УДК 78.071.2:780.6(470)
В. Ф. Кочеков
Становление академического исполнительства на русских народных инструментах в Челябинской области
Музыкальное краеведение является одной из важных составляющих современного музыкознания. В рамках данной статьи автор, применяя системный подход, анализирует многочисленные культурноисторические процессы, происходившие в Челябинской области в аспекте формирования и развития народного инструментального исполнительского искусства.
Ключевые слова: академическое исполнительство, профессиональное образование,
профессиональные композиторы.
Vladimir F. Kochekov
«The formation of the academic playing Russian folk instruments in the Chelyabinsk region»
Music of local lore is one of the important components of modern musicology. In this article the author, using a systematic approach, analyzes numerous cultural and historical processes that took place in Chelyabinsk region in the aspect of the formation and development of folk instrumental performing arts.
Keywords: academic performance, vocational education, professional composers.
Актуальной проблемой для настоящего времени, характеризующегося поиском новых, действенных форм художественно-этического воспитания молодежи, является исследование академического исполнительства на русских народных инструментах, способствующего формированию любви к отечественной музыкальной культуре и чувства патриотизма, сохранению памяти о музыкантах края, воспитанию, по меткому выражению Д. С. Лихачева, «духовной оседлости». Рассмотрение специфики академического исполнительства на русских народных инструментах, феномена любительства и деятельности музыкантов-профессионалов позволяет глубже понять сущность и динамику изменений, происходивших в музыкальной жизни уральских городов периода XVIII-XXI вв.
Геополитическое положение Челябинской области определило целый ряд ее особенностей. Уральский регион - это уникальное, многонациональное сообщество людей, звено, связывающее центральную часть России с Сибирью, Севером и Югом, стратегическое место, от которого зависит безопасность страны. Это отлично понимали уже первые устроители Южного Урала: И. Кирилов, И. Неплюев, В. Татищев, А. Тевкелев.
• Том 207 • Русские народные музыкальные инструменты в современной культуре России
161
В. Ф. Кочеков
Русские народные музыкальные инструменты играли и играют очень важную роль в поступательном движении края, без них немыслима история культуры и искусства Челябинской области.
Обращение к данной теме обуславливается потребностью в системномпод-ходе к изучению культурного пространства, включающего в себя многообразные события, явления, процессы, происходившие и происходящие в Челябинской области в контексте русского народно-инструментального исполнительства, а так же необходимостью включения Урала в изучение общей истории исполнительства России. Эта необходимость соответствует тенденциям значительного повышения интереса к музыкальному краеведению - сравнительно новой дисциплине в системе музыкознания. Актуализация его проблем объясняется необходимостью проведения конкретных, локальных исследований музыкальной культуры различных краев и областей государства, а также использование полученного материала в учебном процессе вузов, школ, училищ, колледжей. Музыкальное краеведение активно внедряется в образовательное пространство различных регионов страны. Необходимость научного подхода к данному процессу обосновывает ученый-педагог, основоположник музыкального краеведения Л. А. Тарасова: «Регионализация образования - это стратегическое направление реформирования высшей школы, поэтому необходимо организовать научное сопровождение данного процесса»1.
В 1936 г. открывается класс баяна в Челябинской музыкальной школе (преподаватель В. Ф. Крылов). Академическое исполнительство на русских народных инструментах получает официальный статус; начинается новый исторический этап его развития. В декабре 1939 г. дополнительно открыт класс струнных народных инструментов (балалайка, домра, гитара). Из 37 преподавателей 22 имели высшее образование, 15 - среднее специальное. Стаж: свыше 10 лет - 20 человек, до 10 лет - 17 человек.
Важным элементом музыкальной культуры региона стало стремительное развитие ансамблевого и оркестрового исполнительства на русских народных инструментах, имевшее до 1919 г. определенный фундамент в виде значительного числа домашних, учебных струнных ансамблей и оркестров, клубных струнных оркестров.
В 1920 г. организуется два профессиональных коллектива в Челябинске: Городской струнный оркестр (руководитель И. А. Фридьев) и Гарнизонный оркестр Губ-политотдела (руководитель И. Ильин).
