УДК 330.131.7
стандарт обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта*
Анализируется концепция обеспечения экономической безопасности организации и рассматривается примерная форма стандарта экономической безопасности хозяйствующего субъекта, который имеет целью создание условий для обеспечения эффективной деятельности организации, защиты здоровья и безопасности работников организации, повышение качества производимых товаров и оказываемых услуг.
Ключевые слова: экономическая безопасность; стандарт; хозяйствующий субъект; риск-менеджмент.
The article analyzes the concept of economic security in the context of establishing rough standards for economic security of the business entity. The standards aim to create conditions ensuring a proper functioning of the organization, protection of worker health and safety as well as improvement of the quality of produced goods and services.
Keywords: economic security; standard; business entity; risk management.
Безденежных Вячеслав Михайлович
д-р экон. наук, профессор, заведующий кафедрой «Анализ рисков и экономическая безопасность» Финансового университета Е-mail: [email protected]
цели обеспечения экономической безопасности
В настоящее время в Российской Федерации нет единого федерального органа исполнительной власти, ответственного за координацию деятельности в сфере обеспечения экономической безопасности. Данная функция распределена среди многих субъектов обеспечения безопасности. Вместе с тем необходимость существования такого органа власти реально существует. Это может быть, например, Федеральное агентство,
к компетенции которого могут быть отнесены, как минимум, следующие функции:
• общая координация деятельности в области обеспечения экономической безопасности;
• разработка и утверждение планов готовности и планов действий органов государственного управления в сфере экономики, иных субъектов отношений в сфере экономики в условиях возникновения угроз безопасности;
• разработка государственной политики и нормативных правовых актов (их проектов) в сфере обеспечения экономической безопасности, оказания государственных услуг и осуществления иных государственных функций в сфере экономической безопасности;
• подготовка ежегодного доклада о состоянии экономической безопасности в России и мире;
• руководство временно создаваемыми структурами для управления кризисными ситуациями в экономике и ликвидации их последствий;
• осуществление государственно-частного партнерства в области обеспечения экономической безопасности и др.
* Статья подготовлена в соответствии с государственным заданием на 2014 г. и плановый период 2015 и 2016 гг., утвержденным заместителем председателя Правительства РФ 14.02.2014 . № 795п-П17.
Целями обеспечения экономической безопасности являются достижение и сохранение субъектами экономической безопасности такого состояния объекта, при котором он может устойчиво функционировать и прогрессивно развиваться, противодействуя внутренним и внешним угрозам при эффективном использовании ресурсов.
Для достижения поставленной цели должны последовательно решаться следующие задачи:
• диагностика и анализ существующего уровня экономической безопасности, в том числе выявление, прогнозирование и систематизация угроз экономической безопасности объекта;
• разработка мероприятий и рекомендаций по достижению и повышению уровня экономической безопасности и оценка их эффективности;
• реализация комплекса мер, признанных наиболее действенными;
• непрерывный мониторинг уровня экономической безопасности и корректировка экономической политика хозяйствующего субъекта.
субъекты экономической безопасности
С позиции экономической теории субъектами экономической безопасности являются участники экономических отношений, выполняющие функции по обеспечению экономической безопасности путем реализации определенных мероприятий. Субъектами экономической безопасности могут быть в том числе органы исполнительной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, специальные службы на предприятиях или их руководство, а также отдельные граждане. Наряду с ними значительное влияние на обеспечение экономической безопасности хозяйствующих субъектов различных уровней оказывают общественные организации и средства массовой информации, которые в связи с формированием гражданского общества в России и расширением процесса регионализации призваны играть всевозрастающую роль в обеспечении экономической безопасности.
Регулирование экономических отношений
Одним из приемов регулирования экономических отношений является императивное регули-
рование. Субъекты императивного регулирования вступают в конкретные правоотношения по инициативе государственных органов и должностных лиц. Данный прием регулирования предполагает строгую обязательность в поведении субъектов, не допускающую отступления от правовых предписаний.
Императивное регулирование характеризуется детальной урегулированностью деятельности участников отношений. Они обычно называются отношениями по вертикали. Сторонами такого отношения могут выступать, например, организации, с одной стороны, и антимонопольный комитет или иной государственный орган, обладающий властными полномочиями, с другой стороны.
