Яременко Николай Николаевич
доцент кафедры массовых коммуникаций и медиабизнеса, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Ленинградский пр-т, 49, Москва, 125167 E-mail: [email protected]
Стандартизация и кодификация работы журналистов при подготовке новостей (на примере информационного агентства «РосБалт»)
В статье рассматриваются современные особенности генерации, обработки и подготовки к публикации контента на примере информационного агентства «РосБалт», которое находится в момент исследования в стадии перепозиционирования с учетом работы на новую аудиторию. В материале анализируется трансформация подходов журналистов к работе с текстом, в первую очередь — текстом новостных жанров. В настоящий момент новостная журналистика стоит перед многими вызовами. В центре внимания оказывается уже не только работа самого журналиста, не только его функционал и меняющаяся роль, но и появление в результате трансформаций новой модели работы у новостного журналиста. Эта модель может быть эффективна только в том случае, если будет основана на научном подходе, который предполагает максимально детальное изучение того, как функционируют «новостники» в редакции современного СМИ. Парадокс заключается в том, что стандартизация работы традиционно воспринималась как вызов креативному началу пишущего, однако этот подход сменился иным: стандартизация — во многом прогрессивный фактор, потому что он «переупаковывает» продукт, за счет чего оптимизируется в целом вся работа новостной редакции. Многие СМИ успешно пошли по пути кодификации. Они создают свой «язык», свою форму подачи материала, которая выделяет их из потока однообразной информации. С какими вызовами сталкивается этот процесс? Какие риски он несет с собой в эпоху активного тестирования и применения искусственного интеллекта? За счет чего кодификация в стандартизированных новостях становится заметным явлением на медийном рынке?
Ключевые слова: информационное агентство, продвижение, новостная журналистика, кодификация, язык СМИ.
Для цитирования: Яременко Н.Н. Стандартизация и кодификация работы журналистов при подготовке новостей (на примере информационного агентства «РосБалт») // Вопросы медиабизнеса. 2024. Т. 3. № 3. С. 57-61. DOI: 10.24412/3034-1930-2024-0210
Nikolay N. Yaremenko
Associate Professor of the Chair Mass Communications and Media Business, Financial University under the Government of the Russian Federation
Leningradsky Ave., 49, Moscow, 125167 E-mail: [email protected]
Standardization and codification of the work of journalists in preparing news (using the example of the RosBalt news agency)
The article examines modern features of generating, processing and preparing for publication of content using the example of the RosBalt information agency, which at the time of the study is in the stage of repositioning, considering work for a new audience. The material analyzes the transformation of journalists' approaches to working with text, primarily text of news genres. News journalism currently faces many challenges. The focus is not only on reconsidering the role and functions of a journalist, but also on creating an overall new model of work for a news journalist. And this model should be based on a scientific approach, a detailed study of the activities of "news" in the modern editorial office. The standardization of a journalist's work, which, based on the traditional approach, was perceived as a threat to the creative principles of journalism, is in many ways a progressive factor that allows us to "repackage" the product, and after this, generally optimize the work of a modern news editorial office. Many media outlets have successfully followed the path of codification. They create their own "language", their own form of presenting material, which sets them apart from the flow of monotonous information. What challenges does this process face? What risks does it bring with it in the era of active testing and application of artificial intelligence? How does codification in standardized news become a noticeable phenomenon in the media market?
Keywords: news agency, promotion, news journalism, codification, media language.
JEL Classification: L82, M31
For citation: Yaremenko N.N. Standardization and codification of the work of journalists in preparing news (using the example of the RosBalt information agency). Issues of Media Business, 2024, vol. 3, no. 3, pp. 57-61. DOI: 10.24412/3034-1930-2024-0210
Сегодняшние СМИ сталкиваются сразу с несколькими вызовами при осуществлении своей основной функции — информировании пользователя. С одной стороны, стремительно изменился сам контекст существования и позиционирования СМИ. С другой — необходимо учитывать постоянно меняющиеся тенденции, связанные с восприятием потребителями меди-апродукции. Все эти факторы предполагают трансформацию подходов журналистов к работе с текстом, в первую орчередь — с новостями.
