УДК 657.2
СТАНДАРТИЗАЦИЯ ПОЛОЖЕНИИ УЧЕТА
И ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
С. В. АЛЕКСЕЕВА,
младший научный сотрудник кафедры учета, анализа и аудита E-mail: asv@rastam. ru Тюменский государственный университет
Рассмотрены стандарты системы менеджмента качества для управления финансово-экономической деятельностью. Предложена модель бюджетного управления как инструмент достижения целей системы менеджмента качества. Определены элементы управленческой учетной политики в системе менеджмента качества. Изучен подход к разработке модели формирования ключевых показателей бизнеса в системе менеджмента качества.
Ключевые слова: стандарт, система, менеджмент, качество, управление, модель, бюджет, учет.
Бухгалтерские стандарты служат основой разработки регламентирующих документов для управления финансово-экономической деятельностью в системе менеджмента качества (СМК) (рис. 1).
К документам СМК, регламентирующим финансово-экономическую сторону деятельности, относятся регламенты, предписывающие действия по осуществлению функций планирования и контроля.
Планирование. Документы этой сферы призваны обеспечить в системе менеджмента качества разработку и утверждение производственных смет, капитальных бюджетов на предстоящий период. Реализация процедур планирования направлена на установление четких количественных ориентиров развития организации как в целом, так и по отдельным подразделениям. Планирование является одним из необходимых составных этапов организации бизнес-процессов в авторской модели системы менеджмента качества и может предопределять результат управленческих воздействий. При этом
стандарты, регламентирующие процесс планирования, должны иметь следующие основные части:
- методологическую часть, содержащую информацию в отношении цели планирования; перечня используемых в планировании основных и вспомогательных планов с их краткой характеристикой; последовательности процедуры планирования;
- организационную часть, отражающую описание организационно-финансовой структуры организации, описание закрепления основных и вспомогательных планов за центрами финансовой ответственности (ЦФО), описание форматов бюджетов - характеристику перечня информации и показателей для каждого бюджета;
- определение бюджетного периода, т. е. временного горизонта планирования;
- определение участников процесса, их задач, полномочий и ответственности;
- описание регламента разработки, предоставления, согласования и утверждения планов участниками процесса планирования.
Контроль. Документы данной сферы предполагают регламентацию в системе менеджмента качества следующих процессов:
- формирование набора контрольных показателей и индикаторов, используемых для оценки выполнения планов;
- формирование плановых величин для контрольных показателей;
- определение фактических величин контрольных показателей и индикаторов;
- расчет величин и анализ отклонений фактических значений от нормативных (плановых);
- планирование корректирующих мероприятий.
Планирование и контроль как стадии управления в системе менеджмента качества применяются для того, чтобы уменьшить ожидаемое негативное влияние одних факторов бизнес-процессов и увеличить ожидаемое позитивное влияние других.
Смысл координирующей роли плана-контроля в том, что наличие хорошо структурированных, детализированных и взаимоувязанных целевых установок и возможность их отслеживания дисциплинируют как перспективную, так и текущую деятельность, приводят ее в определенную систему, позволяют осуществлять целенаправленное воздействие на бизнес-
ш о
а
«
а
с
Положение по
бюджетному управлению
Регламент планирования деятельности
I
Модель бюджетного управления
Регламент порядка калькулирования себестоимости
I
Методологическая
модель управленческого учета
Классификатор мест возникновения затрат и центров ответственности
и о
а
^
«
о а о н И
Регламент формирования
годовой комплексной программы закупок
/
Регламент внесения корректировок в план финансирования мероприятий эксплуатационного приказа
Положение о
порядке проведения контроля за деятельностью ЦФО
А
Регламент
Л я проведения
и анализа
а хозяйственной
« я деятельности
н ^ а подразделения
Регламент анализа исполнения смет
Оценка деятельности подразделений по ключевым показателям эффективности бизнеса
Рис. 1. Стандарты системы менеджмента качества для управления финансово-экономической деятельностью
процессы и обеспечивать действенность системы менеджмента качества.
