Научная статья на тему 'Средства номинации и предикации, реализующие тему поэта и поэзии в лирике А. А. Фета'

Средства номинации и предикации, реализующие тему поэта и поэзии в лирике А. А. Фета Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
500
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЭТ / POET / ПОЭЗИЯ / POETRY / ЛИРИКА / LYRICS / НОМИНАЦИЯ / NOMINATION / ПРЕДИКАЦИЯ / PREDICATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дмитриев Д. В.

В статье рассматривается вопрос о реализации темы поэта и поэзии в лирике А.А. Фета с помощью средств номинации и предикации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The nomination and predication means which realize the theme of poet and poetry in Fet’s lyrics

Author in his article considers the problem of the realization of the theme of the poet and poetry in the Fet’s lyrics by the nomination and predication means.

Текст научной работы на тему «Средства номинации и предикации, реализующие тему поэта и поэзии в лирике А. А. Фета»

УДК 81'367

средства номинации и предикации, реализующие тему поэта и поэзии в лирике а.а. фета

Д.В. Дмитриев

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о реализации темы поэта и поэзии в лирике А.А. Фета с помощью средств номинации и предикации.

ключевые слова: поэт, поэзия, лирика, номинация, предикация.

Abstract. Author in his article considers the problem of the realization of the theme of the poet and poetry in the Fet's lyrics by the nomination and predication means.

Keywords: poet, poetry, lyrics, nomination, predication.

Тема поэта и поэзии не занимает в лирике А.А. Фета центрального места. Поэтому она до сих пор остается малоисследованной. Однако такой художник слова, как Фет, не мог ее обойти. Этой теме посвящено лишь несколько стихотворений («Сонет» (1842), «Музе» (1857), «Псевдопоэту» (1866), «Муза» (1887), «К памятнику Пушкина. 26 мая 1880 г.» (1880), «На пятидесятилетие музы», «На пятидесятилетие музы. 29 января 1889 г.»), но они дают полную картину авторского понимания этого важного вопроса для поэта и для русской литературы в целом.

Представление Фета о назначении поэта и поэзии во многом созвучны пушкинскому (беззаветное служение музе и красоте). Не случайно одно из главных стихотворений этого цикла посвящено именно А.С. Пушкину («К памятнику Пушкина. 26 мая 1880 г.»), где великий русский поэт предстает как нравственный идеал и образец для поэтов. Рассмотрим наиболее яркие произведения.

В стихотворениях А.А. Фета, посвященных теме поэта и поэзии, отчетливо видно противопоставление поэта и толпы, характерное для русской лирики и гениально проявившееся еще у А.С. Пушкина. Поэтому одно из стихотворений на эту тему и посвящено памяти великого поэта. В нем в метафорических значениях используется несколько религиозных номинаций: алтарь, ангел и др. Но в плане изучения особенностей употребления слов, несущих философские смыслы, важно учесть и рас-

смотреть развитие в единицах лексики, не принадлежащей к лексико-семантической группе (ЛСГ) религиозных слов, философских и религиозных семантических компонентов, возбуждаемых в контексте.

26 мая 1880 года. К памятнику Пушкина.

Исполнилось твое пророческое слово; Наш старый стыд взглянул на бронзовый твой лик, И легче дышится, и мы дерзаем снова Всемирно возгласить: ты гений, ты велик!

Но, зритель ангелов, глас чистого, святого, Свободы и любви живительный родник, Заслыша нашу речь, наш вавилонский крик, Что в них нашел бы ты заветного, родного?

На этом торжище, где гам и теснота,

Где здравый русский смысл примолк как сирота,

Всех громогласней тать, убийца и безбожник,

Кому печной горшок всех помыслов предел,

Кто плюет на алтарь, где твой огонь горел,

Толкать дерзая твой незыблемый треножник [6, с. 77].

