Необходимость исследования изотопного состава связана с тем, что неодинаковые атомные веса изотопов обуславливают изменения ряда характеристик - плотности, вязкости, коэффициента диффузии и др. В свою очередь, изменение масс изотопных атомов вызывает изменение уровней поступательной, вращательной и колебательной энергии молекул при их изотопном замещении, что приводит к различию колебательно-вращательных спектров изотопных соединений на уровне макромолекул. Изотопный состав и особенности живого на ядерном, атомном и молекулярном уровнях изучаются с помощью электронного парамагнитного резонанса, ядерного магнитного резонанса. В последние годы разработаны научные основы метода КВЧ-диагностики, в основе которой лежит модуляция электромагнитного поля биообъекта крайне высокочастотным излучением [11].
Список инновационных методов и средств исследования элементного состава - постоянно растет, однако перевод физических и химических исследований в разряд общепринятых медицинских технологий, их оптимизация, повышение чувствительности и специфичности, встраивание в линейку стандартных диагностических технологий, а также выпуск соответствующих средств измерения медицинского назначения и их метрологического обеспечения потребуют усилий большого отряда специалистов. Некоторые из выше перечисленных направлений работ планируется развивать в рамках Академии медико-технических наук.
Литература
1. Веретъяное, В.Ю. Общая биология. Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / В.Ю. Веретьянов// под. ред. М.Г.Заречного.- М.: Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 2005.- 352 с.
2. Биоэлементология. Основные понятия и термины. Терминологический словарь. Рекомендовано к изданию Редакционно - издательским советом государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Оренбургский государственный университет” / А.В. Скальный [и др.].- Оренбург: ГОУ ОГУ, 2005.- 50 с.
3. Михайлов, Л.А. Концепции современного естествознания / Л.А. Михайлов.- СПб.: Питер, 2008.- 336 с.
4. Волъкенштейн, М.В. Биофизика / М.В. Волькенштейн.-М.: Наука, 1988.- 592 с.
5. Ситъко, С.П. Физика живого - новое направление фундаментального естествознания / С.П. Ситько//Вестник новых медицинских технологий.- Тула.- 2001.- Т. VIII.- №1.- С.5-8.
6. Блюменфелъд, Л.А. Проблемы биологической физики / Л.А. Блюменфельд.- М.: Наука, 1977.- 366 с.
7. Курашов, И. Познание природы в интеллектуальных коллизиях научных знаний // П. Курашов.- М.: Наука, 1995.- 282 с.
8. Тимофеев-Ресовский, Н.В. Генетика, эволюция, значение методологии в естествознании. Лекции, прочитанные в Свердловске в 1964 / Н.В. Тимофеев-Ресовский.- Екатеринбург: Ток-мас-Пресс, 2009.- 240 с.
9. Судаков, К.В. Основы физиологии функциональных систем / К.В. Судаков.- М.: Медицина, 1983.- 211 с.
10. Мартинсон, Л.К. Квантовая физика / Л.К. Мартинсон, Е.В. Смирнов.- М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004.- 496 с.
11. Нефедов, Е.И. Современная биоинформатика / Е.И. Нефедов, Т.П. Субботина, А.А. Яшин. - М: Горячая линия - Телеком, 2005.- 272 с.
METHODOLOGICAL BASES OF WORKING OUT OF MEDICAL DIAGNOSTIC SYSTEMS
B.I. LEONOV, YU.N. ORLOV
Public Corporation”Ekran”
All-Russia Research and Test Institute of Medical Engineering, Moscow
The professionally focused definition of bio-object, allocating its basic features, is a basic "orientation" in researching or changing the condition of alive being. The definition offered in this article changing the “list structure” of alive being, forms the ideology of a trend in working out medical diagnostic systems.
Key words: bio-object, medical diagnostic systems, working out.
УДК 159.9
СТАБИЛОМЕТРИЯ У МОЛОДЫХ: ОТ БИОМЕХАНИКИ К ПСИХОЛОГИИ
Ю.Л. ВЕНЕВЦЕВА, М.Н. КУНИЦА, А.Х. МЕЛЬНИКОВ*
У 110 детей 7-15 лет (средний возраст 12,0 лет у девочек и 12,4 года у мальчиков) до и после комплексного курса немедикаментозной реабилитации по поводу синдрома вегетативной дисфункции проведена стабилометрия и психологическое тестирование, обнаружившее тесные взаимосвязи.