Создание профессиональных коллективов означало существенный прорыв в жанре народно-инструментального исполнительства, определяло стратегические ориентиры для академического исполнительства на струнных русских народных инструментах. Об этом говорит ученый и музыкант М. И. Имханицкий: «...в 1920-е и особенно первая половина 30-х гг. стали важной вехой в формировании как сольного, так и коллективного академического искусства игры на русских народных
162
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •
______________• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •_
инструментах»2. Подтверждение этому мы находим в работах другого ученого-ис-кусствоведа, музыканта и педагога Д. И. Варламова, утверждающего, что активная академизация русского народно-инструментального искусства началась с середины 20-х годов XX в.3.
В 1936 г. Облисполком ассигновал на развитие самодеятельности 65 тысяч рублей. Из них 28500 рублей направлялось на проведение семинаров для руководителей кружков в колхозах. Эта государственная установка, направленная на повышение профессионального уровня руководителей художественной самодеятельности, созвучна просветительским идеям В. В. Андреева: «Специалисты, привлекая трудящиеся классы к активному участию в искусстве, в самых широких размерах предлагали бы музыку народу не как трудную учебу, а как облагораживающее занятие...»4. Для руководителей художественной самодеятельности организовывались курсы элементарной музыкальной грамоты, практической работы. В качестве преподавателей привлекались исполнители на народных инструментах, пианисты, скрипачи, виолончелисты. Приобщение к теоретическим знаниям значительно повышало профессиональный уровень любителей.
Характерной особенностью этого исторического этапа народно-оркестрового исполнительства является параллельное поступательное движение любительского и профессионального направления. В короткие исторические сроки осуществлялась профессионализация ансамблево-оркестрового исполнительства: расширялся и усложнялся репертуар, осуществлялся переход на нотную систему, повышалось качество исполнения, вводилась оплата за выступления, активно развивалось концертирование.
Высокая социальная, политическая, идеологическая роль гармони и баяна определилась новыми стратегическими установками государственной власти после октября 1917 г. Определяя социальную значимость гармони, известный российский искусствовед А. М. Мирек подчеркивал: «Гармоника помогала успешно и доходчиво пропагандировать новый уклад жизни»5. Это относится и к Челябинской губернии. Все административно-партийные, антирелигиозные, досуговые мероприятия в обязательном порядке проходили с включением гармони или баяна.
После окончания гражданской войны в селах и городах Урала организуется масса агитбригад, в состав которых входил гармонист или баянист. Тем самым создавались условия для сольного академического исполнительства. Для многих музыкантов это была оплачиваемая работа. Профессионализация требовала расширения репертуара, повышения технического мастерства исполнителей. Это способствовало академизации баяна и гармони. Среди активных «синеблузников-му-зыкантов» можно назвать М. Сартасова, А. Баркина, Ф. Княжева.
Активно развивалось концертмейстерское искусство. В качестве аккомпаниаторов баянисты озвучивали начавшие выходить в прокат немые киноленты. Одной из самых распространенных сфер работы, была сфера ресторанного сервиса.
• Том 207 • Русские народные музыкальные инструменты в современной культуре России
163
В. Ф. Кочеков
В Челябинских ресторанах баянисты выступали в качестве солистов, в оркестровых и смешанных составах с разными инструментами (напр., скрипка, фортепиано). С совершенствованием техники Челябинского городского радиоузла к большим праздникам специально оборудовали микрофонами и репродукторами автобус, в котором размещали баянистов и оркестры струнных народных инструментов.
Увеличивался спрос на гармони. В 1926 г. на всю Уральскую область было 88 дворов с участием 99 человек, занимавшихся изготовлением гармоник; из них 45 сельских дворов (48 человек) и 43 городских (51 человек).
Известными челябинскими музыкантами были: гармонисты братья Даниил и Николай Шугаевы, блестящий исполнитель на «хромке» С. А. Петров (в 1930 г. завоевал «Золотой жетон» на красноармейском конкурсе в г. Красноярске), баянисты М. Бондарев, И. Иванов, П. Фалалеев, отец и сын Логиновы, В. Власов, Н. Гонтарев.
В целях популяризации гармони, баяна, струнных инструментов по всей стране начинают проводиться конкурсы и олимпиады гармонистов и баянистов. В Челябинске первый конкурс прошел 7 февраля 1927 г. на Челябкопях. Участвовало 13 гармонистов и баянистов. Репертуар составляли популярные произведения: «Яблочко», «Комсомольский марш», «Интернационал», русские народные песни, татарские национальные мелодии. На городском конкурсе гармонистов (18 апреля 1927 г.) было представлено уже значительное число профессиональных гармонистов и баянистов. Это мероприятие проходило под руководством профессионального баяниста-гастролера А. Донского.
