цев, минимально - 10 месяцев.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты исследования показали, что для многих женщин спорт оказал положительное влияние на здоровье, эмоционально-волевую сферу и формирование многих черт характера. Выяснилось, что спортивная деятельность по-разному влияет на личную жизнь, семейное положение, протекание беременности и роды. Среди спортсменок высокого класса больше женщин состоит в браке, у них большее число детей, однако, чаще встречаются осложнения во время беременности.
Несомненно, результаты исследования еще не дают основания для широких обобщений, но они могут сыграть немаловажную роль в дальнейшем изучении влияния профессиональной спортивной деятельности на образ и качество жизни женщин-спортсменок.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2006. - 544 с.
2. Крефф, А.-Ф. Женщина и спорт / А.-Ф. Крефф, М.-Ф. Каню. - М. : Физкультура и спорт, 1986. - 142 с. : ил.
3. Лубышева, Л.И. Женщина и спорт : социальный аспект / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 6. - С. 13-16.
4. Соболева, Т.С. О проблемах женского спорта / Т.С. Соболева // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 3. - С. 56-63.
5. Соболева, Т.С. Крупный научно-практический вклад в решение проблем женского спорта / Т.С. Соболева // Теория и практика физической культуры. - 2001. -№ 3. - С. 60-63.
6. Сологуб, В.В. Влияние значительных физических нагрузок на репродуктивную функцию женщин-спортсменок : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Сологуб В.В. -Харьков, 1989. - 20 с.
Контактная информация: [email protected]
СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ СИЛЫ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ В СИЛОВОМ ТРОЕБОРЬЕ
Сергей Михайлович Гузь, кандидат педагогических наук,
Карельский государственный педагогический университет (КГПУ),
г. Петрозаводск.
Шайкат Закирович Хуббиев, доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,
(РГПУ им А.И. Герцена) г. Санкт-Петербург
Аннотация
В статье представлены материалы исследований, отражающих вопросы планирования тренировочных нагрузок на этапе начальной спортивной специализации в силовом троеборье. Особое внимание уделяется описанию и обоснованию средств и методов развития силы на данном этапе подготовки атлетов 14-15 лет.
Ключевые слова: средства и методы развития силы, силовое троеборье, приседание на тренажере, жим штанги (лёжа), становая тяга.
MEANS AND METHODS OF STRENGTH DEVELOPMENT AT THE STAGE OF INITIAL SPORTS SPECIALIZATION IN POWER-LIFTING
Sergey Mikxailivich Guz’, the candidate of pedagogical sciences,
Karelian State Pedagogical University Petrozavodsk
Shaykat Zakirovich Khubbiev, the doctor of pedagogical sciences, professor,
The Herzen State Pedagogical University of Russia St.-Petersburg
Annotation
The article presents the research materials reflecting the issues of planning the training load at the stage of initial sports specialization in power-lifting. Special attention is given to description and grounding of means and methods for developing the strength at this stage of training for 14-15 year-old athletes.
Key-words: means and methods of strength development, power-lifting, knee-bending with a weight-lifting machine, bench-press (in lying position), dead-lift.
ВВЕДЕНИЕ
Современные исследования в области детско-юношеского спорта в своей массе направлены на совершенствование основных компонентов системы многолетней подготовки резерва. Однако результаты этих изысканий часто не находят применения. Так, современное содержание подготовки юных спортсменов в силовом троеборье практически не отражает результатов исследований, которые появились на рубеже 90х годов.
По мнению специалистов, то, что касается спортивной подготовки, её нынешняя организация мало согласуется с закономерностями развития физического потенциала человека, выявленными в процессе его исследования с позиции эволюционного подхода [1, 14]. В частности, методы организации спортивной тренировки и способы формирования ее содержания не учитывают данных о многообразных и разноуровневых фенотипических сенситивностях восприятия тренирующих и обучающих воздействий со стороны различных морфофункциональных, нейрогуморальных и психологических систем спортсмена. В связи с этим возникают новые неопределенности при оценке их воздействий на оперативное, текущее и будущее состояние тренируемого спортсмена [8].
Это обусловливает необходимость построения такой дидактической структуры, которая бы обеспечивала непрерывную коррекцию объёмов, интенсивности, формы биомеханической реализации, психологического обеспечения и прогнозирования результативности тренирующих воздействий, направленных на достижение актуальных и долгосрочных целей спортивной подготовки [8].
