Научная статья на тему 'Средства фонда социального страхования для финансового обеспечения предупредительных мер'

Средства фонда социального страхования для финансового обеспечения предупредительных мер Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственная поддержка / средства социального фонда / финансовое обеспечение / предупредительные меры / охрана труда / план финансового обеспечения / истребование и целевое использование денежных средств. / state support / social fund funds / financial support / preventive measures / labor protection / financial support plan / recovery and targeted use of funds.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Женихов Вячеслав Владимирович

Целью статьи является анализ использования в разрешенных случаях средств фонда социального страхования для финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Установлено, что финансовое обеспечение предупредительных мер представляет одну из форм государственной поддержки, что создана достаточная правовая база для этого. Страхователь несет ответственность за целевое и в полном объеме использование сумм страховых взносов. Данная форма государственной поддержки редко используется руководителями предприятий и учреждений, хотя позволяет значительно экономить бюджетные средства. Раскрыты особенности предоставления разрешений и использования средств фонда социального страхования, проведена оценка использования средств фонда. Представлены предложения по совершенствованию использования средств социального фонда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Женихов Вячеслав Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Funds of the Social insurance fund for financial support of preventive measures

The purpose of the article is to analyze the use of social insurance fund funds in permitted cases for financial support of preventive measures to reduce occupational injuries and occupational diseases. It is established that the financial provision of preventive measures is one of the forms of state support, that a sufficient legal framework has been created for this. The policyholder is responsible for the targeted and full use of the amounts of insurance premiums. This form of state support is rarely used by the heads of enterprises and institutions, although it allows you to significantly save budget funds. The peculiarities of granting permits and using the funds of the social insurance fund are disclosed, the use of the fund’s funds is assessed. Proposals for improving the use of social fund funds are presented.

Текст научной работы на тему «Средства фонда социального страхования для финансового обеспечения предупредительных мер»

DOI 10.47576/2949-1878_2023_11_33 УДК 331.45:368

СРЕДСТВА ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ДЛЯ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫХ МЕР

Женихов Вячеслав Владимирович,

аспирант кафедры экономики, Белгородский государственный аграрный университет, Белгород, Россия, [email protected]

Целью статьи является анализ использования в разрешенных случаях средств фонда социального страхования для финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Установлено, что финансовое обеспечение предупредительных мер представляет одну из форм государственной поддержки, что создана достаточная правовая база для этого. Страхователь несет ответственность за целевое и в полном объеме использование сумм страховых взносов. Данная форма государственной поддержки редко используется руководителями предприятий и учреждений, хотя позволяет значительно экономить бюджетные средства. Раскрыты особенности предоставления разрешений и использования средств фонда социального страхования, проведена оценка использования средств фонда. Представлены предложения по совершенствованию использования средств социального фонда.

Ключевые слова: государственная поддержка; средства социального фонда; финансовое обеспечение; предупредительные меры; охрана труда; план финансового обеспечения; истребование и целевое использование денежных средств.

UDC 331.45:368

FUNDS OF THE SOCIAL INSURANCE FUND FOR FINANCIAL SUPPORT OF PREVENTIVE MEASURES

Zhenihov Vyacheslav V.,

Postgraduate Student of the Department of Economics, Belgorod State Agrarian University, Belgorod, Russia, [email protected]

The purpose of the article is to analyze the use of social insurance fund funds in permitted cases for financial support of preventive measures to reduce occupational injuries and occupational diseases. It is established that the financial provision of preventive measures is one of the forms of state support, that a sufficient legal framework has been created for this. The policyholder is responsible for the targeted and full use of the amounts of insurance premiums. This form of state support is rarely used by the heads of enterprises and institutions, although it allows you to significantly save budget funds. The peculiarities of granting permits and using the funds of the social insurance fund are disclosed, the use of the fund's funds is assessed. Proposals for improving the use of social fund funds are presented.

Keywords: state support; social fund funds; financial support; preventive measures; labor protection; financial support plan; recovery and targeted use of funds.

Конституцией Российской Федерации гражданам России за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений бесплатно гарантирована охрана здоровья и медицинская помощь во всех случаях жизни, в том числе во время их трудовой деятельности, для чего Трудовым кодексом Российской Федерации определе-

ны основные направления государственной политики в области охраны труда.

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов и органов мест-

ного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

Основными принципами обеспечения безопасности труда являются: предупреждение и профилактика опасностей, минимизация повреждения здоровья работников.