На городском конкурсе гармонистов и баянистов (11 февраля 1929 г.) из 15 участников главный приз (жетон) получил баянист-профессионал В. Ф. Крылов, сыгравший в дальнейшем одну из главных ролей в создании уральской баянной школы. На окружном конкурсе в 1929 г. В. Ф. Крылов также получил первую премию. В репертуаре музыканта был Вальс Ф. Шопена до-диез минор, сыгранный с филигранной техникой, эмоционально и грамотно. Публика заставила баяниста исполнить вальс на «бис». Это явилось доказательством того, что рабочая аудитория хорошо воспринимает классическую музыку, с другой стороны, что произведения композиторов-классиков могут прекрасно звучать на баяне.
Челябинский конкурс профессиональных баянистов (сентябрь 1932 г.) отразил новые тенденции народно-инструментального исполнительства: а) появление значительного числа баянистов, для которых игра на инструменте стала источником существования; б) быстрый процесс академизации баяна.
Отличием уральских конкурсов от столичных являлось участие, помимо гармонистов, плясунов и рассказчиков; присутствие национальных башкирских и татарских инструментов, народной скрипки. Устраивались отдельные национальные татаро-башкирские конкурсы гармонистов. Конкурсы носили многонациональный характер, определявшийся особым составом населения Урала, конвергенцией культур.
164
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •
О профессионализации сферы деятельности гармонистов и баянистов можно судить по факту работы музыкантов во всех имеющихся театрах. Учитывая, что в 1939 г. в Челябинской области функционировало 13 театров (8 городских, 2 детских, музыкальный, 2 колхозно-совхозных), поле деятельности баянистов было довольно широким. Для данной работы музыкантам требовался достаточно большой репертуар, хороший арсенал исполнительских средств, определенные навыки переложения музыкального материала, созданного для классических инструментов.
Челябинская филармония, получившая официальный статус в 1936 г., активно включилась в работу, о чем свидетельствуют количественные показатели: филармония за 1938 г. осуществила 1862 концерта, обслужила 84 тыс. человек, в 1939 г. дано 2010 концертов, обслужено 139 тыс. человек. В конце 30-х гг. XX в. музыканты-исполнители на народных инструментах занимали самые активные позиции в деятельности филармонии: баянисты, балалаечник, гусляр. Большим успехом пользовались выступления гармониста Р. Гайманова, баяниста И. Гаркина. Наличие классических произведений в репертуаре музыкантов, профессиональный статус артистов филармонии отражают академическую направленность исполнителей.
О популярности академического искусства среди населения говорит следующий факт: в 1939 г. симфонический оркестр давал 23 концерта в месяц, за год - 249 концертов.
Перед войной в филармонии насчитывалось 13 концертных бригад, симфонический оркестр - 45 человек, артистов всех жанров - 76 человек. В штате работали музыканты-народники: баянисты М. Мошаров, В. Сысоев, Н. Абросимов, К. Леонтьев, аккордеонистка О. Сысоева; балалаечники Е. Ф. Покровский, А. В. Востоков, ансамбль баянистов под руководством В. Ф. Крылова.
В 1937 г. открыт класс баяна в Челябинском музыкальном техникуме, в 1939 г. отделение народных инструментов в Магнитогорском музыкальном училище. Таким образом, для академического русского народно-инструментального исполнительства был дан новый импульс развития.
Уральские музыканты внесли свой неоценимый вклад в формирование и развитие академического исполнительства на русских народных инструментах не только в масштабах уральского региона, но и народно-инструментальной культуры России. Первых музыкантов-народников, стоявших у истоков академического народно-инструментального искусства Челябинской области, объединяет схожесть биографий, но главное - беззаветная преданность своему делу, своему инструменту, безграничная любовь к музыке, своим национальным традициям.
С. Я. Садаков - основатель академического исполнительства на струнных народных инструментах, получивший профессиональное образование в Свердловском музыкальном техникуме, заложил основу ансамблевого, оркестрового и сольного исполнительства в уральском регионе, определил академический путь развития струнных русских народных инструментов, организовал систему му-
• Том 207 • Русские народные музыкальные инструменты в современной культуре России
165
В. Ф. Кочеков
зыкального образования и воспитания народников. В. Ф. Крылов, представитель академического направления, заложил основы баянной академической школы и во многом определил содержание, направление, перспективы развития баянного искусства, исполнительства и педагогики в Челябинской области. С. Н. Бельтиков -профессиональный баянист, блестящий исполнитель и педагог академического направления, объездивший с гастролями всю страну, являясь ярким представителем баянного академического исполнительства, внес существенный и неоценимый вклад в его развитие.
