1УДК 372.893
ББК 74.266.3:74.04(3Кит)
СТАНДАРТИЗАЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В СРЕДНИХ ШКОЛАХ ПЕРВОЙ СТУПЕНИ КНР НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Сяо Юэ
Аннотация. В 2011 г. Министерство образования КНР опубликовало «Образовательные стандарты по учебному предмету "История" (издание 2011 г.)», которые стали одним из основных документов, определяющих педагогические требования к изучению курса истории в средних школах первой ступени в КНР (7-9-е классы). Произошли существенные изменения в целях изучения курса истории, методах преподавания истории в рамках обязательного исторического образования в школах Китая (7-9-е классы). В данной статье раскрываются идеологические и педагогические основы стандартизированного обучения истории учеников 7-9-х классов неполных средних школ КНР на современном этапе; показаны особенности учебных программ по истории, педагогические идеи по планированию уроков.
Ключевые слова: средние школы первой ступени в КНР, стандарт по истории, стандартизация преподавания истории в школах первой ступени в КНР (7-9-е классы), концепция обучения истории, учитывающая интересы учеников.
STANDARDIZATION OF TEACHING HISTORY IN THE FIRST STEP SECONDARY SCHOOLS OF CHINA AT THE PRESENT STAGE
Xiao Yue
Abstract. In 2011, the Ministry of education of the PRC published „educational standards on the subject „history" (2011 edition)", which became one of the main documents determining the pedagogical requirements for the study of history in secondary schools of the first stage in the PRC (grades 7-9). There have been significant changes in order to study the course of history, methods of teaching history in the framework of compulsory historical education in schools in China (grades 7-9). The article reveals the ideological and pedagogical bases of standardized teaching history to pupils of 7-9 grades of Junior high schools of China at the present stage and shows the features of educational programs on history, pedagogical ideas for planning lessons.
Keywords: middle schools of the first stage in China, the standard on history, standardization of teaching history at the first stage schools in China (grades 7-9); the concept of teaching history, taking into account the interests of students.
Средняя школа в современной КНР состоит из двух ступеней - неполная и старшая. По окончании начальной школы и достижении учащимися возраста 12-13 лет они начинают обучение в неполной средней школе (средней школе первой ступени). Обучение длится 3-4 года. Основными учебными дисциплинами в средней школе первой ступени являются родной язык, математика, иностранный язык, информатика, физика, химия, история, мораль и этика, политическая грамота, география. Девятый класс - это заключительный этап обязательного школьного образования в КНР1.
В 2011 г. Министерство образования КНР опубликовало «Образовательные стандарты по учебному предмету "История" (издание 2011 г.)»2, которые стали программным документом при разработке содержания обязательной учебной дисциплины «История» в 7-9-х классах средней школы первой ступени [1]. Задача стандартов - стимулировать качественно-ориентированное развитие обучающихся. Стандарты имеют рамочную структуру. В стандартах раскрыты базовые понятия, концептуальные подходы к построению стандартов, общие цели образования и цели в сфере овладения знаниями на каждом этапе обучения. Содержание изучаемой дисциплины раскрывается по основным темам.
Данные стандарты разработаны по заказу государства как конкретные описания образовательных результатов, которые должны быть достигнуты учащимися по завершении определенной ступени обучения. В отличие от учебных программ прошлого, которые были сфокусированы на содержании обучения, стандарты нацелены на описание базовых критериев (требований), которым должны отвечать учащиеся. Стандарты включают описание умений и навыков, которые дети должны приобрести на определенном этапе обучения3, а также соответствующего содержания учебной программы и уровня полученных знаний. Эти конкретные показатели качества обучения, достигнутые на определенной ступени школы, имеют
установленный законом характер. Поэтому данные стандарты служат педагогическим основанием для обучения и оценивания учеников. На их основе решаются вопросы управления образовательным процессом, оценки выполнения учебного плана, а также подготовки учебных и экзаменационных материалов.
Идеология стандартизированного обучения истории учеников 7-9-х классов неполных средних школ КНР
Историческое образование играет важную роль в формировании личностных гуманистических качеств учащихся. Учебный предмет (учебная дисциплина) «История» в школах КНР на этапе получения обязательного школьного образования (7-9-е классы) построен на основе исторического материализма. Этот учебный предмет формирует у школьников национальную идентичность, в основе которой идея патриотизма. Учебный предмет «История» передает учащимся выдающиеся традиции мировой цивилизации, позволяет школьникам познавать и понимать историю развития общества, лучше понимать современный Китай и весь современный мир. Все эти основополагающие цели учебного предмета «История», реализованные в образовательных стандартах (стандартах учебных планов), обобщены ниже в следующих четырех аспектах. Раскроем их содержание.