Основная цель планирования состоит в повышении эффективности бизнеса посредством:
- определения наиболее перспективных направлений развития организации;
- целевой ориентации, интеграции и координации всех бизнес-процессов, а также деятельности отдельных структурных подразделений, служб и сотрудников;
- выявления потенциальных рисков и снижения их уровня;
- повышения гибкости, адаптации к изменениям внешней среды и т. д.
Регламентирующим документом в системе менеджмента качества для управления финансово-хозяйственной деятельностью является Положение по бюджетному управлению бизнес-процессами.
Положение содержит основные принципы структурирования и детализации плановой работы в
организации, описание формализованных подходов и моделей разработки бюджетов, смет, платежных календарей и других регламентирующих документов в области планирования.
Автором разработана бюджетная модель управления бизнес-процессами как инструмент достижения цели СМК - повышения эффективности бизнеса (рис. 2).
Применение модели бюджетного управления в системе менеджмента качества позволяет определить строгую упорядоченность и необходимость разработки бюджетов, обеспечить взаимосвязанность и взаимообусловленность бюджетных показателей, установить плановые величины для текущего мониторинга и контроля за бизнес-процессами.
Разработка Положения по бюджетному управлению способствует унификации и единообразию подходов к применению процедур планирования и контроля, формализации аналитических процедур, норм, правил составления бюджетов и смет.
Цель создания СМК - удовлетворение требований клиентов и повышение
эффективности бизнеса
и
Рис. 2. Модель бюджетного управления как инструмент достижения цели СМК
Заявленная цель СМК - повышение эффективности бизнеса через удовлетворение требований клиентов - предписывает тщательное изучение рыночной среды и разработку на этой основе плана стратегического развития организации, что позволяет выявлять отрицательные и положительные факторы рынка, прогнозировать степень их воздействия на будущую деятельность организации.
Процесс бюджетного управления организацией в системе менеджмента качества базируется на разработке и формировании первостепенного и важнейшего документа - бюджета продаж, на основании которого разрабатывается бюджет производства в целом и по отдельным структурным подразделениям,
бюджет управленческих и коммерческих расходов, а также бюджет доходов и расходов.
Бюджет производства служит базой для разработки бюджетов затрат структурных подразделений по основным видам затрат: материальных, трудовых, амортизационных, общепроизводственных расходов (ОПР). Кроме того, бюджет производства используется при разработке и формировании бюджета производственных запасов, позволяющего определить прогнозные величины незавершенного производства, готовой продукции на конец планируемого периода.
Определение количественных ориентиров производственной деятельности структурных подразделений организации дает возможность обеспечить
децентрализацию управления, согласовать с персоналом и внедрить элементы хозяйственного расчета, направленные на повышение материальной заинтересованности в эффективном использовании ресурсов. Все это в конечном счете призвано повысить качество управленческих решений и бизнес-процессов и эффективность системы менеджмента качества.
Бюджет производственных затрат подразделений служит основанием для разработки и формирования бюджета себестоимости реализованной продукции (работ и услуг), данные которого наряду с бюджетом управленческих и коммерческих расходов используются при разработке бюджета доходов и расходов организации.
Бюджет доходов и расходов выступает основой формирования финансового бюджета, в состав которого наряду с ним входят план прибылей и убытков, инвестиционный бюджет и бюджет движения денежных потоков.
Целью бюджетного управления в СМК является прогнозирование величин капитала организации (пассивов) и его имущества (активов) на определенный момент времени, т. е. установление прогнозных показателей баланса активов и пассивов на конец планируемого периода. На основе запланированных показателей финансово-хозяйственной деятельности на будущий период определяются результирующие величины активов и пассивов.
Такой подход к составлению плана позволяет получить статьи прогнозного баланса, адекватно отражающие плановые финансовые результаты бизнес-процессов и вести в СМК мониторинг текущей оперативной деятельности, чтобы своевременно реагировать на возможные отклонения в развитии организации и принимать оперативные и действенные решения.
