ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
УДК-378.14:342.37
СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ УМЕНИЙ ДЕЙСТВОВАТЬ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ
З.А. Белоусова
Статья написана на основе опыта применения средств физической тренировки со студентами для формирования навыков, умений действовать в экстремальных ситуациях.
Автор обосновывает роль таких факторов, способствующих жизнедеятельности человека в условиях автономного существования и в экстремальной ситуации, как: антропологические, природно-средовые, материально-технические, экологические, возникающие в результате взаимодействия с окружающей средой. В статье раскрываются причинами возникновения экстремальных факторов и дается характеристика и классификация основных средств физической тренировки.
Ключевые слова: физическая тренировка, действия в экстремальных ситуациях, жизнедеятельности человека, экстремальные факторы, средств физической тренировки, физические упражнения, закаливание организма, классификация физических упражнений.
Физическая тренировка - специализированный педагогический процесс, направленный на формирование знаний, умений, навыков, на воспитание морально-волевых и физических качеств.
Задачи физической тренировки направлены на:
1. Укрепление здоровья, закаливание организма, совершенствование морально-психологических качеств.
2. Развитие и совершенствование основных физических качеств (выносливости, быстроты, силы, ловкости и др.).
3. Воспитание привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями.
4. Формирование и совершенствование прикладных навыков, умений действовать в сложных условиях окружающей среды.
Актуальность затронутой нами темы состоит в важности применения средств физической тренировки для формирования навыков, умений действовать в экстремальных ситуациях.
Основа успеха в борьбе за жизнь в экстремальной обстановке - это умение выживать. Под выживанием понимают целесообразные действия, направленные на сохранение жизни, здоровья, работоспособности, на преодоление стрессов, проявление смелости, находчивости, эффективное использование подручных средств защиты от неблагоприятного воздействия факторов природной среды, обеспечение организма водой и пищей в условиях автономного существования.
К факторам, способствующим жизнедеятельности человека в условиях автономного существования или же в экстремальной ситуации, относятся:
Антропологические, характеризующие состояние здоровья человека, постоянство его внутренней среды, резервные возможности организма, психологическую подготовленность.
Природно-средовые: температура и влажность воздуха, солнечная радиация, осадки, уровень атмосферного давления, ветер, рельеф местности, флора и фауна, источники воды и др.
Материально-технические, обеспечивающие защитные функции, способствующие нормальной жизнедеятельности в условиях автономного существования, одежда, аварийное снаряжение, средства сигнализации и связи, добывание воды и др.
Экологические, возникающие в результате взаимодействия с окружающей средой. К ним относятся термические поражения, горная болезнь, природно-очаговые инфекции, отравление растительными и животными ядами, укусы животных и ядовитых насекомых, травмы и т.д. К ним же можно отнести: холод, жару, голод, жажду, страх, одиночество, которые ведут к развитию стрессового состояния [1, с. 63 - 66].
В жизни постоянно возникают ситуации, когда человек, будучи подготовлен к существованию в одних условиях, должен готовить себя (адаптироваться) к другим. Адаптация - совокупность социально-биологических свойств и особенностей, необходимых для устойчивого существования организма в конкретной ситуации, которая имеет два аспекта:
1) биологический - приспособление организма к физическим условиям и нагрузкам;
5. 2) психологический - приспособление человека как личности к существованию в обществе с собственными потребностями, мотивами и интересами [ 5. С. 48-56].
При любой экстремальной ситуации происходит нарушение систем и функций организма. Признаками экстремальных состояний человеческого организма вначале являются беспокойство, различные страхи, повышение общей двигательной возбудимости, перенапряжение нервной системы и всех органов. Затем наступает торможение, нарушаются функции всех систем организма (кровообращение, дыхание и т.д.), развивается гипоксия, гипотония. Реакции человеческого организма на механические повреждения на клеточном уровне проявляются в виде нарушения целостности тканей, клеток, межклеточных структур. Для химических повреждающих факторов это ингибирование активности ферментов. Реакция нервной системы выражается в потере сознания и вхождении в шоковое состояние. Эндокринная система изменяет гуморальный фон организма, вырабатывая адреналин, который поступает в кровь. В мозговом слое надпочечников наряду с адреналином вырабатывается норадреналин, который считается медиатором гнева, злобы, ненависти, он вызывает расширение поверхностных сосудов -лицо и шея краснеют, а адреналин, сужая сосуды, вызывает побледнение кожи. Резко повышается артериальное давление, происходит нарушение дыхания (резкое угнетение в состоянии обморока, при отравлении алкоголем и т.д.) нарушение секреторной, моторной и др. функций желудка, кишечника, выделительной системы. Обменные процессы сначала усиливаются (углеводный обмен), но в дальнейшем начинают преобладать катаболические процессы, вызывая истощение гликогенных запасов, повышается потребность в кислороде, появляется дефицит энергии.