В этом стихотворении Фет философски осмысливает путь и судьбу поэта, создает возвышенный образ идеального поэта, которого не понять толпе. Он дает ему высшую оценку, используя слово гений («II 1. Тот, кто обладает высшей степенью творческой одаренности») [2], которое выступает единицей предикатной лексики для характеристики; здесь как наивысшее признание таланта Пушкина-поэта. По происхождению это религиозная номинация - из античной мифологии: «3. В римской мифологии: первоначально божество - прародитель рода, затем бог мужской силы, олицетворение внутренних сил и способностей мужчины» [3]. В контексте она несет философский смысл.

Творчество Пушкина Фет оценивает как пророческое слово, чем этот философский смысл углубляется. Здесь видим и явную отсылку к Пушкинскому стихотворению «Пророк», идея которого в том, что поэт должен быть подобен пророку в своем творчестве - то есть, нести ис-

тину, глас Божий. Лексема слово («1. Единица речи, представляющая собою звуковое выражение отдельного предмета мысли») [2], имеющая в мифологии и христианской религии сакральный смысл, в сочетании с образным эпитетом пророческое («Содержащий пророчество, принадлежащее пророку») [2], как единица предикатной лексики становится метафорой, указывающей образно на характеристику гения. Само характеризующее имя прилагательное пророческий, производное от слова пророк, - слово религиозной лексики. Пророческое слово, в осмыслении Фета - это творчество поэта, способное преображать людей.

Облик поэта характеризуется поэтической номинацией лик. В тексте используется 1-е значение слова («1. устар. Лицо [лицо I 1.]») но оно связано и со вторым религиозным значением - «2. Изображение лица святого на иконе» [2]. Иными словами, А.С. Пушкин в некотором роде сравнивается А.А. Фетом со святым. Гений поэта для поэта-соотечественника свят, свято его пламенное, пророческое слово. Отношение современников к Пушкину оценивается нравственной номинацией стыд («1. Чувство сильного смущения, неловкости от сознания неблаговидности своего поступка, поведения и т.п.») [2]. Это слово втягивается в орбиту единиц, способствующих выражению общих, т.е. философских, нравственных взглядов.

Поэт - небожитель, зритель ангелов ((«от греч. angelos - 'вестник, посланец') 1. Бесплотное существо, посланник Бога и исполнитель его воли, обычно представляемый в виде прекрасного юноши с крыльями в белоснежном одеянии») [4, с. 45]. Так религиозная номинация используется для создания метафоры, хотя и воплощает идею горнего, уходящую в имплицитный план в этом тексте. В качестве характеристики поэта автор использует метафору живительный родник, где номинация родник («2. То, что дает начало, служит основанием чему-либо, откуда исходит, берется, черпается что-либо; исток, источник») [2] употреблена в переносном значении как символ всего чистого и святого, одухотворяющего, о чем говорит прилагательное живительный («Укрепляющий, возбуждающий жизненные силы, благотворно действующий на здоровье, душевное состояние человека») [2], являющееся характеризующей единицей предикатной лексики. Это живительный родник свободы и любви («Свобода 8. Возможность проявления субъектом своей воли в условиях осознания законов развития природы и общества (в философии)») [2] - свобода как философская номинация отражает восприятие Фетом пафоса пушкинских произведений, лейтмотивов его

творчества, в котором настроение свободомыслия было ядром прагматики, специфической установки времени. Номинация сферы чувств любовь («1. Чувство глубокой привязанности к кому-либо или к чему-либо, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу или спасению, сохранению кого-либо или чего-либо») [2], является контекстуальным партнером слова философской лексики свобода. Следовательно, номинация сферы чувств любовь, связанная с религиозным пониманием этого чувства, объединена поэтом для выражения связи концептов ЛЮБОВЬ, БОГ, ибо без воли Господней обрести свободу поэт в творчестве не сможет, как понимает это Фет, с нашей точки зрения.

Для характеристики состояния современного ему общества Фет использует другие номинации обыденной действительности, которые приобретают философский смысл. Речь («6. То, что говорят; слова, разговор») [2] превращается в вавилонский крик. Семантическое наполнение основано на библеизме Вавилон («1. Перен. книжн. или публ. неодобр. о большом городе (особенно Париже и Москве) с его соблазнами, роскошью, пороками») [4, с. 98], получает обоснование содержание вавилонский вбирает в себя и метафоризирует прецедентные смыслы 'противоречащий вышней воле', 'бессмысленный', 'чрезмерный' характеризуя крик («1. Громкий, напряженный звук голоса, громкое восклицание») [2] как проявление толпы, семантики 'чужого' и 'низкого', не поэтического.

