Научная статья на тему 'Средства борьбы с нефтяными загрязнениями на шельфе северных морей'

Средства борьбы с нефтяными загрязнениями на шельфе северных морей Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
1467
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШЕЛЬФ / SHELF / СОРБЕНТ / SORBENT / ОПИЛКИ / SAWDUST / ОЧИСТКА / ПАРАФИН / PARAFFIN / CLEAN-UP

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Зайцев Виталий Иванович, Карпиков Александр Владимирович

Рассмотрены утечки и аварийные ситуации при бурении, эксплуатации и транспортировании нефти и нефтепродуктов на шельфе северных морей. Проанализированы применяемые методы для очищения воды и ледовых полей от разливов нефти. Указывается на основополагающую роль при ликвидации аварийных ситуаций сплоченности ледового покрытия. Предлагается для тонкой очистки водных и ледовых полей от нефти и нефтепродуктов применять древесные опилки, обработанные парафинами из нефтешламов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Зайцев Виталий Иванович, Карпиков Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEANS TO CONTROL OIL POLLUTION ON THE ARCTIC SHELF

The article deals with leaks and accidents under drilling, exploitation and transportation of oil and oil products on the Arctic shelf. It analyzes the methods applied to clean up water and ice fields from oil spills. It is emphasized that ice consolidation has a pivotal role in emergency response. It is proposed to use sawdust treated by oil sludge paraffin for fine cleaning of water and ice fields from oil and oil products.

Текст научной работы на тему «Средства борьбы с нефтяными загрязнениями на шельфе северных морей»

Итак, сформулируем выводы:

1. Разделение промышленной части россыпи на полосы по ширине и отработка прибортовых полос с совмещением вскрышных и добычных работ одним драглайном обеспечивает улучшение основных динамических и статических показателей разработки россыпи, в том числе снижение затрат на рекультивацию.

2. Управление очередностью отработки приборто-вой и центральной полос россыпи по отношению друг

к другу во времени дает возможность регулировать производительность карьера по добыче и денежные потоки по годам отработки, а также высвобождать в процессе ведения работ часть горного оборудования, которое можно использовать на других объектах или реализовать.

3. Изменение ширины прибортовой полосы влияет на эффективность разработки месторождения.

Статья поступила 30.03.2015 г.

Библиографический список

1. Пятых Ю.Д., Жученко Е.Т. Эффективность и перспективы развития экскаваторных работ при разработке россыпных месторождений // Колыма, Магадан. 1979. № 2. С 14-16.

2. Лысков В.М., Костромитинов К.Н. Оценка освоения месторождений золота. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2004. 396 с.

3. Дудинский Ф.В., Нечаев К.Б., Костромитинов К.Н. Эффективность комбинированной разработки глубоких россыпей // Горный журнал. 2012. № 5. С. 4-9.

4. Дудинский Ф.В., Гущенко В.В. Технологии создания устой-

чивых форм рельефа в прибортовой части карьера // Вестник ИрГТУ. 2012. № 7. С. 90-93.

5. Малеев Н.Г. Изыскание технологии совмещения строительства пионерных насыпей и выполаживания откосов отвалов: автореф. дис. ... канд. техн. наук. Иркутск, 2006, 20 с.

6. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов. М.: Экономика, 2000 г.

УДК 502.55.622

СРЕДСТВА БОРЬБЫ С НЕФТЯНЫМИ ЗАГРЯЗНЕНИЯМИ НА ШЕЛЬФЕ СЕВЕРНЫХ МОРЕЙ

© В.И. Зайцев1, А.В. Карпиков2

Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассмотрены утечки и аварийные ситуации при бурении, эксплуатации и транспортировании нефти и нефтепродуктов на шельфе северных морей. Проанализированы применяемые методы для очищения воды и ледовых полей от разливов нефти. Указывается на основополагающую роль при ликвидации аварийных ситуаций сплоченности ледового покрытия. Предлагается для тонкой очистки водных и ледовых полей от нефти и нефтепродуктов применять древесные опилки, обработанные парафинами из нефтешламов. Ключевые слова: шельф; сорбент; опилки; очистка; парафин.

MEANS TO CONTROL OIL POLLUTION ON THE ARCTIC SHELF V.I. Zaitsev, A.V. Karpikov

Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The article deals with leaks and accidents under drilling, exploitation and transportation of oil and oil products on the Arctic shelf. It analyzes the methods applied to clean up water and ice fields from oil spills. It is emphasized that ice consolidation has a pivotal role in emergency response. It is proposed to use sawdust treated by oil sludge paraffin for fine cleaning of water and ice fields from oil and oil products. Keywords: shelf; sorbent; sawdust; clean-up; paraffin.

