Научная статья на тему 'Стандартизация пищевых производств как содействие повышению качества продукции в условиях импортозамещения'

Стандартизация пищевых производств как содействие повышению качества продукции в условиях импортозамещения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
961
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Н В. Аникеева

В России проблемы качества питания усугубляется наличием значительного количества территориальных зон экономического риска, технологических природно-климатических катастроф, повышенного нервно-эмоциального напряжения, характеризующего для современной жизни, а также снижению покупательной способности большей части ее населения. Отсюда, необходимость активизации исследований в направлении формирования механизма устойчивого процесса повышения уровня конкурентоспособности продукции, определило актуальность исследований. Затруднителен поиск литературы по этой теме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стандартизация пищевых производств как содействие повышению качества продукции в условиях импортозамещения»

стандартизация

Н. В. Аникеева, кандидат с/х. наук, доцент кафедры экономики и управления

Волгоградский государственный технический университет

стандартизация пищевых производств как содействие повышению качества продукции в условиях импортозамещения

В России проблемы качества питания усугубляется наличием значительного количества территориальных зон экономического риска, технологических природно-климатических катастроф, повышенного нервно-эмоциального напряжения, характеризующего для современной жизни, а также снижению покупательной способности большей части ее населения. Отсюда, необходимость активизации исследований в направлении формирования механизма устойчивого процесса повышения уровня конкурентоспособности продукции, определило актуальность исследований. Затруднителен поиск литературы по этой теме.

Цель исследований состоит в теоретическом обосновании и разработке методических рекомендаций по совершенствованию процесса обеспечения конкурентоспособности продукции промышленности путем внедрения стандартов с заданными потребительскими свойствами на реальном сегменте рынка.

Объектом исследования является процесс обеспечения конкурентоспособности продуктов питания на основе использования инструментов, позволяющих учитывать специфические факторы развития предприятий.

исследование

проблемы

Существующуя система «управления качеством продукции» основывается на принципах обратной связи, то есть контроле, проведении испытаний, сборе информации о качестве с целью составления стандартов и принятия мер по устранению недостатков. однако, экономические санкции и неблагоприятные экономические условия в стране приостановили реализацию программы работ по стандартизации в области пищевой промышленности на период 2020 года, в связи с чем и была принята программа «развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», которая была утверждена правительством рФ от 15.04.2014 года № 328 (с изменениями на 30 марта 2018 года), среди приоритетов, которых является программа работы в сфере пищевой продукции (постановление правительства российской Федерации от 28 июня

2016 года № 589 "о Федеральном информационном фонде стандартов" (документ подготовлен в соответствии с частью 5 статьи 29 Федерального закона от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ «о стандартизации в российской Федерации»). основанием для принятия этой программы является разработка и принятия плана «план содействия им-портозамещению в промышленности», утвержденный распоряжением правительства рФ от 30 сентября 2014 г. (№ 1936-р) (программа национальной стандартизации). цели разработки: реализация приоритетныхнаправле-ний стандартизации, определенных концепцией развития национальной системы стандартизации рФ на период до 2020 года; - разработка комплекса национальных стандартов, обеспечивающих производство приоритетных и критических для импортозамещения видов промышленной продукции (работ и услуг). в 2016 году осуществлялась работа по 4723 темам. утверждено 1813 документов по стандартизации, разработанных за счет федерального бюджета, и 798 стандартов, разработанных за счет разработчиков, (Аникеева н.в.,2015) .

однако, как показали иссле-дования,темпы обновления стандартов в сфере пищевой промышленности за последние 10 лет снизились в 3-4 раза, и составили в среднем 3% против 10-12%, необходимых для поддержания нормативов на мировом уровне. в настоящее время федеральный фонд стандартов нашей стране составляет 25400 нормативных документов, в том числе 3663 националь-

ных и 21737 межгосударственных стандартов (Аникеева н.в.,2016). Экономический спад и недостатки административной реформы отрицательно отразились и на участие россии в работе по международной стандартизации.

Если в 2000 году россия вела секретариаты 12 технических комитетов, 33 подкомитетов и 12 рабочих групп, то в 2015 году всего 3, 12 и 9 соответственно (Аникеева н.в.,2016). таким образом, за 15 лет произошел резкий спад участия российских специалистов в разработке международных стандартов, что адекватно снижению конкурентоспособности продукции. так, проведенный конкурс в 2014 году программы «100 лучших товаров россии» показал, что из общего числа заявок от предприятий, выпускающих продовольственные товары, 12,4% выпускают конкурентоспособную продукцию.