Первые баянисты, получившие в 1930-х гг. профессиональное образование в Свердловском музыкальном техникуме Ф. В. Княжев, М. П. Сартасов, стали активными проводниками академического исполнительства на баяне.
Ко второй половине 1930-х гг. была сформирована профессиональная сфера баянистов, для которых занятия музыкой явились основными по следующим признакам в определении А. Н. Сохора: «а) деятельность служит источником существования; б) музыка осознается ими в качестве самого важного дела их жизни; в) результаты их музыкальных занятий воспринимаются обществом как ценные»6.
С 1937 г. начинается качественно новый этап в академическом исполнительстве на русских народных инструментов Челябинской области. Это, в частности, было обусловлено открытием класса баяна в Челябинском музыкальном техникуме и переходом на узаконенную академическую платформу, подготовленную уральскими музыкантами-баянистами, начинавшими свою деятельность с самостоятельного освоения азов игры на музыкальном инструменте в бесписьменной традиции, постепенно перешедшими к цифровой и нотно-цифровой, и, далее, к нотной традиции. В своей исполнительской и педагогической практике они ориентировались на академическое направление, значительно усилившееся после появления профессионалов, окончивших Свердловский музыкальный техникум.
Существенное влияние на содержание культурного пространства Челябинской области оказала Великая Отечественная война. В этот период на Урале вынужденно сосредоточились мощные исполнительские, композиторские и педагогические силы СССР из Москвы, Ленинграда, Киева и других городов. Среди них были Р. М. Глиэр, Т. Н. Хренников, А. И. Хачатурян, В. Я. Шебалин, Д. И. Ойстрах, Д. Б. Кабалевский, Г. Г. Нейгауз, П. С. Столярский, М. М. Гелис, В. П. Соловьев-Седой, И. И. Дзержинский, М. И. Чулаки, Я. А. Френкель, Л. В. Ростропович и М. Л. Ростропович.
После войны работа государственных органов Челябинской области, отвечающих за организацию и функционирование любительского творчества, явилась одним из серьезных направлений, способствующих развитию академического исполнительства на русских народных инструментах. Выделялись значительные финансовые средства из бюджета на искусство: в 1949 г. - 2 914 000 рублей. На нужды культурно-просветительных учреждений области в 1953 г. израсходовано 15 762, 2 тыс. руб., в сельских клубах и РДК функционировало 2 107 различных кружков,
166
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •
в которых занималось более 30 000 участников. Во всех клубных учреждениях в обязательном порядке функционировал музыкальный кружок.
Вынужденное перемещение на Урал лучших творческих сил, финансовая поддержка сферы культуры, беспрецедентный рост количества учреждений культуры, мощный процесс развития любительского творчества населения, числа участников, активно включенных в концертную деятельность - все эти факторы оказали самое благотворное влияние на академическое народно-инструментальное исполнительство. Урал стал мощным центром сосредоточения и консолидации духовных сил.
Среди характерных особенностей содержания художественной культуры региона в те годы отметим следующие:
1) значительное увеличение численности творческих сил, обусловленное широкомасштабной эвакуацией;
2) развитие диалога культур и укрепление творческого содружества представителей художественной интеллигенции братских народов;
3) подъем литературы и искусства, обеспечивавшийся не только увеличением количества учреждений культуры, но и, прежде всего, появлением здесь плеяды ярких и самобытных талантов.
Развитию академического исполнительства на русских народных инструментах в среде любительства во многом способствовали послевоенные краевые, областные, городские и районные смотры художественной самодеятельности, имевшие всеобщий размах в масштабе страны. В 1963 г. в Челябинской области функционировало 4 930 кружков художественной самодеятельности, в которых занималось более 90 000 человек. Для развития академического исполнительства на русских народных инструментах Челябинской области любительство явилось одной из основных составляющих элементов.
Ряд любительских оркестровых коллективов на протяжении десятилетий служили яркими образцами академического искусства. Среди них оркестры под руководством братьев В. Е. и Г. Е. Авксентьевых, В. И. Нейферта, Н. А. Куринных, Р. Я. Ро-зенфельда, В. А. Конашенко, А. Н. Коротчука, Б. И. Борисова.