Следующим приемом регулирования принято считать диспозитивное регулирование, при котором допускается значительная самостоятельность субъектов правоотношений, им предоставляется возможность в пределах правовых средств урегулировать правоотношения по своему усмотрению. На ход и процесс регулирования влияет активность участников регулируемых отношений. При помощи диспозитивного регулирования устанавливаются наиболее общие линии поведения. Характерен отказ от тщательной и детальной регламентации деятельности участников правоотношений.
Диспозитивное регулирование применимо к отношениям, которые принято называть горизонтальными и характерной чертой которых является юридическое равенство сторон.
Следует иметь в виду, что по мере увеличения эффективности рыночного регулирования дис-позитивные методы станут преобладающими в регламентации экономических отношений. Но это вовсе не означает, что императивные начала исчезнут и не будут применяться государствами.
Любая экономическая модель предполагает возможность властных предписаний со стороны государственных органов и должностных лиц. В современных условиях в России можно говорить лишь о тенденции к преимущественному использованию экономических методов, что законодательно закрепляет более широкое применение диспозитивного регулирования отношений в сфере экономики.
Государство в лице своих органов осуществляет деятельность по обеспечению всех видов национальной безопасности: экономической,
политической, социальной, военной и экологической. Через систему законодательных органов принимаются законы и другие нормативные акты, а исполнительные органы власти обеспечивают их реализацию всеми возможными методами в рамках действующего законодательства.
сущность стандарта экономической безопасности организации
Для каждой организации присущи свои особенности и соответственно свои требования для обеспечения поступательной стабильной деятельности организации. Вместе с тем любой организации свойственны общие факторы, которые могут оказывать как негативное, так и позитивное воздействие на организацию. Управление такими процессами со стороны хозяйствующего субъекта целесообразно основывать на нормируемых правилах управления — стандартах. Об этом свидетельствует, в частности, многолетний опыт работы Международной организации по стандартизации (ИСО) в такой сфере, как менеджмент качества (стандарты нового поколения СМК 9001: 2008), риск-менеджмент (многочисленные национальные и международные стандарты регулирования рисков, а также российские стандарты риск-менеджмента).
Использование принятого в исследовании, выполненном в Финансовом университете под руководством проф. В. И. Авдийского, методического подхода к трактовке экономической безопасности как конвергенции процессов использования ресурсов в целях обеспечения устойчивого развития организации и финансово-экономической оценки эффективности проводимых мер позволило разработать единый (согласованный, комплексный и взаимно дополняющий) стандарт экономической безопасности организации как набор программ и алгоритмов действий по обеспечению экономической безопасности хозяйствующего субъекта.
Нормирование работы по обеспечению экономической безопасности организации позволяет осуществлять различные формы контроля как корпоративного (внутреннего), так и внешнего (ведомственного, государственного) характера уровня и качества обеспечения экономической безопасности отдельных единиц и их влияния на состояние системы в целом.
Разработанный стандарт обеспечения экономической безопасности организации включает все основные компоненты учета и управления рисками в деятельности хозяйствующего субъекта.
Целями обеспечения экономической безопасности являются достижение и сохранение субъектами экономической безопасности такого состояния объекта, при котором он может устойчиво функционировать и прогрессивно развиваться, противодействуя внутренним и внешним угрозам при эффективном использовании ресурсов
Главной особенностью стандарта является «установление контекста» как системы исходных условий обеспечения экономической безопасности организации, который позволяет зафиксировать цели организации, условия, при которых она стремится достичь своих целей, заинтересованные стороны и критерии риска (допустимые уровни).
Стандарт позволяет:
• увеличивать вероятность (надежность) достижения поставленных организацией целей;
• поддерживать упреждающее (проактивное) управление организацией;
• улучшать осведомленность работников организации о необходимости обеспечения безопасности на основе идентификации рисков;
• повышать качество идентификации и обработки рисков;
• выполнять релевантные законодательные требования, регламенты, международные нормы;
• поднимать уровень общего управления организацией;
• повышать доверие заинтересованных сторон (стейкхолдеров);
• устанавливать надежную основу для принятия решений и стратегического планирования;
• улучшать контроль за осуществлением деятельности организации;
• эффективно распределять и использовать ресурсы для обеспечения экономической безопасности организации;
• улучшать показатели профессиональной безопасности и здоровья работников организации;
• устанавливать потери;
• улучшать обучение персонала по вопросам обеспечения экономической безопасности на рабочем месте;
• повышать работоспособность и сплоченность коллектива организации.
