ПЕРЕДОВАЯ СТАТЬЯ
СТАНДАРТИЗАЦИЯ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
П. А. Воробьев, А. И. Вялков, В. В. Бальчевский
Московская медицинская академия им. И. М. Сеченова
В настоящее время можно констатировать, что система стандартизации в здравоохранении стала базовым элементом обеспечения качества медицинской помощи.
Наши постоянные читатели на протяжении нескольких лет, начиная с 1999 г., имеют возможность быть в курсе всех основных событий в области стандартизации в здравоохранении. Для большого числа тех, кто только включился в процесс использования средств и методов стандартизации в такую социально значимую сферу, как медицина, целесообразно вкратце оценить основные этапы уже пройденного пути. Это позволит снять много вопросов и определить наиболее эффективные практические подходы по использованию возможностей стандартизации в здравоохранении на ближайший период.
Известно, что еще в 1992 г. Европейское региональное бюро Всемирной организации здравоохранения согласовало определение качества медицинской помощи для его дальнейшего изучения и оценки: «Качественной должна считаться медицинская помощь, соответствующая стандартам медицинских технологий, при отсутствии осложнений, возникших в результате лечения, и достижении удовлетворенности пациента».
После принятия федеральных законов по реформированию системы медицинской помощи в стране («Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации») вопрос создания необходимых стандартов требовал практического разрешения. В условиях бездействия руководства Минздрава России в регионах начался процесс автономной реализации этой проблемы путем разработки «местечковых» систем региональных меди-
ко-экономических стандартов. Это привело к непреодолимым трудностям на почве несопоставимых данных (достаточно оценить хотя бы задачу взаиморасчетов между регионами за оказанные медицинские услуги конкретным гражданам).
Определенную положительную попытку консолидации усилий в создании унифицированных стандартов предприняли территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ОМС) Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей. Полученные совместные результаты позволили инициативной группе подготовить обоснование и проекты конкретных документов по запуску нового механизма проведения работ по стандартизации в здравоохранении.
Было определено, что целью организации и проведения работ по стандартизации в здравоохранении является создание и развитие системы стандартизации в данной отрасли как основы повышения качества профилактических и лечебно-диагностических мероприятий при решении задач сохранения и улучшения здоровья населения.
Стало ясно, что только системный подход обеспечивает реализацию законодательства России в области охраны здоровья граждан, создает условия для создания реального механизма управления качеством медицинской помощи. Именно эти представления послужили предпосылками для проведения совместной коллегии Министерства здравоохранения Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, Совета исполнительных директоров территориальных фондов ОМС, принявших решение «Об основных положениях стандартизации в здравоохранении» (03.12.97 г. № 143/6-11).
Основу системы стандартизации в здравоохранении составляют нормативные документы, разработанные и принятые в соответствии с Программой работ по созданию и развитию системы стандартизации в здравоохранении, утвержденной Минздравом России, Федеральным фондом ОМС и Госстандартом России 21 июля 1998 г. [17].
Научно-методическое руководство разработкой и принятием документов системы осуществлял Экспертный совет Минздрава России по стандартизации в здравоохранении и его профильные комиссии. К концу 2002 г. (сроку завершения работ по указанной Программе) можно было констатировать, что создание системы стандартизации в здравоохранении в части формирования структуры и принятия системообразующих документов в основном было закончено.
В 1998—2001 гг. был разработан комплект основополагающих отраслевых стандартов:
— ОСТ 91500.01.0001—2000 «Порядок разработки, согласования, принятия, внедрения и ведения нормативных документов по стандартизации в здравоохранении» [6];
— ОСТ 91500.01.0002—2000 «Порядок апробации и опытного внедрения проектов нормативных документов системы стандартизации в здравоохранении» [7];
— ОСТ 91500.01.0003—2000 «Принципы и порядок построения классификаторов в здравоохранении. Общие положения» [8];
— ОСТ 91500.01.0004—2000 «Технологии выполнения простых медицинских услуг. Общие требования» [9];
— ОСТ 91500.01.0005—2001 «Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении» [10];
— ОСТ 91500.01.0006—2001 «Порядок контроля за соблюдением требований нормативных документов системы стандартизации в здравоохранении» [11];
— ОСТ 91500.01.0007—2001 «Система стандартизации в здравоохранении. Основные положения» [12].
