КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
Е. А. Ростовцев, Д. А. Сосницкий
Средневековые события и герои в советских отрывных календарях1
Ростовцев Евгений Анатольевич
кандидат
исторических наук,
доцент, Санкт-
Петербургский
государственный
университет
(Санкт-Петербург,
Россия)
Сосницкий
Дмитрий
Александрович
кандидат
исторических
наук, инженер-
программист,
Санкт-Петербургский
государственный
университет
Историческое сознание и «карта памяти» общества всегда формируются под влиянием большого количества различных источников. В России, как и в других европейских странах, с первой половины XIX в. ими были школьные программы и учебники (один из наиболее действенных инструментов исторической политики государства), художественные и публицистические произведения, периодическая печать, устная традиция и фольклор, историческая живопись, монументальная скульптура, позднее — кино, сетевой контент и, разумеется, многое другое. Изучению того или иного источника, его роли в формировании исторических представлений о прошлом посвящено немало современных трудов по проблематике memory studies2. Целый комплекс как отечественных, так и зарубежных исследований рассматривает различные аспекты практик коммемораций, непосредственно связанных с праздничной культурой (которая по определению носит календарный характер)3.
Между тем печатные календари как источник формирования представлений о прошлом крайне редко становились объектом изучения. В отечественной историографии можно выделить лишь несколько фундированных работ, посвященных этой теме. Например, в текстах О. С.Абрамкина
© Е. А. Ростовцев, Д. А. Сосницкий, 2017
https://doi.org/10.21638/11701/spbu24.2017.312
проанализированы дореволюционные российские исторические календари. Автор показывает, что со второй трети XIX столетия в календари все чаще включаются даты событий из истории русского средневековья — Невская битва, освобождение от татаро-монгольского ига, освобождение Москвы народным ополчением в 1612 г. и т. д.4 Дореволюционному прототипу первых советских календарей — календарю «Народной воли» — посвящена статья О. П. Зыкова и Т. В. Рябовой. Анализ структуры и содержания этого календаря, проделанный авторами, позволяет выдвинуть предположение о том, что в первых советских отрывных календарях некоторые принципы подбора и построения материала были позаимствованы у более ранних календарей-альманахов российских революционеров5. Рассмотрению советских календарей, напечатанных в период с 1921 по 1941 г., посвящена работа П. Е. Азаровой. Историком продемонстрированы изменения, которые произошли в содержании и структуре советского календаря (в том числе эксперименты с изменением названий дней недели) после Октябрьской революции 1917 г.6 Реорганизация праздничного календаря в СССР первых послевоенных лет стала также предметом исследований С. Н. Шаповалова7. Большой массив литературы посвящен праздничной культуре СССР, проявления которой представлены на страницах советских календарей8.
Из различных видов календарей наиболее информативный характер имели так называемые отрывные календари, издававшиеся огромными тиражами и охватывавшие подавляющее большинство советских семей. Нельзя сказать, что этот источник вовсе не упоминался в историографии. Так, в научно-популярном труде В. В. Алексеева «Мир русских календарей» содержится целый ряд интересных общих наблюдений о календарях советского времени, в том числе отрывных9. Однако содержание советских печатных отрывных календарей остается почти не изученным. Между тем очевидно, что календари как массовый идеологический источник заслуживают специального анализа, в том числе в качестве элемента исторической политики советского режима и источника формирования представлений о прошлом. Все это, разумеется, предмет будущего фундаментального исследования. Наша же статья, скорее, ставит проблему и призвана рассмотреть календари как источник сведений о средневековой истории в рамках коллективного исследовательского проекта, связанного с практиками мобилизации памяти о Средневековье (до XVII в.) в европейских обществах Нового времени10. Таким образом, задача нашего исследования состоит в том, чтобы, дав общую характеристику советских отрывных календарей 1920-1980-х гг., определить место на их страницах событий и героев средневековой отечественной истории и сопоставить полученные результаты с данными источников других типов.
Советское продолжение дореволюционной традиции. Специфика источника и методика изучения. Напомним, что первый российский рукописный календарь был составлен в 1664 г., а выпуск печатных календарей в России был налажен уже с начала XVIII в.11 Первые российские календари имели альбомный формат. В какой-то степени прообразом отрывных календарей, в силу их карманных размеров, можно считать выпущенный Академией наук «Дорожный календарь на 1762 г.». Долгое время издание календарей оставалось государственной монополией, и только в 1865 г. их было разрешено публиковать частным лицам.
Уже в дореволюционной России календари — один из самых массовых видов печатной продукции. Наибольших успехов в их издании (к 1913 г. тиражи достигали 12 млн экз.) во второй половине XIX — начале XX в. достигли издательства А. С. Суворина, И. Д. Сытина и А. А. Гатцука12. Большинство популярных календарей представляли собой универсальные справочники, из которых можно было почерпнуть массу полезной информации. Например, «Календарь на 1885 год» издательства А. А. Гатцука13 содержал такие разделы, как «Бюджет России», «Государства мира», «Метрология», «Луна (фазы луны)», «Папы римские», «Родовспомогательные заведения» и т.д. Календарь даже включал в себя раздел «Некрологи» (с небольшими справками об умерших за предыдущий год выдающихся деятелях культуры, науки, политики и т. д.). По тому же принципу построен популярный «Русский календарь А. С. Суворина». Однако можно найти ряд отличий этого календаря от более демократичного издания типографии А. А. Гатцука. Так, в календаре за 1913 г. представлены большая цветная карта железных дорог России и портреты императорской четы на мелованной бумаге. Также календарь А. С. Суворина отличается обилием рекламы: изображение препарата для улучшения пищеварения путем полоскания рта «Деснол» предшествует даже портрету царя14. Наиболее массовые издания календарей носили универсальный характер, однако многие календари до революции были тематическими. Во второй половине XIX столетия выпускались дамские, детские, сельскохозяйственные, конторские, военные и исторические календари. Эта традиция продолжилась и в советские годы.
