ВЫВОДЫ
1. Проведенный общетеоретический анализ понятия «агрессия» позволил установить, что это системное полифункциональное свойство, которое формируется в процессе «социализации человека и зависит от комплексного взаимодействия различных отделов нервной системы, механизмов гормонального регулирования, внешних раздражителей и усвоенных реакций».
2. Показано, что природа возникновения и типизация агрессии определяются совокупностью причинно-следственных связей, обусловленных множеством факторов специфики жизнедеятельности человека.
3. Выявлено, что соревновательная деятельность представляет собой отрегулированное правилами агрессивное поведение спортсменов в условиях конфликтной или фрустрирующей ситуации.
4. На основе обобщения понятийного содержания агрессии в различных видах деятельности сформулировано и научно обосновано понятие «игровая агрессия», которая может однозначно толковаться как допустимая правилами игры и оправданная условиями соревновательной обстановки форма поведения спортсменов игроков.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2008. - 352 с.
2. Кондратьев, М.Ю. Азбука социального психолога-практика / М.Ю. Кондратьев, В.А. Ильин. - М. : ПЕР СЭ, 2007. - 464 с.
3. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. - М. : АСТ, 2010. -
635 с.
REFERENCES
1. Ilin, E.P (2008), Sports Psychology, Peter, St. Petersburg,
2. Kondratev, M.Y. and Ilyin, V.A. (2007), ABC of social psychologist practice, publishing house PER SE, Moscow.
3. Fromm, E. (2010), Anatomy of human destructiveness, AST, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.01.2016
УДК 159.9:796.01
СТАБИЛЬНОСТЬ НЕКОТОРЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВНИМАНИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Олег Борисович Немцев, доктор педагогических наук, профессор, Нина Алмасовна Га-джимирзоева, Адыгейский государственный университет (АГУ), Майкоп; Ирина Николаевна Грекалова, кандидат педагогических наук, Краснодарский государственный университет культуры и искусств (КГУКИ), Краснодар; Наталья Алексеевна Немцева, кандидат педагогических наук, доцент, Адыгейский государственный университет (АГУ), Майкоп; Юлия Олеговна Кучеренко, Красногорский колледж (КК), Красногорск
Аннотация
Целью исследования являлось определение стабильности показателей внимания в тесте Бурдона при повторном тестировании у учеников старших классов общеобразовательной школы. В исследовании приняли участие 23 юноши и 19 девушек - учащиеся десятых классов средней общеобразовательной школы (средний возраст 16,7±0,3 года). Каждому испытуемому предлагалось в течение пяти минут как можно быстрее вычеркивать на специальном бланке буквы "К" и "Н". После десятиминутного отдыха следовал ретест. Стабильность показателей внимания определялась при помощи корреляционного анализа (вычислялся коэффициент корреляции Спирмена). В результате проведённого исследования установлено, что показатели внимания, характеризующиеся количеством просмотренных и правильно вычеркнутых букв в тесте Бурдона, обладают высокой
стабильностью при повторном тестировании. Показатели внимания, связанные с ошибками при выполнении теста Бурдона (количество пропущенных и неправильно вычеркнутых букв и точность), обладают низкой стабильностью при повторном тестировании и для изучения индивидуальной реакции на нагрузки различного характера непригодны.
Ключевые слова: тест Бурдона, ретест, корреляция.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.03.133.p301-305
STABILITY OF SOME INDICATORS OF ATTENTION AT SENIOR PUPILS
Oleg Borisovich Nemtsev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Nina Almasovna Ga-dzhimirzoyeva, Adygea State University, Maykop; Irina Nikolaevna Grekalova, the candidate ofpedagogical sciences, Krasnodar State University of Culture and Arts, Krasnodar; Natalya Alekseevna Nemtseva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Adygea State University, Maykop; Yulia Olegovna Kucherenko, Krasnogorsk College, Krasnogorsk
Annotation
The aim of this study was the evaluating of stability of some indicators of attention at senior pupils in one of the kinds of Burdon-test. Twenty-three boys and nineteen girls (aged 16.7±0.3 years) took part in the investigation. Each test subject was asked to cross out as quickly as possible the letters of the Cyrillic alphabet "K" and "H" for five minutes. After ten-minutes rest the retest followed it. Attention indicators stability was determined by using the correlation analysis (Spearman's correlation coefficient was calculated). As a result of the study we found that indicators of the attention, characterized by the number of viewed and correctly crossed out letters in the Bourdon-test are of high stability when re-testing. Indicators of attention associated with the errors in the Bourdon-test (number of missed and improperly erased letters and accuracy), show the low stability under the second testing and they are unsuitable for evaluating the individual dynamics among the subjects in the studies related to the re-testing.
Keywords: Bourdon-test, retest, correlation.
