Научная статья на тему 'Средства гармонизации связи человека со Вселенной'

Средства гармонизации связи человека со Вселенной Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2341
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕЛЕННАЯ / ОБЩЕСТВО / ЧЕЛОВЕК / ГАРМОНИЗАЦИЯ СВЯЗЕЙ / СРЕДСТВА ГАРМОНИЗАЦИИ / МЫСЛИ / ЧУВСТВА / МОЛИТВА / БОГ / ЭНЕРГИЯ / SOCIETY / MAN / HARMONIZATION OF TIES / MEANS OF HARMONIZATION / THOUGHTS / FEELINGS / PRAYER / GOD / ENERGY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бринчук Михаил Михайлович

Статья посвящена средствам гармонизации связи человека со Вселенной. Показаны средства гармонизации связей человека со Вселенной мысли, чувства, молитва, энергия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEANS OF HARMONIZING HUMAN RELATIONSHIP WITH THE UNIVERSE

The article is devoted to the harmonization of human communication Tools with the universe. Showing means of harmonizing human relations with the Universe-thoughts, feelings, prayer, energy.

Текст научной работы на тему «Средства гармонизации связи человека со Вселенной»

АСТРАХАНСКИЙ ВЕСТНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

№ 4 (38) 2016. с. 86-91.

СРЕДСТВА ГАРМОНИЗАЦИИ СВЯЗИ ЧЕЛОВЕКА СО ВСЕЛЕННОЙ1

Михаил Михайлович Бринчук заведующий сектором эколого-правовых исследований Института государства и права РАН, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ

[email protected]

Вселенная, общество, человек, гармонизация связей, средства гармонизации, мысли, чувства, молитва, Бог, энергия.

Статья посвящена средствам гармонизации связи человека со Вселенной. Показаны средства гармонизации связей человека со Вселенной - мысли, чувства, молитва, энергия.

MEANS OF HARMONIZING HUMAN RELATIONSHIP WITH THE UNIVERSE

Mikhail Mikhailovich Brinchuk Director of the Sector of Ecological Law of Institute of State and Law of RAS, doctor of legal sciences, professor, Honored Scientist of the Russian Federation

Universe, society, man, harmonization of ties, means of harmonization, thoughts, feelings, prayer, God, energy.

The article is devoted to the harmonization of human communication Tools with the universe. Showing means of harmonizing human relations with the Universe-thoughts, feelings, prayer, energy.

Человек всю свою жизнь находится во взаимосвязи со Вселенной, как правило, не задумываясь об этом. И, как известно, жизнь человека, как и всей живой природы Земли, абсолютно зависима от Вселенной, ее ресурсов. В определенной степени человек своими мыслями, поведением, действиями может влиять не только на характер своих взаимосвязей со Вселенной, но и на состояние Вселенной. В разных источниках знаний, накопленных тысячелетиями существования человечества, имеются в том числе и знания о средствах гармонизации связи человека со Вселенной.

О сущности и возможностях взаимосвязи человека со Вселенской энергией Грегг Брейден пишет как о Божественной матрице - вместилищу всего мироздания, мосте, соединяющем все сущее, и зеркале, в котором отражается все созданное нами2. Чтобы управлять этим полем чистой энергии, как утверждает Брейден, надо, во-первых, осознать, что оно существует, во-вторых, разобраться, как оно работает, и в-третьих — освоить язык коммуникации с ним. Мы можем стать архитекторами реальности, и тогда все вещи будут подвластны нам в том пространстве, где мир берет свое начало, — в Божественной матрице!3

О существовании особого языка, на котором можно вести диалог с Божественной матрицей, упоминают самые древние мистические традиции. Этот язык не требует привычных слов, произносимых вслух или запечатлеваемых с помощью письма. Он очень прост, более того, мы все владеем им почти в совершенстве и пользуемся каждый день. Имеется в виду язык человеческих чувств4'

Как пишет Брейден, «чувства — это способ выбора реальности. Именно поэтому она будет существовать столько, сколько мы ее чувствуем. И мы можем постоянно испытывать чувство благодарности за мир, потому что на Земле есть мирные страны. Точно так же у нас есть возможность жить с чувством благодарности за то, что наши любимые и мы сами здоровы, - ведь в некотором смысле каждый из нас обновляется и исцеляется ежедневно.