Традиционным для Фета является осмысление жизни как базара. Этот образ транслируется разными лексемами в его поэтическом языке. Он использует номинацию торжище («Устар. Место торговли, рынок») [5]. Тем, что это поэтический архаизм, в еще большей степени подчеркивается, что слово несет символические смыслы. Такая номинация, как сирота («2. перен. разг. Тот, кто одинок, кто остался без родных и близких») [2], становится средством актуализации предиката примолк: здравый смысл примолк как сирота (лишен дара речи).

На базаре житейской суеты, по Фету, правит тать (устар. «Вор, грабитель», убийца («Тот, кто совершил убийство») и безбожник («1. Тот, кто отрицает существование Бога [Бог I], не верит в божественное происхождение мира. 2. перен. разг. Бессовестный, бесчестный человек» - используются оба значения) [2]. Данные номинации символизируют представление о сущности современного поэту бездуховного человека, озабоченного только социальными вопросами. Номинация горшок («1. Округлый сосуд из обожженной глины для приготовления

пищи, хранения жидких и сыпучих продуктов») [2], как имеющая наиболее прозаический референт - бытовой предмет - становится символом идеала такого человека. В символическом «прочтении» бытовых номинаций кроется философский смысл.

Религиозная номинация алтарь («Алтарь (лат. altare, от altus - 'высокий'. У древних - возвышенное место для жертвоприношений Богу. перен. высок. (О месте, внушающем благоговение)» [4, с. 40] для Фета в соответствии с традициями лирической поэзии - символ поэтического творчества. Номинация огонь («1) только ед. В народных представлениях: одна из основных стихий мироздания (наряду с водой, землей, воздухом)» [3] используется как символ поэтического вдохновения, передавая религиозно-мифологические смыслы.

Религиозная номинация треножник («II Жертвенник в виде подставки или столика на трех ножках у древних народов») [2] - метафора незыблемости поэзии. В противопоставлении номинаций печной горшок (символ обыденности) и алтарь (символ поэзии) выявлена мысль Фета о высоком предназначении поэзии и искусства вообще. Противоположные понятия в стихотворении предстают в репрезентации их соответствующими словами: гений и безбожник (нигилист). Понятие 'гений' представляют: слово, лик, свобода, любовь, живительный родник, зритель ангелов, алтарь, огонь, треножник. Понятие 'безбожник' отражают: тать, убийца, вавилонский крик, торжище, горшок. Мы видим тесную традиционную для русской поэтической картины мира связь концептов ПОЭТ и ТОЛПА. Реперезентантом концепта ПОЭТ в тексте является гений, а репрезентантом концепта ТОЛПА - понятие безбожник [1, с. 105-109].

Итак, использование разнообразных религиозных номинаций указывает на христианскую основу авторского мировоззрения, в том числе и при взгляде на назначение поэта и поэзии. А возвышенным религиозно-поэтическим номинациям (гений, алтарь), которые метафорически представляют поэта, противопоставлены или сниженные бытовые (горшок), или архаизмы, с ярко выраженной отрицательной коннотацией (тать, торжище, вавилонский крик), которые характеризуют современных автору безбожников-нигилистов.

Стихотворение «Псевдопоэту», написанное в 1860-е гг., является полемическим ответом хулителям самого Фета (представителям демократического лагеря); в нем противопоставление поэта и толпы выражено еще более четко и резко, чем в более позднем стихотворении, посвященном Пушкину.

Псевдопоэту

Молчи, поникни головою, Как бы представ на страшный суд, Когда случайно пред тобою Любимца муз упомянут.

На рынок! Там кричит желудок, Там для стоокого слепца Ценней грошовый твой рассудок Безумной прихоти певца.