Были приняты основополагающие отраслевые документы по важнейшему направлению «Классификация медицинских услуг»:
— ОСТ 91500.09.0001—1999 «Протоколы ведения больных. Общие требования» [13];
— ОК 91500.09.0001—2001 «Простые медицинские услуги» [14];
— ОК 91500.09.0002—2001 «Сложные и комплексные медицинские услуги» [15];
— ОСТ 91500.09.0003—2001 «Сложные и комплексные медицинские услуги. Состав» [16].
С конца 1999 г. активно проводится работа по созданию важнейших документов системы стандартизации — протоколов ведения больных, которых к настоящему моменту принято уже более 25.
Система стандартизации в здравоохранении представляла собой отлаженный механизм поэтапного создания, согласования, утверждения нормативных документов — стандартов (в том числе протоколов ведения больных), систему контроля их исполнения. Основные принципы и характеристики данной системы изложены в учебном пособии «Основы стандартизации в здравоохранении» [1]. Эффективность функционирования данной системы определялась степенью соблюдения всеми организациями здравоохранения нормативов и стандартов, установленных в сфере здравоохранения.
Система была создана, и намечалось ее активное развитие. Однако последующие события резко усложнили и затормозили этот процесс. В конце 2002 г., 27 декабря, Президент Российской Федерации подписывает Федеральный закон № 184-ФЗ «О техническом регулировании». До июля 2003 г. (срока вступления в силу этого Федерального закона) нормативные документы системы стандартизации в здравоохранении могли быть (и, главное, их можно было разрабатывать и принимать) следующих категорий:
— международные,
— региональные (например, нормативные документы Европейского союза или стандарты стран СНГ),
— государственные,
— отраслевые,
— административно-территориальные (в здравоохранении под этим подразумеваются нормативные документы субъекта Российской Федерации),
— ассоциаций, объединений, научных и профессиональных обществ,
— медицинских учреждений (предприятий). В соответствии с новым Законом к документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:
— национальные стандарты;
— правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
— применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
— стандарты организаций.
Таким образом, упразднились отраслевые и административно-территориальные стандарты, которые составляли основу системы, имея в виду ее специфические медицинские аспекты. Теперь могли приниматься национальные стандарты и стандарты организаций со статусом добровольных документов. Обязательные для выполнения требования к продукции, процессам и услугам устанавливаются только в технических регламентах.
Произошло некоторое замешательство. Нужно было искать ответ на вопрос: «Что делать нам в области здравоохранения?». Анализ ситуации давал единственный обоснованный ответ: как и всем отраслям до 2010 г.:
— разработать и обеспечить принятие технических регламентов по важнейшим проблемам здравоохранения;
— решить вопросы с отменой, заменой национальными ранее принятых отраслевых стандартов;
— развивать системы стандартов организаций, включая принятие ныне действующих отраслевых стандартов в качестве стандартов организаций;
— готовить предложения с вескими обоснованиями по совершенствованию действующей законодательной базы в области здравоохранения (в том числе в отношении рассматриваемого закона);
— развивать и обеспечивать активное функционирование и взаимодействие технических комитетов по стандартизации в области здравоохранения, в том числе по медицинским технологиям;
— Министерству здравоохранения и социального развития разработать и реализовать систему организации, управления и координации работ по стандартизации в стране в новых условиях в соответствии с принятой в 2003 г. Программой управления качеством в здравоохранении. Необходимо практически использовать общепринятое положение: необязательные требования стандартов могут стать обязательными для
выполнения, если об этом грамотно изложить в тексте договора (контракта), заказа.