При таком подходе и объем, и интенсивность, и содержание, и направленность тренирующих воздействий оказываются зависимыми от реальных процессов, протекающих в организме занимающихся, гибко реализуемых тренером и спортсменом. То есть тренировка строится не на «надуманных» килограммах и тоннах ожидающих подъёмов отягощений, числа подходов и повторений с пугающими и зачастую толком не объясненными цифрами для микро-, макро- и мезоциклов спортивной подготовки.
Она должна выстраиваться в соответствии с принципом оптимальности, согласно которому функционирует и развивается человеческий организм в условиях взаимодействия с факторами внешней среды, в том числе, спортивно-педагогической среды. Очевидно, здесь возможны находки путей оздоровительного влияния спорта и экономизации учебно-тренировочных нагрузок.
Цель данного исследования - выявление эффективности средств и методов развития силы на этапе начальной спортивной специализации (ЭНСС) спортсменов 15-16 лет, занимающихся силовым троеборьем.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Педагогический эксперимент длился два года, в нем приняли участие две группы атлетов 15 лет: 1 группа - экспериментальная в составе 20 чел., занимающихся силовым троеборьем; 2 группа - контрольная, состоящая из 10 чел., занимающихся атлетической гимнастикой.
ЭНСС содержал четыре макроцикла, каждый из которых включал в себя периоды объёмно-силовой (2-3 месяца) и силовой (2 месяца) подготовки. Кроме того, по окончании каждого макроцикла следовал переходный период продолжительностью 4 (недельных) микроцикла.
Тренировочные занятия на ЭНСС проводились шесть раз в неделю: четыре - по силовой подготовке и два направлены были на общефизическую (ОФП) и функциональную подготовку.
Из средств специальной физической подготовки (СФП) на данном этапе применялись упражнения на тренажёрах, а также соревновательные и специальновспомогательные упражнения с гантелями и штангой.
Применение тренажёров на ЭНСС способствует высоким темпам прироста силы. Об эффективности тренажёров в тренировке юных атлетов свидетельствуют многие авторы [4, 10, 12 и др.]. Применение локальных упражнений в их тренировке позволяет значительно улучшить адаптацию и к локальным, и к общим нагрузкам, обеспечить интенсивный рост спортивных результатов [7, 8].
Несмотря на то, что наибольший прирост силы достигается с помощью отягощений (80-90% от максимума), на ЭНСС применялись, в основном, отягощения в диапазоне 40-70% от максимума, а отягощения 70-80% и более от максимума использовались лишь в течение небольшого промежутка времени (не более 2 месяцев) [3, 5, 10].
В качестве основного на ЭНСС использовался повторно-серийный метод с небольшими и средними отягощениями и числом повторений от 8 до 15 [12]. При этом в отдельные периоды объемно-силовой и силовой подготовки применялся метод «до отказа», а также повторно-серийный метод с субмаксимальными и максимальными отягощениями. По мнению специалистов, на ЭНСС, с учётом возраста спортсменов -15-16 лет, можно применять метод «до отказа», а также повторно-серийный метод с субмаксимальными и максимальными отягощениями, используя в качестве основного средства упражнения на тренажёрах [4, 10, 12].
Тренировочные макроциклы строились на основе волнообразного размещения ОФП и СФП с относительно менее выраженными колебаниями парциальных объёмов и комплексным применением основных групп тренировочных средств [6]. Модель построения макроциклов на ЭНСС на основе такого подхода представляется наиболее предпочтительной, так как в большей степени учитывает и уровень подготовленности занимающихся, и их адаптационные возможности [2, 6, 11].
Однако при планировании отдельных периодов объемно-силовой и силовой подготовки мы опирались на ряд положений, соответствующих второй форме адаптации [2]: более выраженное противофазное изменение объема и интенсивности тренировочных нагрузок; в начале большого тренировочного этапа существенное преобладание средств ОФП, объём которых в дальнейшем снижается при возрастании объёма СФП; усиление тренирующего воздействия на организм и его специфичности - по мере повышения его работоспособности - в форме сопряженно-последовательной системы организации нагрузок различной направленности; концентрация нагрузок специальной силовой направленности в виде относительно самостоятельных «блоков»; обязательное «разведение» во времени объёмных нагрузок различной преимущественной направленности и, прежде всего, «разведение» объёмных нагрузок СФП и средств технической подготовки.
