УДК 316.342.2
А. И. ДЕНИСКИНА,
Институт социологии НАНБеларуси, г. Минск, e-mail: annademih@gmail.com
СРЕДНИЙ класс в белорусском обществе: экономический и социальный ресурс
В статье представлен анализ структуры среднего класса, экономический и социальный ресурсы его представителей, оказывающие влияние на формирование отличных от большинства поведенческих практик. Показано, что специфика имеющийся у среднего класса ресурсной базы обусловливает конкурентоспособность его представителей на рынке труда. Выявлены проблемы недоиспользования образовательного потенциала общества, что требует разработки комплекса мер государственной социально-экономической политики.
Ключевые слова: экономический ресурс, социальный ресурс, доходы, инновационные практики, материальное положение, модели поведения, образование, рынок труда, социальный статус, средние классы, финансовое поведение.
A. I. DENISKINA,
Institute of Sociology of NAS of Belarus, Minsk, e-mail: annademih@gmail.com
MIDDLE CLASS IN THE BELARuS SoCIETY:
economic and social resources
The article presents an analysis of the structure of the middle class, economic and social resources of its representatives, influencing the formation of behavioral practices that are different from most. It is shown that the specificity of the middle class's resource base determines the competitiveness of its representatives in the labor market. The problems of underutilization of the educational potential of the society are revealed, and requires the development of a set of measures of state social and economic policy.
КеуюогЛв: economic resource, social resource, income, innovative practices, financial situation, models of behavior, education, labor market, social status, middle classes, financial behavior.
Динамичная экономика предъявляет все новые требования к обществу, изменяя тем самым условия и механизмы адаптации различных социальных групп. Успешность этих процессов во многом обусловлена включенностью представителей тех или иных социально-экономических групп в трудовую деятельность и, как следствие, приобретением ими определенного социального статуса. Средний класс является проводником инновационных форм социально-экономической деятельности, транслирует их в другие группы населения, тем самым выполняя интеграционную функцию. В случае своей многочисленности средний класс является движущей силой социальных изменений в направлении поддержания в обществе стабильности и устойчиво-
го развития. Именно средний класс должен стать основой государства, и его удельный вес является одним из необходимых условий успешности проведения экономических реформ и одновременно - критерием их эффективности. Средний класс находится в центре внимания многих исследователей, поскольку фактором оптимизации структуры экономических интересов, их гармонизации в современных условиях он может быть только при условии своей достаточной численности в обществе. Поэтому забота о благополучии среднего класса должна выступать одним из приоритетных направлений государственной политики.
В период распада Советского Союза социальные группы, состоящие из высококвалифицированных специалистов производственной и непроизводственной сферы, потенциально были готовы оформиться в средний класс, однако этого не случилось. К 1994 г. Беларусь оказалась в глубоком социально-экономическом кризисе, что привело к падению уровня жизни основной массы населения. В условиях, когда заработная плата являлась основным источником денежного дохода для большинства трудоспособного населения, произошло увеличение слоя малообеспеченных за счет категорий, потенциально составляющих средний класс: инженеров, учителей, врачей, преподавателей, научных работников и др. Однако в последующие годы рост ВВП позволил обеспечить устойчивый рост денежных доходов населения. Обеспечение достойного уровня и качества жизни населения является одним из приоритетных направлений социально-экономической политики Республики Беларусь. В 2014 г. страна по рейтингу Индекса человеческого развития заняла 50-ю строчку среди 187 государств [1, с. 28]. ООН оценивает уровень жизни согласно индексу ИРЧП, который приводит в своем ежегодном отчете о развитии человечества. По итогам 2013 г. Беларусь находилась на 53-м месте.
На современном этапе можно констатировать переход домашних хозяйств на новую потребительскую модель, характерную для среднего класса. Средний класс может быть определен как единая социальная целостность, внутри которой по разным основаниям выделяются различные социально-экономические группы, сходные по профессии, имущественному положению, объему гражданских прав, занимающие срединное положение в обществе. Соответственно он не может быть выделен на основании какого-либо одного критерия, а может быть описан некоторой системой показателей, включающей как объективные, так и субъективные признаки. Все идентифицирующие средний класс признаки являются доминантными, то есть используется структурно-функциональный подход, и основными критериями выступают: имущественно-доходные характеристики, определенное социально-профессиональное положение и наличие высшего или среднего специального образования.
Критерием экономической стратификации служит соотношение уровня доходов населения с величиной минимального потребительского бюджета (МПБ) и величиной бюджета прожиточного минимума (БМП), составляющего 60 % МПБ, что позволяет соотносить между собой показатели государ-
Имеют средние имущеетненно-доходные характеристики
характер занят
Имеют постоя
31,7%
СРЕД!