В сложившихся новых условиях было бы крайне неосмотрительным растерять то положительное, что сделано для формирования системы стандартизации в здравоохранении. В своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 26 мая 2004 г., формулируя задачи модернизации здравоохранения, Президент России особо отметил следующее: «...гарантии бесплатной медицинской помощи должны быть общеизвестны и понятны. И по каждому заболеванию должны быть выработаны и утверждены стандарты медицинских услуг с обязательным перечнем лечебно-диагностических процедур и лекарств, а также с минимальными требованиями к условиям оказания медпомощи. Причем такие стандарты должны действовать в каждом населенном пункте Российской Федерации. И только дополнительная медпомощь и повышенный уровень комфортности ее получения должны оплачиваться пациентом». Послание Президента России в 2005 г. подтвердило актуальность этих заданий и на последующий период.
В 2004 г. был проведен комплекс организационно-методических работ по созданию технического комитета по стандартизации «Медицинские технологии». Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации (Ростехрегулирование) подготовило и согласовало проект приказа о создании нового технического комитета (ТК) «Медицинские технологии», который был подписан Руководителем Ростехрегулирования 30 декабря 2004 г. (№ 633). Ему был присвоен регистрационный номер — ТК 466.
Целью организации и проведения работ по стандартизации в рамках ТК 466 является создание системы стандартов, рекомендуемых для практического использования медицинскими организациями и учреждениями федеральных, территориальных и муниципальных органов управления здравоохранением, систем обязательного и добровольного медицинского страхования, другими медицинскими организациями различных организационно-правовых форм деятельности, направленной на оказание медицинской помощи.
Практическими результатами работы ТК должны являться:
— разработка, согласование и представление
годовых планов создания стандартов здравоохранения;
— организация разработки, согласование и представление на утверждение проектов национальных стандартов;
— ежегодная отчетность о работе;
— формирование, согласование и принятие программ работ на конкретную перспективу. Основные задачи, структура, правила функционирования, порядок принятия решений, права и обязанности членов ТК 466 подробно изложены в Положении о техническом комитете по стандартизации «Медицинские технологии» (согласовано с Ростехрегулированием). Разработанные в рамках ТК 466 «Медицинские технологии» годовые планы работ входят составной частью в программы разработки национальных стандартов, принимаемые Ростехрегулированием.
В соответствии с подготовленными и согласованными предложениями был принят план работы ТК 466 на 2005—2006 гг., который включал разработку первых пяти проектов. В установленные планом сроки (сентябрь 2005 г.) были разработаны (и в соответствии с действующим порядком на сайте Ростехрегулирования размещены уведомления об этом) первые редакции проектов следующих национальных стандартов:
— «Клинические протоколы. Общие положения»;
— «Технологии выполнения простых медицинских услуг. Общие положения»;
— «Электронная история болезни. Общие положения».
В установленные Ростехрегулированием сроки ТК 466 подготовил и представил проект плана работы на 2006 г., который вошел составной частью в программу разработки национальных стандартов на 2006 г. Он включал, кроме завершения разработки переходящих с 2005 г. трех стандартов, еще 75 новых документов, в основном по лабораторной клинической диагностике и технологиям простых медицинских услуг в области сестринского дела. В отсутствие
адекватного финансирования со стороны Рос-техрегулирования и Минздравсоцразвития разработка проектов, к сожалению, отстает от плановых сроков.
ТК 466 активно ворвался в процесс реформирования в стране работ по стандартизации. В принятой по установленной процедуре Программе разработки национальных стандартов на 2007 г. работы ТК 466 ведутся уже по 93 темам из 1394, включенных в эту программу. Это наибольший объем работ из всех, выполняемых другими техническими комитетами по стандартизации.
В 2007 г., в дополнение к тематике 2006 г. начинается разработка проектов национальных стандартов по вновь включенному направлению — создание протоколов ведения больных, а также дальнейшему развитию комплекса стандартов по клинической лабораторной диагностике. Ознакомиться с Программой разработки национальных стандартов на текущий год можно на официальном сайте Ростехрегулиро-вания (http://www.gost.ru).
