Ч
Е.В. Швачко,
кандидат педагогических наук, до1{ент кафедры педагогики и психологии, заведуюгцая аспирантурой и докторантурой, Челябинский государственных^ институт культуры
Т.А. Калугина,
начальник отдела лицензирования и аккредитации, Южно-Уральский государственный медицинский университет
Ключевые слова: подход, образовательное пространство, среда, социокультурная образовательная среда, социально-культурная среда, педагогическое исследование, функ-гцюнальные основы.
Keywords: approach, educational space, environment, socio-cultural educational environment, socio-cultural environment, pedagogical research, junctional basis.
СРЕДОВОЙ ПОДХОД В МЕТОДОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ
Аннотация
В педагогическом исследовании приходится иметь дело с образовательным пространством и его структурными элементами - средами. В исследовательской деятельности чаще приходится иметь дело с образовательной, информационной, социальной, социокультурной средой. Авторы статьи постараются выяснить: сущность среды, выступающей средством существования и развития человеческого рода; сущность и особенности средового подхода как принципа изучения педагогических проблем; а также его функциональные основы.
Annotation
Inpedagogicalresearchonehastoexploreeducational space and its essential structural elements represented by educational environments. Conventional research aims at educational, information, social, socio-cultural environments. The authors of the article investigate the essence of the environment, which is the existential core of the mankind. Moreover the article introduces environmental approach as a guideline for studying § pedagogical issues as well as the functional basis of ^ this approach. §
ГО ä
В исследовании педагогических проблем часто §
приходится вести речь об образовательном про- ^
странстве, которое включает в себя информацион- w
но-знаковое пространство культуры, семиотическое §
пространство, память о прошлом, предвосхищение с
развития социума, его культуры в будущем. Это §
пространство включает в себя естественную и со- и
циальную среду, речь идет о естественно-социаль- g
ной среде образования и развития социума и лично- q
сти, в частности. У естественно-социальной среды §
есть ядро, выступающее в виде социально-культур- о
ной среды, которая фактически определяет вектор w
социализации личности, ее образования. Ядром ^
социально-культурной среды выступают социаль- §
но-культурные ценности, а процессуальной осно- и
вой являются оценки, ценностное осмысление об- о
разования и оформление ценностного отношения о
личности к нему [6]. s
в
О?
К С ер О
го £
« О
м «
О
Он
С
м ^
и м
1т1
[—I
О ч
о «
о н м
м
и ©
О
и
о -
©
Становление, образование и развитие личности связано с приобщением личности к социально-культурным ценностям социокультурной среды. Личность, как социальный феномен, взаимодействует, в первую очередь с социальной средой, во вторую - с естественной, природной средой, нередко окультивированной человеком. Поэтому ее часто называют естественно-социальной средой.
Современное образовательное пространство, особенно в России, весьма неоднородно, в силу разного культурного уровня развития среды. Следует признать, что вряд ли когда-либо можно создать однородное образовательное пространство. Везде разные условия экономического, политического, социального, этнокультурного развития стран и народов. Видимо, речь следует вести о выработке относительно единых требований к результатам образовательной деятельности институтов образования. Важно как, в каких формах используется социально-культурная среда, какие цели преследует образование, на каких концептуально-методологических основах осуществляется образование, какова система управления образованием учащейся молодежи, каково методическое обеспечение образовательного процесса. Все это необходимо учитывать в исследовании педагогических проблем.
Обращение к образовательному пространству стало особенно актуальным в связи с вхождением России в Болонский процесс, в мировое образовательное пространство, чему в немалой степени способствует Интернет. Поэтому вопросы образовательного пространства стали занимать важное место не только в педагогике, но и социологии. При этом социально-культурная среда, как часть образовательного пространства, предстает как результат исторического развития общества, этноса [6].
Понятие «среда» в науке пока еще не имеет четкого определения. Теорию социальной среды разработал американский
культуролог Тэн, который признавал зависимость человека от окружающего его мира [9, с. 435].
Средовой подход это учет и целенаправленное использование возможностей среды в педагогическом процессе, т. е. обращение среды в средство педагогического воздействия. Средовой подход, разрабатываемый исследователями Л. И. Новиковой, Ю. С. Мануйловым, В. И. Слободчиковым, В. А. Ясвиным, Е. М. Харлановой и др., в инструментальном плане представляет собой, по мнению Ю. С. Мануйлова, «систему действий субъекта управления со средой, направленных на превращение ее в средство диагностики, проектирования и продуцирования воспитательного результата» [10, с. 135].
В философии среда трактуется как совокупность условий, взаимосвязь предметов и явлений, способствующие эффективному свершению человеческой деятельности. В. М. Межу ев считает, что социокультурная среда представляет собой совокупность предметов, которая образует непосредственную предметную форму существования культуры. В предмете запечатлеваются усилия, опыт, знания, вкусы, способности и потребности многих поколений. Именно в предмете, и через предмет дается подлинная история
[7].