Трудовой кодекс Российской Федерации обязывает каждого работодателя создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников, в том числе проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

На данные цели в бюджетных организациях выделяются значительные денежные средства.

В целях реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда принят Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Специальная оценка условий труда (СОУТ) является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Кроме бюджетных источников для проведения специальной оценки условий труда предусмотрено использование средств социального фонда согласно приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 июля 2021 г. № 467 "Об утверждении правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и

профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами".

Данным приказом предусмотрено, что страхователь направляет на финансовое обеспечение предупредительных мер до 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно.

Объем средств может увеличиваться до 30 %. Дополнительные 10 % расходуются страхователем на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, не ранее чем за 5 лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости.

Финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов подлежат расходы страхователя на многие предупредительные меры, в том числе проведение специальной оценки условий труда, обучение по охране труда и (или) обучение по вопросам безопасного ведения работ руководители и работников организаций, приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, средств индивидуальной защиты, их санаторно-курортное лечение работников, проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований), приобретение аптечек для оказания первой помощи и т. д.

Данный способ использования средств фонда социального страхования, является не чем иным, как одна из форм государственной поддержки.

Государственная поддержка - совокупность решений и действий организационного, правового и финансового характера государственных органов власти, направленных на улучшение социального положения граждан и развитие бизнеса.

Следует отметить многообразие видов государственной поддержки: финансовая, имущественная, информационная, консультационная, образовательная.

Цели государственной поддержки различны в зависимости от того, куда она направлена. В данном случае использование средств социального фонда для финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников является финансовым видом государственной поддержки.

Вопрос востребованности и использования средств фонда социального страхования предприятиями и организациями для финансового обеспечения предупредительных мер недостаточно исследован.

Цель исследования - выявить недостатки в сложившейся ситуации при использовании в разрешенных случаях средств фонда соци -ального страхования.

Для достижения поставленной цели определены основные задачи исследования:

- раскрыть особенности предоставления разрешений и использования средств фонда социального страхования;

- оценить использование средств фонда социального страхования предприятиями, учреждениями и организациями.

Рабочая гипотеза исследования заключается в следующем.

Предоставляемая форма государственной поддержки является значительным фактором для привлечения дополнитель-

Охрана труда обеспечивается: 1) дополнительными надбавками, выплатами к заработной плате работникам, осуществляющим свою трудовую деятельность во вредных и опасных условиях;

ных денежных средств в целях проведения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, улучшения условий их деятельности, здоровья.

Предоставляемая поддержка требует постоянного мониторинга значимости и востребованности и, как следствие, изменений, которые будут направлены на повышение эффективности и заинтересованности в использовании выделяемых денежных средств.

В процессе исследования были использованы методы диалектического и системного подходов к изучению экономических явлений, общенаучные методы - наблюдение, анализ, синтез и сравнение, что позволило обеспечить достоверность и аргументированность выводов.

Статистика по проведенным проверкам Государственной инспекцией по труду свидетельствует о том, что охрану труда в России полностью соблюдают порядка 10-15 % предприятий, остальные делают это частично, либо даже не знают, что это такое и для чего она необходима. Такое отношение всегда приводит к происшествиям на производстве. Причин много, это может быть неисправное оборудование или инструмент, незнание правил охраны труда, неиспользование СИЗ и т. д. [1; 4]. Даже несмотря на малое количество предприятий и организаций, охваченных проверками, доля выявленных нарушений по несоблюдению требований по охране труда значительна.

2) выплатами пенсий работникам, имеющим право на досрочный выход на пенсию в связи с работой во вредных и опасных условиях;

3) выплатами из средств социального фонда Российской Федерации.

Таблица 1 - Количество проведенных проверок и выявленных нарушений по результатам деятельности Государственной инспекции труда по субъектам Российской Федерации [3]

Годы Кол-во хозяйствующих субъектов Кол-во проведенных проверок Кол-во организаций, в которых проведены проверки(%) Кол-во выявленных нарушений Кол-во нарушений по охране труда Кол-во нарушений по охране труда (в % от общего числа)

2019 7 661 929 132 771 1,7 93 151 46 102 49,5

2020 7 453 657 70 653 0,9 179 671 23 535 13,1

2021 6 818 830 86 545 1,3 172 194 27 737 16,1

2022 (1 полугодие) 6 780 045 21 834 0,3 29 416 4 016 13,7

Рассмотрим вопрос использования средств социального фонда, выделяемых для финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, организациям, учреждениям, предприятиям, так как данной тематике не уделяется должного внимания научной средой, органами власти субъектов Российской Федерации, министерствами и ведомствами.