19
КЛА
ßА у 0/ . среднего специального U^t^- и высшего образования
Обладает всеми
вышеперечисленными
характеристиками
капиталом s виде
Обладают интеллектуальным
Рис. 1. Структура среднего класса Республики Беларусь, 2016 г.
ственной статистики, результаты выборочных обследований домашних хозяйств и результаты мониторинговых социологических исследований республиканского масштаба, проводимых Институтом социологии Национальной академии наук Беларуси [1, с. 288]. Согласно данным Республиканского ежегодного мониторинга, проведенного Институтом социологии НАН Беларуси, на конец 2016 г. средний класс по уровню денежного дохода составлял 34,4 % всего населения страны. Принадлежность к среднему классу также тесно связана с наличием интеллектуального капитала в виде среднего специального и высшего образования и постоянным характером занятости, то есть наличием реального рабочего места и круга обязанностей. В 2016 г. доля лиц со средним специальным и высшим образованием составила 60,2 %. Выделение среднего класса по критерию профессионального статуса (постоянного рабочего места и функциональных обязанностей), то есть ограничение объема среднего класса активно действующими профессиональными группами (служащие, крестьяне, предприниматели и др.), показало, что его удельный вес равен 31,7 %. Используя комплексный подход и сопоставив данные признаки определения принадлежности к среднему классу, можно сказать, что его удельный вес в обществе составляет 19 % (рассчитано согласно данным Республиканского социологического ежегодного мониторинга 2016 г., проведенного Институтом социологии НАН Беларуси, и данным Статистического ежегодника Республики Беларусь, 2016 [3]) (рис. 1).
Для того чтобы сделать выводы, в какой мере средний класс Республики Беларусь может считаться основой экономически сильного государства, необходим анализ экономического и социального ресурсов его представителей, а также поведенческих практик и особенностей экономического мышления, чтобы изучить, насколько они распространены в среднем классе.
Основным показателем экономического ресурса представителей среднего класса выступает текущий доход. По данным государственной статистики за 2016 г., основным источником денежных доходов населения являлась заработ-
1 заработная плата по основному месту работы
2 трансферты населению
3 помощь родственников
4 заработная плата с дополнительного места работы
5 подработки без официального оформления
5 доходы от личного подсобного хозяйства
7 доходы от предпринимательской и иной деятельности
Рис. 2. Структура доходов среднего класса по степени их значимости
ная плата - 61,7 %, на втором месте - трансферты населению (пенсии и пособия, стипендии) - 22,8 %, доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, составили 8,2 % в общей структуре денежных доходов населения и находятся на третьем месте, 4,4 % занимают доходы от собственности и 2,9 % - прочие доходы [2, с. 108]. Рассматривая структуру доходов среднего класса, можно ранжировать их по степени значимости следующим образом: на первом месте находится заработная плата по основному месту работы (93,7 % представителей среднего класса указали, что заработная плата является основным источником денежных поступлений), на втором месте -пенсии, пособия, алименты, третье место занимает помощь родственников, четвертое место - заработная плата с дополнительного места работы. Далее следуют подработки без официального оформления (репетиторство, ремонты и т. д.), доходы от личного подсобного хозяйства, доходы от предпринимательской деятельности, бизнеса и другие виды доходов (рис. 2).
Рассматривая доходы среднего класса как его основной экономический ресурс, следует отметить, что 16,3 % его представителей удалось за последний год улучшить свое материальное положение. Тут четко прослеживается взаимосвязь со стратегией поведения. Для 64,7 % представителей среднего класса характерно в решении материальных проблем придерживаться адаптивной стратегии, организуя свой быт согласно имеющимся доходам и не проявляя инициативы повысить их. Вместе с тем 1/3 представителей стремятся увеличить свой доход всеми возможными способами, что свидетельствует о желании повышать уровень своих доходов для достижения поставленных задач. В условиях непростой экономической ситуации для % представителей среднего класса сложилась обстановка, при которой существует реальная угроза потери работы. Из них до половины в целом настроены оптимистично и в случае потери работы уверены, что смогут найти равноценную работу, еще треть думают, что смогут, но с трудом. В большей степени пессимистичные настроения характерны для людей в предпенсионном и пенсионном возрасте, а также для узких специалистов. Негативным следствием сложившейся экономической ситуации стали: задержка заработной платы, уменьшение размера оплаты труда за счет премий и надбавок, уменьшение количества рабочих дней на предприятии и необходимость брать неоплачиваемый отпуск за свой счет по инициативе нанимателя. Несмотря на определенные трудности,
80 60 40
среднего * * = класса £ I I 1
% 20 „им 0
Г
>
Подход в решении материальных проблем
Рис. 3. Стратегия поведения в решении материальных проблем представителей среднего класса, 2016 г., %
средний класс отличается экономической и профессиональной успешностью, основы которой заложены в его подходе к жизни в целом и экономической деятельности в частности. Ценностные ориентации этой группы населения в экономической сфере направлены на получение высокого заработка, достижение результатов, профессиональный рост, самореализацию, инициативность и т. д. Анализ данных исследования показывает, что экономический кризис повлек за собой уменьшение возможностей дополнительного заработка, что и стало причиной преобладания «адаптационной» стратегии поведения среднего класса в целом, при которой прослеживается тенденция приведения уровня своих запросов в соответствие с получаемым доходом. Общая конфигурация предпочтений выбора различных стратегий поведения представителями среднего класса представлена на рис. 3.