Морская добыча нефти и газа относится к сфере хозяйственной деятельности с высокой степенью экологической опасности. Поэтому оценки риска воздействия на элементы природной среды, баланса региональных геотехнических систем, каковыми представлен морской нефтегазовый комплекс, а также последствий, обусловленных факторами конкретно выраженного техногенеза, являются необходимым элементом при выработке экологических решений по освоению

морских нефтегазовых месторождений. По совокупности показателей токсичности и масштабам вовлечения в хозяйственную деятельность нефть является одними из наиболее существенных факторов экологического риска для биоты, особенно в Арктике, в силу чрезвычайной уязвимости природной среды к техногенному и антропогенному загрязнению. В составе нефти содержатся мутагены, канцерогены, ингибиторы биосинтеза и другие токсиканты.

1Зайцев Виталий Иванович, кандидат технических наук, доцент кафедры нефтегазового дела, тел: 89247006080, e-mail: [email protected]

Zaitsev Vitaly, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Oil and Gas Business, tel.: 89247006080, e-mail: [email protected]

2Карпиков Александр Владимирович, кандидат технических наук, доцент кафедры нефтегазового дела, тел: 89149403563, e-mail: [email protected]

Karpikov Aleksandr, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Oil and Gas business, tel.: 89149403563, e-mail: [email protected]

В настоящее время в России начинается интенсивное освоение шельфов морей Арктики: Баренцева, Карского и Охотского. В связи с этим могут возникать различные осложнения и аварии в виде разливов, утечек нефти и нефтепродуктов.

Разливы могут произойти на любом из этапов ведения нефтегазовой деятельности на шельфе. Среди потенциальных источников загрязнения можно назвать: фонтанирование скважины во время подводной разведки или добычи, выбросы или утечки из нефтепроводов (подводных или в береговой зоне), резервуаров для хранения нефтепродуктов, аварии на разведочных и добывающих платформах или на танкерах, транспортирующих нефть, слив топлива с судов.

В то же время необходимо отметить, что характерной чертой арктических морей является наличие припайного льда, который в ряде случаев может предотвращать выброс разлитой нефти на берег и, соответственно, снижать ущерб, причиненный окружающей среде.

Как показывает мировой опыт, неуправляемые поступления пластовых флюидов по скважинам (открытые фонтаны и выбросы) представляют наибольшую опасность и являются основной причиной загрязнения морской среды. Это особенно часто происходит при разработке новых месторождений. Именно такая авария случилась при разработке месторождения Сахалин-1 [1]. Пожалуй, только разливы танкеров могут сравниться с такими авариями по силе тяжести, а также частоте.

Второй тип происшествий связан с регулярными эпизодами утечки углеводородов в течение всего времени бурения. Они не так впечатляющи, как довольно редкие случаи фонтанирования, однако в силу частоты утечки угле-водородов влияние, оказываемое ими на морскую среду, вполне сравнимо с влиянием фонтанирования. Значимым фактором потенцииаль-ной экологической опасности среди нефтегазопро-мысловых объектов являются морские трубопроводы. Причнами аварийных ситуации могут быть дефект материала и его усталость, тектонические подвижки дна или повреждения якорями и донными тралами. В зависимости от причины и характера повреждения трубопровод может стать источником как небольшой, так и крупной утечки или выброса нефти.

Около половины потерь нефти при транспортировке приходится на загрузку балласта и очистку танков. Морская вода образует эмульсию с нефтепродуктами, оставшимися в танке, которую сливают в море. Из судов мирового танкерного флота ежегодно сливается с балластными и моечными водам от 0,5 до 10-ти млн т нефти [1].

При этом примерно только 25% нефтяного пятна испаряется в течение 10-ти дней. Частично растворяясь, плавающая нефть образует устойчивые водные эмульсии. Нефтяная пленка изолирует воду от кислорода воздуха, уменьшая тем самым ее аэрацию. Тяжелые фракции нефти, опускаясь на дно, образуют устойчивый к окислению слой на поверхности ила, в котором гибнут живые организмы.

Естественное окисление нефти в акваториях происходит медленно и не успевает предотвратить уничтожение биоты водоема. Окисление углеводородов с помощью микроорганизмов, способных атаковать компоненты нефти, зависит от их численности и разнообразия. Однако в северных широтах при температуре воды ниже +10°С биологическая очистка вообще не применима [3].

