УДК 378+371.1:373.3
З. М. Онышкив
Стандартизация профессионально-педагогической подготовки будущих учителей начальных классов в зарубежных странах
В статье раскрываются основные направления стандартизации профессионально-педагогической подготовки будущих учителей начальных классов в зарубежных странах. Представлены нормативные документы, в которых отображено содержание подготовки будущих учителей: учебные планы, программы, учебно-методические пособия, формы и методы преподавания, профессиональные признаки, профессиональные знания, умения и навыки, критерии профессиональной педагогической готовности выпускника.
Проанализировано продолжительность профессионально-педагогической подготовки учителей на базе педагогических колледжей и педагогических факультетов университетов, поэтапность подготовки учителей - подготовка на уровне бакалавра и магистерская программа подготовки. Между подготовкой учителей начальной и профессиональной школы существует разница в продолжительности и содержании подготовки.
Отмечено содержание профессионально-педагогической подготовки учителей, которое включает сочетание общеобразовательных предметов, специальных теоретических и психолого-педагогических дисциплин. Наблюдается тенденция обновления содержания психолого-педагогических дисциплин. Обязательным компонентом подготовки выступает педагогическая практика. Студенты педагогических факультетов имеют возможность выбирать дополнительные курсы за интересами. В профессионально-педагогической подготовке наблюдается тенденция к формированию единых стандартов такой подготовки.
В статье рассматриваются современные подходы к реформированию системы подготовки учителей в педагогических колледжах и университетах.
Ключевые слова: стандартизация педагогического образования, содержание профессионально-педагогической подготовки, поэтапность подготовки учителей, Национальный курикулум, Национальный стандарт квалифицированного учителя, психолого-педагогическая подготовка, двухфазная модель подготовки учителей, Европейская рамка квалификаций.
Z. M. Onyshkiv
Standardization of Professional and Educational Training of Future Junior School Teachers in Foreign Countries
The article describes the main directions of standardization of professional and pedagogical training of primary school teachers abroad. There are outlined legal regulations that reflect the content of future teachers' training: curricula, programmes, training manuals, forms and methods of teaching, professional attributes, professional knowledge and skills, criteria of professional pedagogical readiness of university graduates.
In the article are analyzed duration of professional and educational training of teachers on the basis of pedagogical colleges and pedagogical departments of universities, teacher training phasing - training at the bachelor's level and master's programmes. There is a difference in the length and content of training between the preparation of teachers in primary and professional schools.
The content of professional and educational training of teachers, which includes a combination of general educational courses, special theoretical and psychological and pedagogical disciplines, is noted. Here is noticed a trend of updating the content of psychological and pedagogical disciplines. Teaching practice is a mandatory training component. Students of pedagogical departments are free to choose optional courses that fit their interests. A trend of forming single standards of such practice is noticed.
This article discusses current approaches to reform the system of teacher training in pedagogical colleges and universities.
Keywords: standardization of teacher education, content of professional and educational training, phasing of teacher training, National curriculum, National standard of a qualified teacher, psychological and pedagogical training, a two-phase model of teacher training, European Qualifications Framework.
В условиях глобализации экономики, науки и культуры решение многих проблем современности невозможно без изучения мирового опыта в разных сферах общественной жизни, в том числе и в сфере образования. В этом контексте значительный интерес составляет зарубежный опыт профессиональной подготовки учителей для школ сельского региона. Украинскими исследователями-
компаративистами широко изучается зарубежный опыт профессиональной подготовки педагогических кадров (Н. М. Авшенюк, К. Н. Биницкая, Ю. М. Коротова, Н. М. Лавриченко, В. П. Лащыхи-на, М. Левченко, О. Ю. Озерская, Л. П. Полищук, Л. П. Пуховская, А. О. Роляк, Л. О. Хомыч, А. А. Сбруева, С. И. Шандрук, Н. М. Щур и др.).
© Онышкив З. М., 2014
Мы рассмотрим одно из направлений модернизации высшего образования - стандартизацию профессиональной подготовки будущих учителей.
