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2018. № 2. С. 10-14.
3. Цзэдун М. О демократической диктатуре народа. К 28-й годовщине основания Коммунистической партии Китая (30 июня 1949 г.). URL:http://library.maoism.ru/demdic.htm
4. Цзюньтао В. Особенности публичной дипломатии Китайской Народной Республики (исторический аспект) // Россия в глобальном мире. 2021. № 21 (44). С. 67-80.
5. Цимин Ц. Пять принципов мирного сосуществования сохраняют актуальность в XXI веке. 28.06.2014. URL: https:// www.belta.by/interview/view/pjat-printsipov-mirnogo-so-sus chestvovanija-sohranjajut-aktualnost-v-xxi-veke-4127? ysclid=lalc5miuhh479306650
6. Шанин М. Поднебесная сотня. Зачем Китай расстрелял мирных демонстрантов и почему старается об этом забыть. 04.06.2019. URL: https://lenta.ru/articles/2019/06/04/ tiananmen/?ysclid=ldfx5kt683978545109
7. Baiyi W. The Chinese security concept and its historical evolution // Journal of Contemporary China. 2010. № 10 (27). Pp. 275-283. DOI: 10.1080/10670560124748.
8. Carlyle A.T. China's "New Security Concept" and Southeast Asia. 2003. Pp. 89-107. DOI: 10.22459/APS.05.2013.08. URL: https://press.anu.edu.au/downloads/press/p239321/pdf/ ch085.pdf
9. China's 40 years of reform and development 1978-2018. R. Garnaut, Ligang Song, Cai Fang (eds.). Published by ANU Press The Australian National University Acton ACT 2601. Australia, 2018.679 р.
10. d'Hooghe I. China's Public Diplomacy. Brill Nijhoff, 2014. 442 p.
11. GeS. The great historic journey of Chinese diplomacy // China International Studies. December 15, 2017. URL: https://www. ciis.org.cn/english/ESEARCHPROJECTS/Articles/202007/ t20200715_3607.html
12. Palit P.S. China's cultural diplomacy: Historical origin, modern methods and strategic outcomes // China Currents. 2013. No. 2. Vol. 12. A Center for Collaborative Research & Education on Greater China. URL: https://www.chinacenter.net/2014/ china_currents/12-2/chinas-cultural-diplomacy-histori-cal-origin-modern-methods-and-strategic-outcomes/
13. The Chinese government's eight principles for economic aid and technical assistance to other countries. January 15, 1964. Wilson Center. Digital Archive International History Declassified. URL: https://digitalarchive.wilsoncenter.org/document/ 121560
14. Umezinwa P.P. Future trends of China's diplomacy. 2019. URL: https://moderndiplomacy.eu/2019/10/17/future-trends-of-chinas-diplomacy/
15. Yang J. China's diplomacy: Theory and practice. World Century Publishing Corporation, 2014. 557 p.
«китайской угрозы». В этом контексте очень важно использовать новые возможности дипломатии. Очевидно, что чем больше становится рост китайской экономики и политического влияния, тем важнее становятся применение разных форм. Так, учитывая все обстоятельства, культурная дипломатия станет одним из важнейших атрибутов китайской дипломатии и будет использована для уменьшения негативного результата от противодействия других государств. Можно уверенно говорить, что Китай будет продолжать развивать сотрудничество в мире и будет еще более активным.
REFERENCES
1. Bogdanova N.A., Solntseva E.G. Mao Zedong and the formation of a diplomatic strategy "to stick to one side". Modern Scientific Thought. 2018. No. 6. Pp. 158-162. (InRus.)
2. Bogdanova N.A., Solntseva E.G. Features of Deng Xiaoping's diplomatic course. Historical, Philosophical, Political and Legal Sciences, Cultural Studies and Art Criticism. Questions of Theory andPractice. 2018. No. 2. Pp. 10-14. (In Rus.)