Попутный газ при добыче нефти рекомендуется применять в газогенераторах (где возможно) или закачивать в пласт для повышения давления в пласте. Безотходная технология добычи попутного и природного газов достигается своевременным обустройством месторождения сетью газосборных и транспортных установок для транспортирования газа или использования его в газлифте.

Сточные воды служат одним из источников загрязнения окружающей среды в целом и водной в частности. В судостроительной практике обычно применят комбинированные методы их отчистки: физико-химические, биохимические. Очищенные и обеззараженные стоки попадают на технологические нужды (приготовление бурового раствора или цементирования) или насосом откачиваются за борт. Для уничтожения и термического обеззараживания мусора используют судовые печи или инсинуаторы. Они позволяют обрабатывать все виды отходов без дыма и запаха. В России и за рубежом создан ряд инсинуаторов производительностью до 500 кг/ч. (СП-50) [1].

Отработанные ГСМ в зарубежной практике при больших объемах регенерируются на месте специальными установками [1]. В отечественной практике отработанные ГСМ, ввиду их малого объема, вывозятся на регенерацию на берег.

Часть отработанных ГСМ можно использовать при обработке бурового раствора как профилактическую добавку.

Буровой шлам является одним из основных отходов в процессе бурения. Во многих зарубежных системах очистки выбуренной породы от органических соединений применяют метод экстракции (извлечения оргвеществ с помощью растворителя). В России метод термообработки считают наиболее целесообразным и технически доступным. Основная масса сгорает уже при t = 300-500° С. Полученный обожженный шлам почти не влияет на гидрохимический состав морской воды и сбрасывается в море [1].

Непредсказуемые погодные условия Арктики повышают риски возникновения значительных по объемам аварийных разливов нефти и снижают эффективность мероприятий по их ликвидации. Для продуктивной работы в ледовых условиях требуются специализированные суда, обеспечивающие выполнение операций по ликвидации разливов как в открытой воде, так и во льдах и обладающие значительной автономностью. Это могут быть буксиры ледового класса типа зарубежных Nanug, сопровождающие танкеры на Аляске [2].

При разливе нефтепродуктов в акватории необходимо быстро локализовать место разлива. Для предотвращения растекания нефти на акватории до и

во время установки боновых заграждений (БЗ) можно использовать струи пожарных стволов, направленные на поверхность воды на расстоянии около 1 м от границы нефтяного пятна. Боновые заграждения предотвращают попадание мелкого льда в район разлива нефти. Это позволяет использовать традиционное оборудование для сбора нефти с открытой поверхности воды. Однако боны не могут применяться при скорости ветра свыше 10 м/с и волнения моря больше 5-7 баллов. Стационарные боновые заграждения обычно применяют на участках, подверженных опасности загрязнения: вокруг морских нефтяных хранилищ, стационарных нефтепромысловых гидротехнических сооружений, буровых платформ. Одна из самых лучших конструкций бонового заграждения является БЗ компании «Дип СИ Вентуриз», которая имеет натяжные элементы для бонов.

При попадании нефти на лед для предотвращения дальнейшего растекания вокруг нефтяного пятна возводят снежные преграды, облитые водой для обеспечения непроницаемости. Иногда вырезают траншеи во льду глубиной до 1 м, в которые нефть смывают установками для мойки горячей водой под давлением. В дальнейшем ее собирают с помощью нефтесборных устройств. Для возведения снежных преград и вырезания траншей используют пилы-ледорезы.

При разливе нефти в условиях сплошного льда и при застывании нефти производят сбор замазученно-го снежного покрова и льда механическим способом.

При попадании нефтепродуктов под лед поле после обнаружения его с помощью поисковых лунок оконтуривается. Определив границы заражения, вырубают траншею на краю поля по направлению течения (если оно есть) и удаляют из нее лед. Под действием течения нефть будет попадать в траншею и всплывать на поверхность, где ее собирают с помощью нефтесборщиков. Края траншеи при этом играют роль ограждения. Для сбора нефти с поверхности воды используют различные устройства, которые классифицируются по принципу действия: всасывающие, адгезионные, адсорбциионные и др. Изъятие УВ сырья, попадающего под ледовое покрытие (например, при разрыве морского трубопровода), всегда связано со сложностями. Если течение воды в районе подледного скопления УВ сырья нет, то практика ликвидации таких разливов связана со вскрытием ледового покрова и применением традиционных методов сбора. В ряде случаев при разливе нефти в условиях сплошного льда для раскола многокилометрового ледового поля на части могут использоваться суда-ледоколы.