Ключевые слова: стабилометрия, биомеханика, психология, дети.
Поддержание постуральной устойчивости является динамическим процессом, в котором участвуют разные функциональные системы организма, в том числе зрительная, вестибулярная, проприоцептивная, соматосенсорная. Современным методом исследования механизмов постуральной организации является стабилометрия, которая в клинике используется преимущественно у пациентов с серьезными нарушениями, например, для анализа эффективности реабилитации пациентов с детским церебральным параличом [1], с вестибулярными расстройствами [2], у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности [3].
Синдром вегетативной дисфункции (СВД) в настоящее время в педиатрии является одним из самых распространенных диагнозов. Распространенность вегетативных дисфункций у детей и подростков в популяции колеблется от 29,1% до 82% [4].
В недавних исследованиях показано, что стабилометрия, являясь глобальной характеристикой баланса тела, может использоваться как неспецифический индикатор функционального состояния нервной системы [5,6], однако работы, изучающие влияние психоэмоциональной напряженности на параметры стабило-граммы у детей, пока немногочисленны [7,8].
Цель исследования - изучение взаимосвязи показателей стабилометрии с данными психологического статуса у детей и подростков.
Материалы и методы исследования. 110 детей (61 девочка, средний возраст 12,0±0,23 года и 49 мальчиков, средний возраст 12,4±0,27 года) находились на стационарном лечении в Тульской областной детской больнице по поводу СВД в сочетании с нарушениями других органов и систем. Кроме стабилометрии (МБН, Москва), им провели психологическое тестирование, включающее цветовой тест М.Люшера (ЦТЛ, 8-цветовой ряд с оценкой позиций 8 цветов по А.Х.Мельникову [9]; рисуночные тесты «Дом. Дерево. Человек» и «Несуществующее животное», а также измерение длительности индивидуальной минуты по
Н.И.Моисеевой (1986).
Комплексная немедикаментозная реабилитация на базе Центра восстановительной медицины включала: ЛФК и механотерапию в тренажерном зале, массаж, БОС-дыхание, бальнеотерапию (жемчужные, пенистые, вихревые, хвойные, хлоридно-натриевые ванны, подводный душ-массаж, лечебное плавание, саунатерапию) и галотерапию. Сочетанное воздействие на сенсорные системы оказывалось с помощью бесконтактной ванны «Hydro Jet», реабилитационной капсулы «Сан Спектра-9000™» и сенсорной комнаты. Комплекс реабилитационных мероприятий составлял в среднем 14 дней.
Статистическая обработка проведена с использованием критерия Стьюдента и методом корреляционного анализа с оценкой достоверности коэффициентов корреляции по П.К. Рокицко-му (1967).
Результаты и их обсуждение. Поводом для назначения комплексной немедикаментозной реабилитации послужил СВД, выявляемый у 95% детей и сопровождавшийся головными болями, утомляемостью, неустойчивостью настроения, нарушением сна, кардиалгией и головокружением (у 20%).
Данные стабилометрии до и после курс лечения приведены в табл. 1.
Не найдено достоверных среднегрупповых (без разделения по возрасту) различий между девочками и мальчиками по всем проанализированным параметрам: положении центра давления (X и Y), его девиациях по фронтальной (х) и сагиттальной (y) оси, длине (L) и площади (S) стабилограммы, а также скорости (V) перемещения ЦД. Были одинаковыми также показатели спек-
* Медицинский институт, «Тульский государственный университет», 300028, Тула, ул. Бодина, д. 128
трального анализа колебаний по обеим осям (ХА и УП), характеризующие частоту первого (наибольшего) пика колебаний. Как у девочек, так и у мальчиков среднегрупповые величины располагались в зоне нормы (Скворцов Д.В., 2000; 2007) и не превышали
0,2 Гц. Вместе с тем, у 15 девочек (24,6±5,5%), а также у 7 мальчиков (14,3±5,0%) отмечалось увеличение скорости перемещения ЦД свыше 20 мм/с.
