ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
СТАНДАРТИЗАЦИЯ МЕТОДИКИ
ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ АКТУАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ
ЛИЧНОСТИ
© Т. С. Дворянкина
Описана станлартизаиия метолики лля лиатно-стики актуальных потребностей личности. Метолика лиатностирует 15 потребностей метолом попарного сравнения (ипсативный формат). Описаны процесс и результаты станлартизаиии, привелены переволные Дворянкина таблицы сырых баллов в стены.
Татьяна Сергеевна
Ключевые слова: потребности личности, ипсатив-бакалавр психологии ный формат, стандартизация.
Термин «мотивация», взятый в широком смысле, используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека [2]. Мотивация — это процесс побуждения и стимулирования отдельного человека или группы людей к деятельности, к активности, к инициативе [8]. Знание особенностей мотивационной сферы очень важно для эффективного управления, а мотивация в свою очередь базируется на потребностях. Но для качественной диагностики потребностей и получения достоверных результатов необходимо привести используемую методику к единым нормативам, поэтому особенно остро стоит вопрос стандартизации используемых для диагностики методик. В настоящее время существует множество методик для диагностики потребностей, приведем некоторые из них:
Список личных предпочтений Эдвардса.
Это построенная в формате самоотчета методика, позволяющая измерять 15 потребностей: унижения, достижения, аффилиа-ции, агрессии, независимости, изменения,
уважения, доминирования, стойкости, привлечения к себе внимания, гетеросексуальных отношений, интрацепии, покровительства, порядка и поиска помощи (зависимости) — все взяты из теории личности Мюррея. Тест предназначен для студентов колледжей и взрослых, он состоит из 210 пунктов, каждый из которых содержит два самоописательных утверждения. Респондент должен выбрать из каждой пары одно, наилучшим образом описывающее его утверждение.
Методика «Потребность в общении».
Методика разработана Ю. М. Орловым (1978). Методика состоит из ряда положений. Определяется сумма баллов, полученных при ответах «да» и «нет». Чем больше сумма, тем больше потребность в общении [2].
Шкала оценки потребности в достижении.
Методика создана Орловым М. Ю. Шкала состоит из 23 суждений. Результаты обрабатываются по ключу, затем переводятся в стены.
Тест «Мотивационный профиль».
Он позволяет выявить потребности и стремления работника и тем самым получить некоторое представление о его мотивационных факторах. Испытуемым нужно распределить 11 баллов между четырьмя вариантами каждого из утверждений. Диагностируется 12 потребностей:
1. В высокой заработной плате и материальных вознаграждениях. 2. В хороших условиях работы и комфортной обстановке. 3. В четко структу-ри-рованной работе. 4. В социальных контактах 5. Во взаимоотношениях
6. В завоевании признания 7. В постановке сложных целей и достижении их. 8. Во влиятельности и власти. 9. В разнообразии 10. В креативности 11. В со-вершенствовании, росте и развитии. 12. В ощущении востребованности в интересной общественно полезной работе [7].
Методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей.
Методика состоит из 15 утверждений. Составлена в ипсативном формате. С ее помощью можно выделить 5 основных потребностей личности и определить степень их удовлетворенности [6].
Предлагаемые методики в основном выявляют не актуализированные потребности (проявляющиеся «здесь и сейчас»), а потребности, присущие данному человеку, или потребности, ставшие чертами (свойствами) личности, личностными диспозициями, сформировавшимися на базе потребностей. Кроме того, методика для диагностики актуальных потребностей личности имеет и другие положительные стороны: она дает представление об общем состоянии и уровне удовлетворенности целого ряда потребностей человека, перед испытуемым стоит выбор, а это значит, что средних значений получиться не может. Использование данной методики дает возможность более полной, комплексной диагностики, поэтому ее стандартизация является актуальной и перспективной темой исследования.