При сплоченности льда более 3-х баллов образуются физические барьеры для распространения нефти, при этом она задерживается в неровностях нижней поверхности ледового покрытия. При большой сплоченности льда (8-9 баллов) даже очень крупные разливы (более 1 тыс. т) распространяются лишь на сотни метров от места аварии [3].

При локализации и ликвидации разлива нефтепродуктов в гаванях портов при большой сплоченно-

сти битого льда или при отсутствии текучести разлитой нефти из-за низкой температуры рекомендуется [1] использовать плавучие краны, оборудованные грейферами для сбора нефти и загрязненного льда в металлические баржи. Куски замазу-ченного льда и ледяная шуга захва-тываются грейфером и грузятся в танк, где с помощью подогрева груза танка производится растопление льда. После отстоя и расслоения воды и нефте-продукта вода из танка выкачивается, а оставшаяся нефть сдается на береговые сооружения для дальнейшей пере-работки и утилизации.

За рубежом [4] для нейтрализации или ликвидации нефти в ледовых условиях широко используют диспергирование и сжигание нефти на месте. Распыление диспергентов: ПАВ, порошков, суспензий производят с самолетов или вертолетов. При увеличении сплошности льда повышается энергия смешивания нефти, что приводит к интенсификации диспергирования. Полученная эмульсия рассеивается в толще воды.

В технологии сжигания нефти на месте важную роль играет сплоченность льда. При небольшой сплоченности (до 3 баллов) может применяться технология, используемая при сжигании нефти на открытой воде. В битом льду, если пятна нефти имеют толщину более 2-З мм, возможно сжигание на месте. При высокой сплоченности льда из загрязненного нефтью снега с помощью экскаваторов и грейдеров устраивают конусообразные груды, которые поджигаются при добавлении подходящего активатора (например, дизельного топлива). Плотные снежные преграды, окружающие кучи, предотвращают растекание нефти вместе с талой водой, образующейся во время сжигания.

В настоящее время основными методами ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в ледовых условиях являются механический сбор и естественное самоочищение.

Механический сбор нефти может осуществляться при сплоченности льда 3-7 баллов; при меньшей сплоченности он неэффективен, а при большей -продвигать нефтесборное устройство во льдах практически невозможно. Естественное самоочищение занимает много времени. К тому же его нельзя применять, если под угрозой важные экологические объекты, деятельность людей или в ходе передвижения разлитой нефти существует угроза загрязнения прилежащих ресурсов, чистых участков берега.

Физико-механические методы очистки эффективны при большой толщине нефтяной пленки. Они характеризуются большой производительностью, однако не позволяют достичь высокой степени очистки водоема от загрязнения [5].

Для очистки воды используют также процесс фильтрации. Но из всех фильтрующих материалов только активированные угли обеспечивают высокую степень очистки (до 6-8 мг/л), однако из-за дороговизны углей этот метод применяют только для удаления остаточных количеств нефти (100 мг/л) из воды [2].

Биохимические методы, как было сказано ранее, при температурах воды меньше +10 С не применимы.

В последнее время для борьбы с загрязнением моря нефтью значительное распространение получают методы, основанные на свойствах различных материалов поглощать нефть из воды и с поверхности льда.

К таким физико-техническим методам относятся методы потопления нефти с помощью тяжелых адсорбентов и (или) коагуляторов, а также поглощения нефти плавающими адсорбентами Подтопление применяют в портах, вблизи береговых сооружений. Адсорбенты распыляются на поверхности волы Образовавшиеся тяжелые хлопья смеси порошка с нефтью оседают на дно водоема. При этом нефтепродукты не удаляются из водоема, что чревато всплытием нефти.

Применять его рекомендуется только в глубоких водах, удаленных от зон рыболовства, то есть там, где вред, наносимый подводному миру, минимален. Наиболее эффективны: порошковый мел, размельченный кокс, портландцемент. Для придания олео-фильных свойств их обрабатывают стеаривоным воском или силиконом. Применение их целесообразно, когда нефть образует пятно большой толщины.

Однако наиболее эффективным методом очистки от нефти на тонком (молекулярном) уровне является применение нефтепоглощающих сорбентов, обладающих свойством гидрофобности. Они могут плавать по поверхности воды как в свободном состоянии, так и в насыщенном нефтью состоянии.

