Литература
1. Аванесов В.С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе: Уч. пособие. - М.: МИСиС, 1987. - 336 с.
2. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М.: Арена, 1994. - 223 с.
3. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Уч. пособие. - М.: Логос, 2002. - 432 с.
СРЕДСТВА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОГРАММНОЙ СРЕДЕ «ЭЛЕКТРОННЫЙ ИНСТИТУТ»
А. Ф. Федоров, к. т. н., доц., директор Института дистанционного образования ТПУ Заслуженный работник высшего образования РФ Тел.: (3822)-564-100, факс (3822)-564-100, E-mail: [email protected] Д. Ю. Кузнецов, к. т. н., зам. директора Института дистанционного образования ТПУ Тел.: (3822)-564-100, факс (3822)-564-100,E-mail:[email protected] И. С. Паниковский, программист Института дистанционного образования ТПУ Тел.: (3822)-564-100, факс (3822)-564-100,E-mail: [email protected] Томский политехнический университет http://www.tpu.ru
The using of methodical tools in the Institute of distant education of Tomsk polytechnic university included in program complex «Electronic Institute» was described.
Всем известно, что в настоящее время информационные технологии активно применяются в различных сферах человеческой
деятельности. Не является исключением и образование, где данные технологии используются для поддержки образовательного процесса по всем формам обучения, особенно по заочному.
Существует большое количество программных комплексов, предназначенных для реализации дистанционного и открытого образования. Как правило, эти программные продукты разрабатываются достаточно известными 1Т компаниями и имеют высокое качество. Но довольно часто учебные учреждения вынуждены создавать свое программное обеспечение (ПО), поскольку существующее не может удовлетворить всех их потребностей. О том, почему это происходит, было рассказано в работе [1]. В ней был проведен обзор наиболее распростра-
ненных на сегодняшний день систем поддержки дистанционного образования и описаны причины, по которым в Институте дистанционного образования (ИДО) Томского политехнического университета (ТПУ) было принято решение разработать свой информационный комплекс поддержки образовательного процесса «Электронный институт». Также в статье [1] были подробно рассмотрены компоненты системы, предназначенные для администрирования учебного процесса, такие как:
- система «Автоматизированное рабочее место методиста-диспетчера "Электронный деканат"», предназначенная для ведения информационной базы студентов, обучающихся в ИДО;
- программное обеспечение методического отдела ИДО - «Библиотека ИДО», предназначенное для сопровождения процесса выпуска учебно-методических материалов;
- система «Учебный план», основное назначение которой - поддержка процесса формирования учебных планов по направлениям и специальностям ИДО.
Но за кадром остались те компоненты системы «Электронной институт», которые
предназначены для учебно-методического обеспечения образовательного процесса в ИДО ТПУ - веб-сайт ИДО и веб-сайты преподавателей, работающих со студентами ИДО. Поэтому данная работа, являющаяся продолжением [1], будет посвящена рассмотрению перечисленных выше компонентов.
В современных условиях, когда все большее развитие получают телекоммуникационные технологии, в частности, сеть Интернет, все крупные организации, предоставляющие различные виды услуг, стремятся сообщить своим клиентам информацию о себе с помощью собственных веб-сайтов. Не являются исключением и образовательные учреждения, а те из них, которые используют в процессе своей деятельности дистанционные технологии, просто обязаны иметь и поддерживать данный программный компонент.
Естественно, что такая организация, как ИДО ТПУ имеет свой веб-сайт (www.ido.tpu.edu.ru), который интегрируется в единую информационную среду ИДО «Электронный институт». Такая интеграция имеет свои особенности и дает определенные преимущества, связанные с автоматической актуализацией представленной на вебсайте информации и предоставлением доступа обучаемым к учебно-методическим материалам. Одной из особенностей сайта является то, что он состоит из двух достаточно слабо связанных между собой частей - закрытой и общедоступной.
Общедоступная часть содержит материалы информационно-административного характера. Они дают представление о деятельности ИДО ТПУ, его истории, перечне специальностей и направлений, по которым можно получить образование в институте. В закрытой части, куда получают доступ после прохождения авторизации преподаватели и обучающиеся в ИДО студенты, содержатся рабочие программы и электронные учебные пособия по большому количеству дисциплин, входящих в учебные планы специальностей и направлений. Кому-то может показаться спорным вопрос, связанный с тем, что к рабочим программам не имеют доступа
пользователи, не зарегистрированные на сайте. Данное решение было принято руководством института в связи с тем, что рабочие программы для заочного обучения существенно отличаются от подобных программ для очных студентов, так как содержат гораздо большее количество информации, в частности, в них включены контрольные задания и упражнения с примерами их решений, типовые темы курсовых работ, методика их выполнения и т. п.