Методика для диагностики актуальных потребностей личности состоит из 15 потребностей, относящихся к пяти группам (материальные потребности, потребности в безопасности, социальные потребности, потребности в признании и потребности в самовыражении) [3]. Методика построена по
ипсативной форме, т. е. каждое утверждение сравнивается поочередно с каждым. Методика дает возможность диагностировать следующие потребности:
1. Потребности в безопасности и в удовольствии (№ 1);
2. Потребности в эмоциональном общении (N2 2);
3. Ориентировочная потребность и потребность в свободе (№ 3);
4. Потребности в активности и готовности к будущему (N2 4);
5. Потребность в доминировании (N2 5);
6. Потребность в достижении (№ 6);
7. Потребность в эмоциональном насыщении (N2 7);
8. Потребность в познании (N2 8);
9. Потребность в подготовленности (N2 9);
10. Потребность в статусе (N2 10);
11. Потребность быть личностью (N2 11);
12. Нравственно-эстетические потребности (N2 12);
13. Потребность в смысле жизни (N2 13);
14. Потребность в самовыражении (N2 14);
15. Потребность в управлении (N2 15).
Если сумма баллов находится в диапазоне 1—5, то потребность находится в зоне удовлетворенности,
6—8 — в зоне частичной неудовлетворенности,
9—14 — в зоне неудовлетворенности
Потребности можно классифицировать на психофизиологические, социальные и высшие. Таким образом, можно диагностировать степень удовлетворения потребностей на всех трех уровнях (таблица 1).
Таблица 1
Классификация потребностей
11 Потребность быть личностью 12 Нравственно- эстетические потребности 13 Потребность в смысле жизни 14 Потребность в самовыражении 15 Потребность в управлении
6 Потребность в достижении 7 Потребность в общении (аффилиации) 8 Потребность в познании 9 Потребность в подготовленности 10 Потребность в статусе
1 Гедонистическ ая потребность 2 Потребность в эмоциональном общении 3 Потребность в свободе 4 Потребность в восстановлении энергии 5 Потребность в доминировать
Труд Общение Познание Рекреация Управление
Толчком для стандартизации данной методики послужила ипсативная форма, по которой построена методика. Ипсативное шкалирование имеет ограничения как по психометрическим характеристикам, так и по методам статистической обработки. Термин «ипсативный»означает, что конкретный человек служит мерилом или эталоном для самого себя [5]. Безусловно, трудно определить собственные стандарты конкретного человека, исследователю остается неизвестным критерий, на основе которого респондент сделал свой выбор. Кроме того, ипсативный формат может создать трудности и для самих респондентов, так как дихотомическое сравнение двух потребностей не всегда устраивает респондентов и соответствует реальной действительности [3]. Мерой конкретной потребности является сумма ответов, указывающих на то, что респондент предпочитает занятия, связанные с этой потребностью, всем остальным. Такого рода подсчет показателей означает, что, если некто получает высокий показатель по какой-то одной ипсативной переменной, он должен получить пропорционально низкие показатели по др. ипсативным переменным. Это создает тенденцию тяготения интеркорреляций между ипсативными переменными к отрицательным значениям, что создает трудности в интерпретации полученных результатов. Применение же стандартных шкал необходимо для соотнесения результатов по разным тестам, для построения «диагностических профилей» по батарее тестов и тому подобных целей.
Стандартизация проводилась на выборке, состоящей из испытуемых в возрасте от 16 до 65 лет, количество испытуемых — 1332 человека. Для проведения стандартизации были выделены следующие возрастные нормы для испытуемых: от 16 до 18 лет, от 19 до 20 лет, от 21 до 22 лет, от 23 до 29 лет, от 30 до 39 лет, от 40 до 65 лет. В связи с тем, что нормальный закон распределения не выполнялся, была использована стандартизация при нелинейной шкале сырых баллов [1]. Были установлены нижняя и верхняя границы интервала, относящегося к значению стандартной шкалы, затем были получены значения интервала стандартного значения шкалы каждого стена. Таким образом, мы получили переводную шкалу сырых баллов в стены при отсутствии нормального закона распределения (табл. 2, 3).
В приложении приведены переводные таблицы сырых баллов в стены для остальных возрастов. К сожалению, не приведены таблицы для мужчин в возрасте от 21 до 22 лет и от 30 до 39 лет, так как количество испытуемых в этих категориях не дает возможности считать выборку репрезентативной. Из полученных данных можно проследить динамику удовлетворенности потребностей различного уровня у женщин с возрастом: у женщин всех возрастов распределение психофизиологических потребностей гармонично, т.е. в каждом возрасте существует процент женщин как удовлетворенных, так и не удовлетворенных в потребностях данного уровня, тогда как в возрасте 19-22 лет редко встречается неудовлетворенность высших и социальных потребностей, а с 23 до 65 лет можно отметить все большую неудовлетворенность социальных и удовлетворенность высших потребностей.
