Научная статья на тему 'Средства создания архитектуры современного парка'

Средства создания архитектуры современного парка Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1833
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА / САД / ПАРК / СОВРЕМЕННАЯ ГОРОДСКАЯ СРЕДА / ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО / СРЕДОВОЙ ДИЗАЙН / LANDSCAPE ARCHITECTURE / GARDEN / PARK / MODERN URBAN ENVIRONMENT / PUBLIC SPACE / ENVIRONMENTAL DESIGN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кавери Алина Валерьевна

Современная ландшафтная архитектура уже давно вышла за пределы создания традиционных садово-парковых пространств. Сегодня в ее арсенале множество средств из разных областей знаний, что позволяет создавать парки, отвечающие актуальным запросам общества. Целью данного исследования является структурирование основных подходов к созданию новых парков и реабилитации неиспользуемых территорий. Актуальность работы обеспечивается тем, что сады и парки занимают важное место в любом городе. На основе анализа различных примеров автор делает выводы о возможностях ландшафтной архитектуры в решении рассматриваемой проблемы, приводит ссылки на литературные источники, систематизирует принципы формирования современной парковой среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEANS FOR CREATING A MODERN PARK’S ARCHITECTURE

Modern landscape architecture has gone beyond the creation of traditional garden and park spaces. Today, it has a variety of means from different fields of knowledge that allows creating parks, which meet the society’s current needs. The objective of the paper is to structure the main approaches to new parks creation and unused areas rehabilitation. The study’s topicality is ensured by the fact that gardens and parks occupy an important place in any city. Basing on the analysis of various examples, the author draws conclusions about landscape architecture possibilities in solving the problem under consideration, provides links to literary sources, and systematizes the principles of the modern park environment formation.

Текст научной работы на тему «Средства создания архитектуры современного парка»

https://doi.org/10.30853/manuscript.2018-12-2.32

Кавери Алина Валерьевна

СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ АРХИТЕКТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ПАРКА

Современная ландшафтная архитектура уже давно вышла за пределы создания традиционных садово-парковых пространств. Сегодня в ее арсенале множество средств из разных областей знаний, что позволяет создавать парки, отвечающие актуальным запросам общества. Целью данного исследования является структурирование основных подходов к созданию новых парков и реабилитации неиспользуемых территорий. Актуальность работы обеспечивается тем, что сады и парки занимают важное место в любом городе. На основе анализа различных примеров автор делает выводы о возможностях ландшафтной архитектуры в решении рассматриваемой проблемы, приводит ссылки на литературные источники, систематизирует принципы формирования современной парковой среды.

Адрес статьи: www.gramota.net/materials/972018/12-2732.html

Источник Манускрипт

Тамбов: Грамота, 2018. № 12(98). Ч. 2. C. 339-342. ISSN 2618-9690.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/9/2018/12-2/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

УДК 712; 712.25 Дата поступления рукописи: 06.10.2018

https://doi.org/10.30853/manuscript.2018-12-2.32

Современная ландшафтная архитектура уже давно вышла за пределы создания традиционных садово-парковых пространств. Сегодня в ее арсенале множество средств из разных областей знаний, что позволяет создавать парки, отвечающие актуальным запросам общества. Целью данного исследования является структурирование основных подходов к созданию новых парков и реабилитации неиспользуемых территорий. Актуальность работы обеспечивается тем, что сады и парки занимают важное место в любом городе. На основе анализа различных примеров автор делает выводы о возможностях ландшафтной архитектуры в решении рассматриваемой проблемы, приводит ссылки на литературные источники, систематизирует принципы формирования современной парковой среды.

Ключевые слова и фразы: ландшафтная архитектура; сад; парк; современная городская среда; общественное пространство; средовой дизайн.