Все функциональные возможности вебсайта ИДО представлены на рис.1 (см. цв. вставку).
Обычный пользователь сети Интернет, открывший веб-сайт ИДО, может получить доступ к следующим открытым разделам:
«Новости». Раздел содержит сообщения, имеющие новостную направленность.
«Студенту». Раздел содержит информацию, необходимую студенту, обучающемуся в ИДО ТПУ, включает следующие подразделы:
«Объявления» - содержит информацию учебно-методической и административной направленности, в нем публикуются сроки сессий, информация о стоимости обучения, расписание проведения чат-консультаций, сведения о новых возможностях веб-сайта ИДО и т.д. В чем-то этот подраздел дублирует раздел новости.
«Новые издания» - содержит информацию об учебно-методических пособиях, изданных в ИДО за текущий календарный год. Эти пособия предоставляются студенту в бумажном виде, и он может получить их в библиотеке института либо в филиале или представительстве, в котором обучается. В версии веб-сайта, предназначенной для обособленных структурных подразделений (о ней будет рассказано ниже), имеется возможность просмотра всех этих пособий в электронном виде.
«Учебные графики» - содержит учебные графики по всем специальностям и направлениям ИДО ТПУ. Через данный подраздел осуществляется вход зарегистрированного в системе пользователя в закрытую часть веб-сайта, содержащую учебно-методические материалы в виде электронных учебных пособий. Однако авторизиро-ванный пользователь-студент получает доступ не ко всем методическим материалам, а только к тем, которые он изучает в текущем семестре. Такое разделение доступа возможно за счет того, что запись о каждом конкретном обучаемом в базе данных привя-
зана к учебному плану, в соответствии с которым он получает образование. Поскольку учебные планы не являются неизменными документами и могут корректироваться для каждого набора обучаемых, предусмотрена возможность динамического формирования представления данной страницы в зависимости от того, какой год поступления выбрал пользователь. В данном разделе можно найти электронные учебные пособия по 132 дисциплинам для 30 специальностей и направлений.
«Учебные материалы» - содержит сведения об обеспеченности той или иной дисциплины учебно-методическими материалами. После выбора специальности и курса пользователь получает полный перечень учебных пособий, рабочих программ и т.д. по всем дисциплинам выбранной специальности, которые он может получить в бумажном виде в библиотеке ИДО и библиотеках обособленных структурных подразделений. Зарегистрированный в системе пользователь
через данную страницу может просмотреть полные тексты рабочих программ по интересующим его дисциплинам.
«Поступающим в ИДО». Раздел содержит информацию, полезную абитуриентам, поступающим в ИДО. Там приведены правила приема в ТПУ, перечень документов, которые необходимо подать в приемную комиссию, сведения о том, какие вступительные испытания нужно пройти, порядок и сроки зачисления.
«Преподавателю». В разделе приведена информация для преподавателей, работающих со студентами ИДО, в частности, документы, которые помогут преподавателю подготовить рабочую программу по его дисциплине, сведения о технологии обучения и т.д.
«Стандарты». В разделе приведены Государственные образовательные стандарты, образовательные стандарты ТПУ, учебные планы разных годов приема по всем специальностям и направлениям ИДО.
«Общая информация». Раздел содержит общие сведения об ИДО. В частности, приведено положение об ИДО ТПУ, утвержденное ректором, изложена история разви-
тия и становления ИДО, приведены сведения о структуре института, его администрации, филиалах и представительствах ИДО с указанием руководящих лиц и контактной информации.
Последние разделы «Гостевая книга» и «Помощь» содержат соответственно гостевую книгу, в которой посетитель сайта может зафиксировать свои впечатления от его посещения, а также сформулировать замечания или предложения, и страничку помощи, зайдя на которую пользователь может получить информацию по разделам сайта.