Стены 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Потребность в безопасности 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10-14
Потребность эмоциональном общении 2 3 4 5-6 7 8-9 9-10 11 12 13-14
Потребность в свободе 1 2 3 4 5 6-7 8 9-10 10 11-14
Потребность в активности 0-3 4 5-6 7 8 9 10-11 12 13 14
Потребность в доминировании - - - 1 2-3 4-5 6-7 8-9 10-11 12-14
Потребность в достижении 5 6 7 8 9 10-11 12 13 13-14 -
Потребность в эмоциональном насыщении 3 4 5-6 7 8-9 10 11 12 13 14
Потребность в познании 2 3 4 5-6 7 8-9 10 11-12 13 14
Потребность в подготовленност и 1 1-2 3 4 5-6 7-8 9-10 11-12 13 14
Потребность в статусе 1 2 3 4-6 7-9 10-11 12 13 14 -
Потребность быть личностью 2 3 4-5 6-7 8-9 10 11-12 13 14 -
Нравственно- эстетические потребности 0 1 2 3 4-5 6-8 9-10 11-12 13 14
Потребность в смысле жизни 0 1 2 3-4 5-7 8-11 12-13 14 - -
Потребность в самовыражении 1 2-3 4 5-6 7-8 9 10-11 12-13 - 14
Потребность в управлении 0 1 2 3-4 5-8 9-10 11-12 13-14 - -
Как видно из таблицы 1 и таблицы 2, у девушек и юношей в возрасте от 16 до 18 лет редко встречается неудовлетворенность некоторых высших и социальных потребностей, таких как: потребность в подготовленности, в статусе, в достижении, в смысле жизни, в самовыражении и в управлении. Это можно увидеть по результатам перевода сырых баллов, набранных по этим потребностям, в 10 стен. Также существуют особенности распределения результатов по первому и второму стену по следующим высшим потребностям: нравственно-эстетические потребности, потребность в смысле жизни и потребность в управлении. Это может говорить о том, что в возрасте от 16 до 18 лет юноши и девушки удовлетворены в данных потребностях или не испытывают тяги к их удовлетворению, также из распределения сырых
баллов видно, что они скорее удовлетворены в высших потребностях, чем испытывают нужду в их удовлетворении. В целом, можно отметить, что социальные потребности распределены более гармонично, нежели высшие.
Таблица 3
Переводная таблица сырых баллов в стены для мужчин от 16 до 18 лет (п=334)
Стены 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Потребность в безопасности 1 2 3 4 5 6 7 8-9 10-11 12-14
Потребность эмоциональном общении 2 3 4 5-6 7 8 9-10 11 12-13 14
Потребность в свободе 1 2 3 4 5 6-7 8 9 10 11-14
Потребность в активности 3 4 5-6 7 8 9 10 11 12 13-14
Потребность в доминировании - - 1 2 3 4-5 6-7 8-9 10-11 12-14
Потребность в достижении 3 4-5 6 7-8 9 10-11 12 13 14 -
Потребность в эмоциональном насыщении 3 4 5 6 7-8 9 10-11 12 13 14
Потребность в познании 1 2 3-4 5 6-7 8 9-10 11 12-13 14
Потребность в подготовленное ти 1 2 3 4-5 6-7 8-9 10-11 12 13 14
Потребность в статусе 1 2 3-4 5-6 7-9 10-11 12 13 14 -
Потребность быть личностью 1 2 3-4 5-6 7-8 9-10 11 12 13-14 -
Нравственно- эстетические потребности - 1 2 3-4 5-7 8-9 10-11 12 13 14
Потребность в смысле жизни - - 2 3-4 5-8 9-11 12-13 14 - -
Потребность в самовыражении 1 2 3 4-5 6-7 8-9 10-11 12 13-14 -
Потребность в управлении - 1 2 3-6 7-9 10-11 12-13 14 - -
Данные результаты могут объясняться особенностями возраста испытуемых, так как в юношеском возрасте более актуально стремление удовлетворить свою потребность в достижениях, социальном статусе и другие социальные потребности, чем высшие потребности, такие как нрав-ственно-эстетические потребности и потребность в смысле жизни. Подобную закономерность можно рассматривать с позиции модели А. Маслоу, который предполагал, что путь развития мотивационной сферы человека заключается в последовательном пробуждении и удовлетворении все более высоких потребностей. Человек включен в постоянную цепь деятельности, в которой он не только удовлетворяет сложившиеся у