Модель бюджетного управления носит непрерывный или скользящий характер в системе менеджмента качества и направлена на решение двух основных задач:
- определения объема и состава расходов, связанных с деятельностью отдельных структурных единиц и подразделений;
- обеспечения покрытия этих расходов финансовыми ресурсами из различных источников.
Исходя из плановых показателей, установленных на год в процессе текущего планирования, заранее (до наступления планового периода) разрабатывается система квартальных бюджетов (на квартал) структурных подразделений организации,
а в их рамках - система локальных бюджетов на каждый предстоящий месяц.
Составление и доведение обоснованных бюджетов для структурных подразделений, обеспечение текущего контроля и мониторинга их деятельности базируются на систематическом и своевременном информационном обеспечении СМК текущими оперативными данными о бизнес-процессах.
Основополагающим принципом модели управленческого учета является децентрализация управления с контролем за результатами на всех уровнях и во всех звеньях структуры управления организацией, что должно способствовать действенности СМК.
На пути достижения тактических целей важны временные рамки осуществления бизнес-процессов, их качество и затраты на их проведение. Для систематизации и представления такой информации считаем необходимой разработку и утверждение наряду с учетной политикой для бухгалтерского учета и для целей налогообложения учетной политики для целей управленческого учета.
Учетная политика для целей управленческого учета как внутренний регламентирующий документ, разрабатываемый в СМК, представляет собой совокупность положений, регулирующих процедуры сбора, обработки и представления информации, а также обмена информацией, необходимой для выработки и принятия оперативных управленческих решений.
Автором разработаны и сформулированы положения учетной политики для целей управленческого учета, включающие два основных раздела: организационно-технический и методический (см. таблицу).
При разработке и формировании управленческой учетной политики в системе менеджмента качества необходимо предусмотреть оценку финансовых последствий принятых решений относительно видов деятельности и бизнес-процессов. Цель учетной политики для управленческого учета - обеспечить повышение эффективности СМК посредством установления единых правил и норм поведения работников структурных подразделений при осуществлении бизнес-процессов, унификации процедур контроля за задачами и результатами, а также определения поощрительных инструментов управления.
Информация управленческого учета позволяет выделить ключевые параметры эффективности оценки бизнеса структурных подразделений в СМК.
Автором на основе проведенных в работе исследований сформулированы ключевые параметры оценки бизнеса, основывающиеся на базе триеди-
Элементы управленческой учетной политики в системе менеджмента качества организации
Элемент учетной политики Регламентирующий документ Результат на выходе
Организационно-технические аспекты учетной политики
Организационная структура управленческих служб Положение об организационной структуре Определяются организационная структура управления, ее элементы, функции и направления деятельности
Структура и система бюджетного управления Положение о системе бюджетного управления Прописывается финансово-бюджетная структура организации для осуществления бюджетного управления на основе ЦФО
Регламент планирования деятельности организации Определяются подходы к формированию ЦФО, выделению операционных сегментов и организации бюджетирования
Форма ведения управленческого учета (автономная, интегрированная или смешанная) Положение о службе управленческого учета и контроля Определяется способ взаимосвязи, передачи информации и обмена ею между системами финансового, налогового и управленческого учета
Документооборот и регистры учета Стандарты документооборота. Рабочий план счетов управленческого учета Прописывается порядок обработки информации и заполнения первичных документов
Регистры управленческого учета Разрабатываются техника учета и требования к оперативности обработки первичной информации. Определяется перечень регистров и аналитик управленческого учета
Регламент управленческих отчетов Устанавливаются пользователи управленческой отчетности, их интересы, виды и частота управленческих отчетов
Методические аспектыг управленческой учетной политики