По доходам различных представителей среднего класса существует весьма заметная дифференциация в зависимости от типа населенного пункта. Так, 73,5 % представителей всего среднего класса сосредоточены в городах. На Минск и Минскую область приходится 40,2 % представителей всего среднего класса Республики Беларусь. Это обусловлено, в первую очередь, наличием большего спроса на активы, которыми располагают представители среднего класса. Это, прежде всего, культурный капитал и квалификационный ресурс -основные социальные ресурсы среднего класса. В областях, где экономика не предъявляет спроса на высококвалифицированных специалистов, доходы населения этих областей позволяют обеспечить лишь простое воспроизводство человеческого капитала, как совокупности культурного, квалификационного и физиологического ресурсов, не предоставляя возможности высококвалифицированным специалистам попасть в средний класс ввиду отсутствия должного уровня денежных доходов.
Оценивая свои жизненные предпочтения, 57,7 % среднего класса выразили желание «жить, пусть беднее, но зато с гарантированным уровнем, без риска». «Жить богаче, но рискуя, действуя с инициативой» предпочитает 42,3 % респондентов. Основные показатели оценки своих жизненных предпочтений представителями разных социальных групп отражены в таблице.
В данном случае прослеживается взаимосвязь между уровнем денежного дохода и выбором того или иного варианта предпочтений. Чем выше доход,
Оценка представителей различных социально-профессиональных групп среднего класса своих жизненных предпочтений, 2016 г., %
Перечень социально-профессиональных групп Что бы Вы предпочли?
Жить богаче, но рискуя, действуя с инициативой Жить пусть беднее, но зато с гарантированным уровнем, без риска
Руководитель высшего, среднего, низшего звена 8,4 8,6
Служащий, специалист непроизводственной сферы (образование, здравоохранение и т. д). 10,2 12,4
Служащий, специалист производственной сферы (включая сельское хозяйство) 5,8 4,8
Служащий без специального образования (секретарь, регистратор и т. д.) 1,8 4,0
Рабочий (промышленности, транспорта, строительства и др.) 7,4 13,2
Крестьянин, рабочий сельского хозяйства 0,6 2,2
Предприниматель, фермер, самозанятый (индивидуальная трудовая деятельность) 5,2 2,6
Военнослужащий, сотрудник правоохранительных органов 1,0 2,4
Работающий пенсионер 0,6 5,0
Другое 1,2 2,4
Итого 42,3 57,7
тем скорее представители среднего класса склонны согласиться на риск, инициативу, чтобы повысить свое качество жизни. Среди тех, кто придерживается безынициативной стратегии поведения, большинство составляют рабочие промышленности, транспорта, строительства и др.
Социальный ресурс, которым обладает средний класс, также очень важен при характеристике специфики его потенциала. В первую очередь речь идет о квалификационном потенциале среднего класса. Как уже упоминалось, по профессиональному признаку средний класс мог бы составить 60,2 % населения. В данном случае имеет место недоиспользование образовательного потенциала общества. Однако большинство представителей «профессионального» среднего класса не обладают достаточной материальной базой, что не позволяет им быть достаточно восприимчивыми к инновационным изменениям в экономической и социальной сферах, а следовательно, стать полноценными представителями среднего класса. Рассматривая социально-профессиональную структуру среднего класса, следует отметить, что он включает в себя практически все социальные группы. То есть выполняется функция диверсификации, однако недостаточный удельный вес не позволяет его представителям в полной мере выполнять функцию агента научно-технического и социального прогресса (рис. 4).