Стандарт может корректироваться любым государственным, частным или общественным предприятием, ассоциацией, группой компаний или отдельной компанией (далее — организация) для согласования процессов по управлению системами обеспечения экономической безопасности организации.
сферы регулирования стандарта
Цель предлагаемой концепции — интеграция системы управления обеспечением экономической безопасности в общую систему менеджмента. Это дает гарантию того, что информация, собранная в ходе реализации процессов регулирования рисков, будет исследована и результатом этой работы станет отчет как основа принятия управленческих решений.
Успех внедрения системы управления обеспечением экономической безопасности на основе риск-менеджмента предопределяется приверженностью руководства организации принципам и сущности выбранной концепции и методам ее реализации.
Основными сферами регулирования стандарта являются следующие основные процессы:
1) анализ состояния безопасности (экономической, информационной, кадровой, психологической, физической) организации;
2) анализ состояния управленческих процессов, рисков управления и системы внутреннего контроля организации;
3) формирование концепции и политики безопасности (включая экономическую как важнейшую) организаций;
4) разработка алгоритма реализации концепции безопасности (включая экономическую как важнейшую) бизнеса для крупных холдинговых структур в целом;
5) формирование системы внутреннего контроля для крупных и средних организаций;
6) мониторинг разработанных систем управления рисками и обеспечения экономической безопасности организаций;
7) организация внедрения систем обеспечения экономической безопасности, а также их модернизация при реструктуризации организаций, проведение консультационной поддержки в процессе реализации проектов;
8) проведение на основе стандартов, регламентов и других нормативных документов занятий по различным направлениям и технологиям обеспечения безопасности.
основные нормативные документы стандарта
К основной нормативной документации стандарта относятся следующие документы, сгруппированные по нижеуказанным блокам.
А) Блок «Экономическая безопасность»:
• положение о комиссии по рискам контрагентов (по обеспечению безопасности в договорной работе с контрагентами);
• положение о службе безопасности;
• стандарт организации по кадровой безопасности;
• стандарт организации по отчетности о деятельности подразделений дирекции по (экономической) безопасности;
• стандарт организации по проведению внутренних служебных расследований;
• положение о проведении внутренних расследований;
• инструкция о проведении внутренних расследований;
• регламент политики организации по управлению рисками мошенничества;
• регламент основных правил обеспечения сохранности материальных и нематериальных ценностей и ресурсов;
• лист контрольной проверки состояния безопасности на объекте;
• матрица проверки кандидатов линейного и высшего уровней;
• матрица проверки и принятия решений по договорам;
• матрица работы с рисками, вызывающими потери или грозящие ущербами, превышающими допустимый уровень;
• матрица отчета о результатах работы службы безопасности.
Б) Блок «Информационная безопасность»:
• стандарт по технической защите информации;
• корпоративный стандарт о коммерческой тайне и информации с ограниченным доступом;
• положение о комиссии по защите коммерческой тайны и информации с ограниченным доступом;
• инструкция о порядке отнесения информации к коммерческой тайне и ее категориро-вании;
• корпоративный стандарт по обороту, хранению и уничтожению документов, содержащих коммерческую тайну;
• положение по обеспечению коммерческой тайны при работе с иностранными партнерами.
В) Блок «Организационная и информационно-аналитическая работа по регулированию рисков»:
• регламент о порядке поиска, сбора и обобщения информационных ресурсов;
• стандарт организации по управлению рисками в целях обеспечения безопасности предприятия;
• регламент по категорированию служебных помещений и рабочих мест сотрудников, имеющих доступ к информации, содержащей коммерческую тайну;
• инструкция о порядке проведения аналитической работы по регулированию рисков и предупреждению угроз экономической безопасности предприятия.
Г) Блок «Физическая безопасность организации»:
• стандарт организации по охране;
• положение по режиму и охране;
• регламент о порядке пропускного режима;
• регламент проведения проверки помещений;
• инструкция о порядке пропускного режима.
Д) Блок «Регламент внедрения стандарта экономической безопасности организации»:
• разработка системы управления обеспечением экономической безопасности на основе риск-менеджмента;
• разработка системы управления обеспечением экономической безопасности организации, включающей следующие элементы:
— установление политики обеспечения экономической безопасности;
— отчетность;
— интеграция в процессы организации;
— ресурсы;
• установление внутренней коммуникации и механизма отчетности;
• установление внешней коммуникации и механизма отчетности;
• применение системы управления обеспечением экономической безопасности на основе риск-менеджмента на практике, включающей:
— регулирование системы управление обеспечением экономической безопасности на основе регулирования рисков на практике;
— регулирование на практике процессов в системе регулирования рисков;
— мониторинг и оценка концепции регулирования рисков;
— стратегическое и оперативное (по-про-цессное) планирование, чтобы достичь соответствия и лояльности на всех уровнях.