Оркестровое и ансамблевое исполнительство рассматриваемого уральского региона всегда старалось следовать лучшим традициями русского народно-инструментального исполнительства, традициям, не как застывшим явлениям, а динамичным и развивающимся. В истории оркестрового и ансамблевого исполнительства Челябинской области можно отметить ряд уникальных событий и фактов. Так, в оркестре челябинских тракторостроителей предпринималась одна из немногих попыток ХХ века по возрождению искусства игры на древнерусском музыкальном инструменте - гудке. Квартет исполнителей на гудках в 1948 г. с большим успехом выступил в Москве на Всероссийском смотре художественной самодеятельности.
• Том 207 • Русские народные музыкальные инструменты в современной культуре России
167
В. Ф. Кочеков
Еще пример: оркестровый комплекс, выстроенный руководителем оркестра Варненского Дома культуры В. А. Жилиным, по педагогической направленности явился первым центром в СССР с использованием в воспитательно-образовательном процессе элементарного музицирования (сам руководитель оркестра в дальнейшем стал Президентом Педагогического общества Карла Орфа в России). В. А. Жилин организовал в селе Варна Орф-лицей, таким образом, объединив прогрессивную западную методику элементарного музицирования К. Орфа с русским национальным музыкальным инструментарием.
Обязательным условием успешного развития академического исполнительства на русских народных инструментах является наличие профессионального образования, первой ступенью которого стало создание музыкальных школ. Челябинская музыкальная школа, открытая в 1920 г. и магнитогорская школа, открытая в 1934 г. долгие годы являлись региональными центрами подготовки большой армии музыкантов-любителей, многие из которых впоследствии стали профессиональными музыкантами.
Послевоенный период характеризуется беспрецедентным ростом количества музыкальных школ в Челябинской области. По темпам роста сети музыкальных школ и количества учащихся в них Челябинская область занимала одно из ведущих мест в республике. К 2012 г. в области функционировало 133 школы.
Музыкальные училища гг. Челябинска и Магнитогорска на протяжении многих десятилетий являлись флагманом музыкального образования региона, центром подготовки профессиональных музыкантов-исполнителей на народных инструментах. О качественном росте педагогов по народным инструментам в 1960-70-х гг. прошлого века говорит факт наличия высшего специального образования практически у всех преподавателей данных учебных заведений.
Создание в дальнейшем сети училищ, где готовили специалистов по народным инструментам по государственным программам с академическим содержанием, способствовало профессиональному росту баянистов и струнников, стимулировало сам процесс академизации русского народно-инструментального исполнительства.
Открытие третьей ступени в системе музыкального образования явилось завершающим этапом формирования академического направления в области русского народно-инструментального исполнительства. Об этом свидетельствует открытие в 1968 г. Челябинского государственного института культуры (с 1999 г. Челябинская государственная академия культуры и искусств). На музыкально-педагогическом факультете по консерваторской программе осуществлялась подготовка специалистов с высшим специальным образованием.
В 1993 г. Магнитогорское музыкальное училище преобразуется в Магнитогорский государственный музыкально-педагогический институт, в 1996 г. - Магнитогорскую государственную консерваторию им. М. И. Глинки.
168
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •
В 1994 г. Челябинское музыкальное училище обрело новый статус - Челябинский государственный институт музыки. В 2010 г. институт музыки становится Южно-Уральским государственным институтом искусств им. П. И. Чайковского.
После открытия высших музыкальных учебных заведений регион получил трехступенчатую структуру подготовки специалистов. Русское народно-инструментальное исполнительство и педагогика сформировались в единую систему, объективно отражающую высокую степень развития народного инструментализма, к которой относится: «...создание разветвленной системы музыкального образования на народных инструментах, включающей помимо трех основных звеньев обучения широкую сеть различных форм художественной самодеятельности; открытие новых факультетов и кафедр народных инструментов в большинстве специальных музыкальных высших учебных заведений, создание сети вузов культуры и искусств»7.
Одним из направлений деятельности музыкантов Челябинской области является поиск новых форм в академическом исполнительстве на русских народных инструментах. Регион занял достаточно прочные, передовые позиции в этом направлении исполнительства в российской народно-инструментальной культуре. К новым формам нужно отнести первый в РСФСР филармонический абонемент «Исполнители на русских народных инструментах», созданный в 1970 г. Ю. Г. Ястребовым и оказавший положительное влияние не только на музыкальную культуру Челябинской области, но и в масштабах всего СССР. На рубеже 1970-х - начала 1980-х гг. в регионе одновременно существовало четыре абонементных цикла концертов в жанре русских народных инструментов. За 10 лет существования абонемента в Челябинске побывали все ведущие народники исполнители-солисты и коллективы СССР. Ежегодно проводилось 8 абонементных концертов. Всего состоялось 120 концертов (около 90 тысяч слушателей).