Имея опыт работы с региональным социальным фондом Российской Федерации и зная проблемы, которые возникают при осуществлении работы в целях истребования денежных средств учреждению для улучшения условий труда работников, следует заметить, что бюджетным организациям выделяются значительные денежные средства

на проведение специальной оценки условий труда, закупку специальной одежды, обучению специалистов по охране труда и т. д.

Государством предусмотрены предупредительные меры по снижению травматизма и стимулированию работодателей на соблюдение требований безопасности на производстве - это возмещение затрат на мероприятия по охране труда из средств социального фонда.

Вопрос охраны труда работников, использования средств социального фонда, выделяемых для финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, последовательно обусловлен законодательно.

Таблица 2 - Законодательные акты в целях финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний

Законодательный акт Российской Федерации Суть акта в целях финансового обеспечения

Конституция Российской Федерации, ст. 41 Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жиз -ни и здоровья людей, влечет за собой ответственность

ТК РФ, ст. 209.1 Основными принципами обеспечения безопасности труда являются: предупреждение и профилактика опасностей; минимизация повреждения здоровья работников

ТК РФ, ст. 210 Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются: обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников; принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, в том числе содержащих нормативные требования охраны труда; предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний и т.д.

ТК РФ, ст. 214 Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя

ТК РФ, ст. 216 Каждый работник имеет право на: рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда; обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и т.д.

Федеральный закон "О страховых пенсиях", ст. 30 Право на досрочное назначение пенсии

Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» Регулирование отношений, возникающих в связи с проведением специальной оценки условий труда, с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда

Приказ Минтруда и социальной защиты от 14 июля 2021 г. № 467 Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами

Необходимо уделить внимание действиям страхователя в целях возмещения затрат за счет средств социального фонда (Приказ Министерства труда и социальной защиты

Российской Федерации от 14 июля 2021 года № 467 "Об утверждении правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и

профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами").

Сумму, которая будет согласована на возмещение затрат на мероприятия по охране труда из социального фонда, можно определить самостоятельно, используя формулу:

D = ^ - М)*0.2

D - сумма финансового обеспечения предупредительных мер;

F - сумма начисленных страхователем страховых взносов за предшествующий год;

М - сумма расходов, произведенных страхователем за предшествующий год (пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, оплата

проводится СОУТ, стоимости проведения СОУс

Копия приказа и договора о направлении работников на обучение по охране труда и (или) на обучение по вопросам безопасного ведения работ

Перечень приобретаемых СИЗ с указанием профессий (должностей) работников, норм выдачи СИЗ

Список работников, направляемых на санаторно-курортное лечение, подлежащих прохождению обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) в текущем году

Закупка медицинских аптечек, другие расходы, предусмотренные мероприятиями по охране труда

Решение оформляется приказом территориального органа Фонда и в течение 3 рабочих дней с даты его подписания направляется страхователю

Рисунок 1 - Истребование денежных средств для финансового обеспечения предупредительных мер

отпуска на санаторно-курортное лечение застрахованным (сверх ежегодно оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации).

Для получения решения Фонда о финансовом обеспечении предупредительных мер страхователь обращается с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации в срок до 1 августа текущего года. К заявлению прилагаются план финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году, составленный с учетом перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Для обоснования финансового обеспечения предупредительных мер страхователь

дополнительно представляет документы, обосновывающие необходимость финансового обеспечения предупредительных мер.

Решение о финансовом обеспечении предупредительных мер или об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер принимается территориальным органом Фонда в течение 15 рабочих дней со дня поступления заявления. Решение оформляется приказом территориального органа Фонда и в течение 3 рабочих дней с даты его подписания направляется страхователю (рис. 1).

В случае принятия решения об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер направляется письмо с обоснованием причин отказа (рис. 2).

Рисунок 2 - Случаи принятия решения об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер

Страхователь несет ответственность за целевое и в полном объеме использование сумм страховых взносов на финансовое обе -спечение предупредительных мер в соответствии с согласованным территориальным органом Фонда планом финансового обеспечения и в случае неполного использования указанных средств сообщает об этом в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации до 10 октября текущего года.

В свою очередь, страховщик обязан осуществлять контроль за полнотой и целевым использованием сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер страхователем в соответствии с согласованным территориальным органом Фонда планом финансового обеспечения.