Среди участников конкурса были волгоградские предприниматели, которые стали лауреатами: оАо «Агропромышленная корпорация Сады придонья», выпускающая соки и нектары для детского питания торговой марки «С пеленок», а также ооо «пивовар», выпускающий пиво специальное светлое непастеризованное марки «царицынский бальзам».

низкая конкурентоспособность продуктов пищевой промышленности отражается на здоровье нации, продолжительности жизни россиян.

причинами низкой конкурентоспособности продуктов питания, на наш взгляд, являются нарушения принципов управления качеством, а именно несвоевремен-

№1 февраль 2019

Пищевая Индустрия

ное проведение системного анализа на предприятиях пищевой промышленности. Это подтверждают данные всемирной экономической Федерации рейтинга россии среди 102 стран за 2016 год (Аникеева н.в.,2016). так, по критериям рейтинга «осведомленность покупателей о качестве товаров», россия за-

маркетинга» - 78 место, «интегрирование стадий жизненного цикла продукта» - 86 место, а по уровню развития брендинга 48 место.

кроме того, разработка национальных стандартов, где изложены функциональные показатели качества продукции, требуют больших затрат, а это большая финан-

□ планируется в ближайшее время

□ нет

□ да

□ да

□ нет, по причине недостака финансов

□ нет,так как слишком мало информации по этим вопросам

Современные тенденции в области питания связаны с разработкой и внедрением комплексной системы «управление качеством продукции». Стратегической целью этой системы является изучение требований потребителя и осуществления мероприятий по обеспечению законного качества продукции.

основные направления по производству продуктов питания с заданными функциональными свойствами определены «концепцией государственной политикой в области здорового питания населения российской Федерации, одобренной постановлением правительства рФ от 1998г. приоритетным направлением агропромышленного комплекса по импортоза-мещению явлются (основная мясная, рыбная и молочная продукция), доля импорта составляет от 23 до 32% на сегоднешний день Аникеева н.в.,2016).

отметим, стандартизация направлена на:

• содействие социально-экономическому развитию россии;

• содействие интеграции рФ в мировую экономику и международные системы стандартизации

в качестве равноправного партнера;

• улучшение качества жизни населения страны;

• обеспечение обороны страны и безопасности государства;

• техническое перевооружение промышленности;

• повышение качества продукции, выполнения работ, оказания

услуг и повышение

конкурентоспособности

продукции российского

производства

(ст. 3 Федерального

закона от 29 июня 2015 г.

№ 162-ФЗ

"о стандартизации в российской Федерации") (концепцией развития национальной системы стандартизации рФ на период до 2020 года).

необходимостью создания в россии пищевого технического законодательства, гармонирован-ного с европейскими нормами,

нимает 70 место, «уровень развития совая проблема.

83,7%

%00

50

9,3%

0

7%

достаточно

недостаточно

■ в массовом масштабе пропаганда не нужна

а) Достаточно ли внимания в средствах массовой информации уделяется пропаганде вопросам обеспечения качества и конкрентоспособности продукции?

10%

67,5%

22,5%

б) Внедряете ли вы системы менеджмента качества, сооответствующие стандартам серии ISO 9001?

60 40

20 % 0

55,87 44,19

% I <

да нет

в) Имеет ли ваше предприятие сертификат соответствия на системе менеджмента качества. В какой системе сертификации?

15%

г) Обладает ли ваше предприятие нормативной и методической документацией по созданию и внедрению на предприятии

современных методов менеджмента качества? Рисунок 1 - Степень информированности руководителей предприятий по Волгоградской области СМК

Источник: составлено автором

СТАНДАРТИЗАЦИЯ

% 8 !7'8, „ „

100 -4-12,2 ■да

0 нет

д) Считаете ли вы необходимым разработку краевых и региональных программ качества?

средняя

0 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6

е) Какая степень полезности таких конференций (высокая, средняя и низкая?) Рисунок 1 - Степень информированности руководителей предприятий по Волгоградской области СМК

Источник: составлено автором

обусловлена, во-первых, актуальностью проблем здорового питания нашего населения, а во-вторых - вступление России во Всемироную торговую организацию (ВТО), требующую коррекции государственной экономической политики и изменения подходов к вопросам технического регулирования (Аникеева Н.В.,2016).