В 1860-е гг. появляются и первые отечественные отрывные календари15. В рамках нашей темы особый интерес представляет «Русский исторический календарь», выпускавшийся издательством «Отто Кирхнер». Нельзя сказать, что средневековые сюжеты в этом календаре были широко востребованы. Так, в проанализированном нами выпуске на 1916 г. из 1486 событий российской и мировой истории только 91 (6,1 %) относится к допетровскому периоду русской истории. Многие из них любопытны самим своим описанием (например, «Указ царя Алексея Михайловича о приглашении из-за границы иностранных актеров (15.05.1672)»16; «Указ о ссылке в Сибирь на вечное житье с женами и детьми «по-дельщиков монет» (12.08.1662)»17; «В Россию привезена из Китая первая золотая рыбка (03.09.1511 )»18), но отражают скорее частные интересы и эрудицию составителя, нежели установки «политики памяти».
Первый календарь нового времени — «Советский календарь на 1919 год» — был выпущен в 1918 г. в Москве в издательстве ВЦИК19. Календарь оформлен с обилием узоров, миниатюр и надписей в русском стиле и содержит такие рубрики, как «Преобразование календаря», «Пролетарские праздники», «Месяцеслов. Лето 1919», «Хронология замечательных событий, смерть известных людей» и т. д. В самом начале календаря размещены ноты и тексты к композициям «Интернационал», «Красное знамя», «Коммунистическая Марсельеза», «Похоронный марш», «Смело, товарищи, в ногу!». В «Месяцеслове» календаря отсутствуют события средневекового прошлого, а основной набор дат и событий выглядит прообразом будущих советских календарей. В календаре также имеется раздел «Хронология замечательных событий, смерть известных людей», в котором представлены те события русского Средневековья, которые затем периодически появлялись на
страницах советских отрывных календарей, а именно: выход первой русской книги (Апостол), казнь Стеньки Разина, Невская битва, Куликовская битва и др.20
Титульный лист первого советского календаря
(Советский календарь на 1919 год. М.: Издательство ВЦИК, 1918)
Традиция издания отрывных календарей, как универсальных, так и тематических, продолжилась и в советские годы, с течением времени только набирая обороты. Издательство «Госполитиздат» выпускало различные типы отрывных календарей: «Календарь школьника», «Календарь для женщин», «Настольный календарь» и многие другие. Их суммарный тираж в 1972 г. превысил 40 млн экз. — календари стали популярными не только дома, но и на работе21. Отметим, что советские
отрывные календари в целом были чрезвычайно информативны и содержали самые разнообразные сведения политического, культурного, научно-популярного, географического, бытового характера. В этом отношении они представляли собой своеобразный слепок мировоззрения конкретного времени, что делает их крайне любопытным источником для изучения как исторической политики, так и собственно исторического сознания советских людей.
Попробуем проследить за тем, каким героям и событиям оказывали внимание календари в 1920-1990-е гг., на примере репрезентативной выборки. В ее основе — отрывные календари, принадлежащие к разным периодам советской эпохи, взятые с интервалом в десять лет: за 1927, 1937, 1947, 1957, 1967, 1977, 1987 гг.22 В качестве точки отсчета выбран 1927 г., так как в этом году издательством «Московский рабочий» был выпущен отрывной календарь на русском языке, содержащий большое количество исторических дат и полностью отвечающий всем задачам проводимого нами исследования. Выборка была дополнена календарями за те годы, когда отмечались юбилеи наиболее популярных исторических событий из истории русского Средневековья. В свою очередь, для определения того, какие же события можно отнести к этой группе, нами были проанализированы и соотнесены хронологические таблицы в учебниках отечественной истории, выходивших с 1917 по 1991 г.23 Таким образом, всего нами было отобрано и детально изучено 19 отрывных календарей 1920-х — 1980-х гг.
Герои и события отрывных страниц. Первый в общем ряду проанализированных нами календарей — календарь издательства «Московский рабочий» за 1927 г. Главная его особенность — насыщенность событиями недавнего революционного прошлого (71 событие из всех упомянутых фактов (14 %) относится к истории XX в.). В последующих изданиях значительно уменьшается как общее количество описанных на страницах календаря фактов, так и число постоянных отсылок к революционным событиям. Однако уже в издании 1927 г. обозначились основные пропорции распределения материала по векам. Так, из 1102 упомянутых на страницах календаря событий к Средневековью (IX-XVII вв.) относятся всего 18, или 0,7 % от общего числа. При этом в контексте русского Средневековья упоминаются лишь четыре даты (0,36 %): 1) 1 марта 1564 г. — открытие первой типографии в России24; 2) 14 марта 1564 г. — вышла первая русская книга (Апостол)25; 3) 2 мая 1563 г. — выход первой печатной книги в России26; 4) 16 июня 1671 г. — казнь Стеньки Разина27. Календарь 1927 г. содержит записи, которые исчезли из более поздних календарей, в дальнейшем издававшихся «Госиздатом». Как правило, они посвящены признанию СССР на международной арене, деятельности коммунистических партий в других странах, малозначительным событиям из истории освободительного движения в России и т. д. Приведем в качестве примера некоторые из них: «Вождь американской Воркерс Партии (компартии) Рутенберг осужден к 10 годам тюрьмы за участие в коммунистическом съезде в 1922 году»28; «Распространение среди рабочих листовок петербургского комитета РСДРП(б) под лозунгами "долой войну", "да здравствует мир"»29; «Основание школы агитаторов, которая позднее была преобразована в коммунистический университет имени Свердлова»30 и др. Большинство подобных нарративов в дальнейшем было заменено упоминаниями более ранних событий отечественной истории.
Стенька Разин
(Портрет из голландского издания КУП век») (К событию 1671 г.)
ИЮНЬ
1(1
ЧЕТВЕРГ
МОСКОВСКИЙ РАБОЧИЙ
Страница из календаря за 16 июня 1927 г. (Календарь на 1927 г. М.: Издательство «Московский рабочий», 1926)
Какие же объекты из истории русского Средневековья присутствуют на страницах советских отрывных календарей? Приведем таблицу, отображающую события и героев русской средневековой истории, представленных в проанализированных календарях(табл. 1).