него потребности, но и создает новые [4]. Происходит периодическая смена доминирующих потребностей, ценностей, идеалов и других мотиваторов, в связи с чем меняется направленность личности в разные возрастные периоды; так, социальные мотивы, в том числе и имеющие общественную направленность, с возрастом начинают занимать доминирующее место в жизни молодого человека. Имеются данные, что в 16-17 лет усиливается интеграция профессиональных интересов, имеет место объединение познавательных и профессиональных интересов, усиливаются связи последних с индивидуаль-но-психологическими свойствами, т. е. социальная направленность, желание найти свое место и преуспеть [2]. Кроме того, полученные результаты могут быть следствием недостаточной дифференцирующей способности теста, возможно, некоторые вопросы имеют низкую способность разделять отдельных испытуемых по уровню их выполнения, отличить сильного испытуемого от слабого по измеряемой потребности. При анализе полученных результатов стало видно, что существуют потребности, по которым процент удовлетворенности распространен неравномерно: либо нет удовлетворенных в какой-то потребности, либо неудовлетворенных. К данным потребностям можно отнести: потребность в доминировании, потребность в достижении, потребность в статусе, потребность быть личностью, нравственно-эстети-ческие потребности, потребность в смысле жизни, потребность в самовыражении и потребность в управлении. Возникло предположение, что такие результаты могли получиться из-за некорректной постановки вопроса, на который испытуемый должен дать ответ, так как недостаточная выраженность, акцентированность желания в вопросе может привести к трудностям у испытуемого в дифференциации уровня описываемой у него потребности. В связи с этим, вопросы с некорректным содержанием можно рекомендовать изменить. Предлагаемый вариант можно увидеть в таблице 4.
Таким образом, полученные путем стандартизации результаты дают возможность более надежной диагностики актуальных потребностей личности, получение более достоверных результатов в исследовании. Проделанная работа унифицирует результаты по данному тесту, открывает более широкие возможности для его использования.
Таблица 4
Модификация вопросов методики для диагностики актуальных потребностей личности
Потребность Используемый вариант вопроса Усовершенствованный вариант вопроса
Я. хочу... Я. хочу...
в доминировании ... управлять хотя бы кем-нибудь ...управлять кем-то значимым для меня
в достижении ...достигать поставленных целей в своей учебе (работе) ... достигать значимых результатов в своей учебе (работе)
в статусе ...занять заметное положение в обществе ...занять очень высокое положение в обществе
быть личностью ...чтобы мои способности ярко проявлялись в учебе (работе) ...чтобы мои личностные особенности ярко проявлялись в учебе (работе)
нравственно-эстетические ... быть тактичным в общении ...корректно и красиво выражать свои мысли в общении
в смысле жизни ... познать смысл жизни ...познать что-то новое о смысле моей жизни
в самовыражении ... знать свои возможности в предстоящих переменах ...иметь возможность выбирать вид отдыха для себя
в управлении ...достичь сотрудничества с управляемым мною коллективом ... управлять коллективом
ЛИТЕРАТУРА
1. Бодалев А. А.,Сталин В. В. Общая психодиагностика. — СПб. : Речь, 2000. — 440 с.
2. Ильин,Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб. : Питер, 2000. — 512 с.
3. Капцов,А. В. Методика для диагностики актуальных потребностей личности // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». — 2008. — № 2. — С. 59—71.
4. Нуркова В. В.,Березанская Н. Б. Психология : учебник. — М. : Высшее образование, 2006. — 484 с.