В большинстве развитых стран подготовка учителей начальной школы осуществляется в средних или «полувысших» педагогических учебных заведениях (педагогический колледж, нормальная школа, педагогическое училище), которые за сроками обучения бывают двух видов: а) четырехлетние на базе неполной средней школы (Дания, Италия, Норвегия и др.) и двухлетние на базе полного среднего образования (Англия, Германия, США, Япония и др.). На сегодня существует тенденция увеличения продолжительности обучения в педагогических колледжах, которые относятся к системе высшего образования, до 3-4 лет. В отдельных странах такие колледжи со сроком обучения в 4 года превращаются в педагогические факультеты университетов или их филиалы [9, С. 137].
Основные направления стандартизации педагогического образования Англии представлены в Национальном стандарте квалифицированного учителя. В частности, как отмечает в своем диссертационном исследовании Л. П. Полищук, Национальный стандарт квалифицированного учителя 2007 года включает три раздела: профессиональные признаки, профессиональные знания и умения, профессиональные навыки, что включает такие профессиональные качества, как широкая эрудиция, разнообразные духовные интересы, креативность и т. п., а также знания с фундаментальных дисциплин, умения и навыки управлять собственной педагогической деятельностью, создавать благоприятную атмосферу в учебно-воспитательном процессе. Стандарт квалифицированного учителя включает содержание Национальной программы и формы подготовки учителей с базовых предметов.
Другой основополагающий государственный документ в сфере педагогического образования -Национальный курикулум базовой подготовки учителя - включает учебные планы, программы, формы и методы преподавания и обучения, учебно-методические ресурсы [6, С. 9-10].
Как отмечает исследовательница профессиональной подготовки учителей в Западной Европе Л. П. Пуховская, ключевым положением процесса стандартизации у Великобритании является определение критериев профессионально-педагогической готовности выпускника - молодого учителя (компетенций), зафиксированных в квалификационной характеристике. Другим клю-
чевым положением реформы является то, что школа должна играть роль вузовского партнера в системе профессионально-педагогической подготовки. Это значит, что вуз и школа сообща отвечают за разработку и реализацию:
«программ подготовки учителей; структуры и содержания педагогической практики; методик преподавания дисциплин специализации и дисциплин учебного плана школы; методик проверки знаний учеников; методик оценки практической работы студентов; общей проверки конечного результата профессионально-педагогической подготовки; программ повышения квалификации» [7, С. 87].
Профессиональную подготовку учителей в Англии оценивают такие вновь созданные институции, как Бюро стандартизации образования и Агентство подготовки учителей. Оценивание профессиональной подготовки будущих учителей включает как процедуру внутренней, так и внешней проверки, то есть контроль имеют возможность осуществлять как инспекторы, так и администрация вуза [6, С. 10].
Как отмечает исследовательница развития системы подготовки педагогических кадров во Франции В. П. Лащихина, весомым достижением в профессиональной подготовке педагогов является разработка и внедрение квалификационных стандартов. Подготовка на базе степени «бакалавра» предусматривает 3 года учебы в университете и 2 года - в Университетских институтах подготовки учителей. В первый год обучения осуществляется профессионально-теоретическая подготовка в отрасли специальных и педагогических дисциплин, а на втором году - сугубо практическая подготовка на базе полученных знаний. Будущие педагоги должны получить определенный объем знаний в пределах определенных стандартов профессиональной компетенции. Специально создана Национальная Комиссия при Министерстве образования Франции исполняет роль «эксперта» учебных программ и планов, утверждает их инвариантную часть.
Содержание профессионально-педагогической подготовки учителей включает сочетание общеобразовательных, специально-предметных и теоретических дисциплин психолого-педагогического компонента и использования приобретенных знаний на практике. Приоритетным в процессе модернизации содержания профессиональной подготовки является психолого-педагогический компонент [2, С. 12-13].