1 Подготовлено при информационной поддержке СПС КонсультантПлюс.

2 Брейден Грегг. Божественная матрица. Время, пространство и сила сознания. Пер. с англ. М.: София, 2009.

3 Там же. С. 30.

4 Там же. С. 16-17.

Именно эту мысль, считает Брейден, стремился донести до будущих поколений автор арамейского текста Евангелия от Иоанна почти две тысячи лет тому назад. Нечто подобное говорит и гностическое Евангелие от Фомы: "То, что имеешь, спасет тебя, если дашь этому выйти наружу. То, чего не имеешь внутри себя, убьет тебя, если не имеешь этого внутри".

Это краткое предупреждение преисполнено великого смысла. Иисус, наш учитель, напоминает нам, что в каждом из нас пребывает сила, управляющая и человеческой жизнью, и окружающим миром»5.

На вопрос автора книги «Божественная матрица» к настоятелю одного из монастырей в Тибете, «Что вы делаете, когда мы видим вас молящимися и слышим, как вы поете сутры по шестнадцать часов в день, когда звучат мантрыб, колокольчики и гонги?» был ответ: «Вы не видите наших молитв, потому что молитву невозможно увидеть. Вы видите лишь то, что мы делаем, когда создаем в своем теле чувство. Молитва — это чувство» .

Опыт многих поколений, относящихся к разным религиям, свидетельствует также о том, что обращение к Богу именно через молитву, дает надежду быть услышанным и получить реализацию своих чаяний здесь, в видимом, дольнем мире. Молитва - это техника, с помощью которой мы взаимодействуем с Божественной матрицей.

Нам следует просить без скрытых помыслов. Фактически о том же самом, пишет Брейден, свидетельствуют и современные научные эксперименты. Мы должны наполнить свое сердце переживанием здоровья и благополучия, как если бы мы уже получили результат, еще до того, как он воплотился в реальности8.

Большое значение чувству в молитве придается в православии. В своем духовном дневнике «Моя жизнь во Христе» Святой Иоанн Кронштадтский писал: «Молитва - златая связь человека-христианина, странника и пришельца на земле, с миром духовным, коего он член, и паче всего с Богом - Источником жизни; от Бога изошла душа, к Богу и да грядет всегда чрез молитву»9. «На молитве всегда твердо верь и помни, что каждая мысль твоя и каждое слово твое могут, несомненно могут быть делом»10. Так как «Бог зрит на сердце», как пишет о существе молитвы Святой Иоанн Кронштадтский, «надо, чтобы слова выходили, как ключ живой воды из родника своего, - чтобы они были искренним голосом сердца, не были чужою заимствованною одеждою, чужими руками»11.

В разных аспектах о значении молитвы, обращении к Богу, важных в повседневной жизни каждого, говорит в Рождественском интервью Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилла (2016 г.)12.

В частности, о потенциале молитвы Владыка говорит с точки зрения потребностей нашей повседневной работы, направленной на упорядочение внутреннего душевного состояния. При этом он подчеркивает: « ... нужно работать каждый день. Ведь что такое вера? Это и есть способ постоянного самоконтроля и воздействия на свою душу, на свое сознание. Когда мы утром и вечером молимся, мы должны подвергать себя тщательному анализу. Я знаю, что людям иногда тяжело читать молитвы, потому что и по-славянски не очень получается, да и времени как бы не хватает, но ведь хватит времени подумать о самом себе, поразмышлять о своей жизни, о пройденном дне. Так сделай это пред лицом Божиим!

5 Там же. С. 124-125.

6 Мантра (санскр. <н«-а|, «орудие осуществления психического акта», в ином толковании — «стих», «заклинание», «волшебство») — священный текст в индуизме и буддизме, как правило требующий точного воспроизведения звуков, его составляющих.