Фактически произведенные расходы, не подтвержденные документами о целевом использовании средств либо произведенные

на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, не подлежат возмещению.

Таким образом, указанные выше мероприятия позволяют предприятиям и организациям изыскивать дополнительные средства на мероприятия по охране труда.

Рассмотрим основные проблемы в использовании средств социального фонда для финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

I. Одной из главных проблем в использовании средств социального фонда является тот факт, что крайне малое количество руководителей хозяйствующих субъектов обращаются в фонд в целях истребования денежных средств для финансового обеспечения предупредительных мер в организации.

Так, в Мурманской области в территориальный орган социального фонда по состоянию на 1 июня 2023 г. за возмещением расходов на охрану труда обратилось всего 49 руководителей, или 0,22 % от общего числа зарегистрированных страхователей региона (22 653). В 2022 г. в территориальный фонд обратились 177 руководителей (0,78% от общего количества страхователей). Такая картина наблюдалась и в предшествующие годы [2; 3].

Согласно Оперативному докладу использования Фонда социального страхования Российской Федерации за январь - июнь 2022 г., представленному по результатам проверки, проведенной Счетной палатой Российской Федерации, за первое полугодие 2022 г. всего 116 страхователей воспользовались возможностью увеличения средств до 30 % страховых взносов для их использования на санаторно-курортное лечение для 372 работников предпенсионного возраста, что составляет тысячные доли процентов от общего числа зарегистрированных страхователей в России, миллионные доли процентов от числа работников [5].

Работниками фонда в целях активизации работы по возмещению расходов на финансовое обеспечение предупредительных мер проводятся семинары и лекции, однако результаты по-прежнему на очень низком уровне.

Причинами такого малого количества обращений являются:

1. Незнание ответственных работников организаций и предприятий законодательства в области финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

2. Нежелание отвлекать ответственных работников организаций и предприятий от основной производственной деятельности.

3. Для сбора, представления, разработки мероприятий по охране труда, плана финансового обеспечения мероприятий по финансовому обеспечению. его обоснованию требуется значительное время. Также в целях целевого использования средств требуется определенный контроль. В таких случаях возникает необходимость отвлечения работника или группы работников для осуществления мероприятий по финансовому обеспечению предупредительных мер.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Сложности в проведении мероприятий в связи с необходимостью проведения конкурсных процедур в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Закон предусматривает проводить аукционы, конкурсы, осуществлять закупки у един -ственного поставщика.

Для работы в сфере закупок закон обязывает создание контрактной службы, комиссии по осуществлению закупок, которые подготавливают необходимую документацию для проведения конкурсных процедур, проводят процедуры, определяют победителя, готовят проекты контрактов и договоров для их заключения в целях поставки товаров, предоставления работ и услуг.

Мероприятия требуют определенных знаний, усилий, времени, а в целях проведения конкурсных процедур необходимо проводить работу на определенных электронных площадках, что также требует от исполнителей дополнительных знаний, а следовательно, обучения.

На сегодняшний день обучение по правилам закупок в соответствии требованиями закона проводят многие специализированные организации, однако стоимость такого

обучения составляет около 20 тыс. руб. за одного обучаемого.

Следует заметить, что за нарушения в сфере закупок КоАП РФ предусмотрены штрафы, которые налагаются как на должностных лиц организаций, так и юридических, а в отдельных случаях установлена уголовная ответственность.

Не каждый руководитель в таких условиях примет решение об истребовании средств социального фонда, проведении конкурсных процедур для их использования на охрану труда.

Бюджетным организациям на мероприятия по охране труда выделяется значительное бюджетное финансирование. Денежные средства планируются, обосновываются и утверждаются на проведение СОУТ, закуп-

Анализ планирования и расходования средств Фонда свидетельствует о том, что ежегодное увеличение расходов производилось на размер индекса-дефлятора либо согласно увеличению размера социальных выплат.

Об игнорировании правил финансового обеспечения предупредительных мер свидетельствуют данные о расходах Фонда социального страхования за 2019-2022 гг., а также плановых показателях на 2023-2024 гг.

ку средств индивидуальной защиты, медицинских аптечек, обучение по охране труда и т. д., что не подталкивает и не стимулирует руководителей истребовать и использовать денежные средства социального фонда.

Затраты на охрану труда работника ежегодно возрастают, о чем свидетельствует статистика, которая показывает, что начиная с 2000 г. объем средств, затрачиваемых российскими компаниями на безопасность работников в ходе трудовой деятельности, неуклонно растет.