Кавери Алина Валерьевна

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица alinamv@yandex. ru

СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ АРХИТЕКТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ПАРКА

Задачи, стоящие перед современной ландшафтной архитектурой, намного шире, чем создание привычных, исторически сложившихся садово-парковых пространств. Запросы общества в каждом конкретном случае могут существенно отличаться, ведь, к примеру, проектирование большого парка для разного времяпрепровождения людей или совсем маленького пространства между домами исключительно для жителей округи требует постановки различных задач и неодинаковых путей их решения. Чтобы найти решения таких различающихся между собой задач, приходится подключать знания из самых разных областей: архитектуры и дизайна, социологии, экологии, даже экономики. Цель данного исследования - выявление основных применяемых методов при создании современного парка. Тема ландшафтных пространств актуальна для любого города, что и обеспечивает актуальность исследования. Его новизна - в попытке классификации характерных черт новых ландшафтных пространств.

Сады и парки могут быть исторически сложившимися или вновь созданными на пустых или ранее использовавшихся по другому назначению территориях. Городские парки, созданные в XIX-XX вв. и на сегодняшний день уже не отвечающие современным потребностям общества и городской среды, нуждаются в реконструкции. «Ландшафтный дизайн создает предпосылки для радикального перерождения традиционного облика садов и парков, перехода на качественно новый уровень формирования современного ландшафта» [4, с. 130]. В большинстве случаев это не означает полную перестройку парка, необходимо лишь грамотно добавить в него те элементы, которые сделают его привлекательным для посетителей. «Есть очень большая разница между парком и зелёным пространством. Всё что угодно может быть красивой зелёной зоной, но парк - это там, где люди. Посетители должны думать, что идут в место, в котором получат заряд позитивной энергии» [5]. Ведь современный парк - это не просто озеленённая территория со множеством деревьев, кустарников, цветов и открытых площадей газона. Каждый конкретный объект нуждается в индивидуальном рассмотрении: необходимо понять, как можно актуализировать именно это пространство, чем ответить на новые требования общества и какими средствами привлечь больше посетителей.

Например, лондонские общественные парки Викторианской эпохи пришли в упадок ко второй половине XX века, когда уменьшились расходы на их содержание. В результате власти постепенно убирали с территорий парков эстрады для оркестров, фонтаны, чайные павильоны, так как их поддержание было дорогостоящим, к тому же они подвержены вандализму. К 1994 году в Британии только в 10% парков были кафе или киоски и только в 25% - удобства [8, р. 86]. Всё это не способствовало росту привлекательности этих мест, и их посещаемость падала. Городское цветочное оформление, любимое в Викторианскую эпоху (всевозможные часы из цветов и цветочные партеры), стало исчезать из парков с 1960-х гг., так как это требовало больших трудовых и финансовых затрат. Цветочные партеры создавались из менее дорогих цветов, а нередко из кустарников или простого газона, что делало ландшафт довольно однообразным.

Таким образом, пришлось искать новые подходы к организации паркового пространства и досуга его посетителей. Сегодня помимо наличия в королевских парках скамеек для наблюдения за птицами и белками, кафе, ресторанов, площадок для игр и т.д., здесь постоянно проводятся всевозможные мероприятия. «В королевских парках разработана стратегия мероприятий. Есть те, которые проводим мы, а есть мероприятия, которые кто-то делает для нас или просто арендует площадку. Это большие концерты популярной музыки, крупные благотворительные мероприятия, финалы Лиги Чемпионов» [5]. Всё это не только привлекает в парк большое количество посетителей, но и гарантирует парку доход.

Вместе с восстановлением исторических парков и созданием новых, общественных и частных, происходит возрождение в области ландшафтного искусства и дизайна. По словам Пенелопы Хилл (Penelope Hill), критика, специализирующегося на современном ландшафтном дизайне, «до недавнего времени даже не наблюдалось большой разницы между историческим и современным ландшафтным искусством, в отличие

от той же архитектуры. Словарь, теория и формообразование были такими же, как и в предыдущие времена, и только несколько дизайнеров пытались порвать с прошлым и привнести что-то новое. Современный ландшафтный дизайн привнесёнными в него изменениями обязан целому ряду влияний, наиболее очевидные из которых - развитие искусств и наук, современных коммуникаций, образования и экологии, архитектуры и средового дизайна, а также историческим и социальным переменам, которые изменили лицо Европы за последние сто лет» [Цит. по: 8, р. 86].