7 Брейден Грегг. Божественная матрица. С. 113.

8 Брейден Грегг. Божественная матрица. С. 119.

9 См.: Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Мысли христианина. М.: Правило веры, 2006. С. 167.

10 Там же. С. 121-122.

11 Там же. С. 156.

12 См.: URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4327642.html (последнее посещение - 08.01. 2016 г.).

87

Подвергни свои поступки анализу, проконтролируй их, у Бога попроси прощения и вразумления, чтобы не повторять ошибок. С кем-то неправильно поговорил, на кого-то голос поднял, кого-то одернул, кому-то доставил боль, кого-то обидел, кого-то обманул... Если мы будем Богу обо всем этом говорить и просить Его помощи, то мы будем менять самих себя, мы будем менять свой внутренний мир. Мы будем становиться сильнее, и от этой внутренней духовной силы зависит наше благополучие, — на мой взгляд, куда в большей степени, чем от внешних материальных факторов. Хотя и эти факторы не следует минимизировать, учитывая все то, о чем мы сказали в связи с нищенским существованием многих наших граждан.

... хорошо каждое утро и каждый вечер, предстоя пред Богом, анализировать свою жизнь, приносить покаяние и в соответствии с этим анализом действовать в будущем, но сейчас я хотел бы сказать вообще о молитве. Это совершенно особое явление, ведь Бог сотворил нас автономными, в том числе, и от Него. Он дал нам такую свободу, что мы можем верить в Него или не верить, жить по Его закону или не жить, обращаться к Нему или не обращаться. Тогда мы просто живем по законам и стихиям мира сего. Существуют законы физические, — вот по этим законам мы и живем, или сами создаем какие-то законы и по ним живем. А молитва — это выход из этой автономии. Человек говорит: «Ты меня создал таким, а хочу быть с Тобой». Молитва — это привлечение Бога в свою собственную жизнь. Через молитву мы как бы делаем Бога своим соработником. Мы говорим: «Помоги, войди в мою жизнь, ограничь мою свободу», — ведь очень часто мы не знаем, как поступить. Вот к священнику приходят и говорят: «Батюшка, мне замуж выйти или нет?», «Мне жениться или нет?» Я всегда духовникам говорю: «Осторожней с такими ответами, откуда вы можете знать?» Вот эти вопросы человек Богу должен обращать, как, может быть, и более мелкие вопросы, связанные с повседневной жизнью. Когда мы Бога просим, когда мы молимся, мы устанавливаем с Ним связь, Бог реально присутствует в нашей жизни, и мы становимся сильнее. Вот первое, что я хотел бы пожелать людям: научиться молиться. Научиться молиться — это значит научиться быть сильными, а что помешает в любом случае нашей связи с Богом — это когда мы сознательно грешим. Конечно, можем и каяться ...».

О молитве Святейший Патриарх говорит в прикладном аспекте, отвечая на вопрос ведущего: Во Франции, после этих жутких терактов в Париже (2015 г.), общенародным ответом на них стал призыв к молитве, - и это в стране, где по статистике христиан уже меньшинство, меньше половины. Так что это было?

«Это была естественная реакция людей, - подчеркивает Владыка Кирилл. - Вы знаете, то же самое произошло после 11 сентября в Нью -Йорке, - храмы всех конфессий и религий стали переполняться людьми. То же произошло, когда, казалось бы, полностью атеизированное советское общество повернулось к Богу во время Великой Отечественной войны. Храмы были переполнены; как мне говорили люди, участвовавшее в боевых действиях, на передовой не было ни одного атеиста. Когда человек лицом к лицу соприкасается с опасностью, которую он не может преодолеть собственными силами и даже сообща с другими, он обращается к Богу, и ведь слышит этот Божий ответ! Иначе бы к Нему не обращались.

Поэтому, проводя нас через какие-то испытания, Господь, конечно, ждет нашего обращения. И в этом смысле я очень высоко ценю то, что сегодня происходит в нашей стране. Я не идеализирую происходящее, но я вижу, как медленно, не без трудов, но происходит некое сближение двух начал в жизни нашего народа, как происходит некий синтез материального, научного, технического начала, устремленности людей к благополучной жизни с ростом их духовных потребностей. Я не могу сказать, что мы много достигли. Мы, может быть, в самом начале пути, но это очень правильный путь».