Значение и роль абонемента можно определить в следующем: появилась новая и дееспособная форма культивирования академического исполнительства на русских народных инструментах; организованный впервые в Российской Федерации, он стал образцом для появления аналогов в других городах СССР; длительность существования - 10 лет (на протяжении 5 лет - единственный после Москвы).
Организованный в 1979 г. Ю. Г. Ястребовым и Ш. Х. Мухатдиновым абонемент «Гитара и гитаристы» - событие, которому в СССР не было аналогов. По образцу челябинского гитарного абонемента, создавались подобные абонементы в других городах страны. Создав новую форму в исполнительской деятельности, челябинские музыканты внесли неоценимый вклад в дело формирования и развития всей российской академической гитарной школы.
С 1983 г. в г. Магнитогорске осуществлялось функционирование беспрецедентной по новизне, содержанию и значению системы управления музыкальным воспитанием (СУМВ), разработанной музыкантом, ученым, общественным деяте-
• Том 207 • Русские народные музыкальные инструменты в современной культуре России
169
В. Ф. Кочеков
лем А. Н. Якуповым. Результативность действия СУМВ проявилась по отношению к русским народным инструментам в активизации развития народного инструментализма, в усовершенствовании системы подготовки музыкантов-народников по всем учебным звеньям; охвате любительским исполнительством значительных масс населения; мощной пропаганде русского народного инструментария на примере лучших образцов классической музыки; профессионализации любительского народно-инструментального исполнительства.
К одной из новых форм академического исполнительства на русских народных инструментах в Челябинской области можно отнести создание в 1988 г. профессионального оркестра русских народных инструментов «Малахит», получившего в дальнейшем статус Государственного оркестра. Организатор и руководитель коллектива В. Г. Лебедев был удостоен высокого звания Народного артиста РФ. Наличие высокопрофессионального Государственного оркестра русских народных инструментов «Малахит» - своеобразное явление в контексте общероссийского развития академического исполнительства народно-инструментального искусства, «выпадает» из официального определения Челябинской области как «периферии» по отношению к центральному региону России. Весь цвет вокального искусства, народно-инструментального исполнительства России имел творческие контакты с коллективом. На первом месте в деятельности оркестра «Малахит» находится просветительство русского народного творчества, русских народных инструментов, высоких образцов классического искусства. Творческий коллектив регулярно проводит концерты для жителей городов и сельской местности Челябинской области. Выступления музыкантов всегда проходят с большим успехом при полных залах.
Инновационный проект «Всероссийский детский конкурс исполнителей татарской и башкирской музыки» является уникальным для всей России, т. к. кроме Челябинска подобные мероприятия больше не проводились нигде. Конкурс стартовал в 1979 г. на базе детской школы искусств № 7 по инициативе директора школы, народного артиста Татарстана, заслуженного артиста России, председателя Челябинской областной организации «Центр татарской и башкирской культуры» М. А. Шарафутдинова. Участники конкурса - учащиеся инструментальных отделений детских музыкальных школ и детских школ искусств из Республики Башкортостан, Татарстан, Курганской, Свердловской, Челябинской областей и других регионов. С 2012 г. конкурс получает статус Международного.
I Всероссийский фестиваль «Хрустальные струны», организованный в 2004 г. в Челябинске, стал инновационной формой объединения академического исполнительства на щипковых русских народных инструментах с шестиструнной классической гитарой. Мероприятие такого содержания состоялось в России впервые (II Фестиваль прошел в 2005 г.). «Хрустальные струны» явились новой формой пропаганды и оптимизации академического исполнительства на русских народных щипковых инструментах, шестиструнной классической гитаре.
170
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •
Широкая практика проведения различных фестивалей и конкурсов русского народно-инструментального исполнительства явилась мощным стимулом к совершенствованию академического исполнительства в регионе. К 1970-м гг. открытие новых школ в Челябинской области, увеличение количества учащихся, рост качества исполнительской культуры вызвали необходимость внедрения новых форм в учебный процесс, обусловленных требованиями академического исполнительства.