Как видно из табл. 1, среди всех присутствующих на страницах календарей объектов выделяются два безусловных лидера — Александр Невский и Степан Разин, упоминаемые чаще всего (в 4 из 7 изданий). При этом Степан Разин значительно раньше попал на отрывные страницы, чем святой благоверный князь (в нашей выборке Александр Ярославич оказался на страницах календаря после Великой Отечественной войны). Это легко объясняется — вождь крестьянского восстания, а именно так его характеризовали в календарях, логично вписывался в общую подборку имен и фактов. Любопытно проследить эволюцию записей
1925 — В Софии (Болгария) начался процесс членов ЦК болгарской компартии (см. на обороте).
19^7 _ Открытие I Съезда Советов Рабочих и Солдатских деп.
1907 — Арест с.-д. депутатов.
1905—Избиение и расстрел рабочих, женщин и детей в Иваново-Вознесенске (28 убито).
1904 — Убийство финляндского ген.-губернатора Бобрикова в Гельсингфорсе.
1671 — Казнь Стеньки Разина (см. на обороте).
~ Восх. солнца 3 ч. 15 и.
У Зах. солипа 20 ч. 46 и.
Таблица 1
События и герои русской средневековой истории в советских отрывных календарях 1927-1987 гг. издания3
m
¡ь
Последовательность упоминаний событий Средневековья (в календарном порядке) 1927 1937 1947 1957 1967 1977 1987
1 2 3 4 5 6 7 8
1. 01.03.1564 — открытие первой типографии в России 10.03.1564 — в России вышла первая русская книга 04.04.1947 — картинка «Москва в XII веке». Статья «Первые упоминания о Москве в Летописи» 13.01.1957 — в этом году исполняется 750 лет со времени (1207) восстания в Новгороде против бояр 05.04.1967 — 725 лет назад (1242) войска Александра Невского разгромили немецких рыцарей на Чудском озере (Ледовое побоище) 29.07.1942 — 35 лет со дня учреждения (1942) ордена Суворова, ордена Кутузова и ордена Александра Невского 28.02.1987 — памятник Ярославне. Упоминание об Игоре Святославиче Новгород* Север-ском
2. 14.03.1564 — вышла первая русская книга (Апостол) 16.06.1671 — казнь царем Алексеем Романовым вождя крестьянского восстания Степана Разина 05.04.1947 —705 лет со дня Ледового побоища (1242) — разгрома немецких псов-рыцарей войсками Александра Невского на Чудском озере. Статья «Московский кремль» 18.01.1654 —воссоединение Украины с Россией 26.06.1967 — в этом году исполняется 900 лет со дня основания (1067) города Орши 26.03.1957 — изображение Ильи Муромца с картины Васнецова
3. 02.05.1563 — выход первой печатной книги в России 30.05.1947 — картинка «Пушечный двор в старой Москве» 05.04.1957 —715 лет со дня (1242) «Ледового побоища» — разгрома немецких рыцарей войсками Александра Невского на Чудском озере 05.07.1967 — в этом году исполняется 900 лет со времени основания (1067) города Минска (первое упоминание в летописи)
1 2 3 4 5 6 7 8
4. 16.06.1671 — казнь Стеньки Разина 16.06.1671 — казнен Степан Тимофеевич Разин, донской казак, вождь крестьянского восстания 29.04.1957 —290 лет назад, весной 1667 г., в России началась крестьянская война против крепостнического гнета. Ею руководил Степан Разин 06.08.1967 — 450 лет со дня выхода (1517) первой белорусской печатной книги
5. 06.08.1947 —290 лет со дня смерти (1657) Богдана Хмельницкого, великого сына украинского народа, полководца и государственного деятеля. Статья «Богдан Хмельницкий» 04.07.1957 —370 лет назад, летом 1587 г., был основан город Тобольск
6. 08.09.1380 —Куликовская битва. Победа русских войск Дмитрия Донского над монголо-татарскими войсками Мамая. Рисунок «Дмитрий Донской объезжает Куликово поле после битвы» (с рисунка художника Шарлеманя). Статья «Дмитрий Донской» 09.08.1957 —6 августа исполнилось 300 лет со дня смерти (1657) Богдана Хмельницкого. Картинка «Вручение Богдану Хмельницкому грамоты о воссоединении Украины с Россией»
7. 09.09.1947 — картинка «Старая Москва. На Сухаревской площади» 05.11.1957 —345 лет назад (1612) народное ополчение во главе с Мининым и Пожарским освободило Москву от польских интервентов
о
А ^
СГ
"О
I >
аз >
"О
О
О ь о
-Q 1 "О
г
К'
3"
8. 27.10.1947 —275 лет со дня (1672) первого театрального представления в России 24.12.1957 —770 лет назад, около 1187 г., великий грузинский поэт Шота Руставели написал поэму «Витязь в тигровой шкуре»
9. 05.11.1612 — русское войско во главе с Мининым и Пожарским очистило Москву от интервентов. Рисунок «Дмитрий Пожарский во главе народного ополчения штурмует Кремль». Статья «Разгром интервентов в 1612 г.»
10. 16.12.1583 —умер Иван Федоров, русский первопечатник
m
ib
"D
О О
3
ш с
CD CD
ь
ib о
о о
S
с
S
Sc О
CD
о о\
о Степане Разине на протяжении тридцати лет: 1) «Казнь Стеньки Разина» (1927)32; 2) «Казнь царем Алексеем Романовым вождя крестьянского восстания Степана Разина» (1937)33; 3) «Казнен Степан Тимофеевич Разин, донской казак, вождь крестьянского восстания» (1947)34; 4) «290 лет назад, весной 1667 г., в России началась крестьянская война против крепостнического гнета. Ею руководил Степан Разин» (1957)35. Так Разин проделывает путь от «Стеньки» до «Степана Тимофеевича Разина», вождя крестьянского восстания против крепостнического гнета. Однако после 1957 г. Степан Разин исчезает со страниц календарей и не появляется даже в год 300-летия начала восстания (1967). В календаре 1927 г. содержится статья, посвященная Степану Разину, в которой сказано, что «задачей восстания, так, как она намечалась руководителями, было уничтожение крепостного права и помещичьего государства с заменой его казацкой республикой, возглавляемой царем, послушным воле народа». Кроме того, в конце статьи сделана небольшая ремарка: «Народные песни до сих пор прославляют Разина как героя»36.