5. Психологическая энциклопедия. Ипсативное шкалирование. URL: http:// psychological-encyclopedia.zelenka.su/2482
6. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика: методики и тесты : учебное пособие. — Самара : БАХРАХ- М», 2009. — 672 с.
7. Ричи Ш., Мартин П. Управление мотивацией : учебное пособие для вузов / пер. с англ. под ред. проф. Е. А. Климова. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 399 с. (Серия «Зарубежный учебник»).
8. Розанова, В. А. Психология управления : учебное пособие. — М. : Бизнес-Школа, 1999.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Стены 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Потребность в безопасности 0 1 2-3 4 5-6 7-8 8-9 10-11 12-14 -
Потребность эмоциональном общении 2 3 4 5 6-7 8 9 10 11 12-14
Потребность в свободе 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10-14
Потребность в активности 0-3 4 5-6 7 8 9 10 11 12 13-14
Потребность в доминировании 0 0 0 0 2 3 4-7 8 9 10-14
Потребность в достижении 5 6 7 8 9-10 11 12 13 14 -
Потребность в эмоциональном насыщении 0-3 4 5 6 7 8 9-10 11 12 13-14
Потребность в познании 2 3 4 5-6 7-8 9 10 11 12 13-14
Потребность в подготовленное ти 0-2 - 3-4 5-7 8-9 10 11-12 13 14 -
Потребность в статусе 1 2 3-5 6-7 8-9 10-11 12 13-14 - -
Потребность быть личностью 1 2 3-4 5-7 8 9-10 11 12-13 14 -
Нравственно- эстетические потребности 1 - 2-3 4 5 6-7 8-9 10-12 13 14
Потребность в смысле жизни 0 0 0 0-2 3-4 5-8 9-12 13 14 -
Потребность в самовыражении 0-2 3-4 5 6-7 8-9 10-11 12-13 - 14 -
Потребность в управлении 0 0 2 3-5 6-8 9-10 11 12-13 - 14
Переводная таблица сырых баллов в стены для мужчин от 19 до 20 лет (п=40)
Стены 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Потребность в безопасности 0-1 2 3-4 - 5-6 7 8 10-12 13 14
Потребность эмоциональном общении 1 2 3 4 5 6-7 8 9-10 11-13 14
Потребность в свободе 1 - 2-3 4 5 6 7 8-9 10-11 12-14
Потребность в активности 1 2-3 4-6 - 7 8 9-10 11 - 12-14
Потребность в доминировании 0 0 0 1 2 3-5 6-7 8-9 10-11 12-14
Потребность в достижении 0-6 7 - 8-9 10 11 12 13-14 - -
Потребность в эмоциональном насыщении 1 2-3 4-5 6 7 8 9 10 11 12-14
Потребность в познании 1 2-3 4 5 6-7 8 9 10 11 12-14
Потребность в подготовленности 1 2 3-5 6-8 9 10 11-12 13 - 14
Потребность в статусе 0-1 2 3 4-6 7-9 10 11 12-13 - 14
Потребность быть личностью 0-2 - 3-6 7 8-9 10 11 12-13 - 14
Нравственно- эстетические потребности 0-1 2 3-4 5 6 7 8-9 10-11 12 13-14
Потребность в смысле жизни 0 0 0 1 2-3 4-9 10-12 13-14 - -
Потребность в самовыражении 1-3 3-4 5-6 7 8 9-11 12 13-14 - -
Потребность в управлении 0 1-2 3-4 5-7 8-10 11 12 13 - 14
Стены 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Потребность в безопасности 1 2 - 3-4 5 6-7 8 10-11 12-13 14
Потребность эмоционально м общении 1 2 3 4-5 6 7 8 9 10-11 12-14
Потребность в свободе 1 2 3 4 5 6-7 8 9 10-11 12-14
Потребность в активности 0-3 4-5 - 6-7 8 9 10 11 12-13 14