Несмотря на объективные и субъективные трудности, в 2006 г. удалось получить первые практические результаты работы ТК 466:
1. Завершена разработка и сдача двух основополагающих проектов национальных стандартов: «Протоколы ведения больных. Общие требования» и «Технологии выполнения простых медицинских услуг. Общие положения». Эти проекты прошли все стадии процедуры подготовки к утверждению и были утверждены приказами Ростехрегулирования. Это подтвердило методологическую обоснованность и практическую дееспособность выбранного подхода к стандартизации по данным направлениям здравоохранения. Разработан и утвержден также национальный стандарт «Электронная история болезни. Общие положения» (таблица).
Национальные стандарты, разработанные в рамках деятельности ТК 466 «Медицинские технологии» и утвержденные приказами Ростехрегулирования России в 2007 г.
№ п/п
Обозначение и наименование национального стандарта
Приказ Ростехрегулирвания
Дата введения
1 ГОСТ Р 52600—2006 «Протоколы ведения больных. Общие положения» (взамен ОСТ 91500.09.0001 —1999 «Протоколы ведения больных. Общие требования»)
2 ГОСТ Р 52623—2006 «Технологии выполнения простых медицинских услуг. Общие положения» (взамен ОСТ 91500.01.0004—2000 «Технологии выполнения простых медицинских услуг. Общие требования»)
3 ГОСТ Р 52636—2006 «Электронная история болезни. Общие положения»
№ 288-ст от 05.12.06 С 01.10.2007
№ 341-ст от 27.12.06 С 01.01.2008
№ 407-ст от 27.12.06 С 01.01.2008
2. Завершена разработка и утверждены первые четыре национальных стандарта по клинической лабораторной диагностике путем прямого введения международных стандартов ИСО.
3. Разработаны проекты национальных стандартов «Технологии выполнения простых медицинских услуг функционального назначения» (это 9 тем из 53, входящих в план). Сейчас можно активизировать работы по данному направлению после утверждения основополагающего стандарта «Технологии выполнения простых медицинских услуг. Общие положения».
4. Разработаны проекты 12 национальных стандартов по лабораторной диагностике.
5. Разработаны проекты двух национальных стандартов по службе крови (по классификации и маркировке крови и ее компонентов). Была поддержана инициатива ряда членов ТК 466 по формированию в своей структуре подкомитета «Клиническая и производственная трансфузи-ология» в связи с предстоящим большим объемом работ по созданию и принятию технического регламента по безопасности донорской крови и ее компонентов и обеспечивающих национальных стандартов в данной области. В 2006 г. по согласованию с Ростехрегулированием такой подкомитет был создан на базе Гематологического научного центра РАМН. В его работе участвует более 20 ведущих организаций страны. Возглавить подкомитет дал согласие академик РАН и РАМН А. И. Воробьев. В план ТК 466 на 2007 г. перешло несколько тем, ранее заявленных Российской ассоциацией трансфузиологов. Судьба этих тем будет решаться в подкомитете «Клиническая и производственная трансфузиология» в свете увязки с общей концепцией развития стандартизации по данному направлению.
Известно о наличии технических комитетов по стандартизации, область деятельности которых прямо или косвенно связана с здравоохранением, в том числе:
— ТК 11 «Медицинские приборы, аппараты и оборудование»;
— ТК 14 «Медицинские инструменты»;
— ТК 279 «Зубоврачебное дело»;
— ТК 296 «Оптика и оптические приборы»;
— ТК 380 «Клинические лабораторные исследования и диагностические тест-системы ин витро»;
— ТК 381 «Средства реабилитации для инвалидов»;
— ТК 383 «Стерилизация изделий медицинского назначения»;
— ТК 411 «Аппараты и оборудование для лучевой диагностики, терапии и дозиметрии»;
— ТК 422 «Оценка биологического действия медицинских изделий»;
— ТК 436 «Управление качеством медицинских изделий»;
— ТК 450 «Лекарственные средства»;
— ТК 469 «Информатизация здоровья».
Уже по номерам, присвоенным этим ТК, можно сказать, что они создавались за более чем 10-летний период. К сожалению, в последние годы далеко не все они эффективно организуют свою работу. Но с рядом из них ТК 466 осуществляет тематическое сотрудничество, и представители их приняли участие в заседании 4 декабря 2006 г.