Имя Александра Невского чаще всего упоминается в календарях в связи с Ледовым побоищем. Исключением в числе проанализированных нами календарей является лишь запись от 29 июля 1977 г.: «35 лет со дня учреждения (1942) ордена Суворова, ордена Кутузова и ордена Александра Невского»37. Во всех остальных случаях текст примерно одинаков. Несколько выделяется в общем ряду календарь за 1947 г., в котором противники Александра Невского вместо обычных «рыцарей» названы «псами-рыцарями»38, что, безусловно, свидетельствует о более яркой негативной оценке.
Некоторые объекты упоминаются в календарях три раза: это выход первой русской печатной книги, Ледовое побоище (находится в прочной ассоциативной связи с Александром Невским), воссоединение Украины с Россией. То обстоятельство, что в календарях многократно присутствует выход первой русской печатной книги, требует специального объяснения. По нашему мнению, это связано непосредственно с тем, что в советские годы составители календарей пытались выделить из многочисленных событий русского Средневековья те, которые можно хотя бы условно интерпретировать как проявления светской жизни. В календаре 1927 г. сразу три даты можно отнести к этому событию: 1) «Открытие первой типографии в России»39; 2) «Вышла первая русская книга (Апостол)»40; 3) «Выход первой печатной книги в России»41. Кроме того, в календаре 1937 г. есть запись «В России вышла первая русская книга»42 (10 марта 1564 г.); в издании 1947 г «Умер Иван Федоров, русский первопечатник» (16 декабря 1583 г.)43; в календаре за 1967 г. — «450 лет со дня выхода (1517) первой белорусской печатной книги»44. Сюжет о воссоединении Украины с Россией, а также личность Богдана Хмельницкого упоминаются трижды — в календарях 1947 и 1957 гг., что, видимо, объясняется близостью даты 300-летнего юбилея присоединения левобережной Украины к России в 1954 г. Также в послевоенных календарях 1947 и 1957 гг. появляется дата освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 г. народным ополчением во главе с Мининым и Пожарским.
Этим ограничивается круг объектов памяти, упоминающихся в проанализированных нами календарях не менее двух раз. Тем не менее некоторые из средневековых событий, оказавшихся на страницах календарей, имели довольно обширные
описания. Так, к записи о Куликовской битве (от 8 сентября 1947 г.) прилагался в качестве дополнительного материала значительный отрывок из стихотворения декабриста К. Ф. Рылеева «Димитрий Донской»45. В отдельную группу можно выделить записи об основании городов: 1) основание Орши (1067)46; 2) основание Минска (1067)47; 3) основание Тобольска (1587)48. Внимания заслуживают также и картинки, не привязанные к конкретной дате со страницы, на которой они изображены, но имеющие сопроводительный текст на обратной стороне листа. К их числу принадлежит рисунок «Москва в XII в.» со статьей профессора К. В. Сивкова «Первые упоминания о Москве в летописях»49. На странице за 5 апреля 1947 г. представлено изображение «Московский Кремль при Иване Калите» и статья того же К. В. Сивкова50. Также в календарях представлены другие изображения, не имеющие сопроводительного текста, которые сложно привязать к конкретному периоду: «Пушечный двор в старой Москве»51, «Старая Москва. На Сухаревской площади»52.
скитавгь
«
Поел. четв. Зах. 15.31 Восх. 21.53
+ 114
ПОНЕДЕЛЬНИК
138!) — Куликовская битва. Победа русских во йен Дмитрия Донского над монголо-татарскими войсками Мамам.
«Дмитрий Донской объезжает Куликово иоле после бигвы»
С рисунка хуоожника Шарлемапя
Страница из календаря за 8 сентября 1947 г. (Календарь на 1947 г. М.: Госиздат, 1946)
Лишь отдельные средневековые события, имеющие четкую хронологическую («календарную») привязку, прочно закрепились в учебных текстах советского времени и получили в них подробное освещение. В их числе татаро-монгольское
о
Восх. 6.48 Зах. 19.10 Долгота Дня 13.24
—251
нашествие, Ледовое побоище, Куликовская битва, свержение татаро-монгольского ига (стояние на реке Угре). Как отмечено выше, нами были проанализированы календари, выходившие в юбилейные для этих событий годы53.
Любопытно, что некоторые часто упоминаемые в учебниках события не нашли отражения в календарях за указанные годы. К их числу принадлежит, например, стояние на реке Угре. В то же время на страницах календарей регулярно упоминаются юбилеи Невской и Грюнвальдской битв. Наиболее же востребована в качестве объекта памяти Куликовская битва. Упоминания о ней содержатся практически во всех календарях за юбилейные годы. При этом в 1942 г., неюбилейном для Куликовской битвы, на странице календаря за 8 сентября даже содержится стихотворение А. Суркова:
От нас убегали монгольские орды Мамая,
Солдат Бонапарта мы в наших снегах погребли.
На полчища Гитлера кованый меч поднимая,
Мы грудью прикрыли просторы славянской земли54.