Потребность в доминировани и 0 0 1 2 3-4 5-6 7-8 9 10-11 12-14
Потребность в достижении 0-4 - 5-6 7-8 9 10-11 12 13 14 -
Потребность в эмоционально м насыщении 0-2 3 4 5 6-8 9-10 11 12 13 14
Потребность в познании 1 2-3 4-5 6 7-8 9-10 11 12 13-14 -
Потребность в подготовленн ости 0 1-2 3 4-6 7-8 9 10-12 - 13 14
Потребность в статусе 0 1 - 2-4 5-7 со со 10-12 13 14 -
Потребность быть личностью 0-2 3 4-5 6-7 8 9-10 11-12 13 - 14
Нравственно- эстетические потребности 1 - 2 3 4-5 6-7 8-10 11-12 13 14
Потребность в смысле жизни 0 0 1 2-3 4-5 6-9 10-12 13 - 14
Потребность в самовыражен ИИ 0-2 3 4-5 6-7 со со 10-12 - 13 14 -
Потребность в управлении 0 1 2-4 5-6 7-9 10-11 12-13 14 - -
Переводная таблица сырых баллов в стены для женщин от 23 до 29 лет (п=110)
Стены 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Потребность в безопасности 0 1 2 3-4 5 6 7-8 9 10-11 12-14
Потребность эмоционально м общении 1 2 3 4 5 6-7 8 9-10 11 12-14
Потребность в свободе 1 2 3 4 5 6-7 8 9-10 11-12 13-14
Потребность в активности 0-2 - 3-4 5 6-7 8 9-10 11-12 13 14
Потребность в доминировани и 0 0 1 2 3-4 5-6 7 8-10 11-13 14
Потребность в достижении 0-4 5-6 - 7-8 9 10 11 12 13 14
Потребность в эмоционально м насыщении 0-2 3 4-5 6 7 8 9-10 11 12 13-14
Потребность в познании 0-2 3 4-5 6 7 8-9 10 11 12-13 14
Потребность в подготовленн ости 0-2 3 - 4-5 6-7 8-10 11 12 13-14 -
Потребность в статусе 0 1 2 3-5 6-7 8-9 10-11 12 - 13-14
Потребность быть личностью 0-2 3-4 5-6 7-8 9-10 11 12 - 13 14
Нравственно- эстетические потребности 0 1 2 3 4-6 7-9 10-11 12 13 14
Потребность в смысле жизни 0 0 1 2 3-8 9-11 12 13 14 -
Потребность в самовыражен ИИ 0-3 4-5 6-7 8 9-11 12 13 14 - -
Потребность в управлении 0 1 2 3-5 6-8 9-12 13-14 - - -
Стены 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Потребность в безопасности 0 1 2-3 4-6 - 7-8 9-10 11-13 14 -
Потребность эмоциональном общении 0 1-2 3 4-5 6 7-8 9 10 11-12 13-14
Потребность в свободе 1 2 - 3-4 5-6 7-8 9-10 11-12 - 13-14
Потребность в активности 0-3 4 - 5-6 7-8 9-10 - 11-12 13 14
Потребность в доминировании 0 0 1 2 3-4 5-6 7-9 10 11 12-14
Потребность в достижении 0-2 3-5 6-7 8 9 10-11 12 13 - 14
Потребность в эмоциональном насыщении 0-2 - 3-4 5 6-7 8 9 10-11 12-13 14
Потребность в познании 0-5 - 6 - 7-8 9-10 11-12 13 - 14
Потребность в подготовленное ти 1 - 2-3 4-6 7 8 9-11 12 13-14 -
Потребность в статусе 1 2 3 4-5 6-8 9-10 11-12 13-14 - -
Потребность быть личностью 0-2 3 4 5-7 8 9-10 11 12-13 14 -
Нравственно- эстетические потребности 0 1 - 2-3 4-6 7 8-11 12 13 14
Потребность в смысле жизни 0 1 - 2 3-5 6-8 9-12 13 14 -
Потребность в самовыражении 1 - 2-4 5-7 8 9-11 12-13 - 14 -
Потребность в управлении 0 0 1-2 3 4-7 8-11 12-13 14 - -
Переводная таблица сырых баллов в стены для женщин от 30 до 39 лет (п=62)
Стены 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Потребность в безопасности 1 - 2 3 4-5 6-8 9 10 11 12-14