Профессионально-педагогическая подготовка включает цикл психолого-педагогических дисциплин: философия образования, общая педагогика, история педагогики и социальные аспекты образования, психология. Для учителей начальной школы, кроме этих дисциплин, входят еще интегрированный курс «Материнская школа», который освещает психолого-педагогические проблемы дошкольного звена системы образования, а также курс «Обучение детей эмигрантов».
«Теоретический курс «Материнская школа» и педагогическая практика, которую проходят студенты - будущие учителя в дошкольных заведениях, является характерной особенностью профессионально-педагогической подготовки французских учителей начальной школы» [7, С. 100]. Этот курс предусматривает овладение будущими учителями знаниями возрастных особенностей детей дошкольного возраста, специфики материнской школы, которая включает и методику воспитательной работы, умениями определить уровень развития дошкольников, в частности, их подготовленность к обучению в школе.
В современном образовании Франции идет активное обновление содержания психолого-педагогической подготовки будущих учителей начальных классов.
В Германии длительное время учителей начальной школы готовили в высшей педагогической школе со сроком обучения шесть семестров (в отдельных землях - 8 семестров). Формально высшие педагогические школы приравнивают к высшим учебным заведениям, однако фактически они оставались вузами «второго сорта». В современных условиях продолжается процесс присоединения педвузов к университетам, который повлек появление самых разнообразных организационных моделей подготовки учителей.
Наиболее типичной формой присоединения, как отмечает Л. П. Пуховская, стало создание педагогических факультетов. Однако в условиях децентрализующего управления системой образования каждый университет решает эту проблему по-своему.
Однако неизменной остается двухфазная подготовки: первая фаза - академическая, вторая -практическая. Первая фаза охватывает общенаучную, специально-предметную и незначительную психолого-педагогическую подготовку, а также включает школьную практику (8 недель). Вторая фаза профессиональной подготовки будущих учителей состоит с преподавания в школе под руководством тьюторов занятий в общем семинаре,
занятия в семинарах по методике преподавания двух главных предметов, то есть предусматривает сочетание практической подготовки с изучением педагогических дисциплин. Этот период называется подготовительной службой, которая заканчивается вторым экзаменом в университете.
«Среди главных недостатков второй фазы подготовки учителей к практической работе в школе, - как отмечает Л. П. Пуховская, - назывались ее автономность и отмежеванность от университета, в результате чего образуется разрыв между теоретической и практической профессиональной подготовкой. А также то, что подчинение подготовительной службы местным органам образования практически включает возможность контроля со стороны университета за этой фазой подготовки учителей, тем же лишая эту работу научной корректировки» [7, С. 109].
Двухфазная немецкая модель учеными других стран оценивается неоднозначно: одни ученые рассматривают ее как устаревшую модель, другие - одобряют.
Одновременно с изменением структуры педагогического образования в Германии происходит обновление содержания и форм базовой учительской подготовки. В процессе разработки базы теоретических профессиональных знаний будущего учителя наблюдается ее фундаментализа-ция и рост двойной функции педагогического знания.
Авторы гуманистической педагогики обращают больше внимания на формирование собственного опыта ребенка, окружающую среду, социальное взаимодействие в учебном процессе, то есть осуществляется поворот к педагогике повседневной жизни.
В Норвегии существуют два подхода к подготовке учителя: а) подготовка учителя в колледжах (4 года обучения); б) подготовка учителя в университетах.
Педагогические колледжи и колледжи университетского уровня предлагают педагогическую подготовку за двумя специальностями: учитель начальных классов (2-3 года обучения), учитель среднего звена (3-4 года обучения).
Подготовка педагогических кадров осуществляется поэтапно:
- педагогическое образование, которое дает право работать в детском садике. Дополнительный год обучения дает возможность такому учителю работать в начальной школе;
- общее педагогическое образование. Приобретение такого образования дает право препода-
вать в начальной школе и основной средней школе, школе для взрослых;
- дифференцированное педагогическое образование, которое базируется на альтернативном подходе: осуществляется подготовка учителя для работы в 1-7 классах или в 5-10 классах и приобретается квалификация учителя для взрослых соответствующего уровня.