Цель предлагаемой концепции -интеграция системы управления обеспечением экономической безопасности в общую систему менеджмента. Это дает гарантию того, что информация, собранная в ходе реализации процессов регулирования рисков, будет исследована и результатом этой работы станет отчет как основа принятия управленческих решений
Задачи руководителей организации
Руководителям организации при принятии стратегических решений необходимо:
• определить и утвердить политику в области обеспечения экономической безопасности организации на основе риск-менеджмента;
• установить показатели эффективности системы управления обеспечением экономической безопасности, которые соответствуют показателям эффективности организации;
• сравнить цели управления обеспечением экономической безопасности с целями и стратегиями организации;
• распределить ответственности и обязанности на всех уровнях организации;
• предоставить гарантию того, что ресурсы, необходимые для внедрения и функционирования системы управления обеспечением экономической безопасности на основе риск-менеджмента, были выделены и распределены;
• донести до всех заинтересованных сторон преимущества управления обеспечением экономической безопасности на основе риск-менеджмента.
Быводы
Практика показывает, что в условиях глобализации мировой экономики, роста конкуренции мировых экономик экономическая стабильность функционирования всех хозяйствующих субъектов не зависит от форм собственности и уровня капитализации. Она является в современных условиях одной из главных гарантий обеспечения эффективного развития экономики России в целом, в том числе обеспечения высокого уровня ее конкурентоспособности, в мировом сообществе. Кроме того, высокий уровень экономической стабильности организаций — основы российской экономики является одним из основных условий обеспечения общественно-политической стабильности в обществе, гарантией стабильного роста социального благосостояния российского народа. Это находит свое подтверждение в последних решениях, принятых руководством страны, в части увеличения расходов на социальные нужды и повышение уровня обороноспособности нашего государства.
Разработанный стандарт экономической безопасности хозяйствующих субъектов может быть рекомендован хозяйствующим субъектам в качестве основы для разработки собственных стандартов, в которых будет учтена не только
специфика деятельности организации, но и его отраслевая направленность, региональная особенность.
Качественный уровень разработанного организацией стандарта экономической безопасности и эффективность его применения в практической деятельности хозяйствующих субъектов позволяют оценивать уровень защищенности организации, ее конкурентоспособности, что особенно важно при стратегическом планировании развития, в том числе при реализации инвестиционных проектов.
Литература
1. Авдийский В.И., Безденежных В.М. Управление рисками в деятельности предприятия. М.: Альфа-М, 2013.
2. Грюнендаль Г., Воз Д. Анализируя риски, управляем стоимостью компании. М., 2006.
3. Draft International Standard ISO/DIS 31000 «Risk management — Principles and guidelines on implementation», ISO, 2008.
4. Kevin W. Knight. Risk Management — a journey, not destination. January, 2006.
5. Marc Saner. Information Brief on International Risk Management Standards. Institute On Governance, Canada, 30 November 2005. Philippe Jorion. Value at Risk. Third ed. N.Y., International Edition, 2007.
6. Michel Crouhy, Dan Galai, Robert Mark. Risk management. Mc.Graw-hill, Two Penn Plaza, N.Y., 2000.
7. Chris Marrison. The fundamentals of risk measurement. Mc.Graw-hill, Two Penn Plaza, N.Y., 2002.
8. Jean-Paul Chavas. Risk Analysis in Theory and Practice. Elsevier, 2004.
9. George Christodoulakis, Stephen Satchell. The Analytics of Risk Model Validation, Elsevier, 2008.
Из выступления В.В. Путина на заседании Комиссии по вопросам стратегического развития ТЭК и экологической безопасности 4 июня 2014 г.
Одновременно цена на газ должна стимулировать в необходимом объёме модернизацию и развитие самой газовой отрасли, добывающих производств и газопроводящей системы. В добыче конкурентные условия уже практически созданы, активно работают независимые производители. И, конечно, нужно добиваться снижения затрат при транспортировке и хранении газа.