Там сбыт малеванному хламу, На этой затхлой площади, Но к музам, к чистому их храму, Продажный раб, не подходи. Влача по прихоти народа В грязи низкопоклонный стих, Ты слова гордого: свобода Ни разу сердцем не постиг; Не возносился богомольно Ты в ту свежеющую мглу, Где беззаветно лишь привольно Свободной песне да орлу [6, с. 77].

Предназначение поэзии Фет видит в служении прекрасному (красоте) и свободе творчества. Стихотворцев, которые отказываются воспевать красоту жизни, а изображают актуальные социальные проблемы, автор считает псевдопоэтами. Автор использует в метафорическом смысле библейский фразеологизм страшный суд («Страшный суд. Кинижн. высок. Предстоящий после второго пришествия Христа суд над всеми живыми и мертвыми, по которому одни получат вечное блаженство в раю, другие - вечные муки в аду» [4, с. 460]) - этим поэтическим сравнением (как бы) лирический герой говорит, что хула на великого поэта - тяжкий грех, за который псевдопоэт понесет наказание перед Богом, и предлагает читателю воображаемую картину этого суда.

Для наименования поэта используется перифраза любимец муз. Номинация обыденной действительности рынок («II 1. Место рознич-

ной торговли под открытым небом или в павильоне, в торговых рядах; базар I 1») [2] становится символом жизненной суеты и продажности (традиционный для Фета концепт 'базар'). Номинация действительности, относящаяся к миру прозаическому (миру низкого), соматизм желудок («Орган пищеварения у человека и животных») [2], относящаяся к физиологии и являющаяся грубым прозаизмом для поэзии, входит в метафору кричит желудок (т.е. низкие потребности художника сравниваются с физиологией) - такова основа псевдопоэзии.

Отношение к псевдопоэту передано через оксюморонную метафору стоокий слепец, которую образуют номинация слепец («1. Слепой, лишившийся зрения человек. 2. перен. Человек, обманувшийся в чем-н. или обманутый кем-н., не замечающий или не заметивший чего-н.») с характеризующей единицей предикатной лексики стоокий («(поэт.). Имеющий сто глаз, все видящий») [5] - прямое значение рождает переносное. Здесь мы видим аналогичный перенос, построенный на противоречии, как и в более позднем стихотворении «Смерть» (1878), - слепые поводыри, восходящий к евангельскому образу: фарисеи - «слепые вожди слепых» (Слова Иисуса своим ученикам) (Мт 15: 14) [1, с. 84].

Через метафоры противопоставляются творческие манеры псевдопоэта - грошовый («2. Мелочной, пустяковый. Грошовые расчеты. || перен. Ничтожный, низкого разбора») рассудок («3. Общепризнанный здравый смысл, определяющий поведение человека») [5] и истинного поэта - безумная прихоть певца (Певец («2. поэт (поэт. устар.)») [5] - поэтическая номинация, обозначающая поэта). Созданное псевдопоэтом передается метафорой малеванный хлам, где грубая бытовая номинация хлам («1. Негодные, старые вещи; старье, рухлядь. Отт. перен. неодобр. Недоброкачественный, низкопробный товар. 2. перен. То, что не нужно, бесполезно, не имеет ценности») [2] содержит ярко выраженную отрицательную оценку. Метафора затхлая площадь - символ торжища, отрицательную оценку которого подчеркивает характеризующая единица предикатной лексики затхлый («1. Дурно пахнущий от сырости, от гниения») к номинации площадь («3. Большое, ровное и незаостренное место в пределах города или села») [5]: художественный образ рождается, основываясь на прямом значении этих слов, несущих отрицательную коннотацию ('вонь') и делающих его ощутимым физически. А затем художественный образ отсылает к переносному смыслу - вонючий базар олицетворят социальные потребности, в угоду которым псевдопоэт создает псевдоискусство (по Фету), в отличие от

истинного поэта, который служит вечным ценностям - свободе и красоте, что подчеркивается тексте использованием номинации свобода и контекстуальным смыслом - красота. Псевдопоэт представлен метафорой продажный раб, где номинация раб употреблена в переносном значении («4. перен. Тот, кто слепо и подобострастно исполняет волю другого, кто низкопоклонничает и льстит (ритор. презрит.)») [5] с характеризующей единицей предикатной лексики продажный («4. перен. Такой, которого можно подкупить, за деньги готовый на бесчестные поступки (презрит.)») [5] и несут ярко выраженную негативную оценку.