Таблица 1
Показатели стабилометрии у детей и подростков разного пола, М±т
Показатель Девочки, до терапии, (П=61) Девочки, после терапии, (п=25) Мальчики, до терапии, (п=49) Мальчики, после терапии, (п=19)
Возраст, лет 12,0±0,2 12,4±0,3
Рост, см 152,9±1,5 156,7±1,9
Вес, кг 43,3±1,56 49,2±1,84
X, мм 1,87±0,97 0,19±1,26 -0,01±1,13 1,66±2,52
У, мм -105,2±1,90 -107,0±2,7 -109,3±3,0 -112,0±4,6
х, мм2 10,7±0,6 10,7±0,8 11,3±0,8 16,3±0,5*
у, мм2 13,6±0,9 15,2±1,5 13,3±0,6 16,9±1,5
Ь, мм 713,4±20,5 702,9±31,4 725,4±25,2 854,5±47,7
V, мм/с 23,6±2,5 21,7±4,1 19,8±2,8 16,8±0,9
8, мм2 536,1±50,8 571,2±104,0 532,0±52,0 1065,6±205
ЬБВ 2,04±0,16 1,88±0,21 1,78±0,12 1,51±0,21
Ха, мм 4,26±0,35 4,6±0,54 4,73±0,33 8,34±1,38*
ХА, Гц 0,24±0,02 0,22±0,04 0,21±0,02 0,18±0,04
Уа, мм 6,25±0,56 6,07±0,72 5,84±0,40 6,80±0,99
УП, Гц 0,16±0,01 0,17±0,02 0,18±0,01 0,24±0,04
Х£60%, Гц 1,15±0,08 1,21±0,10 1,03±0,05 1,06±0,11
УЯ60%, Гц 1,20±0,06 1,30±0,06 1,15±0,06 1,07±0,08
Примечание: * - при Р<0,05
Считается, что сдвиг частот в сторону увеличения, особенно свыше 0,5-1 Гц, является неспецифическим индикатором патологии. Ведущая частота колебаний свыше 0,3 Гц по фронтальной оси (X) наблюдалось у 24,6±5,5% девочек, а также у 14,3±5,0% мальчиков; по сагиттальной оси (У) - у 4,9±0,6% девочек и в два раза чаще, в 10,2±1,4% у мальчиков.
После курса терапии в среднем по группе у девочек динамики не выявлено. У мальчиков произошло достоверное увеличение девиаций по фронтальной (х, с 11,3±0,8 до 16,3±1,5 мм), также возросла амплитуда первого пика колебаний по оси X с 4,73±0,33 до 8,34±1,38 мм, Р<0,05).
Уровень психоэмоциональной напряженности, определенный по тесту «Дом. Дерево. Человек», до лечения у мальчиков был выше, чем у девочек (Р<0,01), в том числе по шкалам «Дом» и «Дерево». Проблемы межличностных отношений («Человек») были одинаково значимы для мальчиков и девочек (табл. 2).
Таблица 2
Результаты теста «Дом. Дерево. Человек» у детей разного пола, М±т
Пол Дом Дерево Человек Сумма
Девочки 9,8±0,3 9,5±0,5 17,8±0,4 37,1±0,8
Мальчики 10,8±0,4* 10,7±0,6* 18,3±0,4 39,8±0,9**
Примчеание: * - при Р<0,05; ** - при Р<0,01
Межличностные отношения («Человек») для девочек с патологией опорно-двигательного аппарата (ОДА) более значимы, чем для девочек с патологией желудочно-кишечного тракта (ЖКТ). В целом психоэмоциональная напряженность в подгруппе девочек с нарушением ОДА была выше, чем при патологии почек.
Проблемы, связанные с «Человеком», достоверно более значимы для мальчиков с патологией сердечно-сосудистой системы и нарушениями ритма, чем для детей с сочетанной патологией функциональных систем (ФС), ОДА и патологией ЖКТ. Проблемы «Дома» были более значимы для детей с СВД в сочетании с миопией, чем при патологии ЖКТ (Р<0,01). В целом по группе до и после лечения различий по данному тесту нет.
Тест «Несуществующее животное» показал достоверное увеличение агрессивности с возрастом детей, более выраженное в группе девочек. Наибольшая агрессивность отмечена у девочек с бронхиальной астмой, патологией ОДА и в группе сочетанной патологии ФС относительно девочек с миопией, сахарным диабетом 1 типа (СД) и патологией мочевыделительной системы.