Анализ данных показал, что социально-профессиональная структура среднего класса в республике включает 1/2 часть служащих, 1/4 - рабочих, ме-
Другое 3,8 К
Военкоспуищий, с и труд та криннргнктгплык орпнм Предприниматель, фермер, самозаютын 7,7 %
Служащий без специального образования (секретарь, регистратор и т. д) 5,7 %
Руководитель высшего, среднего, низшего зняа 17,2 %
10,7«
Служащий, специалист производственной сферы (включи са)
Служащий, специалист непроизводственной сферы 22,$%
Рис. 4. Доля представителей разных социальных групп в среднем классе Республики Беларусь, 2016 г.
нее 710 части предпринимателей, немногим более 710 - из других слоев. Представители среднего класса обладают высоким образовательным потенциалом, сохраняя ценность полученного образования, что позволяет им проявлять экономическую активность и оставаться восприимчивыми к инновационным изменениям. Об этом свидетельствуют ответы на вопрос: «Как Вы оцениваете качество полученного Вами профессионального образования?» - 77,9 % опрошенных выбрали варианты ответа «высоко» и «скорее высоко».
По отношению к своему квалификационному ресурсу представители среднего класса основным приоритетом считают стремление к его наращиванию. Так, 28,5 % планируют повысить уровень своей квалификации; 6,7 % имеют такое намерение, однако не уверены в своих силах; 36,2 % планируют или имеют намерение расширить кругозор, получить новые знания не по специальности. Следует отметить также и тот факт, что социальный капитал обеспечивает принципиально разные жизненные шансы во многих сферах жизни. Для представителей белорусского среднего класса не свойственно широкое использование социальных сетей для обеспечения доступа к наиболее дефицитным и важным видам ресурсов. Так, лишь 1/10 часть представителей среднего класса считают необходимым устанавливать связи с влиятельными людьми, столько же согласны со значимостью доступа к льготам на рабочем месте. Это свидетельствует о том, что социальные сети, как вид социального капитала, для среднего класса - это ресурс, используемый для решения стратегически важных задач, а не для текущего пользования.
Оценка перспектив дальнейшего изменения жизненной ситуации отражает уровень социального оптимизма. Доля респондентов, составляющих средний класс и полагающих, что их жизнь ухудшится, составила в 2016 г. всего 7,7 %. Доля тех, кто верит, что жизнь изменится к лучшему, - 32 %; из них большинство (1/4 часть) составляют служащие, специалисты непроизводственной сферы (учитель, врач и т. д.), а также рабочие (промышленности, транспорта, строительства и др.). Доля полагающих, что все останется без изменений, - 34,4 %. Расчеты показали, что общий индекс уверенности в будущем составил 58,7 пункта.
В ходе анализа экономического и социального ресурсов среднего класса, а также присущих его представителям трудовых ценностей и установок выявлено, что специфика имеющейся у них ресурсной базы обусловливает появление особых моделей профессионального поведения. Для представителей среднего класса характерны усилия по наращиванию своей ресурсной базы: увеличение экономической составляющей, повышение квалификации по специальности, что, в свою очередь, позволяет повысить свою конкурентоспособность на рынке труда. Увеличивая объем своей ресурсной базы, представители среднего класса повышают эффективность используемых поведенческих стратегий за счет выбора тех или иных из них. Несомненно, качественные характеристики среднего класса позволяют ему в полной мере быть агентом научно-технического и социального прогресса, поскольку он сконцентрировал в себе значительную часть интеллекта нации. Однако для этого средний класс должен стать более многочисленным и приобрести экономическую самостоятельность, что возможно в случае его пополнения наиболее квалифицированными представителями из нынешнего базового слоя, что позволит среднему классу стать двигателем экономического развития и проводником вертикальной мобильности. Все это требует разработки комплекса мер государственной социально-экономической политики по обеспечению достойной дифференцированной оплаты квалифицированного труда и инвестирования в экономические и социальные ресурсы общества.
Список использованных источников
1. Доклад о человеческом развитии 2015. Труд во имя человеческого развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://hdr.undp.org/sites/default/files/hdr_2015_report_ru.pdf. -Дата доступа: 23.10.2017.
2. Соколова, Г. Н. Экономическая реальность в социальном измерении: экономические вызовы и социальные ответы / Г. Н. Соколова. - Минск : Беларус. навука, 2010. - С. 279-303.
3. Социальное положение и уровень жизни населения Республики Беларусь : стат. сб., 2016. - Минск, 2016.
Поступила 23.10.2017 г.