Целесообразно выделить следующие тенденции в практике работы технических комитетов по стандартизации в здравоохранении на современном этапе:
— Разработка и внедрение протоколов, алгоритмов в повседневную медицинскую практику.
— Повышение внимания к разработке стандартов в области лекарственного обеспечения и организационных технологий.
— Создание и интеграция сложных унифицированных систем в области обработки и передачи медицинской информации
— Гармонизация, в том числе медицинских стандартов, с международной системой стандартизации.
— Тенденция к централизации руководства процессом разработки национальных стандартов.
— Переход от неформализованного экспертного мнения к формализованным оценкам и медицине, основанной на доказательствах, анализе «затраты-эффективность». Вышеизложенное наглядно показывает, что
в настоящее время создан и эффективно функционирует определенный структурный и организационно-методический механизм координации и выполнения работ по развитию системы стандартов здравоохранения на национальном уровне. Работа ТК 466 «Медицинские технологии» и рассматриваемые в его рамках документы доступны на сайте: http://www.zdrav.net. Обсуждение проектов протоколов ведения боль-
ных проводится на сайте http://www.rspor.ru в открытом режиме.
Что можно делать практически уже сегодня на более низком уровне? Обратимся еще раз к Закону № 184-ФЗ. Ст. 17 гласит: «Стандарты организаций, в том числе коммерческих, общественных, научных организаций, саморегулируемых организаций, объединений юридических лиц, могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно...». При этом определяется, что порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно с учетом положений ст. 12 настоящего Федерального закона.
В соответствии с Федеральным законом № 184-ФЗ был принят национальный стандарт ГОСТ Р 1.4—2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения» с датой введения в действие с 1 июля 2005 г. Стандарты организации не должны противоречить требованиям технических регламентов, а также национальных стандартов, разработанных для содействия соблюдению требований технических регламентов. Таким образом, вопрос «Как создавать и использовать стандарты организации?» имеет вполне практическое решение. В качестве примера реализации вышеуказанных положений можно привести следующую информацию.
В качестве образца создана система стандартов Межрегиональной общественной организации содействия стандартизации и повышению качества медицинской помощи. Данной организацией разработаны и приняты:
— Положение о системе стандартов Межрегиональной общественной организации содействия стандартизации и повышению качества медицинской помощи [3];
— Положение об Органе по стандартизации Межрегиональной общественной организации содействия стандартизации и повышению качества медицинской помощи [2];
— Положение об Экспертной группе органа по стандартизации Межрегиональной общественной организации содействия стандартизации и повышению качества медицинской помощи [4];
— Положение о Фонде стандартов организации Межрегиональной общественной организации содействия стандартизации и повышению качества медицинской помощи [5].
Организация и проведение работ по стандартизации в рамках Межрегиональной общественной организации содействия стандартизации и повышению качества медицинской помощи может позволить (при надлежащей эффективности работ) решить следующие задачи:
— поддержать работы по развитию системы стандартизации в здравоохранении в соответствии с ранее определенными стратегическими задачами в условиях текущего переходного периода;
— сформировать механизм объединения различных ресурсов для выполнения практических работ в рассматриваемой области;
— создать механизм формирования общих планов для реализации актуальных задач здравоохранения на межрегиональном уровне;
— подготовить предложения по дальнейшим стратегическим и тактическим направлениям и формам работ, обеспечивающим развитие системы стандартизации в здравоохранении;
— проводить работы по созданию стандартов для практического применения в медицинских организациях;
— предлагать апробированные стандарты организации Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации для принятия решений об их широком практическом применении в медицинских организациях страны;
— участвовать в разработке национальных стандартов в области здравоохранения, используя стандарты организации в качестве прототипов. Для повышения эффективности работ по
стандартизации в здравоохранении наряду с консолидацией усилий необходимо дальнейшее обучение участников этого процесса, совершенствование информационного обеспечения.
Созданная с 1997 г. при активной научно-методической поддержке Госстандарта России система стандартизации в здравоохранении в настоящее время находится в стадии разработки новых национальных стандартов и перевода действующих отраслевых стандартов в категорию национальных в соответствии с положениями Федерального закона «О техническом регулировании».