В процессе силовой подготовки атлетов применялись раздельные тренировки [7,
9, 13]. При этом каждая мышечная группа тренировалась не более двух раз в неделю.
Применение раздельных тренировок в сочетании с тренажерами расширило возможности применения системы сетов, суперсетов, сплит-систем [7, 9, 10, 12, 13]. Точное дозирование силовых нагрузок способствовала значительному повышению её интенсивности, что, в свою очередь, позволило нагружать отдельные мышечные группы не более двух раз в недельном микроцикле: одна высокоинтенсивная (80-90% и более от максимума) тренировка и одна тренировка с нагрузками низкой (40-50% от максимума) или средней (50-70% от максимума) интенсивности.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Этап начальной спортивной специализации (ЭНСС) включал в себя четыре макроцикла, по окончании каждого из которых проводилось тестирование СФП юных атлетов экспериментальной и контрольной групп.
Анализ данных спортсменов экспериментальной группы в приседании на тренажере показал, что на всем протяжении ЭНСС удалось добиться достоверного (р<0,0001) прироста результатов во всех макроциклах.
Сравнение результатов в приседании на тренажере показало, что результаты спортсменов экспериментальной группы в каждом макроцикле были достоверно (р<0,0001) лучше, чем контрольной группы (табл. 1).
Таблица 1
Сравнительный анализ показателей экспериментальной и контрольной групп в
приседании на тренажёре
Группы Результаты после 1 макроцикла Результаты после 2 макроцикла Результаты после 3 макроцикла Результаты после 4 макроцикла
Резуль- тат При- рост Резуль- тат При- рост Резуль- тат При- рост
Экспериментальная группа М 118,4 11,5 129,9 10,1 140,0 11,9 151,9
±т 1,79 1,79 1,94 2,24
Контрольная группа М 82,5 9,3 91,8 5,7 97,5 3,0 100,5
±т 2,05 2,57 2,57 2,82
Таким образом, за два года силовой подготовки на ЭНСС спортсмены экспериментальной группы в приседании на тренажёре добились прироста в среднем на 47,9 кг, а атлеты контрольной группы - в среднем на 27,8 кг, что на 20,1 кг (42%) достоверно (р<0,01) меньше, чем в экспериментальной группе. Это свидетельствует о том, что на данном этапе подготовки прирост показателей в приседании на тренажере был обусловлен во многом специальной подготовкой и, в меньшей степени - возрастным развитием спортсменов. Это, в определенной степени, подтверждается снижением прироста результатов в данном упражнении по макроциклам на этапах предварительной подготовки и начальной спортивной специализации.
Приросты в жиме штанги (лёжа) на данном этапе подготовки были относительно ниже, чем в других упражнениях, что можно объяснить спецификой данного упражнения, сложностью его выполнения, большим количеством участвующих в движении мышц. Кроме того, в данном случае необходимо учитывать возраст занимающихся, так как исследования показывают, что в жиме штанги (лежа), как ни в каком другом упражнении силового троеборья, результаты зависят от возраста и, в ещё большей степени, от стажа занятий атлетов.
Тем не менее, учитывая данные анализа динамики прироста показателей в жиме штанги (лёжа), а также результаты их математической обработки, можно сделать вывод о том, что на ЭНСС удалось добиться достоверного (р<0,0001) прироста результатов во всех макроциклах.
Сравнительный анализ результатов в жиме штанги (лёжа) показал, что результаты спортсменов экспериментальной группы оказались достоверно (р<0,0001) лучше, чем контрольной группы (табл. 2).
Таблица 2
Сравнительный анализ показателей экспериментальной и контрольной групп в _____________________________жиме штанги (лёжа) ___________________________
Группы Результаты после 1 макроцикла Результаты после 2 макроцикла Результаты после 3 макроцикла Результаты после 4 макроцикла
Резуль- тат При- рост Резуль- тат При- рост Резуль- тат При- рост
Экспериментальная группа М 78,4 7,9 86,3 7,1 93,4 7,9 101,3
±т 1,05 1,35 1,35 1,49
Контрольная группа М 62,5 6,8 69,3 5,7 75,0 4,8 79,8
±т 1,54 2,05 1,80 1,80
Итак, на ЭНСС прирост результатов в жиме штанги у спортсменов экспериментальной группы в среднем составил 33,7 кг, а контрольной группе - 24,0 кг, что на 9,7 кг (29%) достоверно (р<0,01) меньше, чем в экспериментальной группе. Это показывает, что на ЭНСС прирост показателей в жиме штанги был обусловлен, в основном, значительным увеличением объема средств специальной подготовки и, в гораздо меньшей степени - возрастным развитием спортсменов. Как и в приседании на тренажёре, это, в известной степени, подтверждается снижением прироста результатов в данном упражнении по макроциклам на этапах начальной подготовки.