Отдельного упоминания достойны статьи, размещенные на обратных сторонах листов. В преддверии 800-летнего юбилея Москвы в календаре за 1947 г. появляется статья «Первые упоминания о Москве в летописях». Автор статьи — уже упоминавшийся профессор К. В. Сивков, специалист по истории крестьянства и политической истории России XVIII-XIX вв. Именно его перу принадлежат краткие исторические зарисовки о Средневековье на страницах календаря за 1947 г. Статья «Первые упоминания о Москве в летописях» насыщена фактами; в ней, несмотря на небольшой объем, упомянуты Юрий Долгорукий, Владимир Мономах, Святослав Ольгович Новгород-Северский, Игорь Святославович Новгород-Северский, «Слово о полку Игореве», Ипатьевская летопись55. Не менее содержательна статья К. В. Сивкова «Московский Кремль». В ней освещены основные этапы строительства Кремля, его захватов, уничтожений и многочисленных перестроек. При этом, несмотря на насыщенность фактами, начинается статья небольшим лирическим отступлением автора: «Не в раз Москва выстроилась! — говорят в народе. Длинна и история Кремля»56. В этом же календаре, как в одном из первых вышедших после Великой Отечественной войны, не остался без внимания сюжет изгнания интервентов из Москвы в 1612 г. В календарной статье, посвященной этому событию, четко расставлены акценты. Из текста читателю становится ясно, что «в июне 1611 г. интервенты захватили героически защищавшийся Смоленск, а затем при помощи продажной боярской верхушки вступили в Москву и захватили Кремль». Ключевую роль в сборе ополчения, по мнению автора статьи, сыграл Кузьма Минин: «На призыв патриота, нижегородского земского старосты Кузьмы Минина помочь отечеству, собрать ополчение и освободить Москву поднялись города и села Московского государства». При этом воинские заслуги в разгроме интервентов целиком принадлежат князю Пожарскому: «22 августа началась битва войска Пожарского с отборным польским войском гетмана Ходкевича, которое прибыло на помощь польскому гарнизону, засевшему в Кремле. Ходкевич был разбит <...> Борьба русского народа за свою независимость окончилась полным разгромом интервентов»57.
Таким образом, мы можем продемонстрировать результаты подсчетов после анализа данных всей выборки отрывных календарей, изданных в период с 1927 по 1990 г. (табл. 2).
Таблица 2
События и герои русской средневековой истории (по материалам советских отрывных календарей 1927-1990 гг.). Рейтинг58
№ Объект Количество упоминаний
1 Куликовская битва 8
2 Ледовое побоище 5
3-4 Александр Невский; Степан Разин по 4
5-6 Выход первой русской печатной книги; воссоединение Украины с Россией по 3
7-10 Минин и Пожарский; Невская битва; Грюнвальдская битва; Первое упоминание о Москве по 2
Календари в советские годы были действительно значимым средством государственной пропаганды, о чем говорят их многомиллионные тиражи. На страницах календарей была представлена официальная позиция властей по отношению к тому или иному историческому событию, а сам набор дат, событий и имен, отражавший основные установки государственной исторической политики, позволяет утверждать, что в конструировании исторической памяти о прошлом главенствующую роль играл милитаристский дискурс. Куликовская битва, Ледовое побоище, Невская битва, Грюнвальдская битва, князь-воин Александр Ярославич Невский, защитники России от иностранных интервентов Минин и Пожарский, — вот наиболее популярные объекты памяти на страницах календарей. Безусловно, Великая Отечественная война оказала значительное влияние на такое развитие событий. Именно в военные годы особенно активно стали проводиться параллели между современными битвами и сражениями прошлых лет, демонстрироваться преемственность между древнерусскими воинами и советскими солдатами. Также и фашистские войска зачастую сравниваются с прежними врагами Руси. Князья-созидатели — такие как Иван Калита (которому, кстати, уделено достаточно материала в советских учебниках по истории) — оказываются вне сферы внимания составителей календарей. Даже Иван III, известный как собиратель русских земель, в календаре за 1940 г. предстает в образе защитника Руси от татар (фрагмент картины «Царь Иван III разрывает ханскую грамоту»)59. Разумеется, изданные под контролем государства календари отражали скорее установки политики памяти советского времени, нежели непосредственно «общественный заказ» и историческое сознание общества. В этом контексте правильное понимание роли календарей как инструментов формирования памяти возможно в сопоставлении с другими факторами и источниками массового исторического сознания советского времени (табл. 3).
Таблица 3
Рейтинг объектов исторической памяти советского общества. Средневековый период (по разным группам источников)60
Место в рейтинге Художественная литература Публицистическая литература Периодическая печать Киноисточники Монументальная скульптура Отрывные календари
1. Степан Разин Иван Грозный [1-3]* Игорь Святославович Новго-род-Северскпй; Иван Грозный; Степан Разин [1-3] Иван Грозный; Василий Буслаев; опричнина Александр Невский Куликовская битва
2. Иван Грозный [2-4] Александр Невский; Смутное время; Степан Разин Андрей Рублев Ледовое побоище
3. Илья Муромец [3-6] Олег Вещий; князь Игорь Старый; Юрпй Долгорукий; Степан Разин [3—4] Александр Невский; Степан Разин
4. [4-7] Владимир Святой; Лжедмптрпй I; Никон; церковнып раскол [4-6] Борис Годунов; Федор Иоан-новпч; Иван Сусанин [4-10] Игорь Новгород-Северскпй; Александр Невский; Татаро-монгольское нашествие; Ледовое побоище; Малюта Скуратов; опричнина; Андрей Курбский
5. [5-10] крещение Руси;татаро-монгольское пго; опричнина; Лжедмптрпй I; Минин п Пожарский; Алексей Михайлович [5-6] выход первой русской печатной книги; воссоединение Украины с Россией
6.
7. [7-9] Владимир Мономах; Александр Невский; Иван III [7-10] первое упоминание о Москве; Невская битва; Грюнвальдская битва; Минин п Пожарский
8. [8-10] Игорь Новго-род-Северскпй; Ярослав Мудрый; Алексей Михайлович
9.
10. крещение Русп
* Цифры в квадратных скобках означают место в рейтинге; если рейтинг в силу характера псточнпковой выборки нельзя определить более точно, то дается интервал.
Таким образом, отрывные календари, будучи продуктом «мемориальной политики», обходят вниманием ряд персонажей и событий, важных для культурной памяти общества (Владимир Святой, Крещение Руси, Ярослав Мудрый, Игорь Нов-город-Северский), но «подозрительных» с точки зрения советских идеологических установок, а также конфликтные объекты (Иван Грозный, опричнина, Борис Годунов). Интересно, что современные российские отрывные календари (издающиеся, конечно, уже значительно меньшими тиражами) выглядят логичным продолжением своих советских предшественников за тем исключением, что в них сильно влияние православной традиции. Многие современные российские отрывные календари дополняют советский календарный пантеон памяти именами государственных и церковных деятелей, почитаемых Русской православной церковью. К их числу, безусловно, принадлежат княгиня Ольга, Владимир Святой, Даниил Московский, Петр и Феврония Муромские, Георгий Владимирский, Нил Сорский и др.