У мальчиков наибольшая агрессивность обнаружена при патологии ОДА и при сочетанной патологии 3 ФС по сравнению с детьми с нарушениями ритма сердца и СВД.
Курс лечения оказался более эффективным у девочек с СД, у которых длительность ИМ возросла с 50,4±2,4 до 57,2±1,8 с (Р=0,03, до зоны нормы), а также у девочек с патологией почек (увеличение с 54,4±0,8 до 58,4±0,2 с, Р<0,01). При поступлении в стационар длительность ИМ была укорочена у 41,7±7,1% мальчиков, наиболее часто, в 53,8%, при сочетанной патологии ФС. Достоверное улучшение восприятия времени произошло только в подгруппе с сочетанной патологией разных ФС - с 53,7±1,7 до 57,8±0,6 с (Р<0,02), что отражает положительный эффект лечения.
Индекс ЦТЛ после курса лечения в группе девочек достоверно снизился с 3,57±0,38 до 1,59±0,26 (Р<0,01) за счет перемещения к началу ряда синего (Р<0,01), зеленого (Р<0,01) и красного цветов (Р<0,05), а коричневого (Р<0,01) и серого (Р=0,02) - к концу ряда, что можно трактовать как улучшение межличностных отношений за счет повышения самоуважения, в связи с чем возрастает активность и стеничность на фоне уменьшения тревожности, усталости и пассивного протеста.
У мальчиков в среднем по группе индекс ЦТЛ также достоверно снизился с 4,1±0,4 до 1,8±0,2 (Р<0,001). Однако при этом достоверно оптимизировалось положение только двух цветов синего (улучшение межличностных отношений, Р<0,001) и черного (снижение агрессивности, Р<0,001).
Корреляционный анализ показал, что у девочек при перемещении красного цвета к концу ряда (снижение активности, препятствия на пути к достижению цели) снижается площадь статокинезиограммы 8 (г=-0,26), однако возрастает частота первого пика колебаний по оси X (г=0,28). При перемещении желтого цвета к концу ряда (разочарованность, завистливость) снижается V, при этом высокодостоверно снижается амплитуда (г=-
0,41) и возрастает частота второго пика колебаний по фронтальной оси (г=0,43), что также не считается оптимальным.
При отказе от фантазий (передвижение фиолетового цвета к концу ряда) возрастают девиации по оси У (г=0,26). При передвижении серого цвета к началу ряда (усталость, пассивный протест) центр давления менее отклонен назад (г=0,26).
У мальчиков выявлены следующие зависимости. Чем выше индекс ЦТЛ, тем больше амплитуда второго пика колебаний по оси X (г=0,32). С передвижением синего цвета к концу ряда уменьшается угол направления колебаний (г=-0,35). При передвижении зеленого цвета к концу ряда (отсутствие самоуважения и уважения со стороны значимых окружающих) снижается амплитуда (г=-0.31) и возрастает мощность 60% уровня спектра колебаний по оси У (г=0,43, Р<0,01), а центр давления менее отклоняется назад (г=-0,34).
Если красный цвет занимает одну из последних позиций (трудности и препятствия на пути к достижению цели), ЦД располагается справа от межлодыжечной линии (г=0.41, Р<0,01). Именно эта особенность наблюдается у мальчиков с СВД, у которых ЦД расположен на 6,6 мм правее.
Как и у девочек, при передвижении коричневого цвета к концу ряда возрастает угол направления колебаний (г=0,30) и амплитуда второго пика колебаний по оси X (г=0,30). Чем ближе к началу ряда расположен черный цвет (активный протест), тем центр давления, как и при передвижении красного цвета, перемещается правее межлодыжечной линии (г=-0.37), при этом возрастает частота 60% уровня спектра колебаний по оси X.
Таким образом, наличие психологических проблем по данным ЦТЛ достоверно ухудшает параметры статокинезиограммы как у девочек, так и у мальчиков и обосновывает использование немедикаментозных воздействий, адресованных к сенсорным системам.