За рубежом в 95% случаев при заключении контрактов в качестве обязательного условия выдвигается наличие на предприятии-поставщике сертифицированной СМК (система менеджмента качества), что является паролем стабильного выпуска качественной продукции.

Проводимый анализ в рамках наших исследований по Волгоградской области в 2014 и 2015 годах показал, что только 28,4% респондентов заявили о наличии на предприятиях пищевой промышленности системы менеджмента качества (СМК) в то время как на остальных предприятиях даже не начинались работы по ее разработке и внедрению. На вопрос имеет ли их пред-п риятие сертифи ци рова нную систему менеджмента качества, некоторые ответили, что сертифицируют только продукцию. Кроме того, из общего числа респондентов более 60% не имеют представление о том, что такое система менеджмента качества (рис.1(а,б,в,г,д,е)).

Система менеджмента качества базируется на международных стандартах серии ISO 9001 и направлена на удовлетворение установленных и предполагаемых требова-

ний потребителей, благодаря заложенному в ее основу процессуальному подходу упорядочения всей системы управления предприятием. Система менеджмента качества охватывает все стадии широкого цикла пищевой продукции (рис.2).

Стандарты серии ISO 9001 требуют при разработке СМК идентификацию всех функционирующих на предприятии взаимосвязанных процессов таких методов и средств управления

ими, которые должны приводить к постоянному повышению результативности этих процессов.

Кроме того, следует обратить внимание на то, что те пищевые предприятия, которые занимаются разработкой и внедрением системы менеджмента качества по стандарту ISO 9001 будут вынужден ы разрабатывать свою систему мониторинга по кодутехнологических процессов, а также систему мониторинга и измерений параметров готовой продукции.

В странах Европейского союза, США, Канады, Австрии Новой Зеландии для всех пищевых предприятий является обязательным требованием внедрения системы ХАССП. Суть этой системы заключается в том, что на всех стадиях производства, конкретного пищевого продукта, начиная, от приема сырья и заканчивая реализацией продукции, на каждой промежуточной технологической операции выявляются опасные факторы, которые могут угрожать безопасности продукции, заданным свойствам, обеспечивается управление процессами, позволяющие исключить влиение этих факторов. Все перечисленные моменты этой системы для пищевых предприятий России значимы, так как, зачастую, на пищевых предприятиях система контроля не упорядочна, особенно в части современной разработки и принятия корректирующих мер в случае отклонения параметров

Рисунок 2 - Система менеджмент качества продукции

Источник: составлено автором

4

3

2

1

№1 февраль 2019

Пищевая Индустрия

10 9 8 7 6

. 5

4 3 - 2 ■ 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0

8.9

2.8

2014

2015

2016

2017

Рисунок 3 - Оценка качества управления пищевого комбината Городищенского района Волгоградской области

Источник: составлено автором

производственного процесса от установленных технологическими регламентами значений.

в условиях развивающегося мирового финансового кризиса, идет борьба буквально за каждого клиента. и качество пищевой продукции наряду с ценой является тем самым критерием, который позволяет потенциальному потребителю сделать выбор в пользу конкретного бизнес-партнера.

в этой связи, реальное внедрение в компании системы менеджмента качества (СМк) в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001 действительно помогает оптимизировать деятельность компании и на текущем этапе, как никогда, актуально.

Это связано, прежде всего, с тем, что в стандарте ISO 9001 заложены две важнейшие и актуальные на сегодня концепции - управление рисками и процессный подход.

одна из ключевых целей СМк состоит в том, чтобы она действовала как инструмент предупреждения. так что, если вы внедрили СМк с учетом концепции риск-ориентированного мышления, то проблемы не станут для вас сюрпризом, благодаря предусмотренным схемам анализа, сбора информации и принятия решений вы будете узнавать о них заранее, когда риск еще не реализовался. в том случае, если риска избежать нельзя, предусмотрено планирование, позволяющее реагировать на его реализацию наиболее рациональным образом, позволяющим избегать лишних издержек.

что касается процессного подхода, то он представляет собой совокупность видов деятельности компании, связа н н ых между собой и, самое главное, находящихся в управляемых условиях.

процессный подход позволяет определить цели и критерии не только в области качества, но и в целом по компании, увидеть свя-

зи между бизнес-процессами, оценить результативность предпринимаемых бизнес-шагов с целью дальнейшей их оптимизации.