Следовательно, образование и развитие личности, ее социализация зависит от социально-культурной среды, к которой следует отнести: духовные культурные ценности, прежде всего нравственные, эстетические, правовые; материальные культурные ценности - книги, средства информации и коммуникации, бытового окружения, орудия труда; социально-психологические ценности, выступающие в форме традиций, ритуалов, обычаев, обрядов.
Социально-культурную среду М. С. Каган относит к аксиосфере культуры, т.е. к сфере культурных ценностей. Выделение аксиосферы культуры имеет важное зна-
чение для образования и развития личности. Культура представляет собой продукт деятельности многих поколений. Является ценностью. Следовательно, образование выступает как процесс и результат передачи культурных ценностей новым поколениям.
Социально-культурная среда, как часть образовательного пространства, выступает как среда культурных ценностей, которые являются ядром образования личности [4, с. 48].
В известном смысле, среда есть пространство, непосредственно окружающие предметы, явления, процессы, объекты материального мира. В данном случае среда выступает как непосредственное окружение личности. Вместе с тем, среда представляет собой совокупность социально-педагогических условий, от которых зависит эффективность процессов образования, развития человека и его деятельности [8, с. 392]. Поэтому можно говорить о многообразии и динамичности среды.
Можно утверждать, что образование и развитие личности, ее социализация, выступает как социокультурная среда. Ее исследовали многие социологи, культурологи, социальные педагоги, социальные психологи. Н. Б. Крылова относит социально-культурную среду к конкретному, непосредственному окружению личности учащегося, в которую включает: среду меняющихся интересов личности; контакты и глубинное взаимодействие личности с другими людьми; конкретное природное и вещное окружение человека [5, с. 191].
Исследуя педагогические проблемы, всегда следует иметь в виду, что ядром образовательной среды выступают социально-культурные ценности, а процессуальной основой - оценка, ценностное осмысление и формирование ценностных отношений. По своей сущности социально-культурная среда выступает фактором образования и развития личности.
Если рассматривать подход как руководящее указание в исследовании педагоги-
ческих проблем, эти указания будут связаны с определением содержания, выбором методов, логики проведения исследования. Возникает вопрос: какие особенности необходимо учитывать в ходе изучения педагогических проблем. Практика показывает, что в исследовании необходимо учитывать, прежде всего, особенности макросоциокультурной, микросоциокультурной среды.
1). Макросоциокультурная среда выступает в форме общественного строя, государственного устройства, уровня развития производительных сил и производства, системы образования и общественного управления, уровня развития культуры общества, этноса, социальных общностей (страт), к которым принадлежит личность, тип поселения. В педагогическом исследовании социокультурного развития личности она выступает базой, на которую сама педагогическая наука влияет опосредованно.
2). Микросоциокультурная среда выступает как непосредственное взаимодействие личности с социальным окружением: с семьей, учебным, спортивным, творческим и другими коллективами, с объединениями, носящими неформальный характер, систему воспитания, тип общения. Важнейшая роль в развитие личности принадлежит семье.
В семье взаимодействие наблюдается между детьми и родителями, между членами семьи и ближайшими родственниками. Взаимодействие в образовательном учреждении происходит между педагогами и учащимися, членами учебной группы, школьного коллектива. Взаимодействие в микросоциуме происходит между личностью и членами неформального объединения, с окружающим бытовым окружением. Само взаимодействие включает в себя с одной стороны, передачу и обмен информацией, мыслями, чувствами, отношениями, с другой - изменение социальной среды, развитие качеств личности. На личностном уровне взаимодей-
К С ер О
го £
« О
м «
О
Он
С
м ^
и м
¡г1
[—I
О ч
о «
о н м
м
и ©
О
и
о -
©
О?
К С ер О
го £
« О
м «
О
Он
С
м ^
и м
1т1
[—I
О ч
о «
о н м
м
и ©
О
и
о -
©
ствие включает в себя обмен мыслями, идеями, образами, оценками. В ходе взаимодействия формируются объективные представления о себе, других людях, социальных группах.
Взаимодействие осуществляется на различных уровнях - гностическом, информационном, проектировочном, конструктивном, организационном, коммуникативном.
Следовательно, к исследовательским проблемам в педагогике необходимо отнести: семью с ее укладом жизни, традициями, семейными ценностями и привычками, единством социальных и природных факторов, как составных элементов образовательной среды, информационные потоки, функционирующие в данной среде и воздействующие на окружающих, включая учащихся; образовательные учреждения, с их специальными программами (дошкольные детские учреждения, общеобразовательные и профессионально-образовательные учреждения, а также учреждения дополнительного образования); детские и юношеские общественные объединения.
Итак, средовой подход в педагогическом исследовании выполняет методологическую функцию, предъявляет к педагогическому исследованию систему требований, включая: наличие социокультурных ценностей, составляющие содержательную основу исследовательского подхода при исследовании педагогических проблем; ценностные ориентации социокультурной среды, которые нельзя не учитывать, проводя педагогическое исследование; взаимодействие личности с социальной средой, выступающее как фактор исследовательского процесса; многоаспектность среды, как социально-педагогического фактора исследования педагогических проблем.