Современные тенденции развития системы СМИ предполагают развитие кроссплатфор-менных способов предоставления информации читателям. Однако они же одновременно требуют дополнительной кодификации, так как у каждого издания остаётся актуальной необходимость сохранять своё собственное лицо, определённым образом позиционироваться для целевой аудитории. В этом часто кроется одно из противоречий сегодняшней работы журналиста и существования СМИ в целом: быть во многом не авторским, максимально обезличенным (чтобы учитывать условия, при которых твои тексты будут соответствовать алгоритмам рекомендательных систем) и все-таки узнаваемым, в определённой степени оригинальным.
Активный переход журналистской работы в сеть, формирование интернет-журналистики со своими законами и отличительными свойствами, одним из которых обязательно является практически повсеместное использование модели UGC (user generated content — «контент, создаваемый потребителем») — всё это привело к ряду значительных трансформаций в работе журналиста. В первую очередь — изменило его роль, если ориентироваться на традиционные подходы к тому, что такое журналист и журналистика. Это касается прежде всего переоценки роли «новостного» журналиста («новостника», как его раньше именовали в большинстве редакций) в системе информационного потребления [Молодцов, 2023. С. 7].
Таким образом, перед «новостными СМИ» (news media) стоят новые вызовы, которые довольно подробно описаны во многих научных работах — как отечественных, так и зарубежных авторов. Опасения пишущей публики за свою судьбу в связи с массовым вторжением в жизнь масс-медиа искусственного интеллекта — это уже пройденный этап. Искусственный интеллект в течение многих лет активно используется, но чаще всего сфера его применения ограничивается короткими новостными заметками с прогнозом погоды, курсами валют и сводкой о пробках на дорогах. Ряд спортивных изданий пытается работать с программами по генерированию коротких новостных заметок с результатами матчей. Очевидно, что подобные темы легко поддаются программированию, и человеческий фактор здесь давно не влияет на контент. Да и для этой части содержания СМИ не так уж актуально понятие «качество контента». Сегодня искусственный интеллект создает проблемы разве что при автоматическом составлении сюжета агрегаторами, но к этой теме мы обратимся чуть ниже.
Большинство исследователей основной угрозой для традиционной модели работы «новостного журналиста» в не менее традиционной структуре редакции считает другой вызов, а именно появление целого потока событийной информации от тех, кого прежде называли непрофессиональными авторами. Очевидно, что СМИ давно лишились своего монопольного положения в качестве источника новостной, событийной информации — ленты новостей часто содержат видео, снятые случайными свидетелями (или даже участниками) событий. При этом проблема выглядит довольно нелинейно, так как данные процессы усложняются ещё и внедрением конвергентных форм работы. Если говорить о том, как это в целом влияет на медиарынок, то ситуация будет выглядеть так: специфика контента уже не так важна для конкуренции, характер потребления информации аудиторией — тоже не является определяющим. Иначе говоря, практически все СМИ (которые мы раньше называли бы традиционными) постоянно конкурируют между собой и отрабатывают все новые и новые навыки этой конкуренции.
Если прежде сайт новостей был приложением к основному продукту — своему спортивному телеканалу, при котором он появился и развивался, то сейчас это уже давно самостоятельный продукт. Новостной сайт спортивного телеканала matchtv.ru может привлекать больший поток посетителей, чем сам телеканал «Маты ТВ» (хотя справедливости ради тут надо отметить, что идеальный инструментарий для адекватного количественного сравнения двух проектов, живущих в разных средах, нигде в мире пока никем так и не выработан). Или возьмём другой пример: классический кейс сегодняшнего времени, который стремительно снизил долю регулярно прослушивающих радиоэфир — подкасты на сайте газеты —прослушают большее количество людей, чем программу классического радио в эфире [Задорин, 2019. С. 55-56].
Если даже относиться к этим процессам как к не просто изменениям и трансформациям новостной журналистики, а глубже — как к ее частичной «депрофессионализации», то все равно, вне зависимости от выбранной терминологии происходящие процессы требуют адаптации сегодняшних работников СМИ под совершенно иные, непривычные им процессы. И это касается 59 не только пересмотра роли и функций журналиста, о чем мы уже сказали выше, но и более гло-
Яременко Николай Николаевич
бального уровня — создания новой модели работы. И эффективная, рационально оправданная работа новостного журналиста, которая должна быть основана на научном подходе, скрупулезном изучении всей рутинной деятельности «новостников» в современной редакции. Важный аспект, к которому мы приходим: если при традиционном подходе стандартизация работы журналиста воспринималась как угроза креативному началу журналистики, теперь должна оцениваться все-таки скорее как прогрессивный фактор, позволяющим не только «переупаковать» продукт, но и в целом оптимизировать работу современной редакции, генерирующей новостной контент.