Для создания образа истинного поэта Фет использует традиционные поэтические символы: муза («1) В греческой мифологии: каждая из девяти богинь, покровительниц поэзии, искусств и наук. 2) перен., только ед., книжн. Символ поэтического вдохновения, а также само вдохновение, творчество») [3] - вдохновение, храм («3) перен. Сфера высоких духовных ценностей») [2] - творчество (Храм является традиционным для лирики А.А. Фета символом души поэта и его возвышенного творчества. Подробнее - в моей монографии. [1, с. 74-75]). Деятельность псевдопоэта Фет метафорически определяет как влачение в грязи низкопоклонного стиха. Где конкретная бытовая номинация грязь («4. только ед. Нечистота, то, что пачкает. 5. перен., только ед. Распутство, цинизм, низменное поведение, бесчестные взаимоотношения людей») [5] становится символом социальных пороков, неприемлемые для настоящего искусства истинного художника. Деепричастие влача («ВЛАЧИТЬ, влачу, влачишь, несов., что (церк.-книжн., поэт. устар.). Тащить, волочить, нести на себе (груз, бремя чего-н.)») [5] создает художественный образ грязи в буквальном значении, но общий контекст переводит его в переносное значение: на переключение регистра от буквального к переносному значению сигнализирует книжная, старославянская по происхождению форма слова, в отличие от исконно русского волочить («1. кого-что. Тащить, тянуть по земле») [5]. Философская номинация свобода («Свобода 8. Возможность проявления субъектом своей воли в условиях осознания законов развития природы и общества (в философии)») [2] является центральной в этом стихотворении; концептом. Свобода - необходимое условие и высшая ценность для истинной поэзии. Такая номинация как сердце («3) Внутренний мир человека (сфера эмоций, интуиции и т.п.; обычно в противопоставлении рассудку, разуму; душа)») [3] является традиционным для поэзии символом души. Псевдопоэт душой не постиг свободы. Поэтическая свобода передается через метафору свежеющая мгла, а поэтическое творчество - это свободная песня.

В стихотворении противопоставляются ключевые номинации: рынок - храм, продажный раб - певец, желудок - муза. Еще один концепт, реализуемый в этом стихотворении, - поэт. Его представляют номинации: певец, любимец муз, храм, стих, свобода, сердце. Если псевдопоэта характеризуют бытовые, сниженные номинации, доходящие до физиологических ощущений (кричит желудок, затхлая площадь, грязь), то истинного поэта - сугубо возвышенные (храм, певец, песня, стих, сердце), часто абстрактные (муза, свобода).

Для лирического героя Фета назначение поэта - воспевать идеал, красоту, а не повседневное и пошлое. Во всех стихотворениях А.А. Фета на тему поэта и поэзии эта идея проходит красной нитью.

Таким образом, мы видим, что Фет, хотя и продолжает пушкинскую традицию в поэзии (пушкинский взгляд на поэзию), но по-своему, по-фетовски, отрешившись от всего суетного и сосредоточив внимание на вечном. В этом и состоит главная особенность его лирического дара.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дмитриев Д. Философская тематика творчества А.А. Фета с точки зрения языкознания. - Deutschland: Lambert academic publish, 2014.

2. Ефремова Т.Ф. Большой современный толковый словарь русского языка. - М., 2006 [Электронный ресурс]. URL: www.lingvo.ru

3. Популярный словарь русского языка. Толково-энциклопедический. -М., 2003. [Электронный ресурс]. URL: www.lingvo.ru

4. Толковый словарь библейских выражений и слов. - М., 2010.

5. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова. -М., 1935-1940 [Электронный ресурс]. URL: http://ushakovdictionary.ru/ (время обращения: 31.03.2014)

6. Фет А.А. Вечерние огни. - М., 1979.

Д.В. Дмитриев, канд. филол. наук,

Московский финансово-юридический университет МФЮА E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.