Подготовка учителей в этой стране происходит за рекомендациями, данными в Национальном Курикулуме:
- трехлетняя программа для учителей детских садиков и начальной школы;
-четырехлетняя программа для дифференцированной подготовки учителей начальной и основной школы;
- четырехлетняя программа для общего учителя [4, С. 52-54].
В Дании в последние годы чувствуется недостаточное количество учителей для средних школ. В связи с этим Министерство образования Дании подготовило специальную кредитно-трансферную программу подготовки будущих учителей. Она рассчитана на 4 года и включает у себя обязательные и выборочные предметы. Как базовые или основные предметы предлагаются такие: гуманитарные предметы - датский, английский, французский, немецкий языки, история, изучение христианства/религиоведение, социальные науки; точные науки - биология, физика/химия, география, математика, естественные науки, технология; практические/эстетические науки - изобразительное искусство, внутренняя экономика, дизайн, спорт, музыка, искусство работы с металлом и древесиной.
Для обязательного изучения студент должен избрать предметы как минимум из двух предметных циклов. Каждый базовый предмет должен изучаться на протяжении не менее четырех семестров [8].
В Республике Польша в Законе от 12 сентября в 1990 г. «О высшем образовании» разработана двухступенчатая система подготовки учителей в университетах, в частности: 1) первый уровень -трехлетняя высшая профессиональная подготовка за педагогическими специальностями; 2) второй уровень: а) трехлетняя высшая магистерская подготовка для выпускников двухлетних педагогических специальностей; б) пятилетняя высшая магистерская подготовка в пределах университетских научных специальностей. В каждом из вариантов обязательным для выпускников средних школ является вступительный экзамен. В
учебных планах польских университетов был выделен блок предметов психолого-педагогического и методического циклов, что обеспечивал подготовку будущих учителей к работе в школе [1, С. 159-160].
Результаты анализа современных подходов к реформированию высшего профессионального образования в Европе, установление Европейской рамки квалификаций (в 2005 г.) и Единых европейских принципов определения педагогических компетентностей и квалификаций (в 2006 г.) побуждают к консолидации европейских и национальных институций к формированию единых стандартов профессиональной подготовки будущих учителей.
Процесс стандартизации является характерным не только для стран европейского сообщества. В частности, подготовка учителей в Японии состоит из теоретического курса (который включает изучение предметов общеобразовательного, специального и педагогического циклов) и педагогической практики.
Педагогический цикл дисциплин включает вступление в учительскую профессию, вступление в социальную психологию, история школьного образования, система образования, содержание образования, методы и принципы обучения, моральное воспитание, принципы воспитания, школьное управление, педагогическая психология, школьная психология, возрастная психология, психология личности, содержание педагогической деятельности, методика преподавания предметов специальности, зарубежная педагогика, психология обучения, психология преподавания и др.
Содержанием педагогической практики предусмотрено знакомство со школой, посещение уроков учителей, проведения собственных уроков, воспитательной работы. Педагогическая практика проводится не только в школе, но и в социальных заведениях по присмотру за больными и пожилыми людьми, за детьми с изъянами развития. Поскольку длительность практики не значительна (от 2 до 4 кредитов), потому с 1989 г. для ликвидации пробелов в профессиональной подготовке введенная Программа вхождения начинающих учителей в профессию [5, С. 10-12].
В США профессию учителя добывают в педагогических колледжах и университетах. На базе двенадцатилетней школы для получения профессии учителя можно учиться в: а) двухлетнем младшем или местном колледже, после окончания которого получают аттестат младшего специалиста. В нем, как правило, готовят учителей
начальной школы; б) четырехлетнем колледже свободных искусств (обеспечивает подготовку учителя на уровне бакалавра); в) четыре- и пятилетних самостоятельных университетах и колледжах комплексной подготовки. Подготовка в них осуществляется на педагогических отделениях, факультетах и за отдельными педагогическими программами и присуждают степень магистра.