Грегг Брейден пишет о языке чувств и молитве в контексте силы сознания в своей Божественной матрице. У нас уже есть все, считает Г. Брейден, чтобы общаться с Божественной матрицей, поскольку мы — ее часть. Никакие учебники или мастер-классы

нам не нужны. Мы уже и так общаемся с ней. Мы с детства умеем любить, ненавидеть, бояться и прощать. Осознав, что эти чувства служат командами для Божественной матрицы, мы сможем развивать наши навыки общения с ней, чтобы сделать свою жизнь здоровой, спокойной и радостной13.

Божественная матрица, утверждает Брейден, понимает язык чувств. Чувства - вот что вступает в коммуникацию с квантовыми силами Вселенной и меняет поведение атомов, электронов и фотонов внешнего мира14. Эксперименты XX века показали, что именно человеческие чувства влияют на субстанцию, из которой состоит мироздание. Люди во время молитвы говорят квантовым языком чувств, который не имеет слов для внешнего

15

выражения .

Осознанное взаимодействие с Божественной матрицей принесет нам большую пользу в повседневной жизни. Почувствовав свою связь с окружающими и со всем сущим, мы осознаем, какая сила нам дарована, и обретем душевный покой. И более того, посредством Божественной матрицы мы сможем проецировать свой покой вовне и тем самым изменять окружающий нас мир.

Имеются данные о том, что наши предки, в отличие от нас, как пишут авторы «Скрижалей метаистории...», — самоуверенных пасынков техногенно-потребительской цивилизации — отчетливо осознавали и тщательно учитывали в своей хозяйственной и культурной деятельности особую роль живого человека и его культурного творчества в поддержании стабильности и «здоровья» окружающей природы.

В связи с этим можно отметить, что в последнее время получает экспериментальное подтверждение факт существования особых, «тонких» форм взаимодействия между человеком и природой. Группа ученых из Новосибирска под руководством В.П. Казначеева, выдающегося российского ученого - энциклопедиста, врача-терапевта, патолога, эколога, экспериментально установила факты отрицательного физиологического реагирования комнатных растений на подземные ядерные взрывы на Семипалатинском полигоне, проводимых за сотни километров от места эксперимента16. Японскими же исследователями — и эти данные неоднократно публиковались в печати — доказано благотворное влияние классической музыки на рост и плодоношение культурных растений и, наоборот, разрушающее влияние, которое оказывает на них современная рок-музыка с ее

17

оглушительными ритмами .

Авторитеты в области изучения мозга, как лауреат Нобелевской премии Р. У. Сперри (1913-1994), вынуждены признать возможность непосредственного изменения физиологических характеристик собственного тела (вплоть до изменения веса и химического состава клеток!) под воздействием сосредоточенной мысли. Такие данные получены в результате лабораторного изучения практики восточной йоги18.

13 Брейден Грегг. Божественная матрица. С. 20.

14 Множество проведенных экспериментов по воздействию на воду, о чем мы пишем и в этой работе, также подтверждают, что средством воздействия являются чувства - любви, нежности и др. Вода как часть Вселенной воспринимает чувства.

15 Брейден Грегг. Божественная матрица. С. 113.

16 См. журнал «Вестник МИКА (Межд. ин-та космической антропоэкологии)», 1995, №2.

17 Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. Духовно-экологическая цивилизация: устои и перспективы. Монография. Барнаул: Изд-во АГАУ, 2001. С. 100.

18 Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. Духовно-экологическая цивилизация: устои и перспективы. Монография. Барнаул: Изд-во АГАУ, 2001. С. 106.

Йога (дев. □□ □) — понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных, психических и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения индивидуумом возвышенного духовного и психического состояния. - http://m.wikipedia.org/wiki/Иога

Нравственная мысль в подлинном смысле слова физична, ибо способна оказывать благотворное - гармонизирующее и стимулирующее - воздействие на окружающие природные формы19.