Потребность эмоционально м общении 0 1 2 3-4 5-6 7 8-9 10 11-13 14
Потребность в свободе 0-2 - 3 4 5 6-7 8-9 10 11-12 13-14
Потребность в активности 0-3 - 4-5 6 7 8-9 10 11 12 13-14
Потребность в доминировани и 0 0 1 2-3 4-5 6-7 8-9 10-11 12-13 14
Потребность в достижении 0-6 - - 7 8 9-10 11-12 13 14 -
Потребность в эмоционально м насыщении 0-3 4 5 6-7 8 9 10 11 12 13-14
Потребность в познании 0-3 - 4-6 7-8 9 10 11-12 13 - 14
Потребность в подготовленн ости 1 2 3 4-6 7-8 9-10 11 12-13 - 14
Потребность в статусе 0 0 1 - 3-4 5-8 9-10 11-12 13 14
Потребность быть личностью 0-2 3 4 5-6 7-9 10-11 12 13 - 14
Нравственно- эстетические потребности 1 2 3-4 5 6 7-9 10-12 - 13-14 -
Потребность в смысле жизни 0 0 1 2-3 5-6 7-10 11-14 - - -
Потребность в самовыражен ии 3 4 6 8 11 13 13 14 14 14
Потребность в управлении 0 0 0 1 2-5 6-9 10-12 13-14 - -
Стены 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Потребность в безопасности 1 - 2 3-4 5-6 7 8-9 10 11-12 14
Потребность эмоциональном общении 1 2 - 3-4 5 6-7 8 9 10 11-14
Потребность в свободе 1 2 3 4 5 6-7 8 9 10-11 13-14
Потребность в активности 0-3 4 5 6 7-8 9 10 11-12 13 14
Потребность в доминировании - 0 - 1-3 4 5-7 8-9 10-11 12-13 14
Потребность в достижении 0-2 3-4 5 6 7-8 9 10 11 12 13-14
Потребность в эмоциональном насыщении 0-2 3 4 5-6 7 8 9-10 11 12 13-14
Потребность в познании 0-2 3-4 5-6 7 8 9-10 11 12 13 14
Потребность в подготовленности 1 2 3-4 5-6 7-9 10 11 12 13 14
Потребность в статусе 0 1 - 2 3-5 6-8 9-10 11-12 13-14 -
Потребность быть личностью 0-3 - 4 5-6 7-9 10 11-12 - 13-14 -
Нравственно- эстетические потребности 1 2 3 4-5 6-9 10-11 12-13 - 14 -
Потребность в смысле жизни 0 1 2 3-5 6-7 8-10 11-13 - 14 -
Потребность в самовыражении 0-2 3-4 5-7 8-9 10-12 13 - 14 - -
Потребность в управлении 0 0 0 1 2-4 5-10 11-12 13-14 - -
Переводная таблица сырых баллов в стены для мужчин от 40 до 65 лет (п=45)
Стены 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Потребность в безопасности 1 - - 2-4 5 6-8 9-11 12 13 14
Потребность эмоциональном общении 1 - 2 3-4 6-7 8-9 10 - 11 12-14
Потребность в свободе 1 2 3 4 5 6 7-8 9-10 11-13 14
Потребность в активности 1 2-4 - 5 6 7-9 10-11 12 - 13-14
Потребность в доминировании 0 0 1 2 3 4-7 8-9 10-11 12 13-14
Потребность в достижении 0-2 3-4 5-6 7 8 9 10 11 12 13-14
Потребность в эмоциональном насыщении 1 2 3-4 - 5-8 9 10 11 12-14 -
Потребность в познании 0-3 4 - 5-6 7-8 9 10 - 11-14 -
Потребность в подготовленности 0 1-3 4-5 6-7 8 9-10 11-12 13 14 -
Потребность в статусе 0 1 - 2-4 5-6 7-8 9-10 - 11 12-14
Потребность быть личностью 0-3 4 5 6-7 - 8-10 11 - 12 13-14
Нравственно- эстетические потребности 0-2 3 - 4 5-9 10 11-12 13 14 -
Потребность в смысле жизни 0 1 - 2-5 6-7 8-9 10-12 13 14 -
Потребность в самовыражении 0-2 3-4 5-6 7-9 10 11- 12 13-14 - - -
Потребность в управлении 0 0 1 2 3-6 7-11 12-14 - - -