Начиная с 60-х годов ХХ века наблюдается тенденция к сокращению количества педагогических колледжей и увеличения удельного веса университетов в подготовке учителей. В университетском колледже, который обеспечивает общеобразовательную и специальную подготовку с избранной области знаний, студент учится 3-4 года. Желающие получить профессию учителя могут в то же время учиться на педагогическом факультете, где изучают профессионально-педагогические курсы и проходят педагогическую практику [10, С. 202-209].
С целью контроля качества педагогического образования в США в 1987 г. был создан Консорциум из оценивания и поддержки начинающих учителей и разработаны стандарты для преподавания математики и английского языка, истории и общественных наук, начального и специального образования и тому подобное. В 49 штатах приняты стандарты, согласно которых кандидат на педагогическую должность должен быть сертифицирован в соответствии со стандартами. В 46 штатах это требование реализуется путем сдачи специального письменного сертифицированного экзамена, после чего предусмотрен испытательный срок от 2 до 5 лет, во многих штатах с ежегодной и текущей аттестацией [11, С. 313].
Стандарты профессионального образования для учителей в США разрабатывают такие организации, как: 1) Национальный совет по вопросам аккредитации учителей; 2) Межштатный консорциум оценки и поддержки начинающих учителей; 3)Национальный комитет по вопросам профессиональных стандартов для учителей [12, С. 152].
В США основой для определения основных требований к личности и практической деятельности американского учителя являются стандарты ^АТЕ, 1ША^С, NBPTS. В соответствии со стандартами INTASC педагог должен:
«1) иметь основательные знания с предмета, который преподает, и уметь создать эффективную учебную среду;
2) знать психологические и физиологичные особенности развития человека и создавать в соответствии с этими особенностями условия для
интеллектуального, социального и личного развития ученика;
3) использовать личностно-ориентированный подход в обучении;
4) владеть и использовать в профессиональной деятельности новейшие педагогические технологии обучения с целью развития умений учеников критически мыслить и решать проблемные задания;
5) учитывать и анализировать индивидуальную и коллективную мотивацию поведения учеников с целью создания учебно-воспитательных условий, которые способствуют позитивному социальному поведению и позитивной личностной мотивации учеников, а также активному участию в процессе обучения;
6) использовать современные педагогические средства, методы и технологии обучения для повышения активности, интерактивного общения и сотрудничества учеников во время занятий;
7) планировать и организовывать учебный процесс в соответствии с учебными целями, спецификой учебного предмета, индивидуальных особенностей учеников и классного коллектива;
8) проводить систематический контроль интеллектуального, социального и физического развития школьников;
9) уметь оценить результаты взаимодействия субъектов учебного процесса (учителя, учеников, родителей, коллег) и стремиться к профессиональному развитию;
10) участвовать в деятельности образовательного общества с целью повышения качества предоставления образовательных услуг в системе общеобразовательной школы» [12, С. 153-154].
Для получения сертификата в стандартах NBPTS определены такие требования: учитель отвечает за учеников и их обучение; обязан знать чего и как учить; ответственный за организацию и мониторинг учебной деятельности учеников; должен совершенствовать свои профессиональные умения на основе практического опыта; участвовать в деятельности образовательного сообщества.
На территории Канады программа подготовки учителей состоит из трех разделов: академические, профессиональные курсы и практическая деятельность. Между подготовкой учителей начальной и профессиональной школы существует разница: в большинстве канадских начальных школах учителя преподают все предметы только в одном из начальных классов. Студенты педагогического факультета овладевают
такими курсами: развитие детей, умелое поведение в классе, обучение детей с особенными способностями, образовательное администрирование, методика преподавания разных предметов, теория обучения, философия педагогики. В большинстве университетов, которые осуществляют подготовку учителей начальных классов, названные курсы являются обязательными. Студенты имеют право избирать дополнительные курсы за интересами: сравнительное образование, диагностика трудностей из математики, применение компьютеров в образовании, обучение малых групп [3, С. 43].