Выводы:
1. Уровень психоэмоциональной напряженности выше у мальчиков, чем у девочек с синдромом вегетативной дисфункции, а также у детей с патологией желудочно-кишечного тракта, патологией опорно-двигательного аппарата и сочетанной патологией нескольких функциональных систем.
2. Эффективность курса комплексной терапии по данным стабилометрии выше у девочек, чем у мальчиков, у которых достоверно увеличились девиации центра давления по фронтальной оси.
3. Проведенная комплексная терапия оказала положительное влияние на нормализацию психологического статуса: у детей обоего пола достоверно снизился уровень психоэмоциональной
напряженности по данным цветового теста М.Люшера, более выраженно - у девочек за счет оптимизации положения пяти, а у мальчиков - двух цветов. Достоверно улучшилось восприятие времени у девочек с сахарным диабетом и патологией мочевыделительной системы.
4. Выявленные взаимосвязи параметров постурального баланса и психологического статуса указывают на необходимость учета данного факта при оценке эффективности кинезиотерапев-тических реабилитационных воздействий в детском и подростковом возрасте.
Литература
1. Лилъин, Е.Т. Детская реабилитология / Е.Т. Лильин, В.А.Доскин.- М.: Медкнига, 2008. - С. 291.
2. Лучихин, Л.А. Реабилитация вестибулярных расстройств с использованием стабилометрии / Л.А. Лучихин, О.М. Доронина, И.Я. Ганичкина // Материалы Международного симпозиума « Клиническая постурология, поза и прикус». - СПб, 2004. - С.136-137.
3. Трембач, А.Б. Современные методы ранней диагностики синдрома дефицита внимания и гиперактивности / А.Б. Трембач, М.А. Беляев, Ю.Н. Романова // Наука Кубани.- 2004.- №2.- С.64-69.
4. Садыкоеа, Д.И. Клинико-функциональные и нейро-метаболические маркеры формирования эссенциальной артериальной гипертензии у детей и подростков: автореф. дисс. док.мед.наук / Д.И. Садыкова.- М., 2009.- 43 с.
5. Скворцов, Д.В. Клинический анализ движений. Стабилометрия / Д.В. Скворцов.- М.: МБН, 2000.- 130 с.
6. Скворцов, Д.В. Диагностика двигательной патологии инструментальными методами: анализ походки, стабилометрия / Д.В. Скворцов.- М., 2007.- 640 с.
7. Мельников, А.Х. Что дает стабилометрия для клинической педиатрии/ А.Х. Мельников, Ю.Л. Веневцева, М.Н. Куница // Сборник материалов XI Конгресса педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии».- М., 5-8 февраля.- 2007.- С. 441.
8. Мельников, А.Х. Взаимосвязи постурального и вегетативного баланса у молодых людей / А.Х. Мельников, Ю.Л. Веневцева, М.Н. Куница // Актуальные проблемы деятельности консультативно-диагностических центров.- Материалы ежегодной конференции ДИАМА.- Екатеринбург, Альт, 2010.- С.148-150
9. Мельников, А.Х. Очерки интегральной диагностики / А.Х. Мельников.- Тула, 1997.- 177 с.
FREQUENCY DEVIATION AT YOUNG PEOPLE; FROM BIOMECHANICS TO PSYCHOLOGY
YU.L. VENEVTSEVA, M.N. KUNITSYNA, A.KH. MELNIKOV
Tula State University, Medical Institute
The article presents the results of surveying 110 children and adolescents of 7-15 years old (average age - 12.0 yr in girls and 12.4 yr in boys) before and after complex course of non-medicamentous n account of the syndrome of vegetative dysfunction. Frequency deviation was measured, psychological testing detecting close interrelations was carried out.
Key words: frequency deviation, biomechanics, psychology.
УДК 03-06220-320
СОЦИАЛЬНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЦ С РАЗЛИЧНОЙ ЖИЛИЩНО-РЕСУРСНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬЮ
А.Ю. КАЗАКОВА*, О.Ю. КАЛИНИЧЕНКО*
Статья посвящена проблеме субъективной оценки изменения жилищных условий в лучшую и худшую сторону, которая тесно связана с такими переменными, как возраст, установка на социальную желательность, склонность к аддиктивному поведению и гендерная конформность, отношениями отрицательной связи.