Стандартизация процессов в работе с новостями, о которой мы говорим, по сути, уже давно стала повседневной практикой для очень многих медийных сообществ. Иногда это более наглядно выглядит при анализе работы конкретных медиаорганизаций — для новостных сайтов («лент»), для редакций информационных агентств. Очень часто правила производства новостных продуктов прописываются для сотрудников СМИ не просто максимально детально. Часто они приобретают форму «новостного брендбука», внутреннего документа с четко и подробно прописанными постулатами и алгоритмами работы и внешнего вида конечного продукта. Объем такого документа может достигать 60-70 страниц, где подробно перечисляется, почему в эфире данного СМИ можно употреблять, например, такие словосочетания, как «мэр Москвы», «московский метрополитен», но нельзя — «столичный градоначальник», «столичная подземка».
Не только новостные сайты, но и многие традиционные ежедневные газеты успешно пошли по пути кодификации. Они создают свой «язык», свою форму подачи материала, которая выделяет их из потока однотипных сюжетов в похожих друг на друга СМИ. Элементы данного процесса мы могли наблюдать в начале 1990 гг., когда многие новые СМИ пытались завоевать новую аудиторию путем необычного позиционирования на зарождающемся рынке, а именно изображая из себя некое подобие западным изданиям. Попутно отметим, что в большинстве издания на деле не имели никакого конкретного аналога для подражания, а просто пытались соответствовать своим собственным представлениям о том, каким должно быть такое качественное издание, живущее по «мировым стандартам».
Газета «Коммерсантъ», например, в часть своих материалов — самых разных жанров, от материала репортера до обзора от колумниста — обязательно вставляла формулу «Как считают эксперты «Коммерсанта»...». Подобный подход был одной из составных частей революционного образа издания, радикально отличающегося от привычного медиаландшафта того времени. И не важно, что за этой формулой скрывалось личное мнение автора или редактора — у читающей аудитории формировалось чёткое убеждение, насколько глубокий и системный подход выстроен в редакции. Казалось, что есть некая группа неназываемых экспертов, готовая прокомментировать абсолютно любые проблемы — от цвета и формы новых скамеек в московских дворах до размера очередной субсидии от Международного валютного фонда.
Но если говорить системно, то сегодня уже не печатные издания, а именно информационные агентства являются трендсеттерами в вопросах стандартизации журналистского труда по генерации новостного контента. Часть исследователей, например, считает, что основную роль здесь сыграла ориентация на производство продукта Ь2Ь-типа для корпоративных клиентов. И в этом есть своя логика: ведь именно в этом сегменте потребителей информации максимально важны те элементы текста, которые максимальным образом структурированы и понятным образом кодифицированы. Такой потребитель, конечно, будет придирчив к уровню качества приобретаемой им информационной продукции, но всё-таки ключевым для него будет не соответствие контента сложившимся привычкам, а удобство применения её в своей практической работе [Ам-зин, Гатов, Галустян, 2016. С. 86-87].
Исторически работа с большинством журналистских материалов (сейчас мы не акцентируем внимание на нюансах — чем отличается рерайт уже оформленной другими источниками новости от генерирования собственного эксклюзива) предполагала разделение процесса создания продукта на предельно короткие процессы, чаще называемые бизнес-процессами. И процесс создания новостного информационного продукта для подавляющего большинства практических случаев будет выглядеть следующим образом. Понятно, что это изображение предельное схематичное, в крайне упрощенном виде:
• вход в новостной сюжет (а именно, самостоятельное получение информации, на деле — гораздо чаще — получение информации из других источников);
• осмысление и обработка информации (обзвон героев события, экспертов);
• доведение до готового оформления в соответствии со стандартами данного СМИ (грамотное выстраивание композиции, добавление бэкграунда новости и т.п.);
• выпуск готового, «упакованного» (или уже не в первый раз «переупакованного») информационного продукта (это может быть публикация в ленте новостей на сайте, в привычных газете, журнале, в виде поста в соцсетях) [Вырковский, Борисяк, 2013. С. 90-103].