В среднем организации в течение года тратят на эти цели более 20 тысяч рублей из расчета на одного работника. Прослеживается взаимосвязь между увеличением расхода денежных средств на охрану труда и уменьшением травматизма на производстве.

О бюджете ФСС ежегодно издается федеральный закон, в котором утверждаются показатели деятельности Фонда.

Не производится мониторинг заявок министерств и ведомств на бюджетные ассигнования, истребуемых на охрану труда, обучение работников по охране труда.

К примеру, в масштабах России Фондом на 2022 г. было запланировано на профессиональную переподготовку работников по охране труда всего 81,8 млн руб.

Таблица 4 - Данные о расходах ФСС за 2019-2022 гг. и плановые показатели на 2023-2024 гг.

Годы Показатели

Объем расходов бюджета Фонда (млн руб.) Объем расходов по страхованию от несчастных случаев, в т.ч. на пособие по временной нетрудоспособности (млн руб.) Объем расходов по страхованию по отношению к общему объему расходов Фонда (%) Увеличение объема расходов бюджета Фонда текущего года по сравнению с предыдущим годом (млн руб./%) Увеличение объема расходов по страхованию от несчастных случаев, в т.ч. на пособие по временной нетрудоспособности по сравнению с предыдущим годом (млн руб./%)

2019 741 007,8 105 884,7 14,3 - -

2020 787 743,1 110 743,3 14,0 46 735,3/6,3 4 858,6/4,6

2021 833 293,3 111 285,3 13,4 45 550,2/5,8 542,0/0,5

Таблица 3 - Расход средств на мероприятия по охране труда в расчете на одного работающего в среднем по России (руб.), показатели травматизма на производстве в 2015-2021 гг. [6; 7]

Показатели Годы

2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021

Расход средств на охрану труда 10 930,4 11 479,8 12 964,7 14 246,4 14 862,4 18 825,3 20 476,0

Увеличение по срав нению с предыдущим годом (%) 12,0 5,0 12,9 9,9 4,3 26,7 8,8

Кол- во получивших травмы, тыс. человек 28,2 26,7 25,4 23,6 23,3 20,5 21,6

Уменьшение, увеличение (+;-), в % -10,0 -5,3 -4,9 -7,1 -1,3 -12,0 +5,4

2022 944 117,9 119 539,5 12,6 110824,6/13,3 8 254,2/7,4

2023 1 054 630,6 174 240,5 16,5 110 512,7/11,7 54 701,0/45,8

2024 1 125 444,3 188 069,1 16,7 70 813,7/6,7 13 228,6/7,6

Фактические потребности министерств и ведомств значительно превышают указанную сумму. Увеличение расходов Фонда в 2022 г. и на плановый период 2023-2024 гг. связано с объективными причинами.

Министерства и ведомства не требуют от подведомственных учреждений и организаций в обязательном порядке использования средств социального фонда, отсутствуют указания, методические пособия, не проводятся занятия по данной тематике, не анализируются сведения и статистика по использованию средств фонда, выделенных на финансовое предупредительных мер.

Отсутствует ответственность за неистребование и неиспользование в разрешенных случаях денежных средств, предусмотренных на финансовое обеспечение предупредительных мер.

Не предусмотрена какая-либо ответственность руководителей учреждений и организаций за игнорирование указанных выше мероприятий, несмотря на то что во многих обязанностях должностных лиц указано на безусловное экономное и целесообразное использование денежных средств.

Необходимо заметить, что благодаря мероприятиям по охране труда снижается не только травматизм на производстве, заболеваемость, что, в свою очередь, сказывается на производительности труда, качестве производимой продукции и т. д., но и суммы выплат пособий по временной нетрудоспособности,

В масштабах государства освобождаются миллиарды рублей, которые возможно будет направить на другие цели.

К примеру, рассмотрим организацию мероприятий по охране труда Мурманского тар -ного комбината.

Согласно информации территориального отделения социального фонда России в 2020 г. заболеваемость с временной утратой трудоспособности составила 36 человек в год, в связи с чем выплаты по временной нетрудоспособности составили около 1 200,0 тыс. рублей. За период временной нетрудоспособности сотрудники предприятия не производили продукцию. В 2021 г. руководство

комбината представило в установленном порядке план финансового обеспечения предупредительных мер с обоснованием проводимых мероприятий. За счет выделенных средств проведены мероприятия по СОУТ, закуплен специнвентарь, спецодежда, всего на данные цели использовано 457,8 тыс. рублей. По итогам 2021 г. заболеваемость с временной утратой трудоспособности составила 17 человек, разнообразился ассортимент выпускаемой продукции, повысилась производительность труда. В свою очередь территориальное отделение Фонда освободившиеся денежные средства смогло перераспределить и использовать их на другие нужды, необходимые для повышения качества жизни.