Тенденции современного дизайна не всегда ведут к созданию традиционных зелёных садов и парков. Некоторые из них, например, являются более архитектурными или скульптурными, а есть и такие, где зелень вовсе не первостепенна. Тем не менее «в зашумленных городах только парки, свободные от автомобилей улицы и площади остаются местом, где по-прежнему можно быть услышанным. Здесь снова удается различить звуки человеческой жизни» [1, с. 153]. В этом смысле весьма характерно, что такой «не зелёный» парк, как Юго-Восточный прибрежный парк в Барселоне (South Eastern Coastal Park) (арх. FOA - Foreign Office Architects), который во многом включает в себя неприродные элементы (большая часть его территории замощена бетонной, в форме полумесяцев плиткой, а меньшая озеленена), носит название именно парка - в значении современного общественного пространства. «Иногда сады создаются только из искусственных материалов... В застроенной зданиями городской среде они становятся "компенсацией естественного ландшафта"» [2, с. 7].

Парк Миллениум в Чикаго - пример того, как парки могут быть реабилитированы благодаря привлечению крупных спонсоров. Здесь у каждого элемента есть спонсор, начиная от Сада Льюри (Lurie Garden) и павильона Притцкера (Pritzker Pavilion) и заканчивая мостом (BP Bridge). Традиционные элементы парка (водные, павильоны и садики) были обновлены, только лишь сеть дорожек и основные площадки, образующие его структуру, не были изменены, а классические и современные элементы теперь сосуществуют в одном пространстве. Популярность парка очень возросла, отчасти благодаря его заметному положению на Авеню Мичиган. У него нет чётких границ, и он словно выходит на улицу и втягивает в себя проходящих мимо людей, которые, возможно, изначально и не планировали посетить парк.

Создание зеленого пространства в непосредственной близи от общественного здания (музея, галереи и т.д.) помогает привлечь дополнительных посетителей. Так, ежегодные временные павильоны Галереи Серпен-тайн (Serpentine Gallery) в Гайд-парке (Лондон) вмещают тысячи посетителей, что привлекает дополнительное внимание и к самой Галерее. Необычный, каждый год новый объект архитектуры и дизайна также является местом размещения различных развлечений, что в конечном счете привлекает огромное количество людей, даже тех, кто случайно проходил мимо. Сегодня, когда музеи и галереи стремятся к большей посещаемости, использование возможностей ландшафтных объектов представляется весьма значительным.

Финансирование возрождения исторических городских садов и парков не обязательно должно ложиться на городской бюджет. Общественные пространства могут преображаться на средства самой общественности. Так, Нью-Йоркский Проект Реставрации (New York Restoration Project), основанный актрисой Бетой Мидлер (Bette Midler), - проект, существующий на средства спонсоров, и каждый может сделать пожертвование в пользу восстановления умирающего парка [9]. Эта благотворительная организация изменила судьбу многих заброшенных парков и заросших садов. Сегодня эти бывшие заброшенные пространства очищены, грамотно и художественно восстановлены и практично используются. Кроме того, организация вовлекает в свою работу местных жителей, и их участие в проектах не только помогает создать и сохранить сады и парки, но и пропагандировать значение ландшафтной архитектуры в современной жизни города.

Новые городские общественные парки часто примыкают к жилым домам и служат местом отдыха местных жителей. В связи с реорганизацией бывших промышленных пространств - проблема, с которой столкнулись практически в каждом городе мира, - новые парки часто возникают именно на таких площадях. Территории бывших промышленных районов, чьи почвы, воды и т.д. активно загрязнялись в прошлом, сегодня полностью очищаются, и на их месте создаются новые современные зеленые жилые и деловые районы, отвечающие самым высоким стандартам.

Стили, образы современных парков могут быть самыми разнообразными. Это зависит от конкретной местности, от окружения, от потенциальных посетителей будущего парка. Сложно выделить что-то общее в современных парках. Однако во многих примерах встречается стремление к естественности пейзажа: использование местных видов растений, создание экосистем, привлечение птиц и насекомых, то есть попытка частичного возрождения того, что было утрачено в ходе урбанизации.