Конкурс исполнительского мастерства на русских народных инструментах детских музыкальных школ Челябинской области (1970 г.) стал одним из первых в Российской Федерации (организатор Ю. Г. Ястребов). Цель мероприятия - совершенствование системы академического исполнительства на начальном звене музыкального образования. В условия конкурса входило обязательное участие всех без исключения школ по трем группам: солисты, ансамбли и оркестры. Все последующие конкурсы доказали необходимость и большую значимость подобных мероприятий. Более 40 лет продолжается эта нужная и результативная работа в Челябинской области.
Настоящей школой академического русского народно-оркестрового исполнительства стали любительские и профессиональные смотры-конкурсы. Среди них Международный фестиваль баянистов и аккордеонистов состоявшийся в Челябинске в 1992 г. С IV фестиваля стали проводиться Международные конкурсы молодых исполнителей на баяне и аккордеоне (в дальнейшем - Международный конкурс «Кубок Фридриха Липса»). С 1992 по 2011 гг. состоялось десять Международных фестивалей баянистов-аккордеонистов и пять Международных конкурсов «Кубок Фридриха Липса». Эти творческие марафоны стали отражением самой высокой ступени развития академического исполнительства в Челябинской области.
Большое значение для развития классической шестиструнной гитары имеют фестивали и конкурсы «Классическая гитара на Урале», впервые состоявшиеся в 1991 г. (с 2011 г. фестиваль называется «Гитара в России). Начиная с первого фестиваля, в его рамках проводятся конкурсы молодых исполнителей. Состоялось тринадцать фестивалей и конкурсов. Их значение велико для всего российского гитарного пространства. В стране осталось два фестиваля-долгожителя: Московский фестиваль гитаристов им. А. Иванова-Крамского (проводится с 1987 г.) и Челябинский фестиваль «Гитара в России». Это показатель высокого профессионального статуса и авторитета уральских форумов, которые способствуют приближению к мировой академической гитарной школе.
Состояние академического исполнительства на русских народных инструментах в Челябинской области во многом определяется существенным фактором - наличием собственных профессиональных композиторов, пишущих для русского народного инструментария. Общероссийские тенденции в академическом народно-инструментальном исполнительстве с 1960-х гг. нашли свое отражение и в творчестве уральских композиторов, обратившихся к новым образам и поискам
• Том 207 • Русские народные музыкальные инструменты в современной культуре России 171
В. Ф. Кочеков
средств их реализации в музыке для народных инструментов. Примером является творчество М. Д. Смирнова (симфония, три увертюры, три оратории и три кантаты для солистов, хора и оркестра русских народных инструментов), Е. Г. Гудкова (увертюры «Марийский край» и «Радостная увертюра, фантазия «Уральская подгорная», «Богатыри»), В. Семененко («Русская сюита» для оркестра русских народных инструментов, Увертюра для оркестра русских народных инструментов, балет «Весенние игры» для солистов, мужского хора и оркестра русских народных инструментов), А. Д. Кривошея («Уральская увертюра»), В. П. Веккера (Сюита «Ретро»).
Появление в 1986 г. Сонаты для баяна челябинского композитора М. Д. Смирнова стало значительным явлением для народно-инструментальной культуры Урала. Построенная в строгой сонатной форме, классически-традиционная в своем развитии соната написана современным языком, ярким, необычным для баянной литературы того времени. Содержание произведения требовало новых исполнительских приемов, различных видов баянной техники.
Творчество В. П. Веккера строится на новой музыкальной теории, разработанной композитором. Три сонаты для баяна, написанные В. П. Веккером, вобрали в себя весь спектр композиторского мастерства. Эти произведения на сегодняшний день стоят несколько в стороне от традиционной баянной музыки своей контрастностью, оркестровым мышлением, реализацией через сольный инструмент, воплощенного множеством технических и художественных средств музыки, исполнительскими приемами. В Концерте для балалайки композитор традиционно придерживается строгой классической формы, используя современный композиторский язык, музыкальный материал концерта наполнен ритмическим арсеналом джазовой и современной музыки. Принцип мотивной игры ярко проявляется в сюите «Русские мотивы» для баяна. Каждая часть - это прихотливая музыкальная картинка, разнохарактерная по содержанию, драматургии, исполнительскому воплощению.
По совокупности музыкально-выразительных средств, музыкальному языку, принципам формообразования, композиционным приемам «Три пьесы для балалайки-соло» следует отнести к сочинениям авангардистского направления, созданным с опорой на додекафонные принципы письма. В названном опусе явно ощущается влияние творчества нововенцев: А. Берга, А. Шенберга, А. Веберна. Для реализации исполнительского замысла композитору потребовался новый подход к средствам художественной выразительности. Это значительно расширяет границы балалайки, ее возможности, перспективы.