Подведем предварительные итоги. Традиция издания массовых календарей берет свое начало в дореволюционной России. Однако между форматом дореволюционного и советского календарей существуют серьезные различия. Советский отрывной календарь в отличие от распространенных до 1917 г. стал скорее не справочным изданием, а орудием пропаганды. Сам принцип использования отрывного календаря предполагал ежедневное обращение к нему, в то время как дореволюционные календари использовались чаще при поиске какой-либо необходимой информации справочного характера. Не случайно тиражи советских отрывных календарей сопоставимы по массовости с другими идеологически важными печатными изданиями эпохи — учебниками, партийной литературой, произведениями классиков и другой продукцией идейно-пропагандистского содержания. С одной стороны, сопоставляя данные анализа календарей с результатами проверки других источников, мы видим, что вряд ли картина, создаваемая календарями, в достаточной мере отражает/формирует карту памяти советского общества. С другой стороны, приведенные данные свидетельствуют о том, что советские календари служили укреплению позиций «военно-патриотического» ряда героев и событий, которые не вызывали «идеологической аллергии» советской власти — это упомянутые выше Куликовская битва, Александр Невский, Ледовое побоище, Невская битва. Интересно, что эта традиция нашла определенное отражение и в современную эпоху, в которую, правда, «военный» пантеон стал активно пополняться за счет «церковных» героев.
Таким образом, можно предположить, что календари служили важным и достаточно эффективным инструментом исторической политики. Это обстоятельство, в свою очередь, побуждает нас еще раз указать на значение отрывных календарей как перспективного источника для изучения коллективной памяти советского общества, которую пыталась формировать власть, разумеется, не только (и не столько) в отношении Средневековья.
1 Статья подготовлена при поддержке РНФ, проект «"Мобилизованное средневековье": обращение к средневековым образам в дискурсах национального и государственного строительства в России и странах Центрально-Восточной Европы и Балкан в Новое и Новейшее время», проект № 16-18-10080.
2 См. подробнее: Ростовцев Е. А., Сосницкий Д. А. Направления исследований исторической памяти в России // Вестник СПбГУ. Сер. 2. История. 2014. Вып. 2. С. 106-126.
3 См., напр.: Еремеева С. А. Монументальные практики коммеморации в России XIX — начала XX века // Образы времени и исторические представления: Россия — Восток — Запад / под ред. Л. П. Репиной. М., 2010. С. 911-927; Малышева С. Ю. Мифологизация прошлого: советские революционные празднества 1917-1920-х гг. // Диалоги со временем: память о прошлом в контексте истории. М., 2008. С. 682-710; Паренчук Т. Н.: 1) Основные направления и тенденции развития российской праздничной культуры в городской среде // Толерантность и праздничная культура в городской среде. Омск, 2008. С. 4-15; 2) Праздничная культура современной России в контексте урбанизации: автореф. дис. ... канд. культурологии. Кемерово, 2008; Орлов О. Л. Праздничная культура России. СПб., 2001; Праздничная культура России: традиции и современность. Орел, 2012.
4 Абрамкин О. С.: 1) Отражение отечественной истории в исторических календарях Российской империи // Вестник СПбГУ. Сер. 2. История. 2012. Вып. 1. С. 149-154; 2) Русский исторический календарь (на материале месяцесловов XVIII-XIX вв.) // III научная конференция студентов и аспирантов (Исторический факультет СПбГУ): сб. науч. мат-лов. 18 ноября 2009 г. Санкт-Петербург. СПб., 2009. С. 52-56.
5 Зыков О. П., Рябова Т. В. Календарь «Народной воли» как уникальный пример независимой политической журналистики // European Social Science Journal. 2014. № 2-1 (41). P. 340343.
6 Азарова П. Е. Календари 1921-1941 годов как инструмент конструирования социальной памяти // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер.: История, филология. 2012. Т. 11, № 1. С. 121-125.
7 Шаповалов С. Н. Реорганизация советского праздничного календаря в 1945-1950-е гг. // Общество: философия, история, культура. 2015. № 1. С. 35-37.
8 См., напр.: Шаповалов С. Н. Историческая трансформация российских (советских) государственных праздников в 1917-1991 гг. (на материалах Краснодарского края и Ростовской области): автореф. дис. ... канд. ист. наук. Краснодар, 2011; Паренчук Т. Н. Календарная система массовых праздников как фактор формирования общественного «календарного» сознания в городской народной культуре // Омский научный вестник. 2012. № 4 (111). С. 294-297; и др.
9 Алексеев В. В. Мир русских календарей. М., 2002.
10 Проект «Мобилизованное средневековье»: обращение к средневековым образам в дискурсах национального и государственного строительства в России и странах Центрально-Восточной Европы и Балкан в новое и новейшее время, руководитель А. И. Филюшкин // Сайт Российского научного фонда. URL: http://www.rscf.ru/prjcard?rid=16-18-10080 (дата обращения: 01.02.2017).
11 Календарь // Большая российская энциклопедия. М., 2008. Т. 12. С. 494.
12 Русский календарь А. Суворина (на 1872-1917). СПб.[Пг.], 1871-1916; Календарь иллюстрированный А. Гатцука (на 1872-1917). М., 1871-1916; Всеобщий русский календарь (1885-1918). М., 1884-1917. — См. также: Зыков О. П., Рябова Т. В. Первые отечественные светские календари и их связь с журналистикой // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 2. Филология и искусствоведение. 2013. № 4 (128). С. 183-188.
13 Календарь на 1885 год иллюстрированный. Год тринадцатый / под ред. А. Гатцука. М.,
1884.
14 Русский календарь на 1913 г. А. Суворина. Сорок второй год. СПб., 1913.
15 Стенной календарь на каждый день. 1866, 365 листов заключающие в себе необходимые каждому на всякий день года календарные сведения. СПб., 1865; Алексеев В. В. Мир русских календарей. С. 120.
16 15 мая // Русский исторический календарь на 1916 г. Пг., [1915]. С. 136.
17 12 августа // Там же. С. 225.
18 3 сентября // Там же. С. 247.