Например, территория Camley Street Natural Park (Лондон) с XVIII века использовалась в промышленных нуждах, в XIX веке здесь хранился уголь, и к 1970-м годам территория была заброшена. В 1980-х ею заинтересовалось руководство округа, и в 1985 году здесь открылся парк. С 2008 года в этом районе ведется реконструкция, предполагающая, в том числе, постройку пешеходного моста через канал (Regent's Canal), ведущего прямо в парк.

Парк известен тем, что на его территории сосуществуют несколько сред обитания, которые привлекают множественно насекомых, птиц, водоплавающих и даже около шести видов млекопитающих. На территории парка произрастают около 300 видов растений. Среды обитания в парке: летний цветущий луг с белым клевером и маками; водоем с уровнем воды, зависящим от уровня воды в канале (Regent's Canal); водоемы с дождевой водой; болото с тростником; фрагмент леса, лиственного и смешанного. Лесные посадки включают лесной орех, рябину, боярышник, березу, иву. Среди лесных трав - чистотел, фиалка; трав болота - различные осоки, тростники, ирисы. На болоте гнездятся овсянки, шотландская куропатка и другие птицы. Это прекрасное место для отдыха людей от шумного города, а также работы волонтеров Фонда Дикой Природы [6].

Попытка создания в парке местных экосистем приводит к тому, что пространство получается экономически целесообразным, ведь местные виды растений нуждаются в меньшем уходе, чем экзотические для данной местности. Так, парк Анкор (Anchor Park) в Копенгагене (Дания) изначально проектировался с расчетом на то, что со временем он начнет приходить в упадок. И по мере того, как он зарастает, создается сбалансированная экосистема, что помогает уменьшить расходы на содержание данного парка [8].

Стремление к целесообразности (экономической, социальной - всё взаимосвязано) заставляет комплексно подходить к проектированию нового парка. Так, если он находится в жилом районе, то необходимо учесть интересы всех групп населения: детей, взрослых, пожилых людей, инвалидов. «Доступность для всех групп населения, гибкость использования и культурная содержательность необходимы для поддержания интереса посетителей к парковой территории. Интерес современного человека к общению с природой в парковой среде не ограничивается прогулками с созерцанием красот окружающих пейзажей» [3, с. 254].

Примером современного парка среди жилой застройки является Парк барьера Темзы (Thames Barrier park), он находится на северном берегу Темзы, откуда открывается интересный вид на защитные сооружения от наводнений.

История парка началась в 1995 году, когда Лондонская корпорация развития территорий доков (The London Docklands Development Corporation) объявила конкурс на проектирование одного из самых больших прибрежных парков Лондона [11]. Победу одержал Патель Тейлор (Patel Taylor) совместно с группой инженеров Ов Аарум (Ove Aarum). Мэр Лондона посадил здесь первое дерево в 1998 году, а для посетителей парк открыли в 2000 г. С тех пор парк неоднократно удостаивался различных премий в области ландшафтной архитектуры и дизайна в Великобритании и США [10].

Парк барьера Темзы - прекрасное место отдыха для всех групп населения: детей разных возрастов с их стремлением к активным играм; тех, кто хочет спокойно отдохнуть, полежать на траве; для инвалидов и маломобильных групп населения. В этом городском оазисе на территории в 9 га есть детские площадки, 5 полей для игр (в футбол, баскетбол и т.д.), павильон для отдыха на берегу реки, места для пикников и аллеи для прогулок, откуда открываются прекрасные виды на Темзу. А также цветочные луга, небольшие рощи и фонтаны.

Разнообразие прямолинейных аллей (по периметру парка) достигается путем членения их на отдельные небольшие пространства с помощью кустарников, которым придана форма больших кубов. Эти отдельные пространства, словно нанизанные на общую нить аллеи, решены в разных цветовых и растительных гаммах. Создается своеобразная интрига - что ждет посетителя за следующим «зеленым кубом»?

Один из самых запоминающихся и знаковых объектов дизайна на территории парка - «Зеленый док», спроектированный ландшафтными архитекторами Аленом Куссераном (Alain Cousseran) и Аланом Прово (Alain Provost). Это протяженное, пересекающее парк по диагонали пространство с продольными растительными композициями по своему образу напоминает реку, «впадающую» в настоящую реку - Темзу. Образ реки достигается исключительно средствами растительности: стриженый волной кустарник, травы и цветы холодных «водных» оттенков (синие, серебристые тона). Помимо безусловного украшения пространства парка, эта композиция является домом для большого количества разных видов бабочек и пчел. В парке довольно большое биологическое разнообразие: разные виды трав, цветов, кустарников и деревьев привлекают птиц и насекомых.