1. В полной мере реализовывать концепцию обучения, учитывающую интересы учеников; полностью раскрывать образовательные функции учебного предмета «История»; способствовать формированию и повышению исторической образованности учащихся, формированию умений школьников изучать процесс развития человечества, этапы его истории, ставить перед собой, всесторонне и объективно решать вопросы истории КНР в контексте всемирной истории.
2. Основываясь на популяризации общих исторических знаний, обеспечить овладение учениками базовыми знаниями в области китайской и зарубежной истории, элементарны-
1 Обязательное всеобщее образование в Китае включает дошкольное обучение (3-6 лет), начальное образование (1-6-е классы), образование в объеме средней школы первой ступени (7-9-е классы).
2 Образовательные стандарты по учебному предмету «История», опубликованные Министерством образования КНР в 2011 г. для учащихся 7-9-х классов.
3 В данном случае подразумеваются 1-6-е классы школ.
ми методами изучения истории. Способствовать формированию у школьников умений и навыков познания исторического опыта, стимулировать всестороннее развитие учащихся.
3. Способствовать формированию умений школьников высказывать достоверные оценочные суждения, объективно оценивать исторические события. С помощью изучения истории сформировать и укрепить у школьников чувство ответственности за Родину и все человечество, постепенно формировать у школьников жизненные идеалы, основанные на идее внесения личного вклада в дело строительства социализма с китайской спецификой.
4. Поощрять самостоятельное обучение и обучение в команде (группе), способствовать освоению педагогами эффективных новаторских способов обучения и моделей оценивания, обеспечить условия для интеллектуального и нравственного развития школьников.
Особенности учебных программ по истории для учащихся 7-9-х классов в средних школах первой ступени КНР
Курс истории является базовой дисциплиной среди всех гуманитарных и социальных наук, он имеет принципиальное значение для всестороннего развития учащихся, становления личности школьников на протяжении всей последующей жизни. Учебный предмет «История» на этапе получения обязательного всеобщего образования в 7-9-х классах занимает важное место в содержании и структуре общего образования в школах КНР. Содержание учебного предмета «История» построено на основе следующих методологических принципов:
1. Идейность. Основанное на материалистическом взгляде на историю объяснение развития и изменения хода исторических событий позволяет ученикам осознать ценность и превосходство культурных традиций китайской нации,укрепляет чувство патриотизма,способствует формированию социалистических убеждений, расширяет кругозор и постепенно формирует «правильное» мировоззрение и отношение к жизни, которое соответствует базовым ценностям китайского общества и государства.
2. Фундаментальность. Учебный предмет «История», учитывая психологические особенности учащихся и уровень восприятия ими
учебной информации, основывается на принципе популяризации базовых исторических знаний. Он направляет учеников на овладение основными, наиболее важными историческими знаниями и навыками, постепенно формирует у школьников правильное понимание истории (соответствующее традициям китайского общества и государства), закладывает фундамент для дальнейшего обучения и развития школьников.
3. Гуманность. Учебный предмет «История» формирует интеллект учащихся с помощью изучения истории мировой культуры и выдающихся достижений культуры человечества. Он помогает школьникам объективно познавать историю, правильно понимать отношения, существующие между человеком и обществом, а также человеком и природой, повышает гуманные качества учеников, постепенно формирует правильную ценностную ориентацию и позитивное отношение к жизни, отвечает требованиям социального развития.
4. Комплексность. Придавая внимание релевантности развития различных областей человеческой истории, делая акцент на взаимосвязи между историей и реальностью, позволяет учащимся постепенно научиться комплексно использовать знания и методы обучения для всестороннего познания истории и общества.
Особенности планирования уроков истории в 7-9-х классах средних школ первой ступени КНР
Планирование уроков истории на этапе получения обязательного образования в 7-9-х классах должно быть ориентированным на учеников, исходить из задачи формирования исторической грамотности и гуманных качеств школьников, следовать закономерностям обучения истории, в полной мере реализовывать функции исторического образования, позволять ученикам овладевать базовыми знаниями в области китайской и зарубежной истории, а также учиться элементарным методам изучения истории, развивать способности к самостоятельному изучению истории, постепенно формировать правильное понимание истории, к тому же улучшать способности достоверно познавать реальность, соответствовать требованиям стандартов учебной программы [2].
1. Учитывая базовые свойства и отличительные черты учебной дисциплины «История», преподаваемой на этапе получения обязательного школьного образования (7-9-й классы), необходимо полностью реализовывать функцию истории, связанную с нравственным воспитанием школьников. При планировании стратегии изучения дисциплины «История» необходимо исходить из взаимосвязи трех аспектов процесса обучения: «знания и способности», «процесс и методы», «эмоции, отношение и ценности».