После откачки нефти из накопителей, сборов бо-новых заграждений на поверхность с оставшейся пленкой наносится сорбент. Он применяется в качестве тонкой очистки воды. Или в случаях, когда другие методы не приемлемы. Например, при аварийных сбросах нефти в труднодоступных местах, при сбросе балластных вод танкеров. После пропитания нефтью сорбент собирают и вывозят на специальные пункты для утилизации. При необходимости операцию повторяют.

Для производства нефтяных сорбентов используется большое число материалов. Органическими сорбентами чаще служит вторичные: отходы хлопка, картон, сено, торф, мох, оболочки семян подсолнуха. Количество таких сорбентов ограничено, а потребность в них из года в год растет. В Китае, Японии и других азиатских странах производят и экспортируют сорбенты, изготовленные из обработанных специальным составом отходов рисовых зерен (шелухи). Применяемые искусственные (синтезированные) пористые материалы (полимеры, кремнеземы, полиуретан, селикагель и др.) очень дороги. Искусственные сорбенты, изготовленные из синтетических материалов, выпускаются в виде гранул, полотнищ или полос. Они обычно обладают возможностью повторного использования после регенерации

Рынок нефтяных сорбентов в России очень молод, официальная статистка по их производству отсутствует. С учетом импорта потребление нефтяных сорбентов в нашей стране составляет приблизитель-

но 6-7,5 тыс. т в год. Это только часть нефтяных сорбентов, которая относится к товарному обороту. Многие крупные компании сами производят необходимый им сорбент.

В последние годы разрабатываются новые типы сорбентов на основе перлита и вермикулита, так как органических сорбентов катастрофически не хватает. Использование угля в виде порошка нерентабельно.

Опилки (отходы при деревообработке) также могут быть использованы в качестве сорбента поглощения. Но они имеют малую сорбционную емкость и обладают низкой насыпной пластичностью (0,01 г/см3).

Известно, что гидрофобизация древесных материалов повышается при их обработке стеариновым воском или силиконом из-за активирования пор межклетчатого пространства опилок [4].

Нами предлагается повысить ги-дрофобность древесных опилок парафином, выделенным из резер-вуарных или пробковых шламов. Нефтешламы и древесные опилки имеются в большом количестве в виде промышленных отходов. Первые накапливаются при бурении и эксплуатации нефтяных и газоконденсат-ных скважин, вторые - при дере-вообработке на лесопилках, дерево-обрабатывающих заводах и мебельных фабриках. Задача заключается в том, чтобы получать мелкие опилки и дешевый парафин в достаточном количестве.

Опилки малых фракций можно получить резкой сухого дерева при небольших подачах и значительной скорости фрез (пил). А парафины легко выделить из нефтешламов путем небольшого нагрева. Реальный предел измельчения в технологии производства опилок составляет не менее 1 мм. Применением опытных партий разных по размерности опилок установлено, что с уменьшением размеров частиц (менее 1 мм) снижается воздействие капиллярных сил мик-ропор адсорбента на поверхность адсорбируемой жидкости и, соответственно, не происходит процесс адсорбции. Само адсорбционное взаимодействие представляет собой стадию медленного проникновения нефти в поры абсорбента и заполнения пустот (пор) под действием капиллярных сил. Выделенные парафины активируют поры межклеточного пространства.

Нефтеемкость полученного сорбента зависит от породы дерева. Самая большая нефтеемкость полученного сорбента у осины (6-10 г/г), немного хуже у сосны и клена (5-8 г/г) [3].

Наилучшим нефтешламом для выделения парафина оказался шлам, полученный при добыче тяжелой вязкой нефти. В нем преимущественно находятся парафины с содержанием углеводородных атомов С25 и выше.

На поглотительную способность предложенных сорбентов существенное влияние оказывает вязкость собираемых с водной поверхности нефтепродуктов. Поглотительная способность возрастает с ростом их вязкости. Помимо этого фактора, на поглотительную способность сорбентов влияет содержание в нефти газа, легких фракций и эмульгированной воды. Их

повышенное содержание в нефти приводит к увеличению расхода сорбентов для ее удаления с поверхности воды.

Выявлено, что поглощение нефти при локализации и ликвидации разливов на поверхности воды и льда предлагаемым гидрофобным материалом сводится не только к процессу поверхностной адсорбции. При очистке тонких молекулярных пленок нефти и нефтепродуктов происходит процесс сгущения нефти, прилипание олеофильных частиц (опилок) друг к другу. Образуется все более вязкая плотная масса, утолщенный слой которой растет по высоте по мере поглощения нефти и перемешивания волнами.