19 Советский календарь на 1919 год. М.: Издательство ВЦИК, [1918].
20 Там же. С. 20-24.
21 Толмачев А. В. Календарь // Большая советская энциклопедия. М., 1973. Т. 11. С. 200.
22 Календарь на 1927 г. М., 1926; Календарь на 1937 год. М., 1936; Календарь на 1947 год. М., 1946; Календарь на 1957 год. М., 1956; Календарь на 1967 год. М., 1966; Календарь на 1977 год. М., 1976; Календарь на 1987 год. М., 1986.
23 Ефименко А. Я. Элементарный учебник русской истории. Курс эпизодический для средне-учебных заведений и высших начальных училищ. Пг., 1917; История СССР. Краткий курс / под ред. проф. А. В. Шестакова. М., 1955; Алексеев С. П., Карцов В. Г. История СССР. Учебная книга для 4-го класса. М., 1961.
24 1 марта 1927 г. // Календарь на 1927 год...
25 14 марта 1927 г. // Там же.
26 2 мая 1927 г. // Там же.
27 16 июня 1927 г. // Там же.
28 5 января 1927 г. // Там же.
29 21 января 1927 г. // Там же.
30 18 июня 1927 г. // Там же.
31 Таблица сост. по: Календарь на 1927 год.; Календарь на 1937 год.; Календарь на 1947 год.; Календарь на 1957 год.; Календарь на 1967 год.; Календарь на 1977 год.; Календарь на 1987 год.
32 16 июня 1927 г. // Календарь на 1927 год.
33 16 июня 1937 г. // Календарь на 1937 год.
34 16 июня 1947 г. // Календарь на 1947 год.
35 29 апреля 1957 г. // Календарь на 1957 год.
36 16 июня 1927 г. // Календарь на 1927 год.
37 29 июля 1977 г. // Календарь на 1977 год.
38 5 апреля 1947 г. // Календарь на 1947 год.
39 1 марта 1564 г. // Календарь на 1927 год.
40 14 марта 1564 г. // Там же.
41 2 мая 1927 г. // Там же.
42 10 марта 1564 г. // Календарь на 1937 год.
43 16 декабря 1947 г. // Календарь на 1947 год.
44 6 августа 1967 г. // Календарь на 1967 год.
45 8 сентября 1947 г. // Календарь на 1947 год.
46 26 июня 1967 г. // Календарь на 1967 год.
47 5 июля 1967 г. // Там же.
48 4 июля 1957 г. // Календарь на 1957 год.
49 Сивков К. Первые упоминания о Москве в летописях // Календарь на 1947 год.
50 Сивков К. Московский Кремль при Иване Калите // Там же.
51 30 мая 1947 г. // Там же.
52 9 сентября 1947 г. // Там же.
53 Календарь на 1930 год. М., 1929; Календарь на 1940 год. М., 1939; Календарь на 1942 год. М., 1941; Календарь на 1950 год. М., 1949; Календарь на 1952 год. М., 1951; Календарь на 1960 год. М., 1959; Календарь на 1962 год. М., 1961; Календарь на 1970 год. М., 1969; Календарь на 1972 год. М., 1971; Календарь на 1980 год. М., 1979; Календарь на 1982 год. М., 1981; Календарь на 1990 год. М., 1989.
54 8 сентября 1942 г. // Календарь на 1942 год.
55 Сивков К. Первые упоминания о Москве.
56 Сивков К. Московский Кремль при Иване Калите.
57 Разгром интервентов в 1612 г. // Календарь на 1947 год.
58 Таблица сост. по: Календарь на 1927 г. М., 1926; Календарь на 1930 год.; Календарь на 1937 год.; Календарь на 1940 год.; Календарь на 1942 год.; Календарь на 1947 год.; Календарь на 1950 год.; Календарь на 1952 год.; Календарь на 1957 год.; Календарь на 1960 год.; Календарь на 1962 год.; Календарь на 1967 год.; Календарь на 1970 год.; Календарь на 1972 год.; Календарь на 1977 год.; Календарь на 1980 год.; Календарь на 1982 год.; Календарь на 1987 год.; Календарь на 1990 год.
59 8 сентября 1940 г. // Календарь на 1940 год. М., 1939.
60 См. подробнее: Сосницкий Д. А. Историческая память о допетровской Руси в России второй половины XIX — начала XXI вв.: дис. . канд. ист. наук. СПб., 2015. С. 112.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ
Ростовцев Е. А., Сосницкий Д. А. Средневековые события и герои в советских отрывных календарях // Новейшая история России. 2017. № 3 (20). С. 163-181. УДК 82-94
Аннотация: Объектом исследования в статье выступают советские отрывные календари (одно из наиболее массовых печатных изданий ХХ в.), которые рассматриваются как источники формирования исторического сознания и инструменты политики памяти. Авторы показывают, что, хотя традиция издания массовых календарей берет свое начало в дореволюционной России, между форматом дореволюционного и советского календарей существовали серьезные различия. Из справочного издания в советское время календарь превратился в важное орудие пропаганды, реализующее задачи политики памяти. В этом смысле он играл важную идеологическую роль наряду с другими массовыми печатными изданиями эпохи — учебниками, произведениями классиков, партийной печатью. Основным предметом рассмотрения в статье являются события и герои русского Средневековья, интерпретация их образов на отрывных страницах. Авторы сравнивают календари с другими источниками формирования массовых исторических представлений и выдвигают предположения о их специфической роли в системе исторической политики советского времени. В частности, высказываются аргументированные суждения о том, что картина, создаваемая в календарях, не отражала в полной мере карту памяти общества относительно средневекового прошлого. Составителями календарей игнорировался ряд важных для культурной памяти героев и событий, в то же время календари существенно способствовали укреплению в историческом сознании позиций тех объектов памяти, прославление которых не противоречило идеологии советского режима. Это прежде всего военные победы и их герои — Куликовская битва, Александр Невский, Ледовое побоище, Невская битва. Так или иначе, материалы статьи показывают важную исследовательскую перспективу для изучения календарей как инструментов политики памяти в СССР, направленной, разумеется, не только (и не столько) на формирование представлений о Средневековье.