Средствами дизайна также создан образ Парка Диагональ Мар (Parc de Diagonal-Mar) (Барселона), находящегося в самом конце улицы Диагональ и являющегося «зеленым» композиционным центром района. Он был спроектирован в связи с развитием бывшей промышленной части города к Олимпийским играм 1992 года, однако его строительство было завершено лишь в 2002 году. Площадь парка 13 га, и это третий по величине парк Барселоны (после Парка Гуэль и Цитадель). Территория парка разделена улицей Пассей-де-Грасиа (Passeig de Garcia Faria) на 2 неравные части.

Пространство парка довольно насыщенно функционально: открытые и закрытые детские площадки и площадки для отдыха со скамейками различной формы, система искусственных водоемов, мост через один из них, необычные фонтаны и вертикальное озеленение. И при этом все максимально целесообразно. Водоем, к примеру, был создан для балансировки грунтовых вод. Использованные материалы также просты: бетон в подпорных стенках, лестницах, мощении и малых формах, набивное покрытие из светлого морского песка, дерево в мощении моста, металл в ограждениях и конструкциях фонтанов и вертикального озеленения. Материалы были отобраны таким образом, чтобы выдержать соленый воздух побережья и особо сильную интенсивность использования, ожидаемого для городского парка. Из приемов можно выделить геопластику: на одном из холмов расположена катальная горка, а на его вершине - закрытая площадка для отдыха. Фонтаны и конструкции для вертикального озеленения решены в единой стилистике: это металлические трубки, пластично изгибающиеся в пространстве. В случае фонтанов в них имеются небольшие отверстия для воды, а в случае озеленения на них навешиваются большие кашпо, облицованные цветной мозаикой, в которые высажены ампельные растения. Самая большая группа таких конструкций располагается при главном входе в парк, так что посетитель, видя свисающую с 5-метровой высоты зелень, сразу погружается в необычную атмосферу. Мощение при входе в парк выполнено с мозаичным рисунком, что зрительно перекликается с облицовкой навесных кашпо.

Помимо экономической и социальной целесообразности, современные парки часто являются очень необычными пространствами, поражающими посетителей своей атмосферой, удивительными малыми формами, использованием природных и искусственных элементов в новых интерпретациях. «Поиск в этой области наиболее сложен, так как возможен только на основе отказа от тиражирования стандартных решений, что предполагает немалый креативный ресурс» [3, с. 262]. Таким примером может являться парк в районе Poublenou, в восточной части Барселоны. Сегодня территория этого бывшего промышленного района также

подвергается реновации. И кроме архитектурных преобразований важное место здесь занимают ландшафтные решения пространств. Центральный парк (Pare del Centre del Poblenou) спроектирован архитектором Жаном Нувелем (Jean Nouvel), автором находящейся неподалеку (на той же улице Диагональ) башни Agbar.

Название парка переводится с каталонского языка как «новый город». Этот сад площадью 6 га создавался для встреч и общения людей как большое, экологически устойчивое пространство, создающее «акустический микроклимат» в среде большого города. Вся территория парка делится улицами на 3 части, разные по форме и заполнению, что изначально создавало трудные условия для проектирования, ведь было необходимо вписать парк в существующую застройку. Самая большая, пятиугольная в плане часть парка представляет собой «лес», вход в который осуществляется по наклонному пандусу.

В следующей части парка находится здание бывшей мануфактуры, окруженное деревьями. Своеобразная атмосфера этой части парка достигается за счет использования одинаковой породы деревьев плакучей формы. Дорожек здесь нет, вся территория, кроме детской площадки в центре, покрыта набивным песком (на площадке - тартановое покрытие). Так что можно перемещаться в любом направлении среди невысоких деревьев, чьи ветви плавно колышутся на ветру и создают тем самым необычную спокойную атмосферу, несмотря на то, что за пределами парка находится практически центр крупного города.