3. Zedong M. About the democratic dictatorship of the people. On the 28th anniversary of the founding of the Communist Party of China (June 30, 1949). URL: http://library.maoism.ru/ demdic.htm
4. Juntao V. Features of public diplomacy of the People's Republic of China (historical aspect). Russia in the Global World. 2021. No. 21 (44). Pp. 67-80. (In Rus.)
5. Tsimin Ts. The five principles of peaceful coexistence remain relevant in the XXI century. 28.06.2014. URL: https://www. belta.by/interview/view/pjat-printsipov-mirnogo-sosuschest vovanija-sohranjajut-aktualnost-v-xxi-veke-4127?ysclid=lalc 5miuhh479306650
6. Shanin M. Celestial Hundred. Why China shot peaceful demonstrators and why it tries to forget about it. 04.06.2019. URL: https://lenta.ru/articles/2019/06/04/tiananmen/7ysclid4dfx 5kt683978545109
7. Baiyi W. The Chinese security concept and its historical evolution. Journal of Contemporary China. 2010. № 10 (27). Pp. 275-283. DOI: 10.1080/10670560124748.
8. Carlyle A.T. China's "New Security Concept" and Southeast Asia. 2003. Pp. 89-107. DOI: 10.22459/APS.05.2013.08. URL: https://press.anu.edu.au/downloads/press/p239321/pdf/ ch085.pdf
9. China's 40 years of reform and development 1978-2018. R. Garnaut, Ligang Song, Cai Fang (eds.). Published by ANU Press The Australian National University Acton ACT 2601. Australia, 2018.679 р.
10. d'Hooghe I. China's Public Diplomacy. Brill Nijhoff, 2014. 442 p.
11. Ge S. The great historic journey of Chinese diplomacy. China International Studies. December 15, 2017. URL: https://www. ciis.org.cn/english/ESEARCHPROJECTS/Articles/202007/ t20200715_3607.html
12. Palit P.S. China's cultural diplomacy: Historical origin, modern methods and strategic outcomes. China Currents. 2013. No. 2. Vol. 12. A Center for Collaborative Research & Education on Greater China. URL: https://www.chinacenter.net/2014/ china_currents/12-2/chinas-cultural-diplomacy-histori-cal-origin-modern-methods-and-strategic-outcomes/
13. The Chinese government's eight principles for economic aid and technical assistance to other countries. January 15, 1964. Wilson Center. Digital Archive International History Declassified. URL: https://digitalarchive.wilsoncenter.org/docu-ment/121560
14. Umezinwa P.P. Future trends of China's diplomacy. 2019. URL: https://moderndiplomacy.eu/2019/10/17/future-trends-of-chinas-diplomacy/
15. Yang J. China's diplomacy: Theory and practice. World Century Publishing Corporation, 2014. 557 p.
16. Zhang J. China's faith diplomacy: Initiatives and vulnerabilities. In: Essays on faith diplomacy. N. Leight (ed.). 2011. 88 p. URL: https://www.researchgate.net/publication/258510066_ China's_faith_diplomacy_Initiatives_and_vulnerabilities
16. Zhang J. China's faith diplomacy: Initiatives and vulnerabilities. In: Essays on faith diplomacy. N. Leight (ed.). 2011. 88 p. URL: https://www.researchgate.net/publication/258510066_ China's_faith_diplomacy_Initiatives_and_vulnerabilities
Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 71,44%
Рецензент: Маркушина Н.А., доктор политических наук, доцент; профессор кафедры мировой политики факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета
Статья поступила в редакцию 15.01.2023, принята к публикации 18.02.2023 The article was received on 15.01.2023, accepted for publication 18.02.2023
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Лю Сяо, аспирант Санкт-Петербургского государственного университета. Санкт-Петербург, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Лю Чжаои, аспирант Санкт-Петербургского государственного университета. Санкт-Петербург, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
ABOUT THE AUTHORS
Liu Xiao, postgraduate student at the St. Petersburg State University. St. Petersburg, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Liu Zhaoyi, postgraduate student at the St. Petersburg State University. St. Petersburg, Russian Federation. E-mail: [email protected]