Ключевые слова: историческая память, отрывные календари, русское средневековье, допетровская Русь, политика памяти, историческая политика.
Сведения об авторах: Ростовцев Е. А. — кандидат исторических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет (Санкт-Петербург, Россия); e.rostovtsev@spbu.ru | Оосницкий Д. А. — кандидат исторических наук, инженер-программист, Санкт-Петербургский государственный университет (Санкт-Петербург, Россия); d.sosnitskij@spbu.ru
FOR CITATION
Rostovtsev E. A., Sosnitsky D. A. Medieval Events and Heroes in Soviet Tear-Off Calendars, Modern History of Russia, no. 3, 2017, pp. 163-181.
Abstract: The focus of the article is Soviet tear-off calendars (one of the most mass print publications of the 20th century), which are regarded as sources of the formation of historical consciousness and instruments of the memory policy. The authors show that despite of origination of the tradition of publishing mass calendars in pre-revolutionary Russia, there are serious differences between the format of the pre-revolutionary calendars and Soviet ones. The Soviet tear-off calendar, unlike the calendars circulated before 1917, became rather a propaganda instrument than a reference tool, along with textbooks, Party literature and other products of ideological content. The main subject of research in the article are the events and heroes of the Russian Middle Ages, the interpretation of their images on tear-off pages. The authors compare tear-off calendars with other sources of
formation of historical representations and put forward suggestions on the specific role of calendars in the system of Soviet historical policy. In particular, the article argues reasonably that the picture created by calendars is not likely to reflect (form) adequately a map of the memory of Soviet society. On the other hand, the data cited indicate that the Soviet calendars served as a significant strengthening in the public historical consciousness of places of consensus, primarily of the "military-patriotic" kind, that is, those places of memory that did not evoke the "ideological allergy" of authorities, such as the Battle of Kulikovo, Alexander Nevsky, the Battle of the Ice, the Battle of the Neva. The article shows that tear-off calendars is important source for studying the historical policy of the Soviet era, which the authorities surely tried to form not only (and not so much) in relation to the Middle Ages.
Keywords: historical memory, tear-off calendars, Russian Middle Ages, pre-Petrine Russia, politics of memory, historical policy.
Authors: RostovtsevE. A. — Candidate of History, Associate Professor, St. Petersburg State University (St. Petersburg, Russia); e.rostovtsev@spbu.ru | Sosnitsky D. A. — Candidate of History, Part-Programming Engineer, St. Petersburg State University (St. Petersburg, Russia); d.sosnitskij@spbu.ru
References:
Abramkin O. S. 'Otrazhenie otechestvennoj istorii v istoricheskikh kalendariakh Rossiyskoy imperii', Vestnik SPbGU, Ser.: Istoriya, no. 1, 2012.
Abramkin O. S. 'Russkiy istoricheskiy kalendar (na materiale mesyatseslovov XVI11—XIX vv.)', III nauchnaja konferencia studentov i aspirantov (Istoricheskiy fakultet SPbGU): sb. nauch. mat-lov. 18 noiabrya 2009 g. Sankt-Peterburg (St. Petersburg, 2009). Alekseev V. V. Mir russkikh kalendarey (Moscow, 2002).
Azarova P. E. 'Kalendari 1921-1941 godov kak instrument konstruirovaniya socialnoy pamyati', Vestnik Novosi-birskogo gosudarstvennogo universiteta, Istoria, filologia, Vol. 11, no. 1, 2012.
Eremeeva S. A. 'Monumentalnye praktiki kommemoratsii v Rossii XIX — nachala XX veka', Obrazy vremeni i istoricheskie predstavleniya: Rossiya — Vostok — Zapad (Moscow, 2010)
Malysheva S. Yu. 'Mifologizaciya proshlogo: sovetskie revolutsionnye prazdnestva 1917-1920-kh gg.', Dialogi so vremenem: pamyat o proshlom v kontekste istorii (Moscow, 2008). Orlov O. L. Prazdnichnaya kultura Rossii (St. Petersburg, 2001).
Parenchuk T. N. 'Kalendarnaia sistema massovykh prazdnikov kak faktor formirovania obshchestvennogo "ka-lendarnogo" soznanija v gorodskoy narodnoy kulture', Omskiy nauchniy vestnik, no. 4 (111), 2012. Parenchuk T. N. 'Osnovnye napravlenia i tendentsii razvitia rossiyskoy prazdnichnoy kultury v gorodskoy srede', Tolerantnost i prazdnichnaya kultura v gorodskoy srede (Omsk, 2008).
Parenchuk T. N. Prazdnichnaja kultura sovremennoy Rossii v kontekste urbanizatsii (Kemerovo, 2008). Prazdnichnaja kultura Rossii: traditsii isovremennost (Orel, 2012).
Rostovtsev E.A., Sosnitskiy D.A. 'Napravleniya issledovaniy istoricheskoy pamjati v Rossii', Vestnik SPbGU, Ser.: Istorija, no. 2, 2015.
Shapovalov S. N. 'Reorganizatsia sovetskogo prazdnichnogo kalendaria v 1945-1950-e gg.', Obshchestvo: filosofía, istoria, kultura, no. 1, 2015.
Shapovalov S. N. Istoricheskaya transformatsia rossiyskikh (sovetskikh) gosudarstvennykh prazdnikov v 19171991 gg. (na materialakh Krasnodarskogo kraya i Rostovskoy oblasti) (Krasnodar, 2011)
Sosnitskiy D. A. Istoricheskaia pamyat o dopetrovskoj Rusi v Rossii vtoroj poloviny XIX — nachala XXI vv. (St. Petersburg, 2015).
Zykov O. P., Ryabova T. V. 'Kalendar "Narodnoy voli' kak unikalniy primer nezavisimoy politicheskoy zhurnalisti-ki', European Social Science Journal, no. 2-1 (41), 2014.
Zykov O. P., Ryabova T. V. 'Pervye otechestvennye svetskie kalendari i ikh svjaz s zhurnalistikoy', Vestnik Ady-geyskogo gosudarstvennogo universiteta, Filologia i iskusstvovedenie, no. 4 (128), 2013.