Зарегистрированные пользователи, которыми могут быть студенты ИДО и преподаватели ТПУ, имеют возможность получить доступ к закрытой части веб-сайта ИДО. Регистрация осуществляется посредством обращения в диспетчерскую службу ИДО. Для регистрации пользователь с помощью электронной почты отправляет информацию о себе диспетчеру. Диспетчер с помощью программного компонента «Электронный деканат» [1] проверяет существует ли учетная запись пользователя в базе данных и высылает ответное письмо, содержащее логин и пароль для доступа к закрытой части сайта, где находятся электронные учебные пособия и рабочие программы дисциплин в виде файлов формата Microsoft Word. Электронные учебные пособия, представленные на сайте, помимо методических материалов, содержат понедельный план-график работы студента и задания для самостоятельной работы, результаты выполнения которых должны быть представлены в диспетчерскую службу.
Веб-сайт ИДО имеет связь компонентами системы «Электронный институт» и не может полноценно функционировать в отрыве от них. Однако существует версия вебсайта, отделенная от общей базы данных. Это связано с тем, что филиалы и представительства ТПУ расположены в регионах, в которых отсутствует возможность доступа к высокоскоростным каналам передачи данных, и студенты данных подразделений не могут получить полноценный доступ к ресурсам сайта.
Возможности локальной версии достаточно сильно урезаны, в частности, из нее исключены такие возможности, как просмотр новостей, объявлений, но и она содержит полный комплект учебно-методических материалов, необходимых обучаемым. Для работы полноценной версии веб-сайта необходимо наличие сервера с
установленной операционной системой Windows 2000, XP, веб-сервером Internet Information Server фирмы Microsoft, либо Apache и системы управления базами данных (СУБД) ORACLE. Локальная версия всего этого не требует. При разработке данного компонента использовался язык разметки гипертекстовых страниц HTML, среда программирования Delphi 7 и язык программирования ASP.
Веб-сайт Института дистанционного образования постоянно обновляется и актуализируется. Своевременность обновления информации делает данный сайт не только полезным, но и просто необходимым для студентов ИДО.
Электронные учебные пособия, расположенные на веб-сайте, содержат понедельный график изучения дисциплины. Это дает возможность организовать самостоятельную работу студентов, но, конечно, самый лучший способ организации такой работы - постоянный контроль и личное общение с преподавателем. Однако, так как филиалы и представительства ТПУ удалены от головного вуза на достаточно большое расстояние, отсутствует возможность обеспечить постоянный личный контакт обучаемых с преподавателями. Единственным способом обеспечения такого общения на текущий момент является использование дистанционных технологий, в частности, таких элементов как чат-консультации и видеоконференции. Поскольку обособленные структурные подразделения ИДО ТПУ в основном используют низкоскоростные каналы связи для доступа к сети Интернет, возможность проведения видеоконференций отпадает (хотя сейчас в ИДО разрабатывается и апробируется программа использования спутникового вещания на филиалы и представительства), и основным средством организации общения между студентом и преподавателем является проведение чат-консультаций.
Существует много программных продуктов, разработанных именно для организации чат-общения. Они имеют широкий набор функциональных возможностей, удобный интерфейс пользователя, но по ряду причин в ИДО ТПУ была создана своя система «Сайт преподавателя» (teacher.ido.tpu. edu.ru), предназначенная для организации общения студента, обучающегося по заочной форме обучения, с преподавателем, ведущим у него занятия. Причины создания собственной системы заключались в сле-
дующем:
■стремление, по возможности, дать полную информацию студенту о преподавателе. Конечно, лучшим вариантом было бы личное общение с тем, кто преподает, но если нет такой возможности, позволить студенту хотя бы увидеть фотографию и узнать фамилию, имя и отчество;
■обеспечить возможность участия в чат-консультациях именно тех студентов, которые в текущем семестре изучают определенную дисциплину у конкретного преподавателя;
■сохранить информацию о проведении чат-консультаций в централизованной базе данных с указанием лиц, которые в ней участвовали, вопросов, которые задавались, и ответов, которые отправлялись.
Поэтому «Сайт преподавателя» разрабатывался с учетом возможностей размещения как можно более полной информации о преподавателе, преподаваемых им дисциплинах, ссылок на различного рода ресурсы, такие как рабочие программы курсов, демо-версии электронных учебных пособий т. д.