Ярким представителем академического направления является талантливый исполнитель-балалаечник и самобытный композитор Е. Г. Быков. В основе музыкального материала его сочинений заложена русская песенность, дух народной музыкальной культуры. Основу многих обработок составляет материал из сборника «100 русских народных песен» Н. А. Римского-Корсакова, сборников русских песен,
172
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •
выпущенных С. В. Поповым. В композиторском творчестве Е. Г. Быкова яркая академическая направленность базируется на традициях В. В. Андреева (оригинальный репертуар, популярные жанры); Н. П. Осипова (классическая основа, переложения произведений композиторов-классиков с базированием на современный музыкальный язык); Б. С. Трояновского (фольклорное начало). Активное обращение к эстрадной, современной музыке в сочетании с бережным отношением к лучшим традициям русского народно-инструментального исполнительства характеризует Е. Г. Быкова как оригинального композитора со своим индивидуальным композиторским почерком.
Научно-методическая и научно-исследовательская мысль в сфере русских народных инструментов не только находит свое отражение в различных направлениях, но и фиксирует достижения в процессе академизации жанра. Яркое тому подтверждение - защита кандидатских и докторских диссертаций в области народноинструментальной культуры: В. В. Бычков, кандидатская диссертация «Творчество композитора Н. Я. Чайкина и актуальные проблемы советской баянной музыки» (1986); В. В. Бычков, докторская диссертация «Формирование и развитие баянноаккордеонного искусства как явления отечественной и европейской музыкальной культуры (начало XIX - конец XX веков: исполнительство, музыка, инструментарий)» (2000); Ю. Г. Ястребов, кандидатская диссертация «Современные принципы баянной аппликатуры» (1977). В докторской диссертации А. Н. Якупова «Теоретические проблемы музыкальной коммуникации» (1995) академическое исполнительство на русских народных инструментах органично вписывается в концепцию, разработанную автором исследования.
Проведение научных конференции, форумов в рамках фестивалей и конкурсов, восемнадцать Российских педагогических Ассамблей искусств (Магнитогорск) - это далеко неполный перечень мероприятий, связанных с проблемами становления и развития академического исполнительства, педагогики, истории, пропаганды русских народных инструментов. Спектр проблем, выносимых на обсуждение, достаточно широк, разнообразен, актуален. Все виды и формы научной деятельности, имеющие место и активно проводимые в регионе, способствуют развитию академического искусства на русских народных инструментах. Они позволяют делать объективные выводы о состоянии академического исполнительства на русских народных инструментах, прогнозировать дальнейший его ход, перспективу, направления, исходя их реалий современного состояния общества, культуры, образования, искусства.
Богатое содержание и разнообразие форм академического исполнительства на русских народных инструментах в Челябинской области, значительные заслуги исполнителей на народных инструментах в масштабах страны и за рубежом, высокий рейтинг Челябинской области как региона с достаточно высоким уровнем педагогической и исполнительской базы русского народного инструментария, целе-
• Том 207 • Русские народные музыкальные инструменты в современной культуре России 173
В. Ф. Кочеков
направленная работа музыкантов этого вида искусства, направленная на успешное функционирование и развитие всех элементов академического исполнительства на русских народных инструментах, выводят уральский регион из провинциальных рамок в круг городов и областей, традиционно относящихся к центральным, значимым и заслуженным.
Примечания
1 Тарасова Л. А. Теория и практика музыкального краеведения в системе современного музыкального образования: дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02. - М., 1997. - С. 46.
2 Имханицкий М. И. История исполнительства на русских народных инструментах. - М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2002. - С. 199.
3 Варламов Д. И. Народные традиции в контексте эволюции национального
инструментализма в музыкальном искусстве России XIX-XX вв.: дис. ... д-ра искусствоведения. -М., 2009. - С. 202.
4 Андреев В. В. Материалы и документы. - М.: Музыка, 1986. - С. 135.
5 Мирек А. М. ...И звучит гармоника. - М.: Совет. композитор, 1979. - С. 97.
6 Сохор А. Социология и музыкальная культура. - М.: Совет. композитор, 1975. - С. 90.
7 Варламов Д. И. Народные традиции в контексте эволюции национального
инструментализма в музыкальном искусстве России XIX-XX вв.: дис. ... д-ра искусствоведения. -М., 2009. - С. 255.
174
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •