Научная статья на тему 'Стадия возбуждения уголовного дела при расследовании массовых беспорядков'

Стадия возбуждения уголовного дела при расследовании массовых беспорядков Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
781
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССОВЫЕ БЕСПОРЯДКИ / ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА / ПОВОДЫ / ОСНОВАНИЯ / ПРОВЕРКА СООБЩЕНИЯ / ПОДСЛЕДСТВЕННОСТЬ / RIOTS / THE INSTITUTION OF CRIMINAL PROCEEDINGS / THE REASONS / GROUNDS / TEST REPORTS / INVESTIGATIVE JURISDICTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Багмет А. М.

В статье рассматриваются особенности возбуждения уголовных дел по фактам организации массовых беспорядков, участия в массовых беспорядка и призывах к массовым беспорядкам. Раскрываются поводы для возбуждения уголовного дела, особенности проверки сообщений, основания для возбуждения уголовного дела, подследственность и особенности вынесения постановления о возбуждении уголовного дела о массовых беспорядках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAGE OF PROSECUTION IN THE INVESTIGATION OF A RIOT

This article discusses the features of criminal proceedings for acts of public disorder, engage in massive confusion and calls for crowd control. Reveals the reasons for the initiation of criminal proceedings, particularly check messages, the grounds for the institution of criminal proceedings, investigative jurisdiction and a ruling on prosecution of the rioters.

Текст научной работы на тему «Стадия возбуждения уголовного дела при расследовании массовых беспорядков»

2. Методические рекомендации Управления судебно-экономических экспертиз Экспертно-криминалистического центра МВД России от 29.09.2008 №37/11-4962 по назначению и производству финансово-кредитных экспертиз в ЭКП ОВД России.

Г. В. Акифьева, начальник отдела экономических экспертиз (Россия, ЭКЦ ГУ МВД России по Алтайскому краю)

SOME OF FORENSIC EXAMINATION OF FINANCIAL CREDIT FOR INVESTIGA TION

OF ILLEGAL FOR CREDIT G. Akifyeva

Annotation. In the article the possibilities and features of the judicial procedures of financial and credit expertise.

Key words: credit, legal expertise, objectives, methodology, documentation, conclusion.

G.V. Akifeva, head of economic expertise(Russia, Forensic Science Center of the MOI of Russia in the Altai Territory)

УДК 343.1

СТАДИЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ МАССОВЫХ БЕСПОРЯДКОВ

А.М. Багмет

В статье рассматриваются особенности возбуждения уголовных дел по фактам организации массовых беспорядков, участия в массовых беспорядка и призывах к массовым беспорядкам. Раскрываются поводы для возбуждения уголовного дела, особенности проверки сообщений, основания для возбуждения уголовного дела, подследственность и особенности вынесения постановления о возбуждении уголовного дела о массовых беспорядках.

Ключевые слова: массовые беспорядки, возбуждение уголовного дела, поводы, основания, проверка сообщения, подследственность.

В соответствии ч. 1 ст. 146 УПК РФ уголовное дело возбуждается при наличии повода и основания, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством.

Тем не менее, возбуждение уголовного дела, как стадия уголовного судопроизводства, как правило, состоит из пяти этапов:

1) поступление сообщения о преступлении и его регистрация (наличие повода для возбуждения уголовного дела).

Под сообщением о преступлении понимается: заявление о

преступлении, явка с повинной, рапорт об обнаружении преступления (п. 43 ст. 5 УПК РФ);

2) проверка сообщения о преступлении (доследственная проверка);

3) уголовно-правовая квалификация деяния (наличие основания для возбуждения уголовного дела);

4) определение подследственности преступления;

5) вынесение постановления о возбуждении уголовного дела (постановления об отказе в возбуждении уголовного дела).

Данный алгоритм соответствует и стадии возбуждения уголовного дела при поступлении сообщения об организации массовых беспорядков (ч. 1 ст. 212 УК РФ) и призывах к массовым беспорядкам (ч. 3 ст. 212 УК РФ). Поступление сообщения о преступлении и его регистрация.