2. Учебная программа по истории в 7-9-х классах включает шесть разделов: древняя история Китая, новая история Китая, современная история Китая, история древнего мира, новая мировая история и новейшая мировая история. В соответствии с историческим процессом и методикой изучения истории в школах КНР при разработке содержания каждого раздела учебной программы по истории используется метод описания конкретных, ярких исторических фактов и соединения основных содержательных линий исторического развития. Данный метод позволяет ученикам на основе овладения историческими фактами понимать и объяснять процесс исторического развития.
3. При разработке содержания учебной программы, исходя из уровня восприятия знаний учащимися, отбираются основные исторические факты, раскрываются такие содержательные линии (сюжеты) исторического процесса, как человеческое общество и политика, экономика и культура. Ученые в области дидактики и методики преподавания истории в КНР считают важным, чтобы учебное содержание дисциплины «История» более тесно соприкасалось с современностью, социумом и повседневной жизнью, стимулировало школьников активно и инициативно учиться. Кроме того, на основе отличительных особенностей преподавания истории на этапе получения всеобщего обязательного образования следует обращать внимание на связь программы по истории для 7-9-х классов с содержанием данного учебного предмета в полной средней школе (10-12-е классы), это позволит заложить хорошую основу для изучения истории учащимися в последующих классах.
4. Стандарты определяют учебное содержание для каждого изучаемого раздела и темы курса истории. Содержание курса - это базовые зна-
ния в области истории и базовые учебные навыки, которыми должен овладеть каждый учащийся. Стандарты также содержат рекомендации по реализации учебных мероприятий. Цель рекомендаций по проведению учебных мероприятий в ходе преподавательской деятельности заключается в продвижении разнообразных методов обучения, стимулировании учеников более активно и инициативно изучать, воспринимать и понимать исторический материал. Педагоги могут использовать разнообразные способы и методы обучения в соответствии с индивидуальными особенностями школьников.
5. Разработка содержания учебного курса по истории допускает внесение различных изменений. Для того чтобы повысить открытость и гибкость в преподавании истории, педагогам предоставляются полномочия в составлении учебных материалов. Для преподавания местной истории в различных районах страны учебные программы позволяют разрабатывать учебные материалы, которые можно использовать в соответствии с реальной обстановкой.
Основные направления стандартизации
учебной программы по истории для 7-9-х классов средних школ первой ступени в КНР
В школах КНР обращается пристальное внимание на развитие и воспитание школьников. В настоящее время учебные программы общего образования в большинстве стран мира совершают переход от сосредоточения внимания на передаче знаний к стратегии развития учащихся. При этом подходе внимание уделяется не только формированию базовых знаний и навыков школьников, но и методам обучения и развития учащихся, формированию умений работать с информацией и др. Стандарты учебных программ по истории в неполных средних школах (для 7-9-х классов) в своем развитии все более приближаются к реальной жизни учащихся, ориентируются на интересы учащихся. Стандарт ориентирует педагогов формулировать прогрессивные цели уроков, уважать и учитывать индивидуальность школьников, что позволяет им полностью реализовать свои способности и сильные стороны [3]. Эту тенденцию можно рассматривать как первое направление стандартизации.
Вторым направлением стандартизации можно считать создание системы историческо-
го образования, соответствующей уровню восприятия информации учениками. Важная особенность концепции преподавания истории, указанная в стандартах учебных программ для неполных средних школ (7-9-е классы), состоит в том, что учебный предмет «История» в неполных средних школах является непрофильным учебным курсом, поэтому его содержание должно быть относительно простым, общедоступным, ярким и живым. Его не следует перегружать сложным историческим материалом, абстрактными концепциями и теориями. Поэтому в стандарте учебных программ предлагается уделить внимание отбору доступного и необходимого учебного материала. Учащиеся под руководством педагога могут выбирать для изучения материалы по новой и новейшей истории, по истории общества, истории культуры, повседневной жизни, истории философской мысли, науки и техники. Стандарты неполных средних школ ориентируют педагогов на повышение привлекательности учебной программы по истории и качества преподавания истории.
В-третьих, обращается особое внимание на модели поведения и обучения школьников. В целях избегания произвольного повышения педагогами сложности или необоснованного расширения содержания учебной программы, а также для удобства оценивания работы учащихся во время обучения стандартами учебных программ выдвигаются три уровня требований к содержанию курса истории, изучаемому учениками.
Первый уровень - это уровень запоминания, являющийся базовым требованием по отношению к изучению истории в неполных средних школах. Данный уровень требует, чтобы учащиеся могли правильно написать или рассказать изученные ими исторические факты. Для реализации этого требования используется примерно 70% от общего содержания дисциплины.