Образованный утолщенный слой вязкой консистенции (относительно начального пленочного слоя) легко собирается механическим путем, то есть самым дешевым способом. При применении же, например, гидрофобных порошковых материалов вязкость суспензии и толщина ее слоя увеличивается незначительно, что затрудняет собираемость нефти механическим способом.

Предложенное в больших количествах дешевое сырье позволит решить проблему недорогих и эффективных гидрофобных сорбентов для тонкой очистки воды и льда от нефти и нефтепродуктов. К тому же некоторое количество нефти может быть возвращено путем отжима нефтепоглощающего сорбента (до 10

Применение опилок в качестве сорбента поможет решить проблему их утилизации. В большинстве случаев на крупных лесоперерабатывающих предприятиях их вывозят в какой-нибудь огромный котлован и, чтобы избавиться от них, поджигают. Такой метод отрицательно сказывается на населении прилегающих районов, так как такое скопление влажных опилок долго тлеет и смог распространяется на многие километры.

После использования сорбента можно применить безотходную технологию его утилизации - сжигание. После очищения нефтешламов от его парафинистой части полученный силикатно-глиняный остаток можно использовать в качестве строительного материала, например для отсыпки дорог или приготовления бетонной смеси.

В целом можно сделать вывод, что влияние окружающей среды на производство работ по разработке нефтяных месторождений на шельфе и на море требует применения специальных технологических решений и соблюдения повышенных мер безопасности при освоении арктических месторождений.

Применение древесных опилок с увеличенной гидрофобностью при помощи парафинов из нефтешламов поможет до-очистить воду до питьевой кондиции.

Статья поступила 27.03.2015 г.

отжимов).

Библиографический список

4. Техника и технология локализации и ликвидации ава-

1. Справочник бурового мастера: учеб.-прак. пособие: в 2-х т. / под общей ред. В.П. Овчиникова. М.: «Инфра-Инженерия», 2006. Т. 2. 608 с.

2. Борисов Р.В. Морские буровые установки. СПб: «Судостроение», 2003. Ч. 1. 534 с.

3. Павленко В.И. Экостандарт для Баренца // Нефть России. 2012. № 4. С. 71-77.

рийных разливов нефти и нефтепродуктов: справочник / под ред. И.А. Мерициди. СПб.: НПО «Профессионал», 2005, 2007. 914 с.

5. Пушмин П.С., Романов Г.Р. Проблемы промывки наклонно-направленных скважин // Геология, поиски и разведка рудных месторождений. Известия Сиб. отд. РАЕН. ИРГТУ, 2014, № 3. С 56-60.

УДК 622:621.311.004.18

ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА АК «АЛРОСА» НА ПОДЗЕМНЫЙ СПОСОБ ОТРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ

© Д.Х. Ильбульдин1, Г.Н. Степанов2

Институт «Якутнипроалмаз» АК «АЛРОСА» (ОАО)

678175, Россия, Республика Саха (Якутия), г. Мирный, ул. Ленина, 39.

Лабораторией нормативов и экономики горного оборудования института «Якутнипроалмаз» выполнен сравнительный анализ затрат и структуры энергетических ресурсов при открытом и подземном способах разработки коренных месторождений алмазов АК «АЛРОСА» в Западной Якутии. Определены удельные расходы энергоресурсов на добычу 1 т руды. Результаты исследований могут быть использованы при принятии управленческих решений по вопросам освоения новых месторождений: обосновании потребности в энергоресурсах, выборе способа разработки месторождения - технико-экономическом обосновании и разработке проекта. Ключевые слова: карьер; рудник; энергозатраты; условное топливо; сжатый воздух.

1 Ильбульдин Давлят Хурматович, заведующий лабораторией нормативов и экономики горного оборудования, тел.: 89248736666, e-mail: [email protected]

Ilbuldin Davliat, Head of the Laboratory of Standards and Mining Equipment Economy, tel.: 89248736666, e-mail: [email protected]

2Степанов Григорий Николаевич, инженер первой категории лаборатории нормативов и экономики горного оборудования, тел.: 89248749761, e-mail: [email protected]

Stepanov Grigory, 1-st Category Engineer of the Laboratory of Standards and Mining Equipment Economy, tel.: 89248749761, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.