Таким образом, по результатам проведенного расследования необходимо сделать следующие выводы.

Финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, является способом государственной поддержки. В рамках исследования была выявлена востребованность финансового обеспечения предупредительных мер для предприятий и организаций. Вопрос использования средств социального фонда, выделяемых для финансового обеспечения предупредительных мер, последовательно обусловлен законодательно. Однако данный способ государственной поддержки используется крайне редко, несмотря на значительное количество выявляемых нарушений в ходе проверок исполнения трудового законодательства.

Основными причинами являются:

1. Незнание ответственными работниками организаций и предприятий законодательства в области финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

2. Нежелание отвлекать ответственных работников организаций и предприятий от

основной производственной деятельности.

3. Сложности в проведении мероприятий в связи с необходимостью проведения конкурсных процедур.

4. Плановое выделение бюджетных средств бюджетным организациям на мероприятия по охране труда.

5. Отсутствие требований со стороны министерств и ведомств от подведомственных учреждений и организаций в обязательном порядке использования средств социального фонда, выделенных на финансовое обеспечение предупредительных мер.

6. Отсутствие ответственности руководителей учреждений и организаций за неистребование и неиспользование в разрешенных случаях денежных средств, предусмотренных на финансовое обеспечение предупредительных мер.

В целях усовершенствования использования средств социального фонда полагаем целесообразным:

1. Включить в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 июля 2021 г. № 467 разрешение на использование средств для обучения работ-

ников организаций и предприятий по закупкам в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ.

2. Приказами руководителей министерств и ведомств обязать руководителей подведомственных учреждений и организаций при планировании денежных средств на охрану труда на предстоящий год учитывать денежные средства, которые возможно будет истребовать на финансовое обеспечение предупредительных мер за счет социального фонда.

3. Внести в КоАП РФ положение об ответственности руководителей, не предпринимающих меры для истребования средств из со -циального фонда.

4. В процессе планирования бюджетных средств организовать взаимодействие социального фонда и министерств, ведомств с целью уменьшения затрат федерального бюджета, выделяемых на мероприятия по охране труда.

Таким образом, предложенные мероприятия позволят повысить контроль за использованием средств социального страхования и обеспечения.

Список источников _

1. Государственная инспекция по труду. URL: rostrud.gov.ru (дата обращения: 25.05.2023).

2. Росстат, официальная статистика. URL: rosstat.gov.ru (дата обращения: 25.05.2023).

3. Мурманская область в цифрах. 2022. URL: murmanstat.gks.ru (дата обращения: 25.05.2023)

4. Обухов А. Е. Анализ статистических данных по проверкам и привлечению к ответственности за 2020 год. URL: ohranatruda.top (дата обращения: 25.05.2023).

5. Оперативный доклад использования бюджета Фонда социального страхования за январь - июнь 2022 года. URL: ach.ru (дата обращения: 14.06.2023).

6. Статистика травматизма на производстве в России. URL: bez.ru (дата обращения: 14.06.2023).

7. Профилактика производственного травматизма на российских предприятиях. URL: centrattek.ru/info/mery-profilaktiki-proizvodstvennogo-travmatizma-chto-delan (дата обращения: 14.06.2023).

References _

1. State Labor Inspectorate. URL: rostrud.gov.ru (accessed: 05/25/2023).

2. Rosstat, official statistics. URL: rosstat.gov.ru (date of application: 05/25/2023).

3. Murmansk region in numbers. 2022. URL: murmanstat.gks.ru (date of appeal: 05/25/2023)

4. Obukhov A. E. Analysis of statistical data on inspections and prosecution for 2020. URL: ohrana truda.top (date of appeal: 05/25/2023).

5. Operational report on the use of the budget of the Social Insurance Fund for January - June 2022. URL: ach.ru (accessed: 06/14/2023).

6. Statistics of injuries at work in Russia. URL: bez.ru (date of application: 06/14/2023).

7. Prevention of occupational injuries at Russian enterprises. URL: centrattek.ru/info/mery-profilaktiki-proizvodstvennogo-travmatizma-chto-delan (accessed: 06/14/2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.