Согласно ч. 1 ст. 140 УПК РФ поводами для возбуждения уголовного дела по факту совершения любого преступления (за исключением налоговых преступлений) служат:

- заявление о преступлении;

- явка с повинной;

- сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;

- постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

По делам о массовых беспорядках поводами для возбуждения уголовного дела, как правило, являются:

- в первую очередь - сообщение о совершенном или готовящемся преступлении из иных источников в виде рапорта сотрудника правоохранительного органа, в частности, органа внутренних дел;

- во вторую очередь - заявление о преступлении пострадавшего;

- в третью очередь - постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

Приказом МВД России от 01.03.2012 № 140 утвержден

Административный регламент МВД РФ предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах МВД РФ заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях [1] (далее - Регламент ОВД), в соответствии с которым в территориальных органах МВД РФ круглосуточно осуществляются прием, регистрация и разрешение заявлений:

1) о преступлении:

- заявление о преступлении, подписанное заявителем;

- протокол принятия устного заявления о преступлении;

- заявление о явке с повинной;

- протокол явки с повинной;

- постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании;

- рапорт сотрудника органов внутренних дел об обнаружении признаков преступления;

- поручение прокурора (руководителя следственного органа) о проведении проверки по сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации (п. 16.1.1. Регламента ОВД);

2) о происшествии: заявление гражданина, должностного и иного лица либо рапорт сотрудника ОВД, в соответствии с которым требуется проведение проверочных действий с целью установления наличия или отсутствия признаков преступления, в частности, о массовых беспорядках (п. 16.1.3. Регламента ОВД).

По уголовным делам о массовых беспорядках, сопровождавшихся насилием, возможно поступление сообщений о безвестно пропавших граждан. В связи с чем, несомненно, положительную роль играет Инструкция о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением граждан (далее -совместная Инструкция), утвержденная совместным приказом Генпрокуратуры РФ и МВД РФ № 70/122 от 27.02.2010 [2], которая устанавливает порядок приема, регистрации и разрешения в ОВД РФ и в следственных органах СК России, как правопреемницы Следственного комитета при прокуратуре РФ заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением граждан. Согласно совместной Инструкции при поступлении в ОВД сообщения о безвестном исчезновении гражданина с признаками совершения в отношении его преступления, относящегося к подследственности СК России, после регистрации оно незамедлительно передается в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ в следственный орган СК России.

В соответствии с приказом Следственного комитета РФ от 04.05.2011 № 76 «О порядке представления в системе Следственного комитета Российской Федерации специальных донесений и иной информации о преступлениях и чрезвычайных происшествиях» [3] требуется незамедлительно сообщать в центральный аппарат СК России по телефону и составлять письменное специальное донесение, текст которого в течение суток передавать факсимильной связью с последующим направлением фельдъегерской или почтовой связью (со ссылкой на дату и время передачи телефонограммы), о массовых беспорядках.

Проверка сообщения о преступлении.

При сообщении о безвестном исчезновении гражданина, в связи с массовыми беспорядками, для проверки обстоятельств исчезновения человека, обнаружения следов преступления, выявления иных обстоятельств, имеющих значение для установления причин исчезновения, оперативный дежурный по ОВД организует выезд на место последнего пребывания (проживания)

пропавшего лица следственно-оперативной группы под руководством следователя СК России, который производит согласно требованиям ст.ст. 176, 177, 180 УПК РФ неотложные следственные действия, привлекая при необходимости к этой работе соответствующих специалистов, и в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ поручая органу дознания проведение оперативно-розыскных мероприятий [2].

По делам о массовых беспорядках, когда признаки участия в массовых беспорядках, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти (ч. 2 ст. 212 УК РФ) очевидны, в проверке сообщений о данных преступлениях нет необходимости. Поэтому при поступлении сообщения о массовых беспорядках, то есть при появлении повода для возбуждения уголовного дела, уголовно-правовая квалификация деяния очевидна, то есть при наличии основания для возбуждения уголовного дела, компетентным должностным лицом правоохранительного органа по данному факту возбуждается уголовное дело.

Уголовно-правовая квалификация деяния.

Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления (ч. 2 ст. 140 УПК РФ).

Основанием возбуждения уголовного дела о массовых беспорядках будет достоверная информация о незаконном сборе толпы, участники которой начинают совершать хотя бы одно из противоправных деяний, относящихся к условиям привлечения к уголовной ответственности за массовые беспорядки: применение насилия, огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, совершение погромов, поджогов, уничтожение имущества, оказание вооруженного сопротивления представителям власти, пресекающим беспорядки.

Определение подследственности преступления.

В соответствии с пп. «а» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ по уголовным делам о массовых беспорядках, то есть преступлениях, предусмотренных ст. 212 УК РФ, производится предварительное следствие следователями СК России.

Вынесение постановления о возбуждении уголовного дела.

При получении сообщения об участии в массовых беспорядках, а также при подтверждении сообщений об организации массовых беспорядков или о призывах к массовым беспорядкам, рекомендуется выносить «Постановление о возбуждении уголовного дела, создании следственной группы и поручении производства предварительного следствия» либо «Постановление о возбуждении уголовного дела, создании следственно-оперативной группы и поручении производства предварительного следствия».