таким образом, система менеджмента пищевого предприятия построена на базе МС иСо серии ISO 9001, должна быть всегда интегрирована с системой хАССп. подобные подходы к построению системы менеджмента качества пищевых продуктов предолжены всемирной международной организацией стандартизации и заложены во вступившем в действие с 1 октября 2005 года международном стандарте иСо серии 22000 «Системы менеджмента пищевой безопасности». указанный стандарт закладывает четкие и конкурентные требования индентификации и управления рисками при производстве пищевых продуктов, как в системе хАССп. Закономерными предпосылками, определяющими необходимость применения программы хАССп на предприятии пищевой промышленности, выступают: специфика хранения и использования продуктов. результаты эпидемиологической статистики свидетельствуют о том, что большая часть отравлений является следствием употребления блюд приготовленных на предприятиях общепита. Массовость случаев потребления некачественных продуктов по данным Санэпидстанции рФ в 35% случаях продукты были просрочены. Среди основных причин отравлений находится несоблюдение правил гигиены самими сотрудниками заведений. Становится более чем очевидной необходимость применять требования хАССп на пищевом предприятии.

в рамках работы комитета по экономической политики, при поддержке Министерства экономического развития и торговли рФ, а также российского союза промышленников и предпринимателей, было принято решение о проведении широкомасштабной политики по повы-

шению информационной грамотности первых руководителей высшего звена республик российской Федерации в вопросах внедрения международных стандартов и подготовке предприятия к работе в условиях вто. руководителю предприятия в первую очередь следует определиться с тем, какой именно продукт он будет вводить:

• простые принципы хАССп. им соответствует гост р 51705.1:2001.

• полноценную систему. она вводится по стандарту ISO 22000:2005, что соответствует гоСт р иСо 22000:2007 либо FSSC 22000 (комплекс норм ISO 22000:2005 и спецификации ISO/TS 22002-2:2013).

в первую очередь необходимо осуществлять разработку базовых санитарных требований. они должны охватывать все необходимые мероприятия, касающиеся соблюдения правил гигиены персоналом, уборки помещений и оборудования, мойке и дезинфекции инструментария и систем (в том числе и вентиляционной), кухонной утвари и инвентаря, борьбы с вредителями, хранения ингредиентов и сырья, утилизации отходов и так далее. некоторые пищевые предприятия российской Федерации начали эту компанию уже в 2003 году.

кроме того, в целях эффективности работы национальной стандартизации было решение передать ведение технических комитетов отраслевым ассоциациям и союзам предпринимателей.

Система менеджмента качества включает также подсистему качества управления. исследование работы нескольких пищевых предприятий волгоградской области выявило значительную амплитуду изменения показателей качества управления по годам. качество управления оценивалось количественной характеристикой системы нормативной и фактической структур показателей (по методу и.М.Сыроежина), где порядковых структур количественной характеристики степени сходства служила теснота ранговой корреляции (рис.3).

резкое колебание амплитуды коэффициента корреляции свидетельствует о нестабильности работы предприятия и растеренностью руководства при принятии решения проблем рынка, частой сменой целей, задач, приоритентных направлений, что приводило к снижению конкурентоспособности как товара, так и самого предприятия.

1.8

г

СТАНДАРТИЗАцИЯ

ВЫВОД

Разработка механизма по обеспечению конкурентоспособности продукции дает возможность по-новому определять конкурентные преимущества пищевых предприятий и разрабатывать стратегические направления их развития как с т.з. потребителя, так и с т.з. производителя.

Инструментами стандартизации в условиях импортозамещения являются:

• Разработка и утверждение ГОСТ Р/ПНСТ

• Разработка и принятие ГОСТ;

• Регистрация в Федеральном информационном фонде международных, зарубежных и региональных документов по стандартизации (ст.ст. 16-1, 44, 184-фз);

• Разработка и применение СТО (ТУ);

• Переводы международных, зарубежных и региональных документов по стандартизации. Применение: через технические

регламенты, через ссылки на документы по стандартизации в НПА, в технических заданиях на государственные закупки, через спецификации к контрактам.

Чтобы подтвердить, что деятельность вашей Компании удовлетворяет стандарту ISO 9001, необходимо пройти сертификацию системы менеджмента качества в аккредитованном Органе по подтверждению соответствия систем менеджмента.

При условии соответствия всех предоставленных документов и деятельности Компании-заявителя всем установленным требованиям (оценка соответствия проводится в ходе выездной проверки), оформляется сертификат, подтверждающий наличие созданной и внедренной на предприятии СМК.

