Научная статья на тему 'Средняя техническая скорость и расход топлива автомобиль ного поезда'

Средняя техническая скорость и расход топлива автомобиль ного поезда Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
699
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСОВОЗНЫЙ АВТОПОЕЗД / СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ / РАСХОД ТОПЛИВА

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Буторин Николай Николаевич

Исследована зависимость средней технической скорости движения и расхода топлива лесовозных автомобилей от характера конкретного продольного профиля дороги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Average Technical Speed and Fuel Consumption of the Train-type Vehicle

The dependence of the average technical travelling speed and fuel consumption for the log trucks on specific longitudinal road section is analyzed.

Текст научной работы на тему «Средняя техническая скорость и расход топлива автомобиль ного поезда»

УДК 629.114.4.001.2

Н. Н. Буторин

Буторин Николай Николаевич родился в 1923 г., окончил в 1951 г. Архангельский лесотехнический институт, кандидат технических наук, профессор кафедры промышленного транспорта Архангельского государственного технического университета. Имеет около 40 печатных работ.

СРЕДНЯЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ СКОРОСТЬ И РАСХОД ТОПЛИВА АВТОМОБИЛЬНОГО ПОЕЗДА

Исследована зависимость средней технической скорости движения и расхода топлива лесовозных автомобилей от характера конкретного продольного профиля дороги.

лесовозный автопоезд, скорость движения, расход топлива.

На производительность автотранспорта на вывозке леса существенно влияет скорость движения, которая согласно работе [1] зависит от типа дорожного покрытия, работе [2] - от наибольшего подъема в грузовом направлении.

По нашему мнению, неправильно определять скорость движения в зависимости от максимального подъема, так как его протяженность, как правило, составляет небольшую часть длины дороги и обычно различна на разных дорогах. При этом не принимается во внимание характер остальной части продольного профиля.

Степень неровности продольного профиля дороги оценивают дисперсией продольных уклонов, а общий подъем на всем протяжении участка дороги - средним арифметическим уклоном.

В представленной работе исследована связь средней технической скорости движения с максимальным подъемом в грузовом направлении, средним арифметическим значением продольных уклонов и их дисперсией.

Были рассмотрены 67 участков продольных профилей из разных проектов лесовозных дорог протяженностью от 4 до 11 км. Проектную линию этих профилей определяли по программе SplSec. Уклоны продольного профиля вычисляли по каждому пикету. Статистическую обработку продольных уклонов производили по программе иЫ. По этим программам вычисляли наибольший подъем в грузовом направлении, среднее арифметическое значение продольных уклонов и их дисперсию.

По программе SplAvto находили время движения автомобиля МАЗ-509А с полуприцепом ГКБ-9363-011 по заданному участку профиля и среднюю техническую скорость при движении как в грузовом, так и в порожняковом направлении.

Зависимость средней технической скорости движения от наибольшего подъема в грузовом направлении, среднего продольного уклона и дисперсии исследовали методом множественной линейной регрессии по [4]. Была составлена соответствующая программа МпСог, с помощью которой

получено уравнение

V = 14,3 + 0,00113т - 0,04 х - 0,00414а, где V - средняя техническая скорость, м/с;

х - среднее арифметическое значение продольных уклонов на профиле,

%о;

т - максимальный подъем в грузовом направлении, %о; а - дисперсия уклонов,

1

ст = ■

п-1

п

2>;

i= 1

2 —2 - nx

где n - число пикетов на расчетном продольном профиле дороги; х, - продольные уклоны, вычисляемые по пикетам.

Коэффициент множественной корреляции равен 0,980. Коэффициенты частной корреляции: для среднего арифметического 0,453, для максимального продольного подъема 0,0525, для дисперсии уклонов 0,948. Обусловленность нормальной системы уравнений при вычислении множественной корреляции была равна 7788.

На рис. 1 приведены графики исследованных зависимостей v(ct). v( х) и v(m) для гравийного покрытия дороги без учета смежных фак-

Рис. 1. Зависимость средней скорости движения автопоезда от дисперсии уклонов (а), среднего уклона (б) и максимального подъема (в)

торов [4]. Из графиков видно, что основой для определения средней технической скорости движения лесовозных автопоездов должна быть дисперсия уклонов продольного профиля дороги. Максимальный и средний арифметический уклоны практически не влияют на среднюю техническую скорость автолесовоза.

Расчеты были выполнены для различных вариантов дорожных покрытий. Согласно [3] удельные сопротивления движению автомобиля для асфальтобетонного (индекс 1), щебеночного (2), гравийного (3) и грунтового (4) покрытий находили по формулам:

^ = 68,7 + 6,62 V; w2 = 221 + 11,1 V;

^3 = 120 + 5,88 V; W4 = 210 + 0,4 V2.

Для этих же видов покрытий найдены зависимости средней технической скорости (км/ч) от дисперсии уклонов:

V! = 52,85 - 0,01344а; у2 = 41,34 - 0,0008468а; у3 = 51,07 - 0,01299а; у4 = 4067 - 0,01125а.

Программа SplAvto позволяет также определить расход топлива (£, кг/км). Нами получено следующее уравнение линейной множественной регрессии для расхода топлива, рассчитанного как в грузовом, так и в порожняковом направлении:

£ = 0,269 - 0,000311 т + 0,009 х + 0,000125а.

Коэффициент множественной корреляции равен 0,95. Коэффициенты частной корреляции: для среднего арифметического 0,915, для максимального продольного подъема 0,275, для дисперсии уклонов 0,873. Обу-

Рис. 2. Зависимость расхода топлива от тех же показателей профиля дороги

словленность нормальной системы уравнений при вычислении множественной корреляции равна 8138.

Графики зависимостей g(a), g( х) и g(m) приведены на рис. 2. Как видно из графиков, расход топлива зависит от дисперсии уклонов и среднего арифметического уклона; от максимального уклона он практически не зависит.

Формулы для расчета расхода топлива (кг/км) в зависимости от среднего уклона и дисперсии уклонов для разных покрытий имеют вид: g! = 0,224 + 0,00773 х + 0,000122а; g2 = 0,435 + 0,00992_х + 0,0000а; g3 = 0,264 + 0,00874 х + 0,000103а; g4 = 0,353 + 0,00984 х + 0,0000603а. Программы SplSec, Ukl, MnCor и SplAvto хранятся на кафедре промышленного транспорта АГТУ.

Результаты исследования убеждают, что скорости движения и расход топлива автолесовозов существенно зависят от характера продольного профиля дороги. Полученные данные можно использовать при разработке норм производительности и расхода топлива при вывозке леса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Единые нормы выработки и расценки на лесозаготовительные работы. Утв. Госкомитетом СССР по труду и социальным вопросам и секретариатом ВЦСПС. Постановление 346/20-23 от 24 нояб. 1980 г. - М., 1982. - 76 с.

2. Единые нормы выработки и расценки на лесозаготовительные работы. -М.: Экономика, 1989. - 84 с.

3. Крагельский И. В., Виноградова И. Э. Коэффициенты трения. - М.: Машгиз, 1962. - 220 с.

4. Езекиэл М., Фокс К.А. Методы анализа корреляций и регрессий. - М.: Статистика, 1966. - 558 с.

Архангельский государственный технический университет

Поступила 09.11.2000 г.

N.N. Butorin

Average Technical Speed and Fuel Consumption of the Train-type Vehicle

The dependence of the average technical travelling speed and fuel consumption for the log trucks on specific longitudinal road section is analyzed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.