В науке высказываются суждения о природности самой нравственности. В свете встречи культур Востока и Запада, Т.П. Григорьева пишет: «надо полагать, честь, совесть, благородство, чувство собственного достоинства, без которых надеялись обойтись, как мешающих прогрессу ("быть, чтобы иметь"), нужны человеку не менее чем, скажем, органы дыхания или кровообращения, т.е. это не блажь, а проявление психофизической природы. Нравственные моменты выполняют свою функцию в жизнедеятельности целого, и физиология (не говоря уже об экологии) теснее связана с психикой, чем принято было думать до недавнего времени. Возможно, правы древние, - эти "человеческие" качества имманентны природе, и кто теряет их, теряет связь с Целым, становится изгоем, даже не "блудным", а вовсе не "сыном" (если вовремя не вернется в лоно). И получается, нет у человека другого выхода, как признать онтологическую суть нравственного веления, признать его Законом Бытия и следовать ему, чтобы не выпасть из Целого»20.

В литературе - теологической, эзотерической и научной - отмечается прямая связь между телом и душой человеком и уровнем нравственности поведения человека как факторе влияния на его здоровье.

А. Мень пишет об этом в книге «Сын Человеческий»: «Иисус нередко указывал на тесную связь между состоянием тела и души. Исцелив паралитика, Он предупредил его: «Вот ты стал здоровым, больше не греши, чтобы не случилось с тобой чего худшего»21. В ту бурную переломную пору, как и в наши дни, подчеркивает А. Мень, широкое распространение получили психические болезни. Если Ветхий Завет почти не знает их, то Евангелия наводят на мысль о какой-то эпидемии душевных недугов. Особенно страшен был загадочный вид безумия - одержимость или беснование. Человек, страдавший им, чувствовал мучительное раздвоение личности: казалось, в него вселялся кто-то чуждый и враждебный. Христос одним Своим присутствием поразительно действовал на этих несчастных; иной раз достаточно было одного Его властного слова или прикосновения, и душа освобождалась от владеющих ею темных сил. Возвращая к новой жизни, Иисус требовал от исцеленных полной внутренней перестройки. Демоны паразитируют на грехах.

Если в дальней дух новой жизни не заполнит человека, одержимость вернется с удвоенной

22

силой .

О физичности, способности нравственной мысли оказывать благотворное воздействие на человека пишет об отце Амвросии, старце Оптиной пустыни, духовный писатель А.

23

Поселянин . Для нашего исследования его суждения и оценки важны и потому, что он говорит о благотворном воздействии нравственной мысли как о проявлении закона духовной жизни.

«Воздействие о. Амвросия на душу вовсе не обусловливалось его наставлениями, потому что он вообще мало читал людям, как говорится, мораль.

19 Там же. С. 108.

20 См.: Григорьева Т.П. Дао и Логос. Встреча культур. М., 1992. С. 11-12.

Суждение о признании нравственного веления Законом Бытия соответствуют высказанным ниже положениям о духовности человека как законе природы.

21 Протоирей Александр Мень. Сын Человеческий. М.: Фонд Александра Меня, 2006. С. 151. А.Мень цитирует Евангелие - Ин, 5, 14.

22 Телесные и душевные недуги Христос называл проявлениями власти Сатаны, которую Ему нужно сокрушить (Лк 13, 16). Покорившееся злу человечество есть больной, который ждет исцеления. Исцелять, значит, идти против дьявольских сил. - См.: Мень Александр. Сын Человеческий. С. 151, 153-154.

23 Евгений Николаевич Погожев (1870—1931) — русский публицист и духовный писатель, подписывавшийся псевдонимом Е. Поселянин.

Его наставления были большей частью кратки, даже говорились как будто мимоходом. В чем же заключалась тайна его воздействия на душу, в чем объяснялось объяснение того несомненного перелома к лучшему в жизни человека, вступившего с ним в общение?