Уголовное дело может возбуждаться в отношении организатора массовых беспорядков или лица, призывающего к массовым беспорядкам, то

есть в отношении конкретного лица. Однако, как правило, уголовное дело возбуждается по факту совершения массовых беспорядков.

В зависимости от принятого решения описание преступления в Постановлении о возбуждении уголовного дела должно содержать указание на наличие признаков преступления в действиях конкретного лица (конкретных лиц) либо указываться, что преступление совершено неизвестным лицом (неизвестными лицами).

Существует два варианта изложения фабулы преступления: широкий и узкий. В первом случае в постановлении о возбуждении уголовного дела обстоятельства преступления излагаются не в том виде, в каком они установлены, а в том виде, в каком они видятся лицу, приступающему к расследованию преступления. Иными словами, в данном случае в описании преступления больше гипотетического, чем реально установленного. Во втором случае - излагается либо только то, что уже реально установлено, либо даже часть этого. Непосредственно на законность и обоснованность постановления о возбуждении уголовного дела это не влияет, поскольку в данном случае требуется лишь формальное соответствие изложенных признаков преступления соответствующей квалификации [4, С. 54-58].

Таким образом, возбуждение уголовного дела по факту организации массовых беспорядков и призывов к массовым беспорядкам, как правило, состоит из пяти этапов:

1) поступление сообщения о преступлении и его регистрация;

2) проверка сообщения о преступлении;

3) уголовно-правовая квалификация деяния;

4) определение подследственности преступления;

5) вынесение постановления о возбуждении уголовного дела.

При возбуждении уголовного дела по факту совершения или участия в массовых беспорядках, как правило, этап проверки сообщения о преступлении исключается.

По делам о массовых беспорядках поводами для возбуждения уголовного дела, как правило, являются сообщения о массовых беспорядках в виде рапорта сотрудника органа внутренних дел, а также заявления граждан о совершенных в отношении них преступлений в ходе массовых беспорядках.

В настоящее время порядок приема и разрешения сообщений о преступлениях вообще регламентирован нормативными актами правоохранительных органов. Однако до настоящего времени ни одним правоохранительным органом не регламентирован порядок приема и разрешения сообщений о массовых беспорядках, что, несомненно, снижает качество и сроки их рассмотрения.

Основанием возбуждения уголовного дела о массовых беспорядках будет достоверная информация о начале организации массовых беспорядков, либо о начале призывов к массовым беспорядкам, либо о незаконном сборе толпы, участники которой начинают совершать хотя бы одно из противоправных деяний, относящихся к условиям привлечения к уголовной

ответственности за массовые беспорядки: применение насилия,

огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, совершение погромов, поджогов, уничтожение имущества, оказание вооруженного сопротивления представителям власти, пресекающим беспорядки.

Список литературы

1. Приказ МВД России от 01.03.2012 № 140 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» // Российская газета. 2012. 01 августа

2. Приказ Генпрокуратуры РФ и МВД РФ от 27.02.2010 № 70/122 «Об утверждении инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением граждан» // Законность. 2010. № 5.

3. Приказ Следственного комитета РФ от 04.05.2011 № 76 «О порядке представления в системе Следственного комитета Российской Федерации специальных донесений и иной информации о преступлениях и чрезвычайных происшествиях» // СПС «КонсультантПлюс».

4. Колоколов Н.А. Возбуждение уголовного дела: отдельные

методические рекомендации по составлению документов // Юридический мир. 2010. № 2.

А.М. Багмет, канд. юрид. наук, директор института повышения квалификации Следственного комитета Российской Федерации, тел. + 7(968)719-77-77, E-mail: [email protected] (Россия, Москва)

STAGE OF PROSECUTION IN THE INVESTIGATION OF A RIOT

A.M. Bagmet

This article discusses the features of criminal proceedings for acts of public disorder, engage in massive confusion and calls for crowd control. Reveals the reasons for the initiation of criminal proceedings, particularly check messages, the grounds for the institution of criminal proceedings, investigative jurisdiction and a ruling on prosecution of the rioters.

Key words: riots, the institution of criminal proceedings, the reasons, grounds, test reports, investigative jurisdiction.

A.M. Bagmet, PhD. jurid. Science, Director of Institute of Advanced Studies of the Investigative Committee of the Russian Federation, tel. +7 (968) 719-77-77, E-mail: [email protected] (Russia, Moscow)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.