ВВЕДЕНИЕ
Физические нагрузки различного характера рекомендованы широким кругом авторов не только с целью оптимизации физического компонента здоровья современного человека, но и для профилактики умственного утомления и восстановления после него [4-6, 8]. Однако, исследования, в которых изучались бы конкретные эффекты от физических нагрузок той или иной направленности (например, аэробных и анаэробных) ещё недостаточно многочисленны, чтобы считать ответы этот вопрос исчерпывающими [2, 3]. Причём, исследователи при изучении особенностей воздействия физических нагрузок на показатели умственной деятельности сталкиваются с рядом трудностей, одной из которых, учитывая необходимость повторного тестирования до и после физической нагрузки, несомненно, является малочисленность данных о стабильности показателей психических функций. В связи с этим, целью исследования являлось определение стабильности показателей внимания (в большой мере определяющих эффективность умственной деятельности) в тесте Бурдона при повторном тестировании у учеников старших классов общеобразовательной школы (для которых умственная деятельность составляет основу их учебного труда).
МЕТОДИКА
В исследовании оценивалась стабильность показателей внимания, определяемых при помощи одного из вариантов Корректурной пробы (теста Бурдона) [1, 7 и др.]. Каждому испытуемому предлагалось в течение пяти минут как можно быстрее вычеркивать на специальном бланке (40 букв кириллического алфавита размещены в случайном порядке в ряд, всего 40 таких рядов) буквы "К" и "Н". После этого следовал десятиминутный отдых, в течение которого испытуемые группы общались между собой. Затем тестирование проводилось повторно. Чтобы исключить эффект запоминания расположения букв, ряды букв на бланке первого тестирования для ретеста были переставлены в слу-
чайном порядке. Тестирование проводилось в группах по 5-10 человек в хорошо осве-щённом, тихом помещении. В исследовании приняли участие 23 юноши и 19 девушек -учащиеся десятых классов средней общеобразовательной школы (средний возраст 16,7±0,3 года). Все испытуемые были заранее ознакомлены с процедурой тестирования, однако пробных тестирований не проводилось. Оценивалась стабильность следующих результатов теста и соответствующих им показателей внимания: количество просмотренных букв (продуктивность), количество правильно вычеркнутых букв (КПВБ), точность, количество пропущенных и неверно вычеркнутых букв (ошибки). Точность (К) определялась по следующей формуле: K = m/n х 100%, где m - количество правильно вычеркнутых букв, n - количество букв, которые надо было вычеркнуть.
Проверка нормальности распределения выборок рассматриваемых показателей внимания в первом и втором тестировании проводилась при помощи теста Колмогорова-Смирнова. Как следует из данных таблицы 1, распределение ряда рассматриваемых показателей внимания отличалось от нормального (р < 0,05). В связи с этим для определения стабильности изучаемых показателей внимания вычислялся коэффициент корреляции Спирмена (р). Сравнение выборочных средних проводилось при помощи ^-критерия Вилкоксона. Расчёты проводились в SPSS 13.0 for Windows. Линии тренда зависимостей результатов теста и ретеста и коэффициенты аппроксимации (R2) рассчитывались в Microsoft Office Excel.
Таблица 1
Результаты проверки на нормальность распределения выборочных показателей
внимания (тест / ретест)
Показатели Z Колмогорова-Смирнова p
Продуктивность 0,801 / 0,972 0,542 / 0,301
КПВБ 1,748 / 2,143 0,004 / 0,000
Ошибки 0,941 / 1,276 0,339 / 0,077
Точность 1,258 / 1,454 0,084 / 0,029
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
У исследуемых показателей внимания обнаружен различный уровень стабильности при повторном тестировании. Так, если между количеством просмотренных букв, а также количеством правильно вычеркнутых букв в тесте и ретесте обнаружена сильная статистическая взаимосвязь (р = 0, 97 и 0,89 соответственно) при ярко выраженной линейной зависимости (рисунок 1), то между количеством ошибочно вычеркнутых и пропущенных букв, а также точностью в тесте и ретесте зафиксирована лишь слабая статистическая взаимосвязь (р = 0,25 и 0,35 соответственно).
При этом, как следует из анализа данных таблицы 2, все рассматриваемые показатели имели положительный тренд при повторном тестировании: результаты ретеста во всех случаях достоверно выше, чем в первом тестировании.
Таблица 2
Средние арифметические (XX) и стандартные отклонения показателей внимания в
тесте и ретесте
Показатели Тест Ретест p
Продуктивность 1007±126 1060±123 0,000
КПВБ 616±133 666±140 0,000
Ошибки 17±6 15±7 0,034
Точность 97,1±1,2 97,7±1,3 0,020
Наличие подобного тренда позволяет считать, что в результате тестирования происходит обучение тестируемых. Это необходимо учитывать при необходимости повторного использования теста Бурдона при изучении влияния на показатели внимания физических и психических нагрузок разной направленности: при схеме тестирования "тест -нагрузка - ретест" значительная часть положительных изменений показателей внимания
может объясняться обучаемостью испытуемых; при наличии же в подобном случае негативной динамики показателей внимания, следует учитывать, что они проявились вопреки этому явлению. Возможно, ослабить или исключить действие обучаемости на результаты ретеста позволило бы предварительное обучение испытуемых.