Причинами возникновения экстремальных факторов являются:
- низкий уровень физической, теоретической и практической подготовки;
- пониженная морально-психологическая готовность;
- недостаточные знания природной флоры, животного мира и оказания доврачебной медицинской помощи;
- низкая дисциплина, отсутствие взаимовыручки;
- слабые знания в организации быта и подручных аварийных средств и снаряжения;
- неумелое применение морально-волевых и физических возможностей в аварийной ситуации.
Особое место в формировании необходимых знаний, навыков, умений отводится физической тренировке.
Физическая тренировка, совершенствуя физические механизмы, повышает устойчивость к перегреванию, переохлаждению, гипоксии, действию токсических веществ. У людей, которые систематически занимаются, повышается психическая, умственная, эмоциональная устойчивость, совершенствуется высшая нервная деятельность, функции нервно-мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем,
обмена веществ, энергии, а также системы их нейрогуморального регулирования. С тренированностью повышается экономизация всех физических функций, уменьшается утомительность работы, мобилизуются резервные возможности организма, повышается устойчивость к гипоксии, стимулируется развитие сердечно-сосудистой, дыхательной систем, способствующее повышению уровня потребления кислорода.
Основным средством физической тренировки являются физические упражнения. Физическим упражнением называется двигательное действие, применяемое для целенаправленного воздействия на человека. Значимость физических упражнений в формировании знаний, навыков, умений обусловлена рядом причин:
- физические упражнения воздействуют не только на морфофункциональное состояние организма, но и на личность;
- физические упражнения выражают мысли, эмоции человека, его отношение к окружающей действительности;
- физические упражнения - один из способов передачи знаний, умений, навыков в области физической тренировки;
- физические упражнения удовлетворяют потребность человека в движениях.
Физические упражнения классифицируются по следующим признакам:
1) по признаку исторически сложившихся систем физического воспитания (гимнастика, туризм, спорт, игра);
2) по признаку особенностей мышечной активности:
а) скоростно-силовые;
б) требующие проявления выносливости, координации, комплексного проявления двигательных качеств с изменяющимися условиями;
3/по значению образовательных задач: основные упражнения, подводящие, подготовительные;
4) по признаку развития отдельных мышечных групп;
5) по видам спорта.
Формируя и совершенствуя физические и психофизические качества, необходимо соблюдать:
- принципы строгой регламентации и временного лимитирования основных действий;
- принцип дополнительной психофизиологической нагрузки во время основной деятельности;
- принцип ритмичного возрастания психофизиологической нагрузки;
- принцип комплексного формирования психофизиологических качеств.
Значительная часть упражнений выполняется в строго стандартных условиях, где
двигательные акты производятся в определенной последовательности с проявлением двигательных качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и т.д. Но есть физические упражнения, особенность которых - в нестандартности выполнения, в меняющейся ситуации, требующей мгновенной двигательной реакции (спортигры, единоборства). Упражнения циклического характера (бег, лыжи), выполняемые на свежем воздухе, развивают функции взаимодействия дыхания, кровообращения. Устойчивость к гипоксии вырабатывается путем создания искусственных условий. Наиболее доступный способ - упражнение с задержкой дыхания. Физические упражнения, связанные с анаэробной производительностью, способствуют возникновению в тканях
гипоксического состояния, которое с помощью функциональных систем организма ликвидируется при определенных условиях, защищая организм, совершенствуя и формируя при этом устойчивость тканей к гипоксии. Например, при беге в гору увеличивается частота и глубина дыхания, количество эритроцитов в крови, процент содержания гемоглобина, учащается работа сердца, происходит потребление кислорода мышцами, внутренними органами, вызывая дополнительную тренировку физиологических механизмов, обеспечивающих кислородный обмен и устойчивость к
недостатку кислорода. Но не только физические упражнения, но и оздоровительные силы природы (солнце, воздух, вода), гигиенические факторы (режим труда, сна, питания, санитарно-гигиенические) способствуют укреплению и активизации защитных сил организма, стимулируют обмен веществ и деятельность физиологических систем и органов.
1. Для снятия стрессовой ситуации и повышения эмоциональной устойчивости
необходимо выполнять сложные по координации и способам выполнения физические упражнения, уменьшая время, отводимое на выполнение упражнений, требующих высокого нервно-психического напряжения, определяя порядок их выполнения подачей зрительного (различного цвета флажками) или слухового (свистком) сигнала [1. С. 63 -66].
При формировании комплексных психофизиологических качеств необходимо: применять точные координированные действия с мячом с дополнительной информацией (в зоне периферического зрения) и способность изменять двигательные действия с учетом складывающихся обстоятельств; разучивать упражнения до непрочного закрепления навыка, затем объем нагрузки увеличивать (усложнением условий выполнения), что создает условия для тренировки психофизиологической напряженности адаптационных и тормозно-возбудительных процессов;
выполнять занятия на тренажерах; выполнять упражнения с изменением структуры деятельности, проявления кратковременной или оперативной памяти.
Для развития резервов организма и формирования внимания необходимо: выполнять навыки сложных физических упражнений в нестандартных условиях; выполнять стандартные игровые действия; развивать способность перерабатывать дополнительную информацию и выполнять дополнительные действия.