Методы оценки активов Положение об управленческой учетной политике Определяются методы оценки имущества и обязательств
Регламент формирования годовой комплексной программы закупок Прописывается методика оценки поступления и расходования запасов
Методика учета затрат и каль-купирования себестоимости Регламент порядка калькулирования себестоимости продукции Определяются подходы к организации учета и контроля затрат и результатов; выбору метода формирования себестоимости продукции
Классификатор мест возникновения затрат и центров ответственности Определяются структура и состав статей смет и калькуляций; подходы к распределению по объектам калькуляции косвенных затрат
Регламент внесения корректировок в план финансирования мероприятий эксплуатационного приказа Описываются методы анализа отклонений расходования ресурсов от плановых ориентиров, а также способы корректировок на фактические объемы продаж на основе анализа исполнения смет
Методы ценообразования Положение о ценообразовании Раскрываются методы формирования цен и порядок их применения
Система учетно-аналитичес-ких показателей для целей управления Регламент проведения анализа хозяйственной деятельности подразделения Определяется методика анализа информации и подготовки ее для групп управленческих решений. Устанавливается набор ключевых показателей эффективности бизнеса
Процедуры управленческого контроля Положение о порядке проведения контроля за деятельностью ЦФО Устанавливаются: порядок оценки деятельности ЦФО; порядок проведения инвентаризаций ресурсов и затрат подразделений; система материального и морального стимулирования
ной системы интегрированных показателей:
- капитал - включает информацию о ресурсах отдельного бизнес-подразделения (ЦФО);
- результаты деятельности центра финансовой
ответственности - базируются на учете и представлении показателей доходов и затрат;
- прибыль структурного подразделения за конкретный период времени - формируется сопос-
Система организации
I
Вход
\ /
Информационная система планирования, учета, анализа, контроля и мотивации управления бизнес-процессами в рамках управленческого учета
Капитал
Доходы
Затраты, в том числе издержки на капитал
Прибыль
Окупаемость бизнеса - Затраты / Доходы
Отдача капитала - Доходы / Капитал
Прибыльность бизнеса - Прибыль / Капитал
Качество бизнес-процессов - Прибыль / Доходы
Качество продукта - Темп роста доходов > Среднерыночный темп роста
Качество управления - Издержки на капитал / Капитал
Рис. 3. Модель
формирования
ключевых
показателей
бизнеса в СМК
организации
Управление мотивацией - Темп роста доходов определяет рост зарплаты
тавлением доходов подразделения и понесенных им при этом фактических затрат.
Изучение выбранных и предложенных интегрированных показателей дает возможность определить ключевые для системы менеджмента качества аналитические коэффициенты, расчет и анализ которых позволяют оценить эффективность бизнеса структурного подразделения, качество бизнес-процесса и качество управления (рис. 3).
В представленной модели разработанные ключевые показатели отражают базисные факторы успеха, на которых концентрируется деятельность любого бизнеса. Определение семи предложенных в СМК ключевых показателей позволяет обеспечить четкость и формализованность определения результатов бизнеса отдельного структурного подразделения и организации в целом.
Для повышения результативности управленческого воздействия и эффективности функционирования системы менеджмента качества представляется необходимым предварительное проведение трансформационных учетных процедур, чтобы повысить качество информации, используемой в аналитических расчетах.
Список литературы
1. Версан В. Высшее руководство предприятий и результативность систем менеджмента качества // Стандарты и качество. 2005. № 11.
2. Кузьмина М. С. Системный подход к учет-но-информационному обеспечению пользователей отчетности // Бухгалтерский учет. 2007. № 12.
3. Огвоздин В. Ю. Управление качеством: основы теории и практики: учеб. пособие. М.: Дело и Сервис, 2009.
4. Поленова С. Н. Стандартизация бухгалтерского учета и отчетности: зарубежный и российский опыт. М.: Дашков и К, 2006.
5. Серенков П. С. Методы менеджмента качества. Методология организационного проектирования и инженерной составляющей системы менеджмента качества. Минск: Новое знание; М.: ИНФРА-М., 2011.
6. Чорсович Н., Бошкович Р. Бухгалтерские данные при принятии управленческих решений в системе менеджмента качества. URL: http://quality. eup. ru/DOCUM6/buhgalterskie-dannye-pri-prmyatii-uprav. htm.