Issues of Media Business 2024, vol. 3, no. 3
В качестве примера здесь мы можем привести работу сетевого издания «Информационное агентство «РосБалт», к которой имею отношение в том числе как один из авторов и как главный редактор. Выбранное издание — крупное федеральное СМИ, имеющее сайт со значительным объемом как оригинального, так и всерьез переработанного неэксклюзивного контента, связанного не только с жизнью преимущественно города Санкт-Петербурга и ряда регионов Северо-Запада страны (Псковская, Ленинградская, Новгородская области, Республика Карелия), но и с отработкой основной федеральной и мировой повестки. Количество посетителей в отдельные недели 2024 г. превышает 1,3 млн пользователей.
Можно говорить, что на российском медиарынке уже сложился структурно тот механизм медиаиндустрии, в котором информационные агентства занимают если и не доминирующую, то во многом определяющую позицию. Они не только обеспечивают постоянное производство и доставку контента — они, по сути, являются тем сектором, который во многом формирует единство информационной повестки. Именно те информагентства, которые активно цитируются другими СМИ, автоматически получают «больший вес» при формировании сюжетов в интернет-агрега-торах. Эти алгоритмы меняются с годами и десятилетиями. Понятно, что в советский период упомянутое «единство информационной индустрии» достигалось во многом за счет господства единственной идеологии и при помощи циркуляров от общего партийного руководства, то теперь они уступили место другим регуляторам, во многом более естественным. Конечно, свою роль здесь сыграла и определенная адаптация глобальных концепций к российскому медиакон-тексту, творческая ориентация на глобальные стандарты международных медиабрендов.
Однако несмотря на унификацию принципов производства контента, каждое информагентство и тем более каждое СМИ задумываются о своем коде — своем отличительном языке. «РосБалт» после смены собственника в 2023 г. столкнулся с необходимостью перепозиционирования на медиарынке: изменился не только внешний вид сайта, унифицировавшись под стилистику всех изданий холдинга 1MI, но и скорректировалась тематика, а вместе с этим встал вопрос об измении и языка издания. С учетом усиления городской повестки был смещен акцент на местное восприятие картины мира: так, вместо слова «подъезд» стали употреблять (в том числе нарочито) исключительно обозначение «парадная», Санкт-Петербург стал именоваться так же, как в большинстве организаций в городе — «Северная столица», а Москва часто заменяться на словосочетание «формальная столица». Но самым заметным стало обозначение времени, согласно исторической традиции — не «московское время», а «пулковский меридиан».
Любопытным будет отметить, что сначала этот подход столкнулся с негативным отношением со стороны искусственного интеллекта (ИИ): роботы-индексаторы поисковых систем (Yandex) запрограммированы так, что резкое отличие в наборе слов в одном из СМИ считают фактической ошибкой, поэтому материалы не интегрировались в Yandex-сюжеты, даже тогда, когда были полностью релевантны для их требований. То есть фраза «Матч начнется на "Газпром Арене'' в 18.30 по пулковскому меридиану» ИИ воспринимал как ошибку, так как у всех остальных источников написано «по московскому времени». Но спустя несколько недель настойчивых повторений ИИ «научился» и стал интегрировать материалы в автоматически генерируемые Yandex-сюжеты.
Подобная кодификация в стандартизированных новостях (да и в авторских колонках) становится крайне заметна на рынке: пользователь может иронизировать, делиться скринами в жанре «как не надо делать», но в итоге это решает поставленную задачу — узнаваемость стиля, «почерка» издания, а значит — своего рода «знак качества» от формирующейся в результате работы многих других процессов лояльной аудитории.
Литература
Амзин А., Гатов В., Галустян А. Как новые медиа изменили журналистику. 2012-2016. Екатеринбург, 2016. 304 с.
Вырковский А.В., Борисяк Д.А. Бизнес-процессы в новостной журналистике // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2013. № 4. С. 90-103.
Задорин И.В., Сапонова А.В. Динамика основных коммуникативных практик россиян // Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2019. Т. 4. № 3. С. 48-68.
Молодцов И.Н. Медиабизнес. М.: КноРус, 2023. 170 с.
References
Amzin A., Gatov V., Galustyan A. How new media have changed journalism. 2012-2016. Yekaterinburg, 2016, 304 p. (In Russian) Molodtsov I.N. Media business. Moscow: KnoRus, 2023, 170 p. (In Russian)
Vyrkovsky A.V., Borisyak D.A. Business processes in news based journalism. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10. Zhurnalistika, 2013, no. 4, pp. 90-103. (in Russian)
Zadorin I.V., Saponova A.V. Dynamics of the main communicative practices of Russians // Communications. Media. Design, 2019, vol. 4, no. 3, pp. 48-68. (In Russian)