Эта тайна состояла в воздействии великой, сильной, полной добра, веры и света души о. Амвросия на другую душу, воздействие, происходившее часто вне всяких слов и разговоров.

Законы духовной жизни так мало исследованы: все то, что мы чувствуем и переживаем, соотношение мысли, воли и чувства представляет собой далеко еще не разгаданные загадки24. И только ощупью, путем разных косвенных соображений можем мы добираться до некоторых психологических гипотез. Одна из них, для меня несомненная, есть то, что область мысли и особенно чувства гораздо более реальна, гораздо менее отвлеченна, чем это обыкновенно принято думать. Какая-то духовная атмосфера, впитавшая в себя главные, пережитые человеком чувства, окружает всякую человеческую личность; эту атмосферу носит он всюду с собой, и она-то чувствуется нашим внутренним чутьем таким образом, что мы схватываем иногда сущность человека, прежде чем узнаем что-нибудь о нем, прежде чем услыхали от него хоть одно слово. И если чувство, кем-нибудь испытываемое, очень сильно, если человек, с которым мы встречаемся, находится под влиянием какого-нибудь могучего, цельного, стихийного настроения, - необъяснимой психологической тайной он и нас этим настроение охватывает, подчиняет нас ему, приобщает нас, помимо даже нашей воли, тому,

25

что сам чувствует, тому, о чем сам мыслит» .

Далее Е. Поселянин ссылается на христианских аскетов, которые думают, что душа человеческая не только заражает своими чувствами другую живую душу, но сообщает известную психологическую силу и известную нравственную окраску и вещам человека. Так, великий подвижник XIX века, иеросхимонах Парфений Киевский пишет: «Старайся не

только избегать сношений с человеком, коснеющим в грехах, но и к вещам его не

26

прикасайся, потому что вещи страстного человека заражены его грехами» .

О духовном вреде общения с духовно нездоровыми людьми предупреждал и отец Павел Флоренский: «Очень вредно иметь близкое общение с людьми недоброкачественными

27

духовно, страстными: от них вытекает непосредственная зараза» .

На важную в повседневной духовной жизни человека особенность обращал внимание старец Никон Оптинский. Он призывал нас всегда помнить как закон духовной жизни следующее: если смутишься каким-либо недостатком другого человека и осудишь его, впоследствии тебя постигнет та же участь, и ты будешь страдать тем же недостатком28.

24 Эту книгу Е. Поселянин писал в 1904 г.

25 Поселянин Е. Старец Амвросий. Праведник нашего времени. М.: НИКЕЯ, 2009. С. 95.

26 Поселянин Е. Указ. соч. с. 96.

27 Цит. по: Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. Скрижали метаистории: творцы и ступени духовно-экологической цивилизации. Барнаул: Изд-во АлтГТУ им. И.И. Ползунова; Изд-во Фонда «Алтай - 21 век», 2006. С. 611.

См. также: URL: http://fondaltai21.ru/assets/files/skrizhali.pdf (дата последнего обращения - 09.07. 2012 г.).

28 Филякова Е.Г. Старцы и предсказатели Оптиной пустыни. М.: РИПОЛ классик, 2008. С. 299.

В таком же духе в Евангелии от Матфея (гл. 7, ст. 1-2) сказано: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить».

По поводу «права» судить блаженный Августин пишет: «В Церкви Твоей, Боже наш, по благодати Твоей, которую Ты даровал ей - "мы ведь измышление Твое, созданное на добрые дела", - есть не только духовные

руководители, но и те, кто духовно подчиняется руководителям.....Духовные же люди, руководят ли они,

повинуются ли руководителям, судят духовно».

«Духовный человек судит, одобряя то, что правильно, и не одобряя того, что найдет худым в поступках и нравах верных, в их милостыне (это земля плодоносная); он судит о душе живой, прирученной целомудрием, постами, благочестивыми размышлениями о том, что она может воспринять телесными чувствами. Она судит о том, что в ее власти исправить». - См.: Блаженный Августин Гиппонский. Исповедь. Пер. с лат. М. Сергиенко. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2012. С. 505, 507.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.