На сайте возможно размещение новостей преподавателем. По прошествии определенного периода времени старые новости автоматически переходят в архив. Сайт также содержит компонент, который можно назвать почтовым сервером (более корректное название для него - система псевдопочты). С помощью этого компонента преподаватель и студенты могут обмениваться электронными письмами, причем преподаватель может посылать письма не только конкретному студенту, но и целиком учебной группе. Компонент не обеспечивает возможностей полноценного почтового сервера, т. е. он не позволяет отправлять и получать письма с реальных e-mail адресов и вставлять файлы в сообщения, но выполняет свою основную задачу -обмен вопросами и ответами между преподавателем и студентом в офф-лайн режиме.
Но все-таки основной целью создания «Сайта преподавателя» являлась реализация процедуры организации и проведения чат-консультаций. Для этого сначала была разработана технология организации и проведения таких консультаций. В соответствии с ней преподаватель, руководствуясь понедельным графиком изучения дисциплины, расположенном на сайте ИДО в разделе «Студенту|Учебные графики», выдает студентам задания для самостоятельной работы. Затем, примерно через две недели после выдачи задания, назначает время проведения консультации. Информация о сро-
ках проведения появляется на «Сайте преподавателя» и дублируется на веб-сайте ИДО в разделе «Студенту | Объявления». Предварительно получив вопросы с помощью почтового компонента «Сайт преподавателя», преподаватель имеет возможность заранее подготовить на них ответы. Сама консультация, по сути, представляет собой Интернет-чат. Студенты после активизации консультации преподавателем присоединяются к ней, задают вопросы, на которые преподаватель отвечает. Для участия в консультации необходимо, чтобы компьютеры участников имели подключение к сети Интернет и на них был установлено ПО для просмотра веб-страниц. Для реализации данной технологии в составе сайта были созданы необходимые компоненты, основным из которых являлся блок обмена текстовыми репликами между сторонами, участвующими в консультации.
Однако обмен только текстовыми репликами не всегда отвечает потребностям общения и может использоваться в основном для проведения консультаций по гуманитарным дисциплинам, хотя и там может быть задан вопрос, для ответа на который преподавателю понадобится показать схему, таблицу или рисунок. А для дисциплин технического и естественнонаучного характера, когда практически всегда в ответ на тот или иной вопрос необходимо представить графическую информацию, обмен только текстовыми репликами вообще мало пригоден. Поэтому в режиме консультации участникам доступна специальная доска для рисования. Этот инструмент представляет собой апплет - простой графический редактор, рисунки на котором доступны всем открывшим его у себя в браузере.
Пользователь может нарисовать на доске простейшие геометрические фигуры: прямую линию, линию произвольной формы, овал (круг), прямоугольник (квадрат). Также имеется возможность стирать уже нарисованное. Но с помощью описанных инструментов формулу или сложный рисунок нарисовать очень трудно, поэтому имеется возможность вставлять графическую и текстовую информацию из буфера обмена. В буфер обмена она может быть занесена, например, из программы Microsoft Word или любой другой, которая поддерживает операцию копирования.
Таким образом, «Сайт преподавателя» в состоянии обеспечить почти полноценное удаленное общение преподавателей и студентов в режиме реального времени. Данный сайт активно используется в учебном процессе. Так, например, в 2005 календар-
ном году только в трех обособленных структурных подразделениях (общее их число 15) было организовано и проведено 39 чат-консультаций, в которых приняли участие 476 обучаемых.
В «Сайте преподавателя» можно выделить три части: открытая - доступная любому пользователю сети Интернет; доступная преподавателю ТПУ (для доступа к ней пользователь должен пройти авторизацию); доступная зарегистрированному студенту ИДО ТПУ.
Открытая часть сайта включает следующие блоки:
1. Блок выдачи общей информации о преподавателе. Позволяет просмотреть фотографию преподавателя и общие сведения о нем.
2. Подсистема новостей. Позволяет посмотреть новостную информацию, помещаемую в данный раздел преподавателем.
3. Блок выдачи информации о дисциплинах. Позволяет вывести сведения о дисциплинах, занятия по которым ведет данный преподаватель.
4. Компонент выдачи информации о трудах преподавателя, опубликованных в процессе его научной и учебно-методической деятельности.
5. Раздел, содержащий ссылки на Интернет-ресурсы, доступные по преподаваемым дисциплинам.