Среда обитания человека, особенно социокультурная, находится в постоянном развитии, изменении под влиянием внешних факторов, прежде всего взаимодей-
ствия с социальными объектами и отдельными субъектами.
Для исследования педагогических проблем, социокультурная среда представляет собой безусловную ценность: обогащает процесс образования нравственно-эстетическими, правовыми ценностями, определяющие формирование культуры социальных отношений личности; позволяет сформировать культуру отношений к базовым ценностям социокультурной среды, выступающей процессуальной основой социокультурного образования личности; способствует формированию культуры социальных отношений, выступающей основой развития культуры социума и личности; обеспечивает развитие способностей личности в социокультурной сфере жизнедеятельности человека.
В широком смысле социокультурная среда образования и развития личности выступает как глобальная цель функционирования образовательной системы, реализация которой способствует решению задач умственного, нравственного, эмоционального и физического образования личности. Следует учесть в исследовании, что интеллектуально-нравственное развитие является ведущим.
Бесспорно, социальная среда в широком смысле влияет на социокультурное развитие личности через качество производственной деятельности, технологические процессы; установление деловых, культурных отношений между государствами; диалог культур, духовное взаимообогащение народов; социально-культурное развитие общества; развитие творческого потенциала членов общества; развитие культуры отношений, ответственности власти и граждан за принимаемые решения.
Средовой подход, как принцип педагогического исследования, безусловно, представляет собой научно-педагогическую ценность, ибо способствует развитию образовательной системы, решению задач интеллектуального, нравственного,
эмоционального и физического образования подрастающих поколений
Исходя из исследований Н. Б. Крыловой, к функциональным ценностям данного подхода следует отнести: включение в процесс образования учащихся высокотехнологических средств обучения, экспериментальных учебных материалов, программ; дизайн образовательного пространства, включая оформление учебных комнат, этажей, зданий в целом, исходя из современных условий; организацию информационно-коммуникативного взаимодействия субъектов образования на основе новейших средств обучения; развитие культурной среды образовательного учреждения, выступающей в форме ценностей, традиций, символов; исследование педагогических проблем на основе диалога культур, взаимодействия, субъектов процесса образования [5, с. 182];
Анализ педагогических исследований показывает, что к особенностям средового подхода относится: специфика социокультурной образовательной среды личности в нашей многонациональной стране носит печать конкретных социально-исторических условий развития этносов (культурных традиций, обычаев, менталитета и т.д.), что всегда следует иметь в виду, проводя научное исследование; эффективное влияние социокультурной среды на развитие и обучение личности, опираясь на теоретические основы образования, историю развития этносов, их культуры, обычаи и традиции; этические ценности; формирование образовательной среды личности, организацию образования на основе инновационных и традиционных моделей образовательных систем.
ЛИТЕРАТУРА
1. Барулин, В. С. Социальная философия [Текст] / В. С. Барулин. - М.: Гранд, 2000. - 560 с.
2. Журавлев, А. Л. Социальная пси-
хология [Текст] / А. Л. Журавлев, В. Л. Соснин, М. А. Красников. - М.: Высшая школа, 2008.-416 с.
3. Исмаилова, Е. В. Социокультурные аспекты образовательной среды высших учебных заведений [Текст] / Е. В. Исмаилова // Социально-культурные проблемы подготовки специалиста в вузе: сб. науч. ст. - Вып. 1. - Челябинск: ЧГАКИ, 2006. -73-82.
4. Каган, М. С. Философская теория ценностей [Текст]/ М. С. Каган. - СПб: Петрополис, 1987. - 205 с.
5. Крылова, Н. Б. Культурология образования [Текст] / Н. Б. Крылова. - М.: Народное образование, 2000. - 272 с.
6. Литвак, Р. А. Социокультурное образование и развитие личности будущего специалиста: теория и практика [Текст] / Р. А. Литвак, М. Е. Дуранов, И. И. Дура-нов. - М.: Владос, 2008. - 242 с.
7. Межуев, В. М. Идея культуры. Очерки по философии культуры [Текст] / В. М. Межуев. - М.: Прогресс-Традиция, 2006.-408 с.
8. Философская энциклопедия [Текст]- Т. 4. . / Под ред. Ф. В. Константинова. -М.: СЭ, 1957.- 591 с.
9. Философский энциклопедический словарь [Текст] / под ред. Е. Ф. Губского. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 586 с.
10. Харланова, Е. М. Субъектно-сре-довый подход как теоретико-методологическая стратегия исследования развития социальной активности будущих специалистов [Текст] / Е. М. Харланова // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 6 (18). - С. 134-137.
11. Ягодкина, О. К. Средовый подход к формированию воспитательной системы образовательного учреждения [Текст]/ О. К. Ягодкина // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Т. 17. Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социо-кинетика.-№4.-2011. -С. 118-122.
О?
К С ер О
го £
« О
м «
О
Он
С
м ^
и м
¡г1
[—I
О ч
о «
о н м
м
и ©
О
и
о -
©