Процесс стандартизации профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов в зарубежных странах имеет такие общие тенденции: а) сокращение удельного веса педагогических колледжей и присоединение их к университетам, превращение их в педагогические факультеты университетов; б) обновление содержания психолого-педагогической подготовки, сочетание ее с педагогической практикой; в) увеличение продолжительности обучения в педагогических колледжах; г) двухступенчатая система подготовки в странах Европейского Союза: подготовка на уровне бакалавра и магистерская подготовка.
Вместе с тем, в процессе подготовки учителей имеют место и различия: а) в продолжительности подготовки, которая составляет в разных странах от 3 до 4 лет; б) в содержании подготовки учителей начальных классов и др.
Такие тенденции, мы считаем, обусловлены процессами глобализации экономики, науки и культуры, которые сегодня происходят в мире.
Таким образом, анализ подготовки будущих учителей в зарубежных странах свидетельствует о модернизации системы профессионально-педагогической подготовки и стремление к консолидации усилий к формированию единых стандартов такой подготовки.
Библиографический список
1. Биницкая, К. Н. Развитие высших педагогических школ в Республике Польша (вторая половина ХХ - начало ХХ1 ст.) [Текст] : монография / К. Н. Биницкая; под ред. С. О. Сисоевой. - Хмельницкий: издатель ФЛП Цюпак А. А., 2013. -239 с.
2. Лащыхина, В. Университетские институты подготовки учителей - новая форма профессиональной подготовки учителей Франции [Текст] / В. Лащыхина // Гуманизация учебно-воспитательного процесса : научн.-метод. сб.; под общ. ред. В. I. Сипченко. - Словянск : СГПУ, 2009. -Вип. ХЬУШ. -С. 39-47.
3. Левченко, М. Подготовка учителей начального звена в Канаде (Исторический аспект) [Текст] / М. Левченко // Початкова школа. - 1997. - № 4. -С. 42-44.
4. Модернизация педагогического образования в европейском и евроатлантическом образовательном пространстве [Текст] : монография / авт. кол. : Н. М. Авшенюк,
B. О. Кудин, О. И. Огиенко и др. - К.: Педагогична думка,
2011. - 232 с.
5. Озерская, О. Ю. Профессиональная подготовка учителей в высших учебных заведениях Японии [Текст] : авто-реф.... канд. пед. наук: 13.00.04 - теория и методика профессионального образования / О. Ю. Озерская. - Харьков, 2006. - 22 с.
6. Полищук, Л. П. Профессиональная подготовка учителей начальной школы Англии в условиях евроинтеграции [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 - общая педагогика и история педагогики / Л. П. Полищук. - Житомир, 2011. - 21 с.
7. Пуховская, Л. П. Профессиональная подготовка учителей в Западной Европе: общность и расхождения [Текст] : монография / Л. П. Пуховская. - К.: Высшая школа, 1997. -170 с.
8. Роляк, А. О. Особенности подготовки учителя в Дании / А. О. Роляк [Электронный ресурс] - Режим доступа : [http://archive.nbuv.gov.Ua/portal/SocGum/Vgnpuped/200812/V 12 37.pdf].
9. Сбруева, А. А. Сравнительная педагогика: учебное пособие [Текст] / А. А. Сбруева. - Сумы: Редакционно-издательский отдел СГПУ, 1999. - 300 с.
10.Хомыч, Л. О. Реформирование профессиональной подготовки учителя начальных классов за рубежом [Текст] / Л. О. Хомыч // Педагогические науки: сборник научных трудов. - Херсон: ХГУ, 2003. - Вып. 34. - С. 202-209.
11.Шандрук, С. И. Проблемы качества профессиональной подготовки учителей в США (сравнительный аспект) [Текст] / С. И. Шандрук // Сборник научных трудов Бердян-ского государственного педагогического университета (Педагогические науки). - Бердянск : БГПУ, 2012. - № 1. -
C. 310-316.
12.Щур, Н. М. Стандартизация профессиональной подготовки учителей естественных дисциплин в США [Текст] / Н. М. Щур // Научные записки Тернопольского национального педагогического университета. Серия: Педагогика. -
2012. - № 3. - С. 151-156.