Психологическая нагрузка должна чередоваться по объему нервно-психического и физиологического напряжения организма. При выполнении сложного упражнения (тренажеры) - отдых; после отдыха - возрастание нагрузки. Напряженность психофизиологической нагрузки регулируется объемом материала, новизной, интенсивностью и сложностью выполняемых упражнений. Ритмичность возрастания психофизиологической нагрузки способствует расширению адаптационных воздействий организма. Обеспечить эффективную адаптацию организма к сложным факторам трудовой деятельности (режим труда и отдыха, питание, закаливание, личная и общественная гигиена, двигательная активность), повысить устойчивость к неблагоприятным факторам окружающей среды (гипоксии, радиации, инфекции, перегреванию, переохлаждению и т.д.).
Сформировать необходимые навыки, умения, двигательные качества, способствующие жизнедеятельности человека в условиях автономного существования помогут следующие средства физической тренировки:
1. Бег на средние дистанции, лыжные гонки, плавание, пеший туризм, велоспорт, гребля, конькобежный спорт - не только развивают выносливость, но и формируют навыки бега, умение терпеть, высокий уровень динамической работоспособности, функционирования и надежности сердечно-сосудистой, дыхательной систем, терморегуляции, общей адаптационной способности, развитие устойчивости к неблагоприятным метеорологическим факторам, развитие целеустремленности, дисциплинированности, стойкости и др.
2. Баскетбол, волейбол, ручной мяч, теннис, хоккей, футбол, бокс не только развивают сенсорно-моторную координацию в вариативно-конкретной ситуации, но формируют навыки, умение оперативных, коллективных действий, способствуют функционированию центральной нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, зрительного, слухового, двигательного анализаторов, развивают реакцию, быстроту и точность движений, внимание, мышление, эмоциональную устойчивость, решительность, инициативность, чувство коллективизма.
3. Акробатика, спортивная гимнастика, прыжки в воду и др. не только развивают координацию движений, но обеспечивают высокий уровень функционирования двигательного, зрительного анализаторов, вестибулярного аппарата, развивают силу, чувство пространства, переключение и распределение внимания, самообладание, смелость, решительность.
4. Горный туризм, ориентирование, альпинизм - формируют навыки страховки и самостраховки, оперативное мышление, приемы саморегуляции эмоционального состояния, обеспечивают высокую общую физическую работоспособность, высокий уровень функционирования сердечно-сосудистой, дыхательной систем, систем терморегуляции вестибулярного аппарата; развивают общую, статическую, силовую выносливость основных мышечных групп, двигательную реакцию, устойчивость к неблагоприятным метеорологическим факторам, наблюдательность, оперативное мышление, память, эмоциональную устойчивость, самообладание, дисциплинированность, смелость, чувство коллективизма.
5. Шахматы, стрельба - не только вырабатывают навыки выполнения двигательных заданий в условиях, требующих напряжения нервной деятельности, зрительного анализатора, но развивают оперативное мышление, эмоциональную устойчивость, внимание, самообладание, выдержку, статическую выносливость спины, туловища, мышц рук[2. С. 55- 60].
Наше исследование и опыт практической работы позволяет сделать вывод о том, что целенаправленное применение средств физической тренировки способствует высокому функционированию деятельности физиологических систем и органов; формированию двигательных навыков, умений в условиях автономного существования; развитию эмоциональной устойчивости и психофизиологических качеств: воли, выносливости, решительности, собранности, изобретательности, самообладания; развитию адаптации организма к неблагоприятным факторам окружающей среды (перегреванию, переохлаждению, гипоксии, радиации, инфекции и т.д.); укреплению и активизации резервных возможностей организма; развитию сенсорно-моторной координации в конкретной ситуации; снятию стрессовой ситуации.
The paper is based on the experience of employing means of students' physical training for developing the students' skills to act in cases of emergency. The author explains the role of the factors helping man survive when left alone or in cases of emergency, among them are anthropological, natural, technical and ecological ones existing as a result of contact with natural surroundings. The paper reveals the causes of emergencies and characterizes and classifies basic means of physical training.
The key words: physical training, acting in cases of emergency, man's activities, factors of emergency, means of physical training, physical exercises, cold water treatment, classification of physical exercises.
Список литературы
1. Жбанков О.В., Петров Т. С., Головина В. А. Система контроля психофизиологического состояния в экстремальных ситуациях// Теория и практика физической культуры. № 2, 2003. С. 63 - 66.
2. Загорский Б. И. Прикладная физическая подготовка в условиях окружающей среды.- М.: изд. «Физкультура и спорт» . 1981. С. 55- 60.
3. Захаров Е. Н. Энциклопедия физической подготовки. М.: изд. «Физкультура и спорт». 1991. С. 86 - 100.
4. МильнерЕ. Г. Формула жизни. М.: изд. «Физкультура и спорт». 1991.С 35 - 43.
5. Хрипкова А. Г., Антропова М. В. Адаптация организма к физическим нагрузкам. М.: изд. «Педагогика». 1982. С. 48-56..
Об авторе
З.А Белоусова - доц., Брянского государственного университета имени академика И.Г.Петровского, bryanskgu@ mail.ru.