Ключевые слова: социальная адаптация, жилищно-ресурсная обеспеченность, жизненная среда, девиантное поведение, установка на социальную желательность, гендерная конформность, склонность к аддиктивному поведению.
* Российский государственный гуманитарный университет, 248001, Калуга, ул. Никитина, д.41
Цель исследования - оценка степени воздействия на уровень социальной адаптации и конформности личности жизненной среды, важнейшей составной частью которой является качество жилищных условий.
В современной науке жизненная среда рассматривается не как «фон», не как автономная по отношению к личности данность, неизменный атрибут ее существования, а как активное действующее начало и даже со-субъект социальных взаимодействий, формирующий в итоге образ, стиль, уровень, качество жизни личности, конформный или девиантный с точки зрения общественной морали и базовых ценностей социума.
Чаще всего связь между показателями жилищно-ресурсной обеспеченности и различными переменными социальной адаптации - это пример так называемой «ложной корреляции» признаков, являющихся следствиями или даже сопутствующими атрибутами других переменных, значимых для социальной стратификации (например, доход).
Так, например, демографы, изучающие репродуктивные установки, отмечают, что «в прямую зависимость от характера жилищных условий попадает не самый факт детности, а качественноколичественные характеристики детности. Индикатор «гип жилища» показывает следующий характер связи: у семей, живущих в отдельных квартирах, показатели рождаемости оказываются выше, чем в коммунальных квартирах. Наличие собственного жилья респонденты всех этнических групп ... посчитали важным условием при реализации планов в отношении рождения желаемого количества детей» [3]. Но при этом нередко «обнаруживается обратная связь между среднедушевыми размерами жилой площади и показателями рождаемости (или числом детей в семье)» [3].
Безусловно, нельзя ставить знак равенства и между социальной адаптацией и конформностью. Под социальной адаптацией мы понимаем «процесс и результат активного приспособления индивида, слоя, группы к условиям новой социальной среды, к изменяющимся или уже изменившимся общественным условиям жизни. Показателями успешной социальной адаптации выступает высокий социальный статус индивида (слоя, группы) в данной среде, его психологическая удовлетворенность данной средой в целом. Показателем низкой социальной адаптации является перемещение субъекта в другую социальную среды. Успешность социальной адаптации зависит от характеристик среды и субъекта» [2]. Иными словами, данное состояние ни в коем случае не является универсальным и абсолютным, оно социально (и социокультурно) дифференцировано. Между ними может наблюдаться и обратная зависимость, связанная с социокультурными паттернами «социального успеха» и производных понятий (таких, как «социальная адаптация»).
Так, например, для молодого менеджера, стремящегося реализовать себя в профессиональной среде, приверженной культурному стилю «яппи», неумеренное потребление алкоголя - стигма, способная поставить крест на едва начатой карьере, а для «бродяг потребление спиртного важно с точки зрения «культурной преемственности». Оно является одной из немногих моделей поведения, принятых в «большом обществе» и доступных для бездомных»[3]. Для жителя «трущоб», имеющего работу и относительно (по сравнению с соседями) высокий постоянный уровень дохода, неумеренное потребление алкоголя - залог высокого личного статуса и источник социального влияния в соседской (территориальнопоселенческой) среде. В силу социокультурной дифференциации девиантное поведение и социальную адаптацию нельзя уравнивать и ставить в прямую зависимость от характера условий жизненной среды, в том числе жилищных.
Кроме того, в действие вступает и социальнопсихологический фактор. Например, в рамках исследования факторов успеваемости и трудоустройства студентов одной из новых и пока мало востребованных на региональном рынке труда специальностей - Связи с общественностью [1] авторами была выявлена средней силы (0,46) прямая связь между уровнем уверенности в успешном профессиональном будущем и уровнем благоприятности жилищных условий, что было ожидаемо. Но кроме того, - что было странно, - средняя прямая зависимость (0,37) между уровнем благоприятности жилищных условий и количеством академических задолженностей (чем лучше жилищные условия, тем больше задолженностей). Характерно, что на всех других факультетах (и в других вузах, где нет данной специальности!) связь между благоприятностью жилитттньтх условий и уровнем академических задолженностей была, напротив, отрицательной (т.е., как и следует из обыденной логики, чем хуже условия,