Bibliograficheskij spisok
1. Binickaja, K. N. Razvitie vysshih pedagogicheskih shkol v Respublike Pol'sha (vtoraja polovina HH - nachalo HHI st.) [Tekst] : monografija / K. N. Binickaja; pod red. S. O. Sisoevoj. - Hmel'nickij: izdatel' FLP Cjupak A. A., 2013. - 239 s.
2. Lashhyhina, V. Universitetskie instituty podgotovki uchitelej - novaja forma professional'noj podgotovki uchitelej Francii [Tekst] / V. Lashhyhina // Gumanizacija uchebno-vospitatel'nogo processa : nauchn.-metod. sb.; pod obshh. red. V. I. Sipchenko. - Slovjansk : SGPU, 2009. - Vip. XLVIII. -S. 39-47.
3. Levchenko, M. Podgotovka uchitelej nachal'nogo zvena v Kanade (Istoricheskij aspekt) [Tekst] / M. Levchenko // Pochatkova shkola. - 1997. - № 4. - S. 42-44.
4. Modernizacija pedagogicheskogo obrazovanija v evropejskom i evroatlanticheskom obrazovatel'nom prostranstve [Tekst]: monografija / avt. kol. : N. M. Avshenjuk, V. O. Kudin, O. I. Ogienko i dr. - K. : Pedagogichna dumka, 2011. - 232 s.
5. 07егека)а, О. 1и. РгоГе88юпаГпа)а р(^о1»ука исЫ1е1д V уу8зЫЪ исИеЬпуИ zavedenijah Japonii [Tekst] : а'Иоте^ ... kand. ped. паик: 13.00.04 - 1еог1)а 1 те1о(Ика pro-fessiona1'nogo obrazovanija / О. 1и. 0zerskaja. - Har'kov, 2006. - 22 s.
6. Po1ishhuk, Ь. Р. Professiona1'naja podgotovka uchite1ej
nacha1'noj shko1y Ang1ii V us1ovijah evrointegracii [Tekst] :
avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01 - obshhaja pedagogika i istorija pedagogiki / Ь. Р. Po1ishhuk. - ZЫto-mir, 2011. - 21 s.
7. Puhovskaja, Ь. Р. Professiona1'naja podgotovka uchite1ej v Zapadnoj Evrope: obshhnost' i rashozhdenija [Tekst]: monografija / Ь. P. Puhovskaja. - К. : Vysshaja shko1a, 1997. - 170 s.
8. Ro1jak, А. О. 0sobennosti podgotovki иЛИе^ v Danii / А. О. Ro1jak [Je1ek1ronnyj resurs] - К^Ыт dostupa : [http://archive.nbuv.gov.ua/porta1/Soc Gum/Vgnpu ped/2008 12/V12 37.pdf].
9. Sbrueva, А. А. Sravnite1'naja pedagogika: uchebnoe posobie [Tekst] / А. А. Sbrueva. - Sumy : Redakcionno-izdate1'skij otde1 SGPU, 1999. - 300 s.
10.Homych, Ь. О. Reformirovanie professiona1'noj podgotovki uchite1ja nacha1'nyh k1assov za rubezhom [Tekst] / Ь. О. Н^УЛ // Pedagogicheskie шиН: sbornik nauchnyh 1rudov. - Не^ : HGU, 2003. - Vyp. 34. - S.202 - 209.
11. Shandruk, S. I. Prob1emy kachestva professiona1'noj podgotovki uchite1ej v SShA (sravniteГnyj aspek1) [Tekst] / S. I. Shandruk // Sbormk nauchnyh 1шdov Berdjanskogo gosudars1vennogo pedagogicheskogo universiteta (Pedagogicheskie nauki). - Berdjansk : BGPU, 2012. - № 1. - S. 310-316.
12. Shhur, N. М. Standartizacija professionaГnoj podgotovki uchite1ej estestvennyh discip1in v SShA [Tekst] / N. М. Shhur // Nauchnye zapiski Teгnopo1'skogo naciona1'nogo pedagogicheskogo universiteta. Serija: Pedagogika. - 2012. - № 3. - S. 151-156.