Анализ динамики прироста показателей спортсменов экспериментальной группы в становой тяге, а также результаты математической обработки показали, что в процессе тренировочной работы удалось добиться достоверного (р<0,01) улучшения результатов во всех макроциклах.
Сравнительный анализ показал, что результаты спортсменов экспериментальной группы были достоверно (р<0,01) выше, чем у их сверстников, занимающихся атлетической гимнастикой (табл. 3).
Таблица 3
Сравнительный анализ показателей в экспериментальной и контрольной
группах в становой тяге
Группы Результаты после 1 макроцикла Результаты после 2 макроцикла Результаты после 3 макроцикла Результаты после 4 макроцикла
Резуль- тат При- рост Резуль- тат При- рост Резуль- тат При- рост
Экспериментальная группа М 129,0 11,6 140,6 11,7 152,3 11,3 163,6
±т 1,79 1,79 2,09 2,24
Контрольная группа М 105,8 5,7 111,5 6,0 117,5 5,0 122,5
±т 1,54 1,80 2,05 2,05
Таким образом, за два года силовой подготовки на ЭНСС спортсмены экспериментальной группы добились прироста в становой тяге в среднем на 46,1 кг, а атлеты контрольной группы - на 25,5 кг, что на 20,6 кг (45%) достоверно (р<0,0001) меньше, чем в экспериментальной группе.
Анализ итогов в сумме троеборья свидетельствует, что по окончании этапа начальной спортивной специализации 12 атлетов экспериментальной группы показали результаты, соответствующие уровню первого спортивного разряда, и 8 спортсменов -уровню первого-второго разрядов.
ВЫВОДЫ
Результаты, полученные в процессе исследований, позволяют сделать следующие выводы:
1. Анализ результатов в упражнениях, характеризующих специальную физическую подготовку спортсменов, показал, что на ЭНСС возрастные особенности развития оказывают существенное влияние на темпы прироста силовых показателей атлетов 15-16 лет.
2. Рациональное сочетание на данном этапе подготовки упражнений на тренажёрах и со штангой, скоростно-силовой подготовки и средств развития общей и специальной выносливости позволяют успешно решать задачи всестороннего развития юных спортсменов наряду с интенсивным совершенствованием их специальной физической подготовки.
3. Раздельные тренировки на ЭНСС в сочетании с применением тренажеров позволяют широко использовать системы сетов, суперсетов, сплит-систем. В свою очередь, это позволяет нагружать каждую мышечную группу не более одного-двух раз в недельном микроцикле.
4. Выделение в каждом макроцикле отдельных периодов объемно-силовой и силовой подготовки позволяет широко использовать рекомендации специалистов: более выраженное противофазное изменение объема и интенсивности тренировочных нагрузок в начале большого тренировочного этапа; существенное преобладание средств ОФП, объём которых в дальнейшем снижается при возрастании объёма СФП; концентрация нагрузок специальной силовой направленности в виде относительно самостоятельных «блоков»; обязательное «разведение» во времени объёмных нагрузок различной преимущественной направленности и т.д.
5. Использование результатов контрольно-педагогических испытаний по СФП для определения индивидуальных показателей объёма и интенсивности тренировочной нагрузки позволяет добиваться динамичного прироста силовых показателей на всем протяжении ЭНСС.
Исследования показали перспективность работы в направлении, связанном с поиском путей оптимизации спортивной подготовки в силовом троеборье. Результаты изысканий подтверждают предположение о том, что, несмотря на высокий уровень нормативных требований в силовом троеборье, научно-обоснованное применение разнообразных средств и методов развития силы на этапах начальной подготовки позволяет создавать условия для подготовки спортсменов высших разрядов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бальсевич, В.К. Методология эволюционного подхода к управлению процессом многолетней подготовки // Управление процессом подготовки спортсменов высших разрядов : материалы III Всероссийской конф. - Л., 1976. - С. 241-244.