6. Блок методических рекомендаций. Содержит информацию о часто задаваемых вопросах, возникающих у студентов при изучении дисциплин.
Часть доступная зарегистрированному студенту ИДО ТПУ содержит следующие компоненты:
1. Блок авторизации студента. Позволяет проверить имя и пароль студента, а также получить информацию из таблицы учебных планов и разрешить доступ к «Сайту преподавателя», если студент в данном семестре у него обучается.
2. Подсистема проведения консультаций в реальном режиме времени. Позволяет при проведении консультации задавать вопросы и просматривать ответы на них.
3. «Электронная доска». Позволяет во время проведения он-лайн консультации использовать графические образы.
4. Блок псевдопочты. Позволяет студенту задать вопрос преподавателю и просмотреть ответ на него.
Закрытая подсистема преподавателя включает следующие блоки:
1. Блок авторизации преподавателя. Позволяет провести идентификацию пользователя, сравнив информацию, хранящуюся в централизованной базе данных, с данными, введенными пользователем. Блок включает алгоритм кодирования, декодирования данных, предназначенный для защиты информации при передаче ее по сети Интернет.
2. Подсистема назначения сроков и тематики консультаций.
3. Подсистема проведения он-лайн консультаций. Позволяет в реальном режиме времени проводить консультации со студентами, используя сеть Интернет.
4. Электронная доска. Позволяет во время проведения консультаций в режиме он-лайн выдавать графическую информацию студентам.
5. Система редактирования информации о преподавателе. С помощью нее преподаватель, используя Internet Explorer версии не ниже 4.0, может отредактировать информацию всех разделов.
6. Блок псевдопочты. Предназначен для проведения консультаций в офф-лайн режиме и позволяет преподавателю просмотреть заданные вопросы и дать на них ответы студентам.
Функциональные возможности пользователя-преподавателя представлены на диаграмме вариантов использования (рис. 2 -см. цв. вставку).
В состав подсистемы «Сайт преподавателя» входят также две утилиты. Первая предназначена для облегчения процесса создания новых сайтов преподавателя. Интуитивно понятный интерфейс данной программы позволяет при наличии информации о преподавателе в электронном виде быстро создать новый сайт, предназначенный для него. Вторая утилита предназначена для формирования и распечатки отчетов о проведенных консультациях.
«Сайт преподавателя» разработан с использованием языков программирования PHP и XML, СУБД ORACLE и визуальной среды разработки Delphi 7. Данный компонент «Электронного института», с ограничением по некоторым функциональным возможностям, может поставляться отдельно. Для его функционирования необходимо наличие сервера, работающего под управлением операционной системы семейства Unix, с установленной на нем СУБД ORACLE, веб-сервером Apache и библиотеками языка программирования PHP. Возможна поставка «Сайта преподавателя», работающего на базе операционной системы Windows 2000, XP. Пользователь, работающий с данной системой, должен иметь установленный на своем компьютере браузер веб-страниц (например Inernet Explorer версии не ниже 4.0). Использование доски для рисования возможно, если на клиентском компьютере установлена JRE версии не ниже 1.4.
Таким образом, в данной статье описаны компоненты программной системы «Электронный институт» Института дистанционного образования Томского политехнического университета, предназначенные для учебно-методической поддержки образовательного процесса. Показано, что данное ПО активно используется студентами и преподавателями ИДО ТПУ. Количество зарегистрированных пользователей, которые могут получить доступ к электронным учебным пособиям по 132 дисциплинам, содержащимся на веб-сайте, в настоящее время превышает 500 человек, а сайт преподавателя регулярно используется для проведения чат-консультаций, с помощью которых ведется постоянный контроль деятельности обучаемых и компенсируется недостаток их личного общения с преподавателем.
Об информации, информационных технологиях и о защите информации
Федеральный закон РФ от от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» принят Государственной Думой 8 июля 2006 года и одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 года. Настоящий закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, применении информационных технологий, обеспечении защиты информации.
Источник. ^йр:/МоситеШ;.кгетНп.гиМос.а8р?ГО=034955)
Литература
1. Кузнецов Д. Ю, Паниковский И. С., Федоров А. Ф. Средства администрирования учебного процесса по заочной форме обучения с использованием дистанционных технологий в программной среде «Электронный институт»// Открытое образование. - 2004. - № 6. - С. 20-29.