Эффективность функционирования системы во многом определяется доступностью принимаемых документов по стандартизации для применения медицинскими организациями и уч-
реждениями федеральных, территориальных и муниципальных органов управления здравоохранением, систем обязательного и добровольного медицинского страхования, другими медицинскими организациями различных организационно-правовых форм деятельности, направленной на оказание медицинской помощи.
В настоящих условиях в целях сохранения существующей практики обеспечения медицинских работников своевременной информацией о новых документах по стандартизации в здравоохранении мы приводим в нашем журнале тексты национальных стандартов, разработанных и согласованных в рамках ТК 466 «Медицинские технологии»1.
ЛИТЕРАТУРА
1. Основы стандартизации в здравоохранении: учебное пособие / Под ред. А. И. Вялкова, П. А. Воробьева. — М.: «Ньюдиамед», 2002.
2. Положение об Органе по стандартизации Межрегиональной общественной организации содействия стандартизации и повышению качества медицинской помощи // Пробл. станд. в здравоохр. — 2004 — № 6. — С. 48—50.
3. Положение о системе стандартов Межрегиональной общественной организации содействия стандартизации и повышению качества медицинской помощи // Пробл. станд. в здравоохр. — 2004 — № 6. — С. 41—47.
4. Положение об Экспертной группе органа по стандартизации Межрегиональной общественной организации содействия стандартизации и повышению качества медицинской помощи // Пробл. станд. в здравоохр. — 2004 — № 6. — С. 51—52.
5. Положение о Фонде стандартов организации Межрегиональной общественной организации содействия стандартизации и повышению качества медицинской помощи // Пробл. станд. в здравоохр. — 2004 — № 6. — С. 52—53.
6. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.07.2000 г. № 302 «О введении в действие отраслевого стандарта «Порядок разработки, согласования, принятия, внедрения и ведения
'Данные публикации не могут рассматриваться как официальные издания, права на которые принадлежат Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии.
нормативных документов по стандартизации в здравоохранении»» (ОСТ 91500.01.0001—2000).
7. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.07.2000 г. № 300 «О введении в действие отраслевого стандарта «Порядок апробации и опытного внедрения проектов нормативных документов системы стандартизации в здравоохранении»» (ОСТ 91500.01.0002—2000).
8. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.07.2000 г. № 301 «О введении в действие отраслевого стандарта «Принципы и порядок построения классификаторов в здравоохранении. Общие положения»» (ОСТ 91500.01.0003—2000).
9. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.07.2000 г. № 299 «О введении в действие отраслевого стандарта «Технологии выполнения простых медицинских услуг. Общие требования»» (ОСТ 91500.01.0004—2000).
10. 10. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.01.01 г. № 12 «О введении в действие отраслевого стандарта «Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении» (ОСТ 91500.01.0005—2001).
11. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.01.01 г. № 18 «О введении в действие отраслевого стандарта «Порядок контроля за соблюдением требований нормативных документов системы стандартизации в здравоохранении»» (ОСТ
91500.01.0006—2001).
12. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.06.2001 г. № 181 «О введении в действие отраслевого стандарта «Система стандартизации в здравоохранении. Основные положения»» (ОСТ
91500.01.0007—2001).
13. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.08.99 г. № 303 «О введении в действие отраслевого стандарта «Протоколы ведения больных. Общие требования»» (ОСТ 91500.09.0001 — 1999).
14. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.04.2001 г. № 113 «О введении в действие отраслевого классификатора «Простые медицинские услуги»» (ОК 91500.09.0001—2001).
15. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16.07.2001 г. № 268 «О введении в действие отраслевого классификатора «Сложные и комплексные медицинские услуги»» (ОК
91500.09.0002—2001).
16. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16.07.2001 г. № 269 «О введении в действие отраслевого стандарта «Сложные и комплексные медицинские услуги. Состав»» (ОСТ
91500.09.0003—2001).
17. Программа работ по созданию и развитию системы стандартизации в здравоохранении (утв. Минздравом России, Госстандартом России, Федеральным фондом ОМС 21.07.98).