А третья часть парка примечательна тем, что здесь находится искусственный кратер, который, по задумке автора, посредством спиральной дорожки переносит посетителя к «центру Земли» [7].

Отдельно стоит сказать об ограждении парка и связи его отдельных частей друг с другом. Так, ограждение представляет собой бетонную стену, плотно увитую растениями, так что совершенно не видно, что за пространство находится за этой зеленой изгородью. В некоторых местах этой стены сделаны круглые вставки из оргстекла, через которые, как сквозь окна, можно заглянуть внутрь парка. Это задает пространству некий игровой настрой. А над улицами, разделяющими парк на отдельные части, созданы металлические конструкции, также увитые растениями, так что улицы превращаются в своеобразные зеленые тоннели. Вообще, металл здесь используется активно: из него выполнена парковая мебель (хаотично разбросанные в пространстве отдельные стулья), а также светильники-шары с отверстиями для пропуска света, входы в парк, которые также акцентированы мощением, выходящим на тротуар за пределы парка и издали привлекающим внимание.

В целом, несмотря на всё разнообразие современных парков, можно выделить следующие характерные для них черты:

1) экономическая целесообразность (стремление к естественности пейзажа для снижения расходов на содержание парка; организация досуга посетителей для повышения доходов парка);

2) экологическая целесообразность (создание экосистем);

3) социальная целесообразность (проектирование с учетом интересов всех групп посетителей);

4) включение объектов дизайна в пространство, создание запоминающегося образа парка.

Список источников

1. Гейл Я. Города для людей / пер. с англ. М.: Концерн «Крост»; Альпина Паблишер, 2012. 276 с.

2. Забелина Е. В. Поиск новых форм в ландшафтной архитектуре: учебное пособие. М.: Архитектура-С, 2005. 160 с.

3. Нефёдов В. А. Городской ландшафтный дизайн: учебное пособие. СПб.: Любавич, 2012. 320 с.

4. Нефёдов В. А. Ландшафтный дизайн и устойчивость среды. СПб.: Полиграфист, 2002. 295 с.

5. Полищук О. Прямая речь: директор лондонского Гайд-парка об устройстве парков и посетителях [Электронный ресурс]. URL: http://www.the-viUage.ru/viUage/people/people/108195-pryamaya-rech-direktor-londonskogo-gayd-parka-o-svoey-rabote (дата обращения: 04.10.2018).

6. Camley Street Natural Park [Электронный ресурс]. URL: https://www.wildlondon.org.uk/reserves/camley-street-natural-park (дата обращения: 04.10.2018).

7. Del Centre del Poblenou Park [Электронный ресурс]. URL: http://www.jeannouvel.com/en/projects/parc-poble-nou/ (дата обращения: 04.10.2018).

8. Gaventa S. New Public Places. L.: Octopus Publishing Group, Ltd., 2006. 208 р.

9. New York Restoration Project [Электронный ресурс]. URL: https://www.nyrp.org (дата обращения: 04.10.2018).

10. Patel Taylor [Электронный ресурс]. URL: http://www.pateltaylor.co.uk/works/landscape/thames-barrier-park (дата обращения: 04.10.2018).

11. The London Docklands Development Corporation [Электронный ресурс]. URL: http://www.lddc-history.org.uk/royals/ index.html (дата обращения: 04.10.2018).

MEANS FOR CREATING A MODERN PARK'S ARCHITECTURE

Kaveri Alina Valer'evna

St. Petersburg Stieglitz State Academy of Arts and Design [email protected]

Modern landscape architecture has gone beyond the creation of traditional garden and park spaces. Today, it has a variety of means from different fields of knowledge that allows creating parks, which meet the society's current needs. The objective of the paper is to structure the main approaches to new parks creation and unused areas rehabilitation. The study's topicality is ensured by the fact that gardens and parks occupy an important place in any city. Basing on the analysis of various examples, the author draws conclusions about landscape architecture possibilities in solving the problem under consideration, provides links to literary sources, and systematizes the principles of the modern park environment formation.

Key words and phrases: landscape architecture; garden; park; modern urban environment; public space; environmental design.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.