Продуктивность внимания в первом тесте, букв
Рисунок 1. Взаимосвязь показателя продуктивности внимания в первом тесте и ретесте
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, показатели внимания старшеклассников, характеризующиеся количеством просмотренных и правильно вычеркнутых букв в тесте Бурдона, обладают высокой стабильностью при повторном тестировании, что обусловливает возможность их применения (с учётом обучаемости тестируемых) при изучении индивидуальной и групповой реакции на показатели внимания нагрузок различного генезиса. Показатели внимания старшеклассников, связанные с ошибками при выполнении теста Бурдона (количество пропущенных и неправильно вычеркнутых букв и точность), обладают низкой стабильностью при повторном тестировании и для изучения индивидуальной реакции на нагрузки различного характера непригодны.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бизюк, А.П. Компендиум методов нейропсихологического исследования : метод. пособие / А.П. Бизюк. - СПб. : Речь, 2005. - 400 с.
2. Гаджимирзоева, Н.А. Влияние нагрузок на занятиях по физической культуре на показатели внимания студенток / Н.А. Гаджимирзоева // АЬ оуо. - 2014. - Т. 1. - С. 370-372.
3. Гаджимирзоева, Н.А. Изучение устойчивости внимания в течение учебной недели у студентов АГУ, занимающихся и не занимающихся спортом / Н.А. Гаджимирзоева // АЬ оуо. -2014. - Т. 1. - С. 347-350.
4. Немцев, О.Б. Место точности движений в структуре физических качеств / О.Б. Немцев // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 8. - С. 22.
5. Немцев, О.Б. Формирование точности движений средствами и методами физического воспитания у юношей и девушек 15-17 лет (на примере операторов ПЭВМ) : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Немцев О.Б. - Майкоп, 1999. - 147 с.
6. Немцев, О.Б. Формирование физической культуры личности студентов на занятиях в секции общей физической подготовки / О.Б. Немцев, Р.С. Козлов // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. - 2009. - № 3. - С. 145-160.
7. Рубинштейн, С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии / С.Я. Рубинштейн. -Тернополь : Обрий, 2004. - 168 с.
8. Федякина, Л.К. Влияние последовательности выполнения упражнений на физическую подготовленность и эмоциональное состояние студентов / Л.К. Федякина, А.А. Федякин, Е.В. Ку-валдина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 2 (120). - С. 186-189.
REFERENCES
1. Bizyuk, A.P. (2005), Compendium of methods of neuropsychological studies: methodical manual, Rech, St. Petersburg.
2. Gadzhimirzoeva, N.A. (2014), "The impact of physical activity on the performance of students' attention", Ab ovo, Vol. 1, pp. 370-372.
3. Gadzhimirzoeva, N.A. (2014), "The study of stability of attention during the school week among ASU students involved and not involved in sports", Ab ovo, Vol. 1, pp. 347-350.
4. Nemtsev, O.B. (2003), "Location of movements accuracy among the physical qualities", Theory and Practice of physical culture, No. 8, p. 22.
5. Nemtsev, O.B. (1999), Formation of movement accuracy means and methods of physical education of boys and girls 15-17 years (for example, PC operators), dissertation, Maykop.
6. Nemtsev, O.B. and Kozlov, R.S. (2009), "Formation of personal physical culture of students in the section of general physical training", Physical education of students of creative specialties, No. 3, pp. 145-160.
7. Rubinshtejn, S.Ya. (2004), Experimental methods pathopsychology, Obrij, Ternopol.
8. Fedyakina, L.K., Fedyakin, A.A. and Kuvaldina, E.V. (2015), "Influence of sequence of the making the exercises on physical training and emotional condition of students", Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (120), pp. 186-189.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.03.2016
УДК 159.955.5
ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Анатолий Федорович Пшеничников, кандидат педагогических наук,
заведующий кафедрой, Алексей Владимирович Хитев, кандидат технических наук, доцент, Владимир Александрович Цеховой, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Исследование ценностных ориентиров при выборе пути по окончании ВУЗа студентом влияет на заинтересованность студента в получении знаний и упрощает решение задач педагогики высшего образования. При выборе вида деятельности зачастую принимаются во внимание не объективные факторы, а субъективные представления. Большое значение имеет внутренняя целеустремленность студента и склонность анализировать ситуацию, ставить задачи перед собой и конкретизировать их в реально достижимых этапах. Противоположностью является такой тип личности студента, который не конкретизирует свои цели, и, следовательно, не прилагает усилий по их достижению, действуя по воле обстоятельств.
Ключевые слова: иерархия ценностей, стереотип, доминанта, качество образования.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.03.133.p305-308
UNIVERSITY STUDENTS' PURPOSEFULNESS STUDY Anatoly Fedorovich Phenichnikoff, the candidate of pedagogic sciences, Department chairman,
Aleksey Vladimirovich Hitev, the candidate of technical sciences, senior lecturer, Vladimir Aleksandrovich Tsekhovoi, the senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
Our psychology of decision in the life, business and future are grounded on the knowledge and hierarchy of valuables. The dominating idea is placed in the top of hierarchy of valuables, stereotypes and knowledge. Students decide to choose the kind of profession for their future life not only according to the