2. Верхошанский, Ю.В. Универсальной системы тренировки быть не может // Тренер. - 1992. - № 1. - С. 18-19.
3. Воробьёв, А.Н. Тренировка, работоспособность, реабилитация / А.Н. Воробьев. - М. : Физкультура и спорт, 1989. - 272 с.
4. Галлахер, М. Трисеты // Сила и красота. - 1998. - № 2. - С. 48-51.
5. Дворкин, Л.С. Тяжёлая атлетика и возраст : научно-педагогические основы системы многолетней подготовки юных тяжелоатлетов / Л.С. Дворкин. - Свердловск : Изд-во Уральского ун-та, 1989. - 200 с.
6. Матвеев, Л.П. Общая теория и её прикладные аспекты / Л.П. Матвеев. -СПб. : Лань, 2005. - 384 с.
7. О’Коннел, Д. Тройной удар // Сила и красота. - 1999. - № 2. - С. 26-31.
8. Павлова, О.И. Педагогическая технология управления содержанием и структурой многолетней подготовки юных спортсменов в беговых видах лёгкой атлетики : дис ... д-ра пед. наук / Павлова О.И. - М., 2005. - 366 с.
9. Перунов, О. Александр Зиновьев - трениируем ноги // Качай мускулы. -2000. - № 5-6. - С. 24-28.
10. Петров, В.К. Ваш помощник тренажёр / В.К. Петров. - М. : Сов. спорт, 1991. - 46 с.
11. Платонов, В.Н. О концепции «периодизации спортивной тренировки» и развитии обшей теории подготовки спортсменов // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 8. - С. 23-26, 39-46.
12. Шейко, Б.И. Методика планирования // Мир силы. - 1999. - № 10-11. - С.
28-31.
13. Эверсон, Д. Гигантские сеты // Сила и красота. - 2000. - № 2. - С. 40-42.
14. Balsevich, V.K. Discovery and Development of Sports Talent // International Congress “Modern Sport Science Achievements”. - London : Human Kinetics Publishers, 1995. - Р. 5-8.
Контактная информация: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Марина Салиховна Джамиева, старший преподаватель,
Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ)
г. Махачкала
Аннотация
В ситуации социально-экономической нестабильности общественной жизни дети-сироты, неспособные в силу возраста сформулировать свои права и обеспечить свою защиту, становятся наиболее уязвимой частью населения. В этих условиях является закономерным формирование высокой правовой культуры педагогов воспитательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Ключевые слова: культура, правовая культура, правовая культура личности, правовая культура педагогов, защита прав детей-сирот, формирование правовой культуры.
FORMATION OF LEGAL CULTURE OF PEDAGOGUES IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS FOR CHILDREN-ORPHANS AND CHILDREN WITHOUT
PARENTS CUSTODY
Marina Salihovna Dzhamieva, the senior teacher,
Dagestan State Pedagogical University,
Makhachkala
Annotation
In situation of social economic instability of public life the children-orphans don’t capable to formulate rights and provide own protection owing to their age, become the most vulnerable part of the population. In these conditions it is logically to form a high level of legal culture among the pedagogues of educational institutions for children-orphans and children without parents custody.
Keywords: culture, legal culture, legal culture of the person, legal culture of the pedagogues, protection of the rights of children - orphans, formation of legal culture.
Формирование высокого уровня правовой культуры личности, проявляющейся не только в пассивном законопослушании, но и в развитой правовой активности, эффективном умении использовать правовые средства для достижения практических результатов, в стремлении утвердить право в качестве особо значимого достижения цивилизации есть одно из важнейших условий построения правового государства. Таким образом, правовое государство предполагает высокий уровень формирования правовой культуры каждого его члена.
Основы правовой культуры личности закладываются на ранних ступенях социализации, поэтому особую актуальность приобретает проблема правового воспитания детей. Задача формирования у подрастающего поколения основ правовой культуры становится одной из глобальных проблем воспитания. Особенно остро данная проблема стоит по отношению к самым незащищенным слоям населения - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Беззащитность детей-сирот обусловливает потребность общества в повышении качества профессиональной подготовки педагогов воспитательных учреждений, призванных активизировать охранно-защитный потенциал детей-сирот, обеспечить по-