Второй уровень - уровень понимания. Он требует, чтобы учащиеся могли на основе достижения первого уровня обобщать и анализировать ранее изученные ими исторические факты, а также обобщать и систематизировать материал, сформировывать элементарное понимание исторических проблем. Для реализации этого требования используется около 20% от общего содержания дисциплины [4, с. 25-26].
Третий уровень - это уровень использова-
ния знаний. Он требует от учащихся умения использовать знания и навыки, которые они сформировали ранее, для первоначального анализа причинно-следственных связей различных исторических вопросов, их исторической роли, своих собственных интерпретаций и суждений. На достижение этого уровня приходится около 10% всего содержания учебной дисциплины.
В комплексе три уровня требований к освоению содержания учебного предмета «История» позволяют учащимся четко понимать сущность требований к обучению. Эта классификация также способствует эффективному осуществлению деятельности педагогов.
В-четвертых, внедрение разнообразных форм и методов обучения. Стандарты учебных программ для неполных средних школ (для 7-9-х классов) продвигают новые концепции обучения истории с помощью применения различных форм «обучения на основе примеров» и «обучения на основе рекомендаций», поощряют учителей совершенствовать методы преподавания и способы обучения, а также организовывать разнообразные и яркие учебные мероприятия. Разнообразные учебные мероприятия постепенно изменяют стиль процесса обучения. Вместо механического запоминания информации они формируют у школьников способность исследовать исторический материал, что позволяет сделать процесс обучения активным и интересным для школьников, повышают способности школьников, раскрывают их индивидуальность, формируют образовательную среду, полезную для развития школьников.
Выводы
Таким образом, обнародованные Министерством образования КНР «Образовательные стандарты по учебному предмету "История" (издание 2011 г.)» позволили китайским педагогам, родителям, обществу осознать, что овладение историческими знаниями - это не единственная и конечная цель изучения учебной дисциплины «История», а педагогическая стратегия всестороннего совершенствования процесса гуманистического воспитания школьников. Введение образовательных стандартов позволяет понять, что изучение истории, связанное с жизнью и смыслом развития людей, является конечной целью исторического образования, лишь оно является поистине эффективным.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Министерство образования КНР. Образовательные стандарты по учебному предмету «История» (издание 2011 г.). - Пекин: Изд-во Пекинского пед. ун-та, 2012.
2. Чжао Яфу. Некоторые важные требующие срочного разрешения вопросы, связанные с новыми стандартами учебных программ по истории // Науч. вестн. Пекинского пед. унта. Общественные науки. - 2006 (5).
3. Чжао Яфу. Выявление основного значения исторического образования: обсуждений функций стандартов учебных программ по истории // Учебное пособие, методика преподавания. - 2004 (3).
4. Ци Шижун. Трактовка «Образовательных стандартов по учебному предмету "История" (издание 2011 г.)». - Пекин: Изд-во Пекинского пед. ун-та», 2012.
5. Россия - Китай: образовательные реформы на рубеже ХХ-ХХ1 вв.: сравнительный анализ / отв. ред. Н. Е. Боревская, В. П. Бори-сенков, Чжу Сяомань. - М., 2007.
REFERENCES
1. Ministerstvo obrazovaniya KNR. Obrazovatel-nye standarty po uchebnomu predmetu "Istori-ya" (izdanie 2011 g.). Beijing: Izd-vo Pekinsk-ogo ped. un-ta, 2012.
2. Zhao Yafu. Nekotorye vazhnye trebuyushchie srochnogo razresheniya voprosy, svyazannye s novymi standartami uchebnykh programm po istorii. Nauch. vestn. Pekinskogo ped. un-ta. Obshchestvennye nauki. 2006 (5).
3. Zhao Yafu. Vyyavlenie osnovnogo znacheniya istoricheskogo obrazovaniya: obsuzhdeniy funktsiy standartov uchebnykh programm po istorii. Uchebnoe posobie, metodika prepoda-vaniya. 2004 (3).
4. Qi Shirong. Traktovka "Obrazovatelnykh stan-dartovpo uchebnomu predmetu "Istoriya" (izdanie 2011 g.)". Beijing: Izd-vo Pekinskogo ped. un-ta, 2012.
5. Borevskaya N. E., Borisenkov V. P., Zhu Xiao-man (Eds.) Rossiya - Kitay: obrazovatelnye re-formy na rubezhe XX-XXI vv.: sravnitelnyy analiz. Moscow, 2007.
Сяо Юэ, доцент Вэйнаньского педагогического университета, Китай, аспирант Кафедры методики преподавания истории Московского педагогического государственного университета e-mail: 383736641@qq.com
Xiao Yue, associate Professor, Weinan Pedagogical University, China, post-graduate student, Methods of teaching History Department, Moscow Pedagogical State University e-mail: 383736641@qq.com