Надо отметить, и это ни для кого не секрет, что Интернет заполнен предложениями «купить» сертификат соответствия СМК. Но купив сертификат - не купишь качество, поэтому покупка такого рода сертификата будет выглядеть бессмысленно и реальной пользы Компании не принесет. Так стоит ли выбрасывать деньги, покупая сертификат, когда систему можно реально внедрить, сделать её для себя и начать пользоваться ею?

Результаты наших исследований показали, что только результативно функционирующая система менеджмента качества может принести реальные преимущества любому предприятию пищевой промышленности.

Преимущества внедрения и сертификации СМК на основе !БО 9001:

• документирование и четкая регламентация бизнес-процессов компании;

• улучшение деятельности Компании за счет сокращения дублирующих процессов;

• оптимизация внутренней структуры и упорядочение связей внутри компании (реинжиниринг процессов);

• повышение уровня трудовой дисциплины, возрастание ответственности персонала за выполняемую работу;

• оперативное реагирование на отзывы заказчиков;

• повышение качества продукции и услуг за счет своевременного контроля и наладки процессов;

• минимизация производственных рисков;

• сокращение количества брака и рекламаций;

• рост клиентской базы за счет повышения уверенности потребителей в качестве продукции и услуг;

• инструмент для формирования общественного мнения о прочном и надежном положении Компании на рынке услуг;

• подтверждение респектабельности и высокого статуса Компании;

• приоритет перед конкурентами при участии в тендерах и конкурсах;

• обязательное условие для получения государственного заказа-поддержка отечественной пищевой промышленности может помочь экономическому росту, но только если новые производства будут ориентированы на экспорт;

• возможность оформления льготных кредитов;

• повышение доверия со стороны инвестиционных и страховых компаний;

• дополнительная реклама качества деятельности компании;

• повышение конкурентоспособности продукции и обеспечение промышленных предприятий высокотехнологичным, надежным и энергоэффективным оборудованием, отвечающим современным техническим, экономическим и экологическим требованиям на основе внедрения инновационных технологий;

• устранение неоправданных технических барьеров в торговле путем гармонизации национальных и межгосударственных стандартов, а также классификаторов с международными стандартами;

• повышение конкурентоспособности отечественной продукции (работ, услуг) и увеличение объемов выпуска в обращение инновационной и высокотехнологичной продукции, в том числе применение современных национальных стандартов и средств измерений и повышение экспорта продукции российских товаропроизводителей на 5-7 процентов;

• содействие взаимопроникновению технологий, знаний и опыта, накопленных в различных отраслях экономики, ежегодное обновление фонда национальных стандартов на уровне, соответствующем мировому (10-12 процентов);

• обеспечение продвижения инновационной российской продукции и технологий на мировые рынки;

• обеспечение наиболее полного развития современной российской метрологической инфраструктуры для сохранения метрологической независимости Российской Федерации.

Литература

1. Аникеева Н.В. Пути реализации программы импортозамещения предприятиями пищевой промышленности в условиях экономических санкций: сб.науч. тр.БШОРЮ материалы международной научно-практической конференции- Выпуск 2. Том 5.- Одесса, 2015- С.75-79.

2. Аникеева Н.В. Функционирование предприятий АПК России в условиях нестабильности / Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2016. - № 6. - С. 157-167.

3. Аникеева Н.В. Основные направления развития промышленных предприятий в условиях евросанкций:сб.науч. тр.БШОРЮ материалы международной научно-практической конференции- Выпуск 2. Том 5.- Одесса, 2016- С.45-49.

4. Концепция развития национальной системы стандартизации РФ на период до 2020 года: Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии [Электронный ресурс]. Режим доступа: шшш.доэ1.ги,шшш.росстандарт.рф.

5. О Программе стандартизации в области импортозамещения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.forbes.ru.

6. План содействия импортозамещению в промышленности, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 30 сентября 2014 г.(Ыо 1936-р) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.forbes.ru.

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 июня 2016 года № 589 "О Федеральном информационном фонде стандартов" (документ подготовлен в соответствии с частью 5 статьи 29 Федерального закона от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» и вступает в силу 1 июля текущего года) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/docs/23569/.

8. Программа национальной стандартизации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/news/692316/.

9. Распоряжение Правительства РФ от 29 июня 2016 года N 1364-р «Об утверждении Стратегии повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года» [Электронный ре-сурс].Режим